Сценарий новеллы для п/м фильма "Я люблю тебя, Петербург"
Санкт-Петербург. Лето. Наши дни.
Из метро "Площадь Александра Невского - II" выходит пара - он
и она. Они одеты как туристы, с рюкзаками за плечами. Ей лет 20 с небольшим. Её зовут Оля. Ему 25-27 лет. Его зовут Игорь. Они идут к Некрополю мастеров искусств. Вернее она тащит его.
И г о р ь
Ну, блин, Оля, что за болезнь у тебя по кладбищам шляться!
О л ь г а
Когда мы собирались в Питер, я предлагала тебе вместе спланировать наше путешествие.
Ты же отказался...
И г о р ь
Я был занят, сдавали проект, шеф наезжал, и вообще...
Что в Питере, кроме кладбищ ничего нет?
Вот Эрмитаж...
О л ь г а
А я сдавала сессию...
Вчера мы были в Эрмитаже, дорогой, это музей, а музеи, как известно, кладбища культуры...
И г о р ь
Бли-и-и-ин...
Ольга и Игорь идут по Некрополю.
И г о р ь
Ну что это за чел, этот Новиков!
Что ещё за скамья!
О л ь г а
Это мемориальная скамья Тимура Новикова.
Он на ней сидел!
Я же тебе рассказывала...
И г о р ь
Сидел!
Лежал!
Под ней лежал...
Под скамьёй он не лежал?
Хрень какая...
О л ь г а
Гарик, что ты несёшь!
Тимур Новиков придумал всю-всю-всю современную русскую культуру: группу "Кино", рейв под луноходом, неоакадемизм!
И г о р ь
Нео - это герой "Матрицы".
О л я
И за что я только тебя люблю?
Ольга и Игорь подходят к мемориальной скамье Новикова.
О л ь г а
Сядем.
И г о р ь
Сядем.
Я как раз устал.
Ольга и Игорь садятся. Ольга садится с ожиданием, что сейчас случится что-то необыкновенное; Игорь - снимает с плеча рюкзак и начинает в нём рыться. Ольга толкает его локтём. Игорь не обращает внимания. Ольга толкает его сильнее. Игорь толкается в ответ. Вдруг раздаётся голос, который заставляет Игоря оторваться от содержимого рюкзака и поднять глаза на того, от кого он исходит. Это величественный бородатый старик с тростью, в сюртуке и цилиндре. У старика такой орлиный нос, того гляди клюнет. Старик смотрит через лорнет на Игоря. Выражение лица Игоря становится совиным.
С т а р и к
Вот я смотрю на вас, молодой человек, и что-то никак не разгляжу!
Игорь начинает ёжиться. Он смотрит на старика и понимает, что он слепой! Тем временем Ольга вскакивает с места.
О л ь г а
Здравствуйте, Тимур Петрович!
Садитесь, пожалуйста!
Т и м у р П е т р о в и ч (садясь, и несколько игриво толкая бедром Игоря)
Спасибо, милая.
Игорь опасливо отодвигается, прижимая к груди рюкзак, на самый край скамьи. Ольга усаживается на скамью между ним и стариком.
О л ь г а
Знаете, Тимур Петрович, мне так нравятся ваши пейзажи.
Вот, иногда в пейзаж бывает трудно войти!
А из ваших трудно выйти.
Эта линия горизонта, она держит внимание как магнит!
Там ощущение такое, что за ними мир кончается...
Т и м у р П е т р о в и ч
Так и есть, дорогуша.
Петербург, конечно же город "на краю", он открыт морю, воде, как Антиной, устремлён в самосозерцание, любование своим отражением! Того и гляди упадёт в Неву и захлебнётся.
Но это не страшно!
И г о р ь
Как же нестрашно! Утонуть - это ведь всё равно как умереть!
Т и м у р П е т р о в и ч
Умирать не страшно.
Я же вот умер и ничего.
Сижу тут с вами разговариваю.
У Игоря вытягивается лицо. Ольга восхищённо смотрит на Тимура Петровича.
Т и м у р П е т р о в и ч
Да, разговариваю...
Кстати, я бы ещё и выпил с вами.
Вы портвейн принесли?
О л ь г а (радостно)
Да, Тимур Петрович!
Она стаскивает с плеча свой рюкзак, расстегивает его, достаёт бутылку портвейна, пластиковые стаканчики. Тимур Петрович берёт у неё бутылку и зубами снимает пробку.
Т и м у р П е т р о в и ч (Игорю)
Не поможете, юноша?
И г о р ь
Что?
О л ь г а
Разливай, Игорь.
И г о р ь
Что?
О л ь г а (забирает у Тимура Петровича из рук бутылку и протягивает Игорю)
Разливай!
И г о р ь (принимая бутылку)
Ага!
Ольга раздаёт всем стаканчики. Игорь разливает. Тимур Петрович говорит тост.
Т и м у р П е т р о в и ч
Выпьем за искусство!
Потому, что на искусство можно тратить деньги, здоровье, жизнь!
Все чокаются, пьют.
Т и м у р П е т р о в и ч (Игорю)
Теперь ваш тост, юноша...
Игорь затрудняется, тогда его выручает Ольга.
О л ь г а
Выпьем за Петербург, за этого Антиноя, который никогда, любуясь своим отражением, не свалится в воду и не утонет!
Т и м у р П е т р о в и ч
Выпьем!
Все чокаются, пьют.
Т и м у р П е т р о в и ч
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит,
О л ь г а (подхватывает, они читают вместе с Тимуром Петровичем)
Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла...
И г о р ь не знает на память этих стихов, но поддаётся их обаянию, и вдохновению, с которым их читают Ольга и Тимур Петрович, и начинает повторять за ними...
И, не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса2.
Возникают виды Санкт-Петербурга: набережные Невы, Адмиралтейство, Сфинксы и т.д. За кадром Ольга, Тимур Петрович и Игорь продолжают читать
Люблю зимы твоей жестокой Недвижный воздух и мороз, Бег санок вдоль Невы широкой, Девичьи лица ярче роз, И блеск, и шум, и говор балов, А в час пирушки холостой Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой. Люблю воинственную живость Потешных Марсовых полей, Пехотных ратей и коней Однообразную красивость, В их стройно зыблемом строю Лоскутья сих знамен победных, Сиянье шапок этих медных, На сквозь простреленных в бою. Люблю, военная столица, Твоей твердыни дым и гром, Когда полнощная царица Дарует сына в царской дом, Или победу над врагом Россия снова торжествует, Или, взломав свой синий лед, Нева к морям его несет И, чуя вешни дни, ликует.
Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо как Россия!
Конец
14 июля 2009 г.
Ольга цитирует Иосифа Бродского в диалоге с Тимуром Новиковым, который произошёл 17 сентября 1993 г. на выставке последнего в г. Амстердам. Диалог взят из книги "Тимур "Врать только правду", СПб., 2007
Тимур Петрович цитирует самого себя в диалоге с Иосифом Бродским, который произошёл 17 сентября 1993 г. на выставке последнего в г. Амстердам. Диалог взят из книги "Тимур "Врать только правду", СПб., 2007, с.451
Антиной (110-130 гг.) - греческий юноша, отличавшийся необыкновенной красотой, любовник римского императора Адриана. Однажды Антиной плыл на корабле и любовался на своё отражение воде, у него закружилась голова, и он упал за борт, захлебнулся и утонул. После смерти был обожествлён. Адриан построил в память о нём на Ниле город Антинуполь. История Антиноя может быть парафразой мифа о Нарциссе. Нарцисс - сын Эндимиона - царя Элиды и Селены - богини Луны. По другим данным его родителями были речной бог Кефис и нимфа Лавриона (Лириопа). Нарцисс отличался необыкновенной красотой, которую от него долго скрывали потому, что Тиресий - слепой пророк из Фив предсказал, что он умрёт, если увидит себя. Во время охоты он увидел в реке своё отражение, влюбился в самого себя, не смог с ним расстаться и умер от голода. Когда пришли за его телом, его не было, но на том месте, где оно должно было быть, вырос цветок нарцисс.
Тимур Петрович читает отрывок из Вступления к поэме А.С.Пушкина "Медный всадник"