Роман Р. Айххорн "Изобразительное творчество детей: Я здесь. Я сам!"
Глава 6. МАТЕРИАЛ: ГЛИНА И ГИПС
Идут занятия с детьми. Все сосредоточенно работают. Неожиданно я услышал всхлипывание. Подошёл к столу, за которым лепила из глины группа детей. И что я увидел? Со слезами на глазах девочка лет пяти, причитая шёпотом, возилась возле куска глины. В этой глине были отверстия и она, всхлипывая, торопливо прятала в них небольшие удлинённой формы кусочки той же глины... Девочка так увлеклась, что ничего не видела вокруг себя, вероятно спасала кого-то от беды. Все отверстия в куске глины были быстренько закрыты. Уф! И слёзы высохли, и заулыбалась облегченно... Волшебный материал - глина так и остался лежать до конца занятий бесформенным куском. Но Автор-то знает, какие Тайны хранит он...
Сколько фантазии, непосредственности и отзывчивости надо иметь ребёнку, имея в руках всего-навсего кусок глины, пережить такую трепетную и волнующую историю. И чем раньше попадает в руки малышу кусок пластилина или глины (здесь нужно взрослому присматривать) тем лучше для его развития. "Ребенок,- пишет Масару Ибука в своей книге "После трех уже поздно" - начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих собратьев в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость рук и самовыражение - это первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком благодаря лепке".
Дети открывают для себя глину. Также первобытный человек - никто теперь не знает, когда это было - вылепил из глины посудину, она высохла под солнцем или попала случайно в костёр и стала очень твёрдой. Человек этому очень обрадовался. Обожжённая глина не боится воды, в ней можно готовить пищу, из глины можно сделать кружку и пить воду. Посуда из глины украшалась орнаментом, из глины лепились небольшие фигурки людей и животных. В Месопотамии на глиняных пластинках писали тексты. Часть этой клинописи сохранилась до сих пор. Какие только вещи не делал человек из глины! Из обожжённого кирпича строились целые дома, крепости, башни, соборы, города... Оказалось, что глина может стать нежной, белой, просвечивающей на свету, если её превратить в фарфор. А если она станет фаянсом или майоликой, то будет сверкать многоцветием красок. Из глины можно сделать грубоватую керамику, переливающуюся от перламутровой поливы. С самых древних времён глина стала одним из главных материалов, из которого человек создавал необходимые в быту вещи и произведения искусства. (Маёрова К., Дубровская К)
Глина... оживает
Глина оказалась верным и добрым другом всех людей во все времена. Сегодня дети, также как и много тысяч лет тому назад восхищены теми возможностями, которые предоставляет волшебный материал глина. В их руках глина... оживает.
Малыши, к примеру, любят раскатывать пальчиками глину в виде колбасок - "змейка" готова. Потом эту колбаску скручивают в виде спирали - "змейка отдыхает". К кончику спирали приклеивают рот и рожки. Теперь это уже не змейка, а... "улитка" (илл. 1).
Илл. 1 - "Улитка"
Вот такая улитка подружилась (с кем бы вы подумали)... с чёрным котом! Они всё время проводили вместе. Улитка забиралась на горку, чтобы быть повыше. Кот усаживался рядышком (илл. 2). О чём они вели речи, о чем мечтали, нам и не нужно знать.
Илл. 2 - Элиза 6 лет "Улитка и Кот"
Это ещё не всё! Больше всех разволновался и раскричался при этом Петух. Он вскочил, замахал крыльями, затряс красным гребешком, -"Ку-ка-ре-ку! - какие могут быть секреты у кота с улиткой! Что за безобразие!" (илл. 3).
Илл. 3 - Ник 6 лет "Петух"
Услышав крики, Белка, не разобравшись впопыхах, что там могло случиться, собралась бежать, выручать друзей из беды. За ней, как всегда, увязался востроносенький любопытный Полкан. (илл. 4)
Илл. 4 - Ник 6 лет, Алекс - 5 лет "Белка и Полкан"
Илл. 5 - Элиза 6 лет "Зайчик"
Дети всё пытаются лепить посуду: чашки, кружки, кувшины. Здесь я им напоминаю, что мы занимаемся изобразительным искусством и предлагаю эту посуду "оживить", то есть чтобы была не просто тарелка/ваза/ или еще что-либо из кухонного набора. Интереснее, если это будет кто нибудь и он будет охранять то, что ему доверено. И, чтобы отвлечь маленького автора от привычных бытовых признаков посуды, мы с ним рассуждаем о том, что у каждого существа есть голова, ноги, у некоторых хвост, рожки...
Тут и начинается самое интересное. Посуда оживает! Вырастают лапки, хвост, голова с ушами и всё топорщится в разные стороны. Да это же зайчик! (илл. 5) Теперь в этой чашечке, одухотворенной доброй фантазией, можно что-то хранить, например, посмотрите-ка, любимое колечко.
Илл. 6 - Кристина 11 лет "Свинюшка в корытце"
Иногда к такой "посуде" и крышка лепится, и красками расписывается, как у Кристины.
У неё на необычайной крышке, как в корытце, сидит себе свинюшка и охраняет шкатулку с девочкиными драгоценностями. Свинюшка-Хранительница - знаменитая "Копилка" (илл. 6)
Илл 7 - Ксения 8 лет "Ваза"
А вот Ксения настояла на своём - она вылепила вазу и расписала её, никаких там лапок и ушей - просто красивая ваза и хранить свои ценности автор будет в вазе (илл 7).
Фигуры
Илл 8 - Аннетта 9 лет "Флакон"
Аннетта, решила "оживить" флакон от духов. Не какая там простая бутылка, а фирменная -"BOSS" (илл 8). И вот длинноносая "BOSS" с двумя косичками, подняв высоко нарисованные брови, удивлённо смотрит на нас: "Ах, куда же это я попала?"
Илл 9 - "Невеста"
Конечно лепят малыши увлечённо и настоящих человечков, лепят основные формы: корпус, головку и волосы, прорисовывают глаза, смеющийся рот и намечают линией руки. Характерна в этом плане фигурка невесты (илл 9). Предельно лаконично переданы радость, оживление. С длинной фатой невеста очень хороша.
Илл 10 - Дима 11 лет "Эскимос"
А вот Димино произведение - охотник. Из одного куска глины вылеплена сидящая фигура. "Приклеена" важная деталь - пояс, ведь в широком поясе охотник хранит множество нужных ему предметов (складной нож, спички для костра, а может быть и мобильный телефон). Тонкой иглой прорисованы черты лица и волосы. За спиной у охотника короб из раскатанного куска глины - не банальный рюкзак! Он тоже водой приклеен к корпусу. Эскимос-охотник сидит перед своим зачехленным ружьем и произносит последние заклинания, призывая духов удачи. Сейчас он пустится в свой нелёгкий путь (Илл 10).
Дети учатся самостоятельно видеть мир, а в мире то, что особенно интересно и видно только художнику - красоту и одухотворенность. Маленькие авторы создают из безликого мертвого материала живую, неповторимую вещь - очень выразительные работы - в этом и загадка, и волшебство, и игра.
Я показываю ученикам и примеры из народного искусства, например, как в старину изготовляли Дымковскую игрушку. У малышей эта тема вызывает особое оживление и повышенный интерес.
"Глину раскатывали на шарики, из которых делают блины и сворачивали известным приёмом в основную форму. К ней "примазывали" стан, ручки, головку, шляпу и украшали оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. После лепки её несколько дней сушили, а затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали.
Далее игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведённого на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась плёнка казеинового клея - лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи.
Раскрашивали игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, а добрый десяток. Синяя, жёлтая, зелёная, оранжево-красный сурик, малиновая-фуксин, сажа чёрная и ещё смешанные: голубая, розовая, коричневая - украшали игрушки в самых разных сочетаниях. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки" (Дайн Г. Л).
В условиях мастерской, а также в домашних условиях можно делать следующим образом. Кусок глины нужно хорошо раскатать толщиной в 1 см. Из неё вырезать пластину в виде треугольника или прямоугольника и свернуть. Края "склеить" водой. Таким образом у нас получится конус или цилиндр, что является основой для будущей фигуры. Если на высоте двух третей эту форму перехватить рукой и ужать - обозначится место талии. Далее отдельно лепятся руки, голова и "примазываются" к корпусу.
Какие черты лица, какая одежда, какие у неё будут волосы, и какая шляпа и будет ли вообще шляпа - решать автору. Когда глина хорошо высохнет, её покрывают жидким раствором казеина и расписывают темперой. Здесь всё опять-таки решает автор.
Илл. 11 - Катя 8 лет "Красавица"
Катя, соблюдая эти правила вылепила "Красавицу". Из одного куска - корпус с головой, руки "приклеила" (илл. 11). Расписала она её по своему, но не уходя далеко от традиции.
Пластика из глины, предназначенная для обжига, начиная с определённой толщины и величины, должна быть полой внутри. В глине не должно быть воздушных пузырей, остатков гипса, дерева или металла.
Илл. 12 - Люссине 12 лет "Я - Скрипка"
Один из немногих примеров в мастерской, когда эта глиняная фигурка скрипки с девичьим лицом побывала в специальной печи для обжига. (печь в Доме Искусства) Автор этой работы Люссине - юная скрипачка (илл. 12). Всю свою любовь к скрипке она выразила тем, что изобразила себя и назвала свою фигурку в глине "Я - Скрипка"
Илл. 13 - Медиа 8 лет, - Иоланта 9 лет и Кати 8 лет "Три красавицы"
Совсем по другому выглядит эта троица в одинаковых по цвету платьях. Сейчас уже не важно, какой из этих красавиц первой пришло в голову одеть такое платье. И без украшений очень нарядны, и, главное, совершенно индивидуальны по характеру и внутреннему состоянию. Они стоят перед нами с очень таинственным видом. Средняя из них даже таинственно и лукаво улыбается, а ее подружки справа и слева хранят непроницаемость, как и подобает заговорщицам (илл. 13).
Илл 14 - Алекс 5 лет
Алекс демонстрирует нам им самим созданный портрет: "Головоног". В глиняную пластину он вставил различные предметы, своего рода коллаж из ракушек, пробок и розы. Получилось очень выразительно: глаза - две ракушки, круглый нос, уши, две пробки - две руки, одна из которых и держит розу. А на макушке чудом удерживается крошечная шляпа. Этакий джентльмен в шляпе (илл. 14).
Детям в возрасте от 8-9 лет я предлагаю вылепить уже не плоскую голову-тарелку, а круглую голову. В этом возрасте они уже присматриваются к деталям, но не вышли из того чудного состояния, когда фантазия еще в их власти. Я показываю им книги об африканской пластике. Африканская скульптура очень выразительна и разнообразна. Неудивительно, что она наложила отпечаток на всё развитие искусства ХХ века. И моим ученикам нужно иметь об этом представление. Полистав книгу, познакомившись с образами далёкой Африки, древней культурой они принимаются за работу.
В качестве основы, на которой лепится голова, я использую тонкую в два сантиметра диаметром и длиной до 30 см металлическую трубку с резьбой, тройник и фланец. Фланец укрепляется шурупами к деревянной подставке. К нему прикручивается трубка. К другому концу трубки привинчивается тройник. На тройник и укрепляется кусок глины.
Показываю, как надо начинать лепить. Беру кусок глины двумя руками и большими пальцами вдавливаю места, где должны быть глаза, "вытягиваю нос", при этом можно быстро менять его форму. Это завораживает моих зрителей! С этого момента они перехватывают инициативу. Каждый из них увлекается, он уже сам знает, что будет лепить. Сама возможность своими руками создать из куска глины что-то реальное, осязаемое, кажется невероятной. И вот начинается творческий процесс.
В этом возрасте я допускаю, разрешаю и поощряю самые невероятные фантазии. Фантазии собственной, а не повторение чьей-то, хотя быть может самой замечательной. В процессе работы каждому индивидуально я подсказываю возможности в развитии его темы. В итоге в течение часа напряжённой работы ребёнок видит результат, который он сам от себя не ожидал. Есть чем гордиться!
Когда глина несколько подсохнет, я разрезаю проволкой голову вдоль и снимаю с металлической основы. Голова должна быть полой внутри, поэтому лишнюю глину выбираю, оставляю оболочку до 1 см толщины и "склеиваю" эти две половинки вместе. После того, как глина совсем высохнет, голова покрывается раствором казеина и расписывается юным автором.
Илл. 15 - Работы Дорис 10 лет и Симона 10 лет
При всём внешнем различии есть что-то общее в портретах кошки и женщины работы Дорис (на илл. 15 они слева). Глиняные круглые головы покрыты клеем и раскрашены так же, как и добродушный улыбающийся клоун работы Симона.
<
Илл. 16, 17- Ник 8 лет "Портрет неизвестного"
Ник вылепил голову неизвестного художника (илл. 16). Эту голову можно рассматривать со всех сторон и всегда открывать новые и выразительные детали. Длинная борода, всклокоченные волосы, берет на голове. На фото справа фигура уже получила и цвет. Интересное решение: в волосах можно разглядеть и образы, лица. Так и должен выглядеть настоящий художник, полный творческого волнения. (илл. 17)
Рельеф
В рельефе изображение как бы проецируется на плоскость, подобно рисунку. Форма уплощается, а зрительное впечатление объёмности изображения сохраняется.
Различаются рельефы по виду: плоский, углубленный, выпуклый, барельеф, горельеф.
В древнем Египте происхождение рельефа было тесно связано с письменами, с линией; на всем пути своего развития египетский рельеф оставался плоским, графическим барельефом. Здесь я показываю ребятам книги о египетских рельефах, изображения монет времён римской империи.
Илл. 18 - Тобиас 8 лет "Портрет господина в шляпе"
Тобиас выполнил плоский, графический барельеф (илл. 18). Для этого он приготовил из глины круглую пластину толщиной в 1 см и буквально прорисовал портрет, процарапывая острым концом стеки, закругляя край линии в отдельных местах. В верхней части почти на краю сделано отверстие, так что работу можно повесить на гвоздь.
Илл. 19 - Чагла 9 лет "Портрет девушки"
В отличие от горельефа, где изображения делаются круглыми и, как бы приставленными к фону, у Чаглы - тоже барельеф (илл. 19). Изображение сильно уплощено, что требует даже от профессионала большой практики, серьёзных познаний в рисунке.
В данном задании нужно учитывать, что на плоскости щека больше выступает, чем нос. Толщина рельефа проверяется с боков по его профилю. С детской непосредственностью и лёгкостью девочка справилась с задачей. На круглой глиняной пластине она вылепила лицо улыбающейся девушки в шляпке. Оно могло бы даже стать изображением на монете.
Руины древнего города
О возможностях в работе с глиной, о её податливости дети уже имеют представление. Глина принимает любую форму, легко можно реализовать любую фантазию. А еще глина на своей поверхности принимает отпечаток любого предмета, его рельеф и фактуру. На этом её свойстве и строится наша следующая работа.
>>
>>
Илл. 20 - Последовательность работы над рельефом "Руины древнего города".
Из четырёх брусьев сечением 2 х 5 см и длиной 30-35 см можно сделать формовочную раму. На конце каждого бруска к высокой его части прикручивается шурупами металлический уголок. Но так, чтобы к торцу бруска можно было бы приставить следующий брусок. Уголок должен держать этот брусок. Если собрать четыре бруска вместе у нас получится раздвижная формовочная рама. Подкладкой для нашей работы может служить покрытая пластиком древесностружечная плита. Нарезаем кусок глины. Скалкой, лежащей на двух 2,5 см толщины рейках, глину нужно раскатать. Таким образом, определится толщина глиняной массы. Определив размеры глиняной пластины, ножом удаляется лишнее. Поверхность готова для эксперимента (илл. 20).
Илл. 21 - Гипсовый рельеф "Руины древнего города"
С каким удовольствием дети пробуют отпечатать различные предметы: будь-то деревянный брусок (объём), ракушка, монета или конусообразная часть детской игрушки. Вдавливают в глину ножницы, пробку от бутылки, тюбик клея - всё, что имеет рельеф. Поверхность пластины быстро заполняется.
Теперь нужно проследить, чтобы формовочную рама, покрытая внутри мыльным раствором, плотно прилегала к краям глиняной пластины.
Здесь мы также исследуем свойства гипса. Снимаем слепок с нашего глиняного оригинала. Увидим, что гипс до мельчайших подробностей передаёт наш рельеф, правда, в зеркальном отражении. Приготовим гипсовый раствор. Резиновая посуда (половинка резинового мяча) на две трети заполняется водой. Насыпается ложкой гипс. Гипс быстро оседает и, как только на поверхности воды он останется бугорком, всё размешивается - раствор готов.
Теперь можно медленно наливать жидкий раствор гипса на наш рельеф. От середины он должен растекаться к краям и заполнить всю поверхность. Необходимо осторожно подвигать раму по всем направлениям, чтобы равномерно распределить гипсовый раствор и убрать воздушные пузыри.
Как только гипс затвердеет, переворачиваем пластину верх дном. Формовочную раму снимаем. Осторожно убираем глину и остатки вымываем водой.
Здесь всегда в итоге - полная неожиданность! Невозможно заранее себе представить, как будет выглядеть рельеф-негатив. Всё зависит от предметов, которые вдавливаются в глину и оставляют свой отпечаток.
Вот в нашем случае это руины древнего города (илл. 21).
Выводы, советы
Глина и гипс в домашних условиях? В детском сад или в школе? Почему бы и нет.
Но это возможно только в совместной работе взрослых и детей, подобно выше описанной. Взрослым в таком случае желательно знать технологию лепки и технику безопасности. Нет смысла ставить в домашних условиях печь для обжига детских работ из глины. Ведь температура в этой специальной печи должна быть 1000-1200 градусов. Из опыта знаю, что нет и необходимости детские поделки из глины обжигать. Помните! детям важен процесс, а не результат. Работу из глины, которую ребёнок хотел бы переделать, можно положить в таз с небольшим количеством воды. Глина размокнет и из неё можно следующую работу лепить (процесс!).Те произведения, которые вы непременно хотите сохранить, высушиваются и ставятся на полку. Теперь их нужно только бережно хранить. Такие работы дети могут расписать, желательно акриловой краской и покрыть лаком.
В детских садах и в школе такие печи могут быть. А если вы хотите, чтобы ваш ребёнок серьёзно занимался лепкой, то определите в кружок или в студию.
Самый удобный и доступный материал в домашних условиях для лепки - это пластилин. Приобщить к занятию лепкой из пластилина можно уже в самом раннем возрасте. Нужно только следить, чтобы он был хорошего качества. В моём детстве пластилин был основным материалом, из которого мы - детвора творили свои чудеса.
Летом можно лепить из мокрого песка, зимой - из снега. Это материалы, проверенные многими поколениями детворы. А слепить совместно фигуру или крепость, или целый город, полагаю, доставит радость и родителям и детям.