Aley : другие произведения.

Альтернативные советские корабли. Часть 2. 1945-1970 годы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.03*7  Ваша оценка:


   Альтернативные советские корабли. Часть 2. 1945-1970 годы.
  
  
   Эскадренные миноносцы проекта 72-бис.
   0x01 graphic
   Разработка эскадренного миноносца проекта 72 началась почти одновременно с проектированием лидеров 71 проекта, но велось значительно медленнее, несмотря на постановление правительства о приоритетности задачи создания проекта нового эсминца, имевшего меньшее, чем у лидеров водоизмещение, а, следовательно, и меньшую стоимость. Дело в том, что создание 72 проекта было поручено той же группе конструкторов, которая занималось проектированием сторожевых кораблей проекта 32, что и вызвало серьезную задержку работ. Второй причиной задержки было стремление военных установить на новых эсминцах универсальные 130-мм установки главного калибра, которые еще только начали разрабатываться.
   Эсминцы нового проекта, предназначавшиеся для более массовой, чем лидеры постройки, должны были иметь вооружение состоящее из 4 130-мм орудий главного калибра, расположенных в двух башенных установках, 4х2 12,7-мм пулеметных башенок и 2х5 533-мм торпедных аппаратов.
   Для увеличения мореходности, было уменьшено отношение длины к ширине проектируемых кораблей, архитектура же корпусов была выполнена гладкопалубной, по примеру сторожевых кораблей проекта 32.
   Начиная с лета 1940 года и до начала войны, на нескольких заводах успели заложить 14 эсминцев нового типа, однако ни один из них не успели даже спустить на воду. После войны все они были разобраны на стапелях
   Требование И. В. Сталина о постройке как можно большего количества эсминцев привело к послевоенной реанимации проекта 72, теперь уже как модернизированного - 72-бис.
   Корпуса закладываемых с 1947 года новых эсминцев стали цельносварными, зенитное вооружение усилено установкой 1х4 и 4х2 37-мм артустановок.
   Всего, с 1947 по 1952 год были построены в строй 88 эскадренных миноносцев проекта 72-бис, показавших на испытаниях высокие мореходные качества.
  
   0x01 graphic
  
  
   Проектное водоизмещение: 2142 т (стандартное), 2705 т (полное).
   Скорость: 37 узлов, при мощности машин 50000 л.с.
   Вооружение: 2х2 130-мм/50 орудий, 1х4 и 4х2 37-мм автомата, 2х5 533-мм ТА.
   Размерения по КВЛ: 107,6х11,32 х3,87 м.
  
  
   Легкие крейсера проекта 91.
   0x01 graphic
   Проектирование "легкого крейсера сопровождения" началось еще в конце 1940 года. По замыслу военных такие корабли должны были сопровождать соединения линейных кораблей и авианосцев, выполняя функции защиты крупных кораблей от атак эскадренных миноносцев и авиации противника.
   После окончания войны, приостановленная было работа над проектом 91, возобновилось с максимальной энергией, чему способствовало почти полное отсутствие в составе Советского флота кораблей этого класса. К концу 40-х годов, помимо полностью потерявших боевую ценность "Червоны Украины" и "Красного Крыма", имелось лишь два относительно современных легких крейсера - трофейные "Адмирал Макаров" и "Адмирал Нахимов".
   По опыту войны вооружение проектируемых крейсеров было усилено установкой третьего яруса башен в оконечностях и доведено до 20 130-мм орудий, из которых 16 могли участвовать в бортовом залпе. Вспомогательный калибр составляли 20 45-мм автоматов, расположенных в десяти двухорудийных стабилизированных установках. Была увеличена с 80 до 120 мм толщина броневого пояса, причем все эти нововведения обусловили увеличение стандартного водоизмещения до 10000 т, так что новые легкие крейсера уже не уступали по своим размерам имеющимся тяжелым.
   В итоге Морское министерство СССР предложило усилить вооружение проектируемых крейсеров, установкой на них 12 универсальных 152-мм орудий, расположенных в трехорудийных башнях, что увеличивало боевые возможности проекта при столкновении с легкими крейсерами иностранных держав. Однако проработки такого варианта показали, что стандартное водоизмещение таких крейсеров превысит 15000 т, разработчики же 152-мм универсальных башен столкнулись с рядом трудностей, связанных с обеспечением необходимой скорости горизонтальной и вертикальной наводки орудий. В итоге ограничились заменой башен 130-мм калибра на новые установки СМ-2-1, тем более что как резонно отметил НИИ флота, борьбу с крупными надводными кораблями противника должны были взять на себя тяжелые крейсера нового поколения.
   Постройка новых легких крейсеров началась с осени 1949 года на трех заводах, причем, несмотря на прогрессивную технологию изготовления цельносварных корпусов, велась с отставанием от графика, чему способствовало медленное изготовление башен новой конструкции ЛМЗ и Обуховским заводом.
   В итоге, до инициируемого Н. С. Хрущевым постановления о прекращении строительства крупных надводных кораблей заводы успели сдать только десять корпусов. Находящиеся на стапелях крейсера "Адмирал Корнилов", "Адмирал Лазарев", "Щербаков", "Адмирал Истомин", как и уже спущенный Балтийским заводом "Адмирал Бутаков", были исключены из списков флота и сданы на слом.
  
   0x01 graphic
   1. Жданов 1949-1950-1953 Балт. з.
   2. Александр Невский 1950-1951-1953 Адм. з.
   3. Адмирал Ушаков 1950-1952-1954 Руссуд
   4. Александр Суворов 1950-1952-1954 Адм. з.
   5. Адмирал Сенявин 1950-1951-1953 Балт. з.
   6. Дмитрий Пожарский 1951-5192-1954 Адм. з.
   7. Михаил Кутузов 1951-1952-1954 Балт. з.
   8. Богдан Хмельницкий 1952-1953-1954 Руссуд
   9. Козьма Минин 1952-1953-1954 Адм. з.
   10. Дмитрий Донской 1952-1953-1955 Адм. з.
   11. КРЛ Адмирал Бутаков 1952-1953 - Х Балт. з.
   12. КРЛ Адмирал Корнилов 1953- Х - Х Руссуд
   13. КРЛ Адмирал Лазарев 1953- Х - Х Адм. з.
   14. КРЛ Щербаков 1953- Х - Х Балт. з.
   15. КРЛ Адмирал Истомин 1953- Х - Х Адм. з.
  
  
   Проектное водоизмещение: 10000 т (стандартное), 13100 т (полное).
   Скорость: 34 узла, при мощности машин 110000 л.с.
   Вооружение: 10х2 130-мм/58 орудий, 10х2 45-мм автоматов. 2х3 533-мм ТА.
   Бронирование: борт - 120 мм, палуба 50 мм.
   Размерения по КВЛ: 189,7х18,2 х5,7 м.
  
  
   Тяжелые крейсера проекта 22.
   0x01 graphic
   К проектированию новых тяжелых крейсеров, обозначавшихся первоначально как проект 122, советские конструкторы приступили перед самой войной. Появлению нового проекта способствовала покупка в Германии недостроенного тяжелого крейсера "Лютцов", переименованного в "Ленин" и, в результате, возможность совместить в новом проекте не только советский но и германские опыт проектирования подобных кораблей.
   Сразу после окончания войны к проекту тяжелого крейсера вернулись, присвоив ему новый номер 22.
   Главной задачей проектируемого корабля было признано сопровождение соединений авианосцев, с целью недопущения прорыва к ним тяжелых надводных кораблей противника. Вместе с тем, крейсера проекта 22 должны были решать и самостоятельные задачи, а на не имеющих авианосцев Балтийском и Черноморском флотах составить основной костяк ударных сил.
   По первоначальному проекту крейсера должны были иметь вооружение из восьми 203-мм орудий с механическим заряжанием, расположенными в четырех двухорудийных башнях. Проектирование таких башен было в основном завершено заводом "Большевик" уже в 1946 году, причем удалось добиться скорострельности семь выстрелов в минуту, что было бы несомненным успехом, если бы не появление в составе американского флота тяжелых крейсеров типа "Де Мойн" имеющих девять 203-мм орудий со скорострельностью десять выстрелов в минуту. Такому противнику советский крейсер, безусловно, проигрывал.
   Предложение Н. Г. Кузнецова об увеличении калибра орудий проектируемых крейсеров до 229-мм было отвергнуто промышленностью, но представители отрасли, в свою очередь, предложили увеличить число 203-мм орудий до двенадцати. Проблема состояла лишь в том, что разработанная система подачи снарядов и зарядов к ним была ориентирована на двухорудийную схему расположением обеих орудий в одной люльке. Разработка же подъемников к трехорудийной башне могла затянуться чересчур надолго.
   Выходом стала разработка новых четырехорудийных башен, с расположением орудий попарно, причем каждая пара орудий имела общую систему заряжания.
   Так как считалось, что крейсера типа "Де Мойн" имеют толщину броневого пояса 203 мм, соответственно была увеличена и толщина брони советского корабля.
   Первоначально в состав вооружения крейсера проекта 22 входили восемь спаренных стабилизированных установок 45-мм орудий, но на одном из совещаний И. В. Сталин обратил внимание, что по числу зенитных орудий тяжелый крейсер уступает уже строящимся легким крейсерам проекта 91, и предложил увеличить число зенитных автоматов. Конструкторы нашли наиболее легкий выход, заменив спаренные стабилизированные установки на счетверенные нестабилизированные, разом удвоив число 45-мм орудий.
   Головной крейсер, получивший название "Сталинград" был заложен в Молотовске в апреле 1950 года и в декабре следующего года выведен из построечного дока. Вскоре за ним последовали спущенные на воду в Николаеве и Ленинграде "Керчь" и "Ленинград". На стапелях освободившихся после спуска двух последних крейсеров были заложены "Москва" и "Таллин", однако судьба их оказалась незавидной. В соответствии с решением правительства о сокращении числа строящихся надводных кораблей их корпуса были разрезаны прямо на стапелях.
   В 1955 году тяжелый крейсер "Сталинград" получил новое название - "Москва". Вместе с тяжелым крейсером "Ленинград" он до конца 80-х гг. входил в состав Краснознаменного Северного флота, а однотипный "Керчь" в состав Тихоокеанского.
   0x01 graphic
   1. Сталинград 1950-1951-1953 Молотовск (Москва)
   2. Керчь 1950-1952-1954 Руссуд
   3. Ленинград 1950-1952-1954 Балт. з.
   4. Москва 1952 -Х - Х Руссуд
   5. Таллин 1952 -Х - Х Балт. з.
  
  
   Водоизмещение 21600 т (стандартное), 25200 т (полное).
  
   Размерения (квл) 225х24,5х8,5 м.
  
   Скорость 33 узла, при мощности МКУ 165000 л.с.
  
   Вооружение: 3х4 203-мм/57, 6х2 130-мм/58, 8х4 45-мм автоматов.
  
   Бронирование: борт 203 мм, палуба 180 мм.
  
  
   Авианосцы проекта 35. Часть 1.
   0x01 graphic
   Утром 20 декабря 1952 года уровень воды в выводном бассейне Молотовского завода достиг максимальной отметки. Док-камера номер два 50-го цеха также была заполнена водой. Ровно в полдень был открыт батопорт, и, расталкивая успевшие появиться льдинки, огромный корпус нового авианосца медленно начал выдвигаться из цеха.
   Вечером того же дня И. В. Сталин получил телеграмму, рапортующую о спуске на воду самого большого в мире авианосца. Это в какой-то мере было преувеличением. Хотя стандартное водоизмещение строившегося в Молотовске авианосца действительно немного превосходило таковое у американских авианосцев типа "Мидуэй", но по полному водоизмещению американские корабли все же опережали новый советский.
   Начатый разработкой еще в конце Великой Отечественной войны проект 34 прошел долгую эволюцию. Первоначально представлявший собой лишь несколько увеличенный вариант проекта 54, он, после появления в составе американского флота авианосцев типа "Мидуэй", стал расти как на дрожжах. С 20 тыс. т, оно быстро достигло 35 тысяч, а потом и 45. Помимо прогнозируемого специалистами быстрого увеличения размеров реактивных самолетов рост, водоизмещения был вызван и стремлением максимально увеличить число зенитных орудий. В конечном итоге оно состояло из 16 130-мм универсальных орудий и 64 45-мм автоматов. В итоге корпус авианосца получил развитые спонсоны, особенно сильно выступавшие из корпуса в районе спаренных 130-мм установок.
   Ширина полетной палубы в районе "острова" составляла 38 м, но в конечностях, ограниченная спонсонами, она была 33 м. Огромный ангар размерами 212х31 м имел высоту 5,4 м. Верхняя (полетная) палуба перекрывалась 50,8 мм броней. В ангаре находились два смещенных к левому борту лифта-самолетоподъемника, что теоретически позволяло совмещать их работу со взлетно-посадочными операциями. В носовой части располагались две гидравлические катапульты.
   Авианосец имел мощную противоторпедную защиту имевшую глубину до 6,5 м.
   Головной авианосец, получивший название "Молотов", был заложен в Молотовске в конце 1949 года. За ним последовали однотипные "Лазарь Каганович", "Микоян", а после спуска на воду головного - "Калинин". К сожалению, судьба двух последних сложилась трагически, после прихода к Власти Н. С. Хрущева их постройка была прекращена.
   "Молотов" вышел на испытания весной 1954 года, еще не имея на борту штатной авиагруппы. Вместо еще не начатых производством Ту-18 и МиГ-19К, в его ангаре стояли торпедоносцы Че-4 и палубные варианты поршневого Ла-11. Только с конца 1955 года новые машины начали прописываться на палубе "Молотова" и проходящего испытания "Лазаря Кагановича". В конечном итоге в состав авиагруппы каждого авианосца входили 30 торпедоносцев-бомбардировщиков Ту-18 и 54 истребителя МиГ-19К.
   В 1956 году "Лазарь Каганович", переименованный в "Петропавловск" отправился в дальний поход вокруг Африки на Тихий океан. "Молотов", переименованный в "Славу", остался в составе Северного флота.
   Во время Карибского кризиса 1962 года "Слава" находилась в ремонте. Все попытки командования ускорить работы наткнулись на противодействие Минсудпрома, впрочем, вполне обоснованное. Разъяренный Хрущев даже распорядился отправить "бесполезный" авианосец на слом, но вовремя передумал. Возможно, кто-то напомнил ему о судьбе еще двух авианосцев сданных на слом по его приказу, и которые могли бы находиться в 1962 году на ходу.
   Реванш взял "Петропавловск", во время агрессии США во Вьетнаме совершивший несколько походов в район боевых действий, вынуждая американцев выделять для противодействия советскому кораблю авиагруппы своих авианосцев, снижая тем самым эффективность авиаударов по территории ДРВ. Но к тому времени "Петропавловск" выглядел совсем по-другому.
   0x01 graphic
   Водоизмещение: 47100 т (стандартное), 56500 т (полное).
   276,0 (по палубе 296,5)х36,0 (по палубе 38,0)х9,6 м.
   Вооружение: 8х2 130-мм/58, 16х4 45-мм.
   Бронирование: пояс 140 мм, палуба 51 мм (над цитаделью) 51 мм (верхняя).
   220000 л.с. 32 узла.
  
  
   Авианосцы проекта 34. Часть 2.
   0x01 graphic
   18 августа 1970 года наблюдателями находящегося в Южно-Китайском море авианосца "Петропавловск" были замечены два американских штурмовика А-7 "Корсар", один из которых был явно поврежден. Поврежденная машина начала заходить на посадку на советский авианосец, что американскому пилоту, несмотря на его ранение, блестяще удалась. Пилот второго штурмовика, вовремя обнаружив свою ошибку, некоторое время летал кругами вокруг советской эскадры, словно пытаясь рассмотреть, что происходит с его товарищем.
   "Петропавловск" и сопровождавшие его корабли немедленно повернули на север, стремясь достигнуть своих территориальных вод, однако в тот же день американский посол в Москве заявил протест против захвата военнослужащего США и его самолета. На следующий день к "Петропавловску" подошел американский транспорт, на который и был передан с помощью крана поврежденный штурмовик, а затем и его пилот. Отойдя на несколько миль, американцы сбросили самолет за борт, и в результате так и не обнаружили нехватки на нем некоторых приборов.
   "Петропавловск" же вернулся к своей основной работе, которая состояла в отвлечении на себя части авиагрупп американских авианосцев наносивших удары по территории Демократической Республики Вьетнам.
   0x01 graphic
   К модернизации "Петропавловска" Владивостокский судоремонтный завод приступил в 1965 году. Архаичность конструкция корабля уже затрудняла использование на нем современных самолетов, требовались установка паровых катапульт, сооружение уголковой палубы и новых расположенных вне ангара самолетоподъемников. Одновременно заменялось на современное и зенитное вооружение авианосца. Проходящая ударными темпами модернизация закончилась в 1969 году, потребовав реконструкции самого завода и строительства нового сухого дока. Однотипный авианосец "Слава" прошел аналогичную модернизацию в 1968-1970 годах, в Северодвинске.
   Авианосцы получили по две паровые катапульты, заменившие старые гидравлические и два открытых лифта на правом борту, что позволило увеличить вместимость ангара. Были так же установлены дополнительные цистерны для хранения авиационного топлива.
   Зенитное вооружение было представлено двумя зенитно-ракетными комплексами М-11 "Шторм" расположенными на носовом спонсоне правого борта и кормовом левого. Ближний рубеж обороны обеспечивали восемь зенитных автоматов АК-630.
   В 1973 году авианосец "Молотов" вместе с кораблями охранения находился в Средиземном море, оказывая моральное давление на израильскую военщину ведущую агрессивную войну против Сирии и Египта. Несмотря на присутствие в регионе двух американских авианосных ударных групп, израильтяне все же вынуждены были выделить часть своих самолетов для отражения возможного авиаудара с советского авианосца. Возможно, что именно по этой причине израильтянам не удалось форсировать Суэцкий канал, что резко уменьшило потери египтян.
   К началу 80-х годов в состав авиагрупп авианосцев входили по 36 истребителей МиГ-23К, 18 истребителей-бомбардировщиков МиГ-27К, 4 противолодочных самолета Ту-18ПЛ, 3 самолета ДРЛО Ан-20 и 6 вертолетов Ка-25.
   В 1987 году "Петропавловск" вместе с другими кораблями Тихоокеанского флота встречал новый авианосец "Советский Союз". Однако эта торжественная встреча сыграла роковую роль в судьбе старого корабля, вскоре после этого "Петропавловск" был выведен из состава Военно-Морского Флота и сдан на слом.
   Авианосец "Слава" оставался в составе Северного флота до начала 90-х гг., после чего был выведен из состава Военно-Морского Флота.
  
  
   Метаморфозы 48-го проекта.
   0x01 graphic
   С началом строительства больших авианосцев типа "Молотов" выявилась потребность в новых кораблях охранения для них. Причем если боевое охранение авианосных групп от надводных кораблей противника должны были взять на себя строящиеся тяжелые крейсера типа "Сталинград", а обеспечение ПВО легкие крейсера типа "Жданов", то для противолодочной обороны требовались новые эскадренные миноносцы, превосходящие по дальности плавания уже имеющиеся эсминцы проекта 72-бис.
   Таковыми стали эсминцы проекта 48. Отличительными чертами нового проекта были стабилизированные установки главного калибра и новая котлотурбинная установка,
   Головной эсминец нового типа был заложен на заводе имени Жданова в 1951 году. За ним последовали 33 серийных корабля, вступивших в строй с 1955 по 1957 год.
   0x01 graphic
   Проектное водоизмещение: 3120 т (стандартное), 3950 т (полное).
   Скорость: 36,5 узлов, при мощности машин 72000 л.с.
   Дальность плавания: 5000 миль.
   Вооружение: 2х2 130-мм/58 орудий, 4х4 45 мм автомата, 2х5 533-мм ТА.
   Размерения по КВЛ: 130,5х13,2х4,2 м.
  
   После принятие на вооружение первой противокорабельной ракеты "КСЩ", проект был переработан под новое оружие, получив обозначение 48М. Помимо монтажа вместо башен главного калибра пусковых установок "самолетов-снарядов" с ангарами-хранилищами на 12 ракет, были заменены на 57-мм счетверенные зенитные автоматы, а вместо двух пятитрубных торпедных аппаратов были установлены два двухтрубных побортно.
   По модернизированному проекту было построено 10 эскадренных миноносцев.
   0x01 graphic
   Противокорабельный комплекс "КСЩ" быстро устарел и был снят с вооружения, в результате чего назрел вопрос о перевооружении эсминцев проекта 48Р. К тому времени уже была проведена модернизация пяти эсминцев базового проекта, с заменой кормовой установки главного калибра на зенитно-ракетный комплекс "Волна", что существенно повысило возможности ПВО этих кораблей, получивших обозначение 48У.
  
   Техзаданием однако, предусматривалась переоборудование кораблей по проекту 48М в Большие многоцелевые корабли (БМК), что обуславливало их вооружение вертолетом Ка-25 с установкой ангара для его долговременного базирования. В итоге пусковая установка зенитно-ракетного комплекса "Волна", с новыми ракетами В-601, была размещена в носовой части корабля, в частности за счет ликвидации одной счетверенной 57-мм установки. Зато обновленные корабли получили по 2х12 ракетные бомбометные установки РБУ-6000.
   0x01 graphic
   В течение 1966-1973 гг. все десять эсминцев проекта 48Р прошли модернизацию и были переклассифицированы в Большие многоцелевые корабли.
   Сразу после них, по тому же схеме были переоборудованы десять эсминцев базового проекта, получивших обозначение 48МА. От кораблей проекта 48М они отличались только наличием 3х4 45-мм установок вместо 57-мм.
  
  
   Ракетные крейсера проекта 64.
   0x01 graphic
   Проект эскадренного миноносца с управляемым ракетным оружием начал разрабатываться в середине 50-х годов. Первый вариант проекта, с размещением пусковых установок противокорабельных ракет П-35 в оконечностях, был забракован представителями ВМФ, потребовавших усиления зенитного вооружения. Зенитные установки первого варианта позволяли обстреливать только две воздушных цели одновременно, а военные требовали возможности поражения не менее чем четырех. Тем не менее, конструкторам не удалось добиться разрешения на увеличение водоизмещения проектируемого корабля, и им пришлось изыскивать возможность размещения второго зенитно-ракетного комплекса корабля в уже спроектированный корпус.
   В итоге, четыре двухконтейнерных пусковых установки ракет П-35 были размещены побортно в центральной части корпуса, тем самым, освободив оконечности для размещения средств ПВО. Боекомплект ракет П-35 снизился до восьми, но общий комплект зенитных ракет В-600 был доведен до 32. Остальное вооружение эсминца составляли две 76-мм артиллерийские установки АК-726, два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата и две реактивные бомбометные установки РБУ-6000.
   Стандартное водоизмещение составляло 4275 т, полное - 5325 т. Расчетная скорость хода составляла 34 узла.
   Головной эсминец проекта 64, получивший название "Грозный", был заложен на заводе имени Жданова, там же были построены и девять серийных кораблей. Еще в ходе постройки эсминцы были переклассифицированы в ракетные крейсера, причем три корпуса успевшие получить традиционные "миноносные" названия-прилагательные были переименованы. Предполагалось построить 12 кораблей этого типа, по четыре для Северного и Тихоокеанского флотов, и по два для Балтийского и Черноморского. Однако в итоге ограничились постройкой только десяти корпусов, причем "балтийцы" "Вице-адмирал Дрозд" и "Адмирал Зозуля" вошли в итоге в состав соответственно Северного и Тихоокеанского флотов.
   0x01 graphic
   1. Грозный 1960-1961-1962 СФ
   2. Адмирал Фокин 1960-1961-1964 ТОФ
   3. Адмирал Головко 1961-1962-1964 СФ
   4. Варяг 1961-1963-1965 ТОФ
   5. Вице-адмирал Дрозд 1962-1963-1965 СФ
   6. Адмирал Зозуля 1963-1964-1965 ТОФ
   7. Севастополь 1963-1964-1966 ЧФ
   8. Аскольд 1964-1965-1966 СФ
   9. Владивосток 1964-1965-1966 ТОФ
   10. Красный Кавказ 1965-1966-1967 ЧФ
  
  
   БМК проекта 85 первой серии.
   0x01 graphic
   В 1962-1972 годах вошли в строй построенные Николаевским заводом имени 61 коммунара 14 сторожевых кораблей противовоздушной и противолодочной обороны проекта 66, вскоре переклассифицированные в большие многоцелевые корабли (БМК).
   0x01 graphic
   Несмотря на высокие ходовые качества новых БМК командование ВМФ проявило недовольство недостаточностью их вооружения, в первую очередь противолодочного, представленного одним пятитрубным торпедным аппаратом и четырьмя противолодочными бомбометными установками. В итоге было принято решение начать проектирование нового корабля этого класса, с усиленным вооружением и наличием ангара для вертолета.
   Проект нового БМК, получившего номер 85, предусматривал установку новых зенитно-ракетных комплексов "Шторм" и, первоначально, двух двухконтейнерных пусковых установок противокорабельных ракет П-35. Наличие таких ракет, а так же возможность использования ЗРК "Шторм" в противокорабельном варианте дало возможность заменить автоматические артустановки АК-726 на меньшего калибра АК-725, имеющие большие возможности для поражения с низколетящих быстроходных целей.
   Появление на вооружении американского флота противолодочного ракетно-торпедного комплекса "АСРОК" заставило руководство советского ВМФ пересмотреть требования к вооружению БМК проекта 85. В итоге от установки ракет П-35 отказались, взамен установив в носовой части БМК противолодочный комплекс ПРК-1 "Вихрь", с боекомплектом из восьми ракет, несколько сместив остальное вооружение и надстройки к корме, с целью компенсации увеличения веса носовой части.
   Постройка первого БМК проекта 85 первой серии началась на Ленинградском заводе имени Жданова в 1965 году, затем в 1966 были заложены два серийных корпуса.
  
   1. Мурманск 1965-1966-1968
   2. Маршал Ворошилов 1966-1967-1968
   3. Железняков 1966-1967-1969
  
   "Мурманск" и "Железняков" вошли в состав Северного флота, а "Маршал Ворошилов" Тихоокеанского.
   Основным недостатком новых БМК было признано слишком низкое расположение вертолетной взлетно-посадочной, но этот промах был ликвидирован при постройке БМК второй серии.
   В 1972 году, на вооружение БМК проекта 85 поступила новая противолодочная ракета с малогабаритной торпедой "Колибри", после чего в их боекомплект входили четыре ракетоторпеды и четыре ракеты 82Р с ядерными боеголовками.
  
   Водоизмещение: нормальное - 6200 нормальное, полное - 7175 т.
   Размерения (квл): 145,0х16,2х5,10 м.
   Скорость: 33 узла.
   Вооружение: 1 противолодочный ракетный комплекс РПК-1 "Вихрь" (8 ракет), 2 зенитно-ракетных комплекса М-11 "Шторм" (48 ракет), 2х2 57-мм артустановки, 2х5 533-мм ТА, 2х12 и 2х6 противолодочных ракетных бомбомета (боекомплект 192 и 48 ракет соответственно), вертолет Ка-25.
  
   По американской классификации, до середины 70-х гг., эти корабли числились фрегатами УРО.
  
  
   Большие многоцелевые корабли проектов 85 второй серии и 85М.
   0x01 graphic
   Ориентация с середины 60-х годов большей части надводных сил отечественного ВМФ на борьбу с атомными подводными ракетоносцами вероятного противника вызвала необходимость существенного усиления противолодочных средств, и, в первую очередь, гидроакустического оборудования больших многоцелевых кораблей. Поэтому, после постройки трех БМК проекта 85 первой серии, началась закладка кораблей усовершенствованного проекта с новой ГАС "Титан-2" с размещением ее в носовом бульбовом обтекателе.
   При этом, хотя общие размерения кораблей второй серии остались прежними, на них было размещено усиленное артиллерийское вооружение: автоматические артустановки АК-725 были заменены на большего калибра АК-726 (из-за чего пришлось сильно заузить кормовую рубку), дополнительно были размещены шестиствольные 30-мм автоматы АК-630. Водоизмещение кораблей возросло на 100 тонн. Всего Ленинградским заводом имени Жданова было построено семь кораблей проекта 85 второй серии.
  
   1. Таллин 1967-1968-1970 СФ
   2. Кронштадт 1967-1969-1970 СФ
   3. Архангельск 1968-1969-1970 СФ
   4. Адмирал Макаров 1969-1970-1971 ТОФ
   5. Адмирал Лазарев 1969-1971-1972 ТОФ
   6. Адмирал Нахимов 1970-1972-1972 СФ
   7. Маршал Тимошенко 1971-1972-1973 ТОФ
  
   Появившаяся информация о начале разработки в США противокорабельных ракет нового поколения заставила советских конструкторов начать проработку установки аналогичных ракет П-15М и П-120 на строящихся кораблях отечественного флота. Так как водоизмещение БМК проекта 85 уже достигло критического, для их размерений, конструкторы были вынуждены пойти на удлинение корпуса на три метра путем установки цилиндрической вставки. При этом дабы избежать нежелательного увеличения полной длины корпуса кораблей нового проекта, получивших обозначение 85М, которая было ограничено размерами закрытого эллинга завода имени Жданова, его носовое образование в надводной части было изменено. Нормальное водоизмещение составило в итоге 6357 т, а полное 7290 т. Установленное ударное ракетное вооружение состояло из двух трехконтейнерных пусковых установок противокорабельных ракет П-120, расположенные побортно от боевой рубки.
   Всего заводом имени Жданова были построены четыре корабля проекта 85М.
   0x01 graphic
   1. Адмирал Исаков 1972-1974-1974 СФ
   2. Маршал Буденный 1972-1974-1975 СФ
   3. Адмирал Юмашев 1974-1975-1976 ТОФ
   4. Контр-адмирал Иванов 1975-1976-1977 СФ
   0x01 graphic
   Одним из недостатков кораблей проектов 85 второй серии и 85М принято считать ухудшенную по сравнению с прототипом обитаемость, что было обусловлено установкой на них дополнительного вооружения и оборудовании. Особенно проигрышно выглядели они по этому показателю в сравнении с БМК проектов 1122 и 1122А, постройка которых велась соответственно Николаевским заводом имени 61 коммунара и Ленинградским Балтийским заводом.
  
  
   Противолодочные вертолетоносцы типа "Киев".
   0x01 graphic
   В ноябре 1979 года американская АУГ возглавляемая авианосцем "Энтерпрайз" попала в западню. Пересекавшее Атлантику, направлявшееся в Средиземное море, соединение оказалось зажатым в клещи между надвигающимся с севера советским авианосцем "Победа" и неожиданно вышедшей в океан через Гибралтарский пролив "Славой". Уклоняясь от "Победы", американцы изменили курс, спускаясь к осту, что позволяло им вести игру с одной "Славой" и таким образом попытаться "уничтожить" советские авианосцы поодиночке.
   12 ноября десятка штурмовиков А-6 "Интрудер" все же прорвалась к "Славе", совершив облет соединения, а несколько часов спустя рядом с бортом советского авианосца, с противолодочного "Викинга", был сброшен траурный венок, украшенный декоративным скальпом и белой надписью на черной ленточке: "Glory".
   Однако, сосредоточив все внимание на "Славе" и "Победе", американцы высокомерно упустили из виду третье находящееся в Атлантике советское соединение, прямо навстречу которому благодаря изменению курса они теперь и двигались. На рассвете 13 ноября шокированные американцы внезапно обнаружили вертолетоносец "Киев" и сопровождавший его БМК "Куйбышев" всего в сорока милях от "Энтерпрайза", что было гораздо меньше предельной досягаемости их противокорабельных ракет П-120. На этот раз траурный венок с надписью "Enterprise" был сброшен с вертолета Ка-25.
  
   Ошибочность решения о выводе из состава флота и сдаче на слом в 1960-1961 годах легких авианосцев типа "Архангельск" ("Чапаев"), стала ясна всего через несколько лет, когда водоизмещение проектируемых противолодочных вертолетоносцев медленно, но верно увеличилось до 20000 тонн, вместо первоначальных 10000. Тем не менее, быстрое увеличение числа ПЛАРБ в составе флота вероятного противника требовало скорейшей постройки способных им противостоять кораблей. В итоге, хотя первоначально предполагалось вести постройку противолодочных вертолетоносцев только на николаевском Черноморском заводе, пришлось подключить к выполнению программы, предусматривающей постройку шести таких кораблей, еще и Балтийский завод.
   Головной вертолетоносец проекта 1129, "Киев" был заложен весной 1965 года на Черноморском заводе. Год спустя на Балтийском заводе началась постройка однотипного "Минска". После спуска на воду первых двух корпусов на тех же стапелях были заложены "Ереван" и "Тбилиси".
   0x01 graphic
   1. Киев 1966-1968-1969 ЧФ
   2. Минск 1967-1968-1969 СФ
   3. Ереван 1968-1970-1971 ЧФ
   4. Тбилиси 1968-1970-1972 ТОФ
  
   Отказ от первоначально запроектированной, расположенной в диаметральной плоскости, пирамидальной конструкции (мачта-рубка-дымовая труба), как от противоречащей уже имеющемуся опыту эксплуатации авианесущих кораблей, вызвал увеличение стандартного водоизмещения до 15000 тонн, что было продиктовано стремлением получить устойчивую платформу для взлетно-посадочных операций, несмотря на резкое увеличение размеров надстройки-"острова", связанное с увеличением размеров и номенклатуры радиоэлектронного оборудования. В итоге, ангар был продлен в нос, превосходя по площади ангар варианта N 23 почти в два раза, а полетная палуба, с увеличенным числом взлетных площадок заняла три четверти длины корабля, будучи ограниченной только в носовой части пусковыми установками ПКР П-120 "Малахит". При этом палуба вертолетоносца оказалась ассиметричной в плане, с выступающей площадкой по левому борту, что частично компенсировало вес бортовой надстройки.
   Увеличение водоизмещения обусловило трехвальную схему силовой установки, турбоагрегаты которой располагались по эшелонной схеме в отдельных отсеках (начиная от кормы, последовательно - правого борта, левого борта, центральная). Хотя первоначально предполагалось выполнить машинно-котельную установку по комбинированной схеме, с газотурбинным агрегатом, работающим на средний вал, от этой идеи отказались ввиду невозможности обеспечить быструю замену газовых турбин без вскрытия палуб.
   Отказались и от первоначально предполагавшейся установки противолодочного ракетного комплекса РПК-1 "Вихрь", так как сочли, что двадцать имеющихся на борту вертолетов обеспечат постоянное боевое патрулирование, кроме того РПК должны были наличествовать на борту обеспечивающих прикрытие вертолетоносца больших многоцелевых кораблей, ведь отправлять столь крупный корабль в одиночное плавание было полным безумием.
   Предлагалось даже отказаться от размещения на борту вертолетоносца зенитно-ракетных комплексов, оставив лишь зенитные автоматы АК-725, но Главком ВМФ С. Горшков счел такое предложение преждевременным.
   В итоге вооружение проекта 1129 составили 20 вертолетов Ка-25, 8 расположенных попарно пусковых установок противокорабельных ракет П-120, 2 зенитно-ракетных комплекса "Шторм", 2х2 57-мм автоматические артустановки и 2 противолодочных ракетных бомбомета РБУ-6000.
   Почти одновременно с закладкой второй пары вертолетоносцев вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании легкого штурмовика ВВП Як-36М, который предназначался и для базирования на кораблях проекта 1129. Но только в 1972 году, первый СВВП этого типа совершил посадку на палубу ПВ "Киев". Первые же полеты показали необходимость укрепления предназначенных для СВВП взлетно-посадочных площадок, с установкой на них термической изоляции. Эти работы были проведены на всех четырех кораблях проекта в 1974-1976 годах, причем вследствие смещения площадок к левому борту удалось обойтись без перегруза, компенсируя вес площадок уменьшением расположенного на том же борту балласта. В итоге "Киев", "Ереван" и "Тбилиси" несли по шесть самолетов вертикального взлета и посадки Як-38, число же вертолетов на них уменьшилось до 16. "Минск", по особому распоряжению командующего Северным флотом так и не получил бортовых самолетов, оставаясь чистым вертолетоносцем. Несмотря на это в 1977 году он, как и три других корабля этого типа был переклассифицирован в авианесущий корабль (АК).
   0x01 graphic
   Водоизмещение: 15100 (стандартное), 21370 (полное) т.
   Скорость: 33 узла.
   Мощность ПТУ: 135000 л.с.
   Размерения (квл): 210х25,65х7,5 м.
  

Оценка: 7.03*7  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"