Абрамов Валерий Геннадьевич : другие произведения.

Эскадренный броненосец

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    История развития броненосных боевых кораблей открытого моря в подклассе: "эскадренный броненосец".

ВВЕДЕНИЕ:

  Эскадренный броненосец (ЭБР) (фр. "cuirassé d'escadre") - до 1907 г. главный тип крупного (водоизмещением 10000÷16000 т.) боевого судна, наиболее защищённого, несущего наибольшее количество артиллерии: крупного (9,4" ÷ 12"), промежуточного () и среднего калибра (). В сравнении с броненосцем береговой обороны (ББО) - ЭБР наилучшим образом приспособлен для действия в эскадренном бою в условиях открытого моря и удалённости от баз снабжения[8]. [Кладо 1905(84)]

  История развития крупных броненосных боевых кораблей, соответствующих подклассу ЭБР включает в себя три этапных периода: предвоенный период 1886÷1904 гг. (до русско-японской войны); военный период: 1904÷1905 гг.; послевоенный период: 1905÷1907 гг.

  До 1889 г. крупные броненосные боевые корабли в ВМФ главнейших морских держав мира имели различное терминологическое обозначение класса: в ВМФ Англии - класс: "Ironclad warship" ("бронированный военный корабль"); подкласс "class turret ships" ("башенный корабль"); в ВМФ Франции - класс: "cuirassés" ("броненосец"); в ВМФ Италии - класс: "corazzata" ("броненосец"); в ВМФ Германии - "panzerschiff" ("броненосец");

В 1889 г. в ВМФ Англии был впервые введён классификационный термин: "Battleship" ("боевой корабль") который заместил собой классификационные термины: класс: "Ironclad warship" ("бронированный военный корабль") и подкласс: "class turret ships" ("башенный корабль"). Первым английским броненосным боевым кораблём в классе: "Battleship" ("боевой корабль") стал броненосный корабль типа "Trafalgar" (проект 1886 г.), который первоначально (на этапе проектирования и постройки) относился к подклассу: "turret ships" ("башенный корабль").

К началу 1890-х гг. в ВМФ Германии, применительно к броненосцам открытого моря классификационный термин: "panzerschiff" ("броненосец"), был замещён классификационным термином: "Schlachtschiffen" ("боевой корабль");

До 1892 г. боевые броненосные корабли в составе ВМФ РИ, которые по своим ТТЭ были близки (аналогичны) английским кораблям классов: "Ironclad warship"; "turret ships" и "Battleship" - в ВМФ РИ - относились к единому русскому военно-морскому классу: "броненосец".

В 1892 г. в ВМФ Российской империи (ВМФ РИ), был официально введён термин "эскадренный броненосец" (ЭБР) как класс боевых кораблей, в результате утверждения новой классификации боевых кораблей в составе ВМФ РИ. В класс ЭБР были зачислены вновь строящиеся броненосцы и формально некоторые броненосцы, находившиеся в строю, хотя последние не всегда отвечали требованиям, предъявляемым к ЭБР. - Моисеев С. П. Список кораблей русского парового и бронносного флота. М., Воениздат, 1948, с 29.[Цветков 1983(14)]

В 1892 г. все боевые броненосные корабли в составе ВМФ РИ, ранее относящиеся к единому классу 'броненосец', в соответствии с утверждённой в 1892 г. новой классификацией боевых кораблей - были подразделены на два подкласса: 'броненосец береговой обороны' (ББО) и 'эскадренный броненосец' (ЭБР). Разделение кораблей в классе 'броненосец' на два подкласса было связано с утверждением эскизного проекта ББО типа "Адмирал Сенявин" (проект 1892 г.). Ещё ранее разделение броненосных боевых кораблей на подклассы произошло в ВМФ ряда морских держав с введением соответствующих новых классификационных терминов (см выше).

Броненосцы береговой обороны в ВМФ морских держав идентифицировались следующими классификационными терминами: ББО ВМФ Англии - класс: "Coastal defence ship" (корабль береговой обороны) или "coastal battleships" ("прибрежный боевой корабль"); ББО ВМФ Германии - класс: "Küstenpanzerschiff" ("корабль береговой обороны"); ББО ВМФ Франции - класс: "navires de défense côtière" ('судно береговой обороны'); ББО ВМФ Италии - класс: "не определён";

С 1982 г. русский классификационный термин: "эскадренный броненосец" был принят как прямой перевод французского термина: "cuirassé d'escadre" для идентификации подкласса броненосцев, предназначенных для эскадренного взаимодействия в условиях открытого моря (броненосцев открытого моря). Броненосцы в подклассе "ЭБР", как правило - превосходили броненосцы в подклассе "ББО" по ряду показателей: себестоимости, главным размерениям, водоизмещению, мореходности, району плавания и автономности, скорости полного хода, но при этом, в ряде случаев ЭБР незначительно уступали ББО по броневой защите.

В период с 1892 г., вплоть до 27 сентября 1907 г., броненосные корабли открытого моря в составе ВМФ РИ относящиеся к подклассу "эскадренный броненосец", по составу и значениям своих ТТЭ - были весьма близки (аналогичны) к современным им "классическим" броненосным боевым кораблям: английским в подклассе: "Battleship", германским в подклассе: "Schlachtschiffen". В этой связи, с 1892 г. в русской переводной военно морской литературе, в частности, английский термин "Battleship" - стали переводить не буквально, а в интерпретированной форме как "эскадренный броненосец", а в русском штабном лексиконе все английские боевые корабли в классе "Battleship" - при разработке тактических операций условно идентифицировались в подклассе "эскадренный броненосец".

В 1901 г. для ВМФ Италии, под руководством выдающегося конструктора Витторио Куниберти, был завершён разработкой эскизный проект быстроходного 21-узлового ЭБР типа "Regina Elena" (проект 1901 г., 12550/13771 т.), несущего необычный для своего времени комбинированный состав главной артиллерии: (2×1-305-мм/40; 6×2-203-мм/45); все двенадцать орудий промежуточного калибра 203-мм, располагались попарно в башенных артиллерийских установках. Проект ЭБР типа "Regina Elena" был разработан на основании опыта приобретённого при разработки эскизного проекта быстроходного 22-узлового броненосного крейсера (БРКР), и по составу главной артиллерии в ВМФ Италии был отнесен к подклассу: "Corazzate pluricalibro classe" ("броненосец мультикалиберный"); данный проект в значительной степени можно оценить, как практическую попытку объединить в одном корабле боевые потенциалы ЭБР и БРКР - создать крупный универсальный быстроходный броненосный корабль не выходя за пределы проектного водоизмещения существующих ЭБР.

* Перед русско-японской войной на броненосных кораблях аналогичных классу эскадренный броненосец (ЭБР), наряду с крупным калибром (305-мм) и средним (противоминным) калибром (152-мм), с целью усиления главного артиллерийского вооружения, начали устанавливать орудия промежуточного калибра (203÷254-мм). В частности, артиллерией промежуточного калибра были вооружены: английские "ЭБР" - типа "Кинг Эдвард VII" (проект 1902 г.); русский ЭБР - типа тип "Евстафий" (проект 1904 г.); японский ЭБР типа "Катори" (пр.1904 г.);[Цветков 1983(23)]

В 1903 г. был завершён разработкой и утверждён русский эскизный проект ЭБР типа "Андрей Первозванный", представляющий собой дальнейшее развитие проекта ЭБР типа "Бородино", в направлении увеличения водоизмещения и усиления вооружения; в 1903 г. произведена закладка двух кораблей этого типа, однако, в связи с началом русско-японской войны сроки постройка этих кораблей затянулись на несколько лет... [Цветков 1983(21)]

В ходе русско-японской войны проекты ЭБР неизменно предусматривали усиление главной артиллерии орудиями промежуточного калибра, в частности: английский тип "Лорд Нельсон" (проект 1905 г.); русский проект ЭБР типа "Андрей Первозванный" (изменённый проект разработки 1904-1907 гг.);

В ходе русско-японской войны наметился очередной этап в развитии ЭБР, который характеризуется исключением из состава вооружения орудий среднего калибра (152-мм), при сохранении орудий крупного и промежуточного калибров, в частности: русский проект ЭБР типа "Андрей Первозванный"(проект 1904-1907 гг. г.); английский ЭБР типа "Лорд Нэльсон" (пр. 1905 г.; орудия 152-мм не были предусмотрены проектом); японские ЭБР "Аки" (пр.1905 г.) и "Сацума" (пр.1905 г.). Однако, как выяснилось в ходе сражений в Жёлтом море (27.07.1904 г.) и в ходе Цусимского сражения (27-28.05.1905 г.), исключение из состава артиллерийского вооружения этих проектов ЭБР орудий среднего (152-мм) калибра, в пользу орудий промежуточного калибра (203-254-мм), не соответствовало новым методам управления огнём из единого центрального поста, поскольку наблюдение за падением залпов на больших дистанциях требовало применения одного, по возможности наиболее крупного, калибра снарядов. [Цветков 1983(23)]

Опыт РЯВ изучался всеми морскими державами с целью скорейшего внесения коррективов в проекты строящихся кораблей и разработки новых технических заданий на их постройку, пытаясь свести к минимуму все просчёты и недостатки в проектах своих "ЭБР" и броненосных крейсеров (БРКР), которые выявились в ходе войны и особенно в Цусимском сражении. Этот период в истории мирового военного судостроения характеризовался постепенным переходом, в частности, к постройке 'ЭБР' с главной артиллерией из 8÷12 орудий крупного калибра, кардинальным изменением в системе бронирования, стремлением повысить скорость за счёт применения паротурбинных двигателей, повышением боевой остойчивости и непотопляемости на основе более рациональной конструкции корпуса и увеличения водоизмещения. Эти качественные нововведения в проектах 'ЭБР' послевоенного поколения осуществлялись постепенно, что привело к постройке до 1906 года, в ряде государств 'ЭБР' послевоенного поколения, в той или иной степени превосходящих своих предшественников, с увеличенным водоизмещением и более мощным и совершенным вооружением.[Цветков 1983(22,23)]

  Год 1907-й, в истории мирового военного судостроения явился этапной вехой в эволюционном развитии боевых кораблей основных существующих классов и подклассов, предопределившей введение новой классификационной терминологии, в соответствии с повсеместным внесением изменений в тактико-технических требований (ТТТ) к проектам перспективных боевых кораблей основных классов и подклассов. В частности, в ВМФ Российской Империи, в связи с качественным обновлением ТТТ к проектам перспективных боевых кораблей (включая разработки перспективных кораблей вероятного противника) - все ранее построенные и достраиваемые крупные боевые броненосные корабли, проектной разработки до 1907 г., соответствующие по составу ТТЭ подклассу ЭБР, были переклассифицированы путём введения новых классификационных терминов и отнесены к различным подклассам, в зависимости от уровня технического совершенства проектного типа.

12 сентября 1907 г. был заложен австрийский головной ЭБР типа "Radetzky" (пр.1907 г.), который завершил собой эволюционное развитие броненосных боевых кораблей так называемого "додредноутного" периода. В ВМФ морских держав, для идентификации кораблей данного проектного типа, была введена следующая идентификационная терминология: англ: "class semi-dreadnought battleships" ("боевой корабль класса полудредноут"); герм: "class Schlachtschiff" ("боевой корабль");

* 27 сентября 1907 г. Приказом по Морскому ведомству (от 27 сентября 1907 г.) была введена новая классификация кораблей ВМФ РИ, согласно которой все корабли в подклассе: "эскадренный броненосец" (ЭБР) и все проектируемые и строящиеся корабли подкласса ЭБР - были отнесены к возрождённому, со времён парусной эпохи, классу: "линейный корабль" (ЛК), в подклассах: "ЛК додредноутного типа"; "ЛК пред-дредноутного типа"; "ЛК полу-дредноутного типа" и "ЛК дредноутного типа". [Цветков_1983(37)]

С 27 сентября 1907 г. - в системе русского морского штаба, введены идентификационные термины, определяющие подклассы линейных кораблейь, с учётом уровней технического совершенства проектов:

   термин: "ЛК додредноутного типа" - идентифицирует проекты кораблей, в подклассе ЭБР и завершённые эскизной проектной разработкой до начала русско-японской войны;
   термин: "ЛК пред-дредноутного типа" - идентифицирует проекты кораблей в подклассе ЭБР, начатые проектной разработкой в ходе русско-японской войны и завершённые эскизной проектной разработкой до октября 1906 г.;
   термин: "ЛК полу-дредноутного типа" - идентифицирует проекты кораблей, начатые эскизной проектной разработкой с ноября 1906 г., под влиянием концепции "дредноут", в подклассе "ЭБР", в которых базовые принципы концепции "дредноут" реализованы лишь частично;
  термин: "ЛК дредноутного типа" - идентифицирует проекты крупных броненосных боевых кораблей, начатые проектной разработкой с октября 1906 г., в которых полностью реализованы базовые проектные принципы концепции "дредноут" - скорость полного хода более 20 узлов и однородный ("монокалиберный") состав артиллерии главного калибра.

Источники:

* Н. Л. Кладо (Прибой) Современная морская война. С.-Петербург 1905 г. [Кладо 1905(84÷92)]

* А. П. Шершов. История военного кораблестроения. Воен. Мор. Издат. 1940 г. [Шершов 1940(118÷141)]

* И. Ф. Цветков Линкор "Октябрьская революция". Ленинград. Судостроение. 1983 г.[Цветков 1983(224)]


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"