Чувствуется, что автору хотелось создать что-то оригинальное и трогательное. Светлые нотки пронизывают рассказ, всё белое, первозданное, нежное. На этом фоне даже банальные привычки современного паренька Тимофея в его мирской жизни кажутся особенно тягостными. Юноше приходится ломать стереотипы родителей и друзей о счастливом будущем, но он с честью выдерживает испытание.
Автор, я могу написать такой отзыв. Как вы думаете: это будет правда?
Первое предложение - да. Остальное - под вопросом. Вся картинка повествования сначала сливается в облако из сладкой ваты. А чем это чревато? Тем, что из чудесного воздушного шара вата превращается в нечто липкое, отяжелевшее и скомканное. Не может быть так сладко. Нет развития ГГ, хотя вы и пытаетесь это развитие показать. Проблема в том, что нет самого прецедента для развития. "Удалившаяся" ВК-супруга и крик отца не считаются. Эволюционное, физическое, нравственное развитие человека всегда идёт через жёсткое и жестокое преодоление природы, условий социума, себя самого.
Первоначальная ваша задумка, автор, не удалась. Но! Вы, сами того не ведая, замечательно показали наше общество! Вам просто надо было историю призвания Тимофея сделать побочной линией, фоном. А на первый план вынести мамашку, бегающую по каждому поводу к экстрасенсу; отца, которому не особо важны желания сына, а важно не потерять авторитет среди сослуживцев; взаимоотношения родителей. Они, видимо, достаточно сложные, раз уж отец сразу соглашается с женой и экстрасенсом. Что лежит в основе этого немого согласия? Он просто не хочет решать проблему? Им вообще, возможно, наплевать на сына. Лишь бы сохранить видимость благополучия. Парень-то просто уходит от этой реальности, пытается вырваться из общепризнанных рамок... Вот где можно показать конфликт.
А у вас? Ему приснился сон, он увлёкся идеей, родители чуть поартачились, друзья привыкли, и хэппи энд. Хорошо, но скучно.
Горка
Рая
При чтении рассказа, меня не покидала мысль: доведёт ли автор ГГ и Аню до ЗАГСа или нет. К счастью, не довёл. Из положительных моментов могу выделить, что, по крайней мере, рассказ хорошо написан. Гладкий, как горка, которую делал дед Василий, но и столь же холодный. Даже не холодный - нет, скорее - прохладный. Такое ощущение, что автор боялся взболтнуть лишнего. Только бы не придрались к его ГГ, только бы правильно поняли мальчонку и не осудили.
Очень уж однобоко представлена вся история: Анечкины мысли толкуются через призму ГГ, сама она ничего не говорит за весь рассказ; на горке никто не видел, как ГГ толкнул девочку - нет человека, который мог бы вступить в диалог с ГГ; даже с матерью ГГ не решается обсудить этот вопрос. Почему я так настаиваю на диалоге? Потому что только так мы могли бы услышать чьё-то мнение, а не читать, вроде бы, правильные, но всего лишь личные рассуждения одного человека.
Но, казалось бы, это всего лишь дети! Не стоит так уж углубляться в детские разборки. Аналогичных историй миллион. Просто если вы пишите о детях, то не стоит думать, что антураж детского мира, когда счастье - это крики, снег и промокшие штаны - затуманит разум читателя, и все будут умиляться детским переживаниям. Таким же как у взрослых, но всё же детским. Я так скрупулезна, потому что у меня есть дети. А ваш рассказ вполне может быть ориентирован на детей от восьми лет. И, читая им книги, включая мультики или фильмы, я стараюсь понять, что вынесли они из этой истории. Истории мелкого предательства человека, идущего на поводу у толпы, истории самообмана и трусости.
Рассказы Носова, которые местами мне тоже кажутся довольно странными, являются очень правильным примером написания рассказов о детях и для детей. Потому что, как минимум, там всегда есть диалог и разные точки зрения.
Вк4 - Один день из жизни
Астролябия
Рассказ я прочитала третьим, о чём не трудно догадаться, посмотрев на очерёдность в моём обзоре. "Один день из жизни" выгодно выделялся на этом фоне. Может быть, поэтому, а может быть, потому что я сама люблю использовать в рассказах разговоры, знаки, образы уже ушедших людей, словно они ещё живы, но рассказ мне приглянулся. Не могу сказать, что это шедевр, как многие его оценили, (хотя я не знаю, что за оставшиеся рассказы меня ждут), но изложен легко, трогателен, но в меру, не слезодавилка, скорее - лёгкая грусть. На мгновение, пока читала, навязчивые разговоры отца о смерти, вдруг навели меня на мысль, что финал будет иным. Вдруг автор готовит читателя, усыпляет его бдительность, а в финале старик останется жив, но сын погибнет: разобьётся на машине или ещё что-то. Мало ли... и получится, что предчувствия старика не обманули, правда, последний раз свиделись, да не так, как все ожидали, вышло. Но это моя фантазия разыгралась, за что автору личное спасибо.
Сразу привлекло описание одежды героев. Я уловила тонкие нотки переклички ребёнка и родителя, которые поменялись местами. Как когда-то отец заботился о том, чтобы сыну было тепло, закутывал в шарф, выходя на прогулку, так теперь сын заботится об отце. Как когда-то для окружающих (а мы - читатели - сейчас и есть те самые окружающие) отец был просто "мужчиной средних лет в тёмном пальто" рядом со своим ребёнком, таким теперь стал и сын. А больше ничего и не надо добавлять. Очень тонкое описание.
Единственное, что я не очень люблю, это выбранная тема. Дети и старики - это тема, которая волнует большинство людей. Их беззащитность, проблемы, только им свойственные радости - зачастую не оставляют равнодушным. Поэтому, если я смотрю фильм или читаю книгу о детях или стариках, я уверенна, что в большинстве случаев я буду плакать. Вот такая я сентиментальная. Но это-то мне и не нравится. Не лично мои слёзы, конечно, а то, что даже самую заурядную историю, изложенную кое-как, можно сделать весьма запоминающейся, просто сыграв на чувствах людей. И тот, кто осмелится сказать, что эта история ничего не стоит, будет обвинён в чёрствости и ничегонепонимании в жизни.
Я не отношу вышесказанного к автору этого рассказа. Не думаю, что он специально выбрал эту тему, чтобы тронуть сердца читателей. Рассказ действительно хороший. Думаю, что автор способен не оставить нас равнодушными и в других рассказах, с совсем другой тематикой и героями. И мне любопытно прочитать ещё несколько ваших работ, чтобы узнать: права я или нет.
Вк-4. Кукла
Ляля
Как я уже выше говорила, я человек сентиментальный, но этот рассказ никаких чувств не вызвал. Портит его обилие штампов. Фразы серые, герои шаблонные, вся ситуация какая-то стандартная. Да - история одиночества. Да - грустно. Да - жизненно. И что? Подобным кишмя кишит наше телевидение, книги, песни... Возразите: "Конечно, кишмя кишит! Это же наша жизнь! Наши проблемы!" Что ж, тогда мне просто это приелось. Ровненький такой рассказ, весьма средненький. Даже финал абсолютно обыденный, да ещё и оставили бедную племянницу без куклы. Жаль.
Сейчас вспомнила фильм "Скандальный дневник", основанный на романе Зои Хеллер "What Was She Thinking: Notes On A Scandal". И кто поспорит, что фильм не об одиночестве? Одинока и одна героиня, которая действительно живёт одна, никогда не имела семьи и способна на весьма изощрённые и мерзкие поступки из-за вечного одиночества. И вторая героиня, у которой есть семья, молодость, все атрибуты счастливой жизни, но как же она одинока. Да - история одиночества. Да - грустно. Да - жизненно. И задумываешься...
Вк-4 Нуволера-Нуволенто
Сиделка
Рассказ написан простым языком, но весьма образно. Мне картинки представлялись довольно ярко. Немного не ясно, зачем такое количество детей? Разве что - это некоторый символ "приумножившейся удачи" и возможность поддержать идею сказки о козе. Тогда пусть отыграют все дети, а в рассказе упоминается лишь пятеро внуков, если я не ошибаюсь. И ещё, что привлекло внимание (я часто ищу закономерности во всём), четверо внуков: Кирилл, Катя, Ксения и Кристина. Замечаете? Все имена на букву "К". Только пятая внучка названа Лерой. Интересно, это совпадение? Кстати, внуков много, а именем деда никто не назван. Мальчик упоминается только один, вроде, символично было бы назвать его Петром. Это не хорошо и не плохо, и, конечно, это не пожелание моё автору. Просто почему-то подумалось об этом.
Далее перед нами разворачивается лёгкая ненавязчивая история двух немолодых людей, отправившихся на поиски счастья в незнакомую страну. Что мне режет слух - обращение мужа и жены друг к другу. "Папочка" и "мамочка" - сначала смутили, но я знаю одну семью, где так же обращаются друг к другу, поэтому всё стало ясно. Далее некоторую степень сумятицы внёс язык. Понятно, что автор просто для колорита применил местами расхожие фразы на итальянском языке, но странным мне было то, что когда ГГ звонит домой, то она предварительно подготавливает фразу из словаря. Фраза простая. Подобные в первую очередь запоминаются. Виттория отвечает более сложно, и ГГ прекрасно её понимает. Я этому не удивляюсь, т.к. живут они в Италии не первый месяц, у ГГ есть время заниматься (автор нам это подчёркивает), при этом к чему автор упоминает первоначальную заготовку фразы - не ясно.
Ещё как-то за кадром остается ситуация с детьми главных героев, когда герои отправляются в Италию. Как раз в это время рождаются первые внуки. Ясно, что бывают разные жизненные ситуации. Бывает, что уже довольно зрелым людям приходится искать счастья на чужбине, но всё же чаще, когда у уже довольно зрелых людей рождаются внуки, они помогают в воспитании, а не уезжают устраивать свою жизнь подальше от детей. К тому же, при не сложном подсчёте, мы можем понять, что уехали они в 2000 году (плюс-минус). Уехали не на недельку, а на продолжительное время. И весь этот период в нашей стране - время становления, сложное время. Думаю, детям главных героев важно было иметь возможность работать, а не сидеть с детьми. Ещё раз свою позицию проясню: я не считаю, что родители обязаны помогать своим детям и жертвовать своими личными интересами в угоду уже взрослым детям. Молодые вправе и должны решать свои проблемы сами. Понимаю, что внуки - это не причина, по которой бабушки-дедушки должны ставить крест на себе, но всё же... Лично для меня, это выглядит в некоторой степени эгоистично.
Далее. Сцена встречи с ещё одной русской сиделкой. К чему она? Чтобы показать нехватку времени? Она и так ясна. Чтобы ещё раз подчеркнуть напряжение, которому подвергаются люди в незнакомой стране? Это тоже понятно. Может быть, эта сцена дана нам в противопоставление сцене в местном баре? Сравнение юмора? В баре местные смеются, вроде как, над тем, что героине не смешно, особенно в её ситуации. Хотя, честно говоря, подобная шутка вполне возможна и в нашей стране. А в сцене с сиделкой, героиня делает комплимент с юмором и тактом, присущим и понятным только русскому человеку? Сцена ради одной фразы. Может быть... Но из-за сумбурности сцена эта не сыграла так, как должна бы. Для меня лично. Вычеркни её - ничего не изменилось бы, а то и лучше.
Кто-то может решить, что я занудствую. Придираюсь к мелочам, но я пишу о том, что меня задело. И объясню, почему я это всё пишу. Именно в этом рассказе все указанные моменты внесли в моё восприятие смуту, влияющую на оценку, но в общем - рассказ произвёл положительное впечатление.
Эра моего одиночества или Эклеры
Флегма
Такой простенький по сюжету, но вкусный рассказ. И я очень люблю эклеры.
Сразу понравилось. С названия. Финал не так хорош, как весь рассказ.
Из плюсов: замечательно передана атмосфера. У меня нет дачи, и мне не захотелось её приобрести после прочтения рассказа, но ощущение, что я там побывала, не покидает меня. Необычные образы, сравнения. Мне нравятся такие работы.
Из минусов: тяжеловатые предложения, иногда несуразные. Финал, повторюсь, мне не очень понравился. Может быть, из-за того, что весь рассказ до последнего абзаца написан от лица "закоренелого устоявшегося холостяка, флегмы", а последний абзац - от лица влюбившегося мужчины. Это безусловно делает финал романтичным и трогательным, но и более скучным.
ВК-4: Подарок
Полячка
Ещё один рассказ о детях. Только рассказ я бы отнесла не на конкурс женской прозы, а конкурс прозы для детей. Вы можете спросить: "Почему? Разве женская проза исключает рассказы о детях и для детей?" Конечно, не исключает. Просто, например, я буду оценивать работы с разных сторон: язык изложения, общее впечатление, оригинальность истории, что я узнала нового из этого рассказа, скучно или нет было читать, какие вопросы поднял автор... Это не значит, что составляю таблицы и ранжирую по каждому пункту каждый рассказ. Всё само собой складывается. Иногда бывает, что по некоторым пунктам рассказ слабее остальных, но по общему впечатлению или оригинальности (к примеру), гораздо лучше других. Тогда я могу поставить высокую оценку.
Вот, для примера, моё упрощённое рассуждение по рассказу "Подарок": язык изложения - хорошо (повествование ровное, лёгкое), общее впечатление - простой, но приятный рассказ, оригинальность - особо никакой, стандартный детский рассказ с правильным построением, скучно ли было читать - не скучно, сценки не затянуты, всего в меру, какие вопросы поднял автор - вопросы дружбы, взаимоотношений в коллективе...
Всё, вроде, ничего. Всё правильно. Но, сами видите, особых впечатлений рассказ у меня не вызывает. Я ищу какую-то оригинальность в текстах, захватывающую историю, так, чтобы хоть пару дней вспоминать рассказ.
Но если бы это был конкурс прозы для детей шести-восьми лет, то я бы оценивала по несколько другим критериям. И тогда оригинальность, и новые сведения (с позиции знаний взрослого человека) абсолютно не актуальны. А важно - ясность изложения, доходчивость, чёткое разделение типов героев, простая история, точные выводы, поучительный момент, роль родителя в жизни ребёнка. Всё это чудесно соединилось в рассказе "Подарок". Для детей старшего возраста уже будут добавляться нюансы в поведении героев, мысли: что будет с девочками потом. Такой читатель уже и сам будет искать что-то интересное, почему с девяти лет (приблизительно) и становятся популярны детские детективы.
Так что, подвожу итог: рассказ хороший, добрый. Однако на этом конкурсе он не будет оценён высоко, но и не на последнем месте.
Вк-4. Звуки тишины
Попутчица
Мне рассказ понравился. Видимо, мы отчасти с автором мыслим одинаково. Поэтому с первых строк закралось подозрение, что окружающие люди - выдуманный мир ГГ. Так что неожиданности не было. Очень хорошо переданы мучения ГГ: и внезапная страсть, и стыд перед женой, и метания в поисках "подарка" новым соседкам.
Финал вполне закономерен. Странным было бы, если Вероника вдруг прониклась симпатией к ГГ, опять же странно, если ничем рассказ не закончился: они уехали, а он остался их снова ждать; и совсем глупо - если бы он поел с ними мяса и вернулся к нормальной жизни на радостях. Хотя мясо на костре, безусловно, здесь играет немаловажную роль. Это символ.
А вообще, получилась настоящая грустная история. Грустно, что был простой мужик, у него - жена, дом, два сына - гордость, и всё это вдруг исчезает. Может быть, кому-то покажется его жизнь странной, мясо на костре не жарил, жена-скромница, но это была его жизнь, и она его вполне устраивала. Жаль, когда люди теряют своих детей, близких, а потом - и себя. Кто-то скажет: значит слабый человек, раз не нашёл в себе сил вернуться к действительности, но я думаю, что была бы хоть малейшая зацепка за реальность, хоть какой-то стимул, но, увы, когда потеряны все родные люди, то просто нет смысла возвращаться в эту действительность. А проще придумать свой мир и жить в нём. И жаль, что ГГ потерял этот свой мир, но такова расплата за содеянное.
ПыСы
Этот рассказ напомнил мою работу на прошлогодний конкурс ВК-3 "Жил-был художник один". Я поэтому и сделала предположение, что отчасти мы с автором мыслим схоже.
В К - 4. Драконий ларец
Эгле
Сначала скажу, что сразу бросилось в глаза: в первом абзаце скачет время. Надо бы определиться в прошедшем или в настоящем вы повествуете. А то "камин напоминал", а "огонь горит".
Рассказ вызвал противоречивые чувства. С одной стороны, я прониклась уважением к автору. Сразу видно, что он - человек не глупый, образованный, со своим мировоззрением, целеустремлённый. И приятно, что рассказ многогранный, очень живой. Мир реальный, но разбавлен фантазиями подростка. Однако у меня вызывает противоречия главная героиня, а так как рассказ завязан на ней и её фантазийном мире, то не очень понимая ГГ, я не могу и поверить в её мир. Что же я не понимаю? Мне представляется эдакая пацанка, любительница тайн, свободолюбивая натура. Она многое знает, к тому же, ясно, что семья её состоятельна, на образование такие люди обычно не скупятся, поэтому у девочки, наверняка, был индивидуальный подход в обучении. Короче, барышня современная, умная, с характером. В её образе я иногда вижу самого автора.
Всё бы ничего, но есть у меня племянница тринадцати лет. Есть дочка друзей, с которой я тоже имела удовольствие общаться, и которой тоже тринадцать лет. Так вот. Не мечтает никто из них о драконах и Хозяйках Медной горы. Ясно, что это ещё дети, но уже довольно взрослые дети. В этом возрасте мечты и думы уже несколько иные. Мечты и фантазии для ГГ инфантильны, присущи детям обычно не старше десяти лет. Есть, конечно, и дети тринадцати лет, которые мечтают о феях, принцах и драконах, но это обычно творческие барышни, нежные, возвышенные, с определенным складом ума и характера. Точно не таким как ГГ. Или дети, которые пытаются укрыться в своём мире от внешнего раздражителя, ищут защиту. Но опять же это не наша ГГ - ведь нам с первых фраз видно, что имеется острый язычок и точное понимание того, чего она хочет.
Отсюда и диссонанс. Но, в любом случае, рассказ чудесен как некая фантазия по поводу наступившего года Змеи, точнее - рождения Змеи из Дракона. Почему бы и нет.
Замок из песка
Вера
Можно долго рассуждать о том, что рассказ светлый, добрый, позитивный, немного сказочный или даже много сказочный. Но, в первую очередь, рассказ о том, что всем хочется халявы. ГГ является просто олицетворением халявщицы. Даже замок из песка она хочет построить не сама с детьми, а силой мысли. Лишь бы и пальчиком не шевельнуть, чтобы всё самой сделалось. Ну а что говорить об образном замке, который в данном рассказе представляется нам благополучным отдыхом? Как хорошо, когда опять же ничего не делаешь, а вдруг появляется Надежда и всё само собой устраивается. И как же легко и без сомнения ГГ принимает от Надежды такую замечательную возможность отдохнуть в роскоши! ГГ даже, наверное, одолжение сделает бедной старушке, ведь та так одинока, а дети - такая радость. Халява, одним словом. О таком можно только мечтать. Ну, хорошо, давайте помечтаем.
Итак, первый день на море, в незнакомой стране. Я же верно понимаю, что первый? Муж не смог поехать с ними сегодня, а прилетит только завтра. Значит, день первый. Итак, даже если они приехали в первой половине дня. Что делает мать с двумя маленькими детьми? Отдых, разведка местности поселения, еда, поход на пляж. На пляже в тенёчке немного посидели, ножки помыли в солёной водичке, воздухом подышали и пошли домой отдыхать. Акклиматизация, знаете ли. Ну, ГГ не из робкого десятка, это мы понимаем и из SMS мужа. Допустим, всё вышесказанное не про неё, она проще смотрит на жизнь. Но каким образом у детей оказались ключи? Она не заметила, что сын вытащил из сумки, которая рядом с ней же и находится? Или сумка была рядом с детьми? Совсем странная история. Да и оставить все деньги в новом месте в первый же день - очень странно. По идее, у неё должен бы обостриться инстинкт самосохранения и защиты детей, а она оказалась на море и расслабилась. Тоже бывает.
Всё. Ничего не поделаешь. Ключ потеряли, слава Богу не проглотили. Уже хорошо. Можно выдохнуть и... пойти искать мастерскую? Мастер будет по её описанию делать ключ, что ли? Ребёнку простительно сделать такое предложение маме, но мама, видимо, совсем устала, раз так настойчиво пытается найти мастерскую. Странное стечение обстоятельств: она никому не может дозвониться. При этом подруга настойчиво шлёт ей SMS. Ну, если тебе никто не отвечает, а подруга на связи, хоть ей звякни или сообщение скинь. Одна голова хорошо, а две - лучше. Может, предложит что-то дельное, на мужа надавит, да мало ли как. Нет, ГГ будет читать, страдать, даже швырять телефон, но совета у подруги спросит. Ну, да. Она же "мощная", наша ГГ.
Можно перечислять много всего, но последнее, что повергло меня в ужас - это то, что ГГ всё же поехала в гости к Надежде. Была бы она одна, так ладно, ищи приключения на пятую точку, но ты же с детьми! Мало ли кто скрывается под маской доброй бабули, а потом ищи-свищи её и детей. Хорошо, что всё благополучно закончилось. Но так довериться незнакомцу - это надо быть совсем ненормальной. Поехала бы к дому, наверняка дозвонилась бы вечером до хозяев, ведь им тоже не всё равно, что с их домом и новыми жильцами. Привезли бы её ключ и всё. История яйца выеденного не стоит.
Я не могу рассматривать рассказ серьёзно. Какой-то он получился надуманный, каждое событие упоминается ради того, чтобы следующее было обязательно таким, каким его хочет показать нам автор. Как удобно - так и пишем. Элементарно:
"Странно, грусти-то в круглых глазах малыша должно быть по идее больше, а я не замечаю в нем ее ни капельки. Личико свеженькое, пухленькое, улыбка до ушей: по-моему, ему нравится, чем мы сейчас занимаемся."
Здесь надо показать, что ребёнку не страшно, его забавляет происходящее, для него это некое увлекательное приключение. Буквально через реплику:
"Падаю на песок, притягиваю к себе малышей, будто ищу защиту. Дети прижимаются ко мне - они, видимо, ищут того же."
А теперь надо показать, что им трудно, но они вместе, дети ищут убежища под боком у матери.
А где логика? Будьте последовательны: сохраните дух авантюризма старшего ребёнка. Пусть младший под боком, а старший обнимает маму и говорит что-то взрослое и ободряющее, раз он у вас такой вырисовывается рассудительный. Да, хотя бы: "Мам, а давай позвоним тёте Свете?" - вот вам и связка с её дальнейшим звонком, вот и характеры и атмосфера сохранены...
Рассказ даёт нам понять, что можно ничего не делать, а всё самой устроится, если не устраивается, то порыдайте - точно устроится. ГГ вызывает неприязнь.
Вк-4: Тайны горы Энзел-Ту
Эмген
В ноябре я имела удовольствие путешествовать по Крыму. Там посещала несколько пещер, антураж которых весьма подходит Громотухинской пещере из рассказа. В рассказе замечательно вырисована пещера, так что я живо и образно вспомнила своё путешествие. Легенд тоже тогда наслушалась вдоволь - надо же чем-то экскурсоводам развлекать гостей.
Вообще, странно, что ребята, отправившись в пещеру, не взяли с собой никакого маломальского снаряжения, кроме фонарика. На Максима, взбиравшегося на вершины гор и сплавлявшегося по рекам, это не похоже. Ну, спишем на волнение. Если говорить серьёзно, то всё происходящее в рассказе как раз и основывается на волнении, стрессе, эмоциях, отсутствии солнечного света, еды и воды. Это для реалистов.
Но лучше просто прочитать красивую историю о любви (настоящей и не очень), впустить в себя немного сказки, и всё же помнить, что сказка - ложь, да в ней намёк...
К сожалению, не обещаю высокую оценку, но история и исполнение приятные.
Вопрос к автору: подскажите, что значит выражение: "Кровь с коньяком"? Я знаю выражение: "Кровь с молоком". Отлично подходит для описания мОлодца, пышущего здоровьем. "Кровь с коньяком" - это молодец, который много выпивает? Я не знаю и честно это признаю, просто ассоциации возникают не очень здоровые.
В К - 4. Журавский и Чаплина
Журава
Прелестный рассказ. Я даже не смею что-то советовать автору, потому что слишком мне далеко до его литературного языка. Так написать - это мечта. Прекрасный язык...
Скажите, автор, вы пишите постмодерн? Мне кажется, у вас отлично получилось бы. Даже в этой работе, мне кажется, я вижу отголоски постмодерна. "Постмодернизм - это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности". Это Умберто Эко. Думаю, вы и так знаете. Ваш рассказ - современное переосмысление известной всем басни; важное переосмысление произошедшего с людьми и семьями в "грозовые девяностые" годы; и необходимое переосмысление взаимоотношений главных героев. С точной дозировкой иронии и абсолютно без наивности.
Пока не знаю, войдёте ли вы в мою тройку лидеров, хотя рассказ, безусловно, мне нравится.
Вк 4: Киара - путь к звездам
Киара
Автор, вы умеете готовить плов?
Принцип понятен каждой хозяйке: мясо обжарил, добавил морковь и лук, опять обжарил, посолил, насыпал рис, залил водой и ждёшь до готовности. Только почему-то у некоторых хозяек получается нереально вкусный ароматный плов, а у некоторых - просто рис с мясом. Вполне можно есть, но удовольствия маловато.
Приблизительно так выглядит и ваш рассказ. Все основные ингредиенты в наличии. Абсолютно типичная история про любовь. Её можно перенести в прошлое, настоящее или будущее. Получится просто хорошо, но уж слишком банально и скучно.
Если уж выбран подобный рецептик, то почему бы не добавить остринки, душистых специй и ярких украшений? А то ни интриги, ни переживаний, ни сочных подробностей. Не балуете вы нас, автор, а как хочется...
Вк-4. Земля и Воля
Елизавета
Рассказ погрузил меня в уныние. Нет, повествование изумительное, замечательный литературный язык, но выводы ГГ... И опять же, уныние не из-за того, что ГГ решила уехать в Европу до 1900 года. Решила и уехала - её дело, а потому что я тоже часто задумываюсь: была бы возможность уехать, но потом понимаю - хорошо там, где нас нет - и успокаиваюсь. Потому что я не знаю: что будет там, что будет здесь... мне остаётся надежда, что всё будет хорошо, а если не будет, то мы справимся. Хочется мне в это верить.
У ГГ был, на первый взгляд, большой плюс - она знала! Она отлично знала, что здесь будет, поэтому и захотела сбежать. Нет, не сбежать, а уехать и жить спокойно. Имеет право. В принципе, для этого и попаданку не надо было вводить. Многие из интеллигенции чувствовали в то время все движения и принимали меры, и уезжали. Честно говоря, вот здесь для меня возник вопрос: зачем вообще в рассказе попаданство?
Сам рассказ, конечно, строится на знаниях ГГ о грядущем, это её знание, для читателя, как скрытая угроза, как образ ужасного и неизбежного, т.е. это знание необходимо для влияния на читателя. Для создания нужной атмосферы. Мы же тоже знаем и помним. Но в принципе? Попаданцы нужны в литературе для двух основных приёмов: возможность (с помощью попаданца) изменить прошлое и убедиться, что всё должно идти своим чередом, а то будет хуже (чаще всего); для переосмысления каких-то событий, выяснения новых деталей события из прошлого (естественно, тоже теоретически). В этих случаях параллельно раскрывается характер попаданца, он меняется или утверждается в своих взглядах.
В итоге я пришла к выводу, что зачем в рассказе ГГ попаданка - не ясно. Если бы не было этого допущения, то рассказ выглядел бы мощнее. Он хорошо проработан с исторической точки зрения, но современные словечки, тайные знания и некоторая высокомерность ГГ в связи с этими знаниями портят впечатление. Если бы ГГ была обычной женщиной, чувствующей, предчувствующей и чувственной, то цены бы рассказу не было. А так, посредством ГГ рассказу задан поучительный тон, а чтение "Верескового мёда" - апогей обучения. Не живая она, напоминает машину.
Это такая редкость - обращение к истории в женской прозе. У автора хорошо получилось передать колорит времени, замечательный образ Петра Ильича. А к ГГ у меня возникло чувство жалости. У неё нет надежды. Она уже всё знает. Я бы не вынесла такого груза знания на её месте. Она надеется найти убежище в Европе? А где? В Германии? Восточной Европе? Англии? Где? В ближайшие пятьдесят лет мы все знаем, что будет происходить в этих странах. И она знает. Должна знать и помнить.
Вк-4: Последняя хризантема
Надежда
Такая милая, в меру занудная, сентиментальная история. Юная рукодельница, седовласый творец, мудрая жена и злая толпа. Всё необходимое для мелодрамы в наличии.
Все в рассказе очень хорошие и правильные, даже медсестра правильна в своей неправильности. А это уже похоже на что? На шаблон.
Наивность сквозит всюду. И в преувеличенном внимании к внезапным отношениям героев, и в простом, но жестоком парне Кирилле, и в горящем взгляде Марии Магдалины... Ах, Мария - Марина... Как странно...
Даже рассуждения о фотоаппарате наивны. Если ГГ надеялась на встречу не с седовласым гением, то её предположения о том, что он не умеет пользоваться фотоаппаратом, а тем более - что у него есть домашние, которые могут объяснить, т.е. более "продвинутые" (читай - молодые, ну, не прабабушка же ему подсказывает), кажутся странными.
А секс? Зачем вы его упомянули, автор? Вы не хотели опошлять отношения героев сексом? Для вас это запретная тема? Сколько вам лет? Читатель сам всё прекрасно понимает. А то выглядит, словно вы оправдываете героев: нет- нет, они не такие, они никогда не падут до такого ужаса. Не люди. Святые.
Лёгкий слог, любовь к образам, знания - отличная основа для дальнейшего творчества автора этого рассказа. Поменьше возвышенных фраз, побольше жизни - будет хорошо. Думаю, всё впереди.
Эта странная Игра
Ваку Оль
Сначала я обиделась: как-то не очень прилично перед читателем взять и так просто "ввести" в рассказ некую Ларису и её детей. Без объяснений. Первый абзац кажется абсолютно реальным, почему же далее автор сходит с ума? Это мои первые мысли. Хотите мысли после прочтения? Первый абзац самый нереальный. Всё остальное - вполне.
Какое счастье! Последний рассказ - и такая удача! Пусть мне и хотелось найти настоящий жизненный рассказ без абсурда, но, видимо, время такое, что только через призму абсурда мы видим реальность.
Мне радостно, что есть номинация "Необычные истории...". На мой взгляд, "Эта странная Игра" безусловный победитель номинации. Но мне и немного жаль, что эта работа может выиграть весь конкурс, так как "Высокие каблуки", для меня лично, это попытка найти не просто яркую историю, грамотно и интересно написанную женщиной, а попытка найти именно классическую прозу с глубокими образами, интригой, тонкую и мудрую, без поучений, но с желанием задуматься. Сложно передать словами. Я нашла элементы в некоторых конкурсных рассказах, но целиком - не нашла.