Подростковый суицид является злом. У подростков не определено отношение к смерти. Может быть потому, что они чувствуют близость к иному миру, а этот мир им еще не совсем понятен, и они в любой момент могут с легкостью ускользнуть из него. Но куда?
НЕТ!
Минск, 2007
Киноэкран на котором, появляются в ускоренном режиме и в обратном порядке картины из жизни - важные и не очень важные моменты: дождь и люди под зонтами, драка, природа осенью, книга, ссадина, красивая девушка,картина Шишкина, крик одноклассников, выдавливаемый прыщик, муха на окне, читаемые одноклассницей стихи на уроке, Эйфелева башня, шпаргалка на контрольной, забег на физкультуре, похороны, ссора родителей, парад, мороженое, картина Айвазовского, лед и коньки, день рожденье, цирковой номер, учитель на уроке, собака, примерка костюма, танец, дед Мороз, игрушка, песок, море, яблоко, плачь, кот, соловей, солнце бьющее в глаза, луна и лунная дорожка, лес, снег, санки, визг, материнская ласка, бабочки, жуки, надвигающееся лицо матери и ее улыбка, погремушка, дальше все это затуманивается и обрывается. Темный экран с надписью "fileisaborted" и визгливый въедливый звук, а потом как эхо долго звучащее не-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-т.На сцене из темноты высвечивается лицо молодого человека, тело же теряется в бесцветности, вдали холодный сине-белый свет, бьющий сверху. Звук дующего ветра.
Мальчик. Темно. Дует ветер, но не холодно. Почему так темно? Мне казалось, было светло и лил дождь.
Голос. Тебе показалось. Здесь не бывает дождей.
Мальчик. Странно, но дождь был и у меня даже волосы мокрые.
Незнакомец. А ты постарайся прочувствовать, мокрые ли они.
Мальчик. Нет, теперь я не чувствую, чтобы они были мокрыми. Странно. Вас не видно.
Незнакомец. А тебе не надо видеть, ты должен знать, что ты не один (Появляется человек в странных одеждах: шелковых шароварах и узорчатом халате, чалме, в тапочках с загнутыми концами).
Мальчик. Я рад, что не один. Но вы так странно одеты.
Незнакомец. Тебе ведь на самом деле нравится? Таким ты рисовал в воображении человека, который может исполнить все твои желания.
Мальчик. Да. А откуда вы знаете? Даже если бы здесь пробежала собака или кошка, я был бы очень рад. (Пробегают собака и потом пробегает кошка).
Незнакомец. Вот видишь, всегда рядом кто-то есть, а ты этого не замечал.
Мальчик. А откуда вы знаете?
Незнакомец. Смешной ты.
Мальчик. Нет не смешной. Мне и сейчас одиноко, мне не хочется оставаться в этой темноте одному.
Незнакомец. Я останусь рядом, если только ты не будешь смотреть вниз, а только вперед и только вверх.
Мальчик. Странная прихоть. Хорошо. Это не сложно. Здесь дальше собственного носа не видно. Не видно даже себя.
Незнакомец. Тиш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ше.
Мальчик. Почему?
Незнакомец. Оглянись. Разве здесь темно?
Мальчик. Там вдали виден свет (свет сине-голубой). Он очень красивый, переливается всеми цветами радуги. Я туда хочу, мне он очень нравится. Но он, наверное, далеко, как и у радуги, непонятно, где начало и где конец.
Незнакомец. Тебе туда нельзя.
Мальчик. Почему это вдруг? Человек может жить, где он хочет, согласно декларации прав человека.
Незнакомец. Это становится очень интересным.
Мальчик. Даже Иаков боролся с ангелом.
Незнакомец. И что?
Мальчик. Его благословили и исполнили обещание оберегать во всех делах. Он прожил долгую жизнь, и у него было много детей.
Незнакомец. А что было потом?
Мальчик. Вы и сами знаете.
Незнакомец. Я хочу помочь тебе.
Мальчик. Помочь? Скажите, пожалуйста, почему я здесь оказался? Я чувствую словно на вокзале в ожидании поезда. Мы чего-то ждем. Я никуда не собирался. Может вы ударили меня по голове, приволокли сюда, что-то выведываете... А я даже забыл, какое сегодня число.
Незнакомец. 5 октября.
Мальчик. Странно, что я забыл.
Незнакомец. Так всегда бывает.
Мальчик. Почему всегда?
Незнакомец. Не нужное быстро ускользает из нашей памяти. Сохраняется только важное.
Мальчик. А что важно? Вот те жуки, бабочки, лес, солнце, море, которые видел? Хотя они красивые.
Незнакомец. Мимо их нельзя пройти.
Мальчик. Смешно. Ладно, я понимаю, мама, после смерти отца ей приходилось много работать, она уставала, пила все время какие-то сердечные капли и ей казалось, что у меня все хорошо. Она интересовалась, как мои дела, но у нее всегда был такой растерянный вид, что ей нужна была помощь еще больше, чем мне. Сейчас я снова почувствовал прикосновение ее рук, теплую улыбку, понял как они мне дороги. Когда я выберусь из этого места, я обниму ее и сам спрошу как у нее дела. Молчите?
Незнакомец. Да. А ты говорил, что ничего важного не было. Ты не знаешь, но за время твоего отсутствия очень многое произошло.
Мальчик. Так вы меня долго держите здесь?
Незнакомец. Мы никого не держим.
Мальчик. Я вас предупреждаю, чтобы вы ни делали, я выберусь отсюда: выпрыгну, вылезу, сделаю подкоп, убегу. Я не боюсь Вас.
Незнакомец. Ты отважный. Да многое произошло и ты важная часть этого.
Мальчик. Важная часть чего?
Незнакомец. Вот это рисунки первобытного человека, потом они становились сложнее и сложнее и вот появились картины с изображением природы, войн, красивых и некрасивых людей и вообще картины без природы и людей. (В это время на экранах ЖКИ появляются наскальные рисунки бизонов, живописи Египтян, картины Боттичелли, да Винчи, Ван Эйка, Вермеера, Брейгеля, Энгра, Ренуара, Дега, Гогена, Ван Гога, Анри Таможенника, Сера, Коровина, Репина, Серова, Перова, Малевича, Кандинского, Петрова-Водкина, Филонова, Редона, Пюви де Шована, Модельяни, Матиса, Шагала, Дали, Зверева, Глазунова, Шемякина, Кандаурова).
Мальчик. Я не могу понять, кто же вы. Вы напоминаете сказочника, который написал сказку, и ее теперь пересказывает. Я могу слушать и слушать вас. Но мне все время кажется, что-то не так. Я не могу понять.
Незнакомец. Не пугайся. Тебе нечего бояться, ты отважный. Слушай дальше. А вот первое жилище человека - пещера. Когда-то человек использовал данное природой убежище, но потом он пошел дальше и сам начал наравне с природой строить сначала неуклюжие постройки, а потом все более сложные конструкции, и так появились дома, замки, дворцы, соборы, мечети, храмы, обсерватории, амфитеатры, термы, академии. (В это время на экранах появляются пещеры, шалаши, юрты,пирамиды в Гизе, пирамиды Майа,Акрополис, Великая Китайская стена, MachuPicchu,Timbuktu, Петра, Колизей, Стоун Хендж,Meidan Emam (Esfahan, Bisotun),Alhambra, Ангкор, Московский Кремль и собор Василия Блаженного, Тадж Махал, Тебес, Дельфийский комплекс,Императорский дворец Mingи Qingдинастий в Beijing иShenyang, Piazza del Duomo (Pisa), Иерусалим, Сикстинская Капелла, Храм Софии в Константинополе и Киеве, базилика св. Петра, собор Св. Павла, Миланский дворец, Лувр, Нойшванштайн, здания и собор Гауди, оперный театр в Сиднее).
Мальчик. Почему я должен все это слушать? Стали бы вы сами слушать того, кто вас поучает?
Незнакомец. Ты должен выбирать, что нравится тебе. Ты должен думать и о том, почему оно нравится тебе. И если не испытывать ни сильной привязанности, ни отвращения, то можно найти воплощение своей мечты.
Мальчик. Все это любопытно.
Незнакомец. Слушай дальше. Вот палка-копалка, каменный резак, игла из кости, - эти первые орудия труда казались неуклюжим, но они позволяли выживать. Но человеку не хватало знаний, как устроен мир. У человека возникла потребность познать окружающее, чтобы победить уносившие жизнь стихии, наводнения, засухи, болезни, ураганы, молнии. Так появились часы, компас, лупа, телескоп, бумага, алфавит, книгопечатание, ветряные мельницы, микроскоп, комбайны, плотина, двигатель внутреннего сгорания, электричество, телефоны, космические корабли, атомные реакторы, устройства для расшифровки ДНК.
Мальчик. А у меня умерла бабушка.
Незнакомец. Знаю.
Мальчик. Тогда зачем вы мне рассказываете о микроскопах, плотинах, электричестве?
Незнакомец. Но послушай дальше, человек не смог победить желание убивать себе подобных. Если раньше оружие было простым - камни, дубинки, булава, меч, лук, то потом оно становилось все более изощренным и приводило к гибели все большего количества людей - мушкеты, пищали, пистолеты, автоматы, пулеметы, пушки, самолеты, подводные лодки, танки, бомбы, атомные бомбы.
Мальчик. Я не хочу здесь больше оставаться.
Незнакомец. Вся беда в том, что ты очень нетерпелив.
Мальчик. Да, мама, мне всегда говорила, что я появился на месяц раньше. Зачем я торопился, я не знаю. Может ли это зависеть от меня? Она всегда говорила, что вода должна охладить пламя, и потому надо подождать, подумать, а потом говорить и действовать. Но я не могу так. Мне хочется перемен. И к тому же все подсмеивались надо мной.
Незнакомец. Но что смешного в тебе. И кто эти все?
Мальчик. Вот видите, вы не заметили, что у меня изредка подергивается глаз и я могу заикаться, если очень волнуюсь.
Незнакомец. Здесь такие мелочи ускользают из вида.
Мальчик. Правда?
Незнакомец. Да. И какое значение они вообще могут иметь! А когда ты волнуешься?
Мальчик. Почти всегда.
Незнакомец. Это не может быть правдой.
Мальчик. Правда. Я боюсь показаться смешным и сделать что-то не так.
Незнакомец. А когда это происходит? Не хочешь говорить?
Мальчик. Нет. Не могу.
Незнакомец. Я все понимаю. Когда глаза одноклассницы, которую обожают все мальчишки, оторвутся вдруг от окна и начнут смотреть в твою сторону с любопытством.
Мальчик. Да.
Незнакомец. Ты не можешь и слова выговорить, ты молчишь, появляются смешки.
Мальчик. Вот и тогда, меня вызвали отвечать в школе.
Незнакомец. Все шло хорошо. Но ты посмотрел в ее сторону, она улыбалась.
Мальчик. Мне стало не по себе. Я чувствовал, что краснею. Лешка увидел мой взгляд. Я не хотел больше ничего рассказывать. Мне хотелось, чтобы все это исчезло. Учительница начала охать, что я в который раз не дочитал, не доучил, что пора поговорить с матерью, потому что лень- это плохое качество.
Незнакомец. И что сделал ты?
Мальчик. Я выбежал.
Незнакомец. Но никто не хотел меня остановить. Я представил, что они поведут к директору для объяснений, все будут смотреть с презрением. Нет, в класс мне больше не хотелось идти. Я позвонил маме, но она сказала, что мы можем вечером поговорить.
Незнакомец. И что? Ты не мог дождаться вечера?
Мальчик. Мне было досадно.
Незнакомец. А ты знаешь, что Лешка пришел домой намазал батон вареньем, устало полистал учебники и уснул безмятежно.
Мальчик. И что?
Незнакомец. Он не обратил внимания на случившееся. Никакого презрения не было, он сразу же забыл о пришествии.
Мальчик. Откуда вы знаете?
Незнакомец. Не важно. А что же сделал ты?
Мальчик. Я все время был один. И никому не было дела до меня. Лил дождь, было мокро, серые облака. Я долго бродил по улице. Бутерброды отдал собаке. Они мне не нужны были. Собака обрадовалась. А потом я не помню. Все обрывается.
Незнакомец. Ты очень поспешил.
Мальчик. Разве? Вот и вы не понимаете меня.
Незнакомец. Почему ты так думаешь.
Мальчик. Нет. Не понимаете. Я хочу одного, чтобы вы исчезли, вы пытаетесь заставить меня вспомнить что-то. Но я больше не хочу. Слышите. Мы договорились, что вы останетесь до тех пор, пока я буду смотреть вперед или вверх. Но я не буду больше этого делать. Может, тогда вы исчезнете.
Незнакомец. Не делай этого.
Мальчик. Нет, сделаю. Вы видите - я смотрю вниз. Видите? (Здесь раздается какой-то оглушительный щелчок, вспышка света и Мальчик осознает, что он ничего не видит, что там, где должны были быть его руки, ноги, туловище, - ничего нет). Что произошло со мной?
Незнакомец. Действительно, с тобой что-то произошло, перевернувшее все.
Мальчик. Так вы фокусник! А я все думал, кто же этот человек в странной одежде.Я видел такой фокус в цирке. Когда черный ящик, из которого торчала голова человека, открывался, а внутри ничего не было. Только пустота. Через минуту ящик открывался снова и там уже был человек полностью. Вы иллюзионист.
Незнакомец. Нет. Я не иллюзионист. Ты ошибаешься. Ты не помнишь, что с тобой произошло?
Мальчик. Нет не помню, у меня и до сих пор чувство, будто я сплю. Глубоко сплю.
Незнакомец. Ты не спишь. И это еще большая реальность, чем какая-либо другая.
Мальчик. Но что же произошло? Молчите? Вы таким словоохотливым были, а теперь и слова из вас не вытянуть.
Незнакомец. Мне очень грустно. И всем очень грустно.
Мальчик. Кому всем?
Незнакомец. И Лешке, и учительнице, и однокласснице, и директору, и множеству незнакомых тебе людей.
Мальчик. Но что же произошло?
Незнакомец. Ты поспешил.
Мальчик. Я это слышал. И что?
(Незнакомец исчезает и слышен только его голос: "Если не испытывать ни сильной привязанности, ни отвращения, то можно найти воплощение своей мечты". На экране появляется лицо женщины, которую сопровождают какие-то люди, она вырывается бежит к чему-то, лежащему на земле. Это мальчик, она кричит, падает на колени обхватывает голову и плечи его, прижимает к груди, и так стоит и качается, потом все затуманивается и снова появляется надписьнадписью "fileisaborted" и визгливый въедливый звук, а потом как эхо долго звучащее не-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-т, остается только синеватый свет вдалеке).