Андреев А.В. : другие произведения.

Глава 22

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Здесь немного о Крите и альтернативе, ушедшей в 1-ю архивную папку. Еще - о Дальнем Востоке и связаннымх с ним трудностях.


   ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ
  
   128.
  
   В ночь на 15 февраля 1897 года на северном побережье острова Крит к востоку от полуострова Спада, между ним и островом Теодора, был высажен греческий десант под командованием полковника Васоса - полторы тысячи штыков при восьми полевых орудиях. Греки начали наступление на Канию, занятую матросами с кораблей Международной Эскадры, одновременно со стороны полуострова Акротири начали наступление критские инсургенты, подкрепленные греческими добровольцами и несколькими горными орудиями. Совет адмиралов, командовавших отрядами кораблей, входящих в состав Международной Эскадры и представлявших интересы Великих Держав, послал четыре корабля на рекогносцировку греческих позиций вблизи деревни Платанья с приказом открыть огонь по грекам в случае их наступления. Полковник Васос, опасаясь расстрела своих войск главными калибрами английских и французских броненосцев, а также и международных осложнений, был вынужден приостановить наступление. Повстанцы же, заняв деревню Керакиес на Акротири, получили возможность обстреливать Канию из имеющихся у них трех 2,5" горных пушек, но эта батарея была быстро подавлена огнем стоящих на рейде кораблей.
  
   129.
  
   Только один из каждых десяти критян был турком - естественно, что греческому большинству надоело быть людьми второго сорта в чужом государстве, и они потребовали присоединения острова к Греции. Решения Берлинского Конгресса, обязавшие султана осуществить на Крите преобразования под контролем европейских консулов, выполнены, разумеется, не были - островом по-прежнему управлял турок-вали, а не христианский генерал-губернатор, что было нарушением "Пакта о Крите", подписанного в Кании в октябре 1878 года, Народное Собрание как высший орган власти не имело никакой силы...
   Словом, повод для недовольства у христианского населения Крита был. В июне 1894 года ассамблея острова Крит обратилась к султану с просьбой назначить генерал-губернатора христианина и реорганизовать систему сбора налогов, греков поддержали посольства европейских государств...
   В мае 1895 года Абдул-Гамид II был вынужден назначить губернатором острова христианина Александра Каратеодори, который сразу же восстановил роль ассамблеи в управлении островом и повысил влияние в ней христианского населения. Но теперь были недовольны критяне-мусульмане, их поддержали турецкие чиновники во главе с военным комендантом, который вместе с жандармерией открыто выступал против генерал-губернатора и провоцировал убийства христиан - а султан поощрял эти действия военного коменданта, надеясь сместить Каратеодори, назначенного им только из-за давления европейских держав.
   В начале 1896 года Каратеодори был вынужден подать в отставку, власть на Крите снова перешла к вали, который тут же отменил открытие Народного Собрания. Последовавший взрыв возмущения, обещание христианских делегатов ассамблеи "защитить свои права с оружием в руках", надежды на поддержку Греции, демонстрации вокруг Крита греческого флота... Новый вали, фанатик-мусульманин, начинает формировать отряды башибузуков для борьбы с восставшими христианами...
   Понятно, почему 29 мая 1896 года на рейде Кании появилась Международная Эскадра, отряды которой представляли интересы Англии, Франции и Германии. Россию представлял броненосец "Император Александр II", его сопровождали бронированная канонерская лодка "Грозящий" и новейший минный крейсер "Абрек".
  
   130.
  
   Кроме них года в состав Средиземноморской Эскадры Российских Имперских ВМС к февралю 1897 официально входили: таранный броненосец "Император Николай I", систершип "Александра" - он так и не попал в Тулон, где его очень ждали на модернизацию французские корабелы из "F&ChM" - новейшая броненосная канонерка "Храбрый", два минных крейсера, недавно перевооруженный во Франции "Лейтенант Ильин" и однотипный с "Абреком" новейший "Берсерк", и четыре стодвадцатитонных балтийских номерных миноносца типа "Пернов", построенные по образцу французского миноносца "Авангард". Постоянно находящаяся в распоряжении командующего Средиземноморской Эскадры вице-адмирала Алексеева парусно-паровая яхта-авизо "Гермес", изящнейшее творение лучших британских корабелов, вооруженная тремя 75/50-мм и шестью 47-мм скорострельными орудиями и двумя 37-мм автоматами, могла с некоторым основанием именоваться крейсером. Хотя у скоростного эскадренного транспорта снабжения "Атлантика", бывшего доброфлотовского парохода "Оренбург", этих оснований было несколько больше - целых восемь шестидюймовых доводов в сорок пять калибров каждый.
   Предназначенные для транспортировки неприкосновенного ("боевого") запаса угля и нефти, второго и третьего боекомплектов для орудий главного и среднего калибра, а также мелкого ремонта машин и механизмов в оборудованной на борту корабля мастерской, транспорты снабжения типа "А" (их названия начинались на букву "А": "Африка", "Америка", "Арктика", "Атлантика", "Антарктида", "Азия", "Австралия") имели меньшую скорость, чем пакетботы типа "Херсон" - те были способны выжать до 20 узлов, машины же "Африки", "Арктики" и их систершипов обеспечивали только 14--15 узлов. Чего, впрочем, было вполне достаточно для сопровождения идущей экономическим ходом крейсерской эскадры, броненосцы же эскадренные транспорты типа "Африка" могли сопровождать на любых скоростях вплоть до максимальной. Некоторые стратеги считали, что высокая экономичность машин делает СЭТС тип "А" гораздо более подходящими для океанского рейдерства, нежели "пожиратели угля" типа "Херсон".
   Основная база эскадры - греческий порт Пирей, что объясняется тесными, можно сказать, родственными связями между Россией и Грецией: женой греческого короля Георга I является великая княжна Ольга Константиновна, двоюродная сестра Александра III. Адмирал Алексеев, как незаконный сын Александра II, был связан с Её Величеством не только близким знакомством, но и родством. Что, конечно, помогает решать всяческие бытовые вопросы повседневного существования эскадры в чужой в принципе гавани - обеспечение топливом и продовольствием, пребывание команд на берегу... Разумеется, не королева этим занималась, но ведь афинские чиновники отлично знали о родственных связях русского адмирала...
   Кроме кораблей Средиземноморской Эскадры в Пирее стояли и другие боевые корабли под бело-голубыми андреевскими флагами. Вот уже скоро месяц, как украшением порта служил трехмачтовый барк "Витус Беринг" - его стремительным "летящим" силуэтом, позаимствованным инженерами гамбургской судоверфи Фердинанда Лаэша у лучших клиперов парусной эпохи, любовались как туристы, так и аборигены. Учебный корабль Черноморского Флота застрял в Греции из-за отказа турок пропускать его через Проливы - у Порты вызвали возражение установленные на "Беринге" орудия: две шестидюймовых, шесть 120-мм и четыре 75/50-мм скорострельных орудия Канэ, два 47-мм одноствольных и два 37-мм револьверных "Гочкис" и две 37-мм автоматических пушки "Максим". Все уверения России в чисто учебном назначении этой артиллерии оказались бесполезны.
   А вот черные с желтыми трубами утюги эскадренных броненосцев "Сисой Великий" и "Наварин" порт скорее уродовали. Новейший крейсер-скаут I ранга "Светлана", заложенный как личная яхта генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича, поражал своей соразмерностью - три тысячи семьсот тонн, 21 узел, десять 120/45-мм, шесть 75/50-мм, два 2,5-дм и шесть 37-мм автоматических орудий. "Всадник" и "Гайдамак", 450-тонные минные крейсера, перегоняемые на Дальний Восток после перевооружения во Франции (шесть 47-мм и три 37-мм орудия Гочкис заменены тремя 75/50-мм скорострельными пушками Канэ и двумя 37-мм автоматическими пушками "Максим--Меллер"), были почти незаметны на фоне стальных гигантов.
   Затянувшееся присутствие в Пирее следующей на Тихий океан эскадры вице-адмирала Чухнина первоначально было вызвано нарастающим с мая 1896 года греко-турецким конфликтом вокруг острова Крит. Затем к этому добавилось ещё ожидание перестраивающихся в Гавре, Тулоне и Ла Сен крейсеров - за те деньги, что платило русское правительство, работы на бронепалубном "Адмирале Корнилове" и легких броненосных "Дмитрии Донском", "Владимире Мономахе" и "Памяти Азова" французы вели в три смены, двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю. Работы на "Адмирале Нахимове" были не менее интенсивны, но их объем был куда больше - поэтому они не могли обещать его готовности раньше весны иди даже лета 1898 года.
  
   131.
  
   Вообще говоря, реформа 1895/1896 года принесла российским Военно-Морским Силам огромную пользу. Как минимум, была пресечена характерная для "великокняжеского" периода весовая недисциплинированность. Отныне детали, узлы и механизмы, изготовленные с перевесом, Морское Ведомство просто отказывалось принимать. Нарушителя же этих инструкций ждала в лучшем случае позорная отставка без мундира и пенсии. Для худшего случая в обновленном уголовном кодексе появилась статья "Вредительство", содержавшая, помимо прочего, подпункт "Подрыв обороноспособности путем принятия заведомо непригодного изделия". Также были введены меры наказания за долгострой, начиная со штрафов и заканчивая уголовной ответственностью виновных - по той же самой "вредительской" статье, предусматривающей от 3 до 7 лет каторжных работ или от 15 до 25 лет тюремного заключения или же "высшую меру наказания - пожизненные каторжные работы". Новая классификация кораблей и судов флота, установленная взамен классификации 1892 года, и построенная в соответствии с ней "объединенная" кораблестроительная программа 1895/1896 годов должна была создать вместо имеющегося на сегодня рыхлого собрания разнотипных кораблей сбалансированный флот, способный как к обороне своих берегов в случае войны с Германией, так и к океанской войне с Англией...
  
   132.
  
   Адмиралы, присутствовавшие на созванном в октябре 1895 года Особом Совещании, посчитали необходимым иметь в составе Океанского Флота - т.е. на Балтике и в составе Средиземноморской и Тихоокеанской Эскадр - 12 эскадренных броненосцев в 13--15 килотонн (эта единица измерения была введена по настоянию государыни, которой надоело каждый раз выговаривать "тысяч тонн" - по её мнению термин "килотонна" был куда уместнее и удобнее в употреблении) возрастом 10 лет и моложе. Корабли такого возраста в классификации 1895 года именовались "первого срока", корабли старше 10 лет именовались "второго срока" и использовались в основном в эскадрах Береговой Обороны, через двадцать лет после вступления в строй действующего флота корабль считался устаревшим и списывался или переводился в разряд учебных и вспомогательных судов. Пока что в строю не имелось ни одного броненосца 1-й линии - "Сисой Великий" имел жесточайшую строительную перегрузку (ТЫСЯЧА ШЕСТЬСОТ ТОНН!!!) и отвратительное качество постройки, а потому мог считаться только ограниченно боеспособным, а три ЭБР типа "Полтава" на тот момент в строй флота ещё не вошли. В связи с этим, а также печально известной тенденцией российских судостроительных заводов к долгострою, Совещание решило незамедлительно заказать на зарубежных верфях три броненосца "наисовременейшего" типа - вместе с "Полтавами" и шестью ЭБР, планируемыми к постройке на отечественных верфях в 1898--1901 годах, получалось как раз столько, сколько нужно.
   На Черном Море необходимо было шесть таких броненосцев - по решению Совещания ПОКА там был только один. Остальные шесть, включая и даже ещё не вошедший в строй "Ростислав", были признаны "не отвечающими последним требованиям" - поэтому в Николаеве был срочно заложен броненосец "Князь Потемкин-Таврический", представлявший собой дальнейшее развитие проекта "Три Святителя". Вторая пара броненосцев планировалась к закладке в 1898--1899 годах, а третья - 1901--1902.
   Броненосные крейсера разделились на два ранга - 1-й имел водоизмещение в 13--15 килотонн и вооружался орудиями калибром в 10 дюймов, второй - от 10 до 12 килотонн и вооружение из 3--4 и более восьмидюймовых орудий. Корабли первого типа в классификации именовались "тяжелыми броненосными крейсерами", сокращенно - КРТ, их надлежало иметь четыре единицы в составе Океанского Флота. Второй тип - "легкие броненосные крейсера", КРЛ - требовался в количестве восьми единиц, также исключительно для Флота Открытого Моря. Бронепалубные крейсера разделились на три категории: собственно бронепалубные, БПКР, водоизмещением от шести килотонн и вооружением из 10--12 шестидюймовок, крейсера-скауты 1-го ранга (КРС-I), также именуемые фрегатами (ФР) - в 3--3,5 килотонны и с 10--12х120-мм орудиями, и крейсера-скауты II ранга (КРС-II), также именуемые корветами (КРВ) и лидерами эскадренных миноносцев (ЛЭМ) - от 1,6 до 2,2 килотонны и с вооружением из 4--5х120-мм орудий. Первая серия БПКР, получившая имена богинь древнеримского пантеона, состояла из восьми единиц, причем шесть из них строились отечественными верфями, а две (первоначально - три, но затем контракт с "Армстронгом" был разорван, а попытка договориться с итальянцами или французами сорвалась из-за жестких требований МТК) - на заграничных. В Океанский Флот, соответственно, были назначены шесть БПКР. Головные скауты I ранга были наречены "Ведьмой" и "Чародейкой" - из двенадцати кораблей Черноморский Флот получал только два. Корветы получили имена погодных явлений - "Смерч", "Ураган", "Тайфун" и так далее. Для Океанского Флота считалось необходимым наличие восьми или двенадцати таких кораблей, ещё четыре должен был получить Черноморский Флот.
   Вопрос о малых торпедных кораблях был сочтен "спорным" - незадолго до того в Англии для России был построен 242-тонный "тридцатиузловой" миноносец "Сокол". Корабли, заказанные по его образцу британским адмиралтейством, получили название "дестроеров" - истребителей, поскольку предназначались для истребления многочисленных французских миноносцев. В России заказанную сразу же вслед за тем серию аж в двадцать шесть единиц не называли никак - просто "тип "Сокол"". Споры разгорелись вокруг классификации этих корабликов - их именовали и "мореходными", и "эскадренными", и "дивизионными" миноносцами, контрминоносцами, малыми минными крейсерами, дестроерами и истребителями. А вскоре вслед за этим на всю Англию прогремел скандал с неким мистером Парсонсом, построившим некую "паровую турбину" - скандал был связан с тем, что русское правительство купило как изобретение мистера Парсонса, так и его самого. В результате русские экспериментировали с турбинными установками для своих минных крейсеров - для этого были оснащены два 600-тонный корабля типа "Абрек" ("Опыт" и "Первенец", третий и четвертый минные крейсера "программы 1895"), классификация которых ныне также вызывала серьезные затруднения - а сама Великобритания была вынуждена начать длительный и весьма дорогостоящий процесс поиска аналогов паровых турбин, защищенных патентами, ныне принадлежащим акционерному обществу "СПб-ский Завод Паровых Турбин Парсонс--Лесснер".
   Потому в "классификации 1895" на этом месте зиял пробел, а в "Программе" значилось просто, что для Черноморского Флота считается необходимым построить до 1900 года 16 "мореходных торпедных судов новейшего типа" (четыре дивизиона), для остальных флотов таких судов должно быть построено ещё 48 - двенадцать дивизионов.
  
   82.
  
   Необходимая для реализации программы "Океанского флота" программа "малой индустриализации" была построена столь же детально и осуществлялась столь же успешно. К четырем заводам артиллерийских орудий, имевшимся до недавнего времени в России (три в Санкт-Петербурге - Обуховский, Путиловский и СПб-ский орудийный, и ещё один неподалеку от Перми в селе Мотовилиха, оттого и именовавшийся то Пермским, то Мотовилихинским), уже в самом скором времени должны были прибавиться ещё три.
   В декабре тысяча восемьсот девяносто пятого года от лица треста РАОАЗ, "Российское АО Артиллерийских Заводов", в котором казна имела 50% плюс ещё одну акцию, были заключены контракты на строительство "под ключ" заводов в Царицыне (фирма "Виккерс") и Нижнем Новгороде (фирма "Крупп"). Французский трест "Шнейдер-Крезо" должен был построить, также "под ключ", артиллерийский завод в подмосковном городке Подлипки и полностью модернизировать секцию тяжелых орудий на Путиловском заводе. В Туле развертывалось производство мелкокалиберной артиллерии - сначала тулякам передали только производство 37-мм автоматических пушек "Максим-Норденфельд", поскольку они ничем, кроме пропорционально увеличенных размеров, не отличались от станковых пулеметов "Максим", производство которых разворачивалось в Туле с того же 1895 года. А затем "в целях унификации производства" было решено сосредоточить производство всех видов 37-мм орудий на одном заводе. Так что теперь в Туле изготовлялись и 37-мм пушки Гочкиса, как револьверные, так и одноствольные.
   "Зачем им столько артиллерии?" - риторически вопрошали иностранцы.
   "Шоб було!" - отвечали им с той стороны границы.
   "То есть, чтобы просто стояло и вызывало гордость? Ну, так бы сразу и сказали" - успокоились иностранцы, создавая на заводах на всякий случай свою агентуру.
   На Балтике имелись объединенные в "Адмиралтейский Судостроительный и Механический Завод" верфи Галерного острова и Нового Адмиралтейства, дополненные машиностроительным Франко-Русским заводом, "Балтийский Судостроительный и Механический Завод" Морского Ведомства и заложенное в 1895 году судостроительное отделение Путиловского завода. Каждое из трех предприятий имело два эллинга, наименьший из которых (старый эллинг Галерного Острова) имел размерения 112х28,8 метров, а наибольший (строящиеся эллинги Путиловского Завода) - 175х32 метра. Что по завершении строительства позволяло русским закладывать на Балтике по шесть эскадренных броненосцев за один раз. Строительство крейсеров-скаутов 2-го ранга, эсминцев, мореходных миноносцев и канонерских лодок до полутора килотонн водоизмещения могли взять на себя более дюжины верфей - Крейтона, Нобеля, Лесснера, "Беккер и Ко", "Руссо-Балт", Ижорская, Металлического Завода и иных. На верфях судостроительного завода "Руссо-Балт" в Ревеле могли также строиться и бронепалубные крейсера-скауты 1-го ранга водоизмещением до трех килотонн и вооружением из десяти--двенадцати 120/45-мм орудий.
   Сейчас эти мощности были заняты достройкой трех эскадренных броненосцев типа "Полтава", броненосца береговой обороны "Генерал-адмирал Апраксин" и легких броненосных крейсеров "Россия" и "Громобой". Все остальные корабли были заложены в 1896 году в соответствии с пятилетней программой "Океанского Флота" 1896--1901 годов: КРТ "Пересвет" и "Ослябя", КРЛ "Князь Пожарский", бронепалубные "Аврора", "Диана", "Паллада" и сильно отставшая "Ника", заложенная взамен отмененной "Венус", фрегаты "Чародейка" и "Ундина", корветы "Смерч", "Снег", "Самум" и "Сирокко", две броненосных канонерских лодки типа "Амурец", четыре речных монитора типа "Секира" и сразу восемь "тридцатиузловых" контрминоносцев типа "Сокол".
   В январе 1896 года в Николаеве началось строительство завода "Наваль", принадлежащего ОНЗиВ - русско-бельгийскому "Обществу Николаевских Заводов и Верфей". Комплекс включал судостроительную верфь с крупнейшим в Европе крытым эллингом, литейный и котельный заводы. Строительство должно было завершиться в сентябре уже этого года, и пока что строители полностью выдерживали сроки. Николаевское адмиралтейство начало модернизацию всех производств, при этом не отрываясь от достройки (точнее говоря, радикальной перестройки - были сняты тяжеленные мачты, демонтированы каземат противоминной артиллерии вместе с большей частью самой артиллерии, сняты все шесть торпедных аппаратов; за счет выигранного на всем этом снижения веса и увеличения мощности машин скорость должна была возрасти с 16 до 19 узлов) броненосца береговой обороны "Ростислав" и постройки заложенного в мае 1896 года броненосца "Князь Потемкин".
   В Севастополе верфь РОПиТ была занята строительством двух малых скаутов (корветов) типа "Тайфун" в "черноморском" варианте - 1,75 Кт, двадцать два узла, пять 120/45-мм орудий и два двухтрубных наводимых торпедных аппарата калибром 456 мм по бортам. На Черном Море было маловато целей для полноценной торпедной атаки, и считалось, что лишнее 120-мм орудие будет куда полезней двух 45-см торпед и кругового обстрела. На стапеле Лазаревского адмиралтейства обрастал сталью киль бронепалубного крейсера "Гера", однотипного с балтийскими "богинями" типа "Паллада" - шесть с половиной килотонн, двадцать узлов, двенадцать 152/45-мм орудий.
   Простейшие расчеты показывали любой заинтересованной стороне, что по окончании строительства "Наваль" и модернизации Николаевского Адмиралтейства русские смогут одновременно строить сразу пять (!) эскадренных броненосцев для своего Черноморского Флота.
   Итого: одиннадцать эскадренных броненосцев одной серией!
   "Зачем вам столько броненосцев?" - удивляются иностранцы.
   "Шоб було!" - донеслось из Николаева.
  
   83.
  
   Эти меры по усилению самого флота сочетались с мерами по усилению береговой обороны. Создавалась система вооруженных четырьмя двенадцатидюймовыми морскими орудиями артиллерийских фортов (вроде той же батареи "Максим Горький") и вооруженных шестидюймовыми орудиями и пулеметами противодесантных укреплений, дополняемая развитой сетью усиленных железнодорожных путей и огневых позиций тяжелых орудий на железнодорожной платформе. В состав тяжелых железнодорожных артполков БО (таких было сформировано два в составе Балтийского и три в составе Черноморского флотов) входили три дивизиона в две батареи по три орудия. Два дивизиона должны были быть вооружены 254/45-мм пушками "морского образца", а один - двенадцатидюймовками в сорок калибров. Всего в полку имелось 18 орудий - вполне достаточно, чтобы отправить на дно любую мыслимую эскадру.
   Противодесантную оборону побережья, не прикрытого стационарными позициями, также обеспечивала железнодорожная артиллерия - только восьмидюймовки не требовали строительства специальных бетонных огневых позиций, в которых сами транспортеры превращались во вращающиеся на центральном штыре лафеты. 203/45-мм пушки могли стрелять прямо с путей, которые предполагалось провести вдоль всей береговой линии.
   В состав эскадр Береговой Обороны должны были входить "второлинейные" эскадренные броненосцы, броненосные и бронепалубные крейсера, броненосцы береговой обороны специальной постройки, мореходные мониторы, канонерские лодки... Но все это было не более, чем дымовая завеса. Главное - это минные заградители и разнообразные торпедоносцы! А уж этого в русском флоте было... Ну, положим, не столько, сколько хотелось бы - но уж наверняка больше, чем это могло понравиться врагу.
   Однако же требовались изменения и здесь - мины были старые (точнее - устаревшие), торпеды - недальнобойные и откровенно слабые. Одной торпеды или мины для потопления новейших эскадренных броненосцев, имеющих высокую конструктивную прочность и развитую систему непотопляемости, было уже совершенно недостаточно.
   И все эти меры находились только в начальной стадии - поэтому задираться с английским флотом русским ВМС остро не рекомендовалось.
  
   84.
  
   Что касается традиционно сильной стороны России - сухопутных войск...
   Возможность нанесения удара по Индии, этому "алмазу британской короны", столь пугавшая англичан со времен неуравновешенного Павла I, первым предложившего подобный проект Наполеону (за что англичане Павла и прикончили) в век индустриальных войн выглядела скорее эфемерной мечтой, нежели суровой и грубой реальностью. Во времена созданных по заветам Клаузевица массовых армий, но до появления массового автотранспорта (не говоря уже о "воздушных мостах") Россия попросту не имела возможности создать на афганской границе войсковую группировку, адекватную задаче прорыва через Афганистан в Индию - и даже если бы её удалось там собрать, то обеспечить её не было бы уже никакой возможности.
   "Любители изучают тактику. Профессионалы занимаются тыловым обеспечением!"
   Конечно, план внезапной, врасплох, высадки русского десантного корпуса у Константинополя с последующим занятием жесткой обороны - и пусть англичане стучаться лбом в минные поля и береговые батареи хоть до посинения!!! - выглядел чрезвычайно заманчиво. Вот только Лондон тоже был осведомлен о его существовании, и поэтому английские броненосцы, якобы блокирующие, а фактически базирующиеся на Крит, надо было ждать в Босфоре гораздо быстрее, нежели чем через предусмотренные планом трое суток.
   А ещё в Египте стоит тридцатитысячная армия под командованием генерала Китченера, считающегося - и, похоже, вполне заслуженно! - лучшим английским военачальником со времен Веллингтона. Это в дополнение к гарнизону Мальты - ещё десять тысяч - и собственно турецкой армии, мобилизационный ресурс которой превышает полтора миллиона человек. Непосредственно же в Константинополе и его окрестностях базируются четыре пехотных дивизии, в 17 батальонов каждая, кавалерийская дивизия, артиллерийская дивизия (296 орудий) и инженерный полк.
   Этих войск, именуемых 1-м Корпусом низама, турецкой регулярной армии, может, и не хватило бы, чтобы сбросить в море поддерживаемый корабельной артиллерией десант. Но вот удерживать две или три дивизии Десантного Корпуса до подхода 2-го корпуса из Анатолии и мобилизации четырех редифных - резервных - пехотных дивизий 1-го округа (европейская Турция) и 6Ґ пехотных и двух кавалерийских дивизий редифа 2-го округа (Анатолия) они были способны вполне. Поскольку из всего ассортимента необходимого в XX веке вооружения русская пехота получила только "тяжелые" станковые пулеметы "Максим М95/97" из расчета по одному на батальон. Из всего остального - ручных и "облегченных" станковых пулеметов, широкого спектра артиллерии и минометов - получили, да и то в совершенно недостаточных количествах (и только части Гвардии, гренадеры и армейская кавалерия), одни ручные пулеметы, 50-ти и 82-мм минометы и батальонные гаубицы. Все остальное ещё не вышло из стадии проектов, максимум - опытно-серийного производства.
  
   ДВ01.
  
   Именно поэтому императрица сделала все, чтобы помочь англичанам, немцам, французам и авантюристам из великокняжеской шайки заманить русскую политику на Дальний Восток.
   В результате ряда сложных военно-политических маневров 29 ноября 1897 года в три часа ночи исполняющему должность командующего Тихоокеанской эскадрой (пока - не Флотом) контр-адмиралу Ф.В. Дубасову было послано по телеграфу приказание немедленно по получении телеграммы отправить в Порт-Артур отряд из трех судов. "Отряд должен спешить, и по прибытии оставаться в этом порту вплоть до распоряжения, причем судам быть готовым ко всяким случайностям".
   Предпринятый в обстановке абсолютной секретности бросок русской эскадры в Порт-Артур произвел определенное впечатление на заинтересованные стороны - их список включал пристально наблюдавших за всяким маневром русских сил японцев, стандартно-враждебных англичан и приторно-дружелюбных немцев, менее чем за месяц до того отхвативших себе ничуть не худшую базу в Киао-Чао (Циндао).
   Единственным минусом Циндао было отсутствие как действующей прямой связи с Европой, так и любой возможности оную связь установить. В отличие от этого Порт-Артур можно было легко связать с Харбином, через который проходила Транссибирская Магистраль на участке Сретенск--Владивосток.
   То, что эти две железных дороги и река Сунгари разделят китайскую Манчжурию на четыре легко контролируемых куска, было только дополнительный плюсом - хотя, конечно, весьма приятным.
   Исходя из этой именно возможности, первые шесть речных канонерок Сормовского завода (типа "Ободрит"), первоначально предназначавшихся для Висло-Наревской Речной Военной Флотилии, были переадресованы создающейся Амурской РВФ и вместо Варшавы отправились в стоящий на реке Шилка под Хабаровском поселок Кокуй, где они должны быть собраны.
   В Нижнем Новгороде на Сормовском заводе серийно строились стандартные ледокольно-буксирные пароходы флота, первоначально предназначавшиеся только для обслуживания замерзающих военно-морских баз. Замышлялось это вне всякой связи с Манчжурией, но теперь в проект были внесены изменения - в результате ЛБ получили стандартное вооружение речных канонерок (два 75/50-мм орудия, две 37-мм револьверных пушки и три пулемета). А в том же Кокуевском затоне появились шесть железных 500-тонных барж, переданных из "Амурского О-ва Пароходства и Торговли" - на возведенных в трюме каждой из них двух срубах устанавливались переданные флотом 152/35-мм пушки Бринка. Согласно всем источникам, эти плавбатареи создавались для "мобильной обороны устья Амура" - с другой стороны, от Хабаровска до Харбина, постепенно приобретающего статус столицы "маленькой империи" КВЖД...
  
   ДВ02.
  
   -- Порт-Артур расположен на южной оконечности Ляодунского полуострова. Ляодун соединяется с материком узким, всего три версты, перешейком у Цзиньчжоу, - лаково-алый, отсвечивающий прекрасным маникюром ноготок царапнул карту, подчеркнув безнадежно изуродованное латинским шрифтом название рыбацкого поселка. - Если сравнивать Ляодун с Крымом, а Порт-Артур с Севастополем, то Цзиньчжоусский перешеек - это Перекоп. Холмы, пересекающие перешеек, представляют собой позицию, весьма сильную от природы - оба её фланга упираются в море. Атаковать можно только в лоб. Китайцы во время последней войны слегка её усилили, оборудовав глинобитные закрытия для пехоты и полевой артиллерии. Слабости позиции заключаются в недостатке пресной воды, возможности сквозного обстрела с моря и возможности обозрения их с горы Самсон, - ноготок постучал по карте, показывая вредоносную гору.
   Комната совещаний, пышно именуемая Залом Малого Совета, была отделана и обставлена в любимом императрицей стиле, получившем среди придворных прозвище "ужасная готика": много черного камня, черного дерева, черной кожи и вороненой стали, немного красного, чуть-чуть серебра... удивительно страшные кресла с высокими прямыми спинками, круглый стол, изумительно неуместное сочетание зеленого сукна, горгулий на ножках и впечатанных в черное дерево столешницы литых серебряных рун ... латные доспехи в нишах, огромный камин, светильники, изображающие факелы... Особенно впечатлял портрет на стене за спиной кресла Её Величества - на нем, как положено в присутственных местах, был изображен царь. Но как он был изображен! Вороненые латы с серебряной насечкой, на сгибе левой руки - шлем с серебристыми крыльями, за спиной вьется черный плащ с темно-лиловым подбоем...
   Сидящие за столом представляли пять министерств - Финансов, Путей Сообщения, Иностранных Дел, Военное и Морское. Начальник Имперского Генерального Штаба генерал-от-инфантерии, со своим первым заместителем в ранге полного адмирала (приоритет России - континентальная стратегия, потому именно так, а не наоборот). Начальники Военного и Морского департаментов Имперской ЕИВ Канцелярии. Её Величество. Два эксперта - по береговой обороне и ускоренному промышленному строительству.
   Однако Порт-Артур был не главной, а вспомогательной целью.
   -- ... Сразу за дефиле, зажатым между заливом Цзиньчжоу и бухтой Хунуэза, лежат Тофашинские высоты. Продолжая сравнение с Крымом, можно сказать, что это - Юшуньские позиции Ляодуна. Гряда холмов, идущая с северо-запада на юго-восток, имеет превышение над морем в пятьдесят-сто метров и резко обрывается у берегов. Северо-восточные скаты постепенно понижаются к долине, не образуя мертвых пространств - благодаря этому местность впереди отлично просматривается и простреливается. Задние скаты высот также отлоги и опускаются в обширную долину, что позволяет производить скрытное перемещение войск и удобно располагать огневые позиции полевой и тяжелой артиллерии.
   Наряд Её Величества с общим стилем обстановки гармонировал не слишком - серый с серебром двубортный китель, белая рубашка, черный галстук с заколкой с изображением крылатого черепа. Волосы стянуты на затылке и покрыты малиновым беретом Гвардейской Стрелковой Бригады, над правым нагрудным карманом - значок АУЦ-ОСШ и университетский "поплавок", обязательный для ношения выпускниками зарубежных университетов.
  -- Я не совсем понимаю, - генерал Куропаткин, ещё очень неловко себя чувствующий в чиновничьем мундире Коронного министра, приложил к карте линейку. - От Порт-Артура до Цзиньчжоу по прямой - больше пятидесяти верст. Пересеченный рельеф - помимо этих самых Тофашинских высот... да вот, здесь же обозначено - ещё как минимум четыре изрядной высоты всхомления. До пятисот метров, так? И все открыто для обстрела с моря. Это... неразумно.
  -- Это неразумно только в том случае, если устраивать военно-морскую базу в Порт-Артуре, - легко отмахнулась Её Величество. Но в голосе её хрустнул опасный ледок, прекрасно расслышанный всеми собравшимися. Опыт, господа, опыт. Даже Куропаткин, только полгода назад назначенный военным министром, и тот уже успел назубок выучить, каково спорить с Александрой Федоровной в ТАКОМ тоне. По крайней мере - без существенных аргументов.
   О том, где надлежит строить главную военно-морскую базу Тихоокеанского флота, споры шли с того самого момента, как стало ясно, что Китай для Японии - всего лишь легкая закуска. Владивосток - замерзающий порт, вдобавок прижать его японцам легче, чем почесаться. Имелись некоторые возможности в Корее - предполагалось устроить базу на островах _____ - прямо под боком у японцев. В свое время существовали даже планы устроения русской базы на острове Цусима - том самом, чьим именем назван достопамятный пролив.
   Однако В ПРОШЛЫЙ РАЗ из всех возможностей был выбран Порт-Артур.
  
   ДВ03.
  
   По мнению ряда экспертов - как ТЕХ, анализировавших выбор уже постфактум, так и здешних, результата не знавших, но довольно точно его предсказывающих - в качестве главной базы российского Тихоокеанского Флота Порт-Артур был совершенно неудобен. В силу ряда коренных и совершенно неустранимых недостатков.
   Например, узкий и мелководный выход из внутренней гавани - пройти фарватер без всякой опасности для тяжелого корабля можно было только в прилив, т.е. два раза в сутки. Именно из-за этой милой особенности и случился "День Марии" - опоздавшая к вечерней "Большой Воде" эскадра не решилась зайти в гавань и встала на рейде, дожидаясь утреннего прилива. Только этого японцам и было надо!
   Даже если выход углубить и расширить - а в таком отдалении от Европы эти работы были бы весьма нелегким и очень дорогостоящим делом - то он бы все равно подходил только для современных эскадренных броненосцев водоизмещением не более пятнадцати килотонн. Между тем уже первые дредноуты имели водоизмещение в восемнадцать--двадцать килотонн, а сверхдредноуты периода Первой Мировой Войны, будь она проклята, уже перевалили за тридцать! К началу Второй Мировой стандартным считался линкор уже в сорок пять--пятьдесят Кт, японские же "мегалинкоры" типа "Ямато" имели водоизмещение в Семьдесят две тысячи тонн! Это если не заглядывать дальше - водоизмещение ударных атомных авианосцев 60-х годов перевалило за сто тысяч.
   Это что, каждые десять лет фарватер углублять?
   Далее. Гавань Порт-Артура была почти столь же мелководна, как и ведущий в нее фарватер - китайцы её углубили, но совершенно недостаточно. А также она была тесна - даже для Тихоокеанской Эскадры образца 1904 года. А ведь её состав был весьма скромным. Если же там будут стоять двенадцать эскадренных броненосцев, включая четыре тяжелых крейсера, по шесть легких и бронепалубных крейсеров, четыре скаута и шесть корветов... Это не говоря уже об эскадрах береговой обороны - два--три броненосца, восемь больших канонерских лодок, четыре десантно-канонерских лодки... etc. - и пяти--шести дивизионах эсминцев. И вдвое большем количестве разного назначения катеров. ВСЕ ЭТО внутренняя гавань просто не вместит. А внешний рейд совершенно открыт и никак не оборудован.
   В-третьих, если, как в предыдущем мире, создавать отдельные военно-морской и торговый порты... то строить торговый порт надлежит так, чтобы он не мог послужить базой для осаждающих крепость войск.
   Хотя, конечно, это не столько от строителей зависит.
   Когда в ТОЙ Реальности японцы высадились в Бицзыво, на самой границе Квантунского полуострова (северной границей Квантуна условно считалась грунтовка из Бицзыво в Пуландян), то сопротивление им оказал один-единственный пехотный батальон. Русская армия не стала оборонять ни перешеек - хоть у Цзиньчжоу, хоть на Тофашинских высотах - ни любую из передовых позиций. Японцам досталась превосходно оборудованная гавань прямо под боком осажденной крепости. А то ведь пришлось бы те самые одиннадцатидюймовые осадные мортиры, что сыграли столь печальную роль в судьбе Порт-Артура, волочь откуда-нибудь подальше. Скажем, из Кореи - выгрузить в Фусане или ещё где и потом пешим порядком к Порт-Артуру. Тогда бы осада ещё месяцев шесть продлилась - то есть не продлилась бы, поскольку её сняли бы сразу же после снятия генерала Куропаткина.
   Со всех этих точек зрения (а также ещё с десятка неуказанных) Порт-Артур был далеко не лучшим выбором.
  
   ДВ04.
  
  -- Существует мнение, господа, что гораздо лучше было создавать главную базу Тихоокеанского Флота в обширной и глубоководной бухте Талиенвань, а коммерческим портом сделать мелководный каменистый Порт-Артур. Конечно, уже после того, как в Талиенване будут возведены хотя бы примитивные береговые батареи и первые очереди судостроительного и судоремонтного заводов. И самым подходящим местом для этого является город Дайрен на берегу залива Виктория, - Александра Федоровна ткнула
  -- на отходящий от перешейка мыс, расположенный между заливами Хунуэза и Тофашинским. К концу полуостров расширяется и увенчивается высоким холмом, у подножия которого стоит город Талиенвань. А здесь, на берегу залива Виктория, стоит городок Дайрен. Новый тип башенного артиллерийского форта береговой обороны, вооруженный четырьмя двенадцатидюймовыми орудиями в двух броневых башнях и оснащенный десятиметровыми дальномерами, может достаточно уверенно поражать цели на дистанции до шестидесяти пяти--семидесяти кабельтов. Военно-морская база в Дайрене будет прикрыта тремя батареями - у самого города, на полуострове Виктория и на полуострове Талиенвань.
  -- По проекту весь периметр полуострова будет прикрыт береговыми батареями, включающими, помимо стационарных установок, ещё дивизион 254/45-мм железнодорожных орудий, подходящие для выброски десанта места (а их здесь не так и много) - ещё и пехотными фортами. А пробку в этой бутылке будет изображать обвод первоклассной морской крепости, защищаемой, кроме всего прочего, и пятью фортами типа "Максим Горький" - в ЭТОЙ реальности этот тип бронебашенной батареи, вооруженной четырьмя 305/40-мм орудиями, именовался "Артиллерийским фортом типа "Тотлебен".
   А значит, осада пойдет совершенно другим путем - если, конечно, японцы вообще решаться на нападение. И если им удастся запереть ТОФ в порту и беспрепятственно высадить войска. И если...
   Слишком много "если" для обычного генерального штаба, работающего по "аналитическим" канонам. И даже японцы, опирающиеся на "теорию риска", всеж-таки не сумасшедшие, и ещё не настолько отчаянные, чтобы проверять "теорию чуда".
   И Елка-Аликс искренне надеялась, что ТЕПЕРЬ они никогда такими и не станут.
  
  
   Кстати, именно наличие в Порт-Артуре этих "удобств" - оставшихся от китайцев примитивных береговых батарей, ещё более первобытных сухопутных укреплений и некоего подобия судоремонтного завода - вместе со стремлением к "экономии" В ТОЙ РЕАЛЬНОСТИ стали, пожалуй, ОСНОВНОЙ причиной создания главной военно-морской базы Тихоокеанского Флота там, а не в Талиенване. И эти же соображения имели изрядное влияние и здесь. Грошовая, крохоборческая экономия в конечном счете обошлась России настолько дорого, что Елка-Аликс рассматривала её как преступление особо тяжкое. И те, кто проявлял себя таким образом, обыкновенно попадал в её "Черный список" - учитывая, что кадрами армии и флота с осени 1895 года распоряжались полностью ей подконтрольные Военный и Морской департаменты Имперской ЕИВ Канцелярии, исход такого "попадания" был вполне предсказуем. И, как правило, весьма печален.
  
  
   87.
  
   Однако на всякий случай не мешало принять меры. Просто для того, чтобы чувствовать себя в безопасности. Поэтому на просьбу китайцев о займе в сто миллионов лян, которые им были остро необходимы для выплаты Японии последних взносов денежной контрибуции, Россия ответила встречным предложением. Кроме частей территориальной - Ляодунский полуостров, лежащие в 30 милях от Порт-Артура острова Мяо-Дао (в ТОЙ реальности японцы использовали их для базирования блокадной эскадры... А в ЭТОЙ на них можно устроить передовую базу Торпедных сил!) и Харбин с окрестностями - и экономической: обязательство не допускать никого, кроме русских, к сооружению железных дорог и эксплуатации других промышленных предприятий в Манчжурии, Монголии, Уйгурии и Синьцзяне - договор, заключенный в Пекине 11 марта 1898 года, содержал ещё и часть, которую можно назвать "военно-политической".
   Три провинции Манчжурии образовывали Северо-Восточный Особый Военный Округ, на содержание которого тратились три четверти оговоренной арендной платы - но через Пекин эти деньги не проходили. Более того - по большей части они даже не покидали России. Они оформлялись в виде целевой линии, которую можно было потратить только на приобретение оружия, вооружения и прочего военного имущества. Взятка, которую потребовали мандарины за вставку этих пунктов в русско-китайский договор, была умопомрачительна - но результат того стоил.
   Ещё до конца осени 1898 года в Манчжурии под контролем Службы Охраны КВЖД из местного населения были сформированы "охранные отряды", теоретически предназначавшиеся для борьбы с хунхузами и поддержания порядка на территориях, прилегающих к полосе отчуждения железных дорог. Восемнадцать пехотных батальонов, шесть эскадронов и шесть артиллерийских батарей, вооруженных шестью "легкими" и двумя "батарейными" пушками каждая, образовывали шесть стрелковых бригад штата усиленного пехотного полка. Которые, в свою очередь, были сведены в три дивизии, каждая из которых базировалась на свою провинцию и номинально считалась вооруженной силой её "варлорда"--губернатора, по-китайски - цзяньцзюня. На самом деле китайский чиновник мог только надувать щеки и получать деньги за абсолютное безделье - а дивизиями командовал начальник СО КВЖД.
  
   88.
  
   Вообще Общество Китайско-Восточной Железной Дороги было изначально создано как "шкатулка с двойным дном". Причем - далеко не одним дном. Формально КВЖД являлась концессией, переданной Русско-Китайскому банку китайским правительством согласно договорам от 3 июля и 8 сентября 1896 года - первый из них стоил русскому правительству ровно два миллиона рублей, выплаченных китайскому сановнику Ли Хун-Чжану в виде взяток, и подтверждал согласие китайского правительства на строительство железной дороги через Северную Манчжурию до Владивостока. Второй оговаривал непосредственные условия.
   А Русско-Китайский банк был учрежден под покровительством русского правительства Петербургским Международным банком, совместным швейцарско-русско-французским банком "Абсолютная Гарантия" и... группой французских банков! Французские банкиры, конечно, не обрадовались бы, узнав, что на их средства русские финансируют зачем-то понадобившуюся им китайскую армию. Тем более они не обрадовались бы, узнав, что НА САМОМ ДЕЛЕ скрывается под неброской вывеской Отдела Местных Кадров Харбинского управления дистанции... Или, скажем, под вывеской Морского Пароходства КВЖД... А уж как всему этому не обрадовались бы англичане... или китайское правительство в Пекине... или японцы... И даже само русское правительство... Словом, правда не обрадовала бы никого. Поэтому её пришлось укрывать. О-очень тщательно.
   Так что приобретение Обществом КВЖД лесной концессии на реке Ялу, выданной в августе 1896 года корейским правительством владивостокскому купцу Бринеру, особого ажиотажа не вызывало - первоначально!
   Эта концессия, рассчитанная на 20 лет, распространялась на бассейны двух рек, Тумени и Ялу, вдоль всей Северной Кореи от моря до моря на протяжении более 800 верст - причем на юге она включала важные в военном отношении горные проходы. Держатель концессии получил право строить там дороги, проводить телеграф, возводить здания, содержать пароходы и т.д., так что становился на весь двадцатилетний концессионнный строй фактическим хозяином Северной Кореи. Несмотря на все богатства - лес, золото, серебро, красная медь, железо, уголь и т.д. - надежды Бринера собрать капитал для эксплуатации концессий не оправдались, и 11 мая 1898 года они были проданы специально созданному "Лесопромышленному Обществу Северной Кореи". Акционерами ЛОСК были КВЖД, Русско-Китайский Банк и банк "Абсолютная Гарантия".
   Первым, что сделали новые владельцы концессии, было формирование "охранных отрядов" в составе шести пехотных батальонов, двух эскадронов и двух батарей - к трем уже имеющимся китайским пехотным дивизиям добавилась корейская горно-егерская. И вот это уже вызвало в Токио не просто серьезную озабоченность, но самую настоящую паранойю. Особенно - в сочетании с другими обстоятельствами.
   Ведь в Манчжурии действовали и другие ветви кайрецу - кроме КВЖД со всеми обслуживающими её структурами здесь, в Порт-Артуре и возводящемся на берегу бухты Талиенвань городе-крепости Порт-Аликс, имелись и другие предприятия, частично или полностью контролирующиеся Домом Романовых.
   Судоремонтный завод в Порт-Артуре, созданный китайцами и изрядно разрушенный японцами в 1895-м, был акционирован и должен был стать сердцем концерна "Эскалибур", включающего машиностроительный, судостроительный и судоремонтный заводы. Уже с первых дней своего существования "Эскалибур" отравлял жизнь Японскому Императорскому Флоту. Теперь мелкий ремонт тяжелых кораблей Тихоокеанской Эскадры (замена топок и котлов, цилиндров паровых машин, гребных винтов, выверка и установка гребных валов) мог производиться на месте, благо в механических мастерских "Эскалибура" изготавливались практически все необходимые запасные части и механизмы. Самым же худшим было то, что на наспех построенных на территории будущего ССЗ стапелях собирались мореходные миноносцы типа "Сокол", поставляющиеся из Санкт-Петербурга, с Ижорского и Невского заводов, в разобранном виде. Готовые секции доставлялись пароходами на Дальний Восток, и уже здесь строительство завершалось. Первый миноносец, получивший довольно символическое название "Ласточка", был отправлен во Владивосток осенью 1898 - а семь остальных направлены уже в Порт-Артур.
   Завод стройматериалов "Великая стена" строился в Порт-Аликс ударными темпами - гораздо проще производить цемент и кирпич на месте, а не везти его черт знает откуда, чуть ли не через три океана. Неподалеку от Порт-Артура возводился химический завод - производство лаков, красок, удобрений... а также пороха и взрывчатки для возводившегося в Порт-Аликс казенного завода боеприпасов - и уже к концу осени 1899 года там были запущены линии по производству винтовочных и пистолетных патронов, ручных гранат и снарядов к минометам, батальонным гаубицам, трехдюймовкам и 122-мм гаубицам.
   Но быстрее всего, почти сравнявшись по интенсивности работ с железной дорогой, строился завод "Ориент", принадлежащий некоему Обществу Дальневосточных Машинно-строительных Заводов. Российское правительство УЖЕ предоставило этому предприятию лицензии на производство минометов, винтовок и ручных пулеметов, револьверов "Наган" обр.1895 года и переделанных под пистолетный патрон (эта модификация получила название "Наган Ориент", а в России была известна как "Наган Ижмаш"), пистолетов-пулеметов "Росомаха", самозарядных карабинов и штурмовых дробовиков. Еще три лицензии обществу "Ориент" пришлось купить за живые деньги. Во Франции были приобретены права на станковые пулеметы "Гочкис", которые привлекли ОДМЗ своей простотой и технологичностью: "Гочкис Mle1897" состояли всего из 88 деталей - изготовлявшиеся в Туле "Максимы" имели их более трех с половиной сотен! В Германии братья Маузер буквально озолотились, зато линии по производству пистолетов "К-96" и винтовок "К-98" заработали даже раньше, чем над цехами возвели крыши.
   Завод "Ориент" выпускал трехлинейки и пулеметы РП-96 и "Гочкис Ориент" под русский патрон, поставляя их российскому правительству: так было гораздо удобнее снабжать войска Сибирского и Приамурского ВО, чем везти винтовки и пулеметы черт знает откуда через два океана минимум. Не говоря уже о том, что так было гораздо удобнее снабжать оружием войска Дальневосточного Фронта. Если так вопрос встанет.
   И специально по заказу китайского правительства был разработан патрон 7,62х51 мм "Ориент", в девичестве - ".308 Винчестер". Под него производились поставлявшиеся китайскому правительству "маузеры", модифицированные (диск заменен гораздо более простым в производстве и удобным в использовании - особенно в транспортировке! - прямым коробчатым магазином на 30 патронов) РП-96, обозначенные как ФФТ-96/99 или ФФТ "Ориент", и станковые "гочкисы".
   Годовой объем производства к концу 1902 года планировалось довести до 80 тысяч трехлинеек и 20 тысяч "маузеров", тысячи РП и двухсот ФФТ "Ориент", пяти с половиной сотен станковых пулеметов "Гочкис", 800 ротных, 450 батальонных и 250 полковых минометов, шести тысяч револьверов "Наган Ориент" и двух тысяч единиц автоматического оружия под пистолетный патрон.
  
   89.
  
   До того в Манчжурии имелось более ста тысяч китайских войск, теперь же осталась только одна пятая - меньше двадцати тысяч. Что и позволило отобрать хотя бы немногим, но - лучших! Летом 1899 года в дивизиях началось развертывание третьей бригады, формирование 6-эскадронного кавалерийского полка и перевод артиллерии на новое штатное расписание. Бригады получили 3-батарейный 12-орудийный дивизион из восьми 87/24-мм "легких" и четырех 107/19,7-мм "батарейных" орудий, конные полки - батарею из четырех 87/19,5-мм "конных" пушек, а каждая дивизия - артиллерийский полк из трех дивизионов, вооруженных новыми патронными пушками и гаубицами русского производства, по 24 дивизионных пушки и 12 дивизионных гаубиц в полку. В конце 1899 года в каждой бригаде создана штурмовая рота, вооруженная наподобие штурмовых частей российских Внутренних Войск, а в районе Харбина началось формирование кавалерийской дивизии "Темучин", набираемой, как легко догадаться, в основном из монголов.
   Поскольку русские платили - и очень щедро платили! - и при этом не пытались "залезть в душу" китайцам, не пропагандировали, не распространяли христианства, служба в "русских" охранных дивизиях вскоре стала куда популярнее, чем в сохранившихся ещё в распоряжении губернаторов и других местных чиновников отрядах регулярной китайской армии. В некоторых особо привлекательных благодаря высокому жалованию и красивой униформе родах войск - армейской кавалерии, артиллерии, штурмовых и пулеметных ротах - удалось даже ввести конкурсный отбор!
   Тогда же, осеню 1898 года, китайская Северная Эскадра, базирующаяся на Порт-Артур и потому именуемая ещё Ляодунской (флот Китайской Империи, как и китайская армия, имел феодальный принцип комплектования - в случае необходимости имперское правительство исполчало вооруженные силы той или иной провинции, подкрепляя их небольшим, но - теоретически! - хорошо вооруженным и подготовленным отрядом личных императорских войск), получила три боевых корабля, включая флагман флота - бывший русский таранный броненосец "Гангут", впоследствии "броненосец береговой обороны N1", был переименован новыми хозяевами в честь потопленного японским миноносцем в Вей-Хай-Вей барбетного броненосца "Chen Yuan". Две канлодки, "Lai-Yuen" и "King-Yuen", также относились к категории "на тебе, Боже, что нам не гоже" - жизнь свою они начали в 1870-х годах в качестве клиперов типа "Крейсер". Перед продажей на них установили по две 120/45-мм, шесть 75/50-мм и четыре 37-мм револьверных пушки и проложили рельсы - имея на борту по 120 мин, эти древние кораблики были для врагов Империи Дракона опасней четырех броненосцев сразу. В основном потому, что китайцы пока ещё недостаточно разбирались в современном военно-морском деле, чтобы им можно было доверить большое количество кораблей класса ЭБР. На "уникум" обученных и сознательных нижних чинов, унтеров и офицеров наскрести ещё как-то можно, а вот ФЛОТ, тем более флот броненосный... Это для Китая - дело далекого будущего.
   В 1899--1900 годах Северная Эскадра получила ещё четыре клипера типа "Крейсер" ("Tshao Yong", "Yang Wei", "Ping Yuen", "Kwang Ping"), корвет "Рында" (с 1892 года числился крейсером 1-го класса, при перевооружении получил вместо 10х152/28 аналогичное количество 120/45-мм скорострелок и рельсы на 80 мин, с апреля 1900 года - бронепалубная канонерка "Tsi Yuen") и два минных крейсера типа "Лейтенант Ильин" (1х120/45, 3х37-мм автоматов и трехтрубный наводимый торпедный аппарат калибра 456 мм - "Chih Yuen", "Cing Yuen").
   Также в состав эскадры вошли четыре мореходных миноносца типа "Хай", построенных фирмой "Ф. Шихау" в Эльбинге на средства центрального (пекинского) правительства - всего таких миноносцев было построено двенадцать, по четыре для Западной, Северной и Шанхайской эскадр. Русские тут же перевооружили миноносцы - немцы и центральное правительство считали достаточным вооружение из двух 356 мм ТА и шести 47-мм пушек. В состав Северной эскадры "Хай Хуа", "Хай Лун", "Хай Ну" и "Хай Цзин" вошли уже с двухтрубным 456-мм аппаратом, одной 75/50-мм и тремя 37-мм автоматическими пушками. Скорость при этом упала с 33,6 до 31,2 узлов - зато две торпеды "45/99" имели в сумме сто сорок килограммов мелинита, весной 1900 года замененного ТНТ. Чего было более чем достаточно - с гарантией хватало любому, даже самому новейшему броненосцу.
  
  
   Авизо - быстроходное посыльное судно.
   Узел - мера скорости, английская морская миля в час. 20 узлов - 20 миль/час.
   Меллер А.П., главный конструктор Обуховского завода. Модернизировал 37-мм автоматическую пушку Максима ("обр.1892/1896"), впоследствии создал ряд интереснейших полуавтоматических пушек калибра 76--152 мм, внедрил такие новшества, как дульный тормоз и свободная внутренняя труба.
   Смертная казнь, согласно новой редакции уголовного кодекса Империи, теперь именовалась "высшей мерой социальной защиты" и применялась только к лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления и не отдающим себе отчета в своих действиях по причине душевного расстройства или же политических убеждений - как таковые, они считались не способными к раскаянию, а следовательно - к исправлению.
   Её Высочество Алиса, принцесса Гессен-Дармштадтская, окончила Геттинген по кафедре философии.
   Федоров--Филатов--Токарев.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"