Айххорн Роман Эрихович : другие произведения.

"Осиное гнездо", Повествование в красках

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Казалось бы, какое отношение имеет тема осиного гнезда к изобразительному искусству? Живописи? Скорее сюжет для литературного произведения. И сколько может быть литературы в живописи?

  Роман Айххорн
  
  "OСИНОЕ ГНЕЗДО", Повествование в красках
  
  "Осиное гнездо" - ненаписанное литературное произведение, но "...зримый образ открывает то, что заложено в глубинах слова... Повествование в красках". *)
  
  Казалось бы, какое отношение имеет тема осиного гнезда к изобразительному искусству? Живописи? Скорее сюжет для литературного произведения. Вроде романа "Жизнь насекомых" Виктора Пелевина.
  И сколько может быть литературы в живописи?
  
  Если исходить из того, "..что слово при переводе в изображение получает новые качества: обогащается красками, обретает полноту плоти", тогда мы имеем совершенно новое взаимодействие между этими понятиями. Далее, рассматривая материалы истории искусства, Третьяков выделяет "...две сюжетные ситуации: это сюжет-диалог и сюжет-явление.
  Действительность, тем более современная, изобилует конфликтами, и возможности раскрытия сюжета-диалога всегда многообразны. Форма изображения сюжета с помощью диалога подсказывает и определённое композиционное построение. Лица и фигуры, человек и предметы показываются в отношении друг к другу. Драматургия всегда захватывает зрителя.
  А вот композиционная форма явления - это не просто неподвижность, не статика как таковая, а воплощение смысла слова".
  
  ... Мои дети нашли в лесу осиное гнездо. Сухонькое такое, серенькое, словно завёрнутое в ветхую, местами порваную, папиросную бумагу. Полуразрушенный осиный дом. Несколько ячеек этого гнезда были открыты, как пустые окна заброшенного дома.
  
  Устройство осиной жизни, как в благополучном семействе, как в хорошо налаженном государстве строго регламентировано. У них есть королева-матка, которая следит за продолжением рода, рабочие, которые добывают еду для всех и рабочие, которые защищают своё королевство от врагов. Они живут по своим законам. Их нельзя беспокоить, ведь если потревожишь - ужалят, но ведь это - их самооборона! Но они агресивны и назойливы. Добиваются своего любыми средствами.
  
  Это гнездо долго лежало на полке в книжном шкафу... И как-то раз я увидел гнездо словно в другом ракурсе. О чудо! Оно вдруг стало гигантских размеров, а мы сами являемся его обитателями. Теперь, представьте себе, что в каждой ячейке живёт отдельное семейство И что же мы будем иметь? Исходя из человеческого опыта, такое "гнездо" легко превратится в общежитие, в коммуналку со всеми вытекающими отсюда последствиями. Старое осиное гнездо подсказало мне целую серию живописных картин. Наша жизнь в самых разных ситуациях, с неожиданными действующими лицами.
  
  'Гнездо' 1992, холст/масло, 80х60 []
  "Гнездо" 1992, холст/масло, 80х60 см.
  
  "Осиное гнездо" - это наша общая квартира в которой живет две, три и более семей. Снуют соседи нашей коммуналки из комнаты в кухню, из кухни в коридор, на улицу. Мы живём вместе с ними, совсем чужими нам людьми. Живем тесно, "на пятачке", деля крошечные пространства, конечно не без конфликтов - самооборона!. Наша комнатка-квартира - ячейка такого гнезда. В ее продольном разрезе всё на виду: радость и горе, будни и праздники. Уединиться, побыть в своем семейном кругу можно только забравшись поглубже в своё гнездо.
  
  'Высотный дом' 1997, бумага/акрил, 40х33 []>'Бесы' 1997, оргалит/масло, 34х25 []
  "Высотный дом" 1997, бумага/акрил, 40х33 см.
  "Бесы" 1997, оргалит/масло, 34х25 см.
  
  "Осиное гнездо" - это и многоэтажный дом с безликой архитектурой - "машина для жилья". В каждом таком доме-гнезде, как в открытых сотах, по заведенному порядку течет жизнь его обитателей: вынужденные жить коммуной люди, принимают события такими, какие они есть, не задумываясь, почему так происходит. И так сменяются поколения. От тесноты, отчужденности, дистанцированности (самооборона!), оторванности от культурных традиций и природы все раздражены... В такой обстановке и возникают Бесы.
  
  'Приют в ночи' 1997, холст/масло, 60х70 []
  "Приют в ночи" 1997, холст/масло, 60х70 см.
  
  "Осиное гнездо" - это и приют в ночи, в котором из окон умиротворённо, тихо и спокойно струится свет... Это наш приют в космической беспредельности. Или это наш микрокосмос, внутренний мир во внешнем?
  "Осиное гнездо" - наша планета Земля со всеми проблемами общежития. Государства также дружат или враждуют между собой, как и соседи в коммунальной квартире. Самооборона!? Не только...
  
  'Телепривидения' 1996, холст/акрил, 80х60 []
  "Телепривидения" 1996, холст/акрил, 80х60 см.
  
  "Осиное гнездо" - ячейка-телевизор, откуда на нас обрушивается поток новостей, хороших, но чаще всего негативных - наводнения, взрывы, убийства. "Художественные" фильмы, в которых мы каждую минуту видим насилие, победы зла над добром, или во имя добра. И вот струятся из телевизора-ячейки миражи - люди гордые и красивые, но опутанные тварями противными и злыми. Спрашивается: - откуда у современного человека депрессии?
  
  'Злые духи Гнезда' 2002, холст/масло, 70х90 []
  "Злые духи Гнезда" 2002, холст/масло, 70х90 см.
  
  "Осиное гнездо" - гнездо со злыми духами и Ангелом-заложником. История этой работы своеобразна. Меня попросили написать семейный портрет на фоне осиного гнезда. Написал. Мама, папа, двое детей и охраняющий их Ангел. Все улыбаются, довольны. Но произошло неслыханное! "Гнездо" не захотело этого - самооборона!. Налетели злые духи и изъяли Ангела, словно вырезали его из плоскости картины. Осталось пустое место - белый силуэт. А что же с портретом семьи? Не рискнул я их оставить незащищёнными - записал.
  "Точно такой кошмар мне приснился на днях!" - воскликнула на выставке одна посетительница, пожилая дама, увидев эту картину.
  
   'Чёрный костюм', 1996, холст/масло, 80х60 []
  "Чёрный костюм", 1996, холст/масло, 80х60 см.
  
  "Осиное гнездо" - безликий коллектив, все как в униформе: пиджак, галстук, словно нарисованные улыбки на лицах, но каждый живёт своей личной жизнью в своей сотовой каморке-ячейке. Вот один из них, он любитель книг об искусстве, но он еще и пьяница, и книги стоят в ящике от спиртного в окружении пустых бутылок. Чёрный пиджак с галстуком всегда наготове. Утром пиджак будет надет и его обладатель станет неотличим от всех - часть коллектива.
  
   'Тайная вечеря' 1996. холст/масло, 120х100 []
  "Тайная вечеря" 1996. холст/масло, 120х100 см.
  
  "Осиное гнездо" - закрытая ячейка. Что там происходит? Совещание за закрытыми дверьми? Заседание тайного общества? Военный заговор? Тайная вечеря? Можно только догадываться, а через определённый промежуток времени быть свидетелем текущих событий: организованные забастовки, путчи, перемены власти, убийства. Сильные мира сего невидимы, их никто не знает.
  
  Одни соты открыты, всё как на ладони, добро и зло живут в одном пространстве. Другие закрыты...
  
  *) Здесь и далее цитируется Н.Н. Третьяков, "Образ в искусстве"
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"