Аннотация: Профессиональная графомания на примере Гарцева
(После прочтения
http://zhurnal.lib.ru/g/germes_t/podborkastihovvmoskovskomliteratore82010.shtml )
Непрофессиональная графомания всем очевидна: непопадание в размер, бессвязность мыслей, банальный сюжет, скудость рифмы, грамматические ошибки, обилие отточий - непременные атрибуты графоманского стиха. По ним легко определить графомана-дилетанта.
Но не таков графоман профессиональный. Он не дает повода к формальным придиркам. Четкий ритм, вылизанная строка, эффектная концовка. Но каждый стих что-то напоминает, что-то давно знакомое и много раз слышанное. Классику?
Точно. Именно классику. Вот эти стихотворения - Пушкина, это - романтического Лермонтова. И какое-то - обязательно Некрасова.
Ну, вот и всё.
Последний росчерк
пера, зажатого в руке,
Ну чем не Пушкин? А может, это дух убиенного поэта водил рукой Гарцева? Но и буйный мальчишка Есенин тоже дыхнул на Михаила Исааковича как-то утром:
Вот и закончились сказки.
Отголосила гроза.
Желто-багровые краски...
И, конечно, без Некрасова - никуда:
С этой песней протяжной и тяжкой
отогреть свою душу присел.
Хлестанула судьбина с оттяжкой,
выпал многим знакомый удел.
Если при чтении какого-то стиха, читателю слышится:
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется -
То бурлаки идут бечевой!..
то будь уверен: перед тобой - оно, творение профессионального графомана.
Профессиональная графомания - отличный и хлебный жанр. Его воинству - несть числа. Их ни разу недрогнувшие руки творят поздравления к юбилеем и песни к памятным датам, их стихи наполняют альманахи и выигрывают конкурсы.
В них даже случаются щемящие строки и интересные находки. Не будем кривить душой ради загона хотя и особого, но все же поэта, Гарцева, в прокрустово ложе шаблона. Вот это - прекрасно:
"в янтарном просверке конька.
Хотя, конечно, янтарным конек может быть только в воображении перебравшего коньяка зрителя, но "просверк? - это чудесно. За это можно простить автору его янтарность. Чего только не напишешь, иной раз.
Но если стих хорош по форме, то все же почему он плох? А потому, что он - пустой. Пусть даже он пустой наполовину. Но эта половинчатая пустота зияет графоманией. Просверк есть, но нет настояшего огня.
И зачем мне, то есть ни в чем не повинному читателю, тратить драгоценные минуты на чтение вторичных текстов, источником вдохновения в которых были чтение стихов классиков, просмотр кинофильмов и досужие разговоры в кулуарах различных союзов писателей? Зачем потреблять литературный суррогат, если есть и современные поэты, пишущие кровью?
А вот иногда приходится. Приходится продираться сквозь сито гарцевых, бывших поэтов-переводчиков, членов всяческих союзов и списки "В?. Чтобы наконец, откатав свой камень в гору, припасть к настоящему.
Если кому комбикорм кажется вполне сносной кормежкой - что ж... У каждого есть свобода выбора.