Шансов на появление на Украине сильной и дееспособной власти по-прежнему менее 50%
"При демократии одна партия тратит все свои силы, чтобы доказать, что другая партия неспособна управлять страной. И обычно и той, и другой партии это удается" - великий американский журналист первой половины ХХ века Генри Луис Менкен сказал эти слова про политические нравы в своей стране и в свою эпоху. Но к Украине первой половины ХХI века такая характеристика подходит гораздо больше.
В это воскресенье на Украине проходят президентские выборы. В почти любой другой европейской стране это бы означало: в понедельник выигравший кандидат примет поздравления от проигравших кандидатов. И все начнут работать в рамках нового политического расклада. На Украине все иначе. Крики " Нас обманули! Выборы украли! Мы не признаем результатов!" - это в Киеве для главных проигравших кандидатов практически обязательная часть программы. Шансов на то, что в результате президентских выборов на Украине появится дееспособная властная вертикаль, к сожалению, менее 50 %.
Когда за несколько дней до украинских выборов Владимир Путин заявил о готовности РФ работать с любым их победителем, я не был особо удивлен. Фаворит киевской президентской гонки, " шоколадный король" Петр Порошенко - не тот человек, с которым Москве будет легко или приятно иметь дело.
Петр Порошенко - политик, который еще в 2009 году призывал к вступлению Украины в состав НАТО. Петр Порошенко - фигура, обладающая достаточно двусмысленным набором лидерских качеств. Вот, например, как будущий президент Украины был охарактеризован в материале авторитетного немецкого журнала " Шпигель": " Он не бесхарактерная тряпка" - сказал его хороший знакомый. Другие люди описывают человека, который хочет спасти Украину, как обладателя взрывного темперамента, истеричного, мстительного, а иногда странного и психованного".
Другими словами, Порошенко для России - точно не подарок. Но в исключительно сложных ситуациях типа той, в которой мы все сейчас оказались, хоть что-то - это все равно лучше, чем ничего. Москва остро нуждается пусть в неудобном, но полноценном партнере в Киеве. России нужен в украинской столице человек, с которым можно спорить, не соглашаться, даже ругаться, но, в конечном итоге, договариваться. Нам нужен во главе Украины такой лидер, который пользуется хоть каким-то авторитетом и способен добиваться выполнения своих обещаний.
После свержения Виктора Януковича такого человека в Киеве не было. Две фигуры, которые на данный момент обладают титулами и.о. президента и премьер-министра - это некое подобие китайских болванчиков или роботов-автоматов. Эти люди - Турчинов и Яценюк - никем не избраны. И в силу этого не могут в полной мере ощутить всю полноту своей ответственность за Украину в этот критический момент своей истории. Зато они остро ощущают всю непрочность и временность своего положения и глубину своей зависимости от вооруженных людей, которые дали им власть и могут в любой в момент взять ее обратно.
На таком фоне появление во властном Киеве человека, который обладает чем-то похожим на мандат народного доверия - это однозначно отрадный факт. Но вот появится ли такой человек по итогам воскресных выборов? Это далеко не очевидно.
У украинских политиков есть сомнительный талант. Они способны так запутать даже самую простую ситуацию, что распутать ее решительно невозможно. Как я уже сказал, высоки шансы на то, что проигравшие кандидаты не признают итогов выборов. Например, пламенная Юлия Тимошенко еще задолго до открытия избирательных участков заявила о своем категорическом отказе смириться со своим поражением. Выигравшему кандидату придется тратить свою энергию и политический капитал либо на усмирение недовольных проигравших, либо на нахождение с ними политического компромисса.
И это только первый пункт. Пункт второй - вопрос о полномочиях всенародно избранного президента. По Конституции 2004 года, которая вроде бы восстановлена, президент - это некое подобие английской королевы. По Конституции 2010 года, которая вроде бы отменена, президент - полновластный хозяин властной вертикали.
Почему я упорно употребляю словосочетание " вроде бы"? Потому, что решение парламента о рокировке Конституций было проведено с грубыми юридическими нарушениями. Поэтому вопрос полномочиях президента, с формальной точки зрения, повисает в воздухе. С неформальной точки зрения, все обстоит еще хуже. Донецк и Луганск бунтуют и отказываются признавать свою общность с " новой Украиной". "Лояльные" Киеву регионы полны вооруженных людей, которые считают властью только самих себя.
В этих условиях победителю президентских выборов будет весьма сложно управлять страной и вдвойне сложно договариваться с Россией и собственными гражданами с Юго-востока. Официальный Киев стал заложником своей собственной истеричной риторики. Национальные интересы Украины требуют компромисса, сотрудничества и договоренностей. Но как новый лидер страны может договариваться о сотрудничестве с силами, которые политики и СМИ в Киеве называют не иначе как " террористами"? " Патриотичные" толпы и политические конкуренты мгновенно обвинят руководителя государства в "национал-предательстве".
Неужели в хаотичном киевском политическом пейзаже нет силы, которая способна играть роль стабилизатора, арбитра и успокоителя? Есть такая сила. Это США и ЕС в лице своих эмиссаров. Уровень влияния западников в украинской столице сегодня запределен. Горе тому политику, который рискнет ослушаться их " советов". Но вот чьим интересам будут отвечать западные " советы" - интересам тех, кто их дает или интересам Украины? Простая логика подсказывает первый вариант.
В силу всех этих причин ожидать, что утром после выборов на Украине наступит новая счастливая, добрая и мирная жизнь, не приходится. Но украинские президентские выборы - все равно шаг в правильном направлении. Если легкого и приятного пути из ямы нет, это еще не значит, что не надо пытаться из этой ямы выбраться.
По данным экзит-поллов Порошенко получил около 55 % голосов, согласно последним данным Центризбиркома - 50,4 %. То есть победа, пусть шаткая - но есть. Вопрос в том, что делать далее.
В каком состоянии досталась Порошенко Украина? В бюджете не просто дыра - там нет ничего кроме дыры. На Востоке страны - война, отнимающая последние деньги и взаимно озлобляющая две части некогда единой страны. Еще дальше - Россия, с которой отношения испорчены почти безнадежно. Запад уже показал, что готов помогать советами, но не деньгами. А денег надо много - даже очень много. Запад их выделять не готов. Вдобавок - с ослаблением центральной власти резко усилились региональные бароны и главный из них Коломойский, сосредоточивший в своих руках и политическую и экономическую власть в регионе. И время, время, время. Оно стремительно уходит.
Наблюдая за Западом и его поведением в подобных конфликтах - я выделил одну закономерность: есть начальный период, я бы его назвал "время очарования". То есть, это самое первое время после революции или переворота, выгодного Западу, когда никакая критика не допускается вообще и все хором радуются, что еще одна страна вырвалась из лап кровавой диктатуры. Потом - начинает наставать медленное прозрение. Победители начинают "творить историю", точнее - влипать в нее, инцидент идет за инцидентом и это постепенно начинают замечать. Сначала маргиналы, потом все более и более известные люди начинают говорить, что не все там чисто. Потом - начинаются командировки журналистов - они привозят информацию, которая еще больше расхолаживает первоначальный восторг. Потом - прозрение наступает окончательно, начинаются попытки политического урегулирования конфликта - а те кто восторгался, не испытывают ничего кроме досады и сожаления. Стыда кстати они не испытывают.
Так вот, для Украины время очарования почти закончилось. Появление главы государства, имеющего хоть какой-то мандат народного доверия - способно на некоторое время вызвать вторичную волну но, она будет намного слабее. Потому что выборы - это не так романтично, как революция.
Теперь - давайте, попробуем сделать хоть какой-то прогноз на будущее, разложенный по участникам противостояния.
Украина.
Море проблем. Первая проблема - обострившийся до предела общественный конфликт между двумя частями украинского общества. У Порошенко два выбора. Первый - лавировать как Янукович, но в этом случае почти неизбежен новый Майдан. Второй - открыто стать на сторону одной из частей общества - вызвав почти неизбежную гражданскую войну.
Если проследить историю этого конфликта - он тянется не со времени обретения Украиной независимости в 1991 году - а много раньше. Но давайте ограничимся 1991 годом: в этот год Украина получила государственность. При этом, половину населения обманули, пообещав соблюдать их права - но соблюдать не стали. Половине населения - независимость нужна была всерьез, с отстройкой от России и путем в Европу, а половине - не всерьез, то есть они думали и дальше быть "как бы с Россией" с прозрачными границами, просто жить получше, не перечисляя налоги в центр. В 2004 году случился первый конкретный акт гражданского противостояния, когда пассионарная западная часть страны силой потребовала переиграть выборы. В 2010 году выиграл выборы, опять за счет голосов Востока - то есть состоялась фактическая контрреволюция. В 2013-2014 году западенцы, загнанные в угол, устроили новый Майдан - теперь уже обернувшийся кровью и гражданской войной. Если в период 2004-2010 год на Западе было популярно т.н. "культуртреггерство", то есть попытки "переделать Восток" за счет пропаганды и культурной экспансии - то теперь культура забыта, звучат самые разные предложения, от "выгнать" до "устроить геноцид". Учитывая то, что на руках автоматы - это не просто слова.
И сейчас эта проблема - без третьей, причем вооруженной силы - нерешаема в принципе. Для политического урегулирования - надо создавать коалиционное правительство с равным участием представителей востока и запада, надо изымать и у тех и у других оружие, надо решать вопрос либо с общей амнистией, либо с привлечением к уголовной ответственности за события на Майдане, в Мариуполе, в Одессе, в Донецке. Должна быть создана система сдержек и противовесов, причем у Востока должно быть реальное право голоса. Желательно так же провести дебандеризацию для исключения нового Майдана. Но этого ни в коем случае не допустят бандеровцы, их настроения отлично выразил Ярош - в своем доме все свое - и власть, и воля и правда. Как я уже говорил - правда на 90 % не бывает. А это значит - заставить бандеровцев подчиниться можно только силой. И силу эту - может предоставить только Россия.
Вторая проблема - экономическая анемия, о которой говорено - переговорено, третья - крайняя слабость всех силовых структур государства при одновременной приватизации функции насилия олигархами и попадание оружия на руки вообще никем не контролируемым структурам, в том числе и уголовным элементам. Кто такой Коломойский, например. По сути - это феодал, самый настоящий. Он объединил в своих руках и политическую власть в своем регионе и экономическую - как самый богатый человек. У него есть собственные вооруженные формирования, нанятые им за деньги и подчиняющиеся только ему - что он не скрывает. Он замешан в кровавых расправах, таких как в Одессе - и думаю, интересные результаты даст расследование действий Коломойского в самом Днепропетровске. Наконец, он мало зависит от центра, почти открыто угрожает федеральным политикам, таким как Тимошенко, дает понять, что имеет рычаги влияния и на Порошенко. Причем случай Коломойского - не единичный, в Одессе назначен его протеже, политическую власть получил еще один олигарх, Тарута, правда, не так успешно.
Ну, чего, украинцы? До феодализма скатились? Дальше какой там у нас строй идет? Рабовладельческий? Правильно, есть куда деградировать еще.
Четвертая проблема - сохранение Майдана в Киеве, крайне напряженная политическая обстановка на фоне стремительно ухудшающейся экономической. Рада - фактически потеряла функцию парламента: в парламенте оппонента, что бы он не говорил - на пинках из зала заседаний не выносят. Победив на выборах - Порошенко стал врагом всем, и главные его враги - Тимошенко и Ляшко. Первая - как рвалась так и будет рваться к власти любой ценой, она уже доказала, что для нее цель оправдывает любые средства. Второй... предполагаемое третье место Олега Ляшко на президентских выборах еще раз показывает, насколько больно украинское общество. Не знаю, есть ли еще прецеденты, где третье место на выборах главы государства занимал ГОМОСЕКСУАЛЬНЫЙ ПЕДОФИЛ, ранее занимавшийся гомосексуальной проституцией. Это даже не Кончита, это круче. Такого звиздеца - по моему еще нигде не было.
Пятая проблема - деградация политической системы Украины в целом. За двадцать лет - два прецедента революций, изменения итогов выборов путем массовых протестов с применением насилия. Конституция, в которую много раз вносились изменения. Непонятное соотношение полномочий и ответственности между ветвями власти - непонятно даже, как правильно - попробовали все что можно, и ничего не сработало. Какой должна быть Украина? Парламентской? Президентской? Президентско-парламентской? Унитарной? Федеративной? Конфедеративной? Каким должно быть соотношение полномочий центра и регионов? Насколько надо выравнивать финансовое положение регионов, тем более что жители этих регионов открыто ненавидят друг друга? Сколько должно быть языков?
Проблема еще и в том, что в Раде уже много лет практикуются запрещенные в любом цивилизованном мире методы борьбы. Вспомните первый день заседаний новой Рады - болгаркой разрезали решетку, прорвались в Раду, вышибали двери, прыгали на стол, дрались, кого-то вытолкали взашей. На следующий день - произошла повторная драка. Прямо в зале дерутся, бросают предметы, поджигают какие-то дымовухи. Постоянно заблокирована трибуна. И как выходить из этого тупика? Делить зал стенами для разных фракций чтобы депутаты не дрались, а перед трибуной ставить решетку с дверьми и пропускать по одному? Вообще на Западе понимают, что при любых честных выборах - в парламент пройдут люди с ДИАМЕТРАЛЬНО ПРОТИВОПОЛОЖНЫМИ взглядами на мир и на Украину и если законотворческий процесс снова будет блокироваться вместе с трибуной - то из политического тупика выход останется только один - на Майдан, третий по счету?
Проблем море, проблемы фундаментальные. На этом фоне Порошенко как глава государства - не вызывает ни малейшего доверия. Уже первые его заявления - об унитарности, о продолжении АТО - говорят, что о разрешении украинского кризиса говорить не приходится.
Россия:
Позиция России будет во многом зависеть от позиции Украины (в лице новоизбранного президента) и степени ее радикальности. При радикальной позиции - Россия будет закрывать глаза на лагеря вооруженных беженцев у границы, на поставки оружия, на выход добровольцев в район конфликта. Надо понимать, что Россия до сих пор не пошла главным козырем, то есть прямым военным вмешательством - но для долговременной дестабилизации обстановки на Украине этого и не надо. Достаточно подбрасывать дровишек в костер - а гореть он будет сам. Поводы для этого есть, знаете ли.
У России на будущее есть своя повестка дня и она ее будет решать. Первая проблема - отстройка жизнеобеспечения Крыма без Украины то есть, строительство моста через Керченский пролив, организация надежного водоснабжения. Вторая проблема - полное перевооружение Черноморского флота. Третье - унификация всех систем Крыма с российскими - суды, паспорта, регистрация недвижимости и транспорта, банковская система, налоговая, образование. Четвертая проблема - окончательное завершение программы импортозамещения, главная проблема в которой - вертолетные двигатели (российские вертолеты - востребованный экспортный товар). Понятно, что реализация такой импортозамещающей программы - нанесет еще один удар по украинской экономике. Пятая проблема - организация какого-то международного признания Крыма и привлечения инвесторов на его территорию. Шестая проблема - организация каких-то международных переговоров и столбление новой геополитической ситуации, выработка каких-то новых механизмов общения с Западом. Седьмая проблема - азиатский поворот, то есть налаживание реального сотрудничества с Китаем, уже не в области торговли - а в области технического и военного сотрудничества. Восьмая проблема - реиндустриализация и снижение зависимости от экспорта. Девятая проблема - организация каналов поставок энергоносителей в обход Украины. Десятая проблема - комплекс мер, связанны с реагированием на фактически враждебную позицию Украины. Это и оборудование границы, и военное планирование и возможно, антитеррористические мероприятия, направленные против бандеровцев и возможной смычки бандеровцев с кавказскими боевиками.
Как видите, программа обширная и Украина в ней затрагивается лишь косвенно. Задача России сейчас - выживание в новых реалиях и отстройка от Украины.
Мировое сообщество
Мировое сообщество будет пытаться как то помочь Украине, возможно даже деньгами. Но небольшими, не такими, какие в действительности нужны. Одновременно, мировое сообщество будет давить на Россию, точнее - пытаться давить, не понимая одной простой вещи: чтобы лишить человека чего-то ценного, надо чтобы это ценное у него было. Лишить права посещать "цивилизованные страны" генерала Шаманова... ну не бред ли. Если бы Россия была в НАТО - может, это и возымело бы действие. Не передать России заказанный ею Мистраль - ну... как говорится, спасибо за науку. Еще одно подтверждение того, что все вооружение для своей армии должно производиться на месте. Кстати, недавно видел рекламный буклет, в котором рекламировалась произведенная в России... авианосная катапульта. Заставляет задуматься, верно? Я не исключаю, что среди секретной части подписанных в Китае документов есть и документация о совместном строительстве авианосцев. Я полагаю, для снижения себестоимости нужно вообще заложить крупную серию авианосцев, с перспективой закупки - Россией не менее 4-х единиц, Китаем не менее 4-х единиц, в перспективе - строительстве авианосцев для Индии, Бразилии, возможно Индонезии, дополнительные закупки Россией и Китаем.
Проблем у мирового сообщества две. Первая - у мирового сообщества нет не только реального плана урегулирования кризиса на Украине - но и работающего плана действий в таких кризисах вообще. У России такие планы есть, и работающие - остановлена гражданская война в Таджикистане, прекращены конфликты в Карабахе, Приднестровье, Осетии. Чечне. Но даже понимая, что ничего хорошего сделать не получится - мировое сообщество не отступает. Потому что в их понимании передать права урегулировать конфликт на Украине Путину - это сдать Украину Путину и расписаться в полном своем бессилии. Второе - по факту так и есть.
Вторая проблема - мировое сообщество пытается исключить Россию из миропорядка, предварительно не включив его туда. Россия - несмотря на честные попытки построить демократию - так и не была включена ни в ЕС, ни в НАТО и более того - по факту воспринималась как проигравшая сторона и как враг. Сейчас - на Россию пытаются воздействовать смешными санкциями, но они потому и смешны, что "несмешных" нет. Я уже говорил, что ни Россия, ни ее элиты, ни большая часть ее общества - так и не была включена в западный мир на равных правах, в лучшем случае нас рассматривали как дикарей с деньгами. Теперь - Запад попался в собственную ловушку: нельзя лишить человека того, чего у него никогда не было. Бессмысленно говорить с человеком о ценностях, которые тот никогда не разделял. Запад - по факту сам толкнул Россию в сторону Азии, строить альтернативу западному миру. Альтернативу примерно на полтора миллиарда человек (если примкнет Индия, где победили националисты - то миллиарда на три), с совместными вооруженными силами, способными обеспечивать как обычный так и ядерный паритет и совместной экономикой, так же в общем паритет обеспечивающий. И с природными ресурсами, которых намного больше, чем у Запада.
Мои поздравления, как говорится.
Есть еще один тупик, из которого надо выходить и Украине и России - всем. По факту - давайте будем честными - на Украине и в России видят друг в друге врага. Причем видят врага не политики, а общество, наиболее активная его часть. На Украине это выражено отчетливо, экстремистки, в России - прямой вражды нет, но украинцы в глазах русских упали чрезвычайно низко, доверия они не заслуживают, а вот подтроллить их - можно. Одновременно с этим - экономика Украины без России выжить не может. До сих пор- сохраняются связи, в том числе семейные. Существует масса экономических связей.
И на этом фоне - есть обида и отторжение.
Западу надо понять, что ключ от решения проблемы Украины в руках России, что для решения кризиса России надо не просто воздерживаться от вмешательства, а оказывать помощь - и под угрозой санкций такие вещи не делаются. Украинцам надо понять, что на Западе не решают проблему Украины, на Западе решают проблему сдерживания России, Украина и ее будущее самостоятельной ценностью не являются. России надо понять, что украинцы жестоко обижены ей, что отняв Крым, мы потеряли доверие Украины и его надо завоевывать как-то обратно. Но главное на мой взгляд - должны понять украинцы. Первое что они должны понять: радикалы дали им возможность победить на Майдане, но это антирусские радикалы, неонацисты, экстремисты - и их действия привели к потере Крыма и гражданской войне в стране. Их меньшинство - но они громче всех, и если от них не отмежеваться - отвечать за их действия придется всем. Когда кричат Москаляку на гиляку - ты или выходишь из строя, или идешь и вместе огребаешь, даже если не согласен. Надо понять, что для русских (и многих украинцев) слово "бандеровец" означает "враг". И надо понять, что Россия - никуда не денется, она останется соседом, вся Украина на другой конец света переехать не сможет. Значит, надо решать хоть как. Любым путем.