Аннотация: Загадка известного художника Ивана Крамского раскрыта.фото на http://www.proza.ru/2014/01/23/939
Сегодня мы разгадаем загадку, которую нам загадал один из самых известных художников второй половины XIX века - Иван Николаевич Крамской.
Мало кто задумывался об этом, но именно по его портретам мы хорошо, знаем как выглядели самые известные и знаменитые люди его эпохи :Александра III, Лев Николаевича Толстой, Николай Алексеевич Некрасов, Сергей Петрович Боткин, Михаил Евграфович Салтыков, Иван Александрович Гончаров, императрица Мария Фёдоровна, Шишкин, Третьяков.
Поговорим о самой его известной картине, появление которой на 11-й выставке ТПХВ сопровождалось почти скандалом. Подлил масла в огонь и сам автор, назвав ее именно так - "Неизвестная" (в "бытовом" сознании прижилось другое ее название - "Незнакомка"). Он словно загадал загадку, которую публика и принялась со страстью разгадывать.
Кто эта женщина? Эту загадку пытаются разгадать не один век.
Неизвестно, откуда она, эта девушка: из высшего общества, актерской или театральной среды, быть может, она - голубых кровей княгиня, а может, и вовсе продажная женщина? Героиня "Неизвестной" маняще красива. Художник наделил ее бархатными черными глазами, чувственным ртом, смуглой кожей с нежным румянцем.
С первого дня её появления и по сей день существуют несколько версий:
Две истории любви, каждая из которых могла стать основой для появления этой таинственной красавицы:
В 1878 году император Александр II стал отцом, у него родилась дочь. Но... дочь ему родила его любимая женщина, его последняя и самая пламенная любовь - Екатерина Долгорукая. И император попросил И.Крамского написать ее портрет. Художник подготовился к его написанию, но все это хранили в глубокой тайне. Екатерину Михайловну и ее детей не признали родственники императора и это очень ее оскорбляло. Поэтому при позировании Крамскому она выразила желание выглядеть на портрете гордой и независимой, и указала место, мимо которого должна проезжать в коляске. Это Аничков дворец, где жил наследник императора с семьей.
Крамской долго работал над портретом, много раз переделывал его. Прошло два года и... был убит заказчик портрета, император Александр II. Смысл работы был утерян. Долгорукую с детьми выслали за границу.
Портрет печально стоял в мастерской и только через три года после смерти императора пропал.
41-летний император Александр II впервые увидел Екатерину Долгорукую в 1859 г., когда ей было 13 лет, посетив их имение на Украине. Вскоре отец Екатерины Михайловны разорился и умер, мать с четырьмя сыновьями и 2 дочерьми оказалась без средств. Император семейство Долгоруких взял на попечение: посодействовал вступлению братьев Долгоруких в петербургские военные заведения, а сестер - в Смольный институт. Обучение Долгоруких велось на счет государя. В 1865 г. император по традиции посетил Смольный институт. Он вспомнил сестер Долгоруких и захотел их увидеть. 18-летняя Екатерина Долгорукая сразила Александра II, он без памяти в нее влюбился. Императрица Мария Александровна была уже больна и не вставала с постели. Царь совсем потерял голову и настойчиво ухаживал за Екатериной.
Екатерина Долгорукая ради любви к царю навсегда погубила свою репутацию, пожертвовала не только жизнью в свете с присущими ей развлечениями, но и вообще нормальной семейной жизнью. Когда же у них с царем родились сын Георгий, а затем и две дочери, у нее появилась новая печаль: ее дети были бастардами. Александр гордился сыном, говорил со смехом (почему со смехом?), что в этом ребенке больше половины русской крови - такая редкость для Романовых! В 1874 г. детям был дарован титул светлейших князей Юрьевских...
Императрица была еще жива, а царь поселил Долгорукую с детьми в Зимнем дворце. Роман императора встретил осуждение императорской семьи, окружение императора разделилось на две партии: партию Долгорукой и партию наследника престола Александра Александровича. Мария Александровна страдала молча. 2 мая 1880 г. императрица умерла, а 6 июля Александр II тайно обвенчался с Е.М. Долгорукой. Он подумывал о том, чтобы ее короновать. Ей был присвоен титул светлейшей княгини Юрьевской, подчеркивая, что ее род ведет начало от Юрия Долгорукого. 1 марта 1881 г. император был убит террористами из организации "Народная воля".
______________________
Вторая история не менее трагична :
В Фатежском уезде Курской губернии находилось имение столбовой дворянки Бестужевой. Была у нее немалая родня в Санкт-Петербурге и там же особняк.
Племянник помещицы, офицер, выйдя в отставку и возвращаясь с Кавказа домой в Санкт-Петербург, заехал к тете.
Молодой Бестужев был поражен необычайной привлекательностью и красотой ее горничной - взятой из соседней деревни крестьянки. Из-за этого он задержался в имении... Заручившись согласием своей избранницы, племянник обратился к тетушке с мольбой, чтобы та отпустила с ним горничную, на которой он решил жениться после представления ее своим родителям.
Выслушав необычную просьбу, помещица возмутилась - как это столбовой дворянин может жениться на простой мужичке?!. Но тот стоял на своем так усердно, что, хотя и не сразу, но все-таки победил.
В Санкт-Петербурге молодой Бестужев представил родителям свою избранницу. Особых возражений не последовало, ибо невеста пленила и родителей жениха. Ее стали обучать этикету, танцам, у нее оказался приятный голос. Вместе с тем обучили и обыкновенной грамоте.
После свадьбы счастье молодых иногда омрачалось тем, что "на людях" возникали недоразумения из-за необычной красоты и привлекательности Матрены Саввишны. Ее "пленником" оказался и живописец Иван Крамской. Он иногда бывал в их семье. Красавица, несомненно, не могла не заинтересовать Крамского как живописца.
...Как то зимним днем в ненастную погоду, когда с морского залива дул пронизывающий ветер, к Бестужевым пришел "на огонек" Крамской. Его встретил супруг Матрены Саввишны, который помог гостю снять пальто и шляпу, а затем провел его в зал и распорядился, чтобы подали горячего чая. Вскоре в зал стремительно вошла Матрена Саввишна, необычайно возбужденная, румяная. Когда супруг помогал ей снять шубу, то она несколько раз нетерпеливо проговорила: "Ах, какая встреча сейчас была у меня!"
Тут же, за чаем, она поведала супругу и гостю, что встретила свою бывщую хозяйку - помещицу из Фатежского уезда. Та в свою очередь узнала свою бывшую горничную и, очевидно, решила, что Матрена Саввишна тут же должна осыпать ее благодарностями за позволение уехать с ее племянником. Но бывшая горничная проехала мимо с таким независимым и гордым видом, мол, я тебя не знаю и знать не желаю...
Рассказ произвел на Крамского неизгладимое впечатление. В картине, которую он решил писать, непременно надо будет выразить не только ее привлекательность, но показать хотя бы в какой-то мере и внутренний мир этой очаровательной молодой женщины.
Но семейная жизнь не заладилась, ее мужу случалось вызывать слишком ретивых кавалеров на дуэль. Трижды были такие дуэли, но все они завершались примирением. Тем не менее, они не могли не портить отношений в семье. К тому же их сын заболел и умер. Все это побудило родню супруга Матрены Саввишны возбудить перед церковью ходатайство о расторжении брака, что и было осуществлено.
Узнав об этом, Крамской счел своим долгом проводить Матрену Саввишну -она решила вернуться в родное село к своей старшей сестре. При этом условились, что она напишет ему. Долго не было никаких вестей. Крамской сам написал письмо в деревню, но не получил ответа. Прибыв в Фатеж, Крамской узнал печальную весть: в пути Матрена Саввишна тяжело заболела и в Фатеже, в земской больнице, умерла.
По существовавшему в те годы порядку на городском кладбище хоронили только горожан, Матрену Саввишну похоронили на кладбище в ближайшем к городу селе Миленино.
Крамской хранил тайну своей натурщицы.
И в конце концов большинство сошлось на том, что он изобразил в своей работе "даму полусвета" - а если говорить яснее, богатую содержанку. В. Стасов придумал и хлесткое определение - "Кокотка в коляске". И сколько бы с этим впоследствии ни спорили адепты "высокой женственности", Стасов, похоже, отгадал загадку Крамского, потому как позже стала известна картина с тем же названием .
Тайну, заложенную в знаменитую "Неизвестную" И.Н. Крамского, помогает раскрыть его первоначальный этюд, подписный и датированный 1883 годом.
Он сохранился в коллекции доктора Душана Фридриха в Праге.
Этюдная натурщица чрезвычайно похожа и лицом, и позой на общеизвестную живописную героиню из Третьяковки. Но в ней отсутствуют обаяние, шарм, загадочность, которые так притягательны в окончательном варианте. Модель грубее и проще, а взгляд, лишенный осмысленности, вызывающ и пренебрежителен.
В "пражской" неизвестной реализовалась лишь одна составляющая целостного образа, в ней проглядывают следы некой вульгарности и порочной чувственности.
Этюд был написан Крамским с Матрены Саввишной - горничной столбовой дворянки Бестужевой.
Искусству художника может позавидовать самый виртуозный пластический хирург.
Как же они похожи, почему?
Одни и те же черты дают такое разное восприятие личности?
Одежда? Взгляд? Что не так? И главный вопрос?
Куда пропала картина,
заказанная императором Александр II?
Где портрет Екатерины Долгорукой с Аничковым дворцом на заднем плане?
Современники художника отмечали, что Крамский всегда все доводил до конца.
Что сделает художник с почти завершённым портретом?
Заказчик портрета, император Александр II убит. Долгорукую с детьми выслали за границу.
Портрет не может выйти в свет, но может обрести новое лицо.
Одеть таинственную, загадочную, волшебную маску, рассказывающую без единого слова о несчастной любви совершенно разных неизвестных женщин.
Женщин, с безумно похожими несчастными историями любви.
Две в одной - способной вобрать в себя всё самое лучшее и прекрасное.