Малышев Александр : другие произведения.

Страна Тени

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ну кактотаг.

  
  

И русская судьба безбрежней,

  

Чем может грезиться во сне,

  

И вечно остается прежней

  

При небывалой новизне.

  

Б.Пастернак (1944 г.)

  
  http://www.goldpoetry.ru/pasternak/index.php?p=143
  "Нам кажется, что мы живем в конце времен, и скоро Армагеддон. На самом деле Финал еще далеко, и чтобы туда попасть Злу надо пройти в полуфинале ЭТУ СТРАНУ"(сц).
  
  У этого Текста нет определенного плана. Это порой длинные логичные цепи, порой рваные отрывочные и незаконченные мысли-рассуждения. Поэтому "эссе". Заранее прошу извинений у читателей за некий шурум-бурум.
  
  Сочетание несочетаемого:
  
  ... это не баг, а фича.
  
  Я давно собирался написать нечто подобное. Итог 20-летних размышлений "что же будет с Родиной и с нами" если угодно. Рассуждения русского интеллигента и патриота (да-да, бывает такое сочетание - ВАХ!) о судьбе СВОЕЙ (и никогда не ЭТОЙ) страны и своего народа.
  
  
  Правильный ответ на вопрос "кто же наша Россия - страшный адский Мордор или Царство Вечного Добра?" с моей колокольни: "мы - страна Тени". Внезапно!
  Мы где-то в центре, между крайностями. И храним равновесие этого мира. Такие дела.
  ===
  Когда в ура-патриотическом угаре кто-то объявляет Россию Цитаделью Абсолютного Добра и хранительницей некой особой Духовности... Господа, вы в деревни давно не были? Там, где нужники до сих пор во дворе. 21-й век! А мат?..
  А лидерство по абортам , наркоманам, самоубийствам (это в православной якобы стране)?.. Вы видели, чтобы прохожий (или ваш сосед в маршрутке) крестился проходя (либо проезжая) мимо Храма?
  Атеисты?
  Вы на свадьбах или похоронах (эти вообще заканчиваются языческими тризнами) бывали?..
  В стране вечных суеверий говорить о некой рациональной и научной точки зрения - слегка наивно.
  
  
  
  ===
  
  
  Нужна ли русским Империя?
  Империя для русских - это не Благо, не Добро, не попытка почувствовать себя белым господином-саибом среди туземных недочеловеков. А Бремя. Тяжкий крест.
  Тогда зачем???
  Зачем нести тяготы и оплачивать кровью очередное расширение территорий?.. Или нерушимость своих границ. Зачем наши предки расширили свою территорию на 1/6 часть суши?
  
  Потому что без Империи нас ждет смерть и распад. Посмотрите на некогда гордых бриттов-англичан. Даже стыдно мне, как имперцу, за их позицию бесправной шестерки при б.колонии.
  ===
  
  
  
  Так уж получилось, что громадные периоды своей истории Русь-Московия-Россия развивалась в тени неких стран-сверхдержав, Империй и целого континента (Европа) .
  Сначала мы оказались в фарватере Византии - греки нам не только дали Православие, но и контролировали назначение митрополитов - де-факто вторую ветвь власти; византийские образцы стали на многие годы эталонами - даже в 17 веке, уже после гибели Второго Рима, патриарх Никон решил выправить русские церковные обряды и книги по "греческим канонам".
  
  Потом был период зависимости от Орды (монгольское иго).
  
  Хотя там не всё однозначно:
  http://samlib.ru/editors/a/aleksandr_s_m/a-1480.shtml
  
  
  Случилась Смута (рубеж 16/17 вв.), когда Русь чуть не подгребли под себя поляки. А когда Россия в 17 веке уже стала мощной державой - она почувствовала свое отставание от Европы. И стала ориентироваться на западные страны. Ничего постыдного в этом нет.
  
  Заимствование чужого опыта - общепризнанная практика. Я люблю приводить в пример Японию. Страна самураев свой путь в золотой миллиард начинала прям из Средневековья - мечи, самураи, чей "рыцарский кодекс" ставил их выше остальных. Но это не помешало усвоив опыт передовых стран Запада войти в ведущие индустриальные страны мира. Да и в области пост-индустриала - компьютеры, роботы - Япония долго лидировала.
  
  ==========
  
  Обратнолнетняя страна.
  Когда-то я читал про обратнолетнее вино:
   Помимо классических однолетних, двулетних и многолетних растений, на Диске существует еще один вид, крайне редкий. Это обратнолетние растения, которые, благодаря необычному четырёхмерному выверту в генах, должны быть посажены в этом году, чтобы взойти в предыдущем.
  Так, в стране Октариновой Травы, что в Овцепиках, выращивают Обратнолетний виноград. Вина, получаемые из обратнолетнего винограда, пользуются большой популярностью у предсказателей, поскольку дают возможность увидеть будущее. Неудобство заключается в том, что похмелье наступает утром накануне, но эта проблема решается с помощью достаточного количества обычного алкоголя. Семейство Мора специализировалось на перегонке вин из обратнолетнего винограда.
  Лоза Ореха Вул, представляет особое исключение, поскольку может плодоносить за целых восемь лет до того, как её реально посадят. Вино из орехов вул также позволяет заглянуть в будущее, которое, с точки зрения ореха, есть прошлое.
  Подробнее:
  http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A4%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B0_%D0%9F%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0#.D0.9E.D0.B1.D1.80.D0.B0.D1.82.D0.BD.D0.BE.D0.BB.D0.B5.D1.82.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D1.80.D0.B0.D1.81.D1.82.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F
  или в книге Т.Пратчетта из серии Плоского мира - "Мор, ученик Смерти".
  ... и меня торкнуло! Мы - обратнолетняя страна. У нас великое прошлое*!
  Т.е. живя трудно и порой просто тяжко, русские оглядываясь назад видят великие победы и достижения. Брежневская эпоха породила массу негатива в отношение к Советской власти и КПСС, анекдоты про Ильича до сих пор популярны ("сосиски сраные", "бровеносец в потемках")...
  А сегодня, оглядываясь в то время... Бутылка водки - три рубля (http://site-nostalgy.narod.ru/made_in21.html), квартиры-брежневки (в одной я сейчас живу), мощнейшая армия и в хоккей ВЫИГРЫВАЛИ!
  
  
  
  *для тех кто не в курсе боянЪа: У России Великое прошлое, трудное настоящее и Светлое будущее. И так будет всегда.
  =======================
  
  
  Геополитический экскурс.
  
  Когда меня спрашивают к какому подходу в истории я склонен - марксизму (формационному) или цивилизационному - это два основных, остальные теории (вроде гумилевской) страдают кривобокостью и неполноценностью, я честно отвечаю, что цивилизационщик. Причем играю его с двух рук.
  Но я и марксовые концепции не отвергаю. Экономические причины исторических событий есть всегда. ВСЕГДА.
  И если быть до конца честным, то правильным ответом стал бы МНОГОФАКТОРНЫЙ ПОДХОД.
  В моей системе ценностей есть 4 угла.
  
  1. Геополитика.
  2. Субъективный фактор. Роль личности в истории не смогли отменить даже такие упертые детерминисты как марксисты.
  3. Менталитет. Это вотчина цивилизационщиков.
  4. Экономика. Вот где у марксизма масса заслуг.
  
  
  Геополитика сегодня стала популярным словом. Этаким брендом. Г-н Дугин не даст соврать. При этом понимание закономерностей и путей геополитического развития нашей страны у наших доморощенных геополитиков весьма своеобразное. Что касается обычных людей (если они интересуются темой), то их представления мне порой кажутся такими сказачно-ФАНТАСТИЧЕСКИМИ, ЧТО порой ПРОСТО развожу руками.
  
  Итак, геополитика на пальцах:
  
  1.
  Самая простая, известная со времен Руссо "теория естественных границ".
  Сформулирую так:
  Держава расширяется пока не упрется в мощный естественный рубеж или сильного соперника.
  Как правило - оба-два.
  Так Рейн стал естественной границей между Францией и Германией. А Пиренеи - между той же Францией и Испанией.
  
  С точки зрения этой теории у нас все в порядке с северной границей. Ледовитый океан. И на Востоке - Тихий (в этом случае стоит вспомнить продажу Аляски... тут всё ровно). Аляска, словами одного нашего популярного геополитика - область "с отрицательной связанностью" с материковой Россией. И значит была изначально обречена отпасть.
  Амур - естественная граница между нами и Китаем. Как и Кавказ - с южными соседями.
  
  Есть исключения. Так Финляндия в составе РИ - это вин. Дальше шли шведы, серьезный противник в 18 - нач. 19 вв. и Россия благоразумно остановилась. А вот СССР включать финнов в свой состав не стал. Ограничившись нейтралитетом Суоми (после 2МВ). Так возникла самая длинная в Европе граница СССР (потом России). И самая спокойная; надо отдать должное стране тысячи озер - урок 40-х горячие финские парни вызубрили.
  
  В 18 веке Россия включила в свой состав (по их просьбе) Армению и Грузию. Это было за естественной границей (Большой Кавказский хребет) и обернулось рядом войн с турками и Кавказской войной. Нарушение правил привело к лишней крови.
  Но и бросить братьев-христиан на расправу басурманам - не комильфо.
  
  2.
  Океан - Суша. Не всё так однозначно.
  
  Любимое для многих современных политиков противостояние Океанских (за которыми угадывается англосаксонский мир) и Сухопутных цивилизаций (в первую очередь - Россия).
  Но если вспоминать историю, не было единого континента Европы. Бесконечные войны сотрясали её.
  Точно также - морские цивилизации не есть прерогатива только Англии и США. Америку кто открыл?
  Голландия была одно время великой морской державой. Да и Франция обладала колониальной империей, пусть и уступавшей Британской.
  Мощным флотом обладала Турция времен Сулеймана и далее. Россия, самая что ни на есть Суша, тем не менее пыталась построить могучий ВМФ. А попытка Японии стать морской державой привела к уничтожению Императорского Флота силами США и их союзников в 1941-45.
  С другой стороны. Создание ЕС и НАТО символизирует слияние континентальной Европы и Атлантического мира.
  
  
  Ось основного противостояния. Замена Оси Восток-Запад на (богатый)Север- (нищий)Юг
  
  Многие продолжают мыслить в категориях "холодной войны", когда ось главного мирового противостояния "Восток-Запад" проходила через Москву и Вашингтон. И сегодня эта ось тоже никуда не делась, только в роли Москвы выступает (пока только негласно, исподтишка) Пекин. Но вот главное противостояние сместилось кардинально.
  Теперь в роли главного оппонента Запада, и оппонента (читается: врага) яростного, готового убивать, разрушать, жертвуя даже собственными жизнями, выступает Третий Мир. На острие этого наступления все видят Исламскую Агрессию (9-11, Афганистан, ИГИЛ, "Шарли" вот это вот всё), но только мусульманами список желающих полакомиться "мясом белых братьев"(ну или хотя бы отхватить чуток от сказочных богатств США и кампании). США строит целые стены (привет Кролику!) на границе с Мексикой, южноамериканские наркокартели пробивают трафики в Америку, и даже нищебродская Венесуэла пытается бодаться с гегемонией Фашистгтона в Латинской Америке.
  Задолбали янки всех чивоуштам.
  Юг наступает. И (повангую) эту войну Запад (он же Север) проиграет. Увы.
  Потому что Третий Мир уже внутри Западной цивилизации и растет там, как раковая опухоль. А ВАСПы слишком устали нести "бремя белого человека", их слишком мало, и они слишком падки на сладкую жизнь и потребительские удовольствия.
  Тулузскому эмирату и Баварскому ханству быть!
  
  
  ========
  Слово гениям:
  --------------
  "В своем произведении Блок утверждает особое место России среди других стран. Недаром в качестве эпиграфа поэтом было взяты слова философа В. Соловьева о панмоголизме. Блок считал свою родину некой стеной, переходным звеном между Западом и Востоком, которая смягчает противоречия и налаживает отношения между двумя этими мирами:
  
   Мы, как послушные холопы,
  
   Держали щит меж двух враждебных рас
  
   Монголов и Европы!
  
   Именно поэтому, утверждает поэт, к России нужно относиться с уважением и почитанием, иначе - может разразиться мировая катастрофа".
  
  http://www.litra.ru/composition/download/coid/00847991314015862977/
  
   ========
  
   ТЕКСТ, РОДИВШИЙСЯ ПО МОТИВАМ СЕТЕВОЙ ДИСКУССИИ.
   Тут:http://samlib.ru/comment/p/popowa_nadezhda_aleksandrowna/99
  
  Я:
  -Монголы, поляки, шведы, Наполеон, турки, венцы, Гитлер... Список империй перемолотых русскими впечатляет!
  Доктор Мориарти:
   - А сколько царств Древний Рим перемолол! И где таки тот Рим?
   ======
  
  Я произвольно разбил дискуссию на три вопроса-проблемы.
  
  1. Стоило ли легионерам проливать свою кровь за "вечный" Рим?
   (http://www.youtube.com/watch?v=7UiBQr_PFVY)
  
  2.Является ли Русь (через Византию) наследником Рима.
  
  3.Кто круче: римские легионеры или наши чудо-богатыри? Все-таки...
  
  1. Самый простой ответ.
   Рим столько оставил человеческой цивилизации - латынь, христианство, римское право, колоссальное количество памятников античности (мне где-то попалась цифирька 40% мировых шедевров сосредоточено в Италии) - список бесконечен, что спорить смысла нет. ИМХО, само собой.
  
  2. Ответ чуть длиннее.
  Византия - безусловно наследник Рима. Возможно не прямой (прямым наследником стала Западная цивилизация), но - "я вашему забору двоюродный плетень" - вспомним, что и наследование в императорском Риме шло часто не по прямой линии, а путем усыновления.
   Т.о. Россия - это племянчитый внучок (или точнее внучка) Рима. Достойнный, опять же ПМСМ.
  
  3. Сложнейший вопрос.
  
  Имел ли Рим противника равного себе? Имел. Карфаген. Вин. А вот Парфянскую державу на Востоке победить римлянам не удалось...
  
  Македония, Греция, прочие остатки Державы Александра - явно противники слабейшего класса.
   Галлы? Даже английские историки отнесли победы Цезаря и Ко в разряд "колониальных" или "сипайских" войн. А вот варварам Рим в конце-концов слил.
  
  Имел ли Рим в противниках супервождя класса Наполеона, Гитлера или Чингисхана (да, я в курсе, шо Сам не ходил на Русь, но есть нюанс...) с огромной армией. Да. Одного. Ганнибала.
  
   А Аттилу, Бич Божий? Победа на Каталунских полях - это таксть последний всплеск пассионарности Римской империи (википедия вапше оценивает исход битвы как ничью). Надо помнить, что после этой битвы Аттила вторгся в саму Италию. Так что...
  С натяжкой - Митридат. Не будем забывать, что Митридату явно повезло воевать с Римом, когда последний столкнулся с внутренними проблемами (ГВ, восстание Спартака, Союзнические разборки).
  
  Наш победный список куда как длиннее.
   Возможно кому-то покажется лишним в списке поляки или шведы.
  По поводу первых: Речь Посполитая могла стать большой империей, но - "паровозы надо давить, пока они чайники" - проиграла титул Лидера Славянского Мира Москве.
   А шведы именно под Полтавой и кончились как сильная Империя, перед которой дрожали Вена и Варшава. А так, Балтийское море было бы "шведским озером".
  
  
   Постскриптум.
   Византийство - это вин или самоубийственный яд в жилах Святой Руси?
  
  
   Наверное правильный ответ где-то в "золотой середине".
  Странно только, что "самоубившись" от принятия Православия (аутентично: все-таки Христианства, бо окончательный Раскол двух церквей на Восточную и Западно-Римскую произойдет позднее 988 г. - в 1045-м) Русь-Россия расширила свои пределы на одну шестую часть суши (сейчас 1/8). И одержала столько блистательных побед.
   Внесла (и вносит) колоссальный вклад в мировую культуру...
  
  Хотя византийство и вошло в историю как синоним "хитрых планов", коварства, интриг, злодейств и заговоров, ну и прочих действий из-под полы; т.е. даже само слово несет отрицательную коннотацию.
  Всегда ли это плохо?
   К слову: русские славятся как партизаны. А все мальчишки мечтали быть не только космонавтами, но и "штирлицами".
  
  
  МНОГОПОЛЯРНЫЙ МИР.
  
  Да, Запад проигрывает гонку. Это вынужден признать даже Хантингтон в своем фундаментальном труде "Столкновение цивилизаций" (у нас иногда переводят как "Война цивилизаций"):
  Основная идея этого труда заключается в том, что в мире после 'холодной войны' культура и различные виды культурной идентификации (которые на самом широком уровне являются идентификацией цивилизации) определяют модели сплоченности, дезинтеграции и конфликта. В пяти частях книги выводятся следствия из этой главной предпосылки.
  
  Часть I: Впервые в истории глобальная политика и многополюсна, и полицивилизационна; модернизация отделена от 'вестернизации' - распространения западных идеалов и норм не приводит ни к возникновению всеобщей цивилизации в точном смысле этого слова, ни к вестернизации не-западных обществ.
  
  Часть II: Баланс влияния между цивилизациями смещается: относительное влияние Запада снижается; растет экономическая, военная и политическая мощь азиатских цивилизаций; демографический взрыв ислама имеет дестабилизирующие последствия для мусульманских стран и их соседей; не-западные цивилизации вновь подтверждают ценность своих культур.
  
  Часть III: Возникает мировой порядок, основанный на цивилизациях: общества, имеющие культурные сходства, сотрудничают друг с другом; попытки переноса обществ из одной цивилизации в другую оказываются бесплодными; страны группируются вокруг ведущих или стержневых стран своих цивилизаций.
  
  Часть IV: Универсалистские претензии Запада все чаще приводят к конфликтам с другими цивилизациями, наиболее серьезным - с исламом и Китаем; на локальном уровне войны на линиях разлома, большей частью - между мусульманами и не-мусульманами, вызывают 'сплочение родственных стран', угрозу дальнейшей эскалации конфликта и, следовательно, усилия основных стран прекратить эти войны.
  
  Часть V: Выживание Запада зависит от того, подтвердят ли вновь американцы свою западную идентификацию и примут ли жители Запада свою цивилизацию как уникальную, а не универсальную, а также их объединения для сохранения цивилизации против вызовов не-западных обществ. Избежать глобальной войны цивилизаций можно лишь тогда, когда мировые лидеры примут полицивилизационный характер глобальной политики и станут сотрудничать для его поддержания.
  http://www.e-reading.club/chapter.php/61484/2/Hantington_-_Stolknovenie_civilizaciii.html
  
  
  Но радоваться рано.
  Если Запад - "Римская империя эпохи упадка" словами Окуджавы, то современная Россия - это "Византия эпохи полураспада", мы где-то в точке между погромом Константинополя(1204г.) крестоносцами и окончательным падением Второго Рима под ударами османов(1453):
  
  Увы, и ах, беда-печаль.
  
  
  
  
  
   ПРИЛОЖЕНИЕ. Тезисы Лютера.
   Во имя любви к истине и стремления разъяснить ее, нижеследующее будет предложено на обсуждение в Виттенберге под председательством достопочтенного отца Мартина Лютера, магистра свободных искусств и святого богословия, а также ординарного профессора в этом городе. Посему он просит, дабы те, которые не могут присутствовать и лично вступить с нами в дискуссию, сделали это ввиду отсутствия, письменно. Во имя Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
   1. Господь и Учитель наш Иисус Христос, говоря: "Покайтесь...", заповедовал, чтобы вся жизнь верующих была покаянием.
   2. Это слово ["покайтесь"] не может быть понято как относящееся к таинству покаяния (то есть к исповеди и отпущению грехов, что совершается служением священника).
   3. Однако относится оно не только к внутреннему покаянию; напротив, внутреннее покаяние - ничто, если во внешней жизни не влечет всецелого умерщвления плоти.
   4. Поэтому наказание остается до тех пор, пока остается ненависть человека к нему (это и есть истинное внутреннее покаяние), иными словами - вплоть до вхождения в Царствие Небесное.
   5. Папа не хочет и не может прощать какие-либо наказания, кроме тех, что он наложил либо своей властью, либо по церковному праву.
   6. Папа не имеет власти отпустить ни одного греха, не объявляя и не подтверждая отпущение именем Господа; кроме того, он дает отпущение только в определенных ему случаях. Если он пренебрегает этим, то грех пребывает и далее.
   7. Никому Бог не прощает греха, не заставив в то же время покориться во всем священнику, Своему наместнику.
   8. Церковные правила покаяния налагались только на живых и, в соответствии с ними, не должны налагаться на умерших.
   9. Посему во благо нам Святой Дух, действующий в папе, в декретах коего всегда исключен пункт о смерти и крайних обстоятельствах.
   10. Невежественно и нечестиво поступают те священники, которые и в Чистилище оставляют на умерших церковные наказания.
   11. Плевелы этого учения - об изменении наказания церковного в наказание Чистилищем - определенно посеяны тогда, когда спали епископы.
   12. Прежде, церковные наказания налагались не после, но перед отпущением грехов, как испытания истинного покаяния.
   13. Умершие все искупают смертью, и они, будучи уже мертвы согласно церковным канонам, по закону имеют от них освобождение.
   14. Несовершенное сознание, или благодать умершего, неизбежно несет с собой большой страх; и он тем больше, чем меньше сама благодать.
   15. Этот страх и ужас уже сами по себе достаточны (ибо о других вещах я умолчу), чтобы приуготовить к страданию в Чистилище, ведь они - ближайшие к ужасу отчаяния.
   16. Представляется что Ад, Чистилище и Небеса - различны меж собой, как различны отчаяние, близость отчаяния и безмятежность.
   17. Представляется, что как неизбежно в душах умаляется страх в Чистилище, так прирастает благодать.
   18. Представляется, что не доказано ни разумными основаниями, ни Священным Писанием, что они пребывают вне состояния [приобретения] заслуг или причащения благодати.
   19. Представляется также недоказанным и то, что все они уверенны и спокойны о своем блаженстве, хотя мы в этом совершенно убеждены.
   20. Итак, папа, давая "полное прощение всех наказаний", не подразумевает исключительно все, но единственно им самим наложенные.
   21. Поэтому ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается.
   22. И даже души, пребывающие в Чистилище, он не освобождает от того наказания, которое им надлежало, согласно церковному праву, искупить в земной жизни.
   23. Если кому-либо может быть дано полное прощение всех наказаний, несомненно, что оно дается наиправеднейшим, то есть немногим.
   24. Следовательно большую часть народа обманывают этим равным для всех и напыщенным обещанием освобождения от наказания.
   25. Какую власть папа имеет над Чистилищем вообще, такую всякий епископ или священник имеет в своем диоцезе или приходе в частности.
   26. Папа очень хорошо поступает, что не властью ключей (каковой он вовсе не имеет), но заступничеством дает душам [в Чистилище] прощение.
   27. Человеческие мысли проповедуют те, которые учат, что тотчас, как только монета зазвенит в ящике, душа вылетает из Чистилища.
   28. Воистину, звон золота в ящике способен увеличить лишь прибыль и корыстолюбие, церковное же заступничество - единственно в Божьем произволении.
   29. Кто знает, все ли души, пребывающие в Чистилище желают быть выкупленными, как случилось, рассказывают, со св. Северином и Пасхалием.
   30. Никто не может быть уверен в истинности своего раскаяния и - много меньше - в получении полного прощения.
   31. Сколь редок истинно раскаявшийся, столь же редок по правилам покупающий индульгенции, иными словами - в высшей степени редок.
   32. Навеки будут осуждены со своими учителями те, которые уверовали, что посредством отпустительных грамот они обрели спасение.
   33. Особенно следует остерегаться тех, которые учат, что папские индульгенции - это бесценное Божие сокровище, посредством которого человек примиряется с Богом.
   34. Ибо их простительная благодать обращена только на наказания церковного покаяния, установленные по-человечески.
   35. Не по христиански проповедуют те, которые учат, что для выкупа душ из Чистилища или для получения исповедальной грамоты не требуется раскаяния.
   36. Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное освобождение от наказания и вины, уготованное ему даже без индульгенций.
   37. Всякий истинный христианин, и живой, и мертвый, принимает участие во всех благах Христа и Церкви, дарованное ему Богом, даже без отпустительных грамот.
   38. Папским прощением и участием не следует ни в коем случае пренебрегать, ибо оно (как я уже сказал) есть объявление Божьего прощения.
   39. Непосильным трудом стало даже для наиболее ученых богословов одновременно восхвалять перед народом и щедрость индульгенций и истинность раскаяния.
   40. Истинное раскаяние ищет и любит наказания, щедрость же индульгенций ослабляет это стремление и внушает ненависть к ним или по крайней мере. дает повод к этому.
   41. Осмотрительно надлежит проповедовать папские отпущения, чтобы народ не понял ложно, будто они предпочтительнее всех прочих дел благодеяния.
   42. Должно учить христиан: папа не считает покупку индульгенций даже в малой степени сопоставимой с делами милосердия.
   43. Должно учить христиан: подающий нищему или одалживающий нуждающемуся поступает лучше, нежели покупающий индульгенции.
   44. Ибо благодеяниями приумножается благодать и человек становится лучше; посредством же индульгенций он не становится лучше, но лишь свободнее от наказания.
   45. Должно учить христиан: тот, кто видя нищего и пренебрегая им покупает индульгенции, не папское получит прощение, но гнев Божий навлечет на себя.
   46. Должно учить христиан: если они не обладают достатком, им вменяется в обязанность оставлять необходимое в своем доме и ни в коем случае не тратить достояние на индульгенции.
   47. Должно учить христиан: покупка индульгенций - дело добровольное а не принудительное.
   48. Должно учить христиан: папе как более нужна, так и более желанна, - при продаже отпущений - благочестивая за него молитва, нежели вырученные деньги.
   49. Должно учит христиан: папские отпущения полезны, если они не возлагают на них упования, но весьма вредоносны, если через них они теряют страх перед Богом.
   50. Должно учит христиан: если бы папа узнал о злоупотреблениях проповедников отпущений, он счел бы за лучшее сжечь дотла храм св. Петра, чем возводить его из кожи, мяса и костей своих овец.
   51. Должно учить христиан: папа, как к тому обязывает его долг, так и на самом деле хочет, - даже если необходимо продать храм св. Петра - отдать из своих денег многим из тех, у кого деньги выманили некоторые проповедники отпущений.
   52. Тщетно упование спасения посредством отпустительных грамот, даже если комиссар, мало того, сам папа отдаст за них в заклад собственную душу.
   53. Враги Христа и папы суть те, кто ради проповедования отпущений приказывают, чтобы слово Божие совершенно умолкло в других церквах.
   54. Вред наносится слову Божию, если в одной проповеди одинаково или долее времени тратится на отпущение, нежели на него.
   55. Мнение папы, безусловно состоит в том, что если индульгенции - ничтожнейшее благо - славят с одним колоколом, одной процессией и молебствием, то Евангелие - высшее благо - надлежит проповедовать с сотней колоколов, сотней процессий и сотней молебствий.
   56. Сокровища Церкви, откуда папа раздает индульгенции - и не названы достаточно, и неизвестны христианам.
   57. Несомненно, что ценность их - и это очевидно - непреходяща, ибо многие проповедники не так щедро их раздают, сколь охотно собирают.
   58. Также не являются они заслугами Христа и святых, ибо они постоянно - без содействия папы - даруют благодать внутреннему человеку, и крест, смерть и Ад внешнему человеку.
   59. "Сокровища Церкви, - сказал св. Лаврентий - это бедняки Церкви", но он употребил это слово по обыкновению своего времени.
   60. Мы по опрометчивости заявляем, что ключи Церкви, дарованные служением Христа - вот то сокровище.
   61. Ибо явствует, что для освобождения от наказаний и для прощения, в определенных ему случаях достаточно власти папы.
   62. Истинное сокровище Церкви - это пресвятое Евангелие (Благовестие) о славе и благодати Бога.
   63. Но оно заслуженно очень ненавистно, ибо первых делает последними.
   64. Сокровище же индульгенций заслуженно очень любимо, ибо последних делает первыми.
   65. Итак, сокровища Евангелия - это сети, коими прежде улавливались люди от богатств.
   66. Сокровища же индульгенций - это сети, коими ныне улавливаются богатства людей.
   67. Индульгенции, которые, как возглашают проповедники, имеют "высшую благодать" истинно таковы, поскольку приносят прибыль.
   68. В действительности же они в наименьшей степени могут быть сравнимы с Божией благодатью и милосердием Креста.
   69. Епископам и священникам вменяется в обязанность принимать комиссаров папских отпущений со всяческим благоговением.
   70. Но еще более им вменяется в обязанность смотреть во все глаза, слушать во все уши, дабы вместо папского поручения они не проповедовали собственные выдумки.
   71. Кто говорит против истины папских отпущений - да будет тот предан анафеме и проклят.
   72. Но кто стоит на страже против разнузданной и наглой речи проповедника - да будет тот благословен.
   73. Как по справедливости папа поражает отлучением тех, кто во вред торговле отпущениями замышляет всяческие уловки.
   74. Так гораздо страшнее он намерен поразить отлучением тех, кто под предлогом отпущений замышляет нанести урон святой благодати и истине.
   75. Надеяться, что папские отпущения таковы, что могут простить грех человеку, даже если он, - предполагая невозможное - обесчестит Матерь Божию - значит лишиться разума.
   76. Мы говорим против этого, что папские отпущения не могут устранить ни малейшего простительного греха, что касается вины.
   77. Утверждать, что св. Петр, если бы был папой, не мог бы даровать больше благодеяний - есть хула на св. Петра и папу.
   78. Мы говорим против этого, что этот и вообще всякий папа дарует больше благодеяний, а именно: Евангелие, силы чудодейственные, дары исцелений и прочее - как сказано в Первом послании к Коринфянам, 12 глава.
   79. Утверждать, что пышно водруженный крест с папским гербом равномочен кресту Христову, значит богохульствовать.
   80. Епископы, священники и богословы, дозволяющие вести такие речи перед народом, ответят за это.
   81. Это дерзкое проповедование отпущений приводит к тому, что почтение к папе даже ученым людям нелегко защищать от клевет и, более того, коварных вопросов мирян.
   82. Например: Почему папа не освободит Чистилище ради пресвятой любви к ближнему и крайне бедственного положения душ, - то есть по причине наиглавнейшей, - если он в то же время неисчислимое количество душ спасает ради презренных денег на постройку храма - то есть по причине наиничтожнейшей?
   83. Или: Почему панихиды и ежегодные поминовения умерших продолжают совершаться и почему папа не возвращает или не позволяет изъять пожертвованные на них средства, в то время как грешно молиться за уже искупленных их Чистилища?
   84. Или: В чем состоит эта новая благодать Бога и папы, что за деньги безбожнику и врагу Божию они позволяют приобрести душу благочестивую и Богу любезную, однако за страдание такую же благочестивую и любимую душу они не спасают бескорыстно, из милосердия?
   85. Или: Почему церковные правила покаяния, на самом деле уже давно от неупотребления себя отменившие и мертвые, до сих пор еще оплачиваются деньгами за предоставленные индульгенции, словно они еще в силе и живы?
   86. Или: Почему папа, который ныне богаче, чем богатейший Крез, возводит этот единственный храм св. Петра охотнее не на свои деньги, но на деньги нищих верующих?
   87. Или: Что папа прощает или отпускает тем, кто посредством истинного покаяния имеет право на полное прощение и отпущение?
   88. Или: Что могло добавить Церкви больше блага, если папа то, что он делает теперь единожды, совершал сто раз в день, наделяя всякого верующего этим прощением и отпущением?
   89. Если папа стремится спасти души скорее отпущениями, нежели деньгами, почему он отменяет дарованные прежде буллы и отпущения, меж тем как они одинаково действенны?
   90. Подавлять только силой эти весьма лукавые доводы мирян, а не разрешать на разумном основании - значит выставлять Церковь и папу на осмеяние врагам и делать несчастными христиан.
   91. Итак, если индульгенции проповедуются в духе и по мысли папы, все эти доводы легко уничтожаются, более того - просто не существуют.
   92. Посему да рассеются все пророки, проповедующие народу Христову: "Мир, мир!", - а мира нет.
   93. Благо несут все пророки, проповедующие народу Христову: "Крест, крест!", - а креста нет.
   94. Надлежит призывать христиан, чтобы они с радостью стремились следовать за своим главой Христом через наказания, смерть и ад.
   95. И более уповали многими скорбями войти на небо, нежели безмятежным спокойствием.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"