|
|
||
Выдающийся художник-живописец, график, профессор и общественный деятель, вице-президент и академик-секретарь Отделения живописи Российской академии художеств, Почетный президент Международной ассоциации изобразительных искусств (АИАП) при ЮНЕСКО, вице-президент Международной федерации художников России, действительный член Академии изящных искусств Азербайджана, Академии творчества, член-корреспондент Академии искусств Франции, почетный член Международной академии Экоэнергии, почетный член Фонда культуры и образования штата Монтана (США), почетный гражданин городов Трентона и Санта Фе (США). В течение 18 лет он руководил Союзом художников СССР и почти 30 лет отдал педагогической работе. Почетный член общества деятелей изобразительного искусства Австрии, Союза художников
Германии. Награжден золотой медалью Российской академии художеств и золотой медалью им. М.Грекова (1977), лауреат Госпремии СССР (1968), Госпремии Азербайджана (1965, 1970), премии I степени на Международной выставке живописи в Софии (Болгария), Международного фестиваля молодежи и студентов в Вене, Герой социалистического труда, кавалер орденов Ленина, Революции,
Трудового Красного знамени, Дружбы народов, болгарского ордена Кирилла и Мефодия I степени, орденов Польши, Монголии и других стран.
И это далеко не все! И это все о нем! Нашем соотечественнике, известность которого уже давно и поистине всемирна. Сегодня многие города мира, штаты США почитают за честь объявить Таира Салахова своим почетным гражданином. В прошлом году, когда художник отмечал свой юбилей, президент Азербайджана Г.Алиев наградил его орденом Истиглал, а президент России Б.Ельцин орденом За заслуги перед отечеством. Практически в те же дни Испанская Королевская академия изящных искусств Сан Фернандо приняла Таира Салахова в члены-корреспонденты. И хотя академия Сан Фернандо далеко не первая в весьма впечатляющем списке международных академий, членом которых Т.Салахов ныне является, однако услышав эту новость, художник очень обрадовался. Дело в том, что звонок из Испании (а звонили на мобильный телефон) застал его у книжного пассажа, так называемого азербайджанского Монмартра, куда Таир муаллим
пришел навестить знакомых художников, посмотреть их новые работы. Мне было очень приятно, что я получил это известие, будучи в Баку, на своей родине, рядом с художниками, которые пропагандируют наше искусство и которых я всегда поддерживал - поделился Таир Салахов с вашим корреспондентом.
Вообще, каждая встреча с Таир муаллимом - это целое море интереснейшей информации, поскольку жизнь его богата событиями, а на встречи с журналистами времени практически не остается. И все же сегодня Таир Салахов наш собеседник.
НЕ БИЗНЕСМЕН
- Когда я позвонила к Вам на дачу, чтобы договориться об интервью, Вы
ответили, что работаете... Казалось бы, сегодня, когда Вы достигли такой известности, когда Вас знают и почитают главы многих государств, другие влиятельные лица, Вы могли бы просто почивать на лаврах, но Вы вновь работаете. Что это - состояние души, необходимость или привычка?
- Наверное, это внутренняя потребность и ответственность. Я никогда не считал, что звания, награды - главное в моей жизни. Вот подумал недавно, что для меня самое счастливое в жизни? И пришел к выводу, что самыми счастливыми являются минуты, когда я завершаю очередную работу. Когда этого нет, я не могу чувствовать полного удовлетворения. Поэтому я постоянно работаю, стараясь быть современным по форме. В прошлое лето, например, будучи на даче, я работал над тремя портретами лауреата Нобелевской премии Германа Гесса, человека очень известного во всем мире. Конечно, это не единственное, над чем я работал тогда, но портреты Гесса были заказаны мне музеем в Лугано (Швейцария). Представьте себе, что портреты, сделанные в Баку, Нардаране, поехали в Швейцарию, где уже выставлены в музее. Для меня работа - это моя жизнь.
- На дачу обычно ездят, чтобы отдыхать, а Вы, получается, ездите, чтобы работать... Или все-таки бывает возможность отдохнуть?
- Знаете, приятное с полезным... Конечно, бывают и моменты отдыха. У меня уже установлен определенный ритм жизни: утром - отдых, с 11 утра до 6 вечера - работа, причем никто тебя не заставляет, сам работаешь, а по вечерам, бывает, приезжают гости или я сам езжу. Так что ритм налажен.
- А над чем, если не секрет, Вы сейчас работаете?
- В Москве я закончил серию картин, посвященных Италии, работаю над портретом Ростроповича, а на мольберте у меня стоит работа, посвященная рыбакам. На даче в Нардаране я пишу сейчас один драматичный пейзаж. Знаете, будучи этой весной в Баку, я увидел могилу святого - небольшое белоснежное здание с зеленным куполом, маленькими дверьми, а рядом сухие ветви деревьев, на которых еще не
успела появиться листва. Это очень сильно подействовало на меня, и я решил нарисовать. Недавно ко мне на дачу приезжали гости из Турции, видели этот пейзаж, и он им очень понравился. Написал я также вид на море из мастерской. Кроме того, делаю, естественно, наброски, рисунки людей, например, своих соседей по даче. Особенно часто, почти каждый год, рисую моего соседа Муртуза.
- Вы никогда не думали о том, чтобы использовать свой имидж, связи и
делать за счет этого бизнес, как, например, Иосиф Кобзон?
- Вы знаете, сейчас, конечно, тяжелое время, и все стремятся чем-то заняться, чтобы как-то прожить это время, но, видимо, у меня натура не бизнесмена. Мои друзья тоже часто спрашивают: Почему ты бизнесом не занялся? На что я отвечаю: Если то, что ты занимаешься бизнесом, и капитал, который ты заработал, дали бы тебе бессмертие, то этим, может быть, стоило бы заниматься, но когда и люди с капиталом и простые люди одинаково уходят из жизни, то лучше уж все-таки делать себе имя - имя человека, художника, который занимался любимым делом. Это само по себе и есть бессмертие. Я считаю, что бизнес не
должен быть идеалом для художника.
- А как часто друзья, зная весьма благосклонное и почтительное отношение к Вам многих влиятельных людей, обращаются с просьбами
посодействовать в каких-то делах, и как Вы реагируете на такие просьбы?
- То, что в моих силах и возможностях, я делаю, но никогда не вмешиваюсь в дела, не касающиеся меня и моего творчества. Я мог помочь художнику, деятелю культуры в любых вопросах, связанных с культурой, но лезть в какие-то иные дела мне сложно. Многие люди, которые обращаются ко мне, - простые граждане, живущие рядом с мастерской, моим домом, как здесь, так и в Москве, или в Нардаране, где моя дача. По возможности я стараюсь сочувствовать, сопереживать и помогать. Ведь я сам прожил тяжелую жизнь и понимаю все сложности, которые сейчас испытывают эти люди.
КНЯЗЬ
- Я видела у вас множество дипломов Академий художеств, Академий
искусств различных стран. Это вполне заслуженная дань Вашему
творчеству, таланту, профессионализму. Но среди Ваших дипломов и
грамот есть еще одна, весьма интригующего содержания - Грамота о
пожаловании дворянства, по которой вам присудили титул князя.
Интересно, при каких обстоятельствах Вы стали князем?
- Несколько лет назад я принимал в Москве царскую семью Романовых. А до этого - лет 5 назад - мы с супругой были в гостях у Романовых, Владимира Кирилловича и Леониды Георгиевны, в Париже. В Москве Мария Владимировна и Леонида Георгиевна Романовы пригласили нас с супругой на обед к себе в резиденцию. Во время этого обеда Романовы выразили желание пообедать в восточном ресторане, и я пригласил их в ресторан Баку. Мы пришли туда компанией в 16 человек и провели очень приятное время. Романовы попробовали практически всю азербайджанскую кухню, познакомились с шеф-поваром - азербайджанцем - все это оставило у них очень приятные впечатления. Они даже сказали, что если когда-нибудь решат посещать республики СНГ, то в первую очередь приедут в Азербайджан. Тогда, видимо, и было решено оказать мне этот знак внимания. А саму грамоту мне вручила на собрании всего синклита Джуна, которой уже был дан титул княгини.
- Ощущаете ли Вы себя князем?
- Я не отношусь к этому так серьезно. Думаю, что важно прежде всего внутренне иметь эти качества, воспитание. Во время нашего визита к Романовым, я сказал Владимиру Кирилловичу, что слышал его интервью, данное во время визита в Санкт-Петербург. И вдруг он спросил: А что Вы запомнили?. Я сначала смутился немного, но потом сказал: Вам задали вопрос, хотите ли бы Вы переехать в Россию и руководить ею. Вы тогда ответили, что хотели бы служить России. Это разные вещи, и потому эти вопрос и ответ мне запомнились. Он ответил: Спасибо Вам, что Вы это запомнили!. Затем он очень внимательно рассматривал мои монографии и в течение получаса ничто иное для него не существовало, он задавал вопросы по каждой странице моей книги. Его интересовало и то, как я ездил к рыбакам, нефтяникам, чтобы рисовать их, и история различных портретов, в том числе детского портрета Айдан, портрета Шостаковича, декораций к Кероглы, Антонию и Клеопатре. Я никогда не встречал такого подхода. Это воспитание и уважение к людям. Помню, выходя из ресторана Баку, Романовы подали швейцарам руки - те до сих пор помнят это. Так что любой титул - это не только название, но и внутреннее воспитание!
- По-моему, ни у кого не может быть сомнений в Вашем внутреннем
воспитании, высочайшей интеллигентности...
- Большое спасибо! Просто я делюсь с Вами своими впечатлениями о
титулованных особах. Великое счастье видеть таких людей и их поступки. Титул не должен быть просто бумагой. Сейчас в Азербайджане тоже дают дворянские звания, и я хотел бы, чтобы это тоже было бы не просто записью на бумаге, а имело бы большое внутреннее значение.
НЕ КОЛЛЕКЦИОНЕР?..
- То что Ваша сестра - Зарифа ханум Салахова - коллекционирует
мини-книги известно уже не только во всей республике, но и за ее пределами. Вы тоже не первый год собираете старинные вещи: ковры, медную посуду... Как давно началось это увлечение?
- Давно! Вы знаете наша национальная посуда, в частности медная, действительно очень красива, и это всемирно признанный факт. Но то, что я делаю, это не столько коллекционирование и вовсе не страсть к собиранию красивых вещей. Просто я стараюсь, чтобы эти вещи не ушли из республики, стараюсь как-то сохранить все это. Вот эти ордена, медали, которые Вы видите на одном из ковров, - не мои, я их купил на базаре. В эти награды вложены труд, героизм людей, которые, находясь в бедственном положении, их продают. А я не хотел, чтобы это ушло из республики в другие страны и потому купил. Видите, в этом уголке, я создал такой поп-арт из ковров с портретами вождей. Это уникальные ковры, где все надписи сделаны хоть и на русском языке, но латиницей, а некоторые слова написаны наоборот. Видимо, эти ковры были чем-то вроде карикатур, и люди в советское время из страха их спрятали. Это реликвии времени.
- А у Вас не было желания провести выставку и показать эту уникальную
коллекцию людям, по-моему, это очень интересно...
- Думаю, когда-нибудь я открою двери своей мастерской, и здесь будет что-то вроде галереи, люди смогут придти, посмотреть, получить какие-то впечатления. Думаю, этот момент настанет.
ЯБЛОКИ ОТ ЯБЛОНИ
- Одному внуку уже 20, другому 5-6 лет. Они уже живут своей жизнью. Вот вчера я говорил со старшим внуком, и он меня обрадовал, что к 50-летию нефтяной промышленности решил издать в Москве календарь, составленный из моих работ, посвященных нефти. Он даже нашел уже спонсора, сделал первоначальные эскизы и прислал мне их посмотреть. В календарь войдут такие мои работы, как На Каспии, Волны, Остров семи кораблей, Портрет нефтяника, Ремонтники и
другие.
- Как я поняла, Ваши внуки интересуются Вашим творчеством, но не
пошли Вашим путем?
- Внуки - нет, но вот дочери... Айдан, например, художница. Она недавно вместе с мэром Москвы Юрием Лужковым организовала благотворительный аукцион для больных раком. Некоторые фирмы подарили аукциону для продажи часы, некоторые - фирменную одежду. Я подарил свою работу, которая была куплена одной актрисой. Я привез с собой каталог, рассказывающий об этой акции, поскольку хочу предложить провести здесь аналогичный аукцион и для наших больных раком, наркоманов, нуждающихся в лечении, а также беженцев. Мне кажется, что этот момент для нас серьезен, и я хочу посоветоваться с друзьями, чтобы это провести.
- Вы с такой теплотой говорите о своих внуках, дочерях, что перед глазами встает картина большого дружного семейного круга единомышленников. Не было желания нарисовать семейный портрет, где изобразить и себя, и супругу, и дочерей, и внуков...
- Я как-то не думал об этом. Отдельные портреты дочери Айдан и своей супруги я рисовал, но вот всю семью... Семейные фотографии у нас есть, но идеи написать семейный портрет у меня не было, надо прийти к этому...
(сентябрь, 1999)