Настоящая большая слава приходила ко мне дважды. Оба раза все центральные газеты так прямо и написали: отец - инженер. Без лишних деталей и никому не нужных подробностей. Оба раза знаменитым меня делала дочка.
Первое событие было приятным до чрезвычайности - по ее рисунку почтовое ведомство Израиля выпустило государственную почтовую марку. Статьи в газетах, телевизионная передача, недельный полет в Лос-Анджелес с одним из родителей бесплатно... Шум, гам... Было ей тогда 12 лет. - Какая странная жизнь, - поделилась она со мной, - когда я делаю что-то всерьез, вкладывая душу, никто на это не обращает внимания. А тут - левой ногой, за полчаса... Рассказал ей все, что думаю о путях превращения каляк-маляк в шедевры.
Второе событие было вторым не только по порядку, но и по приятности. Аська к тому времени училась в 9-м классе необыкновенно снобистской школы с художественным уклоном. Дети актеров, художников... Богема сраная. В один из дней мне на мобильный вдруг позвонил директор школы: - Ты только не волнуйся - с Асей все в порядке, она сидит рядом со мной. Я только хочу попросить твоего разрешения на публикацию интервью с ней (по израильским законам, без согласия родителей, в прессе нельзя упоминать даже имени ребенка). - В связи с чем? - опешил я. - Видел ли ты ее последнюю работу? - ответил он как самый настоящий еврей. - Н-н-не знаю... не уверен... она много чего делает... - Ну, в общем, так - эта работа висит у нас на выставке, я считаю ее очень талантливой, но многим учителям она кажется провокативной, и они требуют ее снять... - Знаешь что, - пришел я в себя, - у меня нет, в общем, возражений против интервью, но мне бы хотелось сначала поговорить с Асей, да и на работу посмотреть... - Да, да, конечно - приезжай, буду очень рад с тобой познакомиться. Дома я выяснил вот что: на уроке было дадено задание склеить коллаж из подручных материалов - на столе была свалена куча разнообразной маленькой... ну, как на полотнах Брейгеля. А из дому Аська захватила одну из вот таких штук
Это итальянская паста, несколько лет назад я купил упаковочку без отчетливо выраженных кулинарных намерений. Стоит себе (банка) на кухне в декоративных целях. Изделия представлены в цветовой палитре, состоящей из красноватого, черного и телесного цветов. То ли дань политкорректности, то ли символ нерушимого братства народов. В общем, одна такая штука была захвачена с собой с неясной перспективой. Урок прошел в тяжелых раздумьях, а за 10 минут до его окончания Аська взяла со стола пластиковый Израильский флаг (примерно, 40х30 см), в верхней его части приклеила яркий игрушечный пистолетик, а в нижней - две кукольные руки, летящие друг другу навстречу, как бы для рукопожатия. - А здесь будет зайн, - пошутил Аарон, хороший смешливый мальчишка, сын известного карикатуриста. И приставил изделие к центру Маген Давида. (Зайн - буква ивритского алфавита, служит эвфемизмом слова "хуй" - аналог старославянской буквы "хер"). Всем сердцем приняла Ася дополнение... Приклеила и сдала работу... - Гениально! - объявил Рам Коэн, директор школы, - на выставку! Рам - бывший офицер спецназа, и о его художественном восприятии я скажу чуть позже. - Знаешь, Асенька, - сказал я, собираясь в школу, - я, конечно, смогу задним числом обосновать все твои помыслы и идеи. Вот только с зайном предвижу некоторую закавыку. - Смотри, - сказал Раму, когда он подвел меня к висевшему на стене произведению искусства, - я это вижу так: руки символизируют отсутствие мира и гармонии среди нас самих - религиозные против светских, левые против правых, русские против марокканцев... Тогда как с настоящим врагом мы воюем вот этим игрушечным оружием. И зайн выражает некий протест против сложившейся ситуации... - Гениально! - восхитился Рам, - завтра же расскажу всем учителям о твоей концепции. А я это понял несколько иначе, - признался он. - Анахну црихим лаамод камоу! (Мы должны стоять, как он!), - приписал тонкий ценитель еще более тонкий замысел 15-летней девочке. Остальных учителей наши с Рамом толкования не убедили - на экстренном педсовете большинством голосов было принято решение работу немедленно снять. Бум!!! Народные массы вышли в школьные коридоры! Для этих деток не существует вообще ничего превыше выражения "хофеш а битуй" (свобода самовыражения). В течение получаса все работы были сняты с выставки в знак протеста. Школа бурлила несколько дней, учебный процесс самоликвидировался. В фойе были выставлены огромные стенды для лозунгов и воззваний - "Сегодня снимают работы - завтра жгут книги!", "Спасем демократию и свободу самовыражения!" Учителя вяло отбрехивались на тех же стендах... Ася стала звездой первой величины. Старшеклассники (в Израиле учатся в школе 12 лет) подходили, пожимали руку и в глаза смотрели со значением... - Ты мне можешь объяснить, что происходит? - она была несколько обескуражена всем этим. - Знаешь, Аська, - вдруг вспомнил я, - у Андре Моруа есть маленький рассказик - "Рождение знаменитости". В двух словах, одному средней руки, не очень успешному художнику, друг-журналист предложил такую штуку - он, друг, пишет статью об основании художником совершенно новой "аналистической" школы живописи, тот выставляет свои работы, а дальше - самое главное! - в ответ на любые вопросы журналистов и посетителей о замыслах и концепциях, автор должен медленно зажечь трубку, выпустить облако дыма и сказать задумчиво: "А вы когда-нибудь видели, как течет река?". Ну, в общем, абсолютный триумф и экстаз... В ближайшую пятницу три центральные газеты - "Маарив", "Едиот ахронот" и "Аарец" вышли со статьями и интервью с Асей. С ее фотографиями и фотографиями ее произведения. Про реку она помалкивала, упирала, в основном, на мою концепцию. Еще через несколько дней ее пригласили на телевидение... - Все! - отрезал я, - ад кан! (хватит!), на телевидение ты не идешь. Что за бред вообще?! Просто я увидел, что Аську, невообразимо далекую от политики, стала использовать в своих целях всякая левая сволочь... Потихоньку вся шумиха сошла на нет. Господа, а вы когда-нибудь видели, как течет река?