|
|
||
dark!Мефодий/Прасковья, намёки на Эссиорх/Улита, Матвей/Ирка и Арей/Дафна. Любая сказка всегда может оказаться былью. Постканон, ориентировочно после "Стеклянного стража". Сюр. По ключу: "Легенды нехорошей квартиры". |
"Сказка ложь, да в ней намек,Добрым молодцам урок".А.С. Пушкин "Tales and dreams are the shadow-truthsthat will endure when mere facts are dust and ashes, and forgot".Neil GaimanНад Москвой всходит полная луна - круглая и яркая, словно прорезь в бархате неба, она почти касается крыш высоток, льёт холодный, неживой свет на улицы и проспекты. Такие ночи всегда волнуют - терзают память, беспокоят душу. В такие ночи плохо спится - и не только одним лишь пациентам спецклиник, поэтам-романтикам или клыкастой нечисти. Мефодий тоже не любит полнолуние: в такие ночи сон его беспокоен, и его терзают смутные видения - настойчивые и вязкие, - он назвал бы их воспоминаниями, если б не был так уверен в обратном. А ещё он подозревает дом - свой дом, номер тринадцать по Большой Дмитровке, - хоть и знает, что это глупо. Не с руки ему - ему-то! - о таких глупостях думать. А он всё подозревает - и небеспричинно: такие дома, как этот, живут своей собственной жизнью. А раз живут, то и помнят, наверное. В спальне темно и душно, как в склепе. Плотные бархатные портьеры на окнах, потухшие свечи по периметру, антикварная мебель; пока ночь, и всё кажется одинаково чёрным, но при свете утра можно увидеть, что кругом тёмный пурпур. Им обоим нравится этот цвет, и обоим им он подходит по праву. В эту ночь Мефодий опять просыпается от кошмара - вскакивает на кровати, волосы на висках влажные, - и едва он открывает глаза, кругом вспыхивают свечи: в такие моменты ему хочется огня - и как можно больше. Много раз уже следом за свечами загоралась и мебель. Меф садится на постели, ворошит волосы, огонь отражается в глазах. Удивительно: он не помнит, что такого ему снилось, что вообще могло взволновать его так сильно. Он слишком доволен жизнью, чтобы опасаться чего-то. И собой - чтобы о чём-то жалеть. В открывшееся окно веет свежестью ночи, заглядывает луна. Спи дальше, владыка. Закрывай глаза. Прасковья просыпается тоже. Она всегда тонко чувствует его: как он, что он, - идеальная подруга, лучшая пара. Иногда ему кажется, что она читает и его мысли, - он легко поверил бы в это, если б не знал, что это невозможно. - Снова кошмар? Голос у неё странный для женщины - неопределённого тона, хрипловатый - словно вот-вот оборвётся. Так, наверное, должен говорить тот, кто долго молчал. Впрочем, Мефодию это нравится. Ему вообще всё в ней нравится. Она очень красивая сейчас, когда огонь озаряет её лицо: белая кожа, тонкие черты, бруснично-алые припухшие губы и блестящая волна тёмных волос. "Королева Марго", - сказал как-то один из гостей, склоняясь перед ней в глубоком поклоне. Меф плохо знает историю, но раз ей понравилось - пускай. По королеве и титулы. - ...Снова кошмар? Он раздражённо поводит плечом: не любит своей единственной слабости, и она вмиг оказывается рядом, как змея обвивает, кладёт руки на плечи, заглядывает в глаза. Она действительно беспокоится за него, и её б воля - прекратились бы эти сны, да только и она тут бессильна - даже она. Буслаев откидывается на подушки, ворчит: - Говорю тебе: здесь мне всегда плохо спится. То ли дело в нижней резиденции: тишина и покой, и никто не тревожит. А тут будто кто на ухо всю ночь шепчет - и ведь знаю, что нет никого. Действительно, проклятый дом. Прасковья смеётся: влажно взблескивают белые зубы, в глазах - огоньки свечей: в его устах это звучит едва ли не анекдотом. - Старые дома все такие, - говорит она, кладёт голову ему на плечо. - У каждого своя легенда, Мефодий. Каждому есть что рассказать. Правда твоя, королева. Меф смеётся - только чёртики в глазах не прыгают. - Нижней резиденции тоже есть что порассказать, не находишь? Но она молчит. А тут ведь и дом-то никакой: не такой уж и старый, и не в нижнем мире даже, - а гляди ж ты, разболтался! И ведь ладно бы понятное говорил, а то нет же, не разберёшь ничего! Просто закрой глаза. Прасковья не отвечает - гладит его по волосам. Волосы длинные, светлые, идеально ухоженные, так прекрасно с её гармонируют. Чёрное и белое, белое и чёрное. Инь и янь, восхитились бы лопухоиды. - А зачем разбирать? - отзывается она. - Можно придумать за него. Буслаев чуть отодвигается, смотрит на неё. Улыбается иронически. - Ну давай, придумай. Расскажи на ночь сказку. Если не думать, что она нервничает, - ни за что не увидишь. Да и длится это мгновенье. - Не поздно тебе любить сказки? Но Буслаева так просто не поддеть. - Расскажи легенду. Только придумай поинтересней. Придумай, придумай, королева. Это совсем не сложно. Прасковья пожимает плечами. Глаза задумчивые, словно решает чего-то. И действительно - решает. - Ладно, - улыбается загадочно, - расскажу сейчас - только не засни. Меф устраивается поудобнее: вновь откидывается на подушки, напускает на себя серьёзный вид. - И не надейся. Прасковья только усмехается. Она очень красивая сейчас: бледная кожа, алые губы, волосы - тёмная ночь. Ну точно колдунья. Это было бы слишком просто. - Однажды - давным-давно, никто уже этого не помнит, - жил на свете один король... - И было у него три сына? - насмешливо перебивает Меф. - Начало уже банальное. Прасковья улыбается - одними губами. - Не угадал. Не было у этого короля сыновей, и не могло быть - как не было и братьев, племянников и других родственников. Но в его владениях жил молодой принц, который и должен был однажды унаследовать трон старого короля, и его власть, и всё королевство. И всем хорош был этот принц - и красив, и умён, и силой не обделен, - но юн и неопытен, и меча в руках не держал сроду, - а ведь править королевством, по мнению придворных, должен был именно воин, а не законник. - Логично, - отзывается Мефодий. - Крючкотворы никому не нужны. Какой от них прок? Прасковья тонко и согласно усмехается. - В ту же пору в королевстве жил рыцарь, и не было ему равных в военном деле. Он был лучшим из лучших, и даже сам король втайне опасался и ненавидел его, потому что рыцарь этот, служа короне, никогда не служил самому королю. Меф уже не комментирует: всё, что касается войн и воинов, завладевает его вниманием сразу и надолго. - Впрочем, несмотря на это, решено было, что именно он станет учить принца - дабы юный наследник был достоин короны и успешно командовал королевской армией. Девушка ненадолго замолкает, но Мефодию интересно и ждать он не желает. Он и раньше-то был нетерпелив, а сейчас и подавно. - И он учил? Прасковья кивает. Блики света отражаются в её глазах. - Да. Принц стал его учеником и прекрасным воином. - А потом он стал королём и правил долго и счастливо, - разочарованно заканчивает Буслаев. - Как скучно. Она отрицательно качает головой. - Не торопись. К сожалению, принц влюбился - и избранницей его стала принцесса соседнего королевства, с которым старый король испокон веков вёл войну. Меф фыркает: - Так и знал, что без любви не обойдется. Война и любовь, любовь и война!.. Мне казалось, ты не любишь романы! - Не перебивай, - говорит Прасковья, не обращая внимания на насмешку. - И вот однажды, когда до коронации оставалось совсем немного, принц бросил всё и ушёл, отказавшись от короны и власти, - ушел со своей невестой. - Вот идиот! - изумляется Мефодий. - Ни один нормальный не бросит всё ради какой-то любви! Прасковья смотрит мимо него. - Конечно, - говорит она. - Потому это и сказка. - И что было дальше? Разве его учитель не был в ярости - получается, он учил его напрасно? Прасковья, кажется, думает о чём-то своём и отвечает не сразу. - Вряд ли. Он давно подозревал, что к этому идёт, и даже не препятствовал принцу видеться со своей возлюбленной. Мало того: он всячески потворствовал той девушке и не пожелал убить её, когда старый король отдал такой приказ. Буслаев сардонически хмыкает: - Он что, тоже был влюблён в неё? Не многовато ли любовей для одной легенды? Прасковья отрицательно качает головой. - Не был. Просто он и так всегда нарушал приказы и редко слушал короля - за то король и ненавидел его. Или же, возможно, он был честен - по-своему, конечно, - и не любил интриги. Слово "ненависть" не вызывает у Буслаева недоумения - в отличие от "чести". - Король был прав. Терпеть неповиновение глупо и наивно. Странно, что он не казнил наглеца после первого же ослушания. - Старый король был хитёр, - отзывается она, - хитёр и практичен: он считал, что рыцарь ему ещё пригодится. А ещё он знал, что лишь учитель сможет уничтожить своего воспитанника, достигшего к той поре небывалого мастерства. - Всё равно глупец! - презрительно бросает Мефодий. - Всегда проще убить самому! Глаза его сверкают: чужую слабость он не переносит даже в виде рассказов, а страсти его обуздать не легче, чем остановить реку, прорвавшую плотину. Всё ещё впереди, повелитель. Громко хлопает открытое окно, и порыв ветра тушит свечи. Ненадолго тушит, всего лишь на миг. - И когда король понял, что принц не вернётся, - продолжает она, не глядя на вспыхивающие свечи, - он приказал рыцарю убить принца и назначил время дуэли. Меф смотрит с интересом и, похоже, уже представляет, как со звоном встречаются мечи, сходятся воины и льется кровь - рекой, как ему привычно. Недаром же он так любит красный цвет - и не только во внешнем убранстве. Прасковья взглядывает на него, а затем продолжает: - У принца не было шансов: он был хорошим воином, но всё же хуже учителя. И это знали все, и когда подошло время битвы, в исходе её уже не сомневался никто - даже его невеста, которая всегда верила в него, что бы ни случилось. - Короче, он проиграл, - констатирует презрительно Буслаев. - Слушай дальше. В то же время во владениях старого короля жила одинокая королева. И хотя у неё было всё, о чём только можно было мечтать, она не была счастлива... - И, конечно, она была влюблена в принца, - смеётся Меф. - Этот хлюпик был весьма популярен! Ветер задувает половину свечей за его спиной. - Да, она любила принца, - говорит Прасковья, и голос у неё спокойный и равнодушный. - Она очень его любила, и была готова на всё, лишь бы обрести его любовь. Она даже думала отравить его невесту, но так на то и не решилась, думая, что, возможно, принц узнает об этом и возненавидит её. Но когда он ушёл с любимой, она пошла в тайное место - к самому высокому провалу, где таились древние силы, и на крови поклялась отдать им свою душу, если принц будет принадлежать ей - ей одной. И силы эти вняли её призыву, и дали ей совет, как поступить дальше. - И что случилось? - Мефодий уже не смеётся: он любит такие темы. - Когда подошёл день битвы, принц очень боялся. Он не подавал виду, но боялся - как боится за свою жизнь каждый смертный. Он не хотел биться с учителем, но должен был, потому что иного пути не было. И он знал, что проиграет, потому что учитель его был величайшим воином из всех, что когда-либо носила земля. И тогда королева пришла к нему и предложила помощь. Она рассказала то, что узнала тогда: что есть один лишь способ победить лучшего из лучших - провести над мечом принца древний магический ритуал, после чего он победит и бессмертного. И ритуал этот требует только крови и веры - и ничего больше. Меч же внешне останется прежним, и никто не узнает тайны его силы. Глаза Мефа вспыхивают: - Интересная подлянка! Принц-то был не промах! - Он очень боялся, - отзывается Прасковья. - Так сильно, что забыл: не бывает услуг, за которые не надо платить. А ещё он поверил, что это лишь сравняет несравнимое - и только. - Ты же сказала, что королева любила его? - Любила. Она отдала бы всё, чтобы принц остался в живых и был с нею. И она боялась тоже, так как знала, что древние силы не оказывают услуг просто так, - но когда увидела, что он думает лишь о своей принцессе, забыла обо всём. Она вновь поклялась, что готова заплатить душой, лишь бы принц остался с нею. - И? - Они провели ритуал, и принц получил всемогущий меч. И когда настал час сражения, он вышел на поле с ним, и никто о том не узнал, как и было обещано. И он бился со своим учителем, и победил его. - Убил, конечно? - почти констатирует Буслаев. Прасковья молчит - несколько секунд. - Нет. В миг, когда меч рыцаря уступил древней магии и на землю пролилась его кровь, древние силы пожелали платы за свою услугу и завладели душой принца - навсегда. - Что же случилось дальше? Прасковья смотрит на Мефодия, и глаза у неё цвета стали и неба. Больше - стали. Как твой меч, Мефодий. Наш меч. - Возлюбленная принца не смогла оставаться с ним, когда его хитрость раскрылась, а принц вместе с душой лишился своей любви к ней. Она помогла его учителю и ушла навеки из владений старого короля. И учитель покинул их тоже. А принц получил корону и королеву, и жили они долго и счастливо. Меф молчит какое-то время, а потом смеется: - И закончилось всё как всегда - хэппи-эндом. Очень милая сказка, хотя и недостоверная. Я и вполовину в неё не верю. - Это всего лишь сказка, - пожимает плечами Прасковья. - Ты же хотел, чтобы я придумала что-то забавное. - Ты умеешь придумывать, не спорю. Он пытается обнять её, но она ужом выскальзывает из его рук. - Теперь спи, - говорит она. - Скоро рассвет. Быстро-быстро она целует его в губы, а когда он откидывается на подушки и прикрывает глаза, соскальзывает с кровати. Опускается тяжёлый прикроватный полог, потухают лишние свечи. Прасковье не нужен свет: ночью она видит так же хорошо, как и днём, - и немудрено: властелин должен знать, с чем имеет дело. В эту ночь её ждут дела, и пока она идёт к высокому зеркалу, путь её отмечают огни, загорающиеся из ничего во мраке. Резиденция любит её - они вместе дышат одним и тем же. Прасковья долго смотрит в зеркало - простое, не магическое - и не замечает, как чуткие воздушные руки убирают её волосы, как тело её облекается платьем - простым, алым: помпезность она не любит. Из всех регалий на ней - тонкий венец, загорающийся в волосах. Прасковья равнодушна к украшениям: слишком многое принадлежит ей, чтобы дорожить камнями. И пока сама тьма - не слуги даже, не духи, - украшает её, она неподвижно смотрит в зеркало. Как забавно, думает она, что из всего, что их окружает - всех чудес, богатства и роскоши, - единственное, что действительно реально, - её сказки. Она нервно поводит плечом: знать бы, что заставляет её рассказывать их, - любопытство? Желание ли в очередной раз насладиться своей победой? Уверенность, что ничто не изменится?.. В тот роковой день - с той поры утекло уже много времени, - вместе с душой Меф утратил и память, а магия мрака такова, что никто и никогда не донесёт до него всей правды. Она давно поняла это. Что бы ни случилось, он всё равно не догадается, что то, что она, забавляясь, рассказала ему, - больше, чем сказка. Все легенды дома номер тринадцать, всё его прошлое, для Мефодия теперь не более чем сказка. Древняя легенда, придуманная для забавы, страшный сон в ночь полнолуния. И что бы ни случилось, ничего не изменится. Прасковья иронически усмехается - она давно привыкла к этому, а новый повелитель мрака не интересуется историей: Мефодия привлекает лишь кровь да война. Забавно, думает она, что в этом он превзошёл даже своего учителя. Забавно - но, конечно, не забавней того, что теперь даже встретив их однажды - Арея, Улиту или даже Даф, Мефодий не вспомнит, что те, кто сейчас вне закона мрака, были когда-то столь важны для него. Прасковья молча касается шеи, трогает цепочку дарха. Её собственный эйдос не принадлежит даже ей самой - пошедший в уплату тьме, он исчез, растворился навеки в глубинах Тартара. Случай уникальный; первый в истории мрака. С Мефом случилось так же, но всё же иначе: в тот день тьма лишь завладела силами, принадлежавшими ей испокон веков. Но думая об этом, Прасковья мрачнеет: она предпочла бы сама хранить его эйдос - и не ради его силы. В конце концов, она отдала всё ради этого права. И ведь не жалеешь, не так ли?.. Прасковья идёт по галерее, всей кожей ощущая, как дышит вокруг неё огромная резиденция. Части хаоса, ей действительно есть что рассказать, а все её призраки реальны - и юноша, коим некогда был новый повелитель, и мечник, служивший мраку скорее по привычке, чем по желанию, и светлая, так и не сумевшая изменить предреченного, и ведьма, полюбившая хранителя, и валькирия с некромагом... Резиденция помнит всё и ничего не забывает. И взгляд у неё свой - беспристрастный и равнодушный - от хаоса, верно. Но от мрака жестокость. Череда призраков на миг выстраивается перед нею, и Прасковья гневно прикусывает губу: какой смысл ворошить глупое прошлое? В настоящем у них лишь война - ещё более жаркая, чем прежде, - потому, вероятно, что никогда ещё в мире не случалось такого, как в последние годы. Смотри, королева: не имевшая души, обретает её. Нет больше уз прошлого - только настоящее. Видишь, королева, любовь не всегда ведёт к гибели, а один шаг может изменить всё. И это - наш проигрыш, королева. Взгляни: каменные сердца оживают под вечным светом. И смерть бежит не магии, но иной силы. Взгляни, королева: в тонкой руке звездой сияет копье, и страха больше нет, и сомнений. И это не наша победа, о королева. Дивись: загорается пепел, и на тёрнах расцветают розы, и боль оживляет сердца. Отвернись, королева, ибо над мраком простираются белые крылья, и свет во тьме светит, и тьма отступает пред ним. Плачь, властительница, ибо нет ничего невозможного - но не для нас. И в этом - наше самое большое поражение. Прасковья сжимает сосульку дарха так, что кровь течёт по запястью, резко взмахивает рукой, и призраки отступают, развеиваются, исчезают: уходит в лунный свет воин мрака, проигравший битву своему сердцу, и светлый страж, уступивший сочувствию и боли, и хранитель, спасший душу тёмной, и валькирия, оживившая каменное сердце... Всё уходит - до следующего полнолуния. В миг, когда над столицей вновь взойдёт полная луна, резиденция напомнит обо всём - хаос в ней холоден и объективен, а тьма жестока даже к своим повелителям. И так было, и так будет, ибо над светилом Прасковья не властна - и над прошлым, к сожалению, тоже. Впрочем, ей важней настоящее - то, что строят они сейчас своими руками. А воспоминания... Что, в сущности, воспоминания? Пепел времени, круги на воде, неизменно исчезающие, сколь бы ни был велик камень, породивший их. Дела давно минувших дней. Сказки дома номер тринадцать по Большой Дмитровке.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"