Писать обзор на конкурс поэзии - это все равно, что гулять в красном посреди целого стада быков. Стихотворцы особенно болезненно воспринимают критику своих детищ. Возможно потому, что в стихах душа человека больше выражается, чем в прозе, оттого и любое неодобрение возмущает автора куда как сильнее, чем критика его прозаического текста.
Дорогие стихотворцы, не обижайтесь. Не надо думать, что вам наплевали в душу грязными сапогами, расстраиваться, злиться, бросать писать, уходить в запой и т.п. У меня просто завышенная планка и в целом к современной поэзии я отношусь крайне скептически. Мне мало что нравится. Так что, пожалуйста, не принимайте на свой счет. Я лишь говорю о личных впечатлениях от текста.
Поскольку даже в плохих стихах нередко встречаются удачные строчки, я буду отмечать их, чтобы несколько подсластить пилюлю.
И да, как бы ни были ужасны Ваши стихи - продолжайте творить! Это прекрасный терапевтический метод. Вреда Ваши стихи никому причинить не могут, а для Вас лично сам процесс стихоизвержения действительно полезен. Безопасный выход эмоциям, эйфория от результата и многое другое.
Еще добавлю, что сам не считаю себя поэтом, рифмоплет из меня довольно посредственный, но как знаток поэзии я неплох и имею хороший вкус :-) Так что если кто-то из обиженных авторов вдруг захочет, - просто из внезапно возникшего жгучего желания восстановить справедливость, - сообщить urbi et orbi, что мои стихи тоже плохие, я не буду спорить. Но от этого его стихи лучше не станут :-)
Итак, начнем с рубрики "Семь Я".
1.
Post S. рок-полосатик, кошка и Бетховен
Вердикт: Не понравилось.
Подробнее: Рифмы убогие и в целом у автора нет чувства слова. В результате получилось нагромождение слогов, более-менее встроенное в ритм и снабженное рифмами в стиле "свечка-печка", но такое может делать и программа. А вот красоты слова нет совсем. Однако можно похвалить само стремление автора поэкспериментировать с наложением двух стихотворений (пусть и нельзя признать эксперимент удачным).
Удачная строка:"мем творенья разбивая о гранит"
2.
Беляева С.М. В этот мир пришли мы для разлуки
Вердикт: Смешанные чувства.
Подробнее: Когда прочитал первую строфу, то застонал при виде такого убожества. Но внезапно каждая следующая строфа оказывалась лучше предыдущей (что вообще встречается редко) и вторая половина стиха весьма неплоха. Хорошо передано чувство и удачно подобраны слова. Однако первые две строфы - просто вырвиглаз какой-то. Лучше бы их выкинуть в помойку и написать вместо них новые. Но, учитывая то, что уважаемая авторесса даже не удосужилась тире отделить пробелами, вряд ли она будет что-то переписывать.
Удачная строка:"Божий дар - он тоже ведь не даром"
3.
Делириус M. Оксана блюз
Вердикт: Отвратительно.
Подробнее: Не выдержан ритм, рифмы убогие, бредовое и при этом жутко вторичное содержание. Возможно, когда автор это поет, языковые ляпы не так заметны, потому как при пении многое можно сгладить, но если читать это как стих - то можно пытать им узников Гуантанамо. Они будут быстрее раскалываться, чем от прослушивания тяжелого металла, чем, как говорят, их пытали американцы.
Удачная строка: нет таких (я честно пытался найти).
4.
Винокур Р. Недописанный роман
Вердикт: Не понравилось
Подробнее: Автор молодец, что попытался написать стих в редкой старинной форме. Форму соблюсти получилось, но вот сам по себе стих не впечатляет. Не буду придираться к рифмам, поскольку рондо такие и предполагает. Но метафоры затертые, все простое, безыскусное. Возможно, это из-за того, что значительная часть внимания автора ушла на то, чтобы соблюсти форму. Первая строфа несколько получше прочих.
Удачная строка:"В жизнь уходя, переступи порог"
5.
Флинт К. Кто нам приятен
Вердикт: Скорее понравилось, чем нет.
Подробнее: Тут целый сборник стихотворений, к счастью, маленьких и разнообразных. Автор явно не бездарен. Наконец-то человек, который и с рифмами умеет работать, и в целом чувствует слово. Между "человек, который пишет стихи" и "поэт" есть разница. Писать стихи может кто угодно (что подтверждает нынешний конкурс), а вот поэтом быть, как определял Даль, может лишь "человек, одарённый природой способностью чувствовать, сознавать поэзию и передавать её словами, творить изящное". Автор, скрывающийся за псевдонимом Флинт Киборд - поэт. Из представленных стихов больше всего понравилось "Delay Delay". Не сказать, чтобы написанное им - совершенство, но это действительно поэзия, а не просто формальное рифмоплетство.
Удачная строка:"Она острит и нудно ищет шоссе, ведущее к шасси"
6.
Мурыгин. Любовь сквозь сон.Ly-вокс
Вердикт: Не понравилось.
Подробнее: По ходу написания автор не мог определиться, пишет он поэзию или прозу. Потом решил так и оставить - мол, будет выглядеть оригинально. Но в итоге и как поэзия и как проза не очень.
Удачная строка:"Им не хватало сущего говна - Сталинской премии"
7.
Стадлер Н.В. О Вере, Надежде, Любви
Вердикт: Скорее нет, чем да.
Подробнее: Понравилось то, как автор обыгрывает слово "роман" в начале и в конце. Понравилась ясность мысли. И сама мысль. Но форма... форма примитивная, а для поэзии это приговор. Судя по прочитанному, большинство авторов конкурса как будто не в курсе, что рифмы по принципу "существительное-существительное" и "глагол-глагол" уже более века как моветон в русской поэзии. Классики иногда их позволяли себе, но не оттого, что не могли иначе. А в целом это примитив и, в большинстве случаев, признак плохих стихов.
Удачная строка:"Роман напишет... о любви"
8.
Калинин А.А. Распад ячейки общества
Вердикт: Скорее да, чем нет.
Подробнее: Очень удачное начало. Рифмы простые, но работа с образами хорошая. Посыл тоже. Вместе с тем стоит еще подумать и поработать над стихом, оттачивая его. При разводе разве одна слезиночка у ребенка? В слове "нажитого" стоит указать ударную букву. Хотя вы следуете норме "нажитОго" (и это правильно), но есть люди, которые произносят "нАжитого" и у них при чтении будет сбой ритма.
Удачная строка:"Разлад, раздор, развод, раздел, распил на части нажитого"
9.
С.В.К. Мама сердится
Вердикт: Не понравилось
Подробнее: Хорошая идея и хорошее завершение стиха, но сам стих совершенно беспомощен. Ритм сбоит ("Немытой посуды"), слова подогнанны коряво, ну и рифмы в стиле "галка-палка", впрочем, даже их порой автор забывает выдержать ("сердиться" - "накопилось"). Все крайне неряшливо.
Удачная строка:"Быть может, за то, что не взяли играть?"
10.
Шагманов Р.К. Какого цвета глаза у счастья
Вердикт: Не понравилось.
Подробнее: "Да на хрена эти рифмы вообще нужны? Не буду заморачиваться. Если придерутся, скажу, что белый стих" - наверное, что-то такое подумал автор, извергая из себя этот опус. Но белый стих, это все-таки стих. Изящество в плетении словес. А тут скорее ритмическая проза. Изяществом даже не пахнет.
Дорогой автор, когда Вам приходится писать, например, "понятья жизни", это значит, что вы не смогли подобрать слова так, чтобы их не пришлось уродовать ради ритма. Это показатель низкого уровня владения словом, когда автор вынужден слово "понятия" превращать в "понятья" чтобы, обрезав слог, впихнуть в ритм. Не только Вас касается, но и многих, кого я рассматривал выше, у них то же самое. Читатель такие вещи видит. И понимает, что стих корявый, что автор не владеет словом. При этом сама идея стиха мне нравится, но она заслуживает лучшего воплощения. Куда как лучшего. "Ученья цвет" - разве у учения есть цвет? А "Правдивость сказки"? Это какой цвет?
Удачная строка:"Глаза у счастья полны любви".
11.
Глумова Я. Завязка обычна, кафешка, мальчишка, ламбруско...
Вердикт: Скорее понравилось, чем нет.
Подробнее: Когда я прочитал первую строфу, то аж замер с мыслью: 'Неужели? Неужели мне и впрямь попалось безупречное стихотворение?' Но стоило продолжить и на второй строфе надежда рухнула. 'Заброшенный тамагочи' и 'средь' похоронили ее. 'Полиэтилен упаковочный' тоже в этом участвовал. В целом хорошее стихотворение, на голову выше многих, представленных здесь. Но, увы, не совершенное. Впрочем, над ним вполне еще можно поработать и довести до совершенства - было бы желание. Но обычно у пиитов его нет, они руководствуются принципом: 'Я изверг из себя вот это, любуйтесь! Не нравится? Ок, извергну что-то новое'.
Удачная строка:"Всё то, что нас стиснуло, кончилось - съежилось в точку".
12.
Астраханский А. Впорхнув, поставила
Вердикт: Скорее понравилось, чем нет.
Подробнее: Автор поставил интересную задачу - написать только глаголами, - и в целом с ней неплохо справился, хотя и не без огрехов. Тут помимо глаголов еще и деепричастия затесались, но ладно, примем их как глагольную форму. Есть один серьезный сбой ритма - там, где 'Включила'. Это как муха в супе. Но если не обращать на нее внимание, то стихотворение хорошее, достойное прочтения. А еще, конечно, над названием бы подумать. Удивляют поэты, у которых хватает фантазии на то, чтобы сильно заморочиться с подбором слов, но не хватает на интересное название. Это не только Вас касается.
Удачная строка:"Прошли; присвистнул и, одифирамбив, сел".
13.
Гуляев В.Г. Всё начинается с трёх слов
Вердикт: Не понравилось.
Подробнее: Рифмы так себе и рассыпаны небрежно, где-то о них автор вспоминает, где-то забывает. Сбой ритма там, где 'Освоить неизведанные Дали!' Ненужный повтор строки (у Рождественского это оправдано как разные предложения, а здесь - нет, тупо повтор). Наверное этот стих отлично звучит когда его проникновенно читают вслух в кругу друзей. Но читать с листа его тяжело и удовольствия не приносит.
Удачная строка:"где счастье и печали делить вдвоём и пополам".
14.
Ванке В. Я придумал любовь
Вердикт: Скорее нет, чем да.
Подробнее: Здесь показалось интересным содержание. Незатертое. Но воплощение его простенькое и хромающее на обе ноги. Рифмы то есть, то нет ('нее' - 'письмо' не рифмуется), то они нормальные ('дни' - 'пьяни'), то примитивные ('краски' - 'ласки'). Прозаическому тексту можно простить некоторые огрехи ради интересного содержания, но в поэзии несовершенство формы - это приговор.
Удачная строка:"Так живи мой обман и ласкай, и пьяни... Может я в него тоже поверю".
15.
Татаркин А. 1/9 (я номер семь)
Вердикт: Смешанные чувства.
Подробнее: Строфа, начинающаяся словами 'серому коту' совершенна. А вот остальным, увы, до совершенства далеко. В принципе идея интересная - через образ кота передать то, что происходит с человеком. Но порой это слишком явно и оттого становится нелепо: ну каким вином наполнял мир кот? Рассуждения про родину тоже как-то выбиваются из кошачей тематики. Поскольку коты вряд ли мыслят такими категориями. К некоторым рифмам тоже вопросы (например, 'фронтон' - 'былом', 'кафтан' - 'дам'). И повторяющаяся фраза 'В старом кинотеатре тишина' имеет проблемы с ритмом. И с названием автор перемудрил. Менее понятное было бы разве что название "Рмавчржожгд".
Удачная строка:"Серому коту невмоготу".
16.
Чваков Д. Дымок из самовара...
Вердикт: Скорее нет, чем да.
Подробнее: Какой-то странный выбор слов, вызывающий недоумение. Что за апология? Что за подворье, от которого убегает железная дорога? Последняя строфа лучше прочих, но в целом стих воспринимается как винегрет из рандомных слов.
Удачная строка:"под стук на стыках каждую версту".
17.
Сазонов П. Ex stasis
Вердикт: Не понравилось.
Подробнее: Несколько раз перечитывал в разные дни, чтобы исключить воздействие посторонних факторов на восприятие текста (таких, как усталость, например). Но результат один и тот же. Не смотря на старания автора и эксперименты с тройными рифмами, не вышла у него каменная чаша. Не видно тут ни легкости, ни красоты слога, ни изящества, а лишь тяжеловесное нагромождение вычурных словосочетаний. Строка 'Пахнет усопшей весной для меня' выбивается из ритма.
Удачная строка:"Был я - господин, гордый юнец. Ты не встречала..."
18.
Васильева Т.Н. Рождение
Вердикт: Скорее нет, чем да.
Подробнее: С одной стороны трогает само желание выразить любовь к родителям, посвятить им стихи. Хотя по факту взгляд автора больше сосредоточен на себе, на своем детстве. С другой стороны стихотворение, пусть и написанное уверенной рукой и со сложной структурой рифм, производит впечатление вторичности и безыскусной простоватости в своем заунывном описательстве. Еще и рифмы кое-где 'гуляют' ('песке'-'пюре', 'смех'-'шаг').
Удачная строка:"Первый крик, первый смех, первый слог, первый шаг".
19.
Островская Е. Чай вдвоём
Вердикт: Не понравилось.
Подробнее: По содержанию стихотворение полностью совпадает с рассмотренным выше 'Впорхнув, поставила' А. Астраханского, а вот по форме несоизмеримо уступает ему. Уважаемая авторесса слышала насчет того, какими должны быть рифмы, чтобы выглядеть изящно и поначалу старалась этому следовать, но быстро устала, махнула рукой и скатилась в 'шторы' - 'взоры', 'согреешь' - 'умеешь'. Ну а ритм и вовсе сбоит с самого начала ('суЕтных', 'порадОвать' и т.д.).
Удачная строка:"Ужин наш с улыбкой венчают недопитые чашки чая".
20.
Ильина И.И. С волшебным вечером
Вердикт: Смешанные чувства.
Подробнее: Это уже третий текст с фабулой 'он и она встретились, поели-попили, приятно провели время'. Читать его, особенно после предыдущего, было как-то... 'Ну что, опять? Только тут не чай, а вино вдвоем? Что дальше? Боярышник вдвоем?' Данный стих, безусловно, написан лучше, чем у г-жи Островской, но хуже, чем у г-на Астраханского. Вообще у г-жи Ильиной есть чувство слова и сам по себе стих можно было бы назвать интересным, если бы не клишированная фабула. Рифмы незатейливые, но в данном случае это, кажется, выбрано сознательно, а не от неумения. Глаз не режет.
Удачная строка:"Надежду впустим в окоем чуть приоткрытого окна".
Поступили заявки из раздела "Фольклор и Фэнтези":
1.
Левин А. Буддийский Парафраз 2
Вердикт: Смешанные чувства.
Подробнее: Перед нами сборник из четырех стихотворений. Одно из них - второе, 'Под окном' - понравилось, а остальные три - нет. Я не понял, в чем прикол писать стихи как прозаический текст, без разбивки на строки. Это утяжеляет восприятие для читателя, а задачу усложнять людям чтение автору-рифмоплету отнюдь не стоит перед собой ставить, если учесть, что читатели и без того поэзию не жалуют. Но второй стих удался и показывает, что автор не бездарен. И это замечательно. Прочие три - в топку, а то они тянут на дно вместе с собой и это.
Удачная строка:"Вижу всё. Закрывая глаза".
2.
Сахнюк Г. Даная
Вердикт: Не понравилось.
Подробнее: Тут перед нами эксперимент и само по себе стремление попробовать что-то новое в форме вызывает у меня одобрение. А вот результат данного стремления вызывает совсем другие чувства. Потому как результат вышел монструозный. Идея была в том, чтобы строчками стихотворения нарисовать картину. В результате мы получили то, что сложно назвать и картиной и стихотворением. Выписывая линии картины уважаемая поэтохудожница свалилась в какие-то 'едйеифип', 'ерпжу' и 'тувижеще', причем кроме лежащей тетки никаких других образов разобрать не получается. Ну а если говорить об этом как о стихотворении, то перед нами беспорядочное нагромождение фраз с коверканьем слов и чудовищными сбоями ритма. Внезапно в последней строфе ритм оказывается выдержан, из-за чего глаза не так болят при чтении, но стих в целом это не спасает. В общем, за старание пять, а вот за результат...
Удачная строка:"Изгиб бедра таинственный и чистый сулит блаженство неги, но увы...".