В Толковом словаре Ушакова мы находим такое определение лица:
ЛИЦО́, Передняя часть головы человека. Лицо круглое, продолговатое, бледное, румяное, красивое, безобразное. Черты лица. Мускулы лица. Выражение лица. Эта часть головы, как выражение характера, душевных качеств и состояний. Лицо угрюмое. Веселое лицо. Выразительное лицо.
Надо сказать, что лицо человека с выраженной мимикой (крик отчаяния, страх, испуг, смех, хохот) больше характерен для жанровых композиций. Изображение конкретного человека, его портрет отличается спокойствием, достоинством, передаёт характер и особенности этого человека. В этом изображении не должно быть ничего случайного, что часто мы наблюдаем в фотографии.
Но все эти премудрости задача взрослых. Дети же в своей непосредственности, нисколько не сомневаясь, часто играючи, изображают лица знакомых, лица вымышленных персонажей.
Меня всегда поражало, как они, изображая лицо, даже не всматриваются в того, которого рисуют. Их избирательная зрительная память фиксируют характерные черты. Если им предложить нарисовать кого-нибудь из отсутствующих родных или близких - они это делают. На мои предложения изобразить красавицу-принцессу, ведьму или злодея дети сразу же берутся за работу и награждают каждого характерными чертами. Эти выразительные рисунки бывают часто неожиданными в своём решении для взрослых.
Целую гамму чувств вкладывает ребёнок в свои скупые рисунки.
Они создаются детьми искренне, непосредственно и непредвзято.
В портретных рисунках детей до шести лет отсутствует цвет, если он есть, то имеет чисто эмоциональное значение: через цвет ребёнок показывает своё отношение к изображённому.
Начиная с семи-восьми лет, дети начинают спрашивать о том, каким цветом они должны нарисовать лицо? Их интересует локальный цвет, они испытывают желание нарисовать "похоже".
Какого цвета лицо?
Действительно, каким цветом писать лицо? Взрослые художники, работая над портретом, сталкиваются с той же проблемой. Каким цветом писать лицо?
Детям я отвечаю однозначно: лицо можно писать всеми цветами радуги, белым и чёрным.
Во-первых, цвет лица у людей на Земле отличается большим разнообразием,
Во-вторых, в изобразительном искусстве, в живописи цвет в изображении лица зависит: от поставленной задачи, от цветового решения в композиции, от эмоционального состояния, изображённого в портрете, независимо от локального цвета лица.
В графике чаще всего цвет лица это цвет бумаги, в скульптуре, то же самое - цвет используемого материала, за исключением, когда работу тонируют.
И в-третьих, от индивидуальной манеры художника.
И здесь само время дать им ряд заданий, где цвет в зависимости от изображаемого, от поставленной задачи меняется, он непосредственно учавствует в решении образа, иногда играет главную роль.
Расмотрим несколько характерных портретных работ учеников, иллюстрирующих разнообразие цветовых решений. Выразительные возможности цвета неограничены.
>>
>>
Илл. 1, Нина 8 лет. Последовательность работы над портретом
Этот принцип последовательной работы над портретом хорош для гуаши и темперы.
В акварели можно тоже пользоваться этим способом. Но нужно начинать с подробного рисунка. Рисунок при этом должен быть лёгким, желательно меньше пользоваться стирательной резинкой - сохранить поверхность бумаги (илл. 1).
Илл. 2, Мария 10 лет
Рыжеволосые всегда белолицые. Белый цвет лица в этом портрете подчёркивает состояние внутренней напряжённости. Неподвижные, застывшие глаза, готовы вот-вот пустить слезу. На чёрном фоне всякая другая краска, даже наименее звучащая, звучит сильнее и выразительнее (илл. 2).
Илл. 3, Медиа 7 лет
Чёрный цвет в портрете Медии звучит совершенно по-другому. С жёлтым и красным он вызывает тревогу. В этом портрете всё беспокойно: колючий взгляд из-под опущенных бровей, поджатые сдвинутые в сторону губки, успокаивающее синее отодвинуто к краю листа. Жёлтый вообще, если его много, вызывает беспокойство.
Жёлтый же с чёрным цветом очень контрастное сочетание, даже красный цвет шарфа на портрете не так бросается в глаза как жёлтый. Такой контраст и передаёт это чувство тревоги, опасности (илл. 3).
Илл. 4, Пето 8 лет
Если к жёлтому цвету, при написании лица, примешивать оранжевый цвет или охру, как это сделал Пето, то болезненное выражение портрета исчезает. В паре с дополнительным цветом синим, он выглядит свежим, бодрым, излучает спокойствие. Этому состоянию и помогают глаза - внимательные и сосредоточенно вглядывающиеся. Человек на портрете с большим достоинством смотрит на нас (илл. 4).
Илл. 5, Мелиса 9 лет
И здесь чёрный цвет бирета как камертон выявляет нежные розовые и зеленоватые тона. Этот портрет полон нежного, трогательного, отношения девятилетней девочки к изображённому. Для неё седобородый в очках очень добрый человек. Пастельные цвета сгармонированы так, что мы видим в первую очередь красное пульсирующее сердце (илл. 5).
Илл. 6, Ник 7 лет
Энергией и молодым задором так и веет от этого "вождя краснокожих индейцев". Он вытаращил глаза и скалит зубы. Грозный вид, но выглядит даже несколько испуганно. Зрачки светятся голубизной на коричневом фоне загорелого лица (илл. 6).
Илл. 7, Саломея 8 лет
Темнокожая принцесса - невеста с украшением на голове. Портрет решён в тёплых охристо-коричнево-розовых тонах. На лице блуждает счастливая улыбка, полуприкрыты глаза. Девочка мечтает (илл. 7).
Илл. 8, Мария 9 лет
Женское божество - нимфа. Олицетворяет силы природы. Голубое лицо как озеро в лесу. Рот открыт, а звука вроде нет, но эхо где-то далеко в ночной тишине вздохом отзовётся. Всё таинственно и загадочно. Отблеск луны на божественных плечах, а может она отражается вместе со звёздами в омуте... (илл. 8)
И спокойствие, и страх, и горе, и радость...
Как мы видим, цвет лица играет определённую роль в передаче эмоционального настроения, в создании образа в портрете.
Мимика лица передаёт сильное кратковременное чувство: эффект, мимолётное настроение.
Выражение лица - это работа в первую очередь определённых мимических мышц. Такие мимические мышцы распологаются вокруг рта, глазниц, носа и уха.
Вспомним в детских рисунках улыбающее солнце. Уголки рта подняты к верху, а если дети рисуют сердитое лицо - уголки рта опущены вниз. Дети не знают анатомии. Они интуитивно изображают лицо спокойное (мудрое), изображают радость или горе.
Для задания "мимика, разные выражения лица" в схематичном виде изображены лица: спокойные, радостные, гневные.
Илл. 9, Различные эмоции при сокращении мимических мышц лица
Спокойное и мудрое выражение лица. Портрет как икона. Задумчивый взгляд в себя. Нежные пастельные цвета. Работа выполнена акварелью; лицо сначало нарисовано карандашом, потом цвет очень жидкой краски нанесён большой кистью последоватольно: лицо, потом волосы, фон, в заключении большие красные губы и рама портрета. В каждом этапе акварельная краска должна была высохнуть. Фломастером прорисованы глаза и нос (илл.10).
Илл. 11, Филипп 11 лет
Зловещее спокойствие. Безбровое худое лицо с холодными пустыми глазами. Тонкие губы у большого как щель рта выдают нам портрет главаря преступной организации. Торговцы оружием или наркотиками?
Одно ясно и это выдаёт нам фон этого зловещего портрета. Вокруг головы всё залито красным цветом как кровью и "плавают" головы жертв. Филипп, автор этого портрета, очень увлекался комиксами, вооружёнными до зубов Рембо, мускулистыми монстрами. Все стреляют, убивают (илл. 11).
Недовольство, гнев
Илл. 12 Рамиз 12 лет
Гневный человек настроен агрессивно. Рот закрыт, губы сжаты. Челюсть подана вперед. Брови сведены. Седовласый мужчина на портрете Рамиза очень недоволен чем-то. Сердито уставился на нас. Обдумывает ситуацию. Что-то надо предпринимать. Сдвинутые брови и перекошенным ртом, чувствуется скрежет в зубах. От взгляда неподвижных глаз невозможно уйти (илл. 12).
Ужас, крик отчаяния
Илл. 13, Катя 8 лет
Как изменяется человеческое лицо, когда страшно? Глаза округляются, брови поднимаются и сводятся в одной точке, для того, чтобы расширить поле зрения. Нижние веки напряжены. Нервозность порождает страх. В состоянии страха, ужаса, крика отчаяния губы растянуты, рот широко открыт. Красный фон в портрете у Кати вместе с чёрными волосами девочки уже создаёт напряжение, тревогу. Голова в Катиной работе напоминает горящую спичку. Глаза и рот в испуге чрезмерно открыты (илл.13).
Страх, испуг
Илл. 14, Рамиз 12 лет
Застывшие в ужасе глаза. Сдвинутые брови. Невыносимо. Широко открытый рот исторгает вопль отчаяния. При этом в цвете оба портрета написаны яркими радостными красками. Голубой фон не предвещает ничего опасного. Несоответствие цветового решения с "изображением" состояния испуга, страха? Жёлтый цвет лица уже вызывает тревогу (илл. 14).
Горе
Илл. 15, Соломея 12 лет
Скорбь, печаль, несчастье. Начальная фаза горя - шок и оцепенение. "Не может быть!" - немой вопрос. Сдвинутые брови, полные слёз глаза. Тот же красный и чёрный цвет (илл. 15).
Радость
>
Илл. 16, Димитрий 10 лет
Илл. 17, Ксения 12 лет
Вежливо радостно улыбается мальчик Нике в портрете работы Димитрия. Глаза внимательные такие, присматриваются. Нике знает себе цену (илл. 16).
Отдаваться полностью ощущения радости, как в портрете девочки работы Ксении он не будет. Он осторожен. У Ксении в портрете царит беспредельное счастье. Радостные нежные цвета помогают радостному весёлому смеху (илл. 17).
Выводы
Детские портреты выразительны. Эта выразительность в портрете достигается не тем, что "правильно" передаются внешние формы головы, рисуется "похоже". Дети не задумываются над этим. Они искренни и непосредственны. В этом и заключается секрет создания образов. Дети субъективны и не лукавят. По портрету можно судить, как ребёнок к этому человеку относится. Предложите ему нарисовать ваш портрет или портрет всей семьи.