Не знаю, насколько правомочно использование в этом исследовании материалов анкеты, присланной коллегами из Москвы, но один из вопросов анкеты касался любимого жизненного девиза. Наши восьмиклассники, выбирая себе жизненный девиз, порой испытывали затруднения, в особенности учащиеся классов коррекции. В класах же "а", "г", "д", где были проведены уроки из "мушкетерского"
блока, многие ребята написали девиз
ВСЕ ЗА ОДНОГО - ОДИН ЗА ВСЕХ!
Другие варианты девизов были: "Береги честь смолоду", "Мы русские - с нами Бог", и даже, совершенно неожиданно "Хочешь жить - умей вертеться".
Было бы нескромно полагать, что мушкетерский девиз ученики взяли именно благодаря урокам по Дюма - слова эти давно стали крылатыми, и нельзя с полной достоверностью говорить так обо всех учениках, которые взяли именно девиз мушкетеров своим жизненным принципом. Но, например, Миша Попов (8-г), который, еще будучи семиклассником, нарисовал интересную композицию "Атос и Портос уезжают в Лондон", (и его Портос был чем-то неуловимо похож, по мнению ребят, на Жерара Депардье, исполнителя роли Портоса в американском фильме "Человек в железной маске", далеко не лучшей экранизации Дюма, кстати) скорее всего, написал в своей анкете "Все за одного" не случайно.
Беседы, вернее, мини-беседы, присутствовали почти на каждом уроке. Иногда дети выступали сами с заранее подготовленными рефератами в своем и параллельном классе.
Так, используя материалы журнала "Юный художник" и другой периодической печати, а также новых литературоведческих книг, ученицы 8-а класса Козлова Катя, Никитина Таня, Антропова Света и Плавутская Оксана подготовили небольшие рефераты:
1. И все - за одного Дюма. (Никитина Таня).
2. Жизнь А. Дюма. (Козлова Катя).
3. Д'Артаньян - образ и прототип. ( Антропова Света).
4. Жизнь Д'Артаньяна. (Плавутская Оксана).
Это малая часть бесед, которые можно провести с детьми на таких уроках.
В замысле рефераты по темам "Три мушкетера" в кино. Был подготовлен реферат о творчестве актрисы Ирины Алферовой.
( Констанция в фильме "Д'Артаньян и три мушкетера").
Вот примерный список рефератов и сообщений, составленный вместе с детьми, как пожелания учеников следующим классам:
КИНО:
1. М.Боярский в роли Д'Артаньяна.
2. Леонардо ди Каприо в фильме "Человек в железной маске".
3. Экранизация романа А. Дюма "Три мушкетера" в разных странах.
4. Интервью с Портосом. ( В.Сминитским).
5. Мультфильмы.
6. Как я снял бы "Трех мушкетеров". ( Импровизация интервью с режиссером).
ИСТОРИЯ:
1. Всесильный кардинал.
2. Жизнь Людовика XIV.
3.Тайна Железной Маски.
4. Роль Фронды в борьбе с абсолютной монархией во ФранцииXVII века. Больше демократии, меньше абсолютизма.
5. Пираты Средиземного моря.
6. REMEMBER! Английская революция и крушение монархии в Англии.
7. Мемуары современников мушкетеров. ( Де Рец, Ларошфуко, "Д'Артаньян").
Такой же богатый материал для бесед представляют литература и искусство "великого века". Мольер, являющийся одним из персонажей второго, если не третьего плана романа "Виконт де Бражелон", Скаррон, устроивший в начале Фронды у себя литературный вечер, на котором собрал весь цвет оппозиции ("Двадцать лет спустя"), Лафонтен ( "Виконт де Бражелон"). Говоря о Скарроне, можно привести текст его блистательной "Мазаринады", опубликованной во II томе хрестоматии по истории средних веков. Поэтический памфлет Поля Скаррона представляет собой замечательный образец политической сатиры, и, хотя параллель с сегодняшней Россией весьма условна, стихи автора Семнадцатого века звучат весьма актуально. ("...Кто наши армии расстроил, провинций нищету удвоил, но час придет, когда с тобой покончит Фронда, милый мой...")*
г) Тестирование.
Если считать тестом "Кроссворд", опубликованный в газете "Книжное обозрение", можно вполне уверенно полагать, что этот тест наши ученики прошли. Они ответили на все вопросы кроссворда, выполнили лаконичные остроумные рисунки-импровизации по заданию педагога. Проблемы, возникшие перед ребятами в ходе решения кроссворда, можно решить при дальнейшей работе с учащимися 7-8 классов.
д) Опытно-педагогическая работа.
Впервые я начала уроки с восьмиклассниками в этом учебном году.
"Проблема старшего возраста,- пишет Б. М. Неменский в книге "Мудрость красоты", - предельно сложна. К сожалению, в старших классах нет ни уроков искусства, ни музыки, и даже часы литературы предельно сокращены. В области изобразительных искусств не проводилось фронтальных поисков, кроме внеклассной сети. Но внеклассные формы работы охватывают небольшой процент подростков. В ней в основном участвуют те, кто думает об искусстве как о будущей профессии... Если ставить задачу полноценного эстетического развития каждого, а не вычленения элиты, нам не уйти от необходимости создания обязательной программы в старших классах".**
И здесь, в старших классах, человековедческую проблему надо ставить как основную, решительно подчиняя ей искусствоведение, справедливо полагает Б.М. Неменский. В своих уроках я опиралась на эту идею Неменского.
Школьники старших классов именно в этом возрасте интересуются нравственно-эстетическими, человековедческими проблемами. У учеников старшей школы происходит окончательный переход сознания от подросткового к взрослому. Подростки, ученики среднего звена, хотят утвердить себя во взрослом мире, познавая его и потребляя его интересы. Они в этом возрасте хотят быть" как все". Для подростка ценность именно в этом, и на это направлен процесс общения.
В юношеском возрасте у ребят происходит переориентация интересов. Стереотипы в основном познаны. Вместо желания быть "как все" появляется желание быть "не как все". Восьмиклассники представляют интереснейший возраст в плане исследований. Задания показали, что некоторые из наших ребят еще находятся в подростковом возрасте. Если считать тестом на взрослость задания по темам уроков. Такие дети стремятся выполнить задание "как все", лишь бы получить оценку, не ставя пред собой творческой задачи. Таковы ученики Нищик Ж.(8-а), Кириллов А. (8-а). Но есть мальчики и девочки, пытливо ищущие свой путь, не пользующиеся готовыми решениями - Наташа Иванова (8-д), Федоров Артем (8-д), Майоров Дима (8-д) и многие другие.
Старший возраст - самый оптимальный для слияния с искусством, для формированим им своего духовного мира, - к такому выводу приходит Б.М. Неменский.
Любовь и нежность, отчаяние и грусть, борьба, ненависть, стойкость, - что и есть ценностно-ориентационное содержание искусства - и все эти извечные человеческие чувства давать походя, как довесок к истории? - задает вопрос Неменский. И отвечает на него следующим образом: да, нужно специальное учебное время, да, это время нужно уделить размышлениям о человеческих чувствах, отношениях, призвав на помощь все искусства, опыт чувств великих творцов прошлого.
И этим опытом совершенствовать жизненные позиции сегодняшнего поколения - эти слова сказаны более десяти лет назад,
но сейчас они вдвойне актуальны!
е). Экспертная оценка.
Самооценка и групповая оценка.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что задачи, поставленные "Программой-91", дети 7 и 8 классов выполнили. Аналогичные уроки, проведенные уже во всех восьмых классах, включая коррекционные, по "Капитанской дочке" А. С. Пушкина, углубили межпредметные связи литературй. Дети, участвовавшие в эксперименте, выполнили более оригинальные, художественные работы. Открытый урок в 8-д по теме "Буквица" посетили коллеги и дали положительную оценку знаний и умений школьников и построения урока. (Рецензия члена жюри областной Пушкинианы, художника и преподавателя Александра Александровича Александрова прилагается). Необходимо в будущем большее внимание уделять слабым ученикам, повысить требования к сильным. Недостаточность материальной базы исключает возможность использования технических средств на уроках. Очень жаль, так как материал есть, но он пока не задействован.
д). Изучение и обобщение опыта.
К сожалению, не так часто, как хочется, удается посетить уроки коллег - учителей ИЗО в других школах. Взяла себе на заметку опыт учителя Эдуарда Салимовича Салимова - видела замечательные композиции его учеников - "Русские костюмы" и "Лошади". Коллективные работы ребят (школа N 24) смотрелись очень интересно. В свое время такие уроки проводились и в нашей школе.
(Программа Б. М. Неменского, 3 класс "Флот царя Салтана"). Готовя выставку "ВИВАТ, ШУРАВИ!", посвященную 10-летию вывода советских войск из Афганистана, наши школьники подготовили коллективные работы "Святая Русь" (воины XII-XIV в.в.), "Стрельцы-молодцы" (XVI-XVIIв.в.), "Гвардия Петра Великого" (начало XVIII в.), "Мушкетеры России" (XVIII в., конец). Время было ограничено - школа ждала гостей из АФГАН-ВЕТА, и это обстоятельство не позволило подготовить аналогичные работы по войне 1812 года, по гражданской и Великой Отечественной. От "Мушкетеров России" юные художники сделали резкий скачок в афганскую войну. Но к
военно-патриотической теме мы вернемся в канун Дня Победы.
В этой работе щедро делились своими архивами учителя истории Левина Инна Самуиловна, Лобанова Наталья Павловна.
Постоянно пользуемся услугами библиотеки микрорайона (Коноба Галина Анатольевна).
Коллективные работы такого рода позволю себе рекомендовать коллегам, особенно начальной школе. В блоке уроков по Дюма также можно использовать коллективные работы. Вот примерные темы:
Костюм XVII века,
Мерлезонский балет,
Осада Ла-Рошели,
Полк капитана Тревиля,
Фрондерский ветер.
Посетив урок Э. Салимова в школе N 24 по рисованию с натуры (шестиклассница позировала своим сверстникам), я решила в будущем провести такие уроки, перед тем как рисовать портрет персонажа. Перед 23 февраля и 8 марта в нашей школе прошли такие уроки: "Подарок мальчику" и "Подарок девочке".
Главное, что мы все помогали друг другу, делились опытом, и этот помогало нам делать наши уроки интересными и запоминающимися.
Работа представляет собой методическое пособие - в основной части конспекты уроков, проведенных в 7-8 классах средней школы N 3 города Пскова в 1998-1999 учебном году. К уроку прилагаются работы художников, детские работы.