Глайдер-такси остановился у молочно-белого кубического здания без окон, по стене которого скользили разноцветные неоновые слоганы, обещавшие "незабываемые ощущения от Вашего идеального отпуска". Из такси вышла высокая стройная девушка с короткими огненно-рыжими волосами. Пару секунд она стояла у входа, подняв голову, как будто читая рекламные объявления.
Симуляторы ещё недавно входили в реестр экспериментальных приспособлений, однако принятое недавно ПОтотОт (Положение об Отказе от Ответственности) узаконило их использование. Положение являлось логическим продолжением ПобОбОтПрет (Положения об Обязательном Отказе от Претензий). Оба проекта с труднопроизносимыми названиями, разумеется, были пролоббированы КиКор. Собственно, все действующие симуляторы принадлежали именно им. КиберКорпарация давно уже стала монополистом в индустрии развлечений, подмявшим под себя все игровые порталы (причем как реальные, так и виртуальные), туристические агентства и сети концертных и кинозалов (опять же в обоих "измерениях").
После недолгого размышления девушка слегка улыбнулась собственным мыслям и вошла в белое здание. В конце концов, она всегда считала, что жить надо здесь и сейчас, а не в эфемерном завтра. А поэтому, если предоставляется возможность испытать что-то новое и необычное, то шанс надо использовать. Carpe Diem. Лови момент. Даже если в следующий момент тебя не станет.
Холл оказался светлым, просторным и пустым, только стены были украшены картинами с живописными пейзажами, историческим сценами, фантастическими зарисовками. На огромной голограмме с пасторальным пейзажем возникла виртуальная девушка-администратор с идеальными, но совершенно пустыми чертами лица. Глаза её смотрели как бы сквозь собеседника или так, будто напротив вообще никого нет. Она приветливо улыбнулась и проговорила приятным голосом:
- Компания Vista Nova приветствует Вас. Мы рады предложить Вам широкий спектр услуг по симуляции самых разных событий. Что Вас интересует?
Рядом с голограммой-администратором появилось анимированное меню.
- Меня интересуют "Ваши идеальные выходные". Я подала заявку позавчера, - сухо сказала рыжая клиентка и мысленно напомнила себе: "Лови момент".
- Ваше имя? - с сахарной улыбкой спросила голограмма.
- Соня Чернюк.
На секунду глаза виртуальной девушки расфокусировались а лицо застыло, превратившись в маску. Затем она снова обратилась к клиентке:
Одна из картинок меню увеличилась в размерах и предложила несколько категорий туров: исторические, литературные, географические, космические и фантастические.
- Что-нибудь посоветуете? - спросила Соня, испытывая острое желание ткнуть наугад картинку и скорее отправиться в "тур". Меньше размышлений - меньше сомнений.
- Историческая программа отправит Вас в выбранную эпоху, - произнесла администратор. За её спиной мелькали исторические картины - пещерные люди, взятие Трои, средневековые замки, путешествие Колумба, Вторая Мировая Война, отплытие Титаника, церемонии Стирания Границ и так далее. - В течение данного тура Вы можете посетить точнейшую реконструкцию событий и ...
- Даже попасть на атомный ледокол? - неожиданно для себя спросила Соня. Она недавно читала о таких ледоколах, но точно не горела желанием посетить подобное сооружение. И всё же почему-то спросила именно об этом.
- Простите, но такого предложения в базе нет. - С неизменной улыбкой произнесла голограмма. - Как Вы знаете, атомная энергетика была отвергнута как небезопасная и...
- Знаю-знаю.
- Но исторические туры...
- Нет, спасибо, - оборвала её Соня. - Я не интересуюсь историей.
- В таком случае мы счастливы предложить Вам тур в реальность литературных произведений. В нашей базе есть почти все когда-либо изданные шедевры писателей различных стран и времён. Вы сможете увидеть крещение и распятие Христа, узнать историю дома Нибелунгов, встретить Ромео и Джульетту, проследовать за Родионом Раскольниковым, попасть в тоталитарную реальность Большого Брата, вместе с профессором Лэнгдоном разгадать загадки древних обществ... - Голограмма всё говорила, а на экране мелькали Голгофа, Петербург девятнадцатого века, опять же замки и дворцы, Москва тридцатых годов, Нью-Йорк времён Великой Депрессии, эстакады Нового Сиднея...
- Достаточно. - Соня произнесла это слово довольно резко, однако бесчувственная пластмассовая улыбка голограммы даже не дрогнула. - Есть у вас предложения для настоящего отдыха? Так, чтобы не надо было напрягать мозг?
- Космические туры позволят Вам посетить планеты, как колонизированные, так и необитаемые. Вы даже сможете побывать в различных галактиках...
- Дальше. - Сомнения вернулись, и это очень не понравилось Соне.
- Вы можете выбрать географический тур и оправиться в любую точку мира.
- Это подходит, - оживилась Соня. - А есть необитаемый остров? Хочу отдохнуть от людей.
Администратор выдержала паузу.
- Мы не рекомендуем отправляться в ненаселённые пункты, - наконец сказала голограмма. - Это может привести к стрессам и психологическому дискомфорту.
- А как же инопланетные экскурсии? - быстро спросила Соня.
- С Вами всегда будет экскурсовод, а также обслуживающий персонал. Так как мы стремимся воссоздать картину, максимально приближенную к реальности, мы не оставляем наших клиентов в одиночестве даже на неколонизированных планетах. Экипаж корабля и...
- Я поняла, спасибо, - сказала Соня и почесала затылок. - А есть какой-нибудь песчаный пляж с пальмами, красивым закатом и коктейлями?
- Конечно. Мы можем предложить Вам отель "Райская бухта". - На экране появились снимки белого пляжа, бунгало, лазурной воды и счастливых отдыхающих.
- Это подходит, - радостно воскликнула Соня. - Купаться можно?
- Разумеется.
- А общаться с другими туристами обязательно?
- Фактически там не будет других туристов. Симулятор создаёт для каждого клиента индивидуальную программу. Те, кого Вы встретите в своей "капсуле", - это не настоящие люди, а проекции, загруженные в базу. Они дружелюбны, образованны и всегда рады помочь.
- И предсказуемы, - пробормотала Соня. - Хорошо. Я выбираю "Райскую Бухту".
- В таком случае Вам нужно ознакомиться с базовыми параметрами. - На экране высветился длинный список, включающий даты погружения и завершения сеанса, описание номера, меню и возможности времяпрепровождения.
- Меня всё устраивает, - кивнула Соня.
- Прекрасно. Теперь Вам нужно предъявить идентификатор и оплатить тур. - На экране появилось окно, к которому Соня приложила ладонь. Через секунду система сообщила об установлении личности и предложила оплатить услугу, что Соня и сделала. - Теперь Вам нужно подписать отказ от претензий и ознакомиться с отказом от ответственности.
Два дня назад, изучая работу симуляторов, Соня уже успела прочитать оба Положения, так облегчившие жизнь КиКор, поэтому базовые принципы деятельности подобных компаний ей были известны. Она просто приложила ладонь к сканеру в окне "согласна".
Через час Соня, облачившись в облегающий бесшовный комбинезон, вошла в комнату без окон. Тёмно-синие стены комнаты были расчерчены тонкими белыми линиями на ровные клетки.
- Это ваша капсула, - произнёс приятный голос. - Капсула номер три-три-восемь. Через тридцать секунд начнётся симуляция. Приготовьтесь.
Соня глубоко вдохнула и попыталась расслабиться, как было сказано в инструкции.
- Приятного отдыха, - сказал голос.
В следующее мгновение стены комнаты изменились: тёмно-синий цвет стал бледнеть, а ровные белые линии искривились, а затем и вовсе пропали. Соня посмотрела на свои руки - комбинезон сначала приобрёл цвет её кожи, а затем полностью исчез, оставив вместо себя длинный лёгкий сарафан.
Соня осмотрелась. Комнаты со стенами в клетку больше не было. Девушка обнаружила, что стоит на пороге небольшого бунгало. Домик располагался на песчаном пляже в окружении пальм и цветущих кустарников. Обернувшись, Соня увидела лазурный океан, сливавшийся с небом. Некоторое время она просто стояла и смотрела вдаль, пытаясь разглядеть линию горизонта и наслаждаясь слабым дуновением ветерка, игравшего шёлком её длинного сарафана.
Через пару минут Соня, осознав наконец, где находится, и ощутив всю прелесть отпуска там, где нет людей, вдохнула полной грудью и вошла в свой домик.
Каникулы Сони были рассчитаны на пять дней, два из которых она провела, почти не покидая своего бунгало. Она выходила только ранним утром и поздним вечером, чтобы пройтись по пляжу и посмотреть на восходящее или заходящее солнце. Конечно, было понятно, что, пренебрегая сёрфингом и морскими прогулками, стоимость которых была включена в стоимость тура, она тратит свои деньги впустую. Но ей так не хотелось ничего делать, даже мысль о физической активности и общении с кем-то была её неприятна.
На третий день выяснилось, что голограмма-администратор, обещая не оставлять туристку в одиночестве, не шутила. Другие "отдыхающие", жившие в домиках по соседству, становились всё назойливее. Если за первые два дня Соня успела познакомиться только с милой семейной парой, упорно предлагавшей ей присоединиться к ним для морского круиза, то второй и третий дни отдыха состояли из бесконечных улыбок, и вежливых отказов от дайвинга, игры в пляжный волейбол и вечеринок. Так называемые туристы упрямо не желали оставлять её одну - они стучали в дверь домика, подходили на пляже и даже звонили по видеофону.
В конце концов Соня не выдержала и согласилась посетить концерт знаменитого на весь мир квартета виолончелистов. Концерт, конечно, тоже входил в программу её отдыха, но, откровенно говоря, Соня посещать его не собиралась. Она вообще была равнодушна к классической музыке, и поставила галочку напротив этого мероприятия только потому, что того требовали правила тура. "С нами вы не соскучитесь".
Концертный зал был оборудован в глубине острова. Зрительный зал, уставленный круглыми столиками, располагался вокруг сцены. Лёгкие светильники, парившие над головами слушателей, служили единственным источником света, не было видно даже луны.
Сама программа оказалась на удивление занимательной - квартет исполнил все любимые песни Сони, что её, впрочем, ни капельки не удивило. Всё-таки она заплатила за то, чтобы послушать голографических музыкантов, записавших свой концерт для "туристов".
Хотя аранжировки Соне понравились (по крайней мере, они были необычными), спустя примерно полчаса, она заскучала. Остальные "отдыхающие", казалось, были поглощены музыкой - они с восхищением смотрели на сцену, кто-то кивал в такт исполняемым мелодиям, кто-то прикрыл глаза... Виртуальные музыканты играют для виртуальных слушателей - полная эрзац-гармония.
"Проекции, а выглядят прямо как живые", - подумала Соня, обводя взглядом зрителей.
Вдруг у неё появилось странное ощущение, как будто кто-то внимательно её разглядывал. От этого чувства у неё по спине пробежал холодок.
Девушка передёрнула плечами. Видимо, сказалось её упрямое стремление к уединению. Ведь на этом острове никто не мог её разглядывать. Это было невозможно в принципе - проекции хоть и выглядели, и даже вели себя как самые настоящие люди, но всё же чувствовалась в них какая-то пустота, и искренне кем-то интересоваться они попросту не умели. Как будто вокруг тебя одни манекены.
Соня попыталась отогнать странное ощущение и сосредоточиться на концерте. Ничего не вышло, она определённо ощущала чьё-то присутствие. Девушка выпрямилась и осторожно осмотрелась. Проекции по-прежнему были поглощены музыкой, а если она и встречалась с кем-то из них взглядом, то они только улыбались своими пустыми добродушно-сахарными улыбками и кивали.
Пластмассовые лица, пустые глаза... И вдруг удар током. В глубине площадки, в самом плохо освещённом углу сидел молодой человек. И действительно, он мало интересовался тем, что происходит на сцене. Его тёмные глаза, в полумраке казавшиеся тлеющими угольками, были устремлены на Соню.
Девушка почувствовала, как вспотели её ладони. Это явно не входило в план тура. Она быстро прокрутила в памяти все параметры. Курортного романа в списке не было.
Соня медленно обвела взглядом остальных "отдыхающих". Никто не обращал внимания ни на неё, ни на странного слушателя. Она снова повернулась к человеку в глубине зала. Он всё также сидел, разглядывая её так, будто вокруг вообще больше ничего не существовало.
Сердце подпрыгивало в груди. Соня медленно поднялась и, стараясь не привлекать внимания, пробралась к выходу с площадки. Оказавшись на тропинке, ведущей к пляжу, она ускорила шаг. Надо возвращаться, выбираться из этого симулятора. И пусть она провела здесь только половину оговоренного и оплаченного срока. Чего-чего, а острых ощущений она не заказывала - ей хватало их и в жизни.
Соня услышала шаги за спиной и пустилась бегом. Преследователь приближался. Когда до двери домика оставалось несколько шагов, сильные руки схватили её за плечи и резко развернули. И снова она увидела этот горящий взгляд, теперь казавшийся ей сумасшедшим.
- Ты человек? Настоящий человек? - прокричал мужчина ей в лицо.
- Что? - адреналин мешал Соне ясно мыслить.
- Ты человек? - снова спросил мужчина и резко встряхнул девушку.
- А кто же ещё? - простонала Соня. Ей казалось, что он вот-вот раздавит её руки.
- Не проекция? - незнакомец прищурился. Теперь он говорил спокойнее, но хватку не ослаблял.
- Ну да... - Соня поморщилась от боли. - А ты кто такой?
Вместо ответа мужчина рассмеялся и отпустил её. Соня обмякла и без сил опустилась на деревянную лесенку, ведущую к двери её бунгало. Незнакомец отступил на пару шагов, отвернулся к океану, закинул руки за голову и продолжал дико хохотать. Его рычащий смех разносился по пляжу, оскорбляя нежный шёпот волн океана.
Мужчина перестал смеяться и повернулся к девушке. Доли секунды хватило, чтобы пожалеть о том, что она не успела забежать в домик и набрать экстренный код, который прервал бы симуляцию, вернув её в реальность.
Соня прижалась спиной к двери. Мужчина наклонился к ней и спросил ровным голосом:
- Как тебя зовут? - Теперь он уже не казался свихнувшимся.
- Я... а ты кто такой? - наконец проговорила Соня. - Взбесившаяся проекция?
- Взбесившаяся проекция, - повторил мужчина и хохотнул. Казалось, это предположение его развеселило. - Нет, девочка. Я человек. Такой же, как и ты. Такой же дурак.
Мужчина выпрямился и снова закинул руки за голову.
- Все мы такие. Идиоты. - Он отступил на пару шагов. - Всё ищем что-то... Нам, видишь ли, не нравится то, что мы имеем. У нас ведь всё есть - еда, шмотки, развлечения, секс... Всего же навалом. Но мы всё равно с жиру бесимся, ищем, чем бы ещё потешить своё больное эго. - Теперь он ходил туда-сюда перед лесенкой, на которой сидела Соня. - Жизнь ведь удивительная штука. Краски, звуки, запахи, ощущения... Но нам мало реальности, нам ещё виртуальный мир подавай. Хочу всё то же самое, только лучше. А лучше не бывает, понимаешь? Лучше жизни ничего нет! Никакие суррогаты не заменят тебе настоящую жизнь!
Пока незнакомец мерил шагами площадку перед домиком, Соня, наконец добралась до двери и, прижавшись к ней спиной, пыталась нащупать ручку. Но вдруг мужчина резко остановился, перепрыгнул ступеньки и наклонился к девушке.
- Вот скажи мне, зачем ты здесь?
Соня смотрела в немигающие глаза своего соеседника и не могла вымолвить ни слова.
- Ну? Давай, скажи!
- Я... в отпуске... - наконец промямлила Соня.
- Да, - тряхнул головой мужчина. - И я был здесь в отпуске. Да так и остался. Вечные каникулы.
- Т-то есть?
- То есть два года назад... - он задумался. - Или прошло больше? Не помню. Неважно. Я тоже заказал симуляцию. Тропический рай. И знаешь, мне здесь нравилось - дружелюбные проекции, пляж, океан. И я захотел остаться. А чем плохо? Живёшь на всём готовом... Только и делай, что отдыхай...
- И... что? - спросила Соня, когда пауза затянулась.
- Моё желание исполнилось. - Мужчина равнодушно пожал плечами. - Я остался здесь. Не смог вернуться. Вернее сначала не захотел, а потом уже не смог.
- Разве такое возможно?
- Конечно, - он произнёс это таким тоном, как будто это было что-то само собой разумеющееся. - А вот как ты здесь оказалась?
- Я просто заказала тур, - произнесла Соня, чувствуя, что всё вокруг неё начинает расплываться. - Потом комната симуляции...
- Да ты не понимаешь! - воскликнул мужчина, как будто его осенила догадка. - Ты думаешь, что ты сейчас находишься внутри искусственно созданной реальности!
- А это не так? - хрипло спросила Соня.
- Здесь всё не так, - раздражённо бросил её собеседник. - Вся эта симуляция, она вот здесь, - он постучал себя пальцем по лбу.
Соня непонимающе смотрела на этого странного человека.
- Хорошо, - сказал он уже спокойнее. - Давай так. Никто из твоих соседей не показался тебе знакомым?
- Ну... была пара лиц...
- Всё это, - перебил он её и обвёл рукой пространство, - всё это проекция твоего подсознания. Ты сейчас находишься в своей голове. Симулятор лишь упорядочивает твои мыслеобразы и заставляет тебя видеть то, что ты видишь, слышать то, что ты слышишь...
Он снова замолчал, устремив неподвижный взгляд на луну.
- Но если я сейчас нахожусь в своей голове, - медленно проговорила Соня, - тогда как вы здесь оказались?
Незнакомец не шевелился.
- А может, меня здесь и нет, - наконец сказал он. - Может, ты права, и я всего лишь взбесившаяся проекция, которая думает, что она - живой человек.
- Как это проверить?
- Возьми меня с собой. Туда, в реальность.
Соня смотрела в тёмные глаза мужчины. Она чувствовала его тёплую ладонь, крепко сжимавшую её пальцы. Другой рукой Соня набрала экстренный код на панели связи. Бунгало стало медленно таять, очертания мужчины расплылись... но его рука всё ещё была в её руке...
Яркий свет заливал всё пространство. Соня разлепила веки. Она лежала на кровати в белой комнате с огромным окном. Мысли путались...
Через какое-то время возле кровати Сони возник человек в белом халате. Потом он исчез, снова возник, потом всё пропало и снова появилось... Девушка всё никак не могла понять, реальный это человек, или её навещает проекция. В её памяти остались только обрывки его фраз: "ошибка симулятора... в тяжёлом состоянии... сильный стресс...". Потом появлялись другие то-ли-люди-то-ли-проекции, они тоже что-то говорили: "экспериментальная разработка... может, не стоило... отказ от ответственности... возмещение ущерба...".
А она ведь так толком и не рассмотрела его лицо. Запомнила только тёмные глаза, похожие на тлеющие угли.
Из госпиталя Соня уезжала на такси. В голове была странная приятная пустота, которая вытеснила воспоминания о симуляторе. Соня усмехнулась - реклама, обещавшая незабываемый отдых, всё-таки её обманула.
Глайдер высадил Соню у подъезда её жилого комплекса. Дойдя до двери, Соня достала электронный ключ и хотела уже вставить карту в замок, когда дверь открылась, и девушку чуть не сбил с ног выбежавший молодой мужчина.
- Вы в порядке? Прекрасно, - быстро протараторил парень и сел в такси, на котором приехала Соня.
Соня смотрела вслед удаляющемуся глайдеру. Что-то в этом человеке показалось ей смутно знакомым. Когда-то она уже видела его глаза, похожие на тлеющие угольки.