Аннотация: Последний урок в 7 классе. Рисование портрета исторического лица или вымышленного персонажа.
Урок 3. 7 класс.
ПОРТРЕТ.
Этот урок завершает учебный год. Я проводила его в конце мая. После урока и мини-выставки дети получили задание на лето: прочитать за каникулы трилогию А. Дюма о мушкетерах.
Опыт показал, что дети чаще всего выбирали портрет исторического персонажа, так, в 7-г многие стали рисовать кардинала Мазарини, т.к. имелся его большой портрет, выполненный гуашью, хотя была проведена игра, и каждый ряд, и ребята и девочки получили своих героев.
Но лишь некоторые отважились нарисовать портрет по воображению.
Необходимо больше рисовать людей с натуры, больше проводить уроков по рисованию портрета одноклассника, чтобы дети "набили руку", четко усвоили пропорции лица, и задание не вызвало у них затруднений.
ТЕМА: Портрет литературного персонажа. Фантазия и реальность. Исторический портрет и вымышленный образ.
МАТЕРИАЛЫ: Плакаты по прическе 17 века, используемые в уроке 2, ксерокопии портретов мушкетеров и других персонажей романа "Три мушкетера". (Иллюстрации Иванова).
Оригинал - книга с иллюстрациями Иванова.
Ксерокопии персонажей романа "Двадцать лет спустя".
Ксерокопии из "Мемуаров" Де Реца.
Ксерокопии из "Мемуаров" Д'Артаньяна.
Кардинал Мазарини - гуашь - копия из книги "Мазарини".
Герцог Бекингем - копия рисунка Рубенса из журнала "Художник".
Людовик XIII - копия рисунка из книги по истории.
Герцогиня де Шеврез - копия рисунка из "Мемуаров" Де Реца. (Картинки в формате А-3, 30 на 40).
Другие картинки с изображениями исторических персонажей и вымышленных героев.
Этот урок представляет собой урок-беседу. Много места отводится показу исторических пероснажей, действующих на страницах романов
"Три мушкетера",
"Двадцать лет спустя",
"Виконт де Бражелон".
Можно в начале урока создать проблемную ситуацию - показывая чей-то протрет, задавать детям наводящие вопросы по сюжету, чтобы дети угадали литературного героя.
Можно также использовать форму игры "ПОЛЕ ЧУДЕС".
Пример: (ПОЛЕ ЧУДЕС). Знаменитый полководец 17 века, выигравший битвы при Рокруа и Лансе. (КОНДЕ). Дети угадывают по буквам. Победителям можно вручить призы - картинки, сувениры и т. д.
Исторические персонажи (ксерокопии):
I.КАРДИНАЛ ДЕ РЕЦ. Мемуары. Научно-издательский центр "Ладомир", Наука, Москва, 1997, Москва, "Литературные памятники".
1. Суперобложка. Портрет де Реца.
2. Кардинал Ришелье. Гравюра Нантейля по рисунку Филиппа де Шампаня.
3. Кардинал Мазарини. Гравюра Нантейля с портрета работы Миньяра.
4. Гравюра во славу Бруселя, отпечатанная 15 октября 1648 г. в типографии Клода Марло.
5. Королева Анна Австрийская. Художник Поурбюс. Мадрид. Прадо.
6. Герцог Гастон Орлеанский.
7. Принц Конде. (Великий Конде).
8. Герцог де Лонгвиль.
9. Герцог де Бофор.
10. Герцогиня де Шеврез.
II. МЕМУАРЫ МЕССИРА Д'АРТАНЬЯНА. т.т. I - III, Антанта, Лтд, М. 1995.
1. Портрет Д'Артаньяна. (Титульный лист). Т. I.
2. Великий Конде. ( В профиль). Т. II.
3. Мазарини. Т.II.
4. Людовик XIV .(Титульный лист). Т. III.
5. Мария-Терезия Австрийская. (Жена Людовика XIV). - Т.III.
6. Карл II. Т. III.
7. Луиза де Лавальер. Т. III.
8. Мадам де Монтеспан. ( Атенаис де Тонне-Шарант в "Виконте") Т.III.
Можно также показать детям:
Портрет Бекинигема работы Рубенса.
Эрмитажные портреты: Анна Австрийская, Карл Первый, Людовик Четырнадцатый.
Портреты из "Мемуаров" Сен-Симона: Филипп Орлеанский, младший брат Людовика; Луиза де Лавальер.
Портреты из книги А. Дюма "Луи XIV и его эпоха".
Любой портрет Мольера, с которым мы тоже встречаемся в 3 томе "Виконта".
Дети рассматривают ксерокопии, рисунки, книги. Выбирают, кто кого будет рисовать -исторического персонажа, чье изображение имеется, или самостоятельно придумать своего героя, нарисовать по-своему, так, как представляет сам.
Игровой момент: приглашают представителя от каждого ряда. Пишут имена мушкетеров - АТОС, ПОРТОС, АРАМИС. Тянут бумажки (мушкетрская шляпа, мешочек, ларчик - фантазия учителя). Девочки тянут имена трех дам из романа - КОНСТАНЦИЯ, КОРОЛЕВА, МИЛЕДИ. Разумеется, за каждым учеником остается свобода выбора.