Адвайтов Тимофей : другие произведения.

Наука, конечно, умеет много гитик...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это ответ на некоторые заявления замечательного собеседника и учёного Елены Березиной, который не уложился в обычный комментарий. Почему наука не способна исследовать изначальную природу реальности?


   Известно, что самый лучший инструмент познания - ум, и никакие примочки в виде приборов ему не нужны. Это просто ползунки и ходульки для его неразвитого состояния, в котором он хочет исследовать мир за пределами манежа. Такова же и вся наука, которая весьма молода, чванлива и самоуверенна, да вдобавок, её цели почти всегда меркантильны. Основной предмет её гордости - метод отделения истины от заблуждений, основывающийся на логике и фактах, установленных с помощью "примочек". К сожалению, изначальная природа явлений абсолютно иррациональна, а факты, добытые научными методами, имеют очень ограниченную ценность. Буддийская традиция, например, также неизменно призывает не принимать ничего на веру, а всё проверять на собственном опыте. В этом смысле такой подход вполне научный, хотя понимание того, что есть доказательство, принципиально отличается.
   Совершенно ясно, что "чистая" наука, несмотря на своё глупое высокомерие, не способна дотянуться до ответа на вопрос "что есть этот мир и человек". Она пока только исследует под лупой детали его одежды, неважно, что это - реликтовое излучение или реакция Белоусова-Жаботинского. Оставим её за этим увлекательным занятием, чтобы заглянуть с другой стороны, которая, несмотря на презрительную иронию научного менталитета, представляет самый поразительный пласт человеческой многотысячелетней культуры. А почему не заглянуть, если нет предрассудков? (Именно такое психологическое явление, как предрассудки, и мешает развиваться современной науке). Да и не только науке - вообще в жизни предрассудки обычно и мешают увидеть истину.
   Во все времена были люди, умевшие использовать свой ум не только для рассуждений, но и для непосредственного получения знания. Они есть и сейчас. Правда, их всегда было очень мало. К тому же систематизация подробностей - не их фишка. Их больше интересует "первый русский" вопрос: "что делать?". Но всё же за целые эпохи было оставлено такое множество текстов, что вполне можно удовлетворить своё любопытство и в отношении второго вопроса -"кто виноват?" (т.е. почему так?). Я не могу поверить, что истина может быть собственностью какой-либо одной системы мировоззрения, поэтому стараюсь не привязываться к конкретной школе. Но при этом мне кажется, что наиболее глубокие древние сведения о мире содержатся в индуистско-буддистских трактатах. Пользуясь тем, что я не стою в очереди за Нобелевской премией, а всего лишь балагурю в самиздате, думаю, я легко могу позволить себе поделиться тем фрагментом картины мира, в который сложились у меня разбросанные по восточным текстам кусочки мозаики.
   Вначале - материальная часть (но не та, что обычно в ведении прапорщиков, а та, что потенциально может быть познана умом и наукой, как его инструментом).
   Почему вообще возможно использовать свой ум для непосредственного получения знаний? Потому что ум не отделён от того, из чего соткан мир. (Вообще ум имеет природу пространства, а мир находится внутри ума, но мы пока не можем заходить так далеко, чтобы не сломать свой "инструмент" и не угодить в компанию уже выявленных единомышленников.) Кроме того, ум - очень тонкая материя, а чем тоньше инструмент, тем глубже можно проникнуть в тайны мироздания (это вам любой учёный подтвердит). Потенциально мы способны получить любые знания из природной информационной базы, к коей мы изначально подключены, надо только с о к е т настроить. Почему же тогда все мы не можем этого сделать, а делают только единицы на десятки и сотни миллионов? Потому что не умеем. Не умеем "заточить" свой ум на выполнение таких задач, а в своём естественном виде он грубоват. Существует куча разных методик, которые дают свои плоды, правда, при наличии исключительного таланта (либо при наличии уникального совпадения конкретной практики с особенностями мышления конкретного человека). Но методик мы не будем касаться, ибо это другая тема. Здесь я только хочу обратить внимание на плоды.
   Итак, что мы имеем - популярно и в нескольких словах. В основе физического мира лежат пять первоэлементов. В древних текстах они аллегорически называются именами стихий: земля, вода, ветер, огонь и пространство (возможно, что это пять кварков-ароматов квантовой хромодинамики ). Сочетания этих первоэлементов и образует все известные виды материи, причём строго определённым образом. В некоторых системах их больше, но это не принципиально.
   Далее. Время, которое есть непременный атрибут именно материального мира, не является непрерывным - оно дискретно. То есть, существует неделимый интервал времени, правда, он весьма мал (проще всего предположить, что он равен расстоянию между первоэлементами, поделенному на скорость света). Время тикает с этим интервалом, как часы. Первоэлементы же настолько малы и подвижны, что могут образовывать новые сочетания на каждый тик. Что же заставляет эти элементарные структуры изменяться? - Поток паттернов, или матриц (не путать с одноименным фильмом).
   Эти паттерны называются дхармы и, в частности, представляют собой шаблоны объектов. Они нематериальны (в том смысле, что не состоят из первоэлементов, а имеют природу сознания). О том, откуда они берутся - позже, здесь же можно сказать, что они связаны с той самой базой данных, в которой содержится информация о мире (т.н. "алайи"). В неё записываются все события, будь то образование сверхновой или простое движение психики человека. Эти события порождают изменения паттернов. В свою очередь трансформация матриц порождает новые события, таким образом, существует обратная связь. Нет ничего случайного, и в реальности паттерны трансформируются очень медленно, хоть и с разной скоростью. И слава богу, иначе мир мог бы исчезнуть в один момент, так как теоретически он весь способен до неузнаваемости измениться в любой из следующих "тиков"! Если бы мы могли наблюдать с разрешением в элементарный тик времени, то увидели бы, что весь мир на каждый тик создаётся заново. Поэтому в канонических текстах как человека, так и весь мир часто сравнивают со струёй песка, принимающей различные формы.
   Итак, если удалить паттерн, материальный объект исчезнет - он просто не сформируется из первоэлементов в следующий элементарный момент времени. А поскольку на дхармы влияют энергетически насыщенные события, т.е. любые действия, эмоции, мысли (в которых присутствует намерение), через них можно управлять поведением объектов (и вообще поэтому все явления подчиняются разумному вселенскому порядку). Отсюда следует также, что можно, в принципе, при помощи намерения и определённых действий локально изменять законы природы, если знать, за какую струнку дёргать. Но мы очень слабо управляем эмоциями, и, к счастью, ещё меньше - намерением. Для этого нужна намного большая энергия, которую мы обычно не можем накопить.
   На этом материальная часть, в принципе доступная мысленным интерпретациям и изучению научными методами, кончается. Дальше - территория исключительно самого Сознания, не опирающегося на (увы!) материальный ум.
   Природа всего сущего троична, она предстаёт в виде трёх фаз или "тел" (кай). Эта троичность прослеживается практически во всех традициях, включая христианскую.
   О первой фазе (Истине) ничего определённого сказать нельзя в принципе - она неопределима ни в каких понятиях. Разве только (условно), то, что она "пуста" (для нашего обычного восприятия), "недвойственна", "вневременна" и из неё "рождается всё". Именно её недвойственность и не даёт двойственному уму познать её. Как же тогда вообще известно, что она есть? Благодаря сознанию человека, которое намного тоньше ума и способно через отождествление (т.е. через преодоление разделения на субъект и объект) получить знание об этой природе, которая есть его собственная исконная природа. А дальше это знание уже пытается интерпретировать аналитический ум, чтобы поиметь хотя бы косвенное представление. Вот почему изначальная природа реальности и недоступна научному изучению.
   Вторая фаза (Радость) - более познаваема, т.к. представляет собой спонтанное излучение из тела истины. Это весь тонкий мир, мир психики, дхарм и прототипов. Это чистая творческая энергия.
   Третья фаза (Явленное тело)- проявленный материальный мир, как мы его знаем. В нём чистая энергия второй фазы "застывает" в материальные объекты.
   Вот вам имхошный набросок того, что познаваемо, а что не очень. Конечно это не окончательные представления, они всё время развиваются в соответствии с уровнем понимания. Но приближение к истине - асимптотично. Если же отказаться от условных, относительных, линейных и раздвоенных представлений о природе, то выйдет, что вообще всё ложно, иллюзорно и преходяще, кроме трансцендентной и единственной реальности - дхармакайи. Радует, что она и есть наша истинная реальность, и неважно, знаем мы это или нет.
  
Вместо заключения цитата (из Махаяны шраддходпады шастры): "Сознание как истинная реальность является единым дхармовым миром, в совокупности объемлющим все дхармы в качестве их субстанции. Об этом и говорят: природа сознания не рождается и не гибнет. Все дхармы различаются лишь постольку, поскольку они опираются на ложную различающую мысль. Если удалить все аспекты сознания, обуславливающие различающую мысль, то не будет существовать никаких свойств у всего мира объектов. Вот по этой причине все дхармы с изначальных времен лишены свойств выразимости в словах, лишены свойств, делающих возможным их именование, лишены свойств, делающих возможным их осмысление, и в конечном итоге все они равностны, неизменны, лишены различий и неразрушаемы. Все они лишь Единое Сознание."
  
   __________________________________
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"