Абатурова Нина Михайловна : другие произведения.

В музее Изо Екатеринбурга

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассказ о походе бабушки Наде с четырёхлетней внучкой Ниночкой в музей изобразительного искусства города Екатеринбурга осенью в период пандемии, вызванной вирусом COVID-19.

   Начало ноября, как и октябрь в Екатеринбурге несмотря на снег, было тёплым. Выпавший снег и небольшой минус на улице не портили настроение. Ниночка вместе с бабушкой гуляла на плотинке Екатеринбурга. Яркое солнце, отражаясь на белом снегу, поднимало настроение. Деревья, уже сбросив листья, стояли голые.
   Держась за бабушкину руку, Ниночка прошла по каменным плитам, установленным вдоль покрытой тонким льдом Исети. Дошла до небольшого пешеходного увешанного замками моста. Около него река не замёрзла. В воде плавали утки. Их было много. Но не все утки плавали, часть сидела на льду.
   - Бабушка, смотри уточки! Пойдём кормить уточек!- позвала Ниночка, увидев их, и пошла быстрее.
   -Осторожнее, не беги! Подскользнёшься! - придержала её бабушка.
   -Я осторожно! - сказала Ниночка, подходя к реке.
   -Давай, поднимемся на мост! - предложила бабушка.
   -Давай!- согласилась Ниночка и стала подниматься по лестницам.
   Мост был невысокий. Он соединял берега выложенных плитами реки Исеть. По верху перил моста сидела стая голубей. Стоило Ниночке с бабушкой подняться на мост, как часть из них улетела. Ажурные чугунные перила его были сплошь увешаны разнообразными замками. Замки были разные по размеру от маленьких до совсем больших
   - Бабушка, смотри как много замков.- удивилась Ниночка, трогая их руками, - Зачем они здесь?
   -Молодожёны повесили.- ответила бабушка.
   -Зачем?- удивилась Ниночка.
   -Когда люди женятся, они думают, что если закрепить здесь замок, их семейная жизнь будет долгой и счастливой.- ответила бабушка.
   -И это так?- спросила Ниночка.
   -По-разному бывает. Я думаю, замок на это никак не влияет.-пожав плечами, ответила бабушка. - Смотри лучше уточек.
   Ниночка, оставив в покое замки, посмотрела вниз. Уточек с моста действительно было лучше видно. Одни плавали в тёмной воде, другие сидели по краю льда. Но подходить близко к перилам она не захотела. Все перила были загажены помётом сидевших на них голубей.
   -Давай, кормить уточек.-сказала бабушка, доставая из сумки булочку.
   -Не хочу отсюда. Здесь грязно.- засопротивлялась Ниночка.
   -Тогда спустимся вниз- предложила бабушка.
   -Хорошо.- согласилась Ниночка и первой пошла вниз.
   Берег реки у каменных плит уже затянуло прозрачной коркой льда. Стоило Ниночке спуститься и подойти к краю берега, как все утки пришли в движение. Одни быстро плыли по воде, другие, забравшись на лёд, смешно переваливаясь бежали к ней.
   -Смотри, Ниночка, коричнево-пёстрые это утки. С тёмной головой и тёмно-синими с жёлтой полосой перьями на крыльях - селезни.- сказала бабушка.
   Бабушка разломила булочку и дала часть её внучке. Ниночка, отломив кусочек, бросила вниз на лёд. Утки со всех сторон поплыли к нему. Ниночка и бабушка крошили булочку и бросали вниз. Стоя на краю, они смотрели, как утки плавали в воде и собирали куски хлеба. Иногда куски булки падали на лёд. Утки, выбираясь из воды, смешно переваливаясь, спешили к ним. Но вездесущие вороны и голуби часто успевали раньше.
   -Ниночка, пойдём в музей- предложила бабушка, когда булочка закончилась.
   -Зачем?- спросила Ниночка.
   -Смотреть картины! -ответила бабушка.
   -Пойдём! А куда?- согласилась Ниночка.
   -Вот он совсем рядом.-ответила бабушка, повернулась вправо и показала рукой на здание за их спиной.
   Ниночка, потеряв интерес к уткам, посмотрела назад. Между двух жёлтых с зелёной крышей, на три окна каждый, домиков возвышалось стеклянное, похожее на гриб, здание. С серым каменным основанием внизу. Под большой белой вывеской стеклянный как нора вход. Ниночка тут же, забыв про уточек, не задумываясь, вместе с бабушкой пошла от моста. Держась за бабушкину руку, она поднялась по ступенькам к стеклянным дверям.
   Бабушка поправила на лице Ниночки тёмную с кошачьей мордочкой медицинскую маску. Маску обязательно надо было носить в общественных местах из-за пандемии вызванной вирусом COVID-19. В маске, крепящейся резинками за уши, закрывающей нос и рот, оставляющей на виду только синие глаза, Ниночка напоминала кошечку. На бабушке маска была белая и тоже крепилась к лицу за ушами.
   Вместе с бабушкой Ниночка вошла внутрь музея. Сняла верхнюю одежду. Бабушка сдала одежду в гардероб и подошла к кассе.
   Пока бабушка покупала себе билет. Ей как пенсионерке он стоил всего 100 рублей. Четырёхлетняя Ниночка (билет ей был не нужен) прошла вперёд по вестибюлю и остановилась у высоких в горшках растений, стоящих на ступеньках. Рассматривая их, она заметила за ними высокое чёрное здание.
   -Бабушка, смотри, домик.- сказала она и стала подниматься к нему по ступеням.
   -Ниночка, подожди меня.- позвала её бабушка.
   Но Ниночка ничего не хотела слышать. Она быстро поднималась к домику. Ступенек было немного и она преодолев их побежала к домику. Чёрный ажурный домик стоял на возвышении в самом центре большой комнаты. Вдоль стен комнаты тянулись застеклённые витрины. Ниночку интересовал только домик. Он был такой необычный. С четырьмя входами со всех сторон. С двух сторон внутрь его вели ступени. Вход внутрь его с желтыми бархатными портьерами звал войти внутрь. Ниночка с удивлением смотрела на него.
   -Ниночка, ты зачем убежала?- сказала бабушка догоняя её- Пойдём вместе.
   -Бабушка, смотри какой красивый домик! - с восторгом сказала Ниночка.
   -Это чугунный павильон, сделанный каслинскими мастерами к выставке в Париже.- сказала бабушка.-Давай осмотрим его вокруг.
   -Нет. Я хочу внутрь.- потянула Ниночка бабушку в павильон.
   -Давай, пойдём внутрь- согласилась бабушка.
   Они поднялись по ступеням и прошли внутрь его. К разочарованию Ниночки там было не так интересно. Внутри стояли такие же чёрные подсвечник и скульптура какого-то дядьки с усами. Пройдя через павильон, Ниночка вышла с другой его стороны.
   -А так он красивее- сказала она и стала осматривать его, обходя вокруг.
   Ниночка была права - снаружи он действительно был великолепен. Весь ажурный, сделанный из чугуна. Жёлтая под золото ткань, натянутая внутри его, подчёркивала чёрный чугунный рельеф, давая детально рассмотреть его. Ниночка шла и с восторгом рассматривала витиевато переплетающиеся узоры стен.
   -Смотри, бабушка, драконы.- сказала она.
   Драконы с открытыми пастями смотрели на них с углов павильона с двух сторон чёрных украшенных золотом колонн.
   -Да, хороши. Ниночка, здесь не только драконы, но и другие животные.- сказала бабушка- Давай рассмотрим их хорошенько.
   Ниночка вместе с бабушкой обошла вокруг павильона и рассмотрела их. Всё было так интересно, что Ниночке не хотелось уходить от него.
   -Ниночка, пойдём, дальше в музее ещё много интересного! - позвала бабушка.
   -Пойдём! - осмотрев павильон, согласилась Ниночка.
   Отойдя от павильона, она пошла к витрине. За стеклом действительно стояло много предметов. Чайники, подсвечники, фигурки животных и людей. Все они были из чугуна и все чёрного цвета. Вместе с бабушкой она шла вдоль витрины, рассматривая их.
   -Ниночка, это не просто фигурки.- сказала бабушка- Все они имеют практическое значение.
   -Бабушка, а почему они чёрные?-спросила Ниночка.
   -Так практичнее, да и чёрный цвет лучше подчеркивает предметы.- ответила бабушка.
   -Бабушка, а для чего они нужны?- спросила Ниночка.
   -Вот смотри, какая красивая заслонка для печи. На белоснежной русской печи она смотрелась очень красиво. Ведь просто чёрный квадрат делал её скучной.- ответила бабушка.
   -Ну, а фигурки зачем?- спросила Ниночка.
   -Они тоже не просто так. Вот, смотри, пресс-папье чтобы прижимать бумаги. С фигуркой собаки наверху оно смотрится красивее. Конечно можно и камнем прижать.- ответила бабушка.-Но ведь дом должен быть красивым.
   Они проходили от витрины к витрине. Смотрели на разные чугунные бюсты, какие-то тарелочки, подсвечники все они были ажурные и красивые.
   -Бабушка, а это зачем?- спросила Ниночка, показывая на продолговатые тарелочки в витрине.
   -Это для перьев. Раньше писали гусиными перьями их и складывали сюда.-ответила бабушка.-Дальше смотри чернильница.
   -Это как перьями?- спросила Ниночка.
   -Гусиные перья затачивали и, обмакнув в чернила, писали на бумаге. В моё детство уже писали ручками с металлическим пером.-ответила бабушка.-А потом пришли на смену шариковые ручки, как сейчас.
   -А зачем здесь лошадь с повозкой?- спросила Ниночка.
   -Это тоже элемент той жизни. Сто лет назад это было привычно. Сейчас все ездят на машинах. Придя в музей, мы можем увидеть как тогда жили.- ответила бабушка-Ну всё мы тут осмотрели и пойдём в другой зал.
   Ниночка вместе с бабушкой поднялась по ступенькам и вошла в зал. Здесь тоже было всё из чугуна скамейки, столы, портреты и даже шахматы.
   -Бабушка смотри какие красивые рамки для фото.-сказала Ниночка
   -Это не рамки, а подчасники. Карманные часы были большие круглые золотые или серебряные на толстой длинной цепочке. На ночь их ставили на подчасник, днём носили в кармане.- ответила бабушка- Пойдём дальше, смотреть картины.
   Ниночка вместе с бабушкой вышла из зала и прошла в другой. В зале было пусто, только стояли стенды с текстом.
   -А почему здесь пусто?- спросила Ниночка.
   -Здесь рассказывается о художнике Моне и его картине. Она гостья из Эрмитажа.- ответила бабушка- Пойдём дальше и посмотрим её.
   Они прошли дальше туда, где в комнате на чёрном фоне висела всего одна картина. Ниночка с удивлением увидела какой-то пейзаж.
   -Большая набережная в Гавре. - прочитала бабушка.
   -А почему она одна?- спросила Ниночка.
   -Она очень ценная. Её ненадолго привезли из Петербурга. Много лет назад во время войны Эрмитаж спасал здесь свои шедевры.-ответила бабушка.
   -А что такое Эрмитаж?- спросила удивлённо Ниночка
   -Это очень крупный музей в Петербурге. Там много всего. Когда-нибудь ты съездишь туда и посмотришь его.- ответила бабушка. - Пойдём дальше!
   Ниночка, держась за бабушкину руку, прошла дальше, переходя из зала в зал, смотрела прекрасные картины на библейскую тему, портреты, пейзажи, натюрморты. Смотреть на прекрасно нарисованные лица людей было приятно. Она с интересом смотрела на немногочисленные предметы старинного интерьера: фарфоровую посуду, мраморные фигуры и другое.
   Переходя от картины к картине, Ниночка с интересом рассматривала их. Картины были большие на всю стену и маленькие. Остановившись у большого, почти на всю стену, пейзажа, Ниночка, рассматривая его, подошла ближе и потянулась рукой потрогать её.
   -Ниночка, отойди! - взяла её за руку бабушка-Нельзя трогать руками. Смотри только глазами.
   -Бабушка, я хотела получше рассмотреть сорок.- обиженно сказала Ниночка.
   -Каких сорок?- удивилась бабушка.
   -Да вон на картине.- ответила Ниночка.
   -Действительно сороки. Превращение женщин в сорок! - прочитала бабушка название картины - Так и смотри глазами.
   -Я только хотела увеличить их.- обиделась Ниночка.
   -Это невозможно.- ответила бабушка.
   -Почему? У меня всегда получается.- заспорила Ниночка.
   -Это невозможно.-уточнила бабушка.-Это картина, а не смартфон.
   -Жалко.- разочарованно сказала Ниночка отходя от картины.
   Портреты и картины очень понравились Ниночке. Она снова переходила от катрины к картине, но руками больше не трогала.
   -Ой, бабушка, смотри это птички.- сказала Ниночка подходя к большой картине на стене.
   Нарисованные на ней пёстрый петушок, белая и пёстрая с перьями вместо красного гребешка на головах курочки очень ей понравились.
   -Птичий двор. -прочитала бабушка- Тоже голландская школа.
   -Бабушка, смотри, какие у курочек интересные причёски на головах- сказала Ниночка
   -Да, таких курочек я никогда не видела- ответила, рассматривая курочку на картине, бабушка.
   Пройдя дальше, они поднялись по лестнице и оказались в зале. Здесь не было картин, только вдоль стен стояли витрины. С одной стороны за стеклом витрин стояли сделанные из камней фигурки животных, вазы, шкатулки. Часть их прозрачные из аметиста, цитрина и тд. И непрозрачные - из оникса, яшмы, родонита и малахита. В середине комнаты в отдельных витринах стояли слон и фламинго.
   -Это зал камнерезного искусства! -сказала бабушка, проходя вместе с Ниночкой мимо витрин.
   -Ой, бабушка, смотри, какой красивый ворон!- сказала Ниночка.
   Из всего великолепия, выставленного в витринах, ей больше всего понравился чёрный ворон. Пройдя вдоль стоящих у стены витрин, они подошли сначала к одной стоящей в середине комнаты витрине. Ниночка с интересом рассматривала прозрачного слона, искрящегося на свету. Налюбовавшись на него перешла к другой с фламинго. Как и слон, он ей очень понравился.
   Вместе с бабушкой они пошли с другой стороны комнаты, рассматривая в витринах различные украшения из полудрагоценных камней. На Ниночку они не произвели никакого впечатления.
   Спустившись по лестнице, вниз они снова пошли в зал здесь были иконы. Ниночка равнодушно прошла мимо них, только икона святой Екатерины произвела на неё впечатление. Выйдя из зала от икон пошли в зал с картинами.
   -Перед этим мы смотрели голландских художников. А теперь посмотрим русских. Смотри Ниночка, это портреты здешних промышленников прошлого на Урале Строгановых.- сказала бабушка
   Они прошли мимо портретов разных мужчин и женщин. Ниночка увидела три портрета в ряд.
   -А зачем здесь нарисовали три раза одного и того же мальчика? - спросила Ниночка.
   -Это разные мальчики - сыновья Турчанинова. А этот пейзаж - усадьба Демидовых под Петербургом. Видишь, какие они были богатые.- сказала бабушка.
   Дальше шли пейзажи, предметы быта, несколько фарфоровых статуэток. Картины Ниночке очень понравились
   -Ой, бабушка, смотри, какая красивая девушка курит.- сказала Ниночка подходя к очередному портрету.
   -Да. Это не хорошо, но были такие нравы.- пожала плечами ответила бабушка.
   Пройдя немного, подошли к витрине. В ней рядом с белой мраморной головой девушки стояла фарфоровая статуэтка влюблённых. Дальше в витрине среди фарфоровых соусников и маслёнок ещё несколько фигурок татарина, продавщицы косметики и матери с ребёнком.
   -Как жаль, что больше фарфоровых статуэток нет.-огорчилась бабушка- Я думала, что в музее их больше. Пойдём дальше.
   Ниночка прошла мимо пейзажей и вошла в зал. Здесь тоже было интересно. В простенке за лирическим пейзажем большая, на всю стену картина, с тремя фигурами мужчин.
   -Бабушка, что это?- спросила Ниночка.
   -Косцы! - ответила бабушка.- Здесь представлена живопись начала 20-го века.
   -Фу, какие они страшные.-фыркнула Ниночка.
   -Это ты зря. Посмотри как они мощно ступают по земле. Художник специально обвёл их жирной белой линией. Картина написана за два года до Первой мировой войны. Я смотрю на идущих косить траву и представляю, как на следующий день они с винтовками будут сносить тот мир, что мы видели во всех пройденных нами залах.-ответила бабушка.
   -Это хорошо?- удивлённо спросила Ниночка.
   -И да и нет.- ответила бабушка.
   -Почему?- спросила Ниночка.
   -Хорошо, ведь на смену старому приходит новое. Плохо всегда жалко, когда гибнет прекрасное.-задумчиво ответила бабушка проходя дальше по залу- Посмотри как изменились картины. Сначала рисовали портреты почти как в жизни. Людей на портретах рисовали даже лучше, чем они выглядели в жизни. Старательно передавали точно то, что видели. Потом появилось фотография и портретисты остались без работы. Они стали рисовать вот это. Вот смотри и на еврейской венере есть линия. Она чётко очерчивает фигуру женщины.
   Ниночка вместе с бабушкой прошла дальше и подошла к висящей на стене большой картине.
   -В живописи стал важен сам художник. Его жизнь и мысли. Это ничего, что они похожи на разноцветные квадраты. Смотри Ниночка это коммунальная кухня. В такой я провела детство, живя в коммунальной квартире на улице Декабристов. - сказала бабушка, подходя к большому полотну на стене.
   -Фу, это мне не нравится.- отвернулась Ниночка.
   -Да, мне коммунальная кухня тоже в детстве не нравилась.- согласилась бабушка.-Я была рада, когда мы переехали в отдельную квартиру.
   -Ой, бабушка, смотри, какие кубики!- сказала Ниночка.
   -Это не кубики, это тоже мысли художника.- ответила бабушка
   -Да, а что они такие скучные. Там красивее- показав назад сказала Ниночка.
   -Мысли бывают разные. Если раньше рисовали реальность, то теперь другое время. Тут реальность никого не интересует, главное рисовать мысли. Вот художник и рисует свои мысли.- ответила бабушка.
   -Бабушка, они неинтересные, пойдём дальше! -отворачиваясь от картины, сказала Ниночка.
   -Что ж поделать какие мысли, такая и картина.-философски ответила бабушка.-Пойдём дальше.
   -Ой, бабушка, мы снова вышли к домику.- сказала Ниночка.
   Действительно она, идя рядом с бабушкой, вышла в зал с каслинским павильоном.
   -Да, хоть музей у нас небольшой, я устала.- сказала бабушка подходя к стоящему у стены чёрному диванчику- Давай, посидим немного.
   -Давай.-согласилась Ниночка и села рядом с ней.
   Сначала она сидела, спокойно рассматривая павильон. Ниночка была маленькой четырёхлетней девочкой и долго сидеть спокойно не могла. Немного посидев, она стала снова ходить по залу от витрины к витрине. Постояла у стоящих перед входом цветов и вернулась к бабушке.
   -Бабушка, пойдём домой.- предложила Ниночка садясь рядом на диванчик.
   -Сейчас пойдём. А пока посмотри какой красивый вид открывается отсюда на город - сказала бабушка.
   Ниночка подняла голову и увидела за растениями большое окно. За ним было ещё светло. Ниночка смотрела в свете уходящего дня высокие голые деревья перед домами города. Даже сейчас Екатеринбург был по-своему красив.
   -Бабушка, пойдём, я так устала.- сказала Ниночка.
   -Пойдём.- согласилась бабушка. Они встали, спустились с лестницы. Одели верхнюю одежду и вышли в стеклянные двери. Ниночка с радостью бежала вперёд по плотинке. Утки были на месте и всё также плавали в реке. Солнце садилось за домами освещая последними лучами всё вокруг.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"