Алалыкин Денис Сергеевич : другие произведения.

Uk versus Ireland. Заметки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Великая Британия и Зелёная Ирландия - современный региональный конфликт.

   Содержание -
  1) "Two icebergs from the different glaciers" - обзор регионального развития в свете зарождения проблемы
  2) "When the Future is not enough" - современное состояние дел.
  
  Part One. From time to time.
   Всякий знает, что отношения между Британией и Ирландией продолжительное, по мнеьшей мере, время являются сложными. Но что привело к такой ситуации? Для осознания англо-ирландской проблематики необходимо углубиться в прошлое - в 12 век.
   В 1160-х Дермот МакМурроу, правитель ирландской провинции Лейнстер, был низложен высоким королём Руэртом О"Коннором. МакМурроу возжелал вернуть свою корону и попросил короля Англии Генри II-го о помощи. Последний послал нескольких лордов во главе армий в Ирландию - МакМурроу обещал лордам часть своей страны, в случае успешного её отвоевания. В 1170-м высокий король был окончательно разбит и английские лорды запросили свою награду. Один из них, Ричард-из-Клэра, известный как Strongbow, также женился на дочери МакМурроу. Когда король Лейнстера умер в 1171-м, Ричард провозгласил себя королём этой области. Кроме Ричарда в Ирландии осело довольно много прочих лордов. Имея теперь такое представительство среди ирландских королей Генри II-ой решил принять титул "Властелин Ирландии".
   В правление короля Генри VIII-го Англия приобрела ещё большее влияние на Ирландию. Король включил Уэльс в состав Английского государства и намеревался сделать то же самое с Ирландией. В 1541-м он обменял титул Властелина Ирландии (Lord of Ireland) на Короля Ирландии. После того, как Генри VIII-й провёл реформацию английской церковной иерархии, отложившись от Римского Папы, оказалось, что ирландцы остались вполне верными Риму и не приняли короля в качестве главы их церкви. Позднее, в 16-м веке, когда королева Елизавета Первая отворила двери протестантизму, ирландцы ещё больше укрепились в своём католицизме, свирепо сопротивляясь всяческим попыткам Англии реформировать их религию. Они даже вошли в союза с Испанией, находившейся тогда в состоянии войны с Англией.
   Когда Оливер Кромвель пришёл к власти в Англии (1647) после победы в Гражданской войне, он тоже не прошёл мимо идеи покорить Ирландию. В этом он оказался упорен, веря лишь в то, что для покорения ирландцев достаточно превосходящей силы и жестоких репрессий. Что он и сделал в 1649-м. На какое-то время такой подход сработал - у ирландцев не было выбора, за исключением того, что им велели англичане. Но в долговременном масштабе такая политика лишь усилила крепость ирландского характера, сделав его лишь более устойчивым по отношению к чужеземным лордам.
   Другим важным проектом Кромвеля, тем, что на долгое время определил современное политическое деление Ирландии, явилось изъятие земель у ирландских лендлордов - которые он дарил протестантским переселенцам из Англии и Шотландии. Наибольший размах это приобрело в Ольстере - где протестантское население вообще оказалось преобладающим. Ирландские католики, что жили здесь, были в основном слугами, культурно и экономически отделёнными от богатых протестантов.
   В 1685-м Джеймс II-й стал королём Англии. Он был католиком, но не имел наследника. В 1688-м, с рождением его сына, Англия встретилась с перспективой установления католической монархии. Это могло вызвать политический и религиозный хаос, дабы избежать этого правительство его низложило и пригласило на престол нидерладнского протестанта принца Вильгельма Оранского. Джеймс с таким поворотом дел оказался не согласен и удалился в Ирландию в поисках поддержки. Ирландские католики согласились помочь и собрали армию. Вильгельм Оранский (король Вильгельм Третий) также собрал армию и послал её в Ирландию, где и разгромил Джеймса в знаменитой битве при Бойне в 1690-м. В качестве наказания на ирландцев возложили беспощадные налоги и повинности, не позволяя им достичь собственного процветания, исповедовать католицизм, голосовать или заседать в парламенте. Такова была ситуация в течение века.
   В 1795-м было основано первое протестантское общество - имени Вильгельма Оранского - для защиты протестантских интересов. Это и некоторые подобные ему общества дожили до наших дней, проводя церемониальные марши, обычно заканчивающиеся побоищами между католиками Северной Ирландии и протестантами. В 1798-м новое ирландское восстание было подавлено англичанами. Восстание возглавлял протестантский адвокат из Дублина по имени Уольф Тон, среди повстанцев также находились во множестве представители обеих ветвей религии. Данный факт показывает, что внешнее деление Ирландии не вполне чётко по отношению к внутреннему. В течение столетий протестант вполне мог быть ирландским националистом, а католик преклоняться перед авторитетом английской короны.
   В 1801-м Ирландский и Британский парламенты были сведены вместе Союзным Актом. Ирландским политикам приходилось добираться в Лондон, вместо того, чтобы заседать в своём Дублине. Такое положение вещей возмущало ирландцев - католиков и протестантов. Требования о Гомруле (Home Rule - Своё Правление - при котором бы Дублин правил всей Ирландией в составе Британской империи) становились всё сильнее в течение 19-го века.
   Великий Голод 1845-1849, вызванный картофельными неурожаями (быстро ставшего важнейшим продуктом острова) обычно порождал обвинения в адрес британского правительства. Сегодняшние историки, однако ж, полагают, что здесь куда больше вина местных протестантских лендлордов, нежели Метрополии.
   По прошествии голодных лет требования о Гомруле не утихли. Но в Ольстере протестантская община, имевшая куда более тесные связи с Англией, никогда о таким не заявляла. Гомруль стал предметом многолетних дискуссий, но с началом Первой Мiровой Войны они прекратились.
   В 1916-м группа ирландских республиканцев осуществила мятеж в Дублине в попытке взять власть в свои руки. Но Пасхальное Восстание, как его прозвали, оказалось безуспешным. В декабре 1918-го Католическая Националистская Партия Шинн Фейн (Sinn Féin) демократически прошла в парламент и провозгласила курс на полную независимость Ирландии. Британия послал полицейские формирования в Ирландию - для исправления ситуации и сражений с зарождающей ИРА. Посланные подразделения состояли из бывших солдат, представляя собой смесь полицейских и армейцев - за что их и прозвали Чёрно-Коричневыми. Их грубые методы не способствовали популярности таких формирований среди ирландцев, преисполнившихся враждебности к Британскому господству.
   В 1922-м прошли переговоры между Британским правительством и Ирландскими повстанцами, возглавляемыми Майклом Коллизом, и закончились соглашением. По его условиям Ирландия разделялась на протестантский Ольстер и католический Юг. Южные провинции становились независимыми, но в рамках Британской Империи. Не все среди повстанцев были с этим согласны - что вылилось в краткую гражданскую войну, но произведённое разбиение сохранилось.
   В период Второй Мiровой Войны Ирландское Свободное Государство оставалось нейтральным, а в 1949-м оно окончательно отложилось от Британии, став автономной республикой. Ольстер остался в Союзе, но получил собственный парламент, названный Стормонтом. Ещё с межвоенных времён Ольстер наслаждался лучшим экономическим состоянием, нежели на Юге. В 1950-х и 60-х многие католики с Юга двинулись на Север в надежде улучшения своих жизненных стандартов. Возросшее число католиков в Ольстере вело к ощутимому напряжению между ними и протестантами, католики стали жаловаться на дискриминацию со стороны протестантских властей, включая Стормонт и полицию. 60-е сотрясались потасовками и демонстрациями. В 1969-м, вследствие недоверия католиков к полиции, в Ольстер были посланы британские войска для контроля за положением.
   В это же время Британское правительство пыталось убедить протестантских лидеров Стормонта лучше относиться к католикам, но эти усилия провалились, и Стормонт распутили в 1972-м. Ольстер стал напрямую управляться из Лондона. В этот период ИРА оживает и становится пресловутой террористической силой - какой мы её и по сей день знаем. Протестанты также создали собственные тергруппы для "защиты" Ольстера от ИРА. Одним из заданий британской армии как раз и оказался развод этого противостояния.
   Необходимость присутствия британских войск в Северной Ирландии стала под вопрос в том же 1972-м, когда произошло т.н. "Кровавое воскресенье". Солдаты застрелили 13 невооружённых католиков во время демонстрации. Причём, как там всё было в точности до сих пор неизвестно. Но этого хватило католикам для активизации ИРА в атаках на британские военные базы и призыву к выведению этих войск с острова. Хорошо известная песня U2 Sunday, Bloody Sunday как посвящена этому событию.
   Многие годы с того инцидента британское правительство пыталось примирить противников. Н враждебность оказалась столь глубокой, что компромисс представлялся невозможным. Многие антитеррористические законы Британии проваливались в своём исполнении, в силу того, что террористы в самих себе видели не преступников, а легитимных политически борцов за свободу. В 1985-м было достигнуто соглашение, в котором правительства Ирландии и Британии заявили о поддержке полного объединения острова в случае, если большинство населения Ольстера с этим согласно. До тех пор Ольстер останется частью Королевства. Это соглашение всё ещё в силе. И оно не столь беспочвенно - доля католического населения на Севере всё время растёт, к тому же на Юге усилился рост экономики. Но есть ещё радикалы-протестанты...
   Part two. Documents.
  По материалам Департамента Иностранных Дел при Правительстве Ирландии.
  
   C тех пор как в середине 80-х стороны пришли к пониманию необходимого направления решения своих проблем накопился солидный объём документов межправительственных соглашений. В основном он касается проблематики Ольстера. Между самой Ирландией и Британией давно уже нет каких-то витальных разногласий. Вопрос стоит именно о Северной Ирландии.
   Среди созданных документов стоит упомянуть следующую цепочку:
   Историческое соглашение, достигнутое на межпартийных переговорах в Белфасте 10 апреля 1998-го - и приведшее к подписанию межправительственного Соглашения Доброй Пятницы. Данный акт представляет собой итог многолетних дискуссий, консультаций и размышлений. Промежуточными ступенями к нему явились Декларация на Даунинг-Стрит, некий Framework Document, Принципы Митчелла и Доклад на Форуме за Мир и Согласие.
   Что касается Good Friday Agreement, то на нём стоит остановиться поподробнее. Своим появлением оно обозначило новую точку отсчёта в стремлении правительства Ирландии обеспечить мирное развитие острова. Основным его содержанием явилось декларирование плотного сотрудничества ирландского правительства с британским, а также с партиями Ольстера. Само его наличие говорит о том, что большинство населения Юга и Севера находит почву для соприкосновения. В рамках соглашения созданы различные регулятивные органы и подписано множество уточняющих актов. В частности, в формате Соглашения предусмотрена активная роль межминистерского Совета Ирландия/Северная Ирландия. Облегчён пограничный режим. Создан специальный Фонд Согласия. Созданы и другие межправительственные организации. В рамках Евросоюза существует Международный Фонд Программы Мира для Ирландии.
   Вообще, сегодня британо-ирландские отношения определяются не только историческими тенденциями, но и насущными экономическими необходимостями. Большое число ирландцев живёт и работает в Британии. Возрастает понимание мирного сосуществования людей в независимости от текущей формы политического устроения. Пятничное соглашение воспринимается в обществе, как признание всего комплекса проблем - и инструмент их решения. Необходимо ответить, что англо-ирландская связность обеспечивается не только документами - различные культурные, финансовые группы, индивиды - все вносят вклад в миростроение. Что подтверждается недавней Совместной Декларацией Двух Правительств в апреле 2003-го. К радости многих ирландцев, помимо юридических тонкостей, в этом документе говорится об уважении Британией ирландского языка, о вводе его в официальное межправительственное использование. Если бы Ирландия освободилась лет на 60 позже - ирландский был бы мёртв.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"