Продолжаем рассуждать о геополитике и постсоветском пространстве. Реалии на сегодня таковы.
http://www.bfm.ru/news/286694
Азербайджанский манат сегодня рухнул сразу на 30%
Центробанк Азербайджана определил официальный курс доллара на уровне 1,05 маната Как передает AZE.az, решением правления Центробанка от 21 февраля 2015 года, официальный курс доллара на сегодня установлен на уровне 1,05 маната, говорится в сообщении ЦБА.
Согласно информации, это решение принято с целью создания дополнительных стимулов для диверсификации национальной экономики, усиления ее конкурентоспособности и экспортного потенциала, обеспечения стратегической устойчивости платежного баланса и международной платежеспособности страны.
Курс лари по отношению к доллару начал активно понижаться с 20 ноября прошлого года, а за последние несколько дней курс лари упал на 20 процентных пунктов. Национальный банк Грузии установил обменный курс лари по отношению к доллару США на 21 февраля в размере 2,1771 GEL/$1.
Как сообщают РИА Новости, премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили прокомментировал ситуацию вокруг падения курса национальной валюты - лари, и заверил граждан, что ситуация находится под контролем и нет причин для паники. "Нами разработан и детально расписан план, который направлен на скорейшую стабилизацию ситуации вокруг курса лари. Кроме того, у нас есть ряд интересных предложений и механизмов для привлечения новых инвестиций в страну", - сказал премьер, заявление которого распространила пресс-служба главы правительства.
Это значит... да это многое значит. То, что Запад так и не потрудился понять.
Постсоветское пространство - существует, как существует и связь между всеми республиками бывшего СССР, за исключением прибалтийских. И когда Россия чихает - у всех вокруг начинается воспаление легких. Сегодняшний курс доллара и евро в России - обусловлен не столько падением стоимости нефти, сколько санкциями и прекращением доступа на дешевые западные рынки заимствований, а так же необходимость гасить старые долги и, соответственно, повышенная потребность в валюте. Однако, рынок России является базовым для всех постсоветских стран за исключением Прибалтики - и падение курса рубля не могло не вызвать падение курсов всех остальных национальных валют. Просто потому, что иначе их товары и услуги становились в России неконкурентоспособными. В том числе - падает и лари в сателлите США Грузии. А дальше - вопрос в зависимости этих стран от импорта, во многих странах она намного больше, чем в России. Падение курсов национальных валют - это автоматическое падение уровня жизни, причем процесс только начинается. И далеко не у всех стран есть такие существенные золотовалютные резервы как в России. И далеко не все страны - могут кредитоваться на внешних рынках. Что это значит? Падение уровня жизни населения и рост социальной напряженности. То есть Запад, ударив по России, на самом деле ударил по всему постсоветскому пространству и уже в ближайшем будущем - мы можем увидеть целую цепочку и экономических и политических кризисов. Причем Россия, благодаря дальновидности Кудрина - еще имеет существенные резервы, а у многих постсоветских стран их нет.
Похоже, грядет новая волна масштабных пертурбаций, причем сравнимая с началом девяностых. Давайте, попробуем понять, с каким багажом мы входим в зону турбулентности:
1. В четырех ключевых странах постсоветского пространства из пяти - в обозримой перспективе не избежать смены власти. Это Россия, Беларусь, Казахстан и Узбекистан. Путин сейчас пятнадцать лет у власти - это на один год меньше Брежнева, но еще сколько то он может продержаться, потому что пришел во власть откровенно молодым. В Беларуси - Батька правит с 1994 года, я не знаю, как у него здоровье, откровенно старым он еще не выглядит - но проблему как то надо решать. А вот в Казахстане и Узбекистане - прецедентов смены власти не было вообще, ими правят одни и те же люди больше четверти века. И Назарбаев и Каримов - уже откровенно старые люди, и вряд ли их здоровья хватит сидеть еще несколько лет. Значит, вероятна смена власти в ближайшем будущем, и это в обстановке политической и экономической турбулентности. Есть еще Эмомали Рахмон, правящий Таджикистаном с 1994 года - при том, что Таджикистан граничит с Афганистаном.
2. Украина... тут уже все сказано и пересказано. В стране бушует гражданская война и появился городской терроризм, чего тут еще говорить. Самое страшное, что никакого сколь либо вменяемого плана выхода из кризиса для Украины нет ни у кого. А сама страна - может скатиться даже не в югославский, а в ливанский вариант гражданской войны. Для тех кто не знает, напомню - ливанская война проходила в два этапа. На первом этапе стороны четко делились по этническим и религиозным критериям - христиане (фашистского толка) воевали с мусульманами и палестинцами, последние и дестабилизировали обстановку в стране, приведя к открытому конфликту. На втором этапе войны - она разразилась после нескольких лет относительного перемирия - все национальные и этнические группировки распались, и началась война всех против всех. Каждый более - менее успешный полевой командир или глава клана - сформировал собственную политическую партию или религиозную группировку, и заключал порой самые невообразимые союзы - одни мусульмане в союзе с христианами воевали против других мусульман, которые были в союзе с другими христианами, тут же были шииты, палестинские коммунисты, палестинские националисты, местные коммунисты, израильтяне, сирийцы, друзы... и все это адское варево кипело и бурлило несколько лет. И прекратить это все удалось только одним способом - северную часть страны вместе с ее столицей Бейрутом оккупировали сирийские войска, а южную - оккупировали израильтяне, поддерживающие друзов. Предшествовала этому попытка израильтян взять Бейрут и война 1982 года между Сирией и Израилем на ливанской земле. Только после полной оккупации страны - удалось прекратить междоусобную бойню, разоружить полевых командиров и их банды, провести некий процесс национального примирения, избрать органы власти. Но до сих пор - Ливан остается нестабильным, а сейчас, вследствие дестабилизации Сирии - существует угроза третьей гражданской войны.
Факт - на сегодняшний день курс гривны таков, что Украина является беднейшей страной СНГ, даже беднее Таджикистана. Это не пустые слова - идет массовое обнищание людей на Украине, по сообщениям оттуда в ломбарды несут уже не меха и золото - а бытовую технику. Промышленность останавливается, если верить телебаченью, без устали працюют только предприятия ВПК - но танк, в отличие от станка добавочную стоимость не создает, и народ им не накормишь. А украинское правительство - так и не меняет курс... на сегодняшний день ситуация такова, что даже в случае резкого прекращения войны экономического коллапса не избежать. А реформы... Как то раз я прочитал в одной книге - изменения надо начинать не с решения, что надо делать - а с решения, что надо прекратить делать, и особенно - с решения что надо прекратить делать немедленно. Увы... в Украине таких книг не читают.
3. Угроза Майдана, пришедшая с Украины - висит еще как минимум над тремя странами - Беларусью, Грузией и Кыргызстаном. Под Майданом - я понимаю попытку (успешную или нет) неконституционного захвата власти, опирающуюся на выведенных на улицы своих сторонников и на жесткое противостояние со всем остальным обществом, сопровождающееся отказом от общественного компромисса как нормы бытия и выборов, как средства рекруктирования людей во власть. Майдан сопровождается массовым применением политтехнологий, резким обострением противостояния в обществе между разными его группами, установлением в случае победы диктатуры, но диктатуры не армии и служб безопасности как при классическом военном перевороте, а победившей общественной группы, навязывающей свои нормы всему обществу при помощи насилия. От военного переворота Майдан отличается тем, что для перехвата власти используются не военизированные структуры (типа армии и служб безопасности), а крупные общественные группы, отмобилизованные и выведенные на улицы - в сочетании с международным давлением на власти страны с тем, чтобы не применялось насилие в отношении восставших. Надо сказать, что Майдан во многом опаснее военного или классического государственного переворота - поскольку военный или государственный переворот происходит обычно быстро, и не затрагивает народные массы (обычно, так то бывает по всякому) - а вот Майдан сразу и гарантированно приводит к масштабному противостоянию именно в обществе. К чему это может привести - мы видим по Украине. От Майдана до гражданской войны - всего несколько шагов.
Самое плохое, если Майдан удается. Во-первых - пострадавшая от Майдана часть общества, чьи интересы были нагло и открыто отвергнуты, чей голос остался неуслышанным - начинает жить реваншем. Это отчетливо видно по Украине - Майдан 2004 года привел к реваншу 2009 года. Выборы 2009 года, хотя и были легитимными и честными - тем не менее, показали сильнейший раскол украинского социума и привели к реваншу Востока за 2004 год - что не добавило к Востоку любви. За Януковича голосовали не потому, что он хороший, или хороша его программа - а ради реванша. Реванш состоялся, еще сильнее обострив противостояние, и стал прологом к Евромайдану 2014 года, в котором часть пострадавших от Евромайдана (Крым) просто решила выйти из страны и прекратить все это, а часть - не смогла, но взялась за оружие с тем же намерением. Сейчас - подобным путем идет Грузия, там саакашисты потерпели поражение - я читаю их сайты, и вижу чем они живут - тем же реваншем. Риторика у них - ничуть не менее хлесткая, чем у украинских националистов. В Кыргызстане - идет противостояние между Севером и Югом страны, две революции произошло и ожидается третья, об этом открыто говорят. Своеобразие ситуации в Кыргызстане заключается и в том, что там примешивается фактор агрессивного ислама, причем в стране есть как агрессивный суннизм, так и агрессивный шиизм. Все это - обещает большую кровь.
В общем то, есть риск что по тому же пути пойдет и Беларусь. Лукашенко - демонстративно отверг в свое время все символы белорусской независимости, такие как бело-красно-белый флаг, герб "Пагоня" и ввел переосмысленную советскую символику. Это по меньшей мере было неразумно. Национализм подавлялся долгие годы, а теперь - Лукашенко стал заигрывать с белорусским национализмом - и это уже опасно. Понятно, что белорусские националисты (змагары) жаждут реванша за 1994 год и открыто ориентируются на украинский опыт. А случись им прийти к власти - реванша будет ждать уже другая часть общества. Чем это чревато, учитывая почти открытую белорусско-украинскую границу и сто долларов за автомат в Харькове... думайте сами.
В целом, если общество с каждым актом политического действия (что выборы что Майдан) все больше раскалывается и становится непримиримым друг к другу, если две части общества вместо того, чтобы совместно работать над будущим страны живут от реванша до реванша друг над другом - о каком будущем страны можно говорить?
4. В отличие от событий 90-х годов прошлого века - есть два сильных внешнеполитических фактора, которые в этот раз играют не на нашей стороне. Первый фактор - это угроза с юга. Из Афганистана - выводят силы ISAF, которые так и не выполнили поставленных задач. Кроме того - сам по себе Ближний Восток крайне нестабилен, а гражданская война в Сирии - превратилась в настоящий реактор джихада. С постсоветского пространства - на Ближнем Востоке участвуют в боях тысячи боевиков и в случае обострения обстановки в Средней Азии - они могут вернуться и привести с собой тысячи боевиков из других стран. Впервые за все время противостояния с исламом - сформирована настоящая армия джихада, численностью в несколько десятков тысяч человек, мобильная, опытная, экипированная, с налаженным тылом, пополнением добровольцами, готовая высадиться где угодно и превратить связанный с исламом локальный инцидент в полноценный пожар. В результате - в Средней Азии может сработать принцип домино - валится одна страна, и тут же проблемы начинаются в соседних - аналог событий в Сирии, приведший к дестабилизации Ирака, и обострению обстановки во всем регионе. Пресекать все это кроме России некому - но учитывая острый конфликт с Западом, Запад нам будет противодействовать просто из принципа.
Второй фактор. В девяностые годы - существовало сразу несколько унаследованных от СССР очагов нестабильности, включая такой страшный как Таджикистан, где гражданская война привела к большим (в процентном отношении к общей численности) потерям населения, чем в любом другом конфликте 20 века. Однако, для Запада постсоветское пространство на тот момент представляло собой "черный ящик" и Запад - отдал урегулирование конфликтов России.
Россия с задачей справилась - абсолютно все конфликты были прекращены. Только несовершенство международного права и упорное нежелание Запада признавать сложившийся порядок вещей - привело к тому, что Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах мыкаются в статусе непризнанных, туда не идут инвестиции и не могут ездить люди. Никакого конструктивного посыла в этом нет - вообще никакого. По-хорошему - надо провести контролируемый ООН референдум, и если большинство на этом референдуме выскажется за суверенитет - то его и надо предоставить и признать. Ничем кроме какой-то идиотской мести людям за их выбор - позицию международного сообщества считать нельзя.
Однако, факт остается фактом - ни в Приднестровье, ни в Нагорном Карабахе, ни в Осетии - больше не льется кровь. Если это не важно - тогда что важно? И все это - заслуга России.
Но теперь, при новом этапе пертурбаций - Запад уже явно не будет стоять в стороне, у него есть свои интересы в тех или иных странах, свои приоритеты, свои люди и свои рецепты решения проблем - те же самые, что для Афганистана, для Ирака, для Ливии - других нет. Это грозит сразу несколькими масштабными кризисами, в которых противостояние России и Запада помешает найти для них эффективное решение. Выиграют конечно же США. Я рискну предположить, что для США Украина совсем не важна и они это понимают - важно вовлечь Россию в этот кризис и заставить ее с ним разбираться лет десять, а если получится - то и двадцать. Сделать этакую мега-Чечню. И пока - у Запада это почти удается...
5. Ситуация во всех постсоветских странах совсем не такая, как в девяностые, причем "не такая" в худшую сторону. В 90-е - мы падали примерно с одного жизненного уровня - сейчас уровни эти разные, как между странами, так и внутри них. В Таджикистане есть национальная библиотека с мраморными полами, а в сотне километров от нее живут в глинобитных саклях как в Афганистане и дети вообще читать не умеют. Исчерпан задел прочности советской инфраструктуры - а новая не создана. Выросло целое поколение детей, которое не ходило в советскую школу - а некоторые не ходили в школу вообще. Выросло целое поколение детей, которым в детстве сообщили - кому о казахантропах, кому о том, что ВОВ была устроена чтобы истребить узбекский народ, кому о восьми русско-украинских войнах и том, что украинцы выкопали Черное море. Полностью девальвировано понятие "дружбы народов".
Что делать.
На мой взгляд, решение проблемы - в руках ЕС и России. Роль США - скорее всего, будет дестабилизирующей - но Европа находится на одном континенте с потенциальным "вторым Ближним Востоком". В принципе - если не согласится ЕС, роль ЕС может занять Китай, этот будет его первый глобальный внешнеполитический проект - но там будет все сложнее. Лучше все-таки ЕС. Итак. Главное что нужно сделать - это признать распад СССР (точнее развод региональных элит СССР) в 1991 году серьезной ошибкой, приведшей к катастрофическим результатам. Цель - это реанимация СНГ (под каким то другим брендом, этот себя дискредитировал) и создание содружества государств по типу ЕС. В это же содружество государств - следует принять все сепаратистские территории как отдельные государства (Южная Осетия, Абхазия, Нагорный Карабах, Приднестровье), начав процесс развязывания тех узлов, которые не дают нормально жить людям. Конечная цель - это реанимация того договора, подписание которого сорвал в Беловежской пуще Кравчук. Мало кто знает, что документ подписанный в Беловежской пуще, точнее подготовленный к подписанию - вовсе не вел к распаду СССР, по первоначальному плану сохранялись единая армия, валюта, центробанк, иностранные дела. Для Украины - стоило бы вспомнить профессора Грушевского и его планы, согласно которым Украина и Россия должны были состоять в своего рода конфедерации, при единой армии и единых иностранных делах.
После чего - следует начинать совместную работу по восстановлению утерянных при распаде СССР кооперационных связей, сокращению бюрократического аппарата (в частности, не нужны будут лишние органы иностранных дел, представительства в международных организациях, лишние командный состав в армии) и налаживанию экономических связей как с ЕС так и с Китаем, созданию зон свободной торговли и привлечению инвестиций.
Иначе - то, что будет, описано выше. Если кому-то это надо... вперед.