Ним Анна : другие произведения.

Реформы военной формы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.68*7  Ваша оценка:

  
  История военного костюма - одна из интереснейших страниц в жизни каждого государства, она дает наглядное представление о развитии армии. Униформа русских и советских военных на протяжении XX века кардинально менялась не один раз. Защитники революции воевали в обмундировании, оставшемся от царской армии, а во время финской войны советские солдаты были вынуждены заменить буденновки и шинели на шапки-ушанки и овечьи тулупы. В нашем материале накануне Дня защитника Отечества мы расскажем о некоторых реформах в истории военной формы.
  
  СКРОЕННЫЕ РЕВОЛЮЦИЕЙ
  
  Красные лента на шапке и повязка на рукаве были единственными официальными отличиями красноармейца от солдата царской армии в начале 1918 года, в пору создания Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Тогда добровольцам разрешалось использовать гражданскую одежду, поэтому кожаные пальто, куртки и пиджаки стали популярными у красных командиров.
  
  Поскольку денег на новую военную форму у молодой Советской республики не было, использовались запасы царской армии - рубахи защитного цвета хаки со стояче-отложным воротником и шаровары, которые заправляли в валенки, сапоги или носили с ботинками и обмотками. Летом бойцы надевали кожаные лапти, которые крепились на ногах с помощью длинного ремня.
  
  После декрета Совнаркома о создании РККА, который был принят 15 января 1918 года, появился первый армейский нагрудный знак - венок из лавровых и дубовых веток, поверх которого изображалась красная звезда, покрытая эмалью, в ее центре размещались перекрещенные плуг и молот. Эту эмблему носили на гимнастерке и френче, а также в петлице гражданской одежды.
  
  На протяжении 1918 года в ходе объявленного конкурса создавались первые образцы формы РККА, в нем принимали участие русские художники Васнецов и Кустодиев. Новые образцы военной формы для русской армии задумывались еще до революции, например, тогда было сконструировано главное ноу-хау - поначалу этот головной убор назвали "богатыркой", но затем прижилось слово "буденновка". Ее длинные отвороты защищали шею от ветра и холода, над козырьком размещалась пятиконечная звезда, ее цвет говорил о принадлежности к роду войск. Например, пехота носила малиновую звезду, кавалерия - синюю, артиллерия - оранжевую, пограничники - зеленую, а по периметру звезда очерчивалась черной краской.
  
  Представителей родов войск также различали с помощью трех горизонтальных полосок с заостренными концами разных цветов, которые размещались впереди на рубахе. Помимо них и цветных петлиц на углах воротника рубахи появились и нарукавные знаки отличия - нашивки в форме пятиконечной звезды.
  
  В апреле 1920 года звезду на рукаве заменил ромб. Например, авиационные войска отличала голубая нашивка: в центр ромба вписан желтый круг с 12 лучами. Окончательно единая форма РККА была утверждена 31 января 1922 года специальным приказом Љ 332. Тогда же была принята новая эмблема РККА, на ней скрещение плуга и молота заменил новый знак - серп и молот.
  
  АРМЕЙСКАЯ МОДА: МЕЖДУ ГРАЖДАНСКОЙ И ВТОРОЙ МИРОВОЙ
  
  Активные изменения в обмундировании РККА продолжались и в годы первых пятилеток, вплоть до начала Второй мировой. В 1926 году впервые были приняты правила ношения повседневной караульной и походной, а также летней и зимней одежды. В военной форме появилась большая простота, исчез излишний декор. Знаки отличия на петлицах стали не суконными, а металлическими и были покрыты красной эмалью. На принадлежность к высшему командному составу указывали ромбы, к старшему - прямоугольники, к среднему - квадраты, а к младшему - треугольники.
  
  Тогда в армии был введен более простой покрой гимнастерки (поначалу так называли рубаху для занятий гимнастикой, а затем слово стало использоваться в более широком значении). В связи с тем, что Военно-воздушные силы (ВВС) выделились в самостоятельный род войск, у них впервые появилась особая форма - синего цвета. Также военнослужащим ВВС полагалось носить не привычную армейскую серую шинель, а однобортное пальто-реглан. Исключение составляли и танкисты - они носили форму серо-стального цвета. В 1935 году у РККА окончательно сложилась система обозначения родов войск, она включала не только петлицы определенного цвета, но и эмблемы к ним.
  
  В армии тогда носили специальное кожаное снаряжение: на поясе - ремень, пряжку которого украшала пятиконечная звезда, а крест-накрест - два длинных плечевых ремня, на всей этой конструкции крепились полевая сумка, кобура револьвера и фляга.
  
  Хотя в то время основным головным убором в армии была суконная фуражка, во время участия в локальных военных конфликтах солдаты расставались с ней, одеваясь по погоде. Например, на Халхин-Голе в 1938 году, спасаясь от жары, носили панамы, но в бой шли в касках, которые камуфлировали маскировочной сеткой. Во время войны с Финляндией в 1939-1940 годах при сорокаградусном морозе стало холодно воевать в форменных буденновках, и тогда бойцы вынуждены были носить шапки-ушанки, а солдатские шинели и ватные куртки заменили овчинными дублеными полушубками.
  
  ЦАРСКИЕ КОРНИ СОВЕТСКИХ ПОГОН И МУНДИРОВ
  
  В 1943 году были введены принципиально новые знаки различия - вместо петлиц появились погоны с эмблемами родов войск. За основу взяли галунные и полевые погоны царской армии, причем чтобы возродить технологию изготовления золотых лент, разыскали старых мастеров.
  
  Новая система разрабатывалась уже в 1942 году, и первоначально планировалось, что изменения коснутся лишь представителей командного состава, но по личному указанию Сталина погоны появились у всех. В те времена обмундирования не хватало, поэтому до конца войны военная форма была неоднородной по составу: на стареньких гимнастерках, которые запечатлены на военных фото, можно разглядеть следы споротых петлиц.
  
  Кстати, о традициях ношения формы в царской армии еще раз вспомнили в конце войны. На Параде Победы 24 июня 1945 года генералы и маршалы Советской армии надели форму нового образца: мундир и брюки, вместо серого цвета она была цвета морской волны, поверх повязывался парадный пояс с золотым шитьем.
  
  Эта "революционная" система почти без изменений просуществовала вплоть до распада СССР (в 1955 году были отменены лишь цветные канты на повседневных и полевых погонах солдат и сержантов). В 70-х годах прошлого века еще раз существенно изменились погоны: например, у сержантов и солдат появились литеры "СА", у военнослужащих внутренних войск - "ВВ".
  
  Когда в 1985 году появилась полевая форма современного образца, так называемая афганка, на ней погоны стали всего лишь элементом кроя - скромными хлястиками, и цвет получили тот же, что и вся форма (серый, хаки, камуфляжный, песочный). Советские знаки различия и форма юридически просуществовали до мая 1994 года, вплоть до законодательного введения обмундирования новой армии - Российской.
  
  Но медленный процесс перехода от старой военной формы к новой начался лишь в 1997 году, причем если в 2000 году офицеры уже щеголяли "свежим" гардеробом, то сержанты и солдаты чаще были лишены этой возможности. И даже в самом начале XXI века еще можно было увидеть смесь старого советского и нового русского военных фасонов.
  
  ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
  
  Военный костюм единого образца появился в европейских армиях в XVII веке, хотя особенные цветовые сочетания использовались и раньше. Например, в России во времена Ивана Грозного представители первого регулярного войска носили красные кафтаны и шапки одного образца. Петр I заменил эту военную форму на европейскую, заимствовав так называемые саксонские фасоны - сочетание зеленого и красного цветов. Павел I продолжил традицию копирования популярных образцов общеевропейского военного костюма. Но в 80-х годах XVIII века была произведена так называемая потемкинская реформа обмундирования, которая сделала его более удобным - на смену узкому кафтану пришла свободная куртка, а шерстяные треуголки заменили касками. Александр III ввел скромную военную форму, берущую корни в народной одежде, но в 1907 году после поражения в Русско-японской войне появились принципиально новые типы мундиров.
Оценка: 4.68*7  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"