КАЗАНСКОЕ МЕТРО: ОТ ДРЕВНЕГО КРЕМЛЯ К НОВОСТРОЙКАМ
Линия метрополитена стала самым долгожданным и дорогим подарком для юбилейной Казани. Она была построена в рекордные сроки и обошлась в 14,3 млрд. руб. Метро для столицы Татарстана - предмет особой гордости, один из местных поэтов уже сочинил "Балладу о казанском метро". Что же в ней воспевается?
Дизайн серо-голубых вагонов был разработан в Санкт-Петербурге по специальному заказу. Время в пути по линии длиной 7,7 километров занимает в среднем 12 минут. Стоимость проезда - 7 рублей, как в наземном транспорте. "Подземка" связала старинный Кремль с районом новостроек "Горки", что на окраине. Все пять станций отличаются по оформлению. Например, потолок "Кремлевской" украшает мозаика, изображающая змея с герба Казани - Зиланта, машущего крыльями. "Площадь Габдуллы Тукая" выложена мозаичными панно по мотивам сказок этого татарского поэта, наземная станция "Аметьево" решена в индустриальном стиле, с прозрачными обтекаемыми стенами.
Впервые о необходимости метрополитена в Казани заговорили в 1977 году, когда в столице Татарской АССР родился миллионный житель, но активное строительство началось в декабре 2003 года. На разных участках работало 7 тысяч человек и 152 компании из 10 регионов России. Было задействовано 8 тоннелепроходческих комплексов, самый современный из них "Сююмбике" изготовлен в Канаде с учетом местных гидрогеологических условий.
Для транспортной инфраструктуры города важно, чтобы метро развивалось. По словам мэра Казани Камиля Исхакова, "Казметрострой" уже приступил к строительству шестой станции - "Козья слобода", она свяжет две части города на разных берегах реки Казанки. Тоннель пройдет под дном реки, что усложняет задачу для двух проходческих комплексов, но технически она решаема. Вспоминается эпоха первых пятилеток, когда советские метростроевцы героически преодолевали трудности. Сегодня проекты строительства метро сталкиваются с гигантскими финансовыми сложностями, но в Казани нашлись свои энтузиасты. Камиль Исхаков признается: "Метрополитену я отдал не просто огромное количество своего времени. Ему я отдал свое сердце и душу. Это часть меня, мой ребенок. А открытие первой линии метро - это наша общая огромная радость. Шум "подземки", неизвестный нам доселе в Казани - это историческое событие".
Казанское метро экономное, малошумное, максимально автоматизированное. Поезда оснащены асинхронным тяговым приводом, что дает экономию электроэнергии до 30%. Виброзащитные технологии укладки рельсов снизили шумовой эффект на участках пути, проложенных под жилыми домами. Новые поезда оснащены автоматикой, которая контролирует сразу 37 параметров. Они способны останавливаться, открывать двери, выпускать пассажиров и уезжать в режиме "автопилота", но в целях безопасности пассажиров машинисты метро всегда будут на рабочем месте. Кстати, в казанской подземке предусмотрены пандусы для инвалидов и выступающие полосы у краев платформы для слабовидящих людей - впервые в истории отечественного метростроения.
Помимо метро в столице Татарстана в 2005 году власти постарались воплотить в жизнь множество грандиозных строительных проектов. Вантовый мост заменил устаревшую понтонную переправу через Казанку, его пропускная способность - до 15 тысяч автомобилей в сутки. Соборная мечеть Кул Шариф - самая большая в Европе, это "воздушная" архитектурная композиция с четырьмя башнями. Ледовый дворец на 10 тысяч зрителей построен по усовершенствованному проекту Дворца спорта в Гамбурге. Современный конно-спортивный комплекс площадью 90 га оснащен ветеринарной клиникой, бассейном и солярием для лошадей. Помимо этого в Казани отреставрированы многие архитектурные памятники, например самая древняя сохранившаяся постройка Кремля - Благовещенский кафедральный собор.
Парадокс, но древняя Казань стремительно "молодеет" и горожане гордятся тем, что современные здания придают старинному городу очарование европейского мегаполиса. Здесь можно увидеть множество чуть приподнявшихся над "нулевым циклом" построек, аккуратно задрапированных полотнищами с искусно нарисованными фасадами. По словам Камиля Исхакова общегородская стройка, которая была приостановлена на время юбилейных торжеств, сейчас успешно продолжается.