Арефьев Георгий Константинович : другие произведения.

Сумеречная Зона

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Слава богу, не перевелись еще люксметры на Руси!

  
  
  

СУМЕРЕЧНАЯ ЗОНА

  
  При советской власти нашу страну в газетах называли "самой читающей". И предлагали в доказательство спуститься в метро. А там и впрямь, если не все, то через одного с книжками сидели - не то, что теперь. Неужто нынче читать разучились?! Да нет, все куда проще: глаза-то ведь не казенные, чего ж их портить в темноте!
  
  Когда-то метрополитен, что московский, что ленинградский был гордостью страны, символом достижений советской власти. "Лестницы-чудесницы" и прочие диковины воспевали в прозе и стихах: "В метро на мрамор и гранит / Ложится мягкий свет". На подземные дворцы денег и сил не жалели: в сиянии люстр ни единой соринки не видно было.
  Соринку и теперь в метро не увидишь, но совсем по другой причине. Завзятые читатели жалуются: битый час каждый день под землей кататься приходится, хочется провести это время с толком, но... Откроет пассажир томик или газетку развернет, сощурится (чтобы не сказать: вытаращится), поморгает подслеповато, да и свернет-закроет свое чтиво.
  Вот и автор этих строк точно также мучается, и все "безлошадные" коллеги - тоже. Надоело! Решили мы проверить, то ли это у нас у всех поголовно в глазах потемнело, то ли нам "темную" устроили. Сказано - сделано: люксметр в руки - и вниз по эскалатору. Ведь ваш корреспондент не всю жизнь статейки кропал: было время - и делом занимался! Работал когда-то в заводской лаборатории, контрольно-измерительные приборы чинил, поверял и обслуживал. Случалось и люксметром воспользоваться - замерить в цехах освещенность рабочих мест.
  Тогда на рабочих местах плотность светового потока измерял, теперь - на сидячих. Пристрою прибор "ТКА-люкс" на коленки так, чтобы датчик строго в потолок смотрел, и гляжу, как циферки на дисплее скачут. Вагон на ходу покачивается, лампочки "подмигивают", посему точных чисел не ждите. Но среднее значение прикинуть можно без труда.
  Итак, в первом же вагоне - за номером 7765 - прибор показывал примерно 220 - 230 люкс. Да и без него видно было, что достаточно светло. (Ну, положим, можно и поярче осветить, но все мы и не к такому привыкли). Следующие два новеньких вагона темными тоже не назовешь. Мы уж решили, что напраслину возводим на экономистов и электриков метро, но на очередной станции сели в видавший виды вагон N 3838. Там, как и в 6109-м, лишь полсотни люкс насчитали. А вагоне N 6893 еще чуть ли не в два раза темнее оказалось. Интимный полумрак, места для поцелуев! Тут, между прочим, даже рекламу, которой всё метро увешано, и ту толком не разглядишь. Самое удивительное, что и в таком вагоне библиофилка (точнее - книгоманка) нашлась: уткнулась носом в томик и пыталась что-то прочитать поверх очков. Похоже, в Управлении метрополитена нас держат за уэллсовских морлоков - подземных жителей-мутантов, не выносивших сколько-нибудь яркого света...
  Все измерения мы проводили, когда над душой никто не стоял, свет не застил. И все равно результат удручающий: по меньшей мере треть из дюжины взятых наугад вагонов в нормы по освещенности никоим образом не уложились. А ведь раньше эти нормы, говорят, были куда строже! Но тринадцать месяцев назад главный санитарный врач России Геннадий Онищенко ввел в действия новые "Санитарные правила эксплуатации метрополитенов". Нынче допустимые уровни освещенности в 60 сантиметрах от пола и от спинки сидения (аккурат на коленках пассажиров) составляют не менее 150 люкс для люминесцентных ламп и 75 люкс при освещении лампами накаливания. Причем на всем протяжении вагона.
  Резюме нашего подземного эксперимента: новые вагоны с панелями ламп дневного света более-менее соответствуют скудным нынешним нормам, а старые с круглыми плафонами под потолком очевидно портят потихоньку наше зрение. Да, это явно не вагоны "люкс". Что ж нам, рассчитывать только на свет в конце туннеля?!
  
  

Вместо комментария

  Жалобы на тусклое освещение городской подземки мы попросили прокомментировать Дмитрия Бурина, помощника начальника петербургского метрополитена по связям с общественностью.
  И первым делом услышали в ответ: "Метро - не изба-читальня!" Затем Дмитрий Леонидович заверил нас, что освещенность регулярно проверяется соответствующими службами и поддерживается на должном уровне. Пришлось возразить.
  Последовал короткий диалог: "А вы что, проверяли?" - "Да. Сегодня. Люксметром". - "Ну и пишите, что хотите!"
  Пишем. И хотим получить ответ по существу.
  Подсказка: единственно правильным ответом стали бы залитые светом вагоны подземки.
  
  
  ВРЕЗКА:
  Люкс - освещенность, создаваемая точечным источником в одну канделу или так называемую международную свечу на расстоянии в один метр.
  На широте Москвы в безоблачный солнечный день освещенность на улице - сто тысяч люкс, а если день выдастся пасмурным - тысяч двадцать. Человеческий глаз быстро приспосабливается к таким перепадам. Поэтому не стоит пытаться определить уровень освещенности "на глазок", но яркий свет от полумрака не отличает разве что слепой. Способность глаза к адаптации имеет пределы, и хорошо освещенным можно назвать помещение с плотностью светового потока не ниже нескольких сотен люкс.
  
  Георгий АРЕФЬЕВ
  
  "МК" в Питере" август 2004, N 32
  
  
  
  
  
  
  

СУМЕРЕЧНАЯ ЗОНА - 2

  

Ждать ли свет в конце тоннеля?

  
  Не люблю Геннадия Онищенко, главного санитарного врача России. А Владимира Гарюгина, начальника ГУП "Петербургский метрополитен", люблю еще меньше. Первого - за то, что утвердил пару лет назад нынешние нормативы освещенности в метро. Второго - за то, что не соблюдает даже эти скудные нормы.
  
  "МК" в Питере" озаботился этой проблемой еще летом - слишком большой контраст был между июльским солнцем, сверкавшим на все сто тысяч люкс, и полумраком питерской подземки. Человеческий глаз быстро приспосабливается к таким перепадам, но способность к адаптации не беспредельна. Хорошо освещенным можно назвать помещение с плотностью светового потока не ниже нескольких сотен люкс. А в метро, по нынешним нормам, допустимые уровни освещенности в 60 сантиметрах от пола и от спинки сиденья (аккурат на коленках пассажиров) составляют не менее 150 люкс для люминесцентных ламп и 75 люкс при освещении лампами накаливания. Прямо скажем, не слишком светло, но читать можно. Беда только в том, что далеко не в каждом вагоне.
  
  Ваш корреспондент убедился в этом лично. Вооружившись прибором "ТКА-люкс", спустился под землю - не в царство Аида, а в "царство" ГУП "Петербургский метрополитен". Результаты измерений порадовали: к окулисту автору не нужно. Это ведь не персонально у меня в глазах потемнело, это нам всем "темную" устроили. Треть из дюжины взятых наугад вагонов в нормы по освещенности не уложилась! Только тем, кто отвечает за наше благополучие на пути "из пункта А в пункт Б", похоже, все равно. Семь месяцев после выхода в "МК" в Питере" материала "Сумеречная зона" прошло, а светлее под землей не стало.
  
  Для руководства метрополитена измерения, проведенные пусть и понимающим в этом деле журналистом, - не аргумент. Ну, коли так, редакция обратилась за подмогой к начальнику Испытательной лаборатории физических факторов ООО "Метролог" Владимиру Андрееву. (Имя лаборатории происходит не от французского наименования подземного транспорта, а от греческого названия науки об измерениях.) Все положенные аттестации, аккредитации и сертификаты у Владимира Андреевича имеются. Так что проводимые по заданию редакции измерения имеют юридическую силу.
  
  А результаты этих измерений удручают.
  
  Итак, метролог с журналистом решили прокатиться по петербургскому "андеграунду", прихватив с собой поверенный люксметр "ТКА-04/3" (заводской N 021863). Специально темные вагоны не выбирали - какие подъедут, в те и садились. А прибор пускали в ход, только если никто над душой не стоял, свет не застил. И вот вам итог: из шести вагонов в норму уложился только один! В других оказалось по меньшей мере раза в полтора темнее по сравнению с тем, что допускают действующие Санитарные правила эксплуатации метрополитенов". А в вагоне N 3718 в 21 час 02 минуты, когда он мчался от "Техноложки" к "Пушкинской", было всего лишь 25 люкс - втрое меньше нормы!
  
  Вывод: метрополитеновцы работу над ошибками делать не захотели. Вот уже полмесяца мы ведем переписку с руководством городской подземки. И в письменном виде, и устно объясняем: по заданию редакции новые замеры освещенности произведет специалист лаборатории, имеющей сертификат на проведение такого рода измерений. Ни копейки от ГУП "Петербургский метрополитен" на это не понадобится. Все, что мы просим, это поручить инженеру по технике безопасности либо другому специалисту соответствующего профиля присутствовать при этих измерениях, чтобы в их достоверности и тени сомнений ни у кого не осталось.
  
  Получаем форменную отписку от главного инженера метро Владимира Очерета. Он нам сообщает, что все недостатки устраняются ежесуточно, а контроль "осуществляет Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора на Петербургском метрополитене ЦГСЭН". Дескать, туда и обращайтесь.
  
  Ладно, звоним в ЦГСЭН. Там особой радости тоже не проявляют. Ясное дело: наши результаты - и в их огород увесистый камешек. В итоге долгой и неплодотворной беседы выясняется, что там люди работают, а мы их отвлекаем. Прямо нам не отказали, но и дату, когда пойдем люксы измерять, пока не назвали.
  
  "И чего время тянут?" - задумался автор. А поутру начал смутно догадываться. Стоило спуститься под землю, как к платформе подкатил сияющий будто новогодняя елка состав. Вхожу в вагон - красота! Чуть ли не половина пассажиров книжки да газеты читает.
  
  Еду обратно - та же картина. Я уж было обрадовался: прислушались чинуши к печатному слову! Да вот только в понедельник опять в редакцию в полумраке ехал...
  
  Георгий АРЕФЬЕВ
  
   "МК" в Питере" 16-03-2005, N 11/19
  
  
  
  
  
  

СУМЕРЕЧНАЯ ЗОНА - 3

  

До "рассвета" еще далеко

  
  На дворе - весна, солнышко уже почти по-летнему сверкает, а под землей, в метро, по-прежнему сумрачно, прямо как в пещерах толкиеновской Мории. И дело тут не только в многометровой толще над головой, но и в очевидном нежелании чиновников позаботиться о зрении пассажиров. Сколько ни тверди, что нормы освещенности в питерском "андеграунде" не соблюдаются, изменений не видно - причем, в буквальном смысле слова.
  
  

К приборам почтения нету?

  Скукотища в этом метро! В большинстве вагонов слишком темно, чтобы читать, вот и приходиться дремать или тупо пялиться на соседей по несчастью (счастьем такую езду точно не назовешь!). А кое-кому сумерки подземелья аукаются и наверху. Друг недавно жаловался: книга у него выходит, а он и не рад. Издательство провело маркетинговое исследование, и выяснило: охотнее раскупаются книжки, напечатанные ну очень крупным шрифтом. Таким, чтобы даже в метро читать можно было (этой причиной маркетологи и объясняют спрос на взрослые книги с "детскими" буквами). А том у моего друга и без того пухлый получался. И пришлось автору кромсать по живому, сокращая на четверть уже отредактированный и выверенный текст.
  "МК" в Питере" дважды (4 августа прошлого года и 16 марта нынешнего) публиковал материалы о подземной тьме, но руководители ГУП "Петербургский метрополитен" каждый раз заявляли, что у них все в норме. Мы им про результаты проведенных нами инструментальных измерений освещенности говорим, а они - все сомневаются: дескать, мало ли кто и что намеряет! И вообще, кто вам разрешил?
  Тогда мы предложили: давайте перепроверим вместе с вами! Как ни сопротивлялись руководители питерского метро, пришлось им (спасибо городскому комитету по транспорту) официально позволить проведение измерений освещенности в вагонах независимым специалистам. По просьбе редакции, люксметром вооружился ведущий инженер Испытательной лаборатории физических факторов ООО "Метролог" Дмитрий Бобров. Он и отправился в "подземку" в сопровождении корреспондентов "МК" в Питере". А вот хозяева метрополитена с нами не пошли. Видно понимали, что от их присутствия светлее в вагонах все равно не станет.
  
  

"Светить всегда, светить везде"

  С какой новости начать: с плохой или хорошей? Ведущий инженер Бобров провел 27 измерений освещенности на разных линиях метрополитена. Сразу скажем: на 4-й линии - той, что тянется от улицы Дыбенко до Комендантского проспекта, - все отлично. Современные вагоны, в которых мы побывали, освещены люминисцентными лампами на "пять с плюсом". При норме 150 люкс, на деле оказалось от 178 до 386 люкс!
  Ну, а теперь - о грустном: о поездах, освещенных (или затемненных?) лампами накаливания. Такие вагоны катаются по 1-й и 3-й линиям (одна из них пересекает город от проспекта Ветеранов до самого Девяткино, другая - от Рыбацкого до Васильевского острова). Итог неутешителен: из двадцати взятых наугад вагонов норме освещенности соответствует только один. И это при том, что для пассажирских составов с лампами накаливания нормативы занижены вдвое - до 75 люкс! Среднее же значение освещенности на практике получилось в полтора раза ниже - 49,6 люкс. А в вагоне N 3783 и вовсе 27 люкс оказалось! В этом полумраке ни одного книголюба нам разглядеть не удалось.
   Ну, хорошо - измерили. Получили убойные цифры. А дальше-то что? Будто без нас хозяева метро не знали, что у них под носом происходит (лукавые отписки, присылавшиеся в редакцию, в счет принимать не стоит). Но мы ведь старались не для того, чтобы просто факты для бойкой статейки сыскать! И, кажется, суетились не зря - нашим журналистским сериалом "Сумеречная зона" заинтересовались в прокуратуре Санкт-Петербурга. К слову, измерения, проведенные аккредитованным специалистом сертифицированной лаборатории, имеют юридическую силу.
  
  

* * *

  
  Как заверил нас начальник Управления общего надзора горпрокуратуры Юрий Смирнов, проверка будет поручена прокуратуре метрополитена. А она, хотя и находится в одном подъезде с Управлением метрополитена, но относится к совсем другому ведомству и должна блюсти интересы государства и простых граждан.
   Так что есть надежда: когда начнется проверка, под землей резко посветлеет. Чего мы и добиваемся. Ну, а если потом снова потемнеет? Что ж, начнем все с начала. Слава богу, не перевелись еще люксметры на Руси!
  
  Георгий АРЕФЬЕВ
  
  "МК" в Питере" май 2005 г., N 14
  
  
  
   http://zhurnal.lib.ru/a/arefxew_g_k/
   garefiev(собака)rambler.ru
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"