Antoin : другие произведения.

19 - Скрипторий

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Может быть, именно эта нетерпеливо-скорая осень виной тому, что в последнюю неделю Диего чувствовал склонность к тёплым тонам и почти не прикасался к лазоревой краске. За окнами пылала листва редких кастильских лесов, а внутри монастыря — небольшой очаг, слишком слабый, чтобы обогреть скрипторий в лютые зимние вечера, но достаточный для позднего сентября.

  Осень смело взялась за отделку мира, быстро заменив все краски лета, как опытный мастер - палитру неумелого ученика. Она щедро разбросала вокруг червонное золото, яркую охру, кровавые рубины - дары коварной волшебницы, которые неминуемо поблёкнут, стоит только начаться проливным дождям. Тогда уже осень предстанет в обличьи благородной дамы, чьи роскошные платья вдруг познакомились с вязкой дорожной грязью и бесконечной холодной моросью. Где уж там до алого и золотого...
  Может быть, именно эта нетерпеливо-скорая осень виной тому, что в последнюю неделю Диего чувствовал склонность к тёплым тонам и почти не прикасался к лазоревой краске. За окнами пылала листва редких кастильских лесов, а внутри монастыря - небольшой очаг, слишком слабый, чтобы обогреть скрипторий в лютые зимние вечера, но достаточный для позднего сентября.
  Диего начал очередной дарованный ему Господом день с того, что растирал краски на воде с клеем и примесью белил, готовя гуашь - он всегда делал это собственноручно, будто личное участие в каждом этапе творчества делало результат более весомым. Хорошо начать утро с такой несложной, механической работы. Пока руки двигаются, в голове рождаются идеи, сплетаются в образы, которые вскоре застынут на бумаге в тонких линиях и сочных цветах. Диего думал о новых миниатюрах, которые ему предстояло нарисовать сегодня, выбирал для них сюжеты и приёмы. Новая книга уже ждала руки мастера на столе, и над ней действительно стоило потрудиться, потому что мало какой текст заслуживал искусной работы больше, чем "El cantar de Mio Sid". Однажды Диего уже видел старинный экземпляр этого шедевра, один из самых первых, и потому знал, что придётся постараться, если хочется превзойти неизвестного художника, если стремишься вдохнуть в своё творение достаточно силы для жизни в веках.
  Всё меньше остаётся тех, кто знает благородное искусство миниатюры, равно как меньше становится рукописных книг. Нынешние издания - на плохой бумаге, с массой опечаток, с простеньким оформлением - способны лишь насытить вкус невзыскательной толпы. Многие из современных опусов угодили прямиком в совсем недавно составленный Его Святейшеством Павлом IV Индекс Запрещённых Книг, туда им и дорога. Разве могут они сравниться с тем удовольствием, которое дарят фолианты, где каждая затейливая буковка любовно выписана умелой рукой скриптора? Разве заменять чёрно-белые гравюры - глубокие и насыщенные краски миниатюр, которые сияют как драгоценные камни в свете свечи. Вот только много надо усердия и таланта, что бы оформить хотя бы одну страницу: нарисовать миниатюру, придумать, как бы позатейливее изобразить инициал, первую букву главы, какими диковинными растениями оплести текст по краям листа. Долгие месяцы отнимает книга. Чтобы быть миниатюристом или скриптором, надо по-настоящему любить свою работу и быть готовым потратить себя на неё: свой талант, свою энергию, своё зрение, свою жизнь. Произведение способно пережить только такого творца, который закалил его собственным горением. Книга - это врата, ведущие к Богу, это спасающая реликвия. Ей исцеляли больных, её брали с собой на битву с врагом, а о гибели или повреждении книги летописцы сообщали, как о большом горе.
  Мир во весь опор куда-то нёсся, а в монастырской тиши Диего уже несколько лет одну за другой выписывал тонкими красками миниатюры, оформляя Библии и легенды, теологические трактаты и книги Аристотеля. Лишь краем уха следил он за мирской суетой, всё чаще горестно вздыхая, потому что как-то разом за недавнее время многие великие творцы отправились на небеса. Оставили свои гениальные кисти Лоренцо Лотто, Кранах Старший и Якопо Понтормо, не напишут больше ни строчки Рабле и Аретино, за гранью смерти продолжит научные поиски Георг Агрикола, а дым женевского костра унёс с собой душу Мигеля Сервета. Это больше волновало Диего, чем известия о том, что на престол Англии вступила рыжая лиса Елизавета, поганый плод непризнанного Римом брака, что в Испании умный и энергичный Лайнец сменил Игнатия Лойолу на посту генерала иезуитов, а герцог Альба в Италии обломал когти другому герцогу - Гизу, победами при Гравелингене и Сен-Кантене принудив Францию к миру. Чёрт побери, разве интересно слушать длинный перечень отвоёванных земель (Тионвиль, Мариенбург, Ив, Дамвиль, Монмеди, земли в Артуа, Фландрии и Шароле, Савойя и Пьемонт), если впереди ещё так много прекрасных миниатюр, и жизнь кажется слишком короткой для трудов, которыми хочется её наполнить?
  Брат Гивар вошёл в скрипторий и сразу направился к столу Диего, шаркая сандалиями по гладким белым плитам.
  - Я принёс тебе книгу. Жития святых. Её нам прислали из Севильского аббатства. Когда я увидел, какие хорошие там миниатюры, то подумал, что тебе будет интересно на них посмотреть - XIII век, константинопольские мастера.
  - Спасибо, - ответил Диего, не прекращая своей работы. - Оставь её, я гляну, когда гуашь приготовлю.
  Брат Гивар положил книгу и сел за соседний стол, сложив ладони поверх объёмистого брюшка. Он был невелик ростом, склонен к полноте, а сытая монастырская жизнь (частенько идущая вразрез с требованиями устава) стала причиной того, что он походил на масляный румяный колобок, решивший отрастить себе голову, ручки и ножки, да только бросивший это тяжёлое занятие на полдороге. Гивар молча следил за движениями друга, так внимательно, будто видел подобные приготовления впервые и потому старался не упустить ни единой детали, как усердный подмастерье.
  - Этот юнец Стефан начинает меня раздражать, - нарушил молчание Диего, закончив работу и сев отдохнуть.
  - Он опять пытался расспрашивать тебя?
  - Да. Какого чёрта ему от меня надо?
  Гивар засмеялся, так легонько приоткрывая рот, что не видно было даже кончиков зубов.
  - Просто ты для него тайна, - ответил он. - А тайны требуют разгадки. Мог бы рассказать то, что ему хочется узнать. Или придумать.
  - Нет. Пусть катится восвояси. Моё прошлое - это то, что касается только меня, и если у какого-то глупца зудит от желания сунуть нос в мои дела, то это его проблемы. Что ему за дело до моих грехов и преступлений...
  Диего опустил взгляд на свои руки, покрытые толстыми венами. Хорошие руки, сильные, умелые. Но если вспомнить, что они совершали...
  - Знаешь, даже для меня ты не вполне понятен, - сказал Гивар. - И, может быть, во многом как раз потому, что я знаю, сколько всего ты оставил за спиной. Слабых людей подобный груз мог бы свести с ума, а ты продолжаешь бороться с прошлым, отгораживаясь от реального мира маленькими клетками миниатюр.
  - Надеюсь, хоть ты меня не будешь ни о чём расспрашивать? Ты знаешь, что я сделал, но о мотивах своих поступков я предпочёл бы не рассказывать никому.
  - Да как знаешь. Я не лезу в чужую душу, мне бы в своей разобраться, - ответил Гивар.
  - Ладно, заболтались мы что-то, - сказал Диего, хлопнул себя по коленям и встал. - У меня сегодня ещё много работы.
  Брат Гивар тоже встал, оправил рясу, заложил большие пальцы за служащую ему поясом толстую верёвку.
  - Да, пора. У меня тоже забот полон рот. Не забудь посмотреть мою книгу. За трапезой о ней поговорим.
  - Не забуду, - улыбнулся Диего.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"