Агдамов Александр Львович : другие произведения.

Чуйский тракт 2002

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Автопробег Новосибирск - Ташанта - Новосибирск

  Часть первая. В начале пути.
  
  
  Решение ехать было принято 8 мая, в самый канун праздника Дня победы. Выходило четыре дня, что немало для автомобильных поездок. Рассмотрев несколько вариантов, решили направиться в Горный Алтай. Особых планов не строилось, поскольку погода предсказывалась плохая - дождь и даже снег. Кроме этого, до последнего момента не было ясности с составом группы. Наконец, смущали слухи о небывалом нашествии клещей: "Рамблер" на первой странице вывесил сообщение - "Эпидемия клещевого энцефалита на Алтае!". Поэтому программа-минимум - доехать до ближайшей турбазы в районе оз. Ая, а там видно будет. При благоприятных условиях хорошо бы прокатиться по Чуйскому тракту, хотя бы до реки Чуи. Я, например, всю жизнь собирался совершить подобную поездку, но дальше разглядывания карт дело не продвигалось. До сего момента Чуйский тракт для меня заканчивался возле моста через Катунь в районе пос. Усть-Сема.
   Контуры группы участников автопробега наметились лишь к исходу дня 8 мая. Всего набралось 10 человек. Едем на трех машинах - моя "десятка", Женина "пятнашка" и Денисова "Тойота-Камри". Местом сбора намечена площадка в районе моста через Бердский залив. Старт планируется отсюда в 9.00.
   С утра возникает производственная проблема, которая грозит сорвать все планы. В то время как мы - я, моя жена, Лена М. и ее подруга - уже на пути к месту сбора, вдруг по мобильнику звонит Денис и сообщает, что "упал сервер", и что он срочно едет на "узел" выяснять в чем дело. Туда же едут Женя и с ним наши инженеры Саша Ш. и Андрей Д.
  Слава Богу, все обошлось. На ликвидацию повреждения ушло около часа. Когда же стало ясно, что все ОК, участники автопробега стартовали из разных мест, договорившись встретиться около с. Тальменка Алтайского края.
  Мы едем первыми. За окном проносится сибирская лесостепь с березовыми колками и пашнями. В кабине запах дыма - всюду горит прошлогодняя трава. Попетляв по искитимским увалам, дорога выходит на равнинный участок. С каждым километром падает интенсивность движения. Незаметно въезжаем в Алтайский край. По прямой, как стрела, и почти свободной от транспорта дороге быстро и без приключений добираемся до Тальменки.
  Перед Тальменкой большая шашлычная площадка. Здесь расположено с десяток прилавков с шашлыками и сопутствующими снедями. Помимо этого есть кафе-бар, магазин и даже - достижение цивилизации - платный туалет.
  Мы не успели еще выйти из машины, как раздались сравнимые с противовоздушными сиренами зазывные крики торговок. Вздрогнув, мы заметались. Я направился к парню, который молча, но деловито орудовал над мангалом. Шашлык у него оказался вкусным и нестандартным - тонкие пластики свинины. Торговки успокоились и вскоре обыденно заматерились. Минут через тридцать подрулили остальные участники автопробега. Эффект повторился. Снова пронзительно заголосили торговки. Направившиеся было в их сторону ребята, как по команде, резко меняют курс. Похоже молчаливому парню опять повезло.
  Дальнейшее передвижение идет согласно утвержденному плану. Погода с точки зрения вождения идеальная: облачно, местами осадки. Транспорта по случаю праздника мало. Активность ГибДД почти нулевая - сотрудники только на постах и то не на всех. В середине дня кавалькада успешно миновала обманчивый сверток на Барнаул.
  
  (!) Проезжая мимо Барнаула (245 км), не пролетите сверток на Бийск (сам пролетал). Начнется хорошая автострада, внимательно смотрите на указатели. Иначе долго будете ехать по первоклассной дороге и, как окажется, в Барнаул.
  
  Мелькают алтайские города и села. Ближе к вечеру проезжаем Бийск, который запоминается ТВ антенной, напоминающей гигантскую корабельную мачту.
  В Сростках (родина Шукшина) подкрепляемся. Здесь у дороги расположен базарчик, где можно купить чего-нибудь из местного производства, например, медовуху. Рядом с торговками детские коляски. Но вместо детей в них "мирно посапывают" беляши и пирожки. Причем здесь какие-то свои маркетинговые нюансы. Я вышел первый и мне посчастливилось купить беляш. Затем по торговому ряду раздалась команда - "Закрыть беляши!". После этого никто из наших беляшей не видел.
   Последний перегон, и вот они первые горы - ворота в страну под названием Горный Алтай. Поигрывая мускулами в лучах вечернего солнца, нас встречает богатырь Бабырган высотою в 1008 м.
  
  (!) Проезжая по участку от границы Республики Алтай, будьте внимательны - мент не дремлет! На трассе привыкаешь к скорости и по инерции летишь дальше. Тут же всю дорогу населенные пункты с белыми табличками - т.е. ограничение в 60 км. Местами скромно стоят "сороковки" - ментам рай. Помните, на первых километрах при въезде в республику люди в форме ГибДД могут стоять за каждым поворотом.
  
  В Майме, что рядом с Горно-Алтайском, заправляемся барнаульским пивом.
  
  (!) В начале села Майма, влево сверток на Горно-Алтайск - столицу Республики Алтай. До него несколько километров. В Майме есть неплохое разливное пиво. Дальше с ним могут быть проблемы. Водка и бутылочное пиво есть везде.
  
  Далее идут деревушки с милыми названиями: Карлушка, Дубровка, Рыбалка.
  
  (!) По дороге свертки на различные турбазы. Почти на каждой турбазе есть свободные места для палаток и домики-бунгало. Возле турбаз бывают огороженные участки, где можно за умеренную плату оставлять машины и ставить палатки.
  
  Сразу за пос. Рыбалка сворачиваем вправо и через подвесной мост перебираемся на левый берег Катуни. Время около 7 часов вечера. Где-то в этих местах надо заночевать.
  
  (!) Через мост за символическую плату (5 р.) можно переехать на другой берег Катуни. Движение одностороннее. Зажигается зеленый свет - и вперед. За мостом неподалеку оз. Ая - красивое и довольно глубокое. Диаметр водоема - метров 300- 400. Озеро теплое, в нем купаются. Летом - рай для отдыхающих. На берегу озера есть трехзвездочный отель (так пишут в путеводителях) "Полиэкс" и платная стоянка.
  Сразу за мостом несколько турбаз с минимальными удобствами, но все быстро строится и благоустраивается. Сюда уже добрались кавказцы - верный признак организованного "туризма". Слева в лесу наибольшая из турбаз - "Новая империя туризма". Справа на песчаном берегу Катуни турбаза попроще - "Лесовичок"( в это время она еще не работает).
  
  По асфальтовой дороге поднимаемся в гору на оз. Ая к отелю "Полиэкс". Рядом с отелем на автостоянке с десяток машин. Но "Полиэкс" не место для настоящих туристов, и мы по щебенке едем на т.н. "Дикий берег" с намерением заночевать. Здесь имеется некое подобие турбазы. Есть ряд законченных построек и несколько домов, находящихся в стадии строительства. Несмотря на то, что сегодня праздник, здесь кипит работа. Занятый электросваркой молодой человек, которого нам представили как начальника, приветливо сообщил нам, что палатки в этом году здесь ставить запрещено. Не особо расстроившись, мы немного потоптались по пустынному пляжу с табличкой "Пляж закрыт" и ретировались с этого негостеприимного места.
  Хлебнув для настроения пивка и поприветствовав еще один новосибирский экипаж, возвращаемся назад к Катуни. Едем по щебенке, идущей вдоль левого берега реки. На втором свертке выезжаем на пустынный песчаный берег, где и решаемся заночевать.
  Костер, ужин, напитки разной крепости и все такое. Быстро темнеет. Облака редеют. Вызвездевает. Денис А. объясняет дилетантам как по "ковшу", т.е. по Большой медведице найти Малую медведицу, а уж там и Полярную звезду. Саша Ш. лазит по деревьям. Ночуем так: 6 человек по двое в машинах и четверо, что помоложе, в палатке.
  
  (!) Чем дальше вглубь, тем лучше люди. В начальной части Горного Алтая желательно избегать ночевок в непосредственной близости от трассы. За ночь можно принять много посетителей, необязательно дружественного вида.
  
  Утром небольшой дождь. Дрова отсырели, но есть бензиновая печка. Не шибко быстро, но полведра воды для чая на ней вскипятили. Скорый завтрак, отъезд и сразу же небольшое приключение. Выехать с этого гостеприимного места оказывается не так-то просто: дождь размочил лесную грунтовку. К тому же для выезда необходимо преодолеть короткий, но довольно-таки крутой подъем. С дымом и с визгом, но все же выбрались. Был бы дождик посильнее, пришлось бы отдыхать тут и дальше.

 []

  Через вышеупомянутый подвесной мост возвращаемся на тракт и вскоре достигаем населенного пункта Усть-Сема. Налево свороток на Чемальский тракт. По нему до Чемала 36 км. Там свои красоты и прелести. Но мы намерены продолжать путь по Чуйскому тракту. Переезжаем через мост на другой берег Катуни. Едем туда, где никто из нас еще не бывал.
  
  
  Часть вторая. К сияющим вершинам.
  
  
  Трасса идет по долине реки Сема. Пейзаж красивый, хотя пасмурная погода не очень располагает к восприятию красот. Впечатлила внушительных размеров скала по левую сторону от дороги. Начинается медленный подъем. Машина - не велосипед, поэтому подъем почти не ощущается. Но по снегу на склонах и голым деревьям можно судить, что климат становится суровее. Постепенно набирая высоту, из мая попадаем в апрель. Березы еще только-только намереваются распустить листья.
  Далее, не встречая ничего особо примечательного, проезжаем деревушки Черга, Барлак, Мыюкта и районный центр Шебалино. К середине дня взбираемся на Семинский перевал. Высота порядка 1800 м. Температура упала до + 4. Перевал окружен пологими горами. Здесь простираются кедровые леса с невысокими, но коренастыми и разлапистыми кедрами. В лесу снег. Направо сверток - там вдали синеют корпуса учебно-тренировочной базы "Динамо". Если верить путеводителю, здесь тренируются лыжники сборной России. Щит на дороге указывает на то, что и простые смертные там могут отдохнуть.

 []

  Под усиливающимся дождем спускаемся с перевала. По дороге бегут мутные ручейки. Спуск достаточно крутой. От перепада высот уши закладывает, как в самолете. Правая нога все время на тормозной педали ( впоследствии Денис, едущий следом и явственно ощущавший аромат дымящихся тормозных колодок, порекомендовал мне по возможности тормозить движком).
  640-ой км (счет идет от Новосибирска). Районный центр Онгудай. Чтобы добраться до магазинов, сворачиваем с трассы и далее через мост попадаем в самый центр. Здесь несколько магазинов, столовая, рынок, асфальт и другие признаки цивилизации. Причем цивилизация находится здесь в полной гармонии с природой: корова на центральной площади Онгудая чувствует себя также естественно, как и на лужайке.

 []

Скромно пообедав в буфете - пельмени, лагман и все это за каких-то 220 руб. на десятерых - возвращаемся на тракт.
  Долина реки Урсул. Ландшафт и пейзажи заметно отличаются от того, что можно наблюдать в районе пос. Усть-Сема. Вид более горный. Горы в основном каменистые с редкой растительностью. В долине Урсула преобладают хвойные деревья. Есть неплохие места для стоянок. В одном таком весьма живописном месте набираем воду. На обратном пути здесь можно переночевать.
  Трасса круто сворачивает вправо от Урсула и начинается подъем на перевал Чике-Таман. Здесь напрашивается памятник строителям дороги. Дорога идет серпантином, смело прорубая скалы. Ленту дороги можно видеть то слева, то справа, то вверху, то внизу. Открывающиеся виды захватывают дух. Хотя сам перевал невысокий - порядка 1400 м, но более впечатляющий по сравнению с Семинским.

 []

  За перевалом природа претерпевает дальнейшие изменения. Ландшафты становятся более горными, а растительность более скудной. Наиболее характерная особенность этого участка - обилие багульника, цветением которого украшены подножия гор. Погода улучшается, появляется солнце.
  Дорога выходит в широкую долину, окруженную высокими горами. Это снова Катунь. Но здесь совершенно другая природа по сравнению с тем, что мы видели утром. Неожиданно открываются величественные ландшафты. Скалы, цирки, осыпи; крутизна и размах. Растительность минимальная. Катунь шумит где-то внизу в высоких берегах.
  Дорога петляет по скалам. Перед м.Яломаном интересный участок. Здесь скалы из сыпучей породы. Перед пос. Иня новый мост через Катунь. С него внизу хорошо виден вполне добротный старый мост, построенный еще в сталинские времена.
  712-й км - место впадения Чуи в Катунь. Здесь хорошая обзорная площадка. Долина Катуни идет на Юг. Там искрятся на солнце цепи снежных вершин Катунского хребта. На Юго-западе из-за темной горы выглядывает внушительная снежная вершина. Увы, это не Белуха - Белуху, к сожалению, отсюда не видно.
  Здесь имеется выезд вниз к устью Чуи, но маловероятно, что там есть место для ночлега. И вообще, на всем протяжении описанного участка вдоль Катуни приемлемых мест для ночевок нет.
  Можно подвести итоги дня. Программа выполнена: мы на Чуе. Теперь цель простая - добраться до первого пригодного местечка и заночевать.
  Едем вдоль Чуи. 714-й км - небольшой населенный пункт. Избушка с надписью "Кафе". 732-й км - поселок Иордо домов на сто. 741-й км - пос. Белый Бом. Есть что-то типа кафе. Имеется что-то типа СТО. Из примечательного запомнился толстый шланг, из которого фонтаном била вода. 749-й км - мост через Чую. По противоположному (левому) берегу реки идет дорога. Там, похоже, много хороших мест для стоянок. На этой же стороне пока только скальные участки и отсутствие каких-либо выездов к реке.

 []

  761-й км неожиданно встречает нас обилием стоящих на обочине машин. Из них подавляющее большинство - с новосибирскими номерами. Кстати, по всему тракту нам постоянно встречались новосибирские машины с номерами на 54RUS. Теперь стало ясно, куда они все направлялись. У реки огромная поляна, вся уставленная разноцветными палатками. На траве байдарки, плоты и катамараны. Это слет туристов-водников под названием "Чуя-Ралли 2002". Ранее приходилось слышать про такое мероприятие; теперь понятно как оно выглядит.
  Впрочем, нам тут делать нечего. Этот праздник не для нас. "По машинам" и вперед. Но стоп... На выезде тормозит милиционер. Внимательно смотрит в мои усталые, но, к счастью, трезвые глаза. Проверяет документы.
  - Оружие, наркотики есть?
  - Нет.
  - Проезжайте. Счастливого пути!
  Проехав крохотный населенный пункт Ерболак, бросаем якорь на 771-км. Здесь широкая пойма и имеется выезд к реке. На поляне возле реки видны палатка и две машины. Но и нам места хватит. Подруливаем к месту, освоенному предыдущими туристами. Есть кострище, несколько толстых бревен для сидения и обилие дров. Пока ставимся, подходят знакомиться соседи - двое мужчин из Бийска, оба Сергеи Николаевичи. Отдыхают здесь уже несколько дней. С ними две дамы, возможно, жены. Сообщают нам, что сегодня они махнули до самой Ташанты ("тошноты", как один из них выразился), от которой до Монголии всего 22-км.
  Вечером, во время ужина, родилась идея самим завтра рвануть до Ташанты. Заманчиво, но мы потеряем целый день. И тогда останется только один день, чтобы добраться до Новосибирска. Ладно, утром определимся.
  Ближе к полуночи пошел довольно сильный дождь со снегом. Стало холодать. Прихватив остатки спиртного, девушки забились в палатку и при свете фонаря рубились в карты. Временами из палатки раздавались возгласы типа: "Мужиков и водки!"

 []

  Утро встречает хорошей погодой. Дилемма - отдохнуть полдня здесь и после обеда спокойно приступить к этапу возвращения, либо ехать дальше. Побеждает второе, о чем мы впоследствии не жалеем. Нас провожают Сергеи Николаевичи и приглашают вечером принять баню (походную баню они возят с собой).
  Итак, курс на Монголию! Погода отличная и отличные виды. Дорога тоже в норме. Однако, с 803-км (кажется) начинается сперва гравийка, а затем довольно-таки противная каменушка. Но, к счастью, все это длится относительно недолго - чуть более 20 км тряски затем снова асфальт. На этом участке идут дорожные работы. И не исключено, что его заасфальтируют раньше, чем я допишу эти заметки.

 []

  Проезжаем поселок Чибит, а затем крупный населенный пункт Акташ. Акташ построен при руднике, на котором добывают киноварь - сырье для получения ртути. Здесь в почтовом отделении есть междугородний телефон. У меня возникает желание позвонить в Новосибирск. В тесной комнатке несколько человек из состава участников "Чуя-Ралли 2002". Тут у них на Чуе тоже какой-то пункт, возможно, место старта. Мои планы рушит парень, который просит телефонистку передать факс (здесь и это возможно!) объемом в четыре страницы. Передача факса осуществляется не за один этап. Сперва передается одна страница, затем телефонистки переговариваются и выясняют - насколько удачно она прошла. В зависимости от результата, либо повторяют ее снова, либо передают следующую. Прождав минут двадцать - за это времени телефонисткам удалось передать первую страницу - я понял, что песня эта длинная и снял заказ.
  Кстати, пока ждал, поинтересовался у одной из участниц "Чуя-Ралли": как у них насчет клещей. Мы, например, тьфу-тьфу-тьфу, особо не оберегаясь, не сняли с себя ни единого клеща. Она сказала, что на всю "толпу" - а это сотни людей - всего три укуса, да и то укусили тех, кто лазил по лесу и по горам. Дополним эту информацию сообщением другой нашей сотрудницы, которая в это же самое время побывала в зубрятнике, что находится где-то недалеко от Усть-Семы. По ее словам, там клещами просто кишело. К слову, меня самого пару раз кусали горно-алтайские клещи, но, слава Богу, проносило. Есть мнение, что они не такие зараженные в отличие от своих равнинных собратьев.

 []

  Миновав красные скалы, въезжаем в т.н. Курайскую степь. Это широкая котловина, окруженная снежными горами. Фотографируемся на фоне великолепных пейзажей. Виды - нет слов! Погода -как по заказу!

 []

  
  Не к радости будет замечено, недалеко отсюда 3 дня назад разбился военный вертолет, на котором, не совсем понятно каким образом, оказались восемь новосибирских сноубордистов, намеревавшихся покататься на склонах Северо-Чуйского хребта. Жаль ребят, царство им небесное.
  
  Между тем, по времени уже середина дня и у меня зарождаются сомнения относительно целесообразности дальнейшего пути. Дорога стрелою уходит в туманную даль, тогда как нам через день на работу. Беседую с народом. Лично мне представляется, что далее ничего принципиально нового мы уже не увидим и было бы лучше не спеша возвращаться домой. У меня есть союзники, но подавляющее большинство настаивает на продолжении пути. К тому же и жена моя на их стороне. Приходится подчиниться.
  Едем вдоль Чуи. Здесь река покрыта льдом, хотя вокруг голая, выжженная солнцем степь. Читал, что здесь очень широкий диапазон температур: от минус 60 (!) зимой до плюс 40 и выше летом. Днем жарко, ночью холодно.
  За Курайской степью открывается еще более раздольная Чуйская степь. Ничего подобного в жизни не видел - ровная, как стол, равнина, окаймленная цепью белоснежных вершин . В путеводителе можно прочитать, что в ледниковый период здесь было озеро глубиной около 400 м. Огромные льдины откалывались от сползающих с гор ледников и перемещались по озеру, неся на себе обломки скал. Эти обломки теперь разбросаны по всей котловине. Земля и небо пребывают в близком соседстве, и кажется, что облака вырастают прямо из земли. Отличное место для обитания богов.

 []

  Прямая, как стрела, дорога, и вот пос. Ташанта. Пара десятков домов и пограничный шлагбаум. Все. Ура! Дошли до упора. На часах 15.00. Извлекаем фотоаппараты, но, к сожалению, сфотографироваться на фоне поста нам не дают. Пограничники решительно отказываются фотографироваться с нами и вообще запрещают снимать чего-либо. Понимаем - секретный объект!
  В голой, убогой и открытой всем ветрам Ташанте трудно найти что-нибудь достойное внимания. Примечательно разве то, что многие дома здесь стоят без крыш. Либо гонимые ветрами осадки не оседают на домах, и поэтому в крышах нет нужды, либо крыши сносит ветрами, и поэтому нет смысла их строить.
  Продувной ветер гонит нас отсюда обратно в теплые края. Последний снимок на фоне щита с надписью "пос. Ташанта" и мы мчимся в обратную сторону.

 []

  
  Часть третья. В обратный путь.
  
  Обедаем часа в 4 вечера в районном центре Кош-Агач. В центре поселка бревенчатый дом с табличкой "Кафе-бар". Неплохой обед из трех блюд обходится нам в 328 руб. на десятерых. В переводе на доллары получается где-то доллар на человека.
  По дороге вниз встречаем группу мотоциклистов из Новосибирска. В сизом мотоциклетном дыму они мчаться вверх по проложенному нами пути. Машут руками, сигналят.
  Снова знакомая каменушка и у Жени спускает колесо. Досадно... До всего додумался человек: атом, космос, интернет, овечка Долли. А вот воздух в колесе заменить каким-нибудь иным наполнителем не может!
  Заметили поздно. Похоже, с колесом серьезные проблемы. На бензозаправке в Акташе узнаем адрес человека, который чинит колеса. Но - особенность местного сервиса - этого человека еще надо найти! Полагая, что это длинная песня, оставляем Женю с его пассажирами в Акташе, а сами едем оборудовать стоянку: время вечернее - надо поторапливаться.
  
  (!)О сервисе.
  По тракту в населенных пунктах встречаются невзрачные бараки с надписями типа: "Кафе-Бар", "Пельменная", "Ресторан "Белуха", "Универмаг "Натали", "Станция техобслуживания" и т.п. Внешне эти дома выглядят заброшенными. Смущают облупленные стены, закрытые ставни и замки на дверях. Но это вовсе не означает, что эти заведения не функционируют. Например, пельменная. Достаточно разыскать хозяев и они сделают для вас все возможное: "Ну и что, что нет пельменей? - Давайте свои, мы их вам сварим!".
  
  Пока выезжаем с заправки, подбегает слегка поддатый хозяин и говорит, что он неправильно сдал мне сдачу. Если сдавать правильно, то я ему должен вернуть 60 руб., а он мне 5 руб. Не спорю, даю, как просит - 60 руб. Он уходит в свою будку, возвращается и отдает мне мои 60 руб. и еще 5 руб. железом. Я спрашиваю: "Приятель, ты уверен, что теперь-то все верно?" Он улыбается: "о чем базар?". Завожу мотор, трогаюсь. Опять он бежит, машет руками: сообразил, что 60 рублей он отдал зря.
  
  (!)О бензине.
  С этим не было проблем. Во всяком случае 92-й и 80-й были повсюду. На Алтае бензин немного дешевле, чем в Новосибирске. К качеству бензина претензий не возникало. Моя "десятка" с четырьмя человеками и грузом "съела" 112 л. бензина. При этом по счетчику вышло почти ровно 2000 км. Получается 5,6 л на 100 км. По деньгам, весь мой бензин потянул примерно на 1000 руб. или 30 USD.
  
  Часам к 8-ми вечера выезжаем на старое место на р. Чуя, откуда стартовали утром. Бибиканьем приветствуем бийчан. Подходят отпаренные и просветленные Сергеи Николаевичи и говорят, что они честно, как и обещали, ждали нас с баней до 6 вечера. Но не все потеряно: желающие могут сами натаскать дрова, раскалить каменку и париться хоть до потери пульса.
  Энтузиазты - Денис А. и Саша Ш. - идут готовить походную баню.
  Пока готовится ужин, к нашему костру подходит основательно забуревший парень с внушительным рюкзаком за плечами. Если бы не фирмовый рюкзак, я бы принял его за бомжа. Знакомимся - Костя из Барнаула. Обветренный алтайскими ветрами Костя из Барнаула только что спустился с гор и имеет желание вернуться домой. Костя ставит свою палатку между нами и бийчанами, и вскоре он уже гостит попеременно то с ними, то с нами.
  Уже стемнело, когда подъехал Женя. Парень в Акташе оказался хорошим специалистом и не только починил колесо, но и еще сделал ряд полезных вещей. Например, поменял местами передние и задние колеса - передние у переднеприводной "пятнашке" изнашиваются сильнее. Женя удивлен чистотой и оснащением во внешне неприглядной будке.
  Поздно вечером толпа идет смотреть шоу под названием "Чуйская баня 2002". Баня представляет собой специально сконструированную палатку кубической формы. Сердцем бани является каменка. Камни укладываются по прямоугольному периметру, образуя колодец, в котором разводится костер. На колодец накладывается решетка. На решетку опять кладутся камни. Камни разогревают, и впоследствии на них плещут воду.
  Гостеприимные бийчане не только предоставили возможность попариться в бане, но еще и поднесли участникам представления.
  Полночь. Звезды. Денис вновь объясняет, как по "ковшу" найти Полярную звезду. Водители уходят спать - за завтра надо проехать 800 км. В долину со снежных вершин спускается собачий холод. Участники, ночующие в палатке, пытаются как можно дольше побыть у костра: во всяком случае, в два часа ночи костер еще пылает.
  Сон рваный. Несмотря на пуховое одеяло, свитер, куртку и соседство жены, мне холодно. Окончательно просыпаюсь около 6 часов утра. В машине - колотун. Завожу двигатель, чтобы ее нагреть (в двух других машинах движки работают всю ночь). Не представляю, как ночует молодежь в палатке? Наверняка эту ночевку они запомнят до конца своих дней.
  Легкий завтрак и быстрые сборы. Сигналим на прощанье гостеприимным бийчанам и выезжаем на тракт. На часах 8.00. Сегодня надо быть дома, в энске.
  
  Эпилог
  
  Трассу М-52 проехали на одном дыхании с редкими остановками, обедом в Усть-Семе и традиционным шашлыком в Тальменке. На прямых участках дороги развивали скорость до 170 км в час. Где-то в 21 час въехали в родной Н-ск.
  Вот мы и дома. Автопробег закончен. Все целы и довольны. Те, кто не был на Алтае познакомились с этой удивительной горной страной. А те, кто были (ну я, допустим), открыли его для себя с новой, неожиданной стороны.

  23 мая 2002 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"