Альмяшев Вячеслав Исхакович : другие произведения.

Критические периоды физического развития человека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Хотя Вы упомянули про то, что не нашли в сданных Вам работах правильной классификации периодов развития человека, я на свой страх и риск не стал рыться в книгах, а попытался дать свое видение этих вопросов. Я думаю, что так интереснее не только мне писать эту работу, но и Вам ее читать. Кроме того, в одной из своих работ я косвенно затрагивал тему развития человека (дисциплина "Кризис современной семьи"), рассматривая процесс создания и развития семьи на фоне вырезанного из бесконечного цикла рождения-смерти отрезка, представляющего собой жизнь одного индивида. Поэтому я воспользовался именно той, увиденной когда-то моим мышлением структурой, и раскрытия этапов я взял в сокращенном варианте из той работы, правда, с некоторыми добавлениями и исправлениями, навеянными прошедшим с тех пор временем.
  
  Итак, я начну с описания плана этой работы. Во-первых, я хотел бы оба вопроса рассматривать неразрывно друг от друга, а точнее рассматривать психическое состояние человека на фоне физических этапов его развития. Во-вторых, я расположил эти этапы не совсем в последовательности их важности для себя, а в последовательности, предопределенной природой или Создателем (кому как нравится) для всего и вся. На мой взгляд, эта структура логичнее и правильнее, чем какая-либо иная. Что касается приоритета этих периодов, то, по-моему, все они важны одинаково, но оказываются доступными для анализа лишь в совокупности с предыдущими (последняя оговорка приведена к тому, что человек может не дожить до следующей жизненной стадии и, при этом, он не имеет возможности перешагнуть через предшествующие). Это еще одна причина выбранной стратегии рассмотрения. Немаловажно и то, что течение всех периодов и их границы могут резко отличаться от индивида к индивиду. Исходя из всего вышеописанного, можно сделать вывод: оценки важности чисто субъективны, и каждый вправе расставлять их для себя сам.
  
  Зачатие ребенка и период беременности. Кажется невероятным, но статистика свидетельствует, что наибольший шанс появления на свет здорового во всех отношениях ребенка у тех родителей, которые желали и ждали. Если же зачатие произошло случайно и один из родителей или даже оба не хотят этого ребенка, то велика вероятность того, что из ребенка вырастет замкнутое озлобленное на весь свет несчастное существо. Любое раздражение, переживание, ссора пережитые будущей матерью во время беременности отразятся на психике еще не появившегося на свет человека. Я думаю, что из написанного ясно, что этому периоду в моей классификации отводится одно из самых важных мест, в первую очередь как первоисточнику, первопричине. И это несмотря на то, что во время беременности еще нет человека, как самостоятельного организма, а на этапе зачатия - это просто желание, предощущение.
  
  Рождение и детство. Младенец пока не понимает речи, но он гораздо чувствительнее любого взрослого человека. Он впитывает в себя информацию об окружающем мире как губка и основной источник - родители. На этом этапе очень важно окружить ребенка заботой, дать ему понять, что он тут просто необходим. Это создаст условия для нормального психического развития ребенка в будущем. Типичны ситуации, когда родители настраивают ребенка друг против друга, доказывают ему правильность своего мировоззрения отнюдь не языком, а другими более внушительными инструментами, забивают его "Я" и т.п. Все это отнюдь не способствует укреплению психики ребенка. Вообще в интервале от 3 до 12 лет психика ребенка наиболее ранима, и все перипетии оставляют в его душе наиболее глубокий след. Далее следует формирование личности ребенка, его характера, отношения к окружающему миру, которое обычно зеркально отношению этого мира к ребенку. Таким образом, этот этап тоже можно считать наиважнейшим.
  
  Отрочество. Итак, ребенок вырос. Превратился в подростка. Начинается его половое созревание. Нормальность его развития напрямую вытекает из привитых ему, сгенерированных им в детстве представлений. Однако ни в коем случае нельзя предоставлять его самому себе. Наиболее важным на этом этапе является половое воспитание подростка. Замалчивание существования половой функции в детстве может привести к тяжелым последствиям. Важно привить еще ребенку половую уравновешенность, то есть помочь ему понять, что половая жизнь - это вполне естественное здоровое явление. Подростка же избавить от комплекса вины по отношению к его половому влечению, что поможет ему в дальнейшем без проблем сексуально выражать свою любовь. Развить в нем понимание своей сексуальной роли в жизни, чему отнюдь не способствует подвязывание бантиков мальчикам или покупка машинок и брюк девочкам или папа на кухне с авоськами, а мама в джинсах с сигаретой и стаканом. Хотя справедливости ради необходимо признать, что в любом из нас существуют и женское и мужское начало (если кому-либо это тяжело разглядеть, анализируя психику человека, то это явно выражено в различного рода половых уродствах), но нормальный сексуально уравновешенный человек должен обладать ярко выраженной половой принадлежностью и не изменять ее. Возраст наиболее опасный для отклонения в этой области - это период наступления половой зрелости, когда развиваются так называемые мужские и женские мозговые "центры" (у Фрейда стоит ссылка на фон Крафт-Эбинга), но опять же важно подчеркнуть, что программа развития мужского и женского начал заложена родителями во время детства их ребенка. Еще одним проявлением сексуальной уравновешенности человека служит разное его обращение со своим и с противоположным полом. Нормальный человек не должен стесняться "особей" своего пола, но в то же время не должен видеть в них сексуального объекта. Влечение к противоположному полу должно носить естественный характер, то есть удовлетворение должно наступать при половом акте, а не при избиении партнера плеткой или тому подобное извращение. Половую уравновешенность можно воспитать в подростке только одним способом - собственным примером, и единственное, что может оказаться полезным родителям - ясное представление о ней. Вообще говоря, это одна из самых серьезных проблем. Ее легко описать, но тяжело определить, какими из вышерассмотренных признаков обладает человек. В результате и отрочество - наиважнейший период развития человека.
  
  Юность. На этом этапе физического развития начинается поиск сексуального объекта. Любовь удовлетворяет не одну, а две, совершенно независимые друг от друга потребности: потребность снятия сексуального напряжения и потребность психической связи с другим человеком. Обе эти потребности (их вес по отношению друг к другу) зависимы от интеллекта, культуры, социальных условий, взаимосвязаны между собой, но часто не являются причиной друг друга. Задача юности - переболеть первыми порывами страсти, обрести мудрость и выбрать предназначенного тебе человека, создать семью и насладиться в полной мере счастьем своей души и своего тела. К сожалению, это дано не всем. Кто-то выбывает на предыдущих этапах марафона, называемого жизнью, кто-то, обретая мудрость, так и не обретает счастья, но дарит до конца дней своих счастье другим. Итог - юность резюмирует все предыдущие этапы и, при благополучном стечении обстоятельств, является предтечей психологической устойчивости зрелого человека.
  
  Зрелость. Тут человек серьезно задумывается о смысле своего существования. Видится ему, что смысл в соединении души своей с близкой душой, в продлении себя через своего ребенка. Таким образом замыкается цикл рождение-рождение, а человек обретает гармонию в себе и своем окружении. Чем не великая стадия и физического и психического развития? Однако не замыкается жизненный цикл.
   Старость и смерть. В старости счастлив самоутвердившийся в жизни человек, осознающий свою пользу, исполнивший свою роль. Эта роль многофункциональна. Самые распространенные функции, которые должен выполнить мужчина - посадить дерево и вырастить сына. К этому можно добавить только - найти хорошую жену, построить дом (то бишь организовать уютный семейный очаг). Лишь за тем стоит работа, которую многие ошибочно выдвигают для себя на первое место. Это убеждение доходит до того, что люди закончив работу и не имея возможности что-то делать теряют себя и умирают сначала духовно, а потом и физически. В большой степени сокращению послепенсионного периода жизни способствует и "развитие" у нас рыночной экономики под чутким руководством нашего наимудрейшего правительства, которое обеспечивает пенсионеров огромными пенсиями на которые можно роскошно прожить почти целый день или купить веревку, мыло и стул. Таким образом, с точки зрения юности, старость наименее заслуживающий внимания период жизни человека, который даже не попадает в цикл репродукции (рождение-рождение). Однако по мере приближения к зрелому возрасту у многих начинает проявляться интерес к этому периоду. Свидетельство этому - рост самоубийств у людей возрастной категории 50-60 лет. Утешение можно найти у Стендаля, говорившего, что участь глубокой старости обоих полов зависит от того, на что потрачена молодость. Итак, старость олицетворяет собой мудрость жизни, смирение духа, покой. Она является итогом всего, а ее итог - прекращение существования - венец физического и психического бытия человека. Важность этого периода, на мой взгляд, заключается в том, что именно в это время человеку дано право почувствовать себя создателем, если он заслужил это своей жизнью. Счастье тут - не спеша, ни о чем не сожалея и ничего не страшась встретить смерть.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"