Алот : другие произведения.

S-Horror

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Истоки и признаки S- horror
  
   На закате СССР, кинематограф, потеряв гос. поддержку стремительно деградировал. Отрекаясь от всего старого, режиссеры полностью игнорировали богатый опыт советских предшественников и пытались подражать Голливуду. Однако без денег и без таланта, их поделки были весьма жалки. Фильмы начала-середины 90-х годов, произведенные на территории бывшего СССР, это по большей степени кинематографический мусор интересный только киноисторикам и любителям треша.
   Литература же была в еще худшем состоянии, новые отечественные авторы практически не издавались. Весь коммерческий сектор литературы захватили западные фантасты и детективисты. Пробиться новым талантам в этот период было практически невозможно.
   Но именно в этот период зародился самобытный, характерный именно для постсоветского пространства поджанр ужасов, который можно условно назвать S- horror.
   Итак, чем же примечателен этот жанр? Первым признаком S- horror можно назвать место действия. Это СССР, как правило, незадолго до развала, или незадолго после. Хотя порой действие происходит, как например, в романах Алексея Атеева, в 30-е годы или в годы застоя. Порой, как в фильме Марии Лидо "Москва Zero" действие переносится в 2000-е годы. Тем не менее, эталонный период для S- horror это конец 80-х, начало 90-х.
   Вторым, важным признаком этого жанра является полное бессилие человека перед фатумом. Абсолютная, всепобеждающая природа зла, которое, как правило, таиться не в отрицательных персонажах, а в самой природе. Всевозможные монстры и маньяки в S- horror, теряют свою пугающую сущность на фоне безысходности советской реальности. Это достигается не конфликтом героя с властью, представители которой так же показаны как бессильные подчиненные фатуму фигуры, а через демонстрацию "свинцовых мерзостей" советской жизни. Акцент делается на ужасных бытовых условиях героев и на депрессивных индустриальных пейзажах.
   S- horror редко грешит откровенностью. Насилие и секс там довольно редки и не смакуются, хотя есть и исключения, например книги Ильи Масодова или фильм Алексея Балабанова "Груз-200". И хотя треш-крыло S- horror наиболее известно, оно далеко от полного отражения всего жанра.
   В результате S- horror пугает не спецэффектами и трешем, а именно самим фактом бытия человека, в мире полном безысходности.
  
   S- horror в кино
   Пожалуй, один из лучших фильмов снятых в стиле S- horror это "Прикосновение" Альберта Мкртчана 1992-го года. Этот фильм действительно пугает, притом пугает без спецэффектов и крови. Сценарий и режиссура настолько хороши, что фильм не портят ни микроскопический бюджет, ни смехотворные спецэффекты, ни довольно посредственная игра актеров. Все недостатки мгновенно забываются за мастерски наращиваемым саспиенсом.
   По сюжету фильма следователь, расследуя странное самоубийство матери-одиночки и ее сына, сталкивается с могущественной силой враждебной всему живому. Узнав о ее существовании, герой вынужден противостоять ей. Все его попытки победить, обмануть или подкупить эту силу терпят крах. Бессилие и обреченность пропитывают этот фильм с первой до последней минуты, оставляя тяжелое, гнетущее впечатление на зрителя. А портрет на стене оставляет далеко позади себя внешность знаменитого Верзилы из "Фантазма".
  
   Экранизация повести Александра Мирера "Главный полдень", 3-х серийный фильм "Посредник" (1990 год, режиссер Владимир Потапов) нельзя однозначно отнести к жанру ужасов это скорее фантастический триллер, о вторжении инопланетных захватчиков на Землю. Но депрессивная атмосфера, бессилие персонажей противостоящих инопланетной машине и унылые пейзажи советской глубинки полностью соответствуют S- horror.
   Фильм снят очень натуралистично - порой складывается ощущение, что смотришь документальную съемку. Он повествует о том, что группа инопланетян высадилась на Землю, для подготовки плацдарма для массового вторжения. Притом захватчики высадились не физически, а вселившись в тела землян. Для захвата тел, они используют прибор Посредник, который подавляет волю человека и заменяет его личность личностью захватчика. Роковым фактом, для инопланетян оказывается то, что только личности привыкшее подчиняться могут быть захвачены Посредником, на детей и подростков, еще не хлебнувших прелестей социальной иерархии, сумасшедших и гениев прибор не действует. Группа подростков, осознав происходящие, вступает в борьбу с захватчиками.
  
   Интересен и тот факт что S- horror заинтересовал не только отечественных кинопроизводителей. Упомянутый выше фильм "Москва Zero", является совместным русско-американским проектом, в котором снялись Оксана Акиньшина , Вел Килмер а так же Сейдж Сталлоне.
   Действия фильма происходит в московских подземельях, где группа археологов ищет вход в Ад. Примечательно, что здесь в роли фактора наполняющего окружающий мир безысходностью, выступает не советская система, а православие.
   Фильм, временами скучен, но достаточно атмосферен и как оригинальный образец S-horror будет интересен любителям жанра.
  
   Самым известным, на данный момент, фильмом в жанре S-horror является "Груз 200" Алексея Балабанова. Жесткий, откровенный, временами откровенно чернушный и трешовый триллер, события которого развиваются на закате СССР. Здесь прекрасно использован прием затмения зла персонального, злом тотальным. Злодеяния маньяка, некрофилия, теряют свои пугающие свойства на фоне куда более пугающей окружающей действительности.
  
   Едва ли не единственным режиссером, который долго работает в жанре S-horror является Дмитрий Светозаров. Его фильмы "Прорыв" 1986 года, "Псы" 1989 ставший одной из первых киноработ Андрея Краско, и "Вепрь" 2005 года хорошо вписываются в стилистику S-horror, противопоставляя человека безликой силе стремящейся к его уничтожению, на фоне которой зло в человеческом или животном обличие перестает пугать.
  
   Конечно, фильмов представляющих жанр S-horror несколько больше, хотя и не так уж много, но выше описаны самые знаковые из них, по мнению автора.
  
   S- horror в литературе
  
   Скорее всего, первые S- horror произведения в литературе появились в журнале Юрия Петухова "Приключения, фантастика". Например, рассказ Виктора Потапова "Гаденыш", или повесть Алексея Язычьяна "Агрессия Ада". Но, к сожалению, жанр не получил развития в виду закрытия журнала, единственной, на тот момент, площадки, где молодые русскоязычные фантасты могли представить себя публике.
   S- horror в литературе возродился в начале 21-го столетия. Возродился нагло и громко. Первыми его ласточками стали пионерки. Обычные мертвые пионерки-лесбиянки, рожденные фантазией Ильи Масодова. Трилогия "Мрак твоих глаз", "Тепло твоих рук", "Сладость губ твоих нежных" одно из самых пугающих, чернушных, трешовых и безкомпромиссных произведений в мировой литературе. Описывать его работы бесполезно, их надо читать пропитываясь кладбищенским настроением и опускаясь все ниже и ниже в глубины ужаса. Из под пера этого загадочного автора вышли так же романы, мало чем отличающиеся от основной трилогии - "Бесы" и "Ключ от бездны" и сборник рассказов "Небесная соль". Любителям жестких ужасов остается лишь сожалеть о необъяснимом исчезновении Ильи Массодова.
  
   Еще одним, без сомнении, я знаковым писателем, работающем в жанре S- horror, является Алексей Атеев. Его книги не отличаются излишней кровавостью и эротизмом. Его конек - нечисть в условиях соцреализма. Действия его книг происходят, как правило в период застоя, где простым советским гражданам, а иногда и совсем не простым советским спецслужбам приходиться бороться с нечистой силой, которая, не смотря на всеобщую коллективизацию и электрификацию всей страны, совершенно не собирается покидать насиженные места. Хотя, к примеру, в "Псах Вавилона" вампиры невозбранно действуют в 30-е годы.
   Основная работа Атеева, это постоянно растущий и переписывамый цикл про деревню Лиходеевку, начавшийся с романа "Загадки старого кладбища" и имеющий 3 продолжения. В цикле повествуется о злодеяниях некромантов из вышеуказанной деревни.
   Стоит отметить, что советская реальность описывается Атеевым не пугающе, а скорее даже с ностальгией и симпатией. Хотя, сталинские репрессии, плохие бытовые условия и прочие недостатки советских времен автор стороной не обходит, он просто не делает на них акцента.
  
   На данный момент авторы S- horror , периодически встречаются в альманахе Бориса Стругацкого - "Полдень. XXI век" , Например в июньском номере за 2007 год был опубликован роман Юрия Ищенко "Табак". Действие которого развивается в период развала СССР.
  
   Элементы S-horror можно встретить в творчестве таких писателей как Юрий Мамлеев, Владимир Сорокин (кстати, по одной из версий Илья Масодов - это их совместный проект), Виктор Точинов. И конечно, к предтече S- horror можно отнести цикл Булгакова "Великий канцлер".
  
  
   Итого
  
   Можно смело сказать что S- horror является самостоятельным жанром, достаточно молодым и малораспространенным, но имеющим хорошие перспективы. Стоит вспомнить что жанр "вестерн", существует дольше, чем существовал дикий запад, и не теряет своей популярности. Хорошим предвестником для S- horror является то, что такие именитые режиссеры как Балабанов, заинтересовались им, а значит, возможно, мы увидим профессионально сработанные и крупнобюджетные картины в этом жанре в неотдаленном будущем.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"