Как и в любых дагестанских селах, у жителей села Хнов есть свои обычаи и обряды.
Большинство из них схожи с обычаи, обрядами жителей других дагестанских сел. Но есть обычай сохранившийся до наших дней, о котором я не слышал от жителей других сел.
По крайней мере, этому обычаю следовали в нашем селе вплоть до прошлого года. В прошлом году от него отказались. Хотя и до этого были годы, когда хновцы не соблюдали этот обычай, но потом обязательно возвращались к нему.
Речь идет об обычае резать быка на свадьбе. Эко невидаль, скажут многие, у всех на свадьбе режут быка. Согласен. Но не так, как у хновцем. У нас это народная забава.
Лучше по порядку.
Раньше до прошлого года свадьба игралась два дня. В первый день и резали быка. Вообще быков обычно резали двух. Одного маленького в предыдущий свадьбе день для приезжих гостей и родственников помогающих подготовке торжества.
А второго специально откормленного в первый день свадьбы на годекане, под музыку. И дело не в том, что режется бык под музыку, а в том, что превращено это в шоу, в такое праздничное представление борьбы добра со злом.
Обычай этот идет из глубины веков. Свадебному быку отводится не завидная роль. Ему приходится выступать в роли злого чудовища, потому он по замыслу древних сценаристов обречен, ведь громные пустые котлы, начищенные по случаю торжества, ждут мяса.
Так и повелось, раз есть злое чудовище, то должен и быть и герой, который это чудовище и победит. Это почетная роль по замыслу тех же сценаристов, однозначно они были хновцами, отведена хновцам. Вернее раньше отводилась самому сильному сельчанину. Ибо быка требовалось завалить на годекане при всем честном народе. А завалить двух-трех-четырех и более годичного быка одному, как вы знаете, не просто. Это требует силы и определенного мастерства.
Сельские смельчаки под особую быструю музыку, которая так и называется: музыка под которую режут быка, по очереди выходили пробовать силы.
Убыстренный темп большого барабана, в который бьют одной палкой и маленького с двумя палками, в сопровождении пронзительной мелодии из двух зурн будоражит и подстегивает. Практика сваливания свадебного быка в селе выработана веками. Обычно одной рукой хватаются ноздри "чудовища", а другой рукой берется один рог и шею сворачивают. Если удается свернуть бычью шею, животное валится. Тут наваливаются все, его вяжут.
Резать быка обычно поручают одному из уважаемых родственников. Он режет его под приветственные крики и с окровавленным кинжалом пускается в пляс. Его поддерживают друзья и родственники. После пары кругов кинжал у него забирают, во избежание несчастных случаев.
Тут начинается заключительная часть этого представления - встреча "героя" на родине. На сцену, в годекан выходят девушки в праздничных нарядах и набрасывают на шею "герою" большие бело-синие платки из тончайшего шелка или отрезы ткани.
Занавес. Представление окончено, свадьба продолжается.
Быка разделывают там же. Платки и отрезы ткани достаются тому, кто резал быка. Тому, кто свалил быка достается почет и слава, тем более, если бык сильный. Бывало, что "герои" летали, как подушки подкинутые мощной шеей. Если одному не удается свалить, сценаристы древности разрешили наваливаться оптом.
Чтоб было интересней иногда пацаны мажут особо сонливому быку под хвостом жгучим перцем. Часто никакого перца не требуется. Были случаи, когда быка не могли повалить без применения веревок.
Сейчас свадьбы стали играть в один день и сценарий представления борьбы добра со злом стал не нужен.