Аннотация: 1-е место в "Жюрейском списке" на конкурсе ВК-3
И была у художника жена - умница да красавица. Когда-то давно она встретила в осеннем парке забавного паренька, который предложил написать её портрет, а она согласилась. Родители девушки противились браку - не их круга парень, но разве кто-то слушает советы, когда влюблён? С тех пор на помощь родителей рассчитывать не приходилось. Она всего добивалась сама: оформила фирму, закупила товар, поскандалила с поставщиком, наладила продажи. К сорока годам у неё любимое дело и любимый муж. Она - счастливая женщина.
И был у художника настоящий друг. Когда приходило вдохновение, художник уезжал подальше от городской суеты на лоно природы и творил для души. Потом (восхищённый и возбуждённый) привозил картину другу в галерею, что-то долго эмоционально рассказывал, распаковывая холст, и с некоторой тревогой являл картину. Друг часто жалел художника. При любой возможности показывал его работы состоятельным людям, которые не особо разбираются в искусстве и для которых главное - правильно подать товар. Он и подавал, но картины всё одно: часто залёживались в кладовой галереи.
... Он тогда уехал надолго. Часто звонил и рассказывал о работе, обещал, что это точно будет шедевр. Впрочем, как всегда. Возвращался спешно, звонок застал его врасплох. Что ему сообщили - запомнил плохо, очнулся только в больнице. Сказали, что ещё повезло. Как почувствовал себя лучше - ушёл под расписку. Несколько дней просто отдыхал, думал, ждал, а потом она вернулась.
- Я была на даче, ну и беспорядок ты там устроил, - жена не ругалась, просто сообщала, - давно мы там не были вдвоём. Всё некогда мне. На следующей неделе давай поедем?
- Только не на машине, - засмеялся он, - накатался надолго, видимо.
- А мы на электричке поедем, как раньше, помнишь? - она игриво подмигнула.
- Вдвоём по одному билету? Мы уже сноровку в таких шуточках потеряли, но, если хочешь, можем рискнуть.
Для поездки выбрали субботу, чтобы людей больше было. Билет купили один. Хохотали как дети, когда выпрыгивали из вагона не на своей станции, лишь бы успеть скрыться от злобного контролёра. К счастью, дача находилась всего в семи километрах от места внезапной высадки. После двух часов пути победно был взят в плен магазинчик, ютившийся на окраине дачного посёлка.
Воскресный день посвятили уборке. Добравшись до второго этажа, где располагалась небольшая мастерская, он с удивлением обнаружил в центре комнаты мольберт с картиной. Это было странно, потому что он отлично помнил, что забирал картину, и она осталась в искореженной обгоревшей машине. Но больше всего его поразила сама картина, её содержание. Странная манера рисунка вблизи не давала никакого представления, но стоило отойти на пару шагов, и полотно оживало. Он видел зрительный зал и сцену. Занавес поднят, но сцена пуста. Лишь с каждой стороны из-за кулис выглядывают люди. Зрительный зал полон - похоже, что спектакль уже идёт, но почему нет никакого действа на сцене? Присмотревшись, он увидел изящные прозрачные руки кукловода над залом. Именно над залом. Кукловод руководит людьми не на сцене: марионетки здесь те, кто пришёл на спектакль. Выходит, люди за кулисами - зрители?
Видимо, он произнёс этот вопрос вслух, потому что услышал в ответ: "Да".
- Это ты? Это твоя картина? - он смотрел на жену так, словно видел её впервые.
- Да, я же говорила, что была здесь недавно. Захотелось почувствовать то, что чувствуешь ты, - она нежно обняла мужа и тихонько спросила, - очень плохо, да?
- Нет, не плохо, - он резко отстранил её, подошёл к картине поближе, осторожно потрогал краску, - но ты же говорила, что не умеешь рисовать! Совсем не умеешь!
- Да, что тут рисовать-то? - рассмеялась она. - Так, мазня какая-то. Даже ребёнок сможет!
- Не скажи... Я покажу её знающим людям.
- Пойдём лучше обедать, я суп заварила, - и она, напевая популярный мотивчик, спустилась вниз. Он бережно запаковал картину и поспешил к столу.
***
- Отличная работа! Я в тебе не сомневался! - друг, наверное, хотел обрадовать, если бы...
- Это не моя картина.
- А чья? - удивился друг. - Скажи мне, пожалуйста, я с удовольствием пообщаюсь с автором.
Ещё можно солгать, что это его работа, что он просто пошутил. Жена поймёт - она всегда понимает. И тогда, возможно, даже вероятно, его работы поднимутся в цене. Будут куплены те, что давно и безуспешно выставлены на продажу. Эту оценят высоко, потому что это - работа мастера, а мастер не может творить плохо. Просто потом будут говорить, что это работы раннего периода, но ведь должен быть и поздний! Просить, чтобы она на досуге, между дел, писала картины? Это смешно. А сам он? Сам он не сможет.
- Приходи сегодня вечером на ужин к нам и общайся, - сказано, наверное, было немного грубовато, потому что друг странно посмотрел на него и уточнил:
- К вам?
- Да, к нам. Ты прекрасно знаешь автора картины - это моя жена.
- Хорошо, я приду, - после продолжительной паузы ответил друг. - Ты не против, если я выставлю картину на продажу?
- Это ты у автора сегодня сам спроси, - собираясь уходить, усмехнулся он. Уже в дверях кабинета замешкался и не удержался от вопроса, - а цену ты какую поставил бы?
- Высокую. Не сомневайся.
***
Плохо, когда принимаешь решения сам. Всегда получается не так, как планируешь. Кто мог подумать, что именно сегодня вечером у неё важная встреча. Она очень удивилась, когда узнала об оценке её картины. Попросила решить все вопросы, полагаясь на его опыт, против продажи картины не возражала. Сказала только, что надо было приписать авторство себе. Для простоты.
Друг приехал к семи. Достал из огромного кулька домашние колбаски, ароматный хлеб, свежие овощи и букеты разнообразной зелени. Пока колбаски многообещающе скворчали на сковороде, открыли бутылочку замечательного виски, за которой и обсудили все важные моменты договора. Ему даже понравилась новая роль: не автора, а агента. Вкус и восприятие картин у него есть - не зря же он сразу понял, что работа жены стоящая. Будет выискивать новые таланты - это даже проще, чем писать самому! Странно, что это раньше в голову не приходило.
- А ещё картины планируются?
- Ты эту продай сначала, - всё же он не смог удержаться от некоторого сарказма.
- Можно сказать, что я её уже продал.
- Что же ты молчишь? - Он разлил остатки виски по бокалам, - за это надо выпить! Как тебе удалось за один день найти покупателя?
- Я не первый год в деле. Позвонил трём подходящим клиентам - пригласил посмотреть. Один не приехал, а оставшиеся двое чуть не подрались. Так тот, которому не досталась картина, потребовал, чтобы я следующую работу автора обязательно продал только ему. Даже попытался объяснить: какую хочет картину.
- Неужели? - он был ошарашен: всё так просто. Не надо искать покупателя - они сами тебя находят. Не надо заискивать, знакомиться с нужными людьми, поддерживать свой статус. Это был шанс. Клиент ждёт картину, необходимо просто узнать: что он хочет на ней увидеть, а потом... Не зря же он столько лет вращается в этой среде, в конце концов, он - профессиональный художник! - Какой должна быть картина?
- Радостной и умиротворяющей.
- Передай ему, что картина будет.
***
- Понимаешь, для всех понятие радостного различно, - она обращалась к его отражению в зеркале. Длинные вьющиеся волосы спутались после ночи, и теперь она неспешно приводила их в порядок.
- Но есть же какое-то общее представление? - он подошёл к жене и взлохматил её волосы. Русые локоны снова беспорядочно упали на плечи.
- Всегда ты упрощаешь, - она обернулась и сердито посмотрела на мужа, - ты же не для всех пишешь картину, а для него одного. Постарайся конкретизировать. Например, для ребёнка, радость - шлёпать по лужам и рассматривать радугу, а для кого-то видеть повешенное тело своего побеждённого врага - радость.
- Милые у тебя образы, - рассмеялся он, - хорошо, я постараюсь уточнить.
Всё утро ушло на попытки дозвониться заказчику, но только к обеду он ответил. Внимательно выслушал вопрос художника, а после приведённого примера про радугу и врага восхищённо отметил, что это именно то, что нужно! Враг, подвешенный на радуге!
***
Сроков они не устанавливали, но работа затягивалась. Точнее сказать - не шла вовсе. Были наброски, идеи, но какие-то глупые и безобразные. На дачу он поехал без чувства вдохновения, но с надеждой обрести его там. Бесполезно. Однако по возвращении домой его ожидал сюрприз.
- Я видела, как ты мучаешься, - оправдывалась она, - и просто решила попробовать, понимаешь. Вдруг что-то начнёт вырисовываться, а ты потом подхватишь идею...
- Ты хочешь сказать, что она сама вырисовалась? - он был зол, не понимая на кого больше: на себя или на неё.
- Практически! Я о картине и не думала. Просто рисовала и вспоминала разное, потом заснула рядом с полотном, мне даже кажется, что её кто-то за меня дорисовал. Не помню совершенно ничего.
- Хватит оправдываться! - он отшвырнул картину. - Написала и точка! Только к заказчику поедешь со мной - думаю, у него могут возникнуть вопросы.
Он был не прав. Заказчик хлопал в ладоши и скакал вокруг картины. Учитывая округлую комплекцию, низкий рост и глянцевую лысину, невольно возникала ассоциация с колобком, катящимся по лесной дорожке. Жена с копной огненно-рыжих волос отлично подходила на роль лисы - странно, что он только сейчас заметил перемену в цвете волос. Художник чувствовал себя третьим лишним в этой сказке. К радости за успех жены невольно примешивались нотки зависти и непонимания, потому что заказ был выполнен не до конца.
Картина была предельно проста: старый дворик кирпичной пятиэтажки, железные качели из детства, песочница, за горизонт уходит туча, которая только что разродилась дождём. Об этом свидетельствует мокрый асфальт и лужи. В одной из луж дети пускают самодельный кораблик. Радуги на небе не видно, она находится где-то за границами картины, но кусочек её заметен в отражении лужи. Всё хорошо, но где же враг? Почему у заказчика не возникает такой вопрос, почему он колобком скачет по своей огромной гостиной?
С тех пор заказы художник больше не принимал. Постарался вернуться к привычной жизни, но картины всё равно появлялись. Вдруг. Ниоткуда. Утром - как она успевала за ночь создать чудо? За выходные - если он уезжал. Однажды даже из командировки привезла. За год появились ещё пять картин. Все они были успешно проданы в галерее друга.
***
Это случилось ровно через год после аварии. Жена просто отказалась вставать с постели, она была бледна и болезненна, лицо осунулось и посерело, что-то ещё изменилось в ней, но что - он не сразу понял. Только потом увидел в ванной комнате её чёрные, как смоль, волосы, криво срезанные и брошенные в раковину.
- Ты решила изменить причёску?
- О чём ты?
- Рыжий мне не нравился, но чёрный - ещё хуже, и зачем ты остригла волосы?
Вместо ответа она протянула ему фотографию, которая всегда стояла на прикроватной тумбочке. Это была свадебная фотография: он - счастливый и гордый, и брюнетка с короткой стрижкой - красивая и немного грустная.
- Мне иногда кажется, что ты живёшь в другом мире, - в её голосе чувствовался упрёк, - в твоём мире нет смысла, он переменчив и зависит только от твоих мечтаний и настроения.
- Ты хочешь сказать, что я живу бессмысленно, а ты работаешь, ведёшь дом, пишешь картины - в этом и есть смысл?
- Конечно, нет, - она устало вздохнула, - тем более, смысла нет в картинах. Это пустышки.
- Дорогие пустышки, - он был раздражён.
- Цену назначают люди. Они же и придумывают: за что её платить. Каждый видит в этих картинах то, что хочет, а на деле - всё это мазня. Я же не умею рисовать - ты забыл?
- Ты говоришь глупости! - он схватил жену, поднял на руки и отнёс в душ, - сейчас мы поедем к тому заказчику, который похож на колобка, помнишь? Ты поймёшь, что не права.
По пути они заехали за другом. Он был встревожен, пытался успокоить, отговорить, но впустую. Заказчик принял их сдержанно, но посмотреть на картину разрешил.
- Что вы видите на этой картине? - художник спрашивал присутствующих как на уроке.
- Радугу, - робко промямлил "колобок".
- Хорошо. Продолжайте, - подбодрил художник.
- Дети пускают кораблик в луже, - подхватил друг.
- Отлично! - воскликнул художник. - Видишь, - он обратился к жене, безучастно стоявшей у окна, - все мы видим одно и то же.
- Но почему ты решил, что вы не можете видеть в этой мазне одно и то же? - казалось, она искренне удивлена. - Вам просто хочется это видеть. Признайся, ты завидовал моим успехам и хотел, чтобы у меня хоть что-то не удалось! Твой друг слишком озабочен своими проблемами, чтобы суметь рассмотреть картину. А заказчик и вовсе плохо разбирается в живописи. Вы все не видите здесь врага, потому что не хотите.
- Но его здесь нет! - он закрыл лицо руками и заплакал.
Когда истерика прекратилась, он с удивлением заметил, что жены в комнате нет.
- Где она?
- Кто? - осторожно спросил друг.
- Моя жена.
- Её здесь нет. И не было. Год назад она разбилась на машине. Ты не помнишь?
- О чём ты говоришь? - он засмеялся. - Она же только что была здесь. И картины... Это ведь она писала картины!
- Это твои картины.
- Не может быть. Я так не могу.
Друг отвёз его домой, предложил остаться, но художник отказался. Однако пообещал отвечать на звонки и даже дал запасной ключ, на всякий случай. И он действительно каждый час до вечера отвечал на звонки.
***
- Знаете, Дмитрий, - Сергея Митрофановича было плохо слышно, он еле-еле шептал в телефонную трубку, - я сегодня хотел картину запаковать, чтобы вам вернуть. Она же у меня, вроде как, на хранении была, а теперь, я так понимаю, надобность отпала, - он немного отдышался. - Взял я её, перевернул и увидел!
- Что вы увидели? - Дмитрий немыслимо устал. Он тысячу раз пожалел, что всё это затеял. Но ведь надо было как-то помочь другу? И ещё он чувствовал свою вину. Хотя почему? Да, он первым узнал об аварии - так получилось, решил сам другу сказать, но только почему не дождался его возвращения? Почему - по телефону? Надо было как-то его подготовить. Может быть, поэтому и жалел потом, и поддерживал в нём иллюзию, что жена не погибла. И эти семь картин забрал просто так. На продажу даже не пытался выставить - странные они какие-то были. Мазня, одним словом. Вот, клиента одного подговорил, чтобы тот заказ сделал, а потом, вроде как, принял картину.
- Я увидел его! - Сергей Митрофанович буквально оглушил Дмитрия криком.
- Кого?
- Врага! Он на радуге висит, представляете!
- Как это? - Дима отлично помнил картину, ничего подобного там не было.
- Я же вам говорю: я её перевернул. Картина-перевёртыш, понимаете? Переворачиваешь, а там радуга уже не в отражённом виде, и не кораблик вовсе в луже, да и не лужа это! Игра форм и теней образует фигурку! Меняется там всё, если перевернуть, но это видеть надо - так не объяснишь! В общем, Димочка, я вам её не верну. Называйте цену!
Шесть картин художника были высоко оценены и проданы. Люди говорили, что видят в них необычные сюжеты, оригинальные идеи, реальные события. Дмитрий оставил в галерее только одну картину друга. Самую первую. Он знал, что на ней нарисовано, художник рассказывал ему, и друг верил, что когда-нибудь обязательно сможет увидеть этот спектакль.