Абрамов Вячеслав Игоревич : другие произведения.

Скованные, связанные, жующие горькую редьку

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Сохранившиеся древние источники, датированные 500 - 600 годами до нашей эры, уже содержат философские рассуждения о свободе. Сомнений нет, что и до первых известных нам философов люди пытались понять, что есть свобода и есть ли она. Что же это такое, - свобода?
  
  СКОВАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ, СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕЛЬЮ
  Мы живём на относительно небольшом Земном шаре, в относительно ограниченном объёме. Следуя велениям жизни, мы внутри этого объёма пытаемся найти такое состояние, в котором испытываем наименьшее давление. В этом состоянии мы и чувствуем себя свободными, самостоятельно избирающими свои мысли, мнения. И совершающими, будто бы самостоятельно, свои поступки.
  
  При этом мы не ощущаем, что все являемся частичками жёсткой системы, находимся в абсолютно всё определяющей глобальной сети. Говорят ещё про матрицу, не все понимают это выражение, но оно сейчас модное.
  
  Скрытие от нас этой системы и даёт нам такие чувства и ощущения. На самом деле у нас нет никакой свободы ни в мыслях, ни в желаниях, ни в действиях. Есть иллюзия свободы, которую мы именуем свободой. То, что мы принимаем за свободу, происходит от непонимания где мы, на каких условиях мы существуем.
  
  Почему-то нам трудно себе признаться, что свобода есть нечто независимое от нас, нечто представляющееся нам в фантазиях, аморфное. Может быть, сама потребность этого аморфного ощущения является реакцией на подсознательное чувство того, что мы не свободны?
  
  Но для этого надо осознавать окружающее, к чему-то привязывать свои ощущения. Хотя бы искать смысл в происходящем вокруг. А большинство предпочитает жить бессознательно. Даёшь хлеба и зрелищ! И они вовсе не считают себя несвободными. Всегда можно найти, как и куда увернуться от неприятных ощущений и мыслей. На худой конец, можно заморочиться. Забухать, занюхать. Или креативно "уйти в смартфон (айфон)". И в этом вся свобода.
  
  Да и те, кто иногда думает и изредка прозревает, всё равно болтаются на ниточках между желанием насладиться и возможностью при этом не пострадать. Мы всё время ищем, в каком состоянии можно максимально наслаждаться и при этом минимально за это платить. Или чем-то расплачиваться. В этом и заключаются все возможные варианты стремления отдельного индивида к какому-то комфортному для себя состоянию.
  
  Но действительно ли мы так вот сильно нуждаемся в свободе, приравнивая её к жажде? Обычный человечек желает, чтобы у него всё было определено, налажено. Чтобы быть при деле, на хорошей работе, удовлетворять свои потребности в семье или с друзьями.
  
  Мы сами вгоняем себя в определённые рамки. Определённые кем? Сотворённым не без нашего же участия социумом. Обзаводимся семьей, потом должны работать, кормить семью. Вся жизнь устроена так, что мы должны подчиняться каким-то законам. Желаю я того или нет, я всё равно нахожусь под властью каких-то норм и догм, вкусов, установок, традиций. Хочу я или нет, но это всё влияет на меня. Где же тут свобода?!
  
  Выходит, что я ни в чём не свободен. Поэтому ни о какой абсолютной свободе не может быть и речи. Даже если человек станет жить один на райском необитаемом острове, его всё равно будет окружать райская среда, навязывающая ему свои установки и принципы. С райскими законами. И в раю за всё придётся или платить, или расплачиваться.
  
  ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО СВОБОДА
  И всё же, читая историю, наблюдаем, что люди всё время стремятся к свободе. Когда-то освобождались от рабства, чтобы её обрести. Проливали за неё кровь. Слово "свобода" звучало во всех революционных воззваниях, в гимнах, на памятниках начертано: "павшим за свободу". Казалось бы - тенденция налицо.
  
  Но если задаться целью, то можно найти немало свидетельств тому, что люди сами, добровольно соглашались на фактическое рабство, зная, что получат защиту, возможности для пропитания себя и семьи.
  
  Но поскольку самость, эгоизм со временем только развивались, соответственно, всё более явным становилось неравенство, и люди начинали ощущать себя закованными цепями. Разрывая цепи, превращались из рабов в якобы свободных людей.
  
  Рабовладение сменял феодализм, далее развивался прогрессивный капитализм. При капитализме произошёл резкий рост производительности труда, это было выгодно всему обществу, все приняли это, кто саморадостно, кто вынужденно.
  
  Беспредельно эксплуататорские формы капитализма были атакованы социальными потрясениями и социалистическими революциями. Капитализм выстоял, трансформируясь под новые условия. Куда ведёт нас такое развитие? Нельзя сказать, что никуда не ведёт, или ведёт в никуда. Нельзя также утверждать, что ведёт к осознанию того, что мы абсолютно несвободны. Если бы у нас не было мнимого ощущения свободы, мы бы не развивались и не хотели бы жить. Эта иллюзия нас вдохновляет и даёт надежду на будущее. В "совке" все воодушевлённо не только терпели, но и проповедовали несвободу и аскетизм под лучами обещанных образов мира, свободы, творческого труда, равенства и братства в близящемся коммунизме.
  
  В нас существует потребность быть свободными. Но это эгоистическая потребность, следовательно, и свобода эгоистическая. Под управлением эгоизма человек всегда чувствует себя в чём-то ущербным, несвободным. И устремляется чем-то самоутверждаться и удовлетворяться Это - динамика развития эгоизма, стратегия завоевания всё более значимых позиций.
  
  Затем мы сами загоняем себя в новые рамки несвободы, потому что без них не чувствуем себя востребованными. Любой человек хочет, чтобы у него были социальные условия, определённые связи с окружающими, с обществом, только так ему комфортно. А это уже значит быть несвободным. И здесь ничего не сделаешь, мы все любим эти вещи. Значит, все играем в эти игры. Становимся белкой в колесе.
  
  И как всё-таки понять, что такое свобода? Для этого надо остановить колесо и чётко узреть, где же я нахожусь, какие силы определяют моё состояние, каким образом Природа через общество, через знаковых личностей и через всё мое окружение определяет и формирует меня. Иными словами, подняться над своей квазисвободой, над своей нынешней природой. Нынешняя природа - эгоизм, желание получать для себя любимого. Если не самолюбимого, то горячо саможалеемого.
  
  Но если подняться над эгоизмом, то он уже не сможет нас использовать для своего наполнения и неуёмного развития. Возвышение над своим эго открывает вход в другое пространство, в иную, высшую природу. Мы обретаем свойство отдачи и любви к другим, а не к себе. Когда начинаем реализовывать это свойство, тогда чувствуем себя свободными от собственного эгоизма, от дурно пахнущих личных мусорных завалов. Тогда и ощущаем свободу, и становимся по-настоящему свободными.
  
  Для кого-то это неприемлемо. Какая же это свобода, когда любовь к другим закабаляет, ведь "любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит"... Эгоизм никогда не капитулирует, он будет сражаться: а как же я? Я ведь хочу не отвлечённой "свободы вообще", а свободы именно для себя...
  
  С точки зрения эгоизма всё верно. Но он нас использует, заставляя себя наполнять всем тем, что тщетно и наполнить не может. Это забирает наши силы и измочаливает нервы. Но стоит только перенести любовь с себя на ближнего, - получаем абсолютно неограниченное количество энергии, положительных ощущений, раскрытие новых пространств и возможностей.
  
  Это свобода, связанная с любовью, с участием, с выходом из себя, когда я выхожу из своего замкнутого эгоистического мирка и включаюсь в общий, вечный, неограниченный мир, потому что все мои чувства и помыслы выходят от меня только наружу. Вместо того, чтобы вбирать всё в себя, я работаю ради других, а "Кто сделал одному из малых сих, тот сделал мне", - говорит Христос. Тогда ощущаю себя действительно абсолютно свободным.
  
  ЭТА ГОРЬКАЯ "ГОРЬКАЯ РЕДЬКА"
  Есть ли в подъёме над эгоизмом смысл для обычного человека?
  
  Что значит обычный или необычный человек? Обычный человек не может оставить свой эгоизм, даже если поймёт головой логику, целесообразность избавления от него. Только мозговым пониманием своей природы не изменить. Сейчас мы не можем рассуждать о состоянии "вне себя", потому что нам невозможно его себе представить. Сегодня мы находимся только в эгоистической системе координат, и только какой-то внутренний голос требует выхода из неё.
  
  Эгоизм нас держит в маленьком мирке, заставляя думать только о себе, ограничивая нас в возможностях. Это эгоизм ведёт всю человеческую толпу к кризису, к реальной возможности экологической катастрофы и даже гибели всего живого в ядерном конфликте.
  
  Многие уже понимают, что существовать в рамках своей нынешней эгоистической природы - значит быть рабом навязываемых тебе установок и нравственно ущербных норм. По мере развития эгоизм сам раскрывает себя, показывая, насколько он ограничен и несёт человеку только рабство.
  
  В своей притче Бааль Сулам сравнил выход из эгоизма с гусеницей, которая жила внутри горькой редьки и стала чувствовать, что её мир горек и тёмен. Насколько он горек и тёмен, она узнает только тогда, когда выползет наружу и увидит совершенно другой, светлый мир. Но что побудит её выползти наружу из редьки? - сам развивающийся эгоизм. "Горькая редька" - это страдания, которые выталкивают из тёмного замкнутого мира. Мы уже не можем такими оставаться и так или иначе выйдем из него, потому что есть программа природы, которая имеет свойство отдачи и всё выстроит в соответствии с этим свойством.
  
  В чём проблема? Мы находимся в "горькой редьке", и это ощущение помогает задуматься, для чего природа развила себя от неживой частички до самых сложных организмов, а нас создала разумными, поместила в рай, а потом спровоцировала запретным плодом и обрекла на страдания.
  
  Если человечество имеет разумное предназначение, то за нашим внутренним физиологическим и ещё более внутренним психологическим организмом есть ещё какие-то возможности, силы и свойства, которые должны проявиться в нас. То есть, из человека должно получиться что-то ещё в его внутреннем развитии.
  
  Пока мы уже подошли к ощущению конечного конфликта своих взаимоотношений, это постоянное углубление во всевозможные разборки между государствами и народами очень примитивно, ограничено, замкнуто, но постоянно происходит! Бесконечные войны, и беспорядки, взрывной рост терроризма и национализма.
  
  Люди снова ударяются в религии и ничего не находят в них. В массах возникает сопротивление самим себе. Это поиск решения проблемы. Он глубже, чем свобода или несвобода. Иными словами, если я вижу впереди какую-то цель, которую мне обеспечивает несвобода, то я согласен и не горюю по свободе. А если не вижу цели, то это уже конец.
  
  Но мы не знаем, насколько эта цель связана со свободой. На самом деле она всегда связана со свободой, но сегодня мы не можем понять, что это такое. Чтобы понять, нужно перестать заботиться о внутреннем углублении в себя, и начать работать вне себя, на других.
  
  Когда вместо себя начинаешь заботиться о других, вместо себя любить и ощущать их, и только они станут источником твоей заботы и любви, твоих помыслов и побуждений, тогда ты будешь свободен. От кого и чего? От самого себя. Только такая у нас есть возможность выйти из себя. Эта возможность зависит от наших внутренних побуждений, от наших связей между собой. А иначе мы всё время будем себя обманывать, утверждая, что мы - не эгоисты, мы свободны и т.д.
  
  ВЫЛЕЗТИ, ВЫПЛЮНУТЬ, ВДОХНУТЬ ПОЛНОЙ ГРУДЬЮ
  Выход "вне себя", в любовь к другим - именно это и есть свобода. Поднимаясь над собой и выходя в любовь к другим, я не просто перебрасываю себя в другого и тогда вместо моего эгоизма, меня порабощает другой человек. Выходом из себя я выхожу на следующий уровень существования, я отрываюсь от себя самого и всего балласта накопленных стереотипов.
  
  Я перестаю видеть этот мир в том виде, в котором вижу его через свои пять эгоистических органов чувств, я начинаю смотреть на него через совершенно иные органы ощущений. Я начинаю видеть наш мир вечным, бесконечным, совершенным. Эгоистическая программа, которая всё время держала меня и не отпускала от себя, уже не может мною управлять.
   Теперь я неограничен ни в чем: ни в реализации своей любви, ни в реализации своей взаимосвязи, ни в чём-то другом. Я вхожу в новое пространство, которое не замкнуто в "горькой редьке" этого мира. Моё "я" будет определяться связью со всеми остальными. Общая связь - это общность, соответствие законам Природы.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"