Главными "носителями социального зла" -- коррупции и воровства -- российская молодежь считает чиновников, а единственным вариантом изменений в стране респондентам видится полный слом существующей системы. Революцию, правда, молодые россияне считают неосуществимой. Лишь четверть молодых россиян интересуется политикой, еще меньше понимает, как устроено общество и зачем нужно государство, хотя считают себя демократами и либералами, говорится в исследовании Лаборатории Крыштановской.
Лаборатория Крыштановской (группа социологов под руководством главы Центра изучения элит в Институте социологии РАН Ольги Крыштановской) обнародовала выводы масштабного исследования о российской молодежи, в котором было проанализировано отношение нового поколения граждан к власти, оппозиции, революции и эмиграции. Опрос проводился в период с декабря 2012 года по февраль 2013-го в 26 городах России. В рамках исследования специалисты проводили фокус-группы и глубинные интервью с представителями четырех групп: студенты-гуманитарии, студенты-технари, специалисты с высшим образованием и рабочие. Материал на основе исследования был опубликован в онлайн-журнале "Гефтер".
"Мы взяли эту тему в связи с тем, что (на рубеже 2011-2012 годов) были массовые митинги протеста. И мы начали изучать, кто эти люди, которые ходят на митинги. Мы выявили, что средний возраст чуть больше 30 лет: это в основном студенты и молодые специалисты. Мы взяли наиболее тревожную, на мой взгляд, категорию молодых людей - это жители городов", -- рассказала "Газете.Ru" руководитель исследования Ольга Крыштановская.
Как выяснили социологи, молодые люди боятся власти, поскольку считают ее "чем-то отталкивающим, опасным, безжалостным". В целом респонденты показывали сравнительно небольшой интерес к политике и жизни общества. Ни в одной из социальных групп, выделенных исследователями, не было и половины респондентов, интересующихся происходящим в стране. Среди студентов ясное представление об актуальных событиях имели всего 15% опрошенных, среди работающей молодежи таких было чуть больше 40%.
Восприятие России серьезно отличается у работающей молодежи (ее авторы исследования относят к "поколению Х") и студентов ("поколение Y"). "Чем моложе респонденты, тем устойчивее в их среде представление о России как о великой державе, с мнением которой считается весь мир. Студенты относятся к своей родине более романтично и пафосно, гордятся страной. С возрастом идеалистическое представление о России все более заменяется скептическим", -- говорится в исследовании.
В то время как среди студентов распространено мнение об особом пути России и ее "миссии, связанной с таинственной "русской душой", работающая молодежь воспринимает свою страну как "великую, но распадающуюся державу", "бывшую империю, хватающуюся за имперский менталитет".
При этом, отмечают авторы исследования, респонденты говорили о деградации и возможной скорой катастрофе страны, ее распаде, не выражая по этому поводу серьезной тревоги. "Они говорят об этом как о некой возможной трудности, куда менее опасной, чем, к примеру, воровство или коррупция в госаппарате. Развал страны видится возможной перспективой, с которой, при желании, можно справиться", -- констатируют социологи.
Наибольшими проблемами, по мнению молодых людей, в России являются воровство и бедность. Главными носителями социального зла - коррупции и воровства - молодежь считает чиновников. Это, по словам авторов исследования, "не подвергается сомнению и не требует доказательств".
Недостаток понимания происходящих процессов приводит к тому, что молодые люди не могут представить альтернативы существующему порядку вещей, отмечают социологи.
Поэтому, заключают исследователи, молодежь чаще высказывается за полный слом системы, даже за революцию, а не за постепенные изменения. Существующая оппозиция, как и один из ее лидеров Алексей Навальный, не может удовлетворить этого запроса, говорится в докладе.
"Молодым россиянам неприятны лидеры-интеллигенты, работающие в правовом поле и являющиеся такими же обычными россиянами, как они... По сути, оппозиционные лидеры "слишком человеческие", в то время как респонденты хотят видеть в них что-то сакральное, что-то такое, что очевидно указало бы на их право вести за собой людей, возвышало бы их над другими", -- пишут авторы. Сегодня среди молодежи по-прежнему остается популярным Владимир Путин, поскольку "он воспринимается как житель Олимпа, окруженный завесой таинственности и управляющий неведомыми силами".
"Большинство респондентов негативно оценивают результаты его (Путина) деятельности, но он видится "драконом", который занимает свой пост по праву обладания тайными выдающимися качествами. Борцом с этим "драконом" респонденты хотят видеть столь же монументальную личность.
Если же на пост борца претендует некто, работающий в правовом поле, это слабак, а его претензия на сакральную роль воспринимается как нелегитимная. В этом состоит основная проблема главного оппозиционного авторитета Алексея Навального", -- говорится в исследовании.
О желательности революции говорили в интервью в первую очередь студенты-гуманитарии, а также обучающиеся в вузах по естественнонаучным и техническим специальностям и значительно меньшее число работающих специалистов и собственно рабочих. Во всех группах отмечалось, что нынешняя российская оппозиция не в состоянии совершить желаемого переворота. "Оппозиция воюет за "свой кусок пирога", за государственные должности и не имеет никакого отношения к революции. Революцию же проводят герои, благородные рыцари, аскеты, готовые ради своих идеалов идти на смерть и кровавую битву", -- отмечают исследователи.
"Оппозиция не должна быть либеральной. Никогда! Ни в одной стране не было либеральных оппозиций, кроме России. Чего нам не хватает для революции? Нужен настоящий толчок, который всех посадит на революцию. А сейчас народ совершенно не готов! У народа нет минимального: нет оружия, нет боевиков, нет целей", -- иллюстрируют они свои выводы высказыванием 21-летнего екатеринбургского студента Романа.
Большинство опрошенных молодых людей охарактеризовали свои взгляды как либеральные или демократические -- это самые частые ответы на вопрос об идеологической самоидентификации (в совокупности почти четверть опрошенных). Особенно часто называют себя либералами студенты-технари и специалисты с высшим образованием. "Выяснилось, что либеральная идеология привлекательна и для юношей, и для девушек, и является господствующей в молодежной среде, особенно в Центральном федеральном округе и прежде всего в Москве", -- говорят исследователи. Левые, к которым в докладе относятся назвавшие себя коммунистами и социалистами, доминируют на юге, в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах.
"Однако, оперируя идеологическими клише, респонденты, как правило, плохо понимают их истинный смысл", -- утверждают авторы, указывая на частоту ответов, не подразумевающих наличие какой-то конкретной идеологической приверженности опрошенных ("я адекватный", "я умеренный").
"Более 90% молодых людей уверенно заявляют, что нет партии, выражающей их интересы, -- говорится в исследовании. -- Эта большая по численности группа нашего общества до сих пор остается "ничьим электоратом".
Значительная часть материала, подготовленного Лабораторией Крыштановской, посвящена оценке степени фрустрации российского общества и способов, которыми молодежь пытается избавиться от ощущения собственной ненужности и неудовлетворенности своей жизнью. Разочарованность наиболее сильна у молодых специалистов: это объясняется тем, что люди с высокими карьерными ожиданиями и серьезными амбициями часто не могут найти себе применения в существующей системе. "Чтобы двигаться вперед и вверх, надо различать верх и низ, перспективу и ретроспективу. Если социальная структура общества не прояснена, не видны социальные лифты, молодой человек находится в замешательстве, в состоянии аномии, что и приводит к масштабным фрустрациям. Не найдя путей для развития, он сублимирует идею социального восхождения к мобильности географической, к мечте об эмиграции", -- объясняют авторы исследования. Стремление к эмиграции серьезно отличается от простого желания путешествовать, поскольку оно не подразумевает возвращения на родину и свидетельствует о "глубокой внутренней драме". В случае с туризмом молодыми людьми руководят любознательность, жажда новых впечатлений, знаний и опыта.
Для самой Крыштановской аномия (распад системы норм и ценностей, буквально "беззаконие") у российской молодежи стала главным открытием: это синоним нестабильности существующей общественной системы, при которой гражданам крайне тяжело найти себя. "В нормальном обществе человек знает свое место, он хотя бы интуитивно понимает, куда он движется, и может идентифицировать себя. Идентичности есть эмоциональные, социальные, политические, идеологические и другие. Мы все эти идентичности замеряли и обнаружили, что общественная ткань после развала Советского Союза так и не восстановилась. Она изменилась, но какова она теперь - люди совершенно не понимают", -- говорит исследователь.
Большой общественный перекос произошел из-за того, что в российском обществе культом стало образование, а не профессия, объясняет Крыштановская. Из-за этого появилось большое количество людей, не понимающих, кто они, и "болтающихся по жизни". "Для их обозначения я ввела понятие "внедорожники". Это люди, которые поработали менеджерами, потом риелторами, потом сайт кому-то сделали, - люди, не имеющие ни пути, ни дороги в жизни", -- заявила "Газете.Ru" Крыштановская.
Социологи зафиксировали, что существует прямая корреляция между уровнем ожиданий и склонностью к эмиграции. Больше всего желающих сменить место жительства именно среди образованных молодых людей. Среди молодых специалистов с высшим образованием также отмечен и самый высокий уровень политического радикализма. "Основными направлениями эмиграции являются: из малого города -- в большой, из большого -- в столичный, из региональной столицы -- в Москву, из Москвы -- в Европу и Америку", -- говорится в исследовании, авторы которого отмечают, что в России есть всего три города, куда стремятся переехать молодые люди из провинции: Москва, Санкт-Петербург и Сочи.
Помимо объективных социальных факторов вроде бедности, коррупции и бюрократического произвола респонденты отмечали важность такой проблемы, как алкоголизм и наркомания. Причем социологи отмечают, что впервые с момента углубленных исследований молодежи произошло сращивание упоминаний алкоголя и наркотиков. "Эта лексическая близость слов заставляет сделать вывод, что в России проблема алкоголизации населения теперь усложнена присоединением к ней дополнительной проблемы употребления наркотиков", -- говорят авторы исследования. В то же время респонденты, отвечая на вопрос о предпочтительной форме досуга, все-таки отдают предпочтение спорту. Только в Северо-Западном федеральном округе употребление спиртных напитков было названо излюбленным свободным времяпрепровождением.
Бр-р-р... Ну и бред.
Решил написать - потому что тема серьезная, и потому что опять с утра случился небольшой спор на тему, кто больше виноват в наших бедах, общество или государство. Но прежде - я попытался понять, кто такая Крыштановская. Нашел вот этот вот "сок мозга".
"Вот лежала я у голубого бассейна лучшего отеля 5 зв. на Кипре и думала: "блиииин! Ну могла ли я, простая русская женщина, представить себе, что буду в такой красоте госпожой и барыней отдыхать? И что прислуживать мне станут наши эмигранты -- горничные, шоферы, официанты? Мы, оставшиеся в России, приезжаем теперь в разные страны состоятельными туристами. А они -- эмигрировавшие за лучшей долей -- убирают за нами, возят нас, подают нам..."
Как написано в Википедии - сначала Крыштановская поддерживала Единую Россию, и изучала элиты, но потом стала поддерживать оппозицию и изучать протестный электорат. И это ее не красит - ни первое, ни второе. И ее мысли - тоже ее не красят, а выдают человека, которому чего-то не досталось в детстве, и теперь ему важно не отдохнуть у моря, а почувствовать унижение других людей, тем более своих бывших соотечественников. Ну да ладно.
Один из главных уроков, которые я получил в жизни, один из главных советов, одна из заповедей - во всем вини себя. Что бы с тобой не происходило - во всем виновата не погода, не власть, не хулиганы - а ты сам. Потому что так - ты начнешь изменять себя, а не других, а это сделать намного проще и быстрее. Других часто вообще невозможно изменить, взрослый человек уже имеет свои убеждения, мысли, авторитетов и не склонен меняться.
Мне такая позиция помогла много чего добиться в жизни и всякий раз, попадая в неприятности и выпутываясь из них, я убеждался в правильности этого пути. Развивая эту мысль, скажу: если ты борешься с чем-то, борись с тем, до чего ты можешь дотянуться. Не с государством, не с обществом, не с Америкой, не с жидами, не с кавказцами - а с конкретным соседом - алкашом, мешающим спать или с каким-нибудь Тураджон-заде, купившим столовку на углу и превратившим ее в криминальную клоаку. Только так - ты сможешь чего-то добиться, и для себя и для других. Только так - ты сможешь стать сильнее.
Разберем вот этот вот бред
Поэтому, заключают исследователи, молодежь чаще высказывается за полный слом системы, даже за революцию, а не за постепенные изменения. Существующая оппозиция, как и один из ее лидеров Алексей Навальный, не может удовлетворить этого запроса, говорится в докладе.
"Молодым россиянам неприятны лидеры-интеллигенты, работающие в правовом поле и являющиеся такими же обычными россиянами, как они... По сути, оппозиционные лидеры "слишком человеческие", в то время как респонденты хотят видеть в них что-то сакральное, что-то такое, что очевидно указало бы на их право вести за собой людей, возвышало бы их над другими", -- пишут авторы. Сегодня среди молодежи по-прежнему остается популярным Владимир Путин, поскольку "он воспринимается как житель Олимпа, окруженный завесой таинственности и управляющий неведомыми силами".
"Большинство респондентов негативно оценивают результаты его (Путина) деятельности, но он видится "драконом", который занимает свой пост по праву обладания тайными выдающимися качествами. Борцом с этим "драконом" респонденты хотят видеть столь же монументальную личность.
Если же на пост борца претендует некто, работающий в правовом поле, это слабак, а его претензия на сакральную роль воспринимается как нелегитимная. В этом состоит основная проблема главного оппозиционного авторитета Алексея Навального", -- говорится в исследовании.
О желательности революции говорили в интервью в первую очередь студенты-гуманитарии, а также обучающиеся в вузах по естественнонаучным и техническим специальностям и значительно меньшее число работающих специалистов и собственно рабочих. Во всех группах отмечалось, что нынешняя российская оппозиция не в состоянии совершить желаемого переворота. "Оппозиция воюет за "свой кусок пирога", за государственные должности и не имеет никакого отношения к революции. Революцию же проводят герои, благородные рыцари, аскеты, готовые ради своих идеалов идти на смерть и кровавую битву", -- отмечают исследователи.
"Оппозиция не должна быть либеральной. Никогда! Ни в одной стране не было либеральных оппозиций, кроме России. Чего нам не хватает для революции? Нужен настоящий толчок, который всех посадит на революцию. А сейчас народ совершенно не готов! У народа нет минимального: нет оружия, нет боевиков, нет целей", -- иллюстрируют они свои выводы высказыванием 21-летнего екатеринбургского студента Романа.
Какой-то дичайший бред, просто безумный. Интересно, вот этот вот Роман хоть представляет себе, что такое революция?
В соответствии с данными лондонской "Таймс" (от 1 сентября 1922 года) большевики, предоставили свою собственную статистику, согласно которой только ВЧК (Всероссийской Чрезвычайной Комиссией), возглавляемой польским евреем Феликсом Эдмундовичем Дзержинским, не считая убитых помимо ВЧК - как например, на фронтах гражданской войны, сопутствующих эпидемий и голода - до февраля 1922 года был осуществлен смертный приговор в отношении: 1миллиона 766 тысяч 118 человек... Из них: 915 тыс. крестьян, 198 тыс. рабочих, 355 250 интеллигенции, 260 тыс. солдат, 150 тыс. полицейских, 54 850 офицеров армии и флота, 48 тыс. жандармов, 12085 чиновников, 8800 врачей, 6575 учителей, 6775 священников, 28 епископов и архиепископов..."
Осуществляя "красный" террор, Янис Судрабс, что, как тогда было принято средь палачей, взял себе псевдоним - Лацис (в переводе с латышского - медведь) в ноябре 1918 года заявлял: "Мы уничтожаем буржуазию как класс. Мы не смотрим документы и не ищем доказательств, что конкретно то или иное лицо сделало против Советской власти. Для нас первый вопрос - это, к какому классу (нации) принадлежит арестованный, его образование, его воспитание, его профессия, и можно добавить - религия..
Или вот еще
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ТРОЙКИ ПОГРАНИЧНЫХ ОКРУГОВ
Архангельск (Северный пограничный округ) - с декабря 1919-го (полтора года деятельности) 25 400 смертных приговоров с "немедленным исполнением".
(В дополнение без заседаний "тройки" Залманом Кацнельсоном расстреляно более 34 200 человек, свезенных из организованных 9 декабря 1919 концлагерей Холмогор, Пертоминска, Плясецка, Ельнинка...)
Петроград (Северо-Западный пограничный округ) - с январь 1921 по июль 1922 года - 47 680 смертных приговоров с "немедленным исполнением"
Минц Николай (настоящее имя - Евзер) Григорьевич (настоящее отчество - Ерухимович).
Смоленск (Западный пограничный округ) - с января 1922 по август 1923 года - 22 734 смертных приговора с "немедленным исполнением".
Организаторы:
Кацнельсон Борис (настоящее имя - Берка) Борухович (председатель "тройки"),
Куц Израиль Яковлевич,
Кригсман Моисей Львович.
(О дополнительных "несудебных" казнях сохранилась копия донесения заместителя Б. Б. Кацнельсона С. Возницына: "...в дополнение к нашим NN от... расстреляно белополяков и их пособников из граждан РСФСР... числом -- 8674...")
Баку (Закавказский пограничный округ) - с марта 1921 по январь 1924 года - 67 452 смертных приговора с "немедленным исполнением".
Организаторы:
Гуревич Владимир (настоящее имя - Вольф) Яковлевич (председатель "тройки"),
Багиров Мир Джафар,
Гнесин Павел Гаврилович (настоящее отчество - Моисеевич).
(В дополнении: "несудно" расстреляно "более 44 600...")
Ташкент (Туркестанский пограничный округ) - с августа 1925 по май 1926 года - 77 420 смертных приговоров с "немедленным исполнением".
Егоров Василий Петрович (единственный русский среди членов "чрезвычайных троек"),
Мирзоев Илья Давидович.
(В дополнении: "несудные" убийства требуют исследования - в бумагах аппарата ЧК их множество...)
Благовещенск (Забайкальский пограничный округ) - с марта 1923 по март 1925 года - 21 420 смертных приговоров с немедленным исполнением.
Организаторы:
Гуревич Илья Яковлевич (председатель "тройки"),
Элькин Моисей Шлемович
Гительман Егор (Пинхас) Самуилович.
(В дополнение: "несудных расстрелах" в архивах сведений не имеется, кроме списков списанных "посудин" - 870 наименований или номеров "плавсредств", "угнанных" в "понизовье" с исчерпывающе означенным грузом: "спецконтингент" в перечне).
Хабаровск (Дальневосточный пограничный округ) - с январь 1923 по ноябрь 1924 года - 5214 смертных приговоров.
Ну, что? Молодые, дерзкие и насквозь оппозиционные? Все еще хочется революции? Или уже начало за душу брать? Я вот грешным делом спорил, доказывал - не нужно нам покаяние. А вот теперь - начинаю сомневаться. Выросли - на какой-то гнилой насквозь р-р-р-революционной романтике, думая, что революция это бодрый марш в ногу, да чувство свободы и единения. А революция - это холод, голод, разруха, озверение, вонь трупов на улице, тифозный бред, залпы расстрельщиков у рва. С какой стороны рва вы хотите оказаться? А? И не все ли равно? Ведь те, кто выживет в семнадцатом - лягут в тридцать седьмом. А тридцать седьмой будет, не сомневайтесь. Он всегда за семнадцатым бывает.
Боевиков не хватает? Ну, есть вон боевики, на Кавказе по лесам шарахаются. Иди к ним. Там тебе и свобода и равенство и братство разом. Потом и пуля. Оружия не хватает? Оторви жопу от стула, пойди, пройди медкомиссии, купи ружье. Потом пойди, открой огонь на улице, во имя революционных идеалов, получи пулю в башку от снайпера ОМОНа и отправляйся на тот свет. Или подними руки и сдайся - для того, чтобы услышать, что о тебе будут говорить люди, и провести остаток своих дней в Черном Дельфине. Так будет честнее, чем клубиться по дискотекам и мечтать о революции.
Короче говоря - сделай что-нибудь!
Сакрального не хватает? Ну, вон например - сейчас группа людей пытается и небезуспешно канонизировать в людской памяти Сталина. Только знаете, какую самую главную правду о Сталине я сейчас вам скажу? ОН УМЕР. И уже не очнется. И ничем никому не поможет. И решать проблемы - придется все же нам.
Слов просто не хватает. Я признаюсь, не верил, что есть в России достаточно большое количество людей, которым не хватает боевиков и революции. Как видно - все же есть. Есть, и именно эти люди, может даже сами себе опасающиеся признаться, чего они хотят - переигрывают Великую Отечественную, и набиваются в главные советники к тов. Сталину. По моему - это именно вот этот контингент, который хочет революции, или строя, построенного сразу после революции. Причем заметьте - во всех этих виршах никто почему то не хочет быть простым работягой - потому что это значит вкалывать по восемнадцать часов в сутки. Никто не хочет быть и начальником среднего звена - есть неплохой шанс попасть под компанию по борьбе с троцкизмом, безродным космополитизмом, низкопоклонством, адвентизмом седьмого дня или чем-то там еще. Никто не хочет быть крестьянином - правильно, кто же хочет стать жертвой продразверстки, раскулачивания или голодомора. Я практически не встречал книг, где главный герой перед тем как стать "тайным советником вождя" долго и упорно идет вверх, по иерархической лестнице, на каждой ее ступени доказывая свою полезность, нужность и правильность. Нет этого. Прямо сразу на глаза к Ленину, Сталину, Жукову, или в чье-то начальственное тело.
Крыша едет не спеша, тихо шифером шурша.
На самом деле - все это свидетельствует об опасной болезни значительной части общества, что самое печальное - людей молодого возраста. Опасный радикализм - сочетается у них с леностью, безверием, инфантильностью, неспособностью и нежеланию что-то менять, что в собственной жизни, что в стране, верхоглядством, несобранностью, неприспособленностью к жизни, отсутствием лидерских качеств. Как отмечено в исследовании - такие молодые люди имеют низкий уровень образования (хоть оно и называется высшим), и не собираются профессионально расти, узнавать секреты профессии, становиться лучшими. Вместо этого они плывут по жизни, простите как дерьмо по весеннему ручью, работают то менеджерами, то риелторами, то делают кому-то сайты, не пытаются зацепиться за какую-то профессию, самосовершенствоваться в ней, стать востребованными. Вместо этого, они выбирают кажущийся более легким путь финансового и карьерного роста - переехать. Однако, переехав, они не становятся ни целеустремленнее, ни талантливее, ни собраннее, ни более развитыми профессионально. Помыкаются, потом опускаются потихоньку на дно - об этом хорошо рассказано в статье "Понаехи".
http://samlib.ru/a/afanasiev_a_w/ponaehi.shtml
Ну, и естественно, радикализуются. Правда, отличие от протестов питерских рабочих летом 1917 года все же есть. Тогда бастовавшие люди - не просто хотели "по другому", но и готовы были строить новый мир, и вносить в него свой личный вклад. Как бы я не проклинал революцию 1917 года - не могу не признать, что заряд энтузиазма она тогда вызвала большой, и у многих - он оставался до пятидесятых, то есть - одно, а то и два поколения. А у нас протесты - это протесты ленивых, неприспособленных, с завышенными ожиданиями и крайне невысоким реальным уровнем людей. Людей - неумех, людей - нерях, людей, бесполезных по жизни. Ну и что будет, если не дай Бог...
А все эти отговорки - мол, не знаю, где верх, а где низ, социальная ткань не сформирована - все это простите х...я! Каждый, кто идет по улице и видит, как мимо проезжает Мерс или Лексус, каждый, кто думает, где бы встретиться с подружкой, чтобы никто не мешал, и на какие бабки ее куда-то красиво повести - все они прекрасно понимают, где низ, а где верх. Просто проблемка есть - завышенные ожидания, и зарплатные, и карьерные сталкиваются с заниженными возможностями, ленью и нежеланием (и неумением) карабкаться наверх. Даже не карабкаться наверх - а тупо работать. Вот и возникает желание - все сверху донизу перетряхнуть, дабы буржуя из Лексуса высадить, и ... нет, не продать и деньги на детский дом. Самому в него сесть.
И Навальный, господа революционеры - ваш плоть от плоти. То в одной партии, то в другой, вроде как адвокат, но ни в одном серьезном деле его следов нет. Зато как представилась возможность в дербане "Кировлеса" поучаствовать - это он с радостью, бежит и падает. И как доверять такому?
Революционеры... Тьфу!
Ах, да. Еще. Н.А.Бердяев "Духи русской революции".
"Русские люди, желавшие революции и возлагавшие на нее великие надежды, верили, что чудовищные образы гоголевской России исчезнут, когда революционная гроза очистит нас от всякой скверны. В Хлестакове и Сквозник-Дмухановском, в Чичикове и Ноздреве видели исключительно образы старой России, воспитанной самовластьем и крепостным правом. В нестерпимой революционной пошлости есть вечно-гоголевское. Тщетны оказались надежды, что революция раскроет в России человеческий образ, что личность человеческая подымется во весь свой рост после того, как падет самовластье. Слишком многое привыкли у нас относить на счет самодержавия, все зло и тьму нашей жизни хотели им объяснить. Но этим только сбрасывали с себя русские люди бремя ответственности и приучили себя к безответственности. Нет уже самодержавия, а русская тьма и русское зло остались. Тьма и зло заложены глубже, не в социальных оболочках народа, а в духовном его ядре. Нет уже старого самодержавия, а самовластье по-прежнему царит на Руси, по-прежнему нет уважения к человеку, к человеческому достоинству, к человеческим правам. Нет уже старого самодержавия, нет старого чиновничества, старой полиции, а взятка по-прежнему является устоем русской жизни, ее основной конституцией. Взятка расцвела еще больше, чем когда-либо".
"Достоевский предвидел торжество не только шигалевщины, но и смердяковщины. Он знал, что подымется в России лакей и в час великой опасности для нашей родины скажет: "я всю Россию ненавижу", "я не только не желаю быть военным гусаром, но желаю, напротив, уничтожения всех солдат-с". На вопрос: "А когда неприятель придет, кто же нас защищать будет?" бунтующий лакей ответил: "В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, и хорошо кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки". Пораженчество во время войны и было таким явлением смердяковщины. Смердяковщина и привела к тому, что "умная нация" немецкая покоряет теперь "глупую" нацию русскую. Лакей Смердяков был у нас одним из первых интернационалистов, и весь наш интернационализм получал смердяковскую прививку. Смердяков предъявил право на бесчестье, и за ним многие побежали".