В журнале "Новый iностранец" к нижеследующему тексту приляпали вот такую картинку и название "Бобик сдох". За название горой не стану, а девка вроде ничего. Как вы думаете? Редакционное вступление, разумеется, опускаю, за явной его нелепостью и бессодержательностью.
А. Автократов.
Приехали
В Бангкок из Москвы лучше всего лететь дальнобойным российским самолетом "Ил-96". Рейсы здесь почти всегда прямые, без посадок и связанных с ними проволочек. Расстояния между рядами кресел большие, шире, чем у всех известных мне марок самолетов, есть куда вытянуть копыта.
И все равно, одиннадцатичасовой перелет утомляет так, что когда самолет приземляется и начинает маневрировать, приближаясь к соответствующему терминалу огромного (самого большого не то в мире, не то в Азии) Бангкокского аэропорта, возникает чувство, схожее с чувством человека, попавшего ни за что в милицию, просидевшего там Бог знает сколько времени, и наконец, по воле доброго начальника, вдруг без всяких объяснений выпускаемого на волю. Вот она воля, все ближе, ближе, вот уже протягивают к двери самолета пассажироприемный рукав, раздраиваются решетки-двери, и все - вали отсюда, такой-сякой, и больше не попадайся.
Это само собой. Никогда в жизни. Хотя -ведь придется... Обратно в Москву, да может, Бог даст, еще сюда слетаем..
Таможенный контроль в аэропорту формальный - никто ничего запрещенного в Таиланд не везет, наоборот, вывозят: страна-то ведь героиновая. А вот паспортный контроль - самый серьезный. Долго смотрит пограничник - что ты за птица, правильно ли оформлена виза, настоящий ли паспорт, проверяет по компьютеру: не натворил ли ты чего в прошлый приезд в страну, не бузил ли? И вообще, зачем приехал в Таиланд страна-то ведь героиновая... А потом вежливая улыбка, "плиз", и иди, спускайся в нижний зал, где ждет тебя таец Джон - представитель принимающей турфирмы.
Еще года два назад Джан не знал ни слова по-русски, объяснялись жестами.
Теперь болтает почем зря, и даже куда больше, чем нужно.
- Здорово, Джон! Как дела?
- Нормально. Все здесь, больше никого?
- Никого.
- Тогда мой машина ждет. В "Азию"?
- В "Азию"!
Выходим на улицу и сразу получаем тепловой удар: здесь. температура 43 градуса, а в Москве-то было всего 13!
Хорошо, у Джона в микроавтобусе есть кондиционер, но кроме кондиционера бесконечный речевой поток на вечную тему о том, что любит Джон одну девушку, и она его любит, но не хочет выходить за него замуж, потому что он бедный, а он совсем не бедный, есть гораздо беднее него, ну, и так далее.
За окном сплошные бетонные эстакады, автострады, многоярусные развязки, бетонные остовы будущих зданий... и ни одного дерева. Где зелень? Где густые заросли тропического леса? Мы в тропиках или нет? И так до самого города, где зелени уже вполне достаточно.
Вот, наконец, и "Азия" - довольно устаревшее здание о восьми этажах, замкнутой четырехугольной формы, с небольшим бассейном посередине. Вот стойка портье, а напротив - возвышение местного ресторанчика, дальше два черных каменных слона с белыми бивнями, еще дальше - четыре больших лифта друг напротив друга. Сумки наши и прочее барахло катят сзади на тележках человеки, придется дать им на чай.
Много не дам.
Слава Богу, Джон мигом все оформил, ключи от номеров - в зубы, и в лифт! И на этаж, и в номер! Человеку мелочь в руку - будь здоровl И быстрее кондиционер, и в душ! И в ванную, и все, всеl Приехалиl Теперь чуть передохнуть - и за дело.
Завтрак в ресторанчике "Азии"
Теория
Спрос рождает предложение. Это все помнят еще со школьных времен. Этой зависимости подвержены все рынки, все типы общества. Теоретически. На практике же дело обстоит не совсем так. Скажем, советская система и ее промышленность за семьдесят лет своего существования, несмотря на имевшийся платежеспособный спрос, так и не смогли предложить своему народу удовлетворяющих его по качеству товаров - одежды, обуви, бытовой техники. Люди были вынуждены брать то, что есть на прилавке. Таким образом, предложение определяло спрос. В пользу существования знаменитой аксиомы говорило лишь наличие черного рынка, подвергавшегося гонениям властей.
С падением коммунистической системы и появлением российского челночества в 1991-1992 годах российские рынки стали постепенно заполняться заграничными, преимущественно китайскими товарами - одеждой и обувью, как правило, очень низкого качества. Но последнее ничего не значило: неискушенный, влекомый манящими понятиями "импортное", "заграничное" российский покупатель мгновенно сметал с прилавка буквально все, что ни выложи. Выходит, и тут, скорее, предложение рождало спрос, чем наоборот. По мере утоления товарного голода, наполнения рынка и развития на нем полноценной конкуренции закон "спрос рождает предложение" наконец вступил в силу. Произошло это, наверное, в 1994-1995 годах, во времена относительного благополучия как продавца, так и покупателя.
Именно тогда, или чуть раньше, челноки столкнулись на рынках с неслыханными прежде разговорами о качестве и вскоре убедились, что некачественную китайскую продукцию больше никто не покупает.
Одновременно упал престиж китайского товара в целом и появился спрос на более дорогой, но зато и более качественный товар таиландского производства. Знаменитый закон наконец-то сработал, спрос мгновенно породил предложение, что повлекло за собой массовые челночные поездки в Таиланд.
Бобик
Те, кто бывал, скажем, в Китае, но не бывал ранее в Таиланде, найдут в жизненном укладе этих двух стран много существенных отличий. Помимо несусветной жары и влажности, в Бангкоке значительно более низкий уровень цен на продукты питания (конечно, не на все), и гораздо более высокие цены на то, что для челноков является хлебом: на товары оптовой закупки.
Ананасы в магазинах стоят дешевле картошки, а на улице еще дешевле. В каждой забегаловке установлен кондиционер, "кумирня" - небольшой алтарь какого-либо божества, и всегда на почетном месте висит портрет короля Таиланда, которого тайцы очень уважают.
Официальной статистики у меня нет, но по распространенному среди челноков мнению риск быть обманутым, обокраденным и ограбленным в Таиланде значительно ниже, чем в Китае.
Явившись в Бангкок, челнок первым делом покупает себе шорты и легкую рубашку или майку (если у него их нет), поскольку пережить местный климат в иной одежде не под силу и самому жаростойкому россиянину.
Вторым и главным делом, безусловно, является поездка на оптовый рынок Bobay-market (в просторечии - "Бобик"), притом при всей возможной спешке, поскольку товар сегодня есть, а завтра, глядишь, и нет, хотя разумеется выбор всегда весьма внушительный.
Непрофессионал и даже неопытный челнок буквально теряется среди сотен видов джинсы, десятков видов сланцев, детских босоножек, бесчисленных футболок, борцовок, полотенец, шорт для детей и взрослых - всего не перечислишь.
Но до этого надо заскочить на "каргу" - фирму-перевозчик груза в Москву, договориться о сроках и цене перевозки, хранения и паковки товара. Все это оплачивается вместе, например 3,8 доллара за килограмм. Следует также взять и визитные карточки "карги", чтобы продавец товара знал, куда его следует отправлять и ничего не перепутал.
Карги
"Карги" здесь очень разные. Имеются фирмы-однодневки, рекламирующие свою деятельность очень бурно: и цены де у них низкие, и сроки доставки груза в Москву суперкороткие. Почти никому из них доверять нельзя - серьезная фирма работать себе в убыток не будет. Скорее всего за этим стоит мошенничество разных видов: вы можете получить лишь половину своего груза (в Москве виноватых не ищи, здесь все валят на Бангкок, дескать там намудрили! Звоните!) Можно и не получить вообще ничего, а фирма растворится, как дым.
Но наиболее распространено старое, как мир, мошенничество. При оформлении накладной вам обещают, что самолет с грузом вылетит в Москву через три - шесть дней, следовательно, дней через десять груз будет у вас на руках. Но не спешите радоваться! Морские перевозки, как известно, значительно дешевле воздушных, хотя сильно уступают им в скорости.
Итак, если фирма решила вас надуть, груз - ваши мешки, как легкие, со сланцами, босоножками, так и тяжелые - здесь вся ваша джинса и текстиль, могут отправить морем хоть до Дубаи (Арабские эмираты), а оттуда уже самолетом в Москву и изрядно сэкономить затраты на перевозку.
Представим себе: пока ваш груз привезут в портовый склад в Таиланде, пока погрузят его на корабль, пока он неспешно поплывет в Дубаи, пока он проваляется там пару недель на перевалочном складе, пока его все-таки погрузят в самолет, который доставит его в Москву и груз проваляется уже на московском складе до растаможки, пока его соизволят выдать вам на руки, пройдет не десять дней, а два-три месяца. За это время сезон активной продажи вашего нежного, сугубо летнего товара пройдет, и вы останетесь на бобах. Жалуйтесь, кому хотите - толку не будет.
Нам с приятелем пришлось однажды ждать груз, обещанный к получению
через восемь-десять дней, почти два с половиной месяца. Кроме того, один мой мешок где-то украли.
Шестой мешок
Вместе с тем, существуют и серьезные, солидно выполняющие свои об зательства карги, и таких даже большинство. На карге, помимо хозяев-тайцев, обязательно существует русский переводчик, иногда говорящий по-тайски, иногда только по-английски, а также еще несколько тайских молодцов, примерно в должности грузчика, и их бригадир. Помимо погрузки-разгрузки, эти грузчики считают: сколько и какого товара привезли покупателю, нет ли где какой ошибки, и все это сообщают бригадиру, ведущему записи в особом журнале. Все споры разбираются по справедливости. Ни обмана, ни намеренного обсчета не бывает. Зато бывают ошибки.
Однажды под вечер грузчик сообщил, что мне привезли количество груза, соответствующее пяти стандартным тайским упаковочным мешкам. Для этого он предъявил мне пять растопыренных пальцев своей правой руки.
Однако я прекрасно помнил, что мешков с девчачьими платьицами и хэбэшными шортиками на подтяжках было шесть, и поднял шум, отчего возник спор, в котором приняли участие все грузчики-тайцы. Как назло, бригадира не было. Чтобы доказать мне свою правоту, тайцы перерыли буквально весь склад, предъявляя маркировку и показывая каждый мешок, на котором не имелось моей маркировки. И лишь на пяти - моя. Я, грешным делом, и сам усомнился. Слава Богу, тут явился бригадир со своим гроссбухом, где было четко обозначено: моих мешков было шесть. Грузчики еще пять раз перерыли склад, а мешка нет и нет. Наконец я обратил внимание, что один мой мешок уж слишком большой. Бригадир велел распороть его, и к счастью, в нем одном оказались сшитыми, я уверен, не по злому умыслу, и пятый, и шестой мешок.
В чем конкретно состояло обвинение, я не знаю, но виновный грузчик получил =- от бригадира пару крепких зуботычин.
Но, вообще-то, в Таиланде никого бить не принято, кроме, разумеется специальных злачных мест.
Рынок
Решив на облюбованной им "карге" все вопросы, челнок на собственной подошве отравляется на оптовый рынок Bobay-market, благо все карги расположены рядом с ним. Со стороны проезжей улицы рынок расположен за некой широкой и вонючей канавой, через которую перекинуты три мостка. Для удобства ориентации челноки называют их по номерам:
- Где покупал?
- А на первом мостке, как пройдешь, сразу направо! Если, конечно, захочет сказать - не убоясь конкуренции.
Разумеется, за тремя мостками расположена весьма обширная территория, сплошь заполненная бесконечными магазинчиками, лавочками, лотками, навесами - несть им числа, и кроме того с другой стороны рынка имеется еще и настоящий мост, ведущий через сравнительно крупную мутную реку, название которой мне не известно. На той стороне реки есть также весьма обширная рыночная территория, но она почему-то пользуется популярностью у покупателей.
Наиболее оптимальные и распространенные действия челнока таковы: Обегав, по возможности, весь рынок и записав номера лавок, где обнаружил понравившийся товар - для каждого свой, кто спец по джинсе, а кто и по сланцам, - челнок бежит в обмен валюты. Дело в том, что крупные суммы в батах (национальная валюта) челноки с собой обычно не таскают: получается слишком толстая пачка - неудобно носить. В обменном пункте по строгому курсу (который чуть-чуть плавает ) он обменивает свои доллары на баты. Оплату в долларах продавцы, как правило, не принимают.
Оплатив покупку и получив чек на свое имя (часто изломанное непривычным тайским ухом) покупатель идет по своим делам.
Впрочем, следует проверить, что на чеке имеется запись, что товар будет доставлен на каргу "тудей", или в крайнем случае "тумору" (<<сегодня" или "завтра"), не то могут привезти и через две недели, особенно, когда товар имеется лишь в образцах и его будут срочно шить на фабрике, которая находится
Бог знает где. Не получив товар "тумору", челнок может смело являться к продавцу и, без сомнения, получит назад свои деньги.
Маркировка
После уплаты денег и получения чека специальный человек на велорикше мототележке или на мотороллере повезет товар на указанную челноком "каргу", адреса которых все хорошо знают. Случаев пропажи товара дорогой почти неизвестно.
Правда, бывает и так, что не обнаружив на своем складе заказанного количества товара, продавец может положить часть другого, но, как правило, равного по цене, качеству и количеству.Такой товар челнок всегда может вернуть назад и получить деньги.
Еще до выезда на "каргу" мешки с товаром покупателя четко маркируются
в соответствии с его фамилией, точнее с ее написанием в квитанции. К вечеру и сам челнок является на "каргу", чтобы узнать, пришли его товары или нет.
Наутро все повторяется сначала: челнок бежит на "каргу", чтобы попросить переводчика позвонить на фирму, узнать, почему вчера не привезли то-то и то-то и когда привезут? На фирме говорят, что того-то и того-то не привезли потому что было очень поздно, но сегодня привезут обязательно, уже поехали. Насчет же прочего - заминка, хочешь - жди, не хочешь - приходи, забирай деньги.
Все, как обычно. Таиланд, конечно, не Китай, но замашки постепенно появляются схожие. Получив квитанцию на доставку груза "тумору" и не получив
его в этот срок, челнок все чаще и чаще назавтра вновь слышит "тумору", а то " "тумору-тумору" (послезавтра). В этом случае лучше забрать деньги назад , и вложить их во что-нибудь другое, а то можно услышать пресловутое "туморо" и в день сдачи груза на "карге", когда при пересчете и взвешивании его челнок платит деньги и получает на руки накладную, за подписью и печатью. По этой накладной челнок будет получать товар
в Москве. В такую накладную добавить уже ничего нельзя.
Правда, и в этом случае можно получить назад свои деньги и купить на них.
тысячу килограммов бананов, или даже увезти в целости и сохранности домой - все равно ты "попал": деньги должны работать, приносить прибыль, а не болтаться без толку туда-сюда.
Ингредиенты
Очень редко деньги челнока бывают истрачены на рынке в один день. Чаще он, высунув язык, бегает по рынку, выискивая "то, чего ни у кого нет, а где-то, может, есть и притом дешево, качественно, здорово и наверняка будет выгодно продано". Но такие мечты редко сбываются и скорее напоминают надежды юного Корейко найти в водосточном желобе бумажник вишневой кожи, где будет очень много денег - две тысячи пятьсот рублей.
А дальше все будет очень хорошо.
Vдача челнока на бангкокском рынке состоит из трех ингредиентов: знания, труда и интуиции. Надо точно знать, что продавалось в Москве в прошлом году хорошо, что плохо, а что вообще не продавалось. Необходимо с высокой долей вероятности угадать, что будут брать на уже избалованном российском рынке в зтом году, И С утра до вечера шарить по всем закоулкам "Бобика", пытаясь найти такой товар. Разумеется иногда, и даже часто, можно просто угадать, попасть пальцем в небо и выиграть. Но чаще всего такие случайные счастливчики, возомнив себя профессионалами, в следующем году разоряются и клянут судьбу.
Среди рыночных торговцев, как хозяев, так и продавцов, преобладают зтнические тайцы. Их поведение, как в торговле, так и в быту разительно отличается от их коллег в Китае. Они никогда не нагрубят, не попытаются насмехаться, если, предположим, объявленная за товар цена кажется покупателю высоковатой. И, как уже отмечалось, случаи обмана, обсчета, пересортицы здесь очень редки.
Однако пару лет назад на "Бобике" стало местами проявлять себя странное явление: покупаешь, вроде, вполне качественный товар, например, детские босоножки или симпатичные детские платьица, а в Москве выясняется, что подошвы на босоножках отклеились еще по дороге, краситель же на платьицах оказывается очень низкого качества.
Эти неприятные явления приписываются местным общественным мнением деятельности этнических китайцев, осевших в Таиланде и других странах Южной Азии еще в прошлом веке. Их экономическая активность привела к тому, что еще король Таиланда (тогда Сиама) Рама YI обвинил китайцев в том, что они правдами и неправдами выкачивают из страны все деньги, переводя их в Китай. Да и сейчас китайцы чувствуют себя на рынке весьма вольготно, а челноку трудно сразу отличить тайца от китайца, даже, если возникает такая необходимость. Тем более, что часто и китайцы торгуют вполне качественным таиландским товаром.
Стряхнув дела дневные
Карга закрывается часов в девятнадцать по местному времени. В это время в городе еще невыносимо жарко. Поэтому большинство челноков ловят такси (а все машины с кондиционерами] и направляются каждый в соответствии со своими желаниями. Многие двигают в свой отель - принять душ, поплавать в бассейне, сменить, извините, пропотевшую одежду. Осуществив вышеуказанное, одни остаются в своем номере, наслаждаясь прохладой кондиционера и уставившись в телевизор, где ничего внятного они увидеть не могут.
Другие, дождавшись темноты и сопутствующей ей прохлады, отправляются в ближайший магазинчик или супермаркет, например в "Токуо", купить что-то из еды и поглазеть на исключительное изобилие промышленных товаров производства всех стран мира. Но покупают редко: цены близкие к московским, а тащить за тридевять земель. Исключение составил лишь тот короткий период, когда финансовый кризис уже охватил Южную Азию, но еще не начался в России. Бат тогда внезапно упал по отношению к доллару в два с половиной раза, а цены некоторое время не росли. В несколько дней в "Токуо" и других супермаркетах челноки раскупили буквально все, кроме голых прилавков, и уволокли в Россию тяжеленные холодильники, огромные телевизоры и все, что только можно.
Есть в Бангкоке и еще один торговый район - Портунам. Цены в его магазинах и на рыночках существенно ниже, чем в супермаркетах типа "Токуо", можно торговаться, чего нельзя в тех же супермаркетах, и, главное, товар здесь продают не только оптом, как на "Бобике", но и в розницу. Сюда и движет челночество за покупками для себя. Но есть тонкость: в час пик, как раз во время закрытия "карг" вокруг "Бобика" на улицах, ведущих к "Портунаму", образуются огромные пробки, и таксисты не хотят ехать в этот район, прямо, как в Москве.
Что еще хорошо в Бангкоке, так это то, что на каждом углу стоит таец-лотошник, а на том лотке очищенные уже от кожуры и прилично охлажденные экзотические фрукты. Первым делом ~ ананасы, папайа, манго, еще что-то, я не пробовал. Берет этот лотошник прямо при тебе половинку уже очищенного от кожуры ананаса:, режет его острым ножом на ровные квадратики и кладет их в плотный целлофановый пакет.По твоему желанию положит туда же фруктового сахара и несколько кубиков пьда. Обязательно даст острую деревянную палочку - ей очень удобно,накалывая, доставать из пакета кусочки фруктов, не пачкая при этом рук. Цена такого удовольствия повсеместно десять бат (примерно двадцать девять центов). В докризисные времена казалось - копейки. Сейчас, конечно, покруче.
Улица Силом.
Есть в ночном Бангкоке еще одна достопримечательность, известная, наверное, всему миру, и манящая иного челнока невиданной им даже на испорченной Родине свободой нравов. Это район улицы Силом. Силом представляет собой средней ширины "роад", тротуары которой в ночное время сплошь заставлены лотками и палатками с товарами для туристов, влекомых сюда духом запретных наслаждений, а именно: порножурналами, дешевенькими глиняными статуэтками всех существующих и несуществующих в местном пантеоне божеств, паршивыми китайскими кроссовками, еще какой -то дрянью, дерьмовыми китайскими ножиками. Осведомившись о цене одного такого ножика, я узнал, что он отдается даром, всего за 10 долларов, хотя днем, мол, в любом магазине стоит минимум 25. У меня совсем недавно был точно такой нож, я купил его в Китае за 1 доллар, и вскоре выбросил за полной невозможностью резать им что бы то ни было, за исключением собственных рук. Да и в России продаются на рынках такие ножи, тоже по полтора-два доллара.
Учитывая то, что торговля на ночном Силоме идет довольно бойко, можно сделать вывод, что ночной рынок Силом существует специально для господ, пребывающих в нездоровом волнении от близости злачного места, находящихся в растерянном состоянии и и потому готовых платить вдесятеро за то, что днем и в другом месте они не взяли бы и даром.
От основной улицы Силом в сторону отходят несколько широких переулков, где и сосредоточены гнезда разврата, общим числом 20 или 30, я не считал. Около каждого из таких клубов стоят два-три зазывалы, при помощи устной агитации, жестов и путем показа печатно-графической продукции наглядно демонстрирующих всем проходящим мужчинам, какие именно зрелища можно лицезреть в данном заведении, и какие именно секс-услуги получить. Толкуют также, что при входе в заведение посетителю придется заплатить только за кружку пива, а больше ничего и ни за что платить не надо.
Двери некоторых таких шалманов иногда, как бы случайно, открываются, и тогда любой зрячий может видеть внутри нечто вроде подсвеченного электричеством подиума, на котором танцуют и выделывают разные па одна-две тайские шлюшонки, причем ни их элегантных сценических нарядов, ни даже нижнего белья, разглядеть невооруженным глазом совершенно невозможно. Сам я внутрь не заходил, но по рассказам друзей челноков, помимо кружки пива за 75 бат, к посетителю моментально пристраивают разных девок и молодцов, пытающихся раскрутить его на выпивку, секс-деяния и все, что можно. Впрочем, в этом случае стоит произнести только два магических слова: "туристическая полиция", и прилипал как ветром сдувает.
Я видел эту туристическую полицию - двух здоровых тайцев в форме и с дубинками - возле одного из кабаков, в процессе погони за двумя, впрочем, весьма кавказского вида джентльменами.
Немного попетляв, можно выбраться из злачных переулков на вполне благопристойную Rama IY road, с нее свернуть на Phaya Thai road и уже по прямой, никуда не сворачивая, минут за двадцать добраться до родной гостиницы "Азия", не встретив по пути ни одного человека. Кстати, неоднократно прогуливаясь по ночному, относительно прохладному Бангкоку, я ни разу не имел никаких неприятных приключений. 3ато получил массу прекрасных впечатлений от ночных видов красиво подсвеченных, оригинальной формы зданий, архитектурных памятников и незабываемого аромата тропической зелени, почему-то особенно остро ощущаемого именно ночью.
Любой желающий, плюнув на жару, может знакомиться с достопримечательности таиландской столицы и днем. Однажды с компанией мы предприняли попытку осмотреть знаменитый Храм Изумрудного Неба Wat Phra Каео, окончившуюся, увы, неудачно. Добравшись до храма на такси и высадившись у главного входа, мы вознамерились было войти внутрь, но нас туда вежливо не пустили, поскольку женщины были в шортах, а не в юбках, а у мужчин на ногах были сланцы, то есть обувь, не имеющая охватывающего пятку ремешка. Ни того, ни другого строгим распорядком храма категорически не допускается. Так что пришлось нам лишь обойти огромный храмовый комплекс извне по периметру, отдать должное красоте и причудливости его архитектуры, а затем убраться восвояси.
Ах вы, баты-акробаты...
Сейчас все бангкокские рынки функционируют в обычном режиме, но в России рынок таиландских товаров рухнул. Рухнул однозначно в силу российских внутренних причин. Известно, что и раньше, до прошлогоднего кризиса семнадцатого августа, таиландский товар, по сравнению с китайским или турецким, был дороговат. После кризиса он стал просто неконкурентоспособен. Можно провести сравнение по разным группам, но, для простоты, возьмем хоть один вид: хлопчатобумажные детские футболки "с долматинцами" (высокого качества). Цена - пятьсот семьдесят бат за "дозу" (двенадцать штук). Следовательно, цена одной футболки на месте составляла (570 : 12) = 47,5
Бата, или, поскольку за доллар давали 35 бат (47,5 : 35) = 1, 36 доллара
Прибавим сюда накладные расходы - стоимость перевози товара в Москву и его растаможки, :стоимость собственного шоп-тура и кое-какие мелочи. Накладные расходы у небогатого челнока обычно составляют около 50 % от стоимости купленных им товаров в Таиланде. Таким образом, стоимость футболки в Москве составила (1,36 х 1,5) = 2,04 доллара. Это было терпимо. Но в расходы челнока следует включать также стоимость торгового места на рынке, а эту стоимость в процентном отношении заранее просчитать невозможно - неизвестно, сколько футболок продашь в день: может, две, а может, двести две. Поскольку этот товар оказался очень ходовым, расходы на оплату торгового места можно условно принять за 10 % от стоимости футболки, и, следовательно, ее окончательная себестоимость составила (2,04 х 1,1) = 2, 25 доллара, что по тем благословенным временам равнялось примерно 14 рублям 20 копейкам. Если учесть, что продажная цена футболки составляла 20 рублей ( дороговато, но учитывая высокое качество - реально), то, выходит, прибыль с этих футболок составляла около сорока процентов.. А это считалось очень хорошо.
Живой помер
Пример с футболкой взят не произвольно, а как один из весьма удачных.
Обычно прибыль составляла двадцать - двадцать пять процентов, а по некоторым видам товаров и вообще ничего.
Попадались такие виды товаров, что продавались и ниже себестоимости, а некоторые не продавались вовсе. Они и сейчас лежат в мешках и чуланах незадачливых челноков, вызывая раздражение их владельцев и домочадцев.
Но так или иначе жить "на Таиланде" до кризиса было можно, а при удаче и хорошо жить.
Ладно. Теперь пересчитаем, не мудрствуя лукаво, стоимость этой же детской футболки в современных ценах. Доллар вырос по отношению к рублю в четыре с лишним раза, соответственно увеличилась и себестоимость вещи (14,2 х 4] = 56,8 рубля, а продавать надо рублей по восемьдесят. Стоимость места продавца на рынке осталась прежней. Кто купит сейчас такую дорогую вещь? Два-три человека в день, не больше. А из каких денег платить за место? Разумеется, рыночный торговец торгует не одними футболками, а еще десятью - двенадцатью видами товара, но и здесь картина та же самая, а то и хуже. Прибыли нет.
Таиландский товар стал слишком дорог для среднего российского покупателя.
Если год назад на "Бобике" слышна была почти сплошь русская и украинская речь, то в марте этого года на рынке случайно встретились один русский челнок и две украинки. Соответственно, разорились и почти все местные "карги". Картину несколько исправляет наличие крупных, денежных челноков, имеющих дело непосредственно с таиландски фабриками, везущих свои товары [в основном, это джинса) морем и к "Бобику" не имеющих никакого отношения.
На наших рынках теперь, при некотором, сравнительно небольшом участи Турции и Польши, безраздельно господствует Китай, чей товар тоже подорожал, но ты поди, купи что-нибудь подешевле!