Werewolf : другие произведения.

Разруха в головах

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья про кризис - конкретно предполагаю, что будет дальше ии говорю, что делать.


   Разруха в головах.
  
   Предпринимаемые различными правительственными и неправительственными организациями попытки совладать с кризисом напоминают мне попытки надуть шарик с дыркой: чем больше дуешь, тем больше дырка. Для того, чтобы утечка воздуха (читай денег) из шарика (читай экономики) прекратилась нужно сделать одно простое действие: осознать, что в шарике - дырка. Ничего не нужно делать - просто осознать это и понять. Как только это поняли, дальнейшее не представляет сложности - нужно просто заклеить дырку. Да, нужно найти клей и заплатку, потратить время - но все это имеет конечный срок выполнения и эффект - заклеенный шарик можно надувать и это пойдет на пользу. Если же продолжать надувать шарик, упорно не замечая, что в нем дырка - процесс этот не будет иметь ни конца, ни эффекта.
   Что же предпринимают наши и американские власти для того, чтобы совладать с кризисом? Отсюда...
   http://bonds.finam.ru/comments/item1A460/rqdate7D80A03/default.asp
   План Полсона - лекарство или косметика?
   Основные положения плана:
   - выделение USD700 млрд в несколько траншей;
   - варранты на акции финансовых организаций в обмен на выкуп проблемных активов;
   - выкуп проблемных активов у пенсионных фондов, местных администраций и малых банков;
   - отмена "золотых парашютов";
   - формирование независимого наблюдательного совета для контроля за выполнением плана;
   - возможность реструктуризации ипотечных кредитов, но без права списания части задолженности частных заемщиков.
   Новые положения, появившиеся в результате обсуждения в Сенате США: USD149 млрд налоговых стимулов и льгот для компаний, работающих в области возобновляемых источников энергии и исследовательских фирм, вычеты по налогам с продаж, установленных штатами, и налоговые льготы для 24 млн домохозяйств.
   Возможные поправки до окончательного принятия закона: расширение роли Федеральной корпорации по страхованию вкладов (Federal Deposit Insurance Corporation), обязательная программа страхования ипотечных ценных бумаг, оценка реальной стоимости проблемных активов банковскими регуляторами, расширение программ страхования от безработицы.
   Комиссия по ценным бумагам и биржам США либерализовала правила бухгалтерской отчетности, позволив учитывать активы по оценке менеджмента на основе моделей в случае, если рыночной активности в бумагах не существует и иначе придется использовать "бросовые оценки беспорядочных транзакций".
   Основные возражения критиков плана Полсона: план направлен только на решение кризиса проблемных активов на балансах банков, он не решает вопросы недостаточной капитализации банков и доверия между финансовыми организациями, но главное - он не решает проблему неплатежеспособности первичных заемщиков, которые не в состоянии обслуживать свои ипотечные кредиты.
   Одним из главных мероприятий в нынешней ситуации, по мнению критиков, должно быть реструктурирование и, если необходимо, списание ипотечного долга частных заемщиков, как это было сделано во время Великой депрессии. Списание части долга частных заемщиков позволит им сохранить свои дома и поддержит их платежеспособность и уровень потребления.
   Отсутствие таких мер приведет к значительному снижению объемов потребления, что, в свою очередь, может вызвать резкое сокращение производства, рост безработицы и более глубокую и длительную рецессию.
   План, принятый Сенатом, несколько отличается от отвергнутого ранее Палатой представителей, и заключается в следующем:
   1. Выделение USD700 млрд в несколько траншей - USD250 млрд сразу и USD100 млрд позднее, если проявятся положительные результаты использования первого транша, с возможностью заблокировать предоставление остальных USD350 млрд.
   2. Варранты на акции в обмен на выкуп проблемных активов с балансов банков для рекапитализации банков и обеспечения участия налогоплательщиков в доходах от осуществления плана, если таковые возникнут.
   3. План также позволит выкупить проблемные активы у пенсионных фондов, местных администраций и малых банков.
   4. Предполагается введение ограничений на вознаграждение высшего руководства компаний, которые получат поддержку в рамках плана (этого условия не было в его первоначальном варианте; в последнее время было много возмущенных комментариев по поводу многомиллионных "золотых парашютов", которые получили главы обанкротившихся финансовых организаций).
   5. Будет сформирован независимый наблюдательный совет, контролирующий выполнение плана.
   6. Правительство, выкупившее ипотечные кредиты, получило право их реструктурировать, но не может уменьшить долг заемщиков - это условие было заблокировано представителями Демократической партии США. При этом демократы предлагали включить в план Полсона "второй стимулирующий пакет", предусматривающий, в частности, USD56 млрд для поддержания расходов на инфраструктуру, увеличения продолжительности выплат пособий по безработице и субсидирования администрациям штатов выплат Medicaid для групп населения с низкими доходами, но этот пакет был отвергнут республиканцами на стадии обсуждения
   Новые условия в законопроекте, принятом Сенатом, включают USD149 млрд налоговых стимулов и льгот для компаний, работающих в области возобновляемых источников энергии, исследовательских фирм, вычеты по налогам с продаж, установленных штатами, и налоговые льготы приблизительно для 24 млн домохозяйств.
   Возможно, поправки в законопроект этим не ограничатся. Ожидается, что будет расширена роль Федеральной корпорации по страхованию вкладов, что позволит ей осуществлять инъекции капитала на финансовых рынках для помощи банкам с проблемными активами; будут введены обязательная программа страхования ипотечных ценных бумаг и оценка реальной стоимости проблемных активов банковскими регуляторами и расширено страхование безработицы. Комиссия по ценным бумагам и биржам уже объявила о либерализации правил бухгалтерской отчетности, что позволит учитывать активы по оценке менеджмента на основе моделей в случае, если рыночной активности в бумагах не существует и иначе придется использовать "бросовые оценки беспорядочных транзакций".
   Основной компонент плана Полсона - право на эмиссию казначейских долговых обязательств на сумму до USD700 млрд для финансирования выкупа у банков проблемных активов (главным образом ценных бумаг, привязанных к ипотечным кредитам). Идея заключается в том, что Казначейство США - долгосрочный инвестор и может держать эти активы до погашения, соответственно, "справедливая цена" с точки зрения Казначейства может быть выше текущей рыночной, которая сейчас обусловлена паникой инвесторов, старающихся избавиться от таких бумаг как можно быстрее.
   В своих выступлениях перед комитетами Конгресса г-да Г. Полсон и Б. Бернанке подчеркивали, что виной всему коррекция на рынке жилья, и покупка неликвидных активов, привязанных к ипотечным кредитам, у банков и страховых компаний "создаст ликвидность и будет способствовать определению цены [на эти активы], в то же время уменьшая для инвесторов неопределенность в отношении текущей стоимости и перспектив финансовых организаций". Цену активов будет определять секретарь Казначейства в консультации с главой ФРС США.
  
   А что делают наши власти?
   http://www.finam.ru/analysis/forecasts00D78/default.asp
  
   15 марта президент России Дмитрий Медведев в очередной беседе с тележурналистами расскажет о своем видении проблем преодоления последствий финансового кризиса, сообщает пресс-служба главы государства. По словам президента, он считает крайне важным постоянно информировать общественность о тех шагах, которые власти предпринимают для снижения негативного влияния последствий кризиса.
   Попробуем представить, какие именно результаты может предъявить своему народу глава государства. До последнего времени отрицавшие сам факт наличия экономического кризиса власти наконец-то признали, что проблемы даже слишком серьезны, а перспективы, по крайней мере в ближайшие 2-3 года, туманны. И во многом из-за падения цен на нефть, которые пока значительно расти и не думают, а, по словам министра финансов России Алексея Кудрина, не будут этого делать еще 5, 10, а то и больше лет.
   Таким образом, федеральный бюджет лишился своей основной "подпитки" в виде больших доходов от нефтегазового сектора, и компенсировать эту утрату так и недиверсифицированной за последние годы российской экономике оказалось не под силу. В итоге как минимум на ближайшие 3 года мы будем иметь дефицитный бюджет, экономить, в том числе и за счет отказа от развития инновационной экономики, и много тратить на социальные расходы.
   При этом помогать деньгами реальной экономике у властей особого желания уже нет. С учетом того, что самой ей с кризисом никак не справиться (показатели промпроизводства уже демонстрируют наихудшие за 15 лет значения и, по прогнозам экспертов, возможно, будут еще хуже), государство намерено всячески стимулировать покупательский спрос.
  
   На самом деле правительство Российской Федерации, за все время кризиса, по сути сделало следующее:
   1. Девальвировало рубль, примерно на 40 % Это привело к росту инфляции за счет удорожания импортной составляющей во всем, что мы покупаем - а она сейчас немаленькая. Именно из-за этого не удастся получить полноценного эффекта стимулирования конкурентоспособности местной продукции против импортной. Слишком мало у нас стало своей продукции. Проблему импортозамещения решать надо и как можно скорее - но не только и не столько девальвацией рубля.
   Кроме того, девальвацией правительство попыталось повысить конкурентоспособность крупного экспортноориентированного бизнеса - он получил огромный дополнительный доход за счет того, что его издержки исчисляются в девальвированных рублях, а продажи идут за твердую валюту. Но опять-таки непонятно - стала здесь девальвация злом или благом, потому что одновременно выросла и стоимость обслуживания внешнего корпоративного долга - а назанимали мы изрядно, компенсируя внешними заимствованиями недоразвитость собственной банковской системы.
   2. Вбросило в экономику деньги на первом этапе кризиса. Более того, помогло банкам заработать огромные деньги на процессе девальвации. Расширив объем кредитования коммерческих банков без установления жестких требований к направлению расходования кредитных средств, правительство сделало возможным игру коммерческих банков против рубля и ЦБ РФ за счет заемных средств, занимаемых у самого же ЦБ РФ. В азартной игре под названием девальвация проиграл Центробанк, а выиграли коммерческие банки - то есть это была скрытая операция передачи государственных средств в частное владение. Возможно, это было сделано с той целью, чтобы поддержать коммерческие банки и дать им возможность прокредитовать экономику.
   Но банки этого делать не стали. Вместо этого, банки либо вывозят деньги за рубеж, либо сидят на них и никого не кредитуют. Недоразвитость банковской системы обусловлена в основном тем, что банки и не желают развиваться, за редким исключением. Серьезные вопросы вызывает позиция государственных банков - в них, особенно Сбербанке, условия кредитования реального бизнеса наижесточайшие, хотя должно быть наоборот. В ВТБ и вовсе - вознаграждение членов совета директоров зашкаливает за все возможные пределы. Выходом, по моему мнению из этой ситуации стало бы отстранение от занимаемых должностей Грефа и Костина и директивное установление условий кредитования реального бизнеса Правительством РФ - так как государство владеет контрольным пакетом акций и в том, и в другом банке и имеет право диктовать свою волю.
   Сейчас, вместо того, чтобы вводить обязательную продажу валютной выручки и устанавливать жесткий валютный контроль, вместо того, чтобы повысить налог на покупку валюты и пресечь тем самым спекуляции, государство решает проблему спекуляций путем сжимания денежной массы и возможностей рефинансирования - то есть путем удушения реальной экономики.
   3. Начало раздавать деньги из стабфонда - произвольно и бессмысленно, не под реальные проекты, а на проедание...
  
   За действия правительства РФ в условиях кризиса ему можно поставить "3-", не больше. Возможно даже "2".
  
   Теперь про ситуацию в мире. Весь ужас знаете в чем? Не в том, что либерально-капиталистическая экономическая система и ее апологет США полностью обанкротились, нет. А в том, что до этого они успели зачистить поле от своих конкурентов и теперь НИКТО НЕ МОЖЕТ ПРЕДЛОЖИТЬ НИЧЕГО ДРУГОГО. Если в годы Великой депрессии у капитализма было два конкурирующих проекта, крайне правый (фашизм) и крайне левый (коммунизм) - то сейчас ноль! Голяк! Именно поэтому упорно надувается шарик с дыркой под ритуальные камлания о скором конце кризиса. Мое мнение - если мы и выйдем из острой фазы нынешнего кризиса, то только затем, чтобы через некоторое время свалиться в еще более тяжелый кризис.
  
   По моему убеждению кризис проявил некоторые крайне угрожающие факторы, которые сейчас и тянут экономику на дно:
   В 90-е годы американская экономика вошла в последнюю стадию "экономики долга". Если раньше, строить свое благосостояние, выпуская бумажки, обеспеченные будущими платежами налогоплательщиков, имело право лишь государство (казначейские обязательства США - я говорю про них) - то в 90-е годы это право приобрели банки. Они получили возможности эмитировать суррогаты денег и строить долговую финансовую пирамиду точно также как это делает государство. Только если государство строило свою пирамиду, беря в основу обязательные налоговые поступления - о банки в качестве основы финансовой пирамиды взяли добровольную кредитную задолженность домохозяйств и корпораций. Подчеркиваю - добровольную!
   Приведу пример - в форме таблицы.
  
   Показатель
   Пирамида государства
   Пирамида банков
   Наименование финансовых инструментов
   Казначейские обязательства
   Деривативы - производные ценные бумаги
   Обеспечение
   Будущие обязательные налоговые платежи, корпоративные и домохозяйств
   Будущие добровольные (кредиты ведь берутся добровольно) платежи в погашение кредитов, корпоративные и домохозяйств
   Покупатели - абсорбенты финансовых инструментов
   Суверенные фонды, центробанки других стран, частные банки других стран, собственная банковская система
   частные банки других стран, собственная банковская система, собственные пенсионные фонды
  
   В принципе, основных отличия два:
   1. В отличие от налоговых платежей, от которых просто так не уклониться, от платежей по кредитам, как оказалось уклониться очень даже можно - это сейчас происходит и именно это является причиной крушения пирамиды - долг достиг таких размеров, когда его уже невозможно обслуживать.
   2. Если государственная пирамида предназначена, прежде всего для ограбления других стран и экономик - взгляните, в числе покупателей и иностранные Центробанки, и суверенные фонды, то вторая пирамида - это ограбление самих себя. Основные пострадавшие в этих схемах - собственные банки, банки других стран и - самое главное - собственная пенсионная система. Американцы фактически сами у себя украли и прожрали собственное будущее. А это уже - предпосылки к социальному взрыву.
  
   Создание второй, частной пирамиды, привело к следующим последствиям:
   В экономике США принципиальное соотношение денежная/товарная масса подменилось на какое-то время на соотношение денежная масса/масса активов. Это привело к тому, что у ФРС возникло ложное ощущение того, что можно печатать и печатать доллары, потому что они не разгоняют потребительскую инфляцию, а разгоняют инфляцию активов. Активы - а ими стали дома, нефть, все промышленные и драгоценные металлы так активно росли в цене все последние годы именно потому, что абсорбировали инфляцию. Львиная доля эмитируемых денег вкладывалась в них, создавая саморазвивающийся процесс.
   Но долго так продолжаться не могло. В любом случае экономика вернется к соотношению денежная/товарная масса, а поскольку оно сейчас крайне искажено, "лишних" денег напечатано - море, произойдет балансировка этого соотношения. Как? Через гиперинфляцию по доллару и другим валютам. Поэтому те, кто купил сейчас доллары, и держат их под подушкой, потом будут плакать кровавыми слезами. ИМХО при неконтролируемом развитии ситуации и 1000 долларов за баррель нефти будет не предел...
   Действия мировых финансовых властей, накачивающих экономики деньгами в надежде оживить то ли производство, то ли потребительский спрос, при том, что производство падает и товарная масса сжимается, глубоко ошибочны и не решают, а усугубляют ситуацию. В дальнейшем, вся эта излишняя денежная масса, вброшенная в экономику, сгорит в костре инфляции.
   В мире сложилась крайне порочная практика оценки активов - по рыночной цене. Это значит, что если у меня есть десять тысяч акций какой-либо компании, то оцениваются они не по финансовому состоянию компании, не по размеру дивидендов - а по одному простому фактору. Если сегодня одна акция этой компании продана на фондовом рынке по десять долларов, автоматически делается вывод, что каждая из моих десяти тысяч акций стоит по десять долларов и я имею право учесть их в балансе по 100000 долларов США.
   Но это же не так! Ведь если я продам весь пакет акций - это совершенно не значит, что я их смогу продать по десять тысяч долларов. Продать одну акцию - это совершенно не то же самое, что продать десять тысяч. Но я оцениваю эти акции в своем балансе по 100000 долларов - хотя они столько не стоят.
   А могу я их оценить по 300000 долларов? Да запросто. Нужно только сделать несколько кросс-сделок на бирже с подставными фирмами, с этими акциями не по 10, а по 30 долларов штука. То есть, несколько раз продать акции самому себе. Вуаля - и вот мой актив стоит уже не 100000 долларов, а 300000 долларов, то есть я получил прибыль 200 % за несколько дней, ничего не делая.
   А сколько они на самом деле стоят? Ну, фондовый рынок России дал ответ, во время кризиса стоимость всех акций упала от 2 до 10 раз. И это - не предел.
   А теперь скажите - какой дурак в таких условиях будет вкладываться в производство? Ищите дурака...
  
   И что же происходит сейчас. Хотите открою страшную тайну: куда деваются деньги, которые правительства всего мира щедро льют в банковскую систему, пытаясь ее оживить?
  
   БАНКИ, ПОЛУЧАЯ ДЕНЬГИ, ЗАМЕНЯЮТ АКТИВЫ С МНИМОЙ ЦЕНОЙ (которая получена описанным мной способом), НА АКТИВЫ С РЕАЛЬНОЙ ЦЕНОЙ - ДЕНЬГИ.
  
   Именно поэтому, вбрасываемые в банковскую систему деньги не идут в экономику, они в ней и остаются. Виртуальные деньги, частные денежные суррогаты, заменяются реальными деньгами, вот что происходит сейчас. Но это не самое страшное.
   А самое страшное будет тогда, когда виртуальные активы будут полностью заменены на реальные - то есть на деньги. Но деньги - это те же самые бумажки. И тогда потребуется определить ЦЕНУ САМИХ ДЕНЕГ. То есть как раз произойдет определение и корректировка соотношения товарная масса/денежная масса до реальных значений. Через гиперинфляцию - единственным реальным выходом из кризиса является гиперинфляция по всем мировым валютам - без нее из кризиса не выйти!
  
   Поэтому совет на будущее всем - не держите деньги ни в рублях ни в евро ни в долларах! Покупайте кто что может - золото, недвижимость, землю, сахар в мешках. Пока не поздно!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"