Аннотация: История возникновения и развития подклассов крейсерских судов.
ПЕРВОИСТОЧНИКИ:
1. История военного кораблестроения. А. П. Шершов. Воен. Мор. Издат. 1940 г. [Шершов 1940()]
2. Мельников Р. М. Крейсер "Очаков". Ленинград. Судостроение. 1986 г. [Мельников 1986_с.256]
3. Поленов Л. Л. Крейсер "Аврора". Ленинград. Судостроение. 1987 г. [Поленов 1987_с.263]
4. Мельников Р. М. "Рюрик" был первым. Ленинград. Судостроение. 1989 г. [Мельников 1989_с.232]
5. Цветков И. Ф. Гвардейский крейсер "Красный Кавказ". Ленинград. Судостроение. 1990 г. [Цветков 1990_с.259]
ПРЕДИСЛОВИЕ:
История развития боевых кораблей класса "крейсер" наиболее сложна для её наиболее полного и объективного раскрытия. Этот класс боевых кораблей обладает наиболее древней родословной и в своём развитии подвергся наиболее продолжительной и многогранной по своему формирующему воздействию эволюции. Начиная от чисто "парусных крейсерских судов" (в подклассах "Фрегат", "Корвет", "Бриг", "Шлюп"), их последующее эволюционное развитие, с середины XIX века оказалось под влиянием "ломки" традиционных взглядов, представлений и понятий, сопровождающей процесс внедрения на флоте новой техники и постройку, первоначально "парусно-колёсных крейсерских судов" а впоследствии "парусно-винтовых крейсерских судов", которые в свою очередь под разделились по схеме защищённости на: "безбронные парусно-винтовые крейсерские суда", "бронепалубные парусно-винтовые крейсерские суда" и "броненосные парусно-винтовые крейсерские суда".[Мельников 1986_18]
Важнейшими факторами влияющими на развитие крейсерских судов и крейсеров различных подклассов - являлись обостряющиеся геополитические противоречия между морскими державами в течение всего периода истории развития. С учётом сложившихся представлений о многоцелевом назначении кораблей класса "крейсер", к ним всегда предъявлялся широкий спектр требований, в частности: высокие мореходные качества, обеспечивающие противостояние коварству и капризам морской стихии; большая автономность плавания; возможность принимать на борт запасы продовольствия и топлива, обеспечивающие длительное время действия в отрыве от своих баз; [Мельников 1986_18]
Наследием парусной эпохи явилось традиционное для ВМФ РИ разделение крейсеров по водоизмещению на два ранга: "фрегатский" и "корветский", сохранившееся в паровой период, вплоть до начала русско-японской войны. Впоследствии, от фрегатов и корветов, произошло разделение крейсеров на подклассы: "броненосные", "линейные", "лёгкие" и "тяжёлые" крейсера.[Мельников 1986_18]
КРЕЙСЕРСКИЕ СУДА:
Термин "крейсерские суда" был введён в ВМФ РИ ещё в XVIII в. для обозначения кораблей с различным парусным вооружением, способных осуществлять крейсерство. [Ушаков Ф. Ф. документы. Ч.1.М. - Л.: воениздат, 1951 г.] [Цветков 1990_с.9]
Складывавшееся веками разнообразие конструктивных типов и вариантов парусного вооружения кораблей крейсерского назначения (только в русском флоте XVIII-XIX вв. их насчитывался не один десяток), очевидно исключало возможность применения к ним единого, но обезличивавшего существующие особенности парусного вооружения, термина "крейсер". Сам же термин "крейсер" был достаточно распространён как собирательное название и в то же время не раз использовался в качестве имени собственного. При Петре I название "Крейсер" носили трофейная шнява и фрегат (1721 г.), а после него - ещё четыре корабля, включая и известный фрегат, который в 1822-1825 гг. под командованием М. П. Лазарева совершил одно из первых кругосветных плаваний в русском флоте. [Мельников 1986_9]
Крейсера как новый класс боевых кораблей появились в 1860 гг. и окончательно утвердились во всех флотах мира в 1870 гг. До ввода в строй кораблей специальной постройки задачи крейсеров выполняли парусные фрегаты, корветы, бриги и другие вооружённые суда. На них возлагались функции ведения разведки на театре военных действий, дозора и охраны побережья, борьба с морскими перевозками противника, набегов на незащищённые форты и сопровождения коммерческих судов. Важнейшим назначением крейсеров было ведение разведки в интересах эскадры, отражение атак брандеров и оказания помощи повреждённым кораблям в бою. [Цветков 1990_с.9]
Примечание: Брандер (от нем. Brander, Brand);- судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществами; применялось для поджога неприятельских кораблей. [Цветков 1990_с.9]
Примечание: Для борьбы на морских путях сообщения привлекались также и гражданские суда - так называемый "каперский флот". [Цветков 1990_с.10]
Примечание: Капер, каперство (от голл. kaper, kapen) - морской разбойник, разбойничать на море. [Цветков 1990_с.10]
Примечание: Капер, каперство (от голл. kaper, kapen) - морской разбойник, разбойничать на море. В Англии - приватиры, во Франции - корсары. Это не совсем разбойники. Это частные судовладельцы, которые приобретали у своего государства патент, то есть по сути нанимались на службу государству. В отличие от разбойников (пиратов) на них распространялись конвенции о военнопленных. Пиратов без патента можно и должно было вешать на реях. [Темежников Евгений Александрович (temezhnikov@yandex.ru) 2018/04/30 16:05]
В 1830÷1840-х гг. (XIX в.) на рубеже перехода от парусного флота к паровому - на смену парусным крейсерским судам стали приходить парусно-паровые крейсерские суда - первоначально колёсные пароходофрегаты и пароходокорветы, которые являлись прямыми преемниками парусных фрегатов, корветов и бригов. [Цветков 1990_с.10]
ПАРОХОДОФРЕГАТЫ:
В 1830÷1840-х гг. (XIX в.) на рубеже перехода от парусного флота к паровому, функции крейсеров выполняли колёсные пароходофрегаты и пароходокорветы, которые являлись прямыми преемниками парусных фрегатов, корветов и бригов. [Цветков 1990_с.10]
В 1836 г. был построн первый русский пароходофрегат "Богатырь", водоизмещением 1342 т, (по чертежам английского прототипа Пароходофрегата "Нила"). Имея мощную по тем временам паровую машину (240 л.с), изготовленную на Ижорском заводе, судно сохраняло полную парусную оснастку. [Цветков 1990_с.10]
В 1840 г. в Америке - для Россиии был построен второй пароходофрегат "Камчатка" водоизмещением 2120 т, имел паровую машину мощностью 540 л. с. Однако при увеличении мощности паровой машины и водоизмещения не способствовали улучшению мореходных качеств пароходофрегатов. При бортовой качке поочерёдное погружение и оголение колёс вызывало рыскание по курсу и значительное снижение скорости. Огромные кожухи гребных колёс, расположенные в в средней части корпуса корабля, занимали много места и не давали возможности размещать достаточное количество пушек. Боевая живучесть пароходофрегатов была крайне низкой: при попадание одного снаряда в колесо, корабль сразу же лишался хода. Все усилия направленные на повышение коэффициента полезного действия гребного колеса не увенчались успехом - его к.п.д оставался низким. Механизм поворота колёсных плиц работал ненадёжно. [Цветков 1990_с.10]
В 1842 г. - для России были заказаны в Англии первые пять пароходофрегатов: "Херсонес", "Бессарабия", "Крым", "Громоносец", "Одесса", которые использовались в основном для транспортных целей и почти не участвовали в учениях Черноморского флота. [Мельников 1986_11]
ПАРУСНО-ВИНТОВЫЕ КРЕЙСЕРСКИЕ СУДА:
В 1840÷1860-х гг. (XIX в.) появились деревянные парусно-винтовые фрегаты, корветы, бриги, шлюпы и клипера - несущие полную парусную оснастку, в которых применение винтового гребного движителя полностью сняло технические проблемы связанные с применением гребных колёс. Эти суда имели гребной винт убирающийся в специальную шахту во время хождения под парусами. Для выполнения крейсерских функций эти классы парусно-винтовых кораблей обладали необходимыми боевыми и мореходными качествами - большой автономностью плавания, высокой скоростью, высокой маневренностью, скорострельной артиллерией и по сравнению со всеми предшествующими классами парусных и парусно-колёсных судов - были наиболее приспособлены к крейсерству, явившись прямыми предшественниками класса крейсеров.[Цветков 1990_с.10, 11]
В апреле 1853 г. состоялось высочайшее повеление о том, что: "ввиду применения винтовых кораблей во флотах Англии и Франции, других, как с винтовым двигателем, в России не закладывать". [Мельников 1986_11]
В 1856 г. была принята Парижская декларация о морской войне которая определила важнейшую функцию военных кораблей - нарушение морских коммуникаций противника. До этого, эта функция возлагалась, как правило не на военные корабли, а на каперские флотилии или отдельные частновладельческие суда. [Цветков 1990_с.11]
До введения термина "крейсер", в качестве класса кораблей, в военных флотах мира назначение крейсеров выполняли отчасти фрегаты, затем корветы, бриги и шхуны. [Цветков 1990_с.12][Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А.]
На основе опыта боевого использования парусно-винтовых судов постепенно вырабатывались тактико-технические требования на проектирование нового класса боевых корабле - крейсеров. [Цветков 1990_с.10]
В 1861 г. вступили в строй русские парусно-винтовые фрегаты "Алксандр Невский" и "Дмитрий Донской" - последние парусно-винтовые фрегаты с деревянными корпусами не имеющими броневой защиты.
В 1861÷1865-х гг. (XIX в.) значительное влияние на развитие и формирование класса "крейсер" оказала одна из наиболее крупномасштабных операций - экспедиция русских эскадр к берегам Америки в период войны между Севером и Югом, с участием парусно-винтовых корветов, фрегатов и бригов - именуемые крейсерами только в смысле выполняемых ими функций. Русская крейсерская операция 1863-1864 гг. совпала по времени с выходом в свет первого издания 'Толкового словаря живого великорусского языка' В. И. Даля, который наиболее полно определил понятия "крейсерство" и "крейсировать" - "крестить по морю в военное время для наблюдения за неприятелем и для охранения берегов". По определению Даля: "Крейсер - военное судно, посланное в крейсерство". Эти формулировки Даля ещё не содержали важнейшего компонента понятия крейсерства - нарушение морских коммуникаций противника. [Цветков 1990_с.10, 11]
Примечание: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. (изданы в течение 1963-1866 гг.) М.:Гос. изд-во иностр. и нац. словарей. Т.2. 1955. С.189. [Цветков 1990_с.11]
В 1866 г. в Англии был завершён проектной разработкой и начат постройкой "большой" океанский, металлический парусно-винтовой фрегат "Инконстант" [[https://en.wikipedia.org/wiki/HMS_Inconstant_(1868)]] (проект 1866 г.), в составе Британского флота с 1868 г. Крейсер нёс полное парусное вооружение и одно винтовую паровую механическую установку, обеспечивающей при водоизмещении 5800 т скорость до 16,5 уз. Корпус корабля - железный, в подводной части был обшит деревом, поверх которого крепилась медная обшивка, предохранявшая корпус от обрастания водорослями и ракушками для сохранения скоростных качеств, особенно при плавании в тропических широтах. В качестве защиты - впервые служили угольные ямы, расположенные вдоль борта. Состав вооружения - бортовые АУ: 10×1 - 229-мм и 6×1-178-мм гладкоствольных орудий, заряжающихся с дульной части. Продольный огонь крейсера был весьма слаб. Повышение эффективности артиллерийской стрельбы достигалось малой остойчивостью - обеспечивающей плавность качки. Впоследствии остойчивость крейсера была увеличена за счёт принятия балласта, что несколько снизило скорость. [Поленов 1987_с.13,14][Цветков 1990_с.12]
РАНГОУТНЫЕ БРОНЕНОСЦЫ:
В 1864 г. в России была принята судостроительная программа, которая определила пути дальнейшего развития корабля предназначенного для крейсерства - создание довольно крупных по тому времени рангоутных броненосцев.
Первыми такого типа кораблями (предназначенными для крейсерства), построенными по программе 1864 г., явились рангоутные броненосцы (аналоги английских броненосных кораблей типа "Беллерофон": "Князь Пожарский" и "Минин", водоизмещением более 4000 т, предназначенные для длительной океанской службы. [Цветков 1990_с.12]
Рангоутный броненосец "Князь Пожарский" вступил в строй в 1869 г., в процессе создания и службы подвергался неоднократным переделкам, которые приближали корабль к полноценному типу "большого океанского крейсера". В результате переделок мощность машин была доведена до 2200 л. с., масса брони увеличилась с 615 до 652 т, артиллерийское вооружение, состоявшее из восьми 203-мм и двух 152-мм орудий, дополнено ещё шестью 152-мм пушками. В 1877 г. на мерной миле корабль показал скорость под парами около 12 уз.[Цветков 1990_с.12]
: Рангоутный броненосец "Минин": несмотря на установку паровой машины мощностью 6000 л. с. сохранялось полное парусное вооружение; в результате переработки первоначального проекта водоизмещение возросло до 5940 т, дальность плавания при запасе угля 800 т составила около 2000 миль; в 1878 г. на испытаниях полная скорость под парами приближалась к 15 уз. Новый состав артиллерийского вооружения включал: четыре скорострельные 203-мм пушки, установленные на спонсонах, и двенадцать 152-мм орудий, размещённых в казематах на батарейной палубе; корабль продемонстрировал прекрасные мореходные качества, став одним из лучших кораблей в мире, приспособленных к длительному пребыванию в океане. [Цветков 1990_с.12, 13]
РАНГОУТНЫЕ БРОНЕНОСНЫЕ КРЕЙСЕРА - ФРЕГАТЫ:
Русскую идею постройки специального класса быстроходных, хорошо вооружённых кораблей, предназначенных для крейсерства, подхватила Великобритания, обладающая огромными колониальными владениями остро нуждалась в 'защитников торговли'. [Цветков 1990_с.13]
Основным стимулом развития крейсеров в течение всех ниже отмеченных отмеченных периодов их развития являлось соперничество России с Англией, которая стремилась к созданию типа боевого корабля для надёжной охраны своих морских путей сообщения от возможных попыток России нарушить её торговлю с многочисленными заокеанскими колониями. [Цветков 1990_с.16]
В 1868 г. в Англии был построен крейсер "Инконстент" с железным корпусом и паровой механической установкой, обеспечивающей при водоизмещении 5800 т. развитие хода до 16,5 уз; крейсер имел сильное артиллерийское вооружение и полную парусную оснастку. [Цветков 1990_с.12]
Сразу же после постройки английского крейсера "Инконстант", в России возникла идея создания броненосного крейсера "Генерал-Адмирал" (проект 1870 г.). Постройкой этого крейсера ознаменовался '''первый этап''' крейсеростроения в России.
: 'Генерал-Адмирал': На ходовых испытаниях завершившихся летом 1880 г., при водоизмещении 5800 т и средней мощности паровой машины 4470 л. с. показал скорость 13,57 уз. Полного запаса топлива (630 т) при 12-уз ходе под парами хватало на 2000 миль. На корабле было сохранено полное рангоутное вооружение с общей площадью парусов 2270 кв.м; К 1885 г. фрегат имел на вооружении шесть 203-мм, два 152-мм, шесть 87-мм и восемь 37-мм орудий.[Цветков 1990_с.13]
В 1877 г. по проекту крейсера-фрегата "Генерал-Адмирала" был построен крейсер-фрегат "Герцог Эдинбургский" (проект 1870 г.).[Цветков 1990_с.13]
В ответ на постройку в России крейсеров-фрегатов "Генерал-Адмирал" и "Герцог Эдинбургский" Англия приступила к созданию новых броненосных крейсеров типа "Нельсон" и однотипный ему "Нортхэмптон".[Цветков 1990_с.13]
: Броненосные крейсера типа "Нэльсон": при водоизмещении 7630 т и мощности машин 6000 л. с. развивали скорость около 14 уз.; по запасу топлива и дальности плавания они были почти одинаковы с русскими фрегатами типа 'Генерал Адмирал' и "Герцог Эдинбургский". [Цветков 1990_с.13]
В связи с тем, что английские броненосные крейсера типа "Нельсон" примерно соответствовали русским броненосным крейсерам типа "Генерал-Адмирал", потребовалось создать крейсер, который по своим боевым и мореходным качествам превосходил бы английские. Таким русскими крейсерами нового типа явились два однотипных крейсера (проект 1881 г.) ''''[[Дмитрий Донской (крейсер)|Дмитрий Донской]]'''' и "Владимир Мономах", вступивший в строй в 1883 г. [Цветков 1990_с.13]
: При проектировании крейсера "Владимир Мономах", в качестве прототипов были рассмотрены предшествующие проекты крейсеров "Минин" и "Генерал Адмирал", предусматривалось усиление артиллерийского вооружения (4×1-203-мм; 12×1-152-мм), установку трёх надводных торпедных аппаратов, несколько увеличенный запас топлива; при водоизмещении 5100 т крейсер "Владимир Мономах" развил скорость около 17,0 уз., запас угля более 1000 т обеспечивал кораблю дальность плавания 3500 миль 8-уз ходом. При постройке широко использовались стальные конструкции, что дало выигрыш в массе корпуса; толщина брони в средней части корпуса корабля достигала 152 мм, а в оконечностях - 114 мм. [Цветков 1990_с.13,14]
: Второй крейсер "Дмитрий Донской" был построен в 1885 г. по проекту "Владимир Мономах", но с некоторыми отличиями от него. Оба крейсера показали прекрасные мореходные качества.[Цветков 1990_с.14]
Второй этап русского крейсеростроения (1880-1890 гг.)
ПАРУСНО-ВИНТОВЫЕ БРОНЕНОСНЫЕ и БРОНЕПАЛУБНЫЕ КРЕЙСЕРА - ФРЕГАТЫ и КОРВЕТЫ:
Эти подклассы крейсеров ознаменовали собой второй этап развития специализированных крейсеров, в последней четверти XIX в., с металлическими корпусами - более мощных и мореходных, с неуклонным сокращением площади парусов - по сравнению с их предшественниками - рангоутными броненосными крейсерами с маломощной паровой машиной, незначительным запасом топлива и хорошо развитым парусным вооружением. [Цветков 1990_с.14]
В последней четверти XIX в. рангоутные броненосные крейсера с маломощной паровой машиной, незначительным запасом топлива и хорошо развитым парусным вооружением - начали постепенно сдавать свои позиции более мощным мореходным парусно-винтовым броненосным крейсерам с металлическими корпусами. Этот период ознаменовал собой '''второй этап''' в развитии специализированных крейсеров, сопровождающийся неуклонным сокращением парусного вооружения. Для этого этапа развития крейсеров характерно продолжающееся соперничество между Англией и Россией в создании океанских броненосных крейсеров с большой автономностью плавания. Результатом этого соперничества явилось создание в Англии новых броненосных крейсеров типа ''''[[Броненосные крейсера типа "Имперьюз" (проект 1881 г.), вооружённых 203-мм орудиями в барбетных башенных установках. Ответной реакцией в России явилась закладка четырёх башенного барбетного крейсера "Адмирал Нахимов" (проект 1882 г.). Это проект был разработан в рамках реализации судостроительной программы 1881 г. и продолжил собой уже наметившуюся тенденцию создания в России крупных броненосных крейсеров. Двух орудийные башенные АУ 4×2-203-мм располагались на обоих бортах и в оконечностях корабля, 10×1-152-мм; мелкокалиберная артиллерия и три надводных торпедных аппарата. Корпус корабля имел бронирование в виде цитадели, защищавшей жизненно важные центры корабля. По системе бронирования "Адмирал Нахимов" представлял собой мореходный броненосец с крейсерской артиллерией. Достаточно мощное бронирование крейсера послужило причиной включения его наравне с эскадренными броненосцами в состав главных сил эскадры З. П. Рожественского в Цусимском сражении. Однако такой проектный тип броненосца не получил дальнейшего развития. При водоизмещении 8270 т паровая машина мощностью 8000 л. с. обеспечивала крейсеру скорость около 17,0 уз. При этом, на нём сохранялось парусное вооружение с площадью парусов 2000 кв. м.[Цветков 1990_с.14, 15]
Крейсера "Витязь" (проект 1883 г.) и "Рында" (проект 1883 г.) водоизмещением 3000÷3500 т. были построены в рамках судостроительной программы 1881 г. и явили собой не совсем удачную попытку создать прежний корвет, но в стальном корпусе. Фактически эти два крейсера явились предшественниками будущих крейсеров 2 ранга. [Цветков 1990_с.15]
Крейсер "Адмирал Корнилов" (проект 1886 г.) - положил начало созданию более лёгких быстроходных бронепалубных крейсеров. Заказанный для ВМФ РИ во Франции, в рамках судостроительной программы 1881 г. Этот проект, вобрал в себя достижения зарубежного крейсеростроения. Он предстfвлял собой дальнейшее развитие судов типа мореходных батарейных крейсеров и в какой то степени продолжил линию строительства крейсеров типа "Инконстант". Крейсер сохранял парусное вооружение с площадью парусов около 1700 кв.м, развивал под парусами скорость 10,0 уз. При водоизмещении 5300 т., под парами, при мощности машин около 6000 л. с. скорость достигала 17,0 уз. Артиллерийское вооружение крейсера не представляло собой ничего нового - 14 открытых артиллерийских установок калибра 152-мм, размещённых по бортам на верхней палубе. Минно-торпедное вооружение его было гораздо более мощным, чем аналогичное вооружение предыдущих русских крейсеров: шесть надводных торпедных аппаратов. Характерной особенностью этого крейсера было отсутствие бортовой брони. Его единственной защитой являлась броневая палуба толщиной от 40 до 60 мм, большой запас топлива (1000 т) обеспечивал ему дальность плавания около 10000 миль при скорости 9 уз. Он успешно использовался для борьбы с с морскими перевозками противника, подолгу оставаясь в море. [Цветков 1990_с.14, 15]
В 1886 г. был завершён разработкой проект полуброненосного фрегата "Память Азова", явившегося дальнейшим развитием русского типа океанского броненосного крейсера. Корабль был вооружён: 2×1-203-мм защищёнными стальными щитами; 13×1-152-мм размещёнными в основном на батарейной палубе; мелкокалиберной артиллерией. Корабль был защищён броневым поясом толщиной в средней части 152 мм, в оконечностях корпуса, толщина броневого пояса уменьшалась до 100 мм. Две броневые палубы толщиной 37-60 мм прикрывали корабль сверху. Его водоизмещение составляло около 6500 т., а мощность механизмов в 5715 л. с. На испытаниях крейсер достиг скорости, близкой к 17,0 уз. При относительно малой мощности механизмов развитию хода 17,0 уз. способствовала хорошая ходкость корабля, которая обеспечивалась большим отношением длины к ширине, равным 7,6. Однако, несмотря на рекордный по сравнению с другими крейсерами запас угля (более 1000 т), корабль имел относительно небольшую дальность плавания: немногим более 3000 миль. Поэтому на нём также было сохранено рангоутное вооружение с площадью парусов 2100 м².[Цветков 1990_с.15,16]
Третий этап развития русского крейсеростроения (1890-...)
Третий этап в развитии русского крейсеростроения протекал в условиях продолжающегося соперничества между Россией и Англией в области крейсерострения, в рамках реализации судостроительной программы 1881 г., характеризовался: проектированием и постройкой узкоспециализированных океанских "больших" крейсеров в подклассе: "большой броненоснй крейсер I ранга"; признанием концепции развития крейсеров малого водоизмещения ("малых крейсеров"), в подклассах: "крейсер II ранга" и "минный крейсер", в плане целесообразности их применения для выполнения эскадренных функций.
Накопленный опыт создания броненосного крейсера "Адмирал Нахимов" (проект 1882 г.) и полуброненосного фрегата "Память Азова" (проект 1886 г.), позволил России, в рамках реализации судостроительной программы 1881 г., перейти к третьему этапу создания ещё более мощных броненосных крейсеров. Первым "большим" русским броненосным крейсером 1 ранга явился "Рюрик" (проект 1890 г.), вторым - "большой" броненосный крейсер 1 ранга: "Россия" (проект 1893 г.)[Цветков 1990_с.16]
: Примечание: третий "большой" броненосный крейсер 1 ранга: "Громобой" (проект 1898 г.) строился в рамках реализации судостроительной программы 1895 г., которая наряду с броненосными предусматривала также серийное строительство и бронепалубных крейсеров I ранга типа "Диана".[Цветков 1990_с.16]
* Следует отметить, что в 1870-1880-х гг., возможность выполнения крейсерами малого водоизмещения так называемых эскадренных функций (дозорная служба, разведчик при эскадре, позже лидирование и отражение минных атак) явно недооценивалось, как в русском, так и в иностранных флотах, но особенно в русском.[Цветков 1990_с.18]
В 1870-1880-х гг., вплоть до конца 1891 г., в иностранных флотах, и особенно в русском ВМФ - явно недооценивалась роль крейсеров малого водоизмещения ("малых крейсеров"), в плане возможности и целесообразности выполнения этим крейсерами малого водоизмещения, так называемых эскадренных функций (дозорная служба, разведчик при эскадре, позже лидирование и отражение минных атак).[Цветков 1990_с.18]
* В конце 1891 г. была разработана '''первая классификация кораблей русского флота''' и объявлена приказом по Морскому ведомству 1 февраля 1892 г. Эта классификация подвела итог развития класса крейсеров в 1860-1880 гг. XIX в. и одновременно отражала новые тенденции в крейсеростроении. Эта классификация устанавливала класс крейсеров с двумя подклассами: [[крейсер I ранга]] и [[крейсер II ранга]], а также '[[Минный крейсер|минные крейсера]]' (с 1907 г. были зачислены в класс [[Эскадренный миноносец|эскадренных миноносцев]]). Данная классификация '''соблюдалась не очень строго даже официальными органами''', поскольку в ряде документов Морского ведомства крейсера I ранга получили деление (и по степени защищённости), на '[[Броненосный крейсер|броненосные крейсера]]' и '[[Бронепалубный крейсер|бронепалубные крейсера]]'. [Цветков 1990_с.15]
С 1 февраля 1892 г. в ВМФ РИ были официально введены новые подклассы крейсеров: "крейсер II ранга" и "минный крейсер" - свидетельствует о том, что в русском Морском штабе изменилось отношение к крейсерам малого водоизмещения, в части выполнения ими эскадренных функций (дозорная служба, разведчик при эскадре, позже лидирование и отражение минных атак), с оглядкой на зарубежный опыт проектирования аналогичных крейсеров.
: С 1891 г., с учётом новых тенденций в крейсеростроении, отражённых в первой классификации кораблей русского флота, утверждённой приказом по Морскому ведомству 1 февраля 1892 г. и накопленного опыта создания броненосного крейсера "Адмирал Нахимов" и полуброненосного фрегата "Память Азова", в России стало возможным перейти к '''третьему этапу''' создания ещё более мощных "больших" броненосных крейсеров, I ранга, в рамках реализации судостроительной программы 1881 г. Первым "большим" броненосным крейсером I ранга кораблём новой серии русских крейсеров стал ''''[[Рюрик (крейсер, 1892)|Рюрик]]'''' (проект 1890 г.), который по многим тактико-техническим характеристикам опередил своего английского соперника - крейсер ''''[[Бронепалубные крейсера типа 'Блейк'|Блейк]]'''' (проект 1988 г.).
: При водоизмещении около 11000 т и мощности механизмов 13250 л. с. скорость "Рюрика" приближалась к 19,0 уз, чему способствовало большое относительное удлинение корпуса, достигавшее 6,5. Крейсер имел полностью бронированные борт (203-254 мм), траверзы (102 мм) и карапасную палубу (51-76 мм). Артиллерийское вооружение включало: 4×203-мм; 16×1-152-мм; 6×1-120-мм орудий, а также мелкокалиберную артиллерию. [Цветков 1990_с.16]
: Характерной особенностью корпуса проекта "Рюрик" была необычайно большая его длина (129,8 м), что соответствовало успешному преодолению длинной океанской волны и малой заливаемости верхней палубы. "Рюрик" явился последним рангоутным крейсером в истории русского флота, но по сравнению с предыдущими проектами рангоутных броненосных крейсеров он имел несколько меньшую площадь парусов: около 1950 кв.м. Как константировали Брокгауз и Ефрон, в этот период '''все крейсера были снабжены при постройке парусами, которые теперь снимают, увеличивая запасы угля'''. В последствие это произошло и с "Рюриком". [Цветков 1990_с.16]
: Примечания:
: 1) Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. 16а. С. 197. [Цветков 1990_с.16]
: 2) Броневые траверзы - броневые поперечные переборки, ставившиеся на концах броневого пояса и защищавшие жизненно важные части корабля от попадания снарядов с носа и кормы.[Цветков 1990_с.16]
: 3) Карапасная палуба - выпуклая броневая палуба, в какой-то степени напоминавшая по форме панцирь черепахи и опиравшаяся своими краями на броневой пояс и траверзы.[Цветков 1990_с.16]
В 1893 г. был завершен разработкой эскизный проект второго - "большого" броненосного крейсера I-го ранга ''''[[Россия (крейсер)|Россия]]'''' (проект 1893 г.), который явился развитием проекта 'большого' броненосного крейсера I ранга "Рюрик" (проект 1890 г.). Примечательно, что проектирование и и постройка первых русских "больших" броненосных крейсеров I ранга: "Рюрик" и "Россия" - фактически вынудили англичан сразу же приступить к проектированию для своего ВМФ "большого" бронепалубного крейсера 1 класса типа ''''[[Бронепалубные крейсера типа 'Пауэрфул'|Пауэфулл]]'''' (проект 1894 г.).
: Примечательно, что весьма осторожные англичане при разработке проекта своего первого "большого" океанского бронепалубного крейсера 1 класса тип 'Пауэфулл', фактически - не решились реализовать в нём броненосную схему защиты, из опасения, что прочность корпуса, в океанских условиях окажется недостаточной.
:: Проект третьего русского "большого" броненосного крейсера I ранга ''''[[Громобой (крейсер)|Громобой]]'''' (проект 1898 г. - развитие проекта 1893 г. "Россия") - был разработан в рамках следующей (очередной) судостроительной программы 1885 г., которая наряду с "большими" броненосными крейсерами 1 ранга предусматривала также серийное строительство трёх "средних" бронепалубных крейсеров I ранга типа "Диана".[Цветков 1990_с.16]
В 1894 г. в период японо-китайской войны, в сражении при Ялу, после успешных действий японского "летучей эскадры" ("летучего отряда"), в составе четырёх быстроходных крейсеров, несущих бронепалубную защиту и мощную артиллерию (152÷260-мм) - способных развить высокую по тем временам скорость полного хода до 23 уз. С учётом эффективных действий японских крейсеров в составе отдельного "летучего отряда" в эскадренном бою, в военно-морских штабах эти быстроходные бронепалубные крейсера - получили имя нарицательное: "эльсвикские крейсера" по месту их постройки - г. Элсвик, Англия), и при составлении перспективных тактических заданий на проектирование, к крейсерам стали предъявлять дополнительные тактико-технические требования, обеспечивающие возможность их участия в эскадренном бою, при одновременном сохранении их прежнего назначения в качестве "истребителей торговых судов". [Цветков 1990_с.17]
К 1895 г. в большинстве флотов мира был введён термин "крейсер" в качестве класса корабля и велось строительство специальных, приспособленных для крейсерства кораблей. [Цветков 1990_с.12]
: Корректировка: К 1895 г. классификационный термин "крейсер" - определяющий собой класс корабля специально предназначенного для крейсерства, был официально введён в большинстве флотов мира. [Цветков 1990_с.12]
В 1895 г. в России была утверждена очередная судостроительная программа, которая, в частности предусматривала проектирование и постройку третьего "большого" броненосного крейсера I ранга ''''[[Громобой (крейсер)|Громобой]]'''' (проект 1898 г. - развитие проекта 1893 г. "Россия"), а также проектирование и постройку трёх серийных "средних" бронепалубных крейсеров I ранга типа "Диана".[Цветков 1990_с.16]
В 1895 г. был издан "Энциклопедический словарь" Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, в котором была исправлена неточность допущенная в определении Даля: "Крейсерство - разъезды военных кораблей по морю с целью захвата неприятельских торговых судов"; '''Крейсер - общее название судов - большею частью быстроходных, способных долгое время пробыть в море, вооружённых скорострельной артиллерией и сравнительно слабо защищённых'''; '''существенное отличие крейсера от капера заключается в том, что первый имеет военную организацию, то есть зачислен в военный флот и снабжён экипажем. состоящим из офицеров и матросов военного флота'''. [Цветков 1990_с.12]
При составлении тактических заданий на проектирование бронепалубного крейсера типа ''''[[Бронепалубные крейсера типа "Диана"|Диана]]'''' (проект 1897 г.) в определённой степени был учтён опыт боевых действий "эльсвикских" крейсеров, ознаменовав начало '''четвёртого периода''' русского крейсеростроения - этапа создания многоцелевых крейсеров, в том числе предназначенных и для ведения эскадренного боя. [Цветков 1990_с.17]
* Проект крейсеров типа "Диана" был разработан с учётом опыта боевых действий "эльсвикских" крейсеров в сражении при Ялу во время японо-китайской войны и ознаменовал собой начало очередного этапа ('''четвёртого периода''') в развитии русского крейсеростроения - создания многоцелевых крейсеров, предназначенных как для использования в качестве "истребителей торговых судов", так и для ведения эскадренного боя.[Цветков 1990_стр.17]
С 1898 г., в связи с подписанием китайско-русской конвенции, о передаче России в аренду на 25 лет незамерзающей гавани Порт-Артур и незамедлительным началом строительства там военно-морской базы и крепости, с учётом своеобразия перспективного театра военных действий на море, обусловленного её близостью к базам японского флота - в значительной степени определили требования к вооружению и основным техническим элементам перспективных крейсеров для русского ВМФ.[Цветков 1990_стр.17]
Перспективные русские крейсера, проектируемые в рамках судостроительной программы 1898 г. "Для нужд дальнего Востока" должны были во многом превзойти "элсвикские" крейсера по боевой мощи, сравнятся с последними в быстроходности (23 уз), значительно превзойти по дальности плавания (5000 миль). Таким образом получил развитие новый тип крейсера многоцелевого назначения, способный действовать на океанских коммуникациях противника, нести службу разведчика при эскадре и быть достаточно мощным артиллерийским кораблём, способным вступить в бой с броненосными кораблями противника. Первыми такими крейсерами в русском флоте стали ''''[[Варяг (бронепалубный крейсер)|Варяг]]'''' (проект 1898 г.) и ''''[[Аскольд (бронепалубный крейсер)|Аскольд]]'''' (проект 1898 г.) (1901-1902 гг.).[Цветков 1990_стр.17,18]
При строительстве других крейсеров, которые предполагалось использовать против Японии на Тихоокеанском театре военных действий, явно прослеживается тенденция увеличения боевой мощи (артиллерии и бронирования) для более широкого использования их в составе эскадры при одновременном снижении дальности плавания. Родоначальником крейсеров этого типа явился башенный крейсер ''''[[Богатырь (бронепалубный крейсер)|Богатырь]]'''' (проект 1898 г.) и в какой то степени однотипные с ним крейсера "Олег", "Кагул", "Очаков". [Цветков 1990_стр.18]
Бронепалубные крейсера I ранга: "Варяг", "Аскольд" и "Богатырь" проектировались на основе единых тактических и стратегических заданий, разработанных в Морском ведомстве, но степень и способы их реализации оказались далеко не одинаковыми. Завод Крампа, где строился "Варяг" и верфь "Германия", где строился "Аскольд", явно проигнорировали уже накопленный к тому времени опыт в строительстве крейсеров такого типа. Наиболее отчётливо тенденция приспособления крейсеров для эскадренного боя проявилась в крейсере "Баян" (проект 1898 г.). [Цветков 1990_стр.18]
: Проект "Баян" был разработан на основе индивидуальных (экспериментальных) тактических и стратегических заданий, в которых наиболее отчётливо проявилась тенденция увеличения боевой мощи (усиления артиллерии и защищённости), в целях адаптации "среднего" крейсера I ранга к условиям эскадренного боя. Корабль имел бронированную палубу, полностью бронированный борт с толщиной брони до 200 мм, бронированные башенные АУ ГК 2×1-203-мм. Однако большая масса броневой защиты (1450 т) потребовала уменьшить запасы топлива, вследствие чего дальность плавания корабля при полном запасе топлива не превышала 2000 миль, что сделало нецелесообразным его широкое использование для несения дозорной службы, разведки и в качестве посыльного судна при эскадре. Таким образом, проект "Баян" фактически полностью утратил многофункциональность, свойственную современным ему проектам бронепалубных крейсеров I ранга - реализовавшись в узкоспециализированный "сугубо эскадренный" крейсер. Анализ боевых действий русских крейсеров I ранга в период русско-японской войны - показал, что проект "Баян" явил собой наиболее удачный тип "среднего" броненосного крейсера I ранга (по сравнению с "большими" броненосными крейсерами I ранга: "Россия" и "Громобой" и "средними" бронепалубными крейсерами I ранга типов: "Диана"; "Варяг"; "Аскольд" и "Богатырь")- наиболее приспособленный для крейсирования в ограниченном районе моря на Тихоокеанском театре, в условиях базирования главных сил флота на Порт-Артур и к условиям эскадренного боя с новейшими японскими крейсерами. [Цветков 1990_стр.18]
ИСТОЧНИКИ:
1. История военного кораблестроения. А. П. Шершов. Воен. Мор. Издат. 1940 г. [Шершов 1940()]
2. Мельников Р. М. Крейсер "Очаков". Ленинград. Судостроение. 1986 г. [Мельников 1986_с.256]
3. Поленов Л. Л. Крейсер "Аврора". Ленинград. Судостроение. 1987 г. [Поленов 1987_с.263]
4. Мельников Р. М. "Рюрик" был первым. Ленинград. Судостроение. 1989 г. [Мельников 1989_с.232]
5. Цветков И. Ф. Гвардейский крейсер "Красный Кавказ". Ленинград. Судостроение. 1990 г. [Цветков 1990_с.259]