Акимов Вадим Вадимович : другие произведения.

Возможно Ли Обуздать Монстра Наркомании?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 2.52*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это - статья, написанная несколько лет назад про заказу одного из ведомственных журналов, размещается мной среди прочих материалов антифоменковской направленности не случайно. Фоменкизм на нестойкие умы оказывает наркотически-разрушительное воздействие. И потому статья здесь будет вполне уместна.

  ВОЗМОЖНО ЛИ ОБУЗДАТЬ МОНСТРА НАРКОМАНИИ?
  
  I
  
  Наркомания продолжает свое триумфальное шествие по миру. Потребление дурманящих и опьяняющих препаратов людьми всех национальностей и возрастов неуклонно возрастает. Печать и электронные СМИ переполнены материалами на "наркотическую" тему; статистика свидетельствует об угрожающем росте числа людей, вовлекаемых в добровольное безумие наркодурмана; медики свидетельствуют о прогрессирующей деградации целых социальных слоев под влиянием безудержного потребления "белой смерти". Клиники для наркоманов переполнены. Проблема наркотизма - одна из дежурных тем парламентов и головная боль правительств ведущих стран мира.
  
  Доходы наркомафии не уступают денежным оборотам крупнейших транснациональных корпораций. Фактически сложилась и расширяется целая инфраструктура отраслей и сфер деятельности, связанная с производством, транспортировкой, организацией сбыта и потребления марихуаны, героина, крэка, кокаина и прочих наркотиков, в том числе и особо опасных искусственно синтезированных препаратов.
  
  Правительство большинства стран предпринимают отчаянные условия, пытаясь хотя бы немного сбить волну наркотизма. Тема наркомании не сходит со страниц периодической печати и экранов телевидения. Во множестве издаются научные труды, в которых вводится в оборот понятие наркоцивилизации, составляющей суть и системообразующий элемент современного социума.
  
  Общество со сложившимися традициями наркопотребления нравственно искажено и социально деформировано. Генофонд целого ряда наций поставлен под угрозу. Порой создается впечатление, что человечество находится во власти какого-то чудовищного монстра, словно насмехающегося над попытками людей обуздать его и обрекающего человечество на медленное, но неуклонное вырождение.
  
  Россия, позднее других стран вступившая на порочную стезю наркомании, словно вознамерилась одним стремительным рывком догнать и перегнать ведущие страны Запада в потреблении "белой смерти".
  
  Методы борьбы с наркоманией используются самые различные - от полицейских и судебных с применением драконовских мер наказания (вплоть до высшей меры), до медико-профилактических, от полного законодательного запрещения до легализации в отдельных странах "легких" наркотиков (последнее делается в иллюзорной надежде, что тем самым удастся сократить потребление более опасных препаратов). Но, увы, радикальных, по-настоящему результативных и способов борьбы с этой поистине вселенской опасностью пока не найдено.
  
  Подходов к определению наркомании и наркотизма множество, но большей частью все они тяготеют к одной из двух трактовок данного феномена: накромании, как болезни (то есть явления социально-медицинского) и криминального наркотизма (социально-правового явления). Между тем проблема наркомании значительно шире. Обратимся к историческим корням проблемы/
  
  II
  
  Наркотизм - проблема отнюдь не последнего столетия. Использование людьми одурманивающих средств уходит своими корнями во тьму веков. Египетские папирусы и вавилонские клинописные таблички, античный эпос и скандинавские саги содержат любопытнейшие сведения об использовании наркотических веществ в медицинских, религиозно-ритуальных и иных целях. Целый пласт древних легенд, сказаний и литературных памятников прямо или косвенно связан с употреблением наркотиков. Древнегреческие жрицы-пифии храма Аполлона в Дельфах, надышавшись одурманивающего вулканического газа, выходившего из расщелины сказы, приходили в наркотический экстаз и пророчествовали о будущем. Египетские и вавилонские жрецы использовали наркотизацию (главным образом опийную) для вызывания в помраченном сознании доверчивых прихожан образов богов. "Одиссея" Гомера содержит рассказ об избавлении Одиссеем его товарищей из плена у лотофагов - народа, одурманивавшего себя цветами лотоса. В Ведах - древнейших памятниках индийской культуры, содержащих религиозные гимны, мифы и формулы заклинаний, описывается одурманивающее действие каннабиса (по-видимому, марихуаны). Жители Мексики в древности при отправлении религиозных обрядов применяли сок кактуса, по преданию избавляющий от зла и горестей. Жрецы у викингов раннесредневековой Европы варили из мухоморов "напиток мужества", который давался воинам перед битвой. Отведав этого напитка, воины приходили в неистовство, и с диким воем и рычанием, с пеной у рта и выпученными глазами бросались на неприятеля, не чувствуя ран и боли.
  
  На протяжении столетий у многих народов наркотики использовались как обезболивающее средство, сделавшись неотъемлемой частью медицины того времени. Одновременно происходили засекречивание, сакрализация сведений о "чудодейственных" препаратах, складывается монополия определенных сословий (главным образом жреческого) на сокровенное знание о наркотических веществах.
  
  В зависимости от особенностей исторического развития, традиций и природно-географических условий складывались как способы потребления наркотиков, так и возделывания растений, содержащих наркотические вещества. В Южной Америке традиционно употребляли листья коки (исходное сырье для получения кокаина). В Юго-Восточной Азии был распространен опиум - продукт переработки опийного мака. Индия, Центральная и передняя Азия были местом потребления млечного сока и пыльцы индийской конопли (гашиш, анаша, марихуана). В зависимости от типа наркотика или его исходного сырья, а также ритуальных или иных целей варьировались и способы употребления (прием внутрь с питьем или едой, курение, вдыхание, жевание, и др.)
  
  Немало примеров использования наркотиков в тех или иных целях дает нам история стран Востока. Ислам, резко осудивший и запретивший устами пророка Мухаммеда употребление вина, к потреблению наркотиков относился более терпимо. Правители стран Востока специально распространяли наркотики среди своего народа, добиваясь его беспрекословного подчинения и полного повиновения. Одновременно в кругах высшей мусульманской знати, возникает своего рода культ наркопотребления, главным образом марихуаны, ставший непременным атрибутом окружавшей их атмосферы роскоши и удовольствий. Широко распространенный и поныне на Востоке курительный прибор - кальян изначально предназначался именно для наркокурения.
  
  Начиная с эпохи крестовых походов (X - XII вв.), познакомивших европейцев с доселе неведомыми им обычаями и культурой народов Востока, начинается постепенное проникновение наркотиков в страны средневековой Европы. Позднее, в эпоху становления рыночных отношений, развития промышленности и международной торговли наркотики приобретают новый импульс для своего развития. Многие страны из-за баснословных прибылей включаются в процесс выращивания, возделывания, перевозки, торговли, иных незаконных операций с наркотиками. Наркотики делаются мощным средством влияния на колониальные народы. Проблемы, прямо или косвенно связанные с производством и продажей в колониальных странах наркотиков, делаются фактором международной политики. Так, Англия, производившая в XIX столетии опиум в покоренной Индии для последующей продаже его в Китае, явилась инициатором так называемых "опиумных войн" (англо-китайская и англо-франко-китайская войны 1840-1842 и 1856-60 гг.). Однако колоссальные прибыли, извлекаемые из этой торговли, дали и "побочный" эффект - привели к распространению опийной наркомании в самой Англии, где, начиная со второй половины XIX столетия без курилен опиума и притонов для наркоманов не обходился ни один крупный город.
  
  В дореволюционной России основным очагом распространения наркотиков была Средняя Азия. Здесь наркотизация населения шла на фоне крайней нищеты и глубочайшего невежества, на базе традиций использования некоторых наркотических вещество в народной медицине и при приготовлении некоторых национальных блюд.
  
  Уже этот краткий исторический экскурс позволяет выделить целый ряд аспектов "наркотической" проблемы: историко-традиционный (факты наркотизма являются частью ряда древних легенд, образующих основу национальной культуры многих народов); медицинский или врачебный, основанный на обезболивающем или усыпляющем эффекте наркотиков; религиозно-ритуальный, связанный с введением верующего в мир образов и видений; прогностический (пророчества, предсказания будущего в наркотическом трансе); социально-политический (контроль, духовное порабощение определенных сословий властью), криминальный и связанный с ним юридический (сращивание наркомании с преступным миром, правовые стороны проблемы); собственно наркотический (способность вызывать эйфорию, "кайф", иллюзорное ощущение удовольствия или покоя, уход от тягот и невзгод в мир приятных грез и галлюцинаций).
  
  Этот краткий перечень представляет собой, по существу, не что иное, как обозначение тех областей или сфер общественной жизни, с которыми так или иначе оказывается связанной проблема наркомании: государственное управление и народные традиции, медицина и здравоохранение, религия и право; внутренний духовный мир личности.
  
  Этот весьма непростой круг вопросов и тем, с которыми с неизбежностью оказались вынужденными работать те, кто так или иначе был причастен к борьбе с наркотиками и наркоманией, с начала XIX столетия начал стремительно дополняться еще одной составляющей - информационно-пропагандистской. Связано это было с коммерциализацией литературы и средств массовой информации, нашедших в наркотиках поистине неисчерпаемую тему. Эксплуатация этой темы оказалась (иной раз вопреки усилиям авторам литературных произведений и публицистам) отнюдь не безобидной.
  
  III
  
  Пожалуй, сейчас трудно отыскать жанр художественного творчества, который так или иначе не оказался бы вольно или невольно вовлеченным в эксплуатацию "наркотической темы". Свой вклад в рекламу и, следовательно, дальнейшее распространение наркомании внесла и научная и творческая интеллигенция. Воспоминания и откровения некоторых врачей-энтузиастов, пробовавших на себе действие обезболивающих или наркотических препаратов, сверх всякой меры раздувались и приукрашивались журналистами, взахлеб рассказывавшими публике о "необыкновенных ощущениях" людей, приобщившихся к морфию или опиуму. Появляется и начинает свое триумфальное шествие новый, "отпочковавшийся" от медицины способ потребления наркотиков - подкожные инъекции.
  
  Художники, в поисках творческого вдохновения начавшие экспериментировать с искусственными психостимуляторами, всячески рекламировались литературой и прессой. Сама атрибутика и образ жизни наркомана, отрешенного от текущих житейских проблем и живущего в особом, как бы запредельном потустороннем мире делается к середине-второй половине XIX века неотъемлемой составной частью описания художественной богемы. Алкоголь, азартные игры, секс, наркотики, полное пренебрежение текущими политическими, социальными проблемами, семейными узами образовали в совокупности некий устойчивый стереотип восприятия массовым сознанием художника, писателя, артиста, просто богатого человека, ведущего "легкую" жизнь.
  
  Едва ли не вся мировая литературная классика оказалась так или иначе вовлеченной в процесс косвенного рекламирования мифов и легенд о наркотиках и наркомании. Вокруг них начинает создаваться ореол загадочности и таинственности, им начинают приписываться совершенно невероятные свойства и возможности. Обстановка тайны, которая искусственно насаждалась вокруг наркотиков, повела к возникновению целого ряда мифов о них.
  
  Пожалуй, одним из главных является миф о непобедимости наркомании, невозможности искоренить потребление наркотиков, сама потребность в которых является якобы неотъемлемой составной частью человеческой природы. Прогрессивные силы, вступавшие на нелегкую тропу борьбы с наркотическим злом, средства массовой информации еще с конца XIX века сталкивались с прессингом со стороны писателей и журналистов, внушавших неизбежность провала и бесполезность каких-либо антинарокотических мер.
  
  Другой весьма устойчивый миф состоит в приписывании наркотикам каких-то необычайных, воистину магических свойств и качеств, каких-то неземных удовольствий. С ними стали связывать возможности раскрытия внутренних способностей человека, повышения его интеллекта. Наркотики начали наделяться неземной силой, способной творить чудеса.
  Эти заблуждения сопровождались развитием и укреплением не менее социально опасных мифов, связанных с самой процедурой потребления дурмана. Как показывают данные европейских учреждений здравоохранения начала XX столетия, уже тогда потребители морфия и кокаина были в массе своей уверены, что кратковременное употребление наркотиков им не повредит, что в любой момент они смогут это "бросить", что силы воли добровольно отказаться от потребления наркотиков вполне хватит. Последние мифические измышления оказались весьма живучими и сохраняются и сейчас, главным образом в молодежной среде.
  
  К пропаганде этих мифов, увы, приложили свою руку и творцы самых знаменитых литературных произведений. Достаточно самого беглого взгляда на классическую художественную литературу, чтобы убедиться, какое огромное место в ней занимает тема наркомании.
  
  Герой знаменитого романа А. Дюма "Граф Монте-Кристо" с явным удовольствием знакомит своих гостей с действием пилюль из опиума и гашиша. Вот краткая цитата.
  
  " - А можно узнать, что это за средство? - спросил Дебрэ.
  
  - Разумеется, - сказал Монте-Кристо, - я не делаю из него тайны: это смесь отличнейшего опиума, за которым я сам ездил в Кантон, чтобы быть уверенным в его качестве, и лучшего гашиша, собираемого между Тигром и Евфратом; их смешивают в равных долях и делают пилюли, которые вы и глотаете, когда нужно. Действие наступает через десять минут. Спросите у барона Франца д'Эпине; он, кажется, пробовал их однажды.
  
  - Да, - сказал Альбер, - он говорил мне; он сохранил о них самое приятное воспоминание.
  
  - Значит, - сказал Бошан, который, как полагается журналисту, был очень недоверчив, - это снадобье у вас всегда при себе?
  
  - Всегда, - отвечал Монте-Кристо".
  
  На последующих страницах знаменитый романист с явным удовольствием, словно смакуя, описывает "неземные" ощущения благородного графа-мстителя.
  
  В знаменитом детективном романе Уилки Коллинза "Лунный камень" вся фабула произведения - как кража драгоценного камня, так и его отыскание, оказываются связанными с приемом героем препарата опиума. К подкожным впрыскиваниям морфия прибегает не менее знаменитый герой Конан Дойла - Шерлок Холмс, таким искусственным способом заполняющий свое сознание во время вынужденного "простоя", то есть отсутствия криминальных дел для расследования.
  
  Немало примеров подобного рода можно встретить и в отечественной литературе.
  
  Была ли Анна Каренина, героиня знаменитого романа Л.Н. Толстого, наркоманкой?
  Подобный вопрос, заданный даже знатоку творчества великого писателя, может повергнуть в изумление, а у иных его поклонников пожалуй, вызовет и резко негативные реакции и возмущение. Вроде бы все этот роман читали и ничего подобного не припоминают...
  Не будем торопиться с выводами. Обратим внимание на несколько эпизодов романа.
  
  Эпизод романа, в котором Анна страдает после тяжелых родов.
  
  "- Боже мой, боже мой! Когда это кончится? Дайте мне морфину. Доктор! дайте же морфину. Боже мой, боже мой!
  И она заметалась на постели".
  
  Пока это всего лишь обращение к препарату морфия, как обычному обезболивающему средству. Но неоднократный его прием вызывает привыкание. Нравственные страдания, связанные с "греховной" любовью к Вронскому, бесконечными мыслями о нем начинают преодолеваться героиней с помощью того же "обезболивающего" средства:
  
  "- Я не думаю? Нет дня, часа, когда бы я не думала и не упрекала себя за то, что думаю... потому что мысли об этом могут с ума свести. С ума свести, - повторила она. - Когда я думаю об этом, то я уже не засыпаю без морфина".
  
  Это - уже явная стадия привыкания и невозможности обойтись без наркотика.
  
  А вот и пример чисто эйфорического его действия, отнюдь не вызванного физическими либо нравственными страданиями:
  
  "Анна между тем, вернувшись в свой кабинет, взяла рюмку и накапала в нее несколько капель лекарства, в котором важную часть составлял морфин, и, выпив и посидев несколько времени неподвижно, с успокоенным и веселым духом пошла в спальню".
  
  Налицо состояние искусственной наркотической эйфории. Тот же наркотик помогает героине справиться с отчаянием из-за охлаждения Вронского к ней:
  
  "И хотя она убедилась, что начинается охлаждение, ей все-таки нечего было делать, нельзя было ни в чем изменить своих отношений к нему. Точно так же как прежде, одною любовью и привлекательностью она могла удержать его. И так же как прежде, занятиями днем и морфином по ночам она могла заглушать страшные мысли о том, что будет, если он разлюбит ее".
  
  Эту довольно устойчивую привычку замечают и окружающие Анну люди, сообщающие Вронскому, что с его избранницей происходит нечто странное:
  
  "Вечер прошел счастливо и весело при княжне Варваре, которая жаловалась ему, что Анна без него принимала морфин".
  
  Наконец, все, что окружает Анну, начинает казаться ей каким-то сплошным одурманивающим миром, воспринимаемым и ощущаемым сквозь призму чисто наркотических ощущений:
  
  "А я не могу писать еще. Я ничего не могу делать, ничего начинать, ничего изменять, я сдерживаю себя, жду, выдумывая себе забавы - семейство англичанина, писание, чтение, но все это только обман, все это тот же морфин. Он бы должен пожалеть меня, - говорила она, чувствуя, как слезы жалости о себе выступают ей на глаза".
  
  Приходится признать, что великий писатель в приведенных отрывках с большим мастерством описал как один из путей приобщения к наркомании (путь, весьма типичный для XIX столетия ) - через медицину, так и последующие стадии постепенного вовлечения в наркоманию.
  Невероятно, но этот аспект знаменитого романа не подвергался анализу критиками и оставался практически как бы незамеченным. Однако резко критическое содержание данных эпизодов в сочетанием с трагическим концом героини почему-то остается как бы за кадром, вне внимания, а назойливая мысль о непременном присутствии наркотика в любых жизненных ситуациях как бы исподволь привносится в сознание читателя.
  
  Начало XX столетия с его войнами и революционными катаклизмами породило новую волну увлечения наркоманией. Новомодное веяние аристократических салонов Европы и России - кокаин - быстро перешагнуло их границы и захватило самые широкие слои населения, искавшие в белом порошке иллюзорного спасения от кошмаров действительности. "Перебиты, поломаны крылья // Страшной болью всю душу свело // Кокаином - серебряной пылью // Всю дорогу мою замело" - такие, в частности, слова можно встретить в весьма популярной в годы гражданской войны песне.
  
  Первые социалистические преобразования в России, красный террор и репрессивная политика большевиков в отношении всех, не разделявших установок нового политического режима, казалось, бы, способствовали успешной борьбе со страшным социальным злом - наркоманией. Тотальная пропаганда, разделение нравов и бытовых привычек на "наши" и "не наши" сопровождались отнесением идеологами советской эпохи всего комплекса проблем, связанных с наркоманией, всецело и исключительно к атрибутам капитализма. Наркомания в СССР на долгое время оказалась загнанной в подполье, в иные годы практически не давая знать о себе. Но пропагандистский аспект, объявление наркомании исключительно социальной проблемой, порождаемой "эксплуататорским обществом", сохранили ее в обиходе идеологов советского общества в качестве средства обличения капитализма. Описание "язв и гримас" капиталистического общества не обходилось без непременных рассказов о разгуле наркомании в странах капитала.
  
  Даже писатели-фантасты, описывавшие космические путешествия, зачастую изображали на отдаленных планетах общество, похожее на капиталистическое, с непременным присутствием наркотического средства для поддержания в повиновении трудящихся.
  
  Хрестоматийный и весьма популярный роман А.Н. Толстого "Аэлита" содержит такие, в частности, строки:
  
  "Стеклянные своды, перекрещивающиеся лучи света, водовороты бесчисленных голов - уходили в глубину, терялись в пыльной, дымной мгле.
  - Что они делают? - закричал Гусев, надрывая голос, - так велик был шум.
   - Они дышат драгоценным дымом. Вы видите клубы дыма? - это курятся листья Хавры. Это драгоценный дым. Он называется дымом бессмертия. Кто вдыхает его - видит необыкновенные вещи: - кажется, будто никогда не умрешь, - такие чудеса можно видеть и понимать. Многие слышат звук уллы. Никто не имеет права курить Хавру у себя на дому, - за это наказываются смертью. Только Верховный Совет разрешает курение, только двенадцать раз в году, в этом дому, зажигаются листья Хавры".
  
  Своеобразным парафразом этой же темы в начале 60-х гг. стал довольно посредственный роман Колпакова "Гриада", в котором действие происходит уже в коммунистическом обществе. Два космонавта, прилетев на отдаленную планету, обнаруживают на ней замаскированное эксплуататорское общество, в котором правящий класс - ("Познаватели"), предается гнусному пороку наркомании, как едва ли не единственному источнику радости и удовольствия:
  
  "В густом полумраке, созданном стенами растительности, в центре павильона возвышался огромный конусообразный сосуд - вернее, это был не сосуд, а тысячи трубкообразных сосудов, соединенных вместе так, что они образовывали какое-то причудливое фантастическое дерево. От общей массы трубок отходили длинные гибкие ответвления; одни из них опускались к головам Познавателей, лежащих в разнообразных позах под "деревом", другие, извиваясь по колоннам, достигали самых отдаленных углов павильона и также спускались вниз. Это причудливое дерево излучало какой-то мигающий, волшебный свет.
  Вначале мне показалось, что в сосудах движется светящаяся жидкость, но, присмотревшись, я понял, что там пульсирует газ. Время от времени синеватые струйки газа фонтаном выбрасывались откуда-то снизу и, переливаясь всеми цветами радуги, мгновенно достигали концов трубочек, выполненных в виде букета цветов. Познаватели напряженно ловили момент, когда газ испарялся из букетов, и с жадностью вдыхали его. Газ оказывал на них странное действие: их тела конвульсивно извивались, глаза безумно блуждали, а на всегда бесстрастных лицах было написано невыразимое наслаждение".
  
  Нелишне заметить, что в обоих романах дело завершается, конечно же, победоносной революцией, в которой герои-земляне принимают самое непосредственное участие.
  
  Иными словами, можно констатировать, что двадцатое столетие придало "наркотической" теме еще одну функцию - она стала инструментом идеологической пропаганды, средством обличения капитализма и пропаганды норм и духовных ценностей социалистического общества. Тем самым радикальное средство борьбы с чудовищем наркомании было объявлено найденным: ее преодоление стало связываться всецело с проблемой победы социализма во всемирном масштабе.
  
  Но недаром говорят, что благами намерениями вымощена дорога в ад...Стремление к победе над чумой двадцатого столетия породило чисто политическую страсть доказать, что долгожданная панацея от наркомании найдена, и связана она с преимуществами социалистического образа жизни. Страсть переросла в уверенность. А доказательство того, что панацея действует, что она вполне реализуема, обернулось элементарным замалчиванием информации о реальных проблемах, увы, на деле никуда не девшихся, никем не излеченных, и всего лишь загнанных в подполье советской действительности.
  
  А действительность, особенно на периферии жизни (периферии как географической, так и социальной) увы, не давала оснований для подобного оптимизма. Наркотики оставались привычным атрибутом жизни в местах заключения. Они сохранялись как элемент чисто бытовой традиции в закавказских и среднеазиатских республиках. Медленно, но неуклонно коварное чудище наркомании тянуло свои щупальца к учащейся молодежи. Информационная блокада вокруг темы наркомании, из "лучших побуждений" установленная властью, испытывала все большее давление со стороны фактов, не вписывавшихся в благостную картину общества, свободного от "капиталистического" дурмана, все больше давала сбои. И наступил момент ее шокирующего прорыва.
  
  Тараном, сокрушившим в начале 80-х гг. стену молчания вокруг наркотиков, стал роман Ч. Айтматова "Плаха".
  
  Основной темой произведения является деформация человеческих душ под действием жестокой цивилизации, всеобщее искажение в понимании высшего блага, а так же слепое противостояние природе, которая, в свою очередь, мстит человеку за это. Люди потеряли нравственную связь с природой, их поступки мелочны и низки. И одним из проявлений кризиса человеческой души является прогрессирующее потребление наркотиков. Тема наркомании, точнее, наркоцивилизации, является в романе своеобразным фоном, на котором происходит отчаянная борьба главного героя за души молодых людей, попавших в рабство к наркотическому монстру. Выводы автора о наличии социальных корней наркомании в позднесоциалистическом обществе шокирующе контрастировали со ставшим уже привычным мнением о причинах этого явления.
  
  В романе молодой журналист, а прошлом - семинарист Авдий "...поставил себе задачу - постичь природу этих явлений, затягивающих в свои тенета все новых и новых молодых людей. И чем больше вникал он в эти печальные истории, тем больше убеждался, что все это напоминало некое подводное течение при обманчивом спокойствии поверхности житейского моря и что, помимо частных и личных причин, порождающих склонность к пороку, существуют общественные причины, допускающие возможность возникновения этого рода болезней молодежи. Причины эти на первый взгляд было трудно уловить - они напоминали сообщающиеся кровеносные сосуды, которые разносят болезнь по всему организму. Сколько ни вдавайся в эти причины на личном уровне, толку от этого мало, если не вовсе никакого. Тут необходимо было как минимум написать целый социологический трактат, а лучше всего открыть дискуссию - в печати и на телевидении. Вон он чего захотел, ну точно пришелец... А он и был таковым, если учесть его семинаристскую ограниченность и неведение повседневной жизни. Потом он убедился: никто не заинтересован в том, чтобы о подобных вещах говорилось в открытую, и объяснялось это всегда соображениями якобы престижа нашего общества, хотя, по сути дела, речь шла прежде всего о нежелании рисковать лишний раз своим положением, зависящим от мнения и настроения других лиц".
  
  Трагический конец героя, пытающегося разобраться в проблеме наркомании и убитого наркосборщиками, как бы символизирует гибель системы официальных воззрений в этой сфере.
  
  Распад советской государственности, лихорадочные усилия новой, посткоммунистической России в воссоздании рынка и утраченных демократических ценностей, породили полную открытость общества. Открытость политическую и идеологическую. Открытость и доступность всех форм хозяйственной деятельности. Открытость нравственную. Открытость для всех соблазнов мировой цивилизации, включая и самые негативные. Неизбежные издержки постсоветского развития выразились, в частности, в стремительном, почти триумфальном шествии наркомании по стране. Россия словно вознамерилась за короткий срок догнать и перегнать ведущие страны Запада как по части наркопотребления, так и в развитии всей присущей наркотикам криминальной инфраструктуры. Необходимость борьбы с вырвавшимся на свободу наркотическим монстром встала перед российским государством и обществом как одна из острейших общественных проблем, не терпящих ни малейшего отлагательства.
  
  
  IV
  
  В большинстве изданий, и научных трудов, посвященных теме борьбы с наркоманией, в настоящее время сложился устойчивый набор признаков, позволяющих относить то или иное средство к разряду наркотических. Обычно выделяются три: медицинский, социальный и юридико-правовой. Средство признается наркотическим при наличии и единстве этих критериев. А именно:
  
  - медицинского, если соответствующее средство, вещество, лекарственный препарат оказывает специфическое воздействие на центральную нервную систему (стимулирующее, седативное, галлюциногенное, и т.д.), которое является причиной его немедицинского применения;
  
  - социального, если это немедицинское применение принимает масштабы явления социальной значимости;
  
  - юридического, если, исходя из этих двух предпосылок, соответствующая инстанция (имеющая на то официальные полномочия), признала данное вещество наркотическим.
  
  Подобная трактовка самого понятия "наркотик" породила не только объединение усилий криминалистов и врачей на ниве борьбы с рассматриваемым явлением, но и, как ни парадоксально, повела и к определенному разобщению усилий направленных на борьбу с ним. К какой сфере относится наркомания - к сфере криминологии или медицины? Нельзя не согласиться (и это уже отмечалось нами ранее), что проблема наркомании имеет ярко выраженный медицинский аспект, однако социальная составляющая, имеющая самое непосредственное отношение к криминологии, побуждает включать ее в круг проблем, входящих в компетенцию юристов и правоохранительных органов. Подобное разобщение отразилось даже в установившейся терминологии, использовании двух понятий: "наркотизм" и "наркомания" Под наркотизмом понимают распространенность и характер потребления наркотических веществ как социальное явление (наиболее опасным его проявлением является наркотическая преступность - совокупность преступлений, так или иначе связанных с наркотиками), наркомания же трактуется как наркозависимость человека, как своеобразное заболевание, требующая чисто медицинских, здравоохранительных мер. Тем самым производится как бы закрепление, фиксация двух аспектов борьбы с наркотиками - социального (и связанного с ним правового) и медицинского.
  
  К правовому аспекту относится законодательно урегулированные правоотношения, возникающие в связи с немедицинским употреблением гражданами наркотических средств, то есть урегулированную, отраженную и закрепленную правом часть социального аспекта.
  Медицинский включает в себя широкий комплекс мер санитарно-профилактического, лечебного, реабилитационного характера.
  Большинство авторов, занимающихся данной проблематикой, жестко акцентируют внимание на недопустимости смешения этих двух аспектов проблемы - наркотизма и наркомании, то есть социально-правового и медицинского аспектов.
  
  Между тем явно недостаточная результативность применяемых в настоящее время мер как правового, так и медико-оздоровительного характера позволяет отнестись к подобным категорическим установкам с определенной долей скепсиса.
  
  Конечно, в своей базовой части (как терминологический, так и практико-организационной), меры по борьбе с наркоманией и наркотизмом нельзя смешивать либо подменять одно другим. Два отмеченных аспекта проблемы действительно существуют.
  И все же, как нам кажется, проблема в целом значительно шире, ибо вытекает из отмечавшихся уже исторических, психологических, культово-религиозных, пропагандистских, культурных корней наркопотребления. Решение ее возможно лишь на основе более масштабного диалектического подхода к анализу этого социального зла, включающего в себя элементы как самостоятельного, раздельного рассмотрения аспектов проблемы, так и их объединения, изучения в комплексе. Без последнего немыслима сама идея единой общегосударственной политики в данной сфере, выработка единых установок государства и общества, объединяющих в себе все частные элементы или аспекты борьбы с наркопотреблением.
  
  Иными словами, проблема борьбы с нарокоманией и наркотизмом включает в себя весьма обширный комплекс разноплановых мер. На сегодняшний день ни у кого не вызывает сомнения, что их реализация не может быть прерогативой одних лишь правительственных органов, а должна представлять собой широкомасштабную, хорошо скоординированную систему мер политического, экономического, социального, медицинского, правового, пропагандистского, психологического и иного характера. Кроме того, эта система мер должна быть тесно скоординирована и с основами культурно-просветительной политики государства, и с общим комплексом медико-здравоохранительных мер, и с мерами по борьбе с преступностью - как в целом, так и с ее отдельными конкретными проявлениями.
  
  Совершенно очевидно, что настало время объединения усилий в борьбе с нарокманией и наркотизмом в рамках специализированного общегосударственного учреждения, возможно - в организационных формах и с масштабами деятельности своеобразного министерства или государственного комитета, наделенного полномочиями административного, научного, образовательного, правового, медико-профилактического и пропагандистского характера, и тем самым способного осуществить объединение и координацию усилий государства и общества, направленных на борьбу с рассматриваемым социальным злом.
  
  Злоупотребление наркотиками и связанная с ними преступная деятельность дельцов наркобизнеса порождают насилие и расширяющуюся коррупцию, давно уже перешагнувшие границы отдельных государств и ставших проблемой международного масштаба. Международные связи наркоторговцев ставят под угрозу не только социальную структуру многих стран, но и угрожают стабильности правительств. В борьбу с наркоманией или - шире - в систему решения задач, связанных с ней, сегодня оказываются вовлеченными самые различные страны большинства регионов мира, невзирая на их национальные и конфессиональные различия. На это расходуются миллиарды долларов. Злоупотребление наркотиками все больше приобретает черты одной из глобальных проблем современной цивилизации.
  
  Не подлежит ни малейшему сомнению то, что необходимо активизировать и международное сотрудничество в этой области. Учитывая общемировой, международный аспект наркотической проблемы, российский центр борьбы с наркоманией и наркотизмом должен быть как минимум тесно интегрирован в структуры международной деятельности российского правительства, а также учреждения, отвечающие за экономическую и информационную безопасность государства.
  
  Решение рассматриваемого вопроса, естественно, находится в компетенции высших органов государственной власти.
  
  Столь непростая задача предъявляет повышенные требования к кадрам. Люди, отвечающие за успех столь масштабной задачи, должны быть не просто высококвалифицированными специалистами. Их профессиональная подготовка должна, во-первых, включать в себя такой обязательный момент, как многопрофильность, объединение в рамах одной должности или профессии нескольких специальностей; во-вторых, подобный специалист должен в обязательном порядке пройти через систему государственной аттестации, включая при необходимости и аттестацию для работы в сферах, относящихся к экономической, политической и информационной безопасности государства. Поэтому создание специализированного общегосударственного учреждения или комитета с неизбежностью выводит на кадрово-образовательный аспект проблемы.
  
  Работники столь сложного профиля могут быть подготовлены только в рамках высшего учебного заведения, уже имеющего достаточный опыт и научно-методические наработки в подготовке специалистов смежных областей - правовой, финансово-экономической, информационной, психологической. Заказ на специалистов подобного профиля, равно как и организационная и финансовая поддержка вуза (вузов), отвечающего предъявляемым требованиям, должна, в свою очередь, стать одной из доминант практической деятельности подобного государственного учреждения.
  
  Совершенно очевидно, что столь сложная сфера практической политики государства потребует и активизации научных исследований в данной области.
  
  Наконец, научный, пропагандистский и воспитательный потенциал ВУЗов Российской Федерации позволяет и обязывает использовать их как самостоятельный и действенный инструмент борьбы с наркоманией, важность которого определяется еще и тем, то через образовательные учреждения проще всего обеспечить связь (как прямую, так и обратную) между структурами, отвечающими за борьбу с наркотической опасностью, и многомиллиоными массами российской молодежи, являющимися главной мишенью дельцов наркобизнеса.
  
  Цифры и данные, приводившиеся на заседании Совета Безопасности РФ в сентябре 2002 г., свидетельствуют, что масштабы наркотической проблемы давно уже достигли уровня, за пределами которого усилий отдельных ведомств, до сих пор занимавшихся данной проблемой, явно недостаточно.
  
  Сложность, структурная многослойность, общественно-политическая правовая и культурная неоднозначность наркомании и наркотизма требуют столь же сложных, неоднозначных, но тесно взаимосвязанных и взаимоинтегрированных мер. И потенциал российской высшей школы позволяет с успехом использовать его в рассматриваемом направлении.
  
  АКИМОВ В.В.
Оценка: 2.52*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"