Айххорн Роман Эрихович : другие произведения.

Глава 5. Лицо

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  ГЛАВА 5. ЛИЦО
  
  В Толковом словаре Ушакова мы находим такое определение лица:
  ЛИЦО́, Передняя часть головы человека. Лицо круглое, продолговатое, бледное, румяное, красивое, безобразное. Черты лица. Мускулы лица. Выражение лица. Эта часть головы, как выражение характера, душевных качеств и состояний. Лицо угрюмое. Веселое лицо. Выразительное лицо.
  
  Надо сказать, что лицо человека с выраженной мимикой (крик отчаяния, страх, испуг, смех, хохот) больше характерен для жанровых композиций. Изображение конкретного человека, его портрет отличается спокойствием, достоинством, передаёт характер и особенности этого человека. В этом изображении не должно быть ничего случайного, что часто мы наблюдаем в фотографии.
  
  Но все эти премудрости задача взрослых. Дети же в своей непосредственности, нисколько не сомневаясь, часто играючи, изображают лица знакомых, лица вымышленных персонажей.
  
  Меня всегда поражало, как они, изображая лицо, даже не всматриваются в того, которого рисуют. Их избирательная зрительная память фиксируют характерные черты. Если им предложить нарисовать кого-нибудь из отсутствующих родных или близких - они это делают. На мои предложения изобразить красавицу-принцессу, ведьму или злодея дети сразу же берутся за работу и награждают каждого характерными чертами. Эти выразительные рисунки бывают часто неожиданными в своём решении для взрослых.
  Целую гамму чувств вкладывает ребёнок в свои скупые рисунки.
  Они создаются детьми искренне, непосредственно и непредвзято.
  
  В портретных рисунках детей до шести лет отсутствует цвет, если он есть, то имеет чисто эмоциональное значение: через цвет ребёнок показывает своё отношение к изображённому.
  Начиная с семи-восьми лет, дети начинают спрашивать о том, каким цветом они должны нарисовать лицо? Их интересует локальный цвет, они испытывают желание нарисовать "похоже".
  
  Какого цвета лицо?
  
  Действительно, каким цветом писать лицо? Взрослые художники, работая над портретом, сталкиваются с той же проблемой. Каким цветом писать лицо?
  Детям я отвечаю однозначно: лицо можно писать всеми цветами радуги, белым и чёрным.
  
  Во-первых, цвет лица у людей на Земле отличается большим разнообразием,
  Во-вторых, в изобразительном искусстве, в живописи цвет в изображении лица зависит: от поставленной задачи, от цветового решения в композиции, от эмоционального состояния, изображённого в портрете, независимо от локального цвета лица.
  В графике чаще всего цвет лица это цвет бумаги, в скульптуре, то же самое - цвет используемого материала, за исключением, когда работу тонируют.
  И в-третьих, от индивидуальной манеры художника.
  
  И здесь само время дать им ряд заданий, где цвет в зависимости от изображаемого, от поставленной задачи меняется, он непосредственно учавствует в решении образа, иногда играет главную роль.
  Расмотрим несколько характерных портретных работ учеников, иллюстрирующих разнообразие цветовых решений. Выразительные возможности цвета неограничены.
  
  Илл. 1, Нина 8 лет. Последовательность работы над портретом []>Илл. 1, Нина (8 лет). Последовательность работы над портретом []>Илл. 1, Нина (8 лет). Последовательность работы над портретом []
  
  Илл. 1, Нина (8 лет). Последовательность работы над портретом []>Илл. 1, Нина (8 лет). Последовательность работы над портретом []>Илл. 1, Нина (8 лет). Последовательность работы над портретом []
  
  Илл. 1, Нина 8 лет. Последовательность работы над портретом
  
  Этот принцип последовательной работы над портретом хорош для гуаши и темперы.
  В акварели можно тоже пользоваться этим способом. Но нужно начинать с подробного рисунка. Рисунок при этом должен быть лёгким, желательно меньше пользоваться стирательной резинкой - сохранить поверхность бумаги (илл. 1).
  
  Илл. 2, Мария (10 лет)  []
  
  Илл. 2, Мария 10 лет
  
  Рыжеволосые всегда белолицые. Белый цвет лица в этом портрете подчёркивает состояние внутренней напряжённости. Неподвижные, застывшие глаза, готовы вот-вот пустить слезу. На чёрном фоне всякая другая краска, даже наименее звучащая, звучит сильнее и выразительнее (илл. 2).
  
  Илл. 3, Медиа 7 лет []
  
  Илл. 3, Медиа 7 лет
  
  Чёрный цвет в портрете Медии звучит совершенно по-другому. С жёлтым и красным он вызывает тревогу. В этом портрете всё беспокойно: колючий взгляд из-под опущенных бровей, поджатые сдвинутые в сторону губки, успокаивающее синее отодвинуто к краю листа. Жёлтый вообще, если его много, вызывает беспокойство.
  
  Жёлтый же с чёрным цветом очень контрастное сочетание, даже красный цвет шарфа на портрете не так бросается в глаза как жёлтый. Такой контраст и передаёт это чувство тревоги, опасности (илл. 3).
  
  Илл. 4, Пето 8 лет []
  
  Илл. 4, Пето 8 лет
  
  Если к жёлтому цвету, при написании лица, примешивать оранжевый цвет или охру, как это сделал Пето, то болезненное выражение портрета исчезает. В паре с дополнительным цветом синим, он выглядит свежим, бодрым, излучает спокойствие. Этому состоянию и помогают глаза - внимательные и сосредоточенно вглядывающиеся. Человек на портрете с большим достоинством смотрит на нас (илл. 4).
  
  Илл. 5, Мелиса 9 лет []
  
  Илл. 5, Мелиса 9 лет
  
  И здесь чёрный цвет бирета как камертон выявляет нежные розовые и зеленоватые тона. Этот портрет полон нежного, трогательного, отношения девятилетней девочки к изображённому. Для неё седобородый в очках очень добрый человек. Пастельные цвета сгармонированы так, что мы видим в первую очередь красное пульсирующее сердце (илл. 5).
  
  Илл. 6, Ник 7 лет []
  
  Илл. 6, Ник 7 лет
  
  Энергией и молодым задором так и веет от этого "вождя краснокожих индейцев". Он вытаращил глаза и скалит зубы. Грозный вид, но выглядит даже несколько испуганно. Зрачки светятся голубизной на коричневом фоне загорелого лица (илл. 6).
  
  Илл. 7, Саломея 8 лет []
  
  Илл. 7, Саломея 8 лет
  
  Темнокожая принцесса - невеста с украшением на голове. Портрет решён в тёплых охристо-коричнево-розовых тонах. На лице блуждает счастливая улыбка, полуприкрыты глаза. Девочка мечтает (илл. 7).
  
  Илл. 8, Мария 9 лет []
  
  Илл. 8, Мария 9 лет
  
  Женское божество - нимфа. Олицетворяет силы природы. Голубое лицо как озеро в лесу. Рот открыт, а звука вроде нет, но эхо где-то далеко в ночной тишине вздохом отзовётся. Всё таинственно и загадочно. Отблеск луны на божественных плечах, а может она отражается вместе со звёздами в омуте... (илл. 8)
  
  И спокойствие, и страх, и горе, и радость...
  
  Как мы видим, цвет лица играет определённую роль в передаче эмоционального настроения, в создании образа в портрете.
  
  Мимика лица передаёт сильное кратковременное чувство: эффект, мимолётное настроение.
  Выражение лица - это работа в первую очередь определённых мимических мышц. Такие мимические мышцы распологаются вокруг рта, глазниц, носа и уха.
  
  Вспомним в детских рисунках улыбающее солнце. Уголки рта подняты к верху, а если дети рисуют сердитое лицо - уголки рта опущены вниз. Дети не знают анатомии. Они интуитивно изображают лицо спокойное (мудрое), изображают радость или горе.
  
  Для задания "мимика, разные выражения лица" в схематичном виде изображены лица: спокойные, радостные, гневные.
  
  Илл. 9, Различные эмоции при сокращении мимических мышц лица []
  
  Илл. 9, Различные эмоции при сокращении мимических мышц лица
  
  1 - спокойствие; 2 - улыбка; 3 - смех;
  4 - недовольство; 5 - плач; 6 - ужас, крик отчаяния
  
  Cпокойствие
  
  Илл. 10, Анна, 9 лет []
  
  Илл. 10, Анна, 9 лет
  
  Спокойное и мудрое выражение лица. Портрет как икона. Задумчивый взгляд в себя. Нежные пастельные цвета. Работа выполнена акварелью; лицо сначало нарисовано карандашом, потом цвет очень жидкой краски нанесён большой кистью последоватольно: лицо, потом волосы, фон, в заключении большие красные губы и рама портрета. В каждом этапе акварельная краска должна была высохнуть. Фломастером прорисованы глаза и нос (илл.10).
  
  Илл. 11, Филипп 11 лет []
  
  Илл. 11, Филипп 11 лет
  
  Зловещее спокойствие. Безбровое худое лицо с холодными пустыми глазами. Тонкие губы у большого как щель рта выдают нам портрет главаря преступной организации. Торговцы оружием или наркотиками?
  Одно ясно и это выдаёт нам фон этого зловещего портрета. Вокруг головы всё залито красным цветом как кровью и "плавают" головы жертв. Филипп, автор этого портрета, очень увлекался комиксами, вооружёнными до зубов Рембо, мускулистыми монстрами. Все стреляют, убивают (илл. 11).
  
  Недовольство, гнев
  
  Илл. 12, Рамиз 12 лет  []
  
  Илл. 12 Рамиз 12 лет
  
  Гневный человек настроен агрессивно. Рот закрыт, губы сжаты. Челюсть подана вперед. Брови сведены. Седовласый мужчина на портрете Рамиза очень недоволен чем-то. Сердито уставился на нас. Обдумывает ситуацию. Что-то надо предпринимать. Сдвинутые брови и перекошенным ртом, чувствуется скрежет в зубах. От взгляда неподвижных глаз невозможно уйти (илл. 12).
  
  Ужас, крик отчаяния
  
  Илл. 13, Катя 8 лет []
  
  Илл. 13, Катя 8 лет
  
  Как изменяется человеческое лицо, когда страшно? Глаза округляются, брови поднимаются и сводятся в одной точке, для того, чтобы расширить поле зрения. Нижние веки напряжены. Нервозность порождает страх. В состоянии страха, ужаса, крика отчаяния губы растянуты, рот широко открыт. Красный фон в портрете у Кати вместе с чёрными волосами девочки уже создаёт напряжение, тревогу. Голова в Катиной работе напоминает горящую спичку. Глаза и рот в испуге чрезмерно открыты (илл.13).
  
  Страх, испуг
  
  Илл. 14, Рамиз 12 лет []
  
  Илл. 14, Рамиз 12 лет
  
  Застывшие в ужасе глаза. Сдвинутые брови. Невыносимо. Широко открытый рот исторгает вопль отчаяния. При этом в цвете оба портрета написаны яркими радостными красками. Голубой фон не предвещает ничего опасного. Несоответствие цветового решения с "изображением" состояния испуга, страха? Жёлтый цвет лица уже вызывает тревогу (илл. 14).
  
  Горе
  
  Илл. 15, Саломея 12 лет []
  
  Илл. 15, Соломея 12 лет
  
  Скорбь, печаль, несчастье. Начальная фаза горя - шок и оцепенение. "Не может быть!" - немой вопрос. Сдвинутые брови, полные слёз глаза. Тот же красный и чёрный цвет (илл. 15).
  
  Радость
  
  Илл. 16, Димитрий 10 лет []>Илл. 17, Ксения 12 лет []
  
  Илл. 16, Димитрий 10 лет
  Илл. 17, Ксения 12 лет
  
  Вежливо радостно улыбается мальчик Нике в портрете работы Димитрия. Глаза внимательные такие, присматриваются. Нике знает себе цену (илл. 16).
  Отдаваться полностью ощущения радости, как в портрете девочки работы Ксении он не будет. Он осторожен. У Ксении в портрете царит беспредельное счастье. Радостные нежные цвета помогают радостному весёлому смеху (илл. 17).
  
  Выводы
  
  Детские портреты выразительны. Эта выразительность в портрете достигается не тем, что "правильно" передаются внешние формы головы, рисуется "похоже". Дети не задумываются над этим. Они искренни и непосредственны. В этом и заключается секрет создания образов. Дети субъективны и не лукавят. По портрету можно судить, как ребёнок к этому человеку относится. Предложите ему нарисовать ваш портрет или портрет всей семьи.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"