Котенко А. А. : другие произведения.

Книги Юлии Тулянской и Натальи Михайловой

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

"Королевство белок"
Прочитано из личного любопытства.
Эта книжка с очень интересным, простым и совершенно не пафосным названием стояла обложкой к покупателю на верхней полке в магазине. Не важно, что на корочке не нарисовали ни одного животного из названия, все равно, чем-то эта книжка меня притянула, и я решила ее купить. Кстати, о покупке не пожалела.
Вкратце о содержании. Однажды раб Берест дает имя лесовице. Позже раб бежит из плена, а привязанная к нему лесная красавица прячет его от преследователей. Так начинается красивая история любви. Позже главный герой и его возлюбленная, ставшая к тому времени супругой, отправляются в родное селение Береста. С ними едут и новые друзья - такие же люди, бежавшие из рабства на волю, выкупленные хорошими друзьями и просто скитальцы. Судьба складывается так, что несчастные попадают в очередное рабство, в замок Князя Тьмы. Благодаря дружбе и взаимовыручке, странники не только спасаются из плена, но и уничтожают не имеющее никакого потенциала к дальнейшему существованию поселение Князя. Так на развалинах начинает появляться Пристанище, во главе которого стоит князь Берест.
Хотелось бы отметить, что авторам удалось рассказать о своих персонажах так, что читатель до последней страницы переживал об их дальнейшей судьбе. Когда компания попала в плен к Князю Тьмы, первым вопросом возникла мысль - неужели они не заслужили лучшего? Почему они не могут просто жить ради собственного счастья? Они ведь и так настрадались!
Характеры всех героев просты и ненавязчивы. Среди них нет непобедимого главного, который горы голыми руками сдвинуть может. Друзья, создается впечатление, дополняют друг друга: не хватает одного - и дело не ладится. Пожалуй, самым ценным качеством у главного героя является то, что он может сплотить сильную, а главное, дружную команду. Не важно, как ты махаешь мечом, и как чугунным кулаком ударяет твой товарищ, но оба вы ничтожны, если не действуете сообща.
Теперь немного об образе женщины и жены. Кротка и покорна, но в то же время сильна и своенравна, - вот такой представляется авторам жена сильного воина. Она способна не только ждать, но и отпустить воина на поле битвы, понимая, что без него войско не победит. Илла и Ирица - две такие разные женщины, с разными судьбами, одна человек, другая - лесовица. Но в отношении к своим мужьям они во многом похожи. Это не бесстрашные амазонки, которые рубят с плеча, это очень хорошие хозяйки и верные жены. Илла, которая забеременела во время рабской жизни сама не знама от кого, даже пыталась отвернуться от любимого человека, оставить его в покое, потому что боялась, что он не примет чужого ребенка. Она не хотела лжи. А он... как истинный семьянин признал дочь другого отца. Как редко в современной фантастике воспеваются семейные ценности, поэтому очень хочется отметить подобные сюжетные решения.
Семья, дружба и работа, - это, пожалуй, внешняя оболочка серьезного произведения. Главным вопросом тут стоит другой: "Что есть рабство?" Очень трудно бежать, встать с колен, стать свободным человеком - об этом постоянно говорят герои.
Когда в первой части побег из рабства понимается буквально, к концу книги читателю предлагаются и другие виды рабства. Был ли Князь Тьмы рабом собственного замка, оградившись от всего мира? Стал ли Хассем рабом дикого корня (кстати, тут просвечивает явная аналогия с избавлением от наркотической зависимости)? И многое другое. Рабство это не только кандалы и колодки - утверждают авторы, продолжая мысль классика об убиении раба в глубине своей души. Шаг за шагом все главные персонажи бегут из рабства: сначала из буквального (каменоломни, Богодельня, замок...), а потом и из душевного. И Пристанище, основанное Берестом на развалинах, становится местом для таких беглецов.
Кто есть Князь Тьмы? Нет, это не пафосный персонаж, обязательный элемент в любом фэнтези-романе, которого надо победить одним ударом в грудь. Князь - это раб и глубины души. Он создал совершенно непригодный для жизни мир. Если посмотреть на поселение, организованное Князем, то сразу станет ясно - больше 30-40 лет оно не просуществует: рабы умрут или погибнут, а высшие... тут получится как в сказке: "Волки от испуга скушали друг друга". Позиционирующий себя великим философом Князь не задумывается о жизнеспособности собственного мира, он раб своих мыслей и видимости превосходства. И Берест сражается с ним не на мечах и не магией. Обе схватки с Князем - ментальные поединки, которые побеждает свободный человек.
А Князь Тьмы - это яркий пример правителя-раба. Он не может ни войско организовать, ни городом править. Стоит армии наемников прийти в город, как он падет практически без боя. А ведь если посмотреть глазами рабов - и воины имеются сильные у высшей расы, и охрана достойная. Однако, будучи рабами собственных заблуждений, они не справляются с простейшей жизненной задачей.
Любовь, дружба и взаимовыручка - вот на чем строятся отношения Береста и его друзей и родственников. Открытость каждому, но замкнутость от врагов - принцип возведенного на развалинах Пристанища.
Однако, не все так хорошо. Как долго может продержаться Пристанище? Что будет с этим местом, когда на смену Бересту и товарищам придут их дети? Ответа на этот вопрос в книге нет, но им задается наставник Энкино, пожалуй, поручая ответ читателю. Будет ли все плохо? Или, наоборот, Пристанище ждет век процветания. Все зависит от того, какими вырастут дети, рожденные в этом месте.
Мир вполне обычен и банален. В нем нет какой-то запредельной магии и невообразимых чудес. Иногда создается впечатление, что фэнтези - это только декорация для более понятного и доходчивого преподнесения читателю прекрасной жизненной истории. К слову сказать, многие современные авторы считают подобные вещи недопустимыми, так как фэнтези должно быть красивой сказкой. Лично мое мнение - фэнтези не должно отрывать человека от жизни. Перенеся его вместе с персонажами в выдуманный мир, литература (тем более, фантастическая) должна рассказать через сказочные образы о насущных проблемах. И это авторам "Королевства белок" удалось.
Вот такая красивая книжка попалась мне на прилавках. Написана она просто, без излишних витиеватостей. Язык легкий, его конструкции просты как никогда. Но это не является недостатком, потому что такой стиль подчеркивает простоту главных героев. Как говорится, гениальное - оно все просто. Авторам удалось найти золотую середину и не опуститься до примитивизма в конструкциях: "Мама мыла раму. Рама была грязной." Однако, иногда встречаются тяжеловато-написанные эпизодики и словесные тавтологии. Но, учитывая, что это дебютная книга, а шереховатостей раз-два да обчелся, опустим это замечание. За душевностью книги такие мелочи практически не заметны.
Второе, что мне не понравилось - скачки в хронологии. Когда история о Зоране в каменоломнях, помещенную после возвращения персонажа к друзьям, воспринимается вполне логично на отведенном для нее месте, в конце романа есть несколько подобных инверсий, которые немного путают читателя. Пример. Читаем эпизод, в котором говорится, как Ирица узнала о своей беременности. Далее следует флэшбэк с откатом на несколько месяцев, что произошло до этого. Читая сцену, как Ирица провожает мужа на войну и говорит, что умрет, если узнает о его смерти, вызывает фонтан чувств: "А как же ребенок?!" И только после этого эпизода читатель узнает, что на то время лесовица еще не была беременна. Такие же инверсии имеют место быть с самого начала истории о Пристанище. Получается, читатель знает, что произошло, а потом читает о том, что было за три месяца до этого и как случилось произошедшее.
Но, несмотря на эти придирки злобного критика, книга в лучшую сторону отличается от тонн макулатуры, засоряющей полки книжных магазинов. Вряд ли книга понравится любителям сказок про волшебниц-вертихвосток и непобедимых рыцарей. Хотя, именно этим читателям не мешало бы порекомендовать книги вроде "Королевства балок", чтобы почувствовали вкус качественной серьезной фантастики. А вообще, эту книгу я бы порекомендовала всем.
Оценка 8.5 из 10.
"Небо и корни мира"
Перед нами вторая книга про Обитаемый мир. Но не расстраивайтесь, если вы не читали "Королевство белок", потому что "Небо и корни..." -- самостоятельная история, не имеющая практически ничего общего с первым романом данных авторов. Правда, я немного слукавила. Общее, конечно, имеется. И это не только мир, в котором происходит действие. Ясно, что события "Неба и корней..." происходят через много лет после того, что произошло в "Королевстве белок": в мире появились полукровки (дети людей и земнородных), несколько изменилась политика. Как это произошло - мы знаем, причитав первую книгу. Теми же, кто не знает истории о Бересте, Ирице и других, данные вещи будут восприняты просто как концепция разработанного мира.
Обитаемому миру грозит опасность - смерть от рук создателя. Но есть и пророчество о том, что придет спаситель, который избавит людей и прочих жителей мира от неминуемой гибели. Такой человек находится, это славный боец Яромир. Но не ради славы и денег он вызывается спасти мир и наделяет себя недостающими признаками борца за жизнь. Он собирает дружину и отправляется на бой со Вседержителем только ради того, чтобы жил его сын. А заодно и остальные люди и земнородные. Конечно, ясно, за кем останется победа, но авторы не разделяют людей на хороших и плохих.
Да, интересно читать о Яромире, его семье и войске. Но и к вражескому лагерю не возникает неприязни. Да и враг - не пафосный злодей с кучей подчиненных демонов. Вообще, в этой книге, как и в предыдущей, нет ненужного пафоса.
Война длится долго. Не один год. Да и началась она отнюдь не в тот момент, когда Яромир выжег у себя на груди клеймо раба. То и дело читателю раскрывают воспоминания главного героя, когда никто из персонажей и не думал о битве с Князем Тьмы и восками Вседержителя. Поэтому и основной идеей книги стало не "Вставайте все под знамена главного героя, чтобы победить!", - а "Выбери сам свой путь!"
Герои романа много думают, совершают ошибки, а потом расплачиваются за них. Они не раз совершают выбор. Иногда раскаиваются в нем, а иногда - радуются, что сделали его правильно. Не всем нравится выбор отдельного человека, персонажей частенько осуждают. Особенно, если они пошли против течения, не подверглись влиянию толпы. Как известно, в обществе отщепенцев не любят. Но авторы показывают, что и таким людям живется не плохо.
Нет, не великая война, не бой являются тем, к чему стремятся все персонажи до единого. Каждый в своей ситуации учится быть свободным, выбирать свою дорогу. И победа в конце книги - это не торжествующий воин на останках мерзкого врага, это просто свободный человек.
Как и в первой книге, фэнтези-мир является лишь красивой оберткой, в которой преподносятся очень серьезные вещи. Конечно, такую книгу настоятельно не рекомендуется читать тем, кто в фэнтези ищет развлечения и хочет просто скрасить скучные минуты в метро, автобусе, поезде или самолете. Нельзя эту книгу читать запоем, потому что она не предназначена для этого. "Небо и корни" -- книга для тех, кто привык читать вдумчиво и находить в книге что-то полезное для жизни, а возможно, видеть в одном из персонажей самого себя. Тем, кто жаждет пафосных драк и безумного экшена, лучше этот роман и не начинать читать. Не найдете таких зрелищ.
Начав читать эту книгу, я пыталась сравнить ее с "Королевством белок", но вскоре поняла, что это бесполезно. Не могу сказать, хуже эта книга или лучше. Она просто совсем другая. И Обитаемый мир тут показан совершено под другим ракурсом. Хотя осталась и одна очень важная и характерная черта: культ женщины-хозяйки, которая заботится о любимом муже, детях и хозяйстве. Несмотря на то, что Девона - жена предводителя войска, она своим поведением дает пример остальным, ведет хозяйство и помогает другим женщинам.
Еще хотелось бы написать о хозяйке Кейли, которая в свое время не отпустила сына на войну. Очень похоже на поведение современных женщин, которые всеми способами стараются помочь детям "не ходить в армию". Но наибольший интерес представляет как раз развитие этого персонажа: как Кейли осознает необходимость сначала примкнуть к Яромиру, а потом и отправить сына в войско.
Подобное можно сказать и об остальных персонажах: и о Ксесе, и о земнородных, и даже о вражеском лагере. Персонажи живут, развиваются и меняют свою жизнь. И за этим следить очень интересно.
На протяжении всей книги я все время ждала, когда же авторы назовут Береста, Ирицу или их Пристанище своими именами. Но, увы, этого не произошло, словно это место вскоре после окончания "Королевства белок" исчезло с лица земли, а единственное важное, что сделали Берест и Ирица, были полукровки.
В общем, спасибо авторам за еще одну хорошую книгу. 8.5 из 10.
Ветер забытых дорог
'Ветер забытых дорог' - третья книга из тетралогии об Обитаемом мире Н.Михайловой и Ю.Тулянской. Все романы цикла посвящены разным эпохам авторского мира и читаются независимо друг от друга.
В основе сюжета романа лежит архетип человека, потерявшего память и ищущего самого себя. Портовый бродяга Дайк ничего не знает о собственном прошлом, но видит вещие сны о сошествии падших небожителей в мир, об основании их царства, таинственной Сатры, о приключениях царевича Дасавы Санейяти и его друга-человека по имени Белгест из рода Оленя. Но кто такой сам Дайк: чудом воскресший Дасава, или княжич Гойдемир из Даргорода, за которого его принимают некоторые люди, или кто-то другой?.. 'Когда я засыпаю, я боюсь, что опять проснусь незнакомцем. Себя у меня нет, я чувствую внутри пустое место, которое может занять кто-нибудь еще', - признается герой.
Роман Михайловой и Тулянской чрезвычайно богат аллюзиями и реминисценциями. Читатель легко узнает мотивы, взятые из литературы и мифологии, но авторы, как они это делали и в первых книгах цикла, вступают в резкую полемику с авторитетами. Это может вызвать неоднозначную оценку читателей.
Упомянутая выше история Белгеста из рода Оленя - альтернативная версия 'Лэ о Лэйтиан' Толкиена. Толкиен создал легенду о человеке-избраннике. Ценой трагических испытаний Берен заслужил право жениться на эльфийской принцессе и остаться в Дориате, городе, защищенном от всего мира Завесой. Белгест из рода Оленя тоже находит 'город за Завесой' - огражденную стеной Бисмасатру, куда запрещен вход людям. Небожитель Тирна советует царю Бисмасатры: 'Так прими его в число небесного народа! Пусть будет на века отделен от мира Стеной вместе с нами'. Но человек предпочитает вернуться в свой 'падший', суровый мир, 'где страдали, голодали, мерзли - и счастье мерили золотниками, а беды принимали без счету'. Он уводит с собой и царевну Йосенну, которая понимает: 'Сейчас расцвет Сатры. Но люди с каждым веком сильнее. За временным упадком и дикостью придет и их расцвет. Изменения, которых мы так страшимся, - их сила. Сатра будет стоять еще несколько веков, но что ее ждет потом? (...) Пройдут века, и жалкими окажутся не они (люди - ком.рец.), а остатки небожителей, которые еще будут цепляться тогда за свою 'чистоту' в попытке остановить время...'.
Роман позволяет читателю увидеть этот предсказанный Йосенной закат царства небожителей. И снова заостряется полемика. На этот раз конфликт религиозный. Самовольно сойдя на землю с небес, небожители нарушили волю Создателя. У них возникает мистическое учение об искуплении, которое принесет им некто, называемый Жертвой. На руинах одичавшей Сатры рождается изуверское представление о том, что небожители очистятся от вины, если Жертва будет съедена ими. 'Жертва - пища особого рода. Он не от мира, потому что явится с небес. Он совершенно чист. Жертва - это некое 'яство яств', лекарство от скверны. Он вернет нам бессмертие и сияние', - объясняет Дайку тирес (жрец) Итвара.
Иногда и в речах падших небожителей читатель может обнаружить очень неожиданные аллюзии. Например, тирес Одаса говорит: '...для меня есть вещи, которые более важны, чем уничтожение того или иного числа небожителей или даже всей Сатры. Это святыни и вера. Жизнь небожителей менее важна для меня'. По материалам портала Сredo.ru (http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=623) и по материалам других Интернет-изданий находим следующую цитату: '...для меня есть вещи, которые более важны, чем уничтожение того или иного количества людей, или даже жизни всего человечества. <...> Это святыни и вера. Жизнь человечества менее важна для меня" (протоиерей Всеволод Чаплин). Иначе говоря, роман 'Ветер забытых дорог' - вещь очень острая и многослойная, которую можно читать между строк.
Мировоззрению небожителей противопоставляется попытка Дайка собрать сторонников и отстроить лежащую в руинах Сатру заново, своими силами добиться счастливой и справедливой жизни. Юноша-небожитель Тимена - горячий сторонник этой позиции. '...Нельзя есть другого, чтобы спасти себя. Разве можно спасать себя такой ценой? Даже если Жертва вправду явится - и то надо сказать: нет, я не хочу спасения за твой счет, таким унизительным для нас и жестоким для тебя способом'.
Очередная внутренняя полемика в 'Ветре забытых дорог' возникает вокруг судьбы княжича Гойдемира (которым Дайк и оказывается, когда, наконец, к нему возвращается память).
Гойдемир сторонник народных привилегий, сильно ограничивающих княжескую власть. Отец Гойдемира и старший брат Веледар, напротив, пытаются установить самовластие. Здесь читатель с улыбкой узнавания найдет намек на 'Овечий Источник' Лопе де Вега, для чего и деревня в романе названа похоже - Козий Ручей.
Проблематика романа и позиция авторов достаточно очевидны. Между тем сам главный герой вовсе не такой радикальный по своим взглядам человек, как можно было бы ожидать. 'Не печалься, что тебе не дано без колебаний проливать кровь', - утешает Дайка 'предивная и премудрая' Ярвенна - Даргородская 'богоматерь'.
Дайк иной раз кажется слабым и нерешительным. В Сатре он имел возможность взять власть, но отступил и тем самым погубил своих сторонников. То же самое происходило во время бунта в Даргороде, когда, во главе народного войска, призвавшего его на княжение, молодой Гойдемир ищет только примирения: 'Княжич писал отцу: 'Я встал не против тебя и брата, а между смутой и вами'. Надо ли говорить, что соратникам молодого княжича снова приходится платить за его нерешительность? Это повторяется в жизни главного героя не раз. Впрочем, Дайк и сам дорого расплачивается за свои ошибки. Он не выглядит супергероем, как многие традиционные герои фэнтези. Но Дайк невольно вызывает симпатию своей реалистичностью: он такой же человек, как мы, его читатели, не обвешанный индульгенциями от авторов, не затеняющий других персонажей.
Особую роль в романе играет Гвендис, молодая лекарка из Анвардена, которая впоследствии становится женой Дайка. Гвендис чем-то напоминает жену декабриста, готовую поехать за мужем хоть на рудники. Пара Дайк-Гвендис - типичная для книг Н.Михайловой и Ю.Тулянской разработка: отличительной чертой их книг стала любовь-товарищество мужчины и женщины, которые честно делят друг с другом невзгоды (Берест и Ирица в 'Королевстве белок', Яромир и Девонна в 'Небо и корни мира').
Кроме Дайка и Гвендис, в романе много проработанных, ярких персонажей. Как уже говорилось, Дайк не затеняет героев второго плана, позволяя читателю полюбить и задумчивого великана-каменотеса Тьора, и веселого охотника из деревни Козий Ручей Сполоха, и отважную маленькую кочевницу Эрхе-Алтан, верного дружинника Волха и несчастную княгиню Ладиславу, на глазах у которой разворачивается смертельное противостояние ее сыновей.
Не все читатели будут согласны с идеями романа: на то он и наполнен полемикой. Но, несомненно, книгу нельзя назвать проходной: роман оставляет четкий след в душе и очень неоднозначное впечатление, заставляющее глубже осмыслить свою собственную жизненную позицию.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"