"Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.../Н.Гумилев/
1.
Один из крупнейших поэтов, просветитель начала ХХ века, символист, создавший классическое направление в поэзии и оставивший после себя учеников, среди которых - Николай Гумилев, ранняя Марина Цветаева, Павел Антокольский, Борис Пастернак, - Валерий Яковлевич Брюсов отходит на второй план, когда говорят о Серебряном веке русской поэзии. Это весьма досадный промах со стороны почитателей поэзии.
Учитель поэтов... Слово это не подходило Брюсову, рисуя его педантичным мэтром, строгим наставником. Он был открывателем, пионером в этом вечно новом мире поэзии. Научить он мог смелости и целеустремленности, но лишь собственным примером, ничего не навязывая, не втолковывая. Он был вольным поэтом, несмотря на кованность, мастерски отшлифованную ясность стиха. Стиль не порабощал его.
Моей мечте люб кругозор пустынь,
Она в степях блуждает вольной серной.
Ей чужд покой окованных рабынь,
Ей скучен путь проложенный и мерный...
2.
Чеканность, конкретность и ум поэтической мысли - вот что отпугивает современную публику, как сказали бы в старину. Ум пугает всегда, во все времена. С ним бились варвары и кочевники, с ним боролась инквизиция, его уничтожали фашисты, его боятся современные мракобесы. И только немногие, равные ему, стоят рядом, перенимая терновый венец из рук в руки.
Страстный книжник, Брюсов блуждал в прошлых веках, пытаясь отыскать тайну сущего, найденную там и там же потерянную. Он изучал магию, Врубель находил в нём мистические черты человека, причастного тайнам мироздания. Русский Фауст, написавший, кстати, продолжение к трагедии Гёте, он готовился к неведомому для нас духовному рывку, но случайная простуда, перешедшая в крупозное воспаление лёгких - и путь оборвался.
Мироздание не разгадано, ключи от тайн лежат в чёрном ларце, но надежда, заключённая в словах мастера, обещает нам разгадку.