Аникин Константин Игоревич : другие произведения.

Реальный Arгумент

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья об Augmented Reality для журнала Black Square (2009)

  Реальный ARгумент
  
  Виртуальная реальность мертва. К сожалению писателей-фантастов и им сочувствующих виртуальная реальность так и остается красивой сказкой. Человеческий мозг слишком сложен, слишком трудно его обмануть. Полноценная виртуальная реальность возможна только в случае создания прямого интерфейса "мозг-компьютер", но годы идут, а в этом направлении нет даже мало-мальски серьезных сдвигов. Да, сейчас производство виртуальных миров поставлено на поток - но реальность этой виртуальности лишь вопрос веры каждого конкретного человека. А это, оглянувшись на историю, небольшое достижение и компьютеры тут совсем не причем. Виртуальная реальность мертва, но если вспомнить "Матрицу" - может оно и к лучшему.
  Тем не менее, это не конец. Это только начало. Потому что на смену VR (виртуальной реальности)- приходит новая концепция цифровой реальности - AR, Augmented Reality, дополненная реальность. АR не стремится, как VR, полностью подменить собой реальность, она лишь дополняет ее виртуальными элементами. Суть AR - технология достаточно проста - это наложение на видео в реальном времени виртуальных объектов. Если в поле зрения вэб-камеры попадает специальная графическая метка, на ее месте отображается виртуальный объект. Алгоритм предложен еще в 1999 году доктором Хироказу Като, однако, относительно недавно, с увеличением производительности компьютеров, стало возможным использовать ее в полной мере
  Кажется, это звучит просто - но возможности открываются поистине безграничные. Представьте, вы одеваете кибер-очки - и мир вокруг вас преображается. Сквозь них вы видите вашего виртуального зверька, следующего за вами по пятам; пустая стена дома, превращается в электронную доску объявлений, в этих очках вы уже забыли что значит "заблудится", а когда вы открываете капот вашего автомобиля вы, о чудо! Вы понимаете, что там к чему. Список областей применения AR-практически безграничен.
  Искусство всегда было главным индикатором перемен, так что удивляется, что многое из того, что стало частью нашей жизни, начиналось как мечта художника. В последнем романе отца киберпанка Уильяма Гибсона "Страна Призраков" его героиня Холлис Генри пишет статью о локативном искусстве цифровой эры. Художники показывают свой арт-проект - Холлис одевает кибер-очки и видит тело Ривера Феникса, в том самом месте, где актер когда-то умер от передозировки наркотиков. Фантастика? Ничего подобного - системы глобального позиционирования, и точки радио-интернета делают это возможным уже сейчас. Однако наиболее ярко, полно и детально светлое AR-будущее показано в научно-фантастическом аниме "Dennō Coil " (Кибер-виток), вышедшее в 2007 году. Про "Дэнно Коиру" который специалисты одобрительно кивая, говорят: "да, все так и будет". Детишки, герои "Кибер-витка" живут в мире победившей дополенной реальности. В их мире все носят кибер-очки, которые заменяют привычные персональные компьютеры. В аниме они хитро изображены как обычные очки с прозрачными стеклами, они отрисованы буквально несколькими штрихами, что должно подчеркивать зыбкость границы реального. Благодаря меганe (очки по-японски) существует два города - реальный и тот город, что герои видят через них, по сути, этот, второй город, гигантская интерактивная виртуальная оболочка, наложенная на реальность, целиком его повторяя. Герои Кибер-Витка предают друг другу компьютерные окна, как мы передаем друг другу лист бумаги, печатают на виртуальных клавиатурах, который висят в пустоте на некотором отдалении, и обсуждают насколько корректно отправлять своих виртуальных зверьков шпионить. Индустрия виртуальных существ достигла невероятного размаха, и в отличие от нынешних тамогочи, эти зверки живут в масштабе всего города, и соответственно, могут потеряться. С чего, собственно, и начинается сюжетное развитие в "Дэнно Коиру". Все программы визуализированы в качестве "реальных" объектов: например, утилита для поиска файлов, выглядит как удочка, и пользоваться ей надо так же, как настоящей удочкой. Все это становиться возможным, благодаря концепции так называемого кибертела, то есть проекции каждого жителя города в виртуальную реальность. И смещение кибер-тела относительно его владельца, или не дай бог, полная его потеря, как выясняется, может, привести к крайне опасным последствиям. Самое интересное происходит, в тех местах города, где стыкуются разные версии киберпространства - там происходят таинственные вещи и образуются метабаги - компьютерные ошибки, который можно потом переделать в особые патчи, изменяющие свойства виртуального мира. Выглядят они как наклейки-карточки, и детские кибервойны напоминает переброс фантиками, сопровождающийся крутыми спецэффектами. Но, разумеется, это незаконно - за порядком в виртуальной реальности следят боты Сатчи, который безжалостно форматируют все, что неправильно. Они не могут причинить детям физический вред, они не реальны, однако, они могут отформатировать мегане, а переустановка операционной системы происходит онлайн, и стоит реальных денег. Корпорация "МегаМасс", производитель очков, монополист на рынке. В итоге получатся, что герои "Кибер-витка" живут две жизни одновременно. Дело доходит до того, что бедным детишкам часто приходится приподнимать свои меганe, чтобы понять, что реально, а что нет. Однако нет для них большего наказания, чем совсем снять их, и вернутся в серый, не расцвеченный виртуальными образами, мир.
  Конечно, это будущее. Но семена этого будущего прорастают уже сейчас, и, взращивают их обычные люди. AR - открытая технология. Программные инструменты в свободном доступе - и все, что надо чтобы прикоснуться к миру будущего, это компьютер с веб-камерой. На Yоutubе полно роликов под тэгом "augmented reality", и даже этих, пока грубых набросков, достаточно, для того чтобы открыть рот от изумления. Наложенные на реальность компьютерные игры. Анимированные-3D иллюстраций для книг, которые будто оживают на экране компьютера, попав в поле зрения веб-камеры. Появляются редакторы для интерьерного дизайна, где вы "в живую" можете обставить реальную комнату. Дополнения к Google Earth, - трехмерные модели достопримечательности конкретной географической точки на вашем столе. Появляются в продаже и первые образцы AR-оборудования: очки, совмещенные с вэб-камерой, и Wi-Fi связью. Дополненная реальность активно проникает виртуальный энтертейнмент. Sonу активно продвигает свою игру "The Eye of Judgment" для Playstation 3, позволяющую оживить на экране телевизора фантазийную карточную игру. BMW разрабатывает справочную систему для ремонта автомобиля, и вовсю используют AR-презентации. Что-то на эту тему делает и армия США, но не говорит что. Сейчас наиболее перспективным направлением считается применение AR в мобильных устройствах связи. Это еще не очки, но уже кое-что. Вполне возможно, что скоро, наведя камеру своего мобильного на штрих код, вы будете видеть на экране его расшифровку, и быть может, трехмерную модель того, что лежит в коробке. В конце прошлого года была выпущена первая AR-навигационная система для мобильных телефонов на платформе Android. Что до Японии, то в Японии уже вовсю продаются в виртуальные AR- подружки. Можно с уверенностью констатировать - мир стоит на пороге бума AR-технологий.
  Сейчас AR это что-то на стыке искусства и технологии, на этом поле достаточно работы как художникам, так и технарям. Множество энтузиастов из высокотехнологичных стран активно исследуют новый медиум. AR+RFID лаборатория при Королевской Академии Искусств в Гааге, недавно устроила выставку "Sgraffito in 3D", на которой, из реальных черепков, реконструируются археологические находки. А до этого, они же соорудили виртуальную примерочную, где можно прикинуть на себя самые дикие наряды. Один из крупных центров AR-исследований находиться в Новой Зеландии, это HIT Lab NZ (The Human Interface Technology Laboratory), там тоже множество интересных проектов, но главное головастые парни из Хоббитании разрабатывают прекрасный АR-инструментарий. Хочется порекомендовать их бесплатный редактор ARBuild делающий доступным AR даже не искушенному в программировании пользователю. А сингапурская лаборатория Mixed Reality Lab дошла до того, что перенесла классическую игру Пакман в реальный мир. Студенты в очках и с ноутбуками за спиной бегают по кампусу с криками "Пака-Пака", распугивая прохожих.
  Разумеется, на пути дополнения реальности пока еще много чисто технических проблем. От существующих моделей кибер-очков болят глаза, а для аккуратного наложения виртуальных 3D-объектов на реальность, требуются нешуточные вычислительные мощности. И главное - пока нет технологии, позволяющей отследить направление взгляда; именно поэтому в АR используют графические метки. Но когда эта технология появится, вы не узнаете мир, в котором вы живете. Авторы "Кибер-Витка" четко указывают время и место: Япония, 2026 год. И прогноз этот выглядит абсолютно реальным. Так что лучше начать готовиться к этому уже сейчас.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"