Айххорн Роман Эрихович : другие произведения.

Глава 10. Чудеса в музее

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  ГЛАВА 10. ПОСЕЩЕНИЕ МУЗЕЯ
  
  Дети любопытны и любознательны. Особенно, если представляется возможность посетить места, где в их представлении ожидается много незнакомого и загадочного. Это, в первую очередь, полумрак историко-краеведческого музея. Таинственно высвечиваются из темноты витрин неведомые насекомые, птицы, звери, особенно если это гигантские фигуры ископаемых динозавров или мамонтов. Представьте себе скелет целого динозавра или гигантского, в натуральную величину мамонта, волосатого, глаза блестят, вот-вот дышать начнёт.
  Поэтому есть смысл осмотреться, нет ли рядом музея, где можно увидеть что-то подобное. Ведь природные феномены, исключительные животные и растения, также вопрос о происхождении обжитой и необжитой природы очаровывали издавна людей. В Историческом музее природы находятся обширные коллекции из современного и доисторического времени. Наряду с экспонатами из сегодняшней фауны и флоры - многочисленные находки из геологического прошлого нашей планеты и конкретного ее региона.
  Посещение историко-краеведческого музея это целое событие
  Изучив особенность своего музея, я могу со знанием дела вести группу своих маленьких учеников на экскурсию. И не только на экскурсию. Ознакомившись с экспонатами, они должны перенести на бумагу свои впечатления. Такова цель посещения музея. Это подробно обсуждается перед поездкой.
  В основной экспозиции историко-краеведческого музея, который мы чаще всего посещаем, можно увидеть большие кости мамонта, голову динозавра, буйвола, крокодила, окаменевший наутилус и др. Это поразительно! Трудно представить себе, что Центральная Европа когда-то была дном моря, и по берегу среди доисторических зарослей бродили динозавры и мамонты.
  Дети в музее сначала взволнованно носятся от одного объекта к другому. Им всё интересно. Всё хочется увидеть, ничего не пропустить. Для начала нужно дать им возможность осмотреться.
  Как-то попали мы на передвижную выставку пауков и скорпионов. Эти насекомые жили в застеклённых витринах, прятались среди камней и веток. Мальчики, обнаружив их, приходили в полный восторг, девочки же брезгливо отворачивались, но тоже смотрели с интересом.
  
  Фото 1. Ян и нестрашный
  Фото 2. Мы проводим
  Фото 3. Фото с
  
  Фото 1. 2. 3. В историко-краеведческом музее:
  
  1. Ян и нестрашный "бизон" (илл. 1). Ян пытается понять выражение глаз у бизона. Он внимательно всматривается. Для него это чудо: стоит рядом некто большой волосатый и тоже смотрит на него, и даже позволяет себя погладить.
  2. Мы проводим "раскопки" по размеченным квадратам. В углу большого зала стоит сооружение похожее на песочницу. В действительности это не настоящая песочница, а волшебная. В ней можно раскопать самые необыкновенные предметы. В свои шесть лет можно стать археологом и раскопать кость неведомого животного. Какой восторг! В восемь лет можно раскопать и собрать целый скелет летающей черепахи! Смотреть на скучные ряды костей в витринах - мало интересного. А вот самому их раскопать - это здорово захватывает! (илл. 2)
  3. Фото с "лосенком" на память, а "мамонт" торопится попасть в кадр... Дети счастливы были фотографироваться рядом с овцебыком (слева) и лосенком (справа) на фоне гигантского мамонта, одна нога которого толщиной в две их фигурки (илл. 3).
  
  Фото 4. Кевин-исследователь []
  Фото 5. Встреча с грустной информацией []
  Фото 6. А этот экспонат интересен всем!
  
  Фото 4. 5. 6. В историко-краеведческом музее (продолжение):
  
  4. Кевин-исследователь. На Кевина самое большое впечатление, конечно, произвела большая окаменевшая голова динозавра (Tyranosaurius). Пристроившись рядом на полу, такой маленький, он пытается на крошечном листке бумаги поместить такую большую голову. Как вы думаете, удалось ему это?
  5. Встреча с грустной информацией. Эти красавицы - степные зебры почти вымерли на Земле, их осталось только 23 экземпляра во всем мире. Девочки полны сочувствия и спешат увековечить их в своих рисунках.
  6. А этот экспонат интересен всем! "Медвежонок", взобравшись на ствол, не менее любознателен: что это делает ребятня на корточках на полу? Зачем им эти белые листочки?
  
  Музей Античного корабельного дела
  
  Фото 7 []
  Фото 8 []
  Фото 9. []
  
  Фото 7. 8. 9. В музее Античного корабельного дела.
  
  Выставка показывает, как был организован римский флот и какие у него были задания. К примеру, в районе города Майнц археологи раскопали остатки кораблей и лодок времён римской империи. Реконструированы два боевых корабля (илл. 9) римского флота. Вместе с оригиналами деталей, найденными при раскопках, они являются ядром музея Античного корабельного дела в Майнце. Они были сторожевыми на Рейне и наблюдали за племенами воинственных германцев в пограничных районах.
  Фрагменты кораблей реставрировали и собрали в специальном цехе сотрудники музея. Работу реставраторов и модельных мастеров посетители могут видеть через окно в мастерскую.
  Экспозиция дополняется богато иллюстрированной информацией об античном судостроении. На больших красочных панно с детальной прорисовкой (илл. 7) стоящих вдоль стен, изображены гавань, каменные стены и ворота города. У берега стоят корабли, снуют портовые рабочие, купцы, легионеры - изображена обычная жизнь портового города около двух тысяч лет тому назад.
  Дети мгновенно окунаются в эту атмосферу. Стоя возле панно, они с интересом рассматривают весь процесс строительства корабля: перед их глазами рабочие обрабатывают стропила, ставят мачту, прикрепляют вёсла, шьют паруса. Живое детское воображение позволяет ребятам постоять возле портовой лавочки с невиданными товарами, без опаски поглазеть на вооруженного до зубов римского легионера. Не только работу кораблестроителей можно увидеть в музее, но и скульпторов того времени. Многочисленные рельефы и круглая скульптура рассказывает о своеобразной жизни римлян на земле европейского севера.
  Наполнившись впечатлениями, дети устраиваются прямо на полу, и рисуют "с натуры" небольшой римский торговый корабль, который в те незапамятные времена перевозил вино (илл. 8). Рисовать же настоящий корабль с поднятыми вёслами не каждому удаётся (илл. 9). Зато разрешается побегать по палубе этого корабля.
  
  Рисовать - значит исследовать
  
  В большой сумке у меня фанерки под формат бумаги А 4. Бумага, карандаши мягкие 2М-3М, резинки в коробке. Я раздаю ученикам по набору, необходимому для рисования и объясняю задание: внимательно всё смотрим, самое интересное зарисовываем. Это - наброски, для памяти, чтобы потом в мастерской каждый мог выплеснуть на бумагу свои впечатления уже в виде композиций.
  Дети с самым серьёзным видом разбегаются. Я наблюдаю за ходом работы. Подсказываю. Советую рисовать только на одной стороне бумаги. Готовый рисунок забираю, подкладываю новый лист бумаги. И неожиданно от этой неугомонной детворы у меня в папке целая пачка первоклассных карандашных набросков! Некоторые рисунки с надписями: гусь, крот, раковина, деталь корабля и т. д. (илл. 10-15).
  Изучать натуру с карандашом в руке. Что может быть ценнее. Ты чувствуешь себя исследователем, а не пассивным созерцателем. На бумаге остаётся тобою отобранное, изученное, затем это превращается в рисунок и он становится близок и дорог. Поэтому среди множества объектов музея дети выделяют и запоминают именно то, что они долго рассматривали и рисовали.
  Во всех археологических экспедициях, в коллективе всегда находится художник. Его задача зарисовывать находки археологов. Никакая фотокамера не заменит внимательный исследовательский глаз художника.
  
  Илл. 10 []
  Илл.14 []
  Илл 12 []
  Илл. 13 []
  Фото 11 []
  Илл. 15 []
  
  Илл.10 - 15. Наброски.
  
  Музей природы глазами детей
  
  В мастерской продолжается работа. И это очень важно. Ученики должны суметь увиденное, пережитое перенести на бумагу, изобразить красками в виде композиций.
  Самое главное это живые впечатления от посещения музея, ведь в памяти остаётся самое интересное, то, что поразило, взволновало.
  
  Илл. 16 - Чагла 8 лет, <Илл. 17 - Лилиана 9 лет,
  
  Илл. 16 - Чагла 8 лет, "Окаменевшая голова динозавра"
  Илл. 17 - Лилианe 9 лет, "Овцебык"
  
  В работе Чаглы (илл. 16) прежде всего, мы видим окаменевшую гигантскую голову динозавра. Эта голова занимает центральное место. Прописаны большие зубы - по мнению автора - самое впечатляющее.
  Маленькая художница изобразила себя лицом к зрителю, а учителя - со спины (надо сказать, с большой портретной схожестью). Девочка достает из своей папки рисунок, чтобы показать его учителю. Хорошо передан масштаб: очень большая голова динозавра и маленькие люди. Жанровая сцена, да и только. Есть и своеобразный драматизм в этой работе.
  В другой работе такого рода, похожей по композиции, драматизм отсутствует (илл. 17). Здесь - повествование. В зале стоит большая фигура овцебыка ("Moschusochse", так указано на табличке рядом). Автор работы Лилиана изобразила себя сидящей на скамье. Она отдыхает, набегавшись по музею. На стене - большой доисторический пейзаж и карта - путеводитель по музею. В работе - точное чувство пропорций (большое - маленькое) и композиции (большое тёмное пятно фигуры быка на переднем плане повторяется тёмным пятном куста в настенной картине). Во всей композиции чувствуется диагональ с наклоном вправо. Единственный противовес - диагональ влево - это маленькая фигурка девочки, сидящей на скамье.
  
  Илл. 18 - Ксения 9 лет, <Илл. 19 - Кати 9 лет,
  
  Илл. 18 - Ксения 9 лет, "Мы фотографируемся"
  Илл. 19 - Кати 9 лет, "Зубастый крокодил"
  
  Ксения (илл. 18) представила себе, что она с друзьями фотографируется на фоне скелета огромного древнего животного. Для работы пригодился рисунок скелета, сделанный в музее. Живописные фигурки детей хорошо гармонируют с графикой фоновой фигуры. Если у Ксении дети стоят на переднем плане, спокойно позируя, то Кати (илл. 19) изобразила чрезвычайно драматическую ситуацию: разинув зубастую пасть крокодил кинулся на мирного дельфина, замерла на месте перепуганная зебра, а над головой крокодила в панике улетает большая птица. Дети видят эту сцену и, взволнованно жестикулируя, обсуждают ее. Кати изобразила всю группу, стоящую спинами к зрителям. Она выразительно и точно передала характер и возраст каждого из ее друзей.
  
  Илл. 20 - Саломея 9 лет <Илл. 21 - Ксения 9 лет
  
  Илл. 20 - Саломея 9 лет "В музее"
  Илл. 21 - Ксения 9 лет "В зоопарке"
  
  Сосредоточенную атмосферу музея хорошо передала Саломея (илл. 20). На ее карандашном рисунке группа детей ходит по музею и с интересом рассматривает экспонаты: скелеты быка и динозавра, чучела мамонта и тибетского быка яка. В этой работе тоже хорошо переданы индивидуальные черты каждого посетителя, дотошно прорисованы одежда, обувь, прически, жесты. А вот в работе Ксении (илл. 21) все внимание цвету. Фигурки почти условны и живописны. Здесь именно дети пришли в зоопарк и гуляют между клетками с живыми животными. У животных довольно грустный вид. А дети этого не замечают.
  
  Место, где я живу, миллионы лет тому назад
  
  После посещения историко-краеведческого музея и музея Античного корабельного дела в Майнце, я предлагаю детям представить себе, как выглядела местность, в которой они живут:
  1.от 30-ти до 1-го миллиона лет тому назад
  2.во время Великой Римской Империи.
  Формат бумаги: А 2. Краска: гуашь, темпера или акрил.
  Ребята взялись за работу. Они использовали свои наброски и, конечно, впечатления от посещения музеев, свою фантазию и опыт работы с материалом, накопленный за время обучения.
  
  Илл. 22 - Вилфрид 11 лет, <Илл. 23- Кати 11 лет,
  
  Илл. 22 - Вилфрид 11 лет, "Ледниковый период"
  Илл. 23- Кати 11 лет, "Тропики в Европе"
  
  Изучая историю своего края, дети с удивлением узнают, здесь, где они сейчас живут, где находится их город с большими домами, автотрассами, рассекающими местность, предприятиями с фабричными трубами и прочими современными строениями, тридцать миллионов лет тому назад всё выглядело по-другому.
  Землю покрывал древний океан, плавали 10 метровые рыбы: пра-пра-...-прадеды нынешних акул, жили колючие скаты и мирные сирены (подобие современных тюленей). В этом морском бассейне обитались миллиарды маленьких улиток. Бегемоты в Рейне - и в ледниковый период? - какое странное сочетание, но это соответствует фактам. Саблезубый тигр, которого все боялись, древние львы и леопарды жили в нашей местности. А еще динотерий - предшественник сегодняшних слонов. Он имел короткий хобот и согнутые вниз бивни. Не правда, ли впечатляет!
  Прошло много миллионов лет, климат изменился, а океан исчез. Стало существенно холоднее, наступил ледниковый период (примерно от 2 млн. до 10 000 лет до нашего времени). Многие из животных вымерли, другие переселялись в более теплые края. Их место заняли новые обитатели, которые смогли приспособиться к холоду. К ним принадлежали такие, как покрытый длинными волосами, лохматый мамонт, шерстистый носорог, овцебык и степной слон. Это могучее животное было высотой свыше 4 м. (!) Его изогнутые бивни были длиной до 5 м. Имелись также лоси, северные олени, пещерные медведи и волки.
  
  Откуда мы всё это знаем? Конечно, благодаря посещению музея.
  Потом снова стало теплее. Даже теплее чем сегодня. Река превратилось в озеро. Теперь пальмы обрамляют береговую линию. Крокодил с нетерпением ожидает добычу. Плавник гигантской акулы скользит по воде. Только на удалении немногих шагов от берега, в заливе, появляется странное животное этого мира - сирена.
  Конечно, никто этого не видел. Человека в это время ещё не было. В музее в специальных стеклянных витринах лежат отдельные кости: зубы, череп, позвоночник, отдельные позвонки. Вот этот зуб принадлежал доисторической акуле, это - челюсть древнего льва, а эта кость принадлежала давно исчезнувшему носорогу. По таким находкам ученые сегодня представляют себе обитателей нашей местности много миллионов лет тому назад и восстанавливают по этим находкам картину тогдашнего мира.
  На моих учеников такие сведения производят замечательное действие. Их воображению больше не знает пределов. Дети чувствуют себя и археологамм и учёными-историками и художниками, ведь они тоже воссоздают древний мир на бумаге. Посещение музея - удивительное мероприятие.
  К примеру, Вилфрид (илл. 22) изобразил почти всех доисторических животных, которые были представлены в качестве экспонатов. Даже трудно себе представить, что на этом месте, где мы живём, когда-то жили мамонты, медведи, было холодно, много снега и льда. Не зря же называют этот период ледниковым!
  В работе у Кати (илл. 23) снег растаял, в воде живут крокодилы, на берегу бегают зебры, слоны и львы. Тропики, да и только! Пальмы напоминают нам время, проведённое в отпуске на Амазонке в Америке. Только осторожно. Крокодилы!
  
  Илл. 24 - Лилиана 11 лет, <Илл. 25 -Тая 11 лет,
  
  Илл. 24 - Лилиана 11 лет, "Римские укрепления"
  Илл. 25 -Тая 11 лет, "Перевозят бочки с вином"
  
  А как же было во времена Римской империи?
  
  Римляне расширяли свои владения, теснили местных жителей, строили поселения, акведуки, города и, естественно, они укрепляли эти города, строили высокие стены. Ставили вышки, чтобы следить за воинственными соседями - германскими племенами. Лилиана (илл. 24) изобразила защитную стену из брёвен с вышкой для наблюдения и рвом, заполненным водой. Такие укрепления нужны были, чтобы защищать жителей города и безопасный перевоз товаров на судах.
  Можно быть уверенным, что бочки с вином, которые перевозились по реке при свете звезд, как это запечатлено в работе у Таи (илл. 25), доставлялись к потребителю в целости и сохранности.
  
  Илл. 26 - Владимир 11 лет, <Илл. 27 - Вилфрид 11 лет,
  
  Илл. 26 - Владимир 11 лет, "Корабли у ворот города"
  Илл. 27 - Вилфрид 11 лет, "Речь Сенатора"
  
  На пристани возле ворот города стоят корабли с товарами, охранники следят за порядком. Прочные стены с башнями защитят горожан от злого врага, а в город по зеленым полям ведет прямая дорога от самых ворот. Так, во всяком случае, повествует нам в своей работе Владимир (илл. 26).
  Вилфрид (илл. 27) "подсмотрел и услышал" речь Сенатора. Стоя на ступеньках Дворца Правосудия, Сенатор произносит мудрые слова перед народом. Золотой трон, высокие колонны Дворца, яркое синее небо с летящими облаками говорят о том, что в стране всё хорошо, народ защищён и обеспечен.
  
  Выводы
  
  Прошлое нашей Земли, нашей Родины исследуется археологами, учёными, есть ещё много белых пятен. Ещё неизвестно, откуда пришла, и почему исчезла высокоразвитая цивилизация хеттов, где находилась Атлантида, что мы знаем о Гиперборее, Аркаиме? Много вопросов, проблем ждёт своих исследователей. Задача музея показать наглядно, во времени и пространстве кто мы и откуда мы пришли. Наше прошлое. Зная наше прошлое, мы будем хорошо ориентировать в будущем. И как Вы думаете, кому все это особенно интересно? Да-да, нашим детям, ведь им принадлежит будущее. Пусть они смотрят, замечают, обдумывают, и, наконец, рисуют то, что им запомнилось, запало в юные души. Они видят прошлое ясными глазами и делают прекрасные выводы для жизни в настоящем.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"