Антоненков Валерий Анатольевич : другие произведения.

Горг - глобальный регулятор самосохранения социума

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Развивая идеи К.Г.Юнга и свою теорию о существовании генетически ориентированных ролевых групп (ГОРГ) автор выдвигает гипотезу о том, что члены ГОРГ являются исполнителями миссии по самосохранению социума.


  

ГОРГ - ГЛОБАЛЬНЫЙ РЕГУЛЯТОР САМОСОХРАНЕНИЯ СОЦИУМА

В.А.Антоненков

Санкт-Петербург

  
  
   Развивая идеи К.Г.Юнга и свою теорию о существовании генетически ориентированных ролевых групп (ГОРГ) автор выдвигает гипотезу о том, что члены ГОРГ являются исполнителями миссии по самосохранению социума.
  
   Энтропия и энергия - важнейшие взаимосвязанные природные факторы, влияющие не только на движение и развитие материи, эволюцию живого мира и человека, но и на существование и развитие человеческого сообщества. Неотъемлемые свойства энтропии - возрастать, а энергии - расходоваться в замкнутых нестабильных системах, а человеческое сообщество можно считать условно замкнутой динамической системой, требуют от людей постоянной работы по сдерживанию социальной энтропии и восполнению затрачиваемой энергии. Поэтому можно предположить, что основной миссией человека, как существа социального, в целях сохранения и развития социальных институтов общества, является удержание не выше губительного уровня энтропии в социальной среде с помощью оптимального перераспределения социальной энергии. Кроме того, вполне естественно предположить, что природой предусмотрены некие регуляторы, обеспечивающие безусловное выполнение человеком этой миссии, так же, как предусмотрены регуляторы выживания человека как существа биологического в виде животных инстинктов.
   Судя по тому, что животные инстинкты заложены на генетическом уровне и проявляются бессознательно, начинать поиск "социальных регуляторов" необходимо с того же уровня. Исходя из этих предположений, допустимо утверждение, что для выполнения человеком "миссии социального самосохранения и развития", в него, на генетическом уровне, заложен регулятор, представляющий собой механизм преобразования генетической информации в некую подсознательную "социальную роль", которую человек должен выполнять в социуме для реализации этой миссии. Алгоритм этого преобразования можно представить в виде последовательности прохождения информации: геном-психика-сознание-мировоззрение-идеология-социальная роль.
   Судя по косвенным данным, алгоритм имеет четыре варианта реализации и присутствует в геноме каждого человека в виде одной из четырех базовых программ - двух энтропийных (хаотических) и двух антиэнтропийных (упорядывающих). Каждая из программ имеет две разновидности по энергопотенциалам - энергозатратную и энергосберегающую, то есть, всего программ-регуляторов, с учетом обоих факторов, энтропийного и энергетического, восемь.
   Программы парны и их действие симметрично разнонаправлено как между парами, так и внутри пар в соответствии с диалектическими законами. Выполнение миссии обусловлено, в целях обеспечения динамического баланса, одновременной реализацией всех четырех (восьми) программ одновременно.
   Программы заложены в геном и распределены среди людей в соответствии с принципами, аналогичными принципам распределения по группам крови, которых также четыре, а с учетом резус фактора - восемь.
   Идеальным состоянием для обеспечения максимальной эффективности действия регуляторов, можно считать такое, когда программы, распределены среди людей равномерно и их соотношение и взаимодействие в социуме сбалансированы.
   Реальная действительность далека от идеала, но задача регуляторов и заключается в побуждении людей (пока неосознанно, а в дальнейшем, зная и учитывая содержание и закономерности действия базовых программ - сознательно) к действиям, направленным на выполнение миссии по достижению сбалансированности между процессами хаоса и порядка, интеграции и дезинтеграции, гармонии и дисгармонии в социуме.
   Основываясь на вышеизложенном, всех людей, по заложенным в геном базовым программам, можно условно разделить на четыре базовые группы - две энтропийные (иррациональные) и две антиэнтропийные (рациональные). С учетом видов энергопотенциалов одновременно возможно деление на восемь групп - четыре энергозатратные и четыре энергосберегающие.
   Каждая из базовых групп генетически (программно) ориентирована на выполнение своей, отличной от других, роли в основной миссии. В моей гипотезе об их существовании они названы генетически ориентированными ролевыми группами (ГОРГ).
   Роли каждой из групп различны, но миссию, которую они все выполняют - одна, и выполнена она может быть только при совместном исполнении каждой из ГОРГ своих ролевых программ. Наиболее эффективно миссия может быть выполнена только при оптимальном соотношении исполнителей ролей.
   По всей видимости, одна из четырех (восьми) ролевых программ присутствует в каждом человеке в виде подсознательной составляющей психологической основы. Психологическая основа человека - это врожденный психический базис, состоящий (по К.Г.Юнгу) из четырех психологических функций - интуиция, ощущение, чувствование, мышление и двух установок для каждой из функций - экстраверсия и интроверсия, заложенных в подсознание каждого человека в индивидуальном иерархическом, качественном и количественном соотношении.
   В психике каждого конкретного человека присутствуют все четыре психологические функции, однако, наиболее сильно проявляется одна из четырёх, психологи-аналитики называют ее "программной". По проявлению и названию программной функции людей условно делят на четыре группы психологических типов и называют эти группы соответственно: интуиты и сенсорики (иррационалы), этики и логики (рационалы). Установки психологических функций, по мнению психологов, противоположны по энергопроявлению: экстравертная - энергозатратная, интровертная - энергосберегающяя. То есть, с учетом энергопроявления, можно считать, что психологических типов восемь.
  
   Четыре психологические функции, являются, судя по совпадению основных признаков, носителями соответствующих четырех базовых ролевых программ.
  
   Психологическая основа является подсознательной частью сознания, на базе которой созревает полноценное сознание человека и ориентируется мировоззрение личности.
   По мере роста человека как личности и наполнения его сознания знаниями и чувствами об окружающем мире, формируется и его мировоззрение, ориентированное, в соответствии с программной функцией психологической основы, по одному из четырех вариантов ориентации личности. Мировоззренческая суть каждого из вариантов, со своими представлениями о смысле существования и основных ценностях в жизни человека, сформулированы и обобщены в идейных установках каждой из групп психологических типов, описание которых во многих своих работах приводит К.Г.Юнг. Сравнив идейные установки психологических типов и описание системных принципов и идей построения и существования человеческого сообщества, обобщенных людьми в других трудах, например, в таких, как известные политологам четыре базовые идеологии (либерализм, социализм, демократизм и консерватизм), можно заметить их некоторое совпадение.
   Детальный анализ и сопоставление идейных установок психологических типов и основных положений базовых идеологий, приводит к выводу об их идентичности и позволяет сделать вывод о том, что либерализм - идеология интуитов, социализм - идеология сенсориков, демократизм - идеология этиков, консерватизм - идеология логиков.
  
   Таким образом, можно заключить, что четыре генетически ориентированные ролевые группы - это четыре базовые группы психологических типов, а четыре варианта базовых программ миссии по социальному самосохранению - это четыре базовые идеологии.
  
   Базовые идеологии формировались веками и формулировались по крупицам, по всей видимости, как озарения из подсознания лучших представителей соответствующих психологических типов. На сегодняшний день, если сформулировать основные идейно-духовные ценности и социально значимую направленность внутренних побудительных мотивов последователей каждой из базовых идеологий, то коротко это можно представить так:
   либерализм - свобода и независимость личности, подсознательная мотивация действий либералов - личный успех;
   социализм - равенство и социальная справедливость, подсознательная мотивация действий социалистов - индивидуальное благополучие;
   демократизм - гражданские права и свободы, нравственные отношения, подсознательная мотивация действий демократов - создание гражданского общества;
   консерватизм - законность и порядок, традиции и стабильность, подсознательная мотивация действий консерваторов - построение правового государства.
   Анализируя ценностные ориентиры идеологий и направленность внутренних мотивов их сторонников (психологических типов) с точки зрения влияния на социальную энтропию, не трудно заметить, что идеологии иррациональных типов - интуитов и сенсориков (либералов и социалистов), это идеологии способствующие повышению энтропии, индивидуализации и расслоению в обществе, центробежности и ослаблению государственности. Идеологии рациональных типов - этиков и логиков (демократов и консерваторов), противоположно направлены и способствуют снижению энтропии, обобществлению и структуризации в обществе, центростремительности и усилению государственного устройства.
   Противоречивость базовых идеологий, с одной стороны, и внутренняя убеждённость в приоритете своей идеологии членов каждой из ГОРГ - с другой, порождают неизбежное противостояние, соперничество и борьбу между представителями различных ГОРГ за верховенство и господство своих идеалов и принципов в социуме. Каждая из ГОРГ считает свою идеологию и свои принципы наиболее правильными и именно на них должно ориентироваться общество и строиться и функционировать государство. На этой почве в обществе постоянно возникал и возникает конфликт интересов. Для усиления своих позиций при разрешении конфликта активисты каждой из ГОРГ всегда стремились, путем пропаганды своих идей, добиться выявления как можно большего числа своих сторонников, объединения их в организованные по идеологическому признаку большие группы. Организованные сторонники различных ГОРГ вступали в обществе в полемику и идеологическую конфронтацию друг с другом. На определенном этапе исторического развития они начали осознавать, что навязать обществу свои идеи и заставить жить его по своим принципам можно не путем убеждения, а через контролируемую систему государственной власти. С этих пор, идеологическая конфронтация в обществе перешла в стадию политической борьбы за государственную власть.
   Политика, как способ достижения идеологических целей через овладение государственными структурами, на ранних этапах принимала различные, в том числе насильственные формы борьбы - заговоры, бунты, путчи, перевороты, революции, гражданские войны. В настоящее время, формы политической борьбы принимают цивилизованный облик. Сторонники каждой из базовых идеологий (члены соответствующих ГОРГ) объединяются в политические партии, в программах которых изложены в виде целей и задач, приход к власти демократическим путем и внедрение, с помощью властных полномочий, желаемых принципов развития общества и государственного устройства. Однако, в странах, где демократия слаба, а государственность основана на авторитаризме, радикалы различных групп, поддерживаемые членами иррациональных ГОРГ, объединяются стихийно и действуют спонтанно. Они выходят на улицы объединенные разрушительными настроениями, с требованием свержения авторитарных лидеров и отмены существующих порядков. Как правило, конкретных предложений, кроме лозунгов, они не предлагают (если их действия не инспирированы или инициатива не перехватывается рационалами), так как идеологически разнородны, организационно не объединены.
   Исторические уроки и современное состояние информированности общества позволяют, при некотором критическом анализе, в достаточной степени ориентироваться в возможных последствиях прихода к власти в государстве той или иной партии (ГОРГ) построенной на чисто идеологических принципах. А знания о содержании базовых идеологий, позволяют отличить идеологические партии, борющиеся за свои мировоззренческие идеалы, от партий-захватчиков власти ради частных, меркантильных интересов или непомерных амбиций. Последние, продукт "бытия", а не сознания, в отличие от идеологических партий, но приходится с ними считаться, так же, как и со стихийными выступлениями радикалов, как с помехами на пути к истинным ценностям.
   Приход к власти иррациональных (т.н. "левых") ГОРГ - социалистов или либералов, особенно леворадикальных - коммунистов или анархистов, может привести к ослаблению государства и увеличению энтропии, хаосу в обществе вплоть до революционной ситуации, гражданских беспорядков и даже войн.
   Снижение энтропии в обществе и усиление государственного устройства происходит тогда, когда власть принадлежит рациональным (т.н. "правым") ГОРГ, т.е. консерваторам или демократам, но это чревато застоем, забюрокрачиванием, авторитаризмом, катаклизмами в обществе и государстве, особенно если у власти правые радикалы - националисты или фундаменталисты.
   Присутствие во власти "на равных" представителей всех четырех ГОРГ (партий), т.е. желание найти "золотую" середину путем создания "центристских" - социал-демократических, либерально-консервативных (лево-правых) коалиций, приводит рано или поздно к "разброду и шатаниям" в обществе, не достаточной стабильности государственной власти.
   Оптимальным вариантом политической организации социума, обеспечивающим движение и развитие общества, эффективность государственного управления, можно считать активную политическую конкуренцию и чередование у власти, в условиях демократического выбора, консерваторов и демократов (рационалов) при серьезной системной оппозиции социалистов и либералов (иррационалов). Подобная ситуация соответствует оптимальному соотношению исполнителей социальных ролей, обеспечивающему приемлемый уровень социальной энтропии, баланс интересов и социальную гармонию в обществе, эффективное государственное управление по использованию ресурсов и оптимизации энергозатрат.
  
   Политическая борьба между ГОРГ - это механизм и источник движения человеческого сообщества, а подсознательное стремление к выполнению членом каждой из ГОРГ социальной роли проводника одной из базовых идеологий и есть глобальный регулятор социального самосохранения и развития.
  
   В некоторых государствах, в настоящее время, наблюдается нечто похожее на оптимальную политическую организацию общества произошедшее эволюционно, методом проб и ошибок, под действием заложенного природой регулятора. Но процесс эволюции, как известно, длителен и непредсказуем. Несколько тысячелетий человеческой истории понадобилось для того, чтобы сегодня прийти к приближенным к демократическим формам правления, отдельным примерам стабильной государственности, миру без глобальных политических конфликтов, хотя локальных конфликтов еще предостаточно.
   Признание и следование принципам "теории ГОРГ" позволит правящим элитам, не прибегая к силовым и репрессивным методам, оптимизировать политические процессы, задавать правильный вектор развития человеческого сообщества, отказаться от тупиковых и разрушительных вариантов исторического развития, куда порой заводит эволюция. Особенно это актуально сейчас, когда политические, экономические, информационные процессы в обществе приобретают все более глобальный характер, а конфронтация и политическая борьба ГОРГ из привычных внутригосударственных рамок выходит на межгосударственный уровень. Действенность внутреннего регулятора на этом этапе эволюции может оказаться недостаточной, чтобы без разумного системного воздействия на политические процессы, предотвратить перерастание локальных обострений в серьезные глобальные социальные, межнациональные и межгосударственные конфликты.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"