Предлагаю Вашему вниманию полную финальную версию ЧИТАТЕЛЬСКОГО обзора конкурсных рассказов 'Интервью с Вомпером'
Почему ЧИТАТЕЛЬСКОГО? Потому что по результатам небольшого практически дружеского сражения с г-ном Скб, а также благодаря замечательным комментариям уважаемого г-на Рунольва - ОБЗОР НАПИСАН ОТ ЛИЦА НЕ КРИТИКА, НО ЧИТАТЕЛЯ.
Претензии на невнимательное прочтение рассказов рассматриваться не будут. Все рассказы читаются в бумажной версии, с максимальной внимательностью.
В связи с тем, что обзор ЧИТАТЕЛЬСКИЙ, вполне сознательно будут допускаться варианты 'понравилось - не понравилось', но, по возможности, постараюсь таких формулировок избегать.
С уважением,
Леданика
Владис Д. Первая соната полуночи
Волею случая данный рассказ первым будет подвергнут расширенному обзору. Искренне надеюсь, что этот первый блин... не будет тем, чем иногда бывает!
Начало рассказа привлекло внимание лиричной грустью, заинтересовало. Вот только немного царапнула фраза 'ставшее родным место' (кстати, она же еще в одной вариации повторилась дальше 'место знакомое, родное'). Не могу сказать, что это ошибка - но царапает. И уж если сразу остановиться на том, что царапнуло, то отмечу еще несколько фраз: 'зато проход дверной тепловой завесой закрыт..., зато холод не впускает', 'бутылку из штанов выудил', 'уж больно материал жестковат', 'чаю плеснуть'.
Не могу не отметить, как с помощью буквально одного штриха автор красиво показывает, что действие происходит в мире, отличном от нашего ('проход дверной тепловой завесой закрыт').
Хорошо поставлена интрига - рисунок на кружке, неведомый зверь, его изображение гравируют на дощечке, ритуал... Очевидной отгадки не возникает, интерес к рассказу не теряется.
Немного тяжеловесно в финальной части выглядит диалог. Герои дают исчерпывающее объяснение происходящему: 'мы желаем жить вечно, и мы можем, но только до тех пор, пока находим все новых животных', но делают это несколько нарочито, явно 'на публику'. С одной стороны, у читателя не остается ощущения недосказанного, но с другой - пропадает чувство причастности к отгадке идеи рассказа.
Сама трактовка образа оборотня интересная, не банальная и вполне обоснованная. Не могу удержаться, чтобы не оценить рассказ по шкале 'верю - не верю'. Этому рассказу хочется верить (в рамках созданного автором мира).
Общее впечатление - умеренно-положительное.
Сандра П. Лесная Ведьма
Замечательный рассказ. Постараюсь разобраться, почему именно понравился.
Во-первых - выбор имени героини. 'Пепелена', - очень красиво и подходяще по смыслу и образности. Удачное слово сразу же настроило на правильную волну, гармонично сочетаясь с атмосферой рассказа.
Во-вторых - рассказ - не картинка 'из жизни вампиров или оборотней', а целостная вещь с интересной идеей, к тому же хорошо реализованной. Одна из особенностей структуры - 'круговая организация', когда рассказ начинается с идеи похорон охотника в лесу, и она же проходит через финал.
В-третьих - мастерская реализация внутреннего конфликта 'хочу - нельзя'. Придется воспользоваться затертым определением 'жизненный'. Именно очень жизненный конфликт, не надуманный. Еще в первой части сильно сказано про то, как 'родные стены помогают'. Конфликт развивается с нарастающим напряжением, без 'провисаний' или чрезмерных эскалаций.
В-четвертых - образы. Героя, лесной ведьмы, деда Селуния, даже леса - все яркие, уместные, интересные.
В-пятых - 'царапки', вернее практически полное их отсутствие. Вот только один раз герой 'насытился' водой (фраза имеет право на существование, но царапает) и второй вода 'журчала, стекая с какой-то тряпки' (не понятно, как герой, слышал, что именно с тряпки стекала).
Общее впечатление - положительное.
Марфа Униженные
'Клим выглядел как настоящий упырь'. Словно камешек в воду бросается первая фраза, и дальше автор втягивает читателя в картинку практически стандартного офисного дня. Возможно, кто-то из читателей обратит внимание, на то, что работает фирма почему-то ночью, но в целом - обычная офисная суета. Еще и денег платить не хотят. Про 'вампирские' требования конкурса забываешь. Поэтому когда в финале обнаруживается, ЧЕГО ИМЕННО не хотят платить, сразу вспоминается и первая фраза, и ночной график работы.
Что касается изложения, понравился авторский неологизм 'теловычитание', который очень усилил в принципе второстепенный образ секретарши. Много других удачных находок, которые, возможно не слишком впечатляют при попытке выделить их в отдельные 'удачности', но все вместе создают очень убедительную атмосферу. Несколько неубедительной показалась фраза 'Слова обретают значение и силу только в сильных устах - а в Васиных губках-ниточках целая речь на час будет ничтожна, как мышиное пуканье'.
Общее впечатление - положительное.
Лас К. Скирлы-скирлы
Красивый 'ужастик'. Авторская переработка известной народной сказки про медведя с деревянной лапой. 'Защитник медвежьих прав', как более осведомленный в народных поверьях товарищ, не ошибся в природе убиенного и съеденного представителя местной фауны.
Написано хорошо, увлекательно. Диалоги живые, нет лишних деталей, утяжеляющих сюжет. Понравилась фраза 'глаза его затуманились завирательной дымкой'.
'Царапнул' один только пассаж: 'яблоко оказалось кислым, вырвиглаз'.
Что касается финала (кстати, довольного сильного), лично у меня возник вопрос - может, не стоило на этом останавливаться? А то интересно все же, как будет новоявленный 'хозяин леса' выбираться из набитого людьми аэропорта? Или он не сразу перекинется? Сначала в лес уйдет подобру-поздорову? Но, наверное, это уже совсем другая история...
Общее впечатление - положительное.
Владис Д. Вторая соната полуночи
Сразу могу сказать, что первая соната понравилась гораздо больше второй. Почему меньше? Если честно, то с этим рассказом возникли определенные трудности. Четко определить, почему именно не слишком нравится, сложно.
Рассказ написан динамично, прием изложения 'взгляд изнутри'. Хороший подбор слов 'вытягивает' некоторое повторение элементов сюжета.
Идея автора вполне понятна, образы яркие. Там, где могут возникнуть вопросы, автор вполне уместно дает пояснения: 'Но сущность вампира гораздо сильнее сущности человека, ты просто вылез на самый верх'.
Возможно, несколько излишне пафосными, выпадающими из рассказа показались финал и пассажи по поводу нового Творца, что, тем не менее, скрашивается другой, более сильной и подходящей к общей атмосфере рассказа частью 'Я проснулся. Странно, я не помню, когда заснул.... Я поднимаю ногу и делаю... Шаг'. Именно эта часть воспринимается как финал.
Показалась неоправданной излишняя жестокость сцены с Мелиссой. Такое развитие событий не противоречит логике рассказа... но (абсолютно субъективно) 'царапает'.
Не слишком логично, когда сначала вполне обоснованно 'что такое бетон?' (вампир попал в другой мир), а затем вполне в современном духе 'тащит', будто пьяного'. Потом 'одного даже пронесло от страха'. В общей динамике сцены не уверена, что это можно было заметить, тем более, что 'они пьяны и давно не мылись'. Оригинальный грамматический вариант 'хоровод было убито походя, беззлобно'.
Общее впечатление - слабо-положительное.
Грэнэт Ш. Последние...
Потирая исцарапанные части тела, вылезаю из рассказа и приступаю непосредственно к обозреванию оного...
В рассказе есть хорошая идея - восстановление жизни на Земле после разрушительной войны посредством превращения людей в оборотней и затем замены настоящих зверей с последующим летальным исходом.
Но, к моему глубочайшему сожалению, идея плохо реализована. Буквально несколько примеров 'царапок' на первой странице: 'Мамонту было очень больно. Но плакал он не от этого'. 'Сегодня утром ими (начало нового абзаца!) было уничтожено стадо мамонтов. Окружено в горном ущелье и забито всем тем, что попалось под руку', 'напрягая немногочисленные извилины своего немногочисленного мозга'.
Кстати, одна из 'царапок' ('но не поэтому его единственный карий глаз... источал слезы') навеяла анекдот, каковым делюсь:
'Полковник читает рапорт подчиненного о происшествии. Описание пострадавшей: глаза черные, жгучие, с золотыми искорками, манящие, одного не хватает'.
Общее впечатление: отрицательное.
Алк Тварь внутри тебя
Замечательный рассказ. Нужно будет не забыть и после конкурса посмотреть, кто же автор, дабы почитать что-нибудь еще. Кстати, при желании автор может откликнуться по электронной почте. Обещаю анонимность не нарушать!
Единственный рассказ (пока), в котором не нашла ни единой 'царапки' - ни логической, ни грамматической.
Не буду пересказывать сюжет - советую почитать. С целью стимулирования интереса к рассказу, привожу цитату: 'Лек, который отдавал энергию пять или шесть раз, становится на задние лапы, собирает стаю, хватается за палку, выходит на охоту'.
Отдельное спасибо автору за оригинальную трактовку: 'люди - это те, кто развил разум сам, а не получил его в подарок'.
Общее впечатление: резко-положительное.
Пятьсотпятьдесятпятый Le vertige
Начало рассказа воспринимается хорошо. Вампир-полиглот- эстет, который охотится за 'вкусными' снами. Немного нарочитым показалось объяснение природы вампиризма и последствий данного феномена для человека, которого... (интересно, можно ли сказать 'вампирят'?) опустошают. 'Человеческие объекты после высасывания из них пищи обычно умирают... Вот такой механизм'.
Далее сюжет развивается довольно предсказуемо - вампир находит жертву и попадает в ловушку. Жертва - оборотень, который может употреблять в пищу 'упырьскую силу'. Правда, не совсем понятно, в чем тогда принципиальная разница. Силу успешно употребляют. Вампир становится человеком.
Общее впечатление от рассказа, в принципе, не плохое, значительно пошатнулось в результате восприятия финального диалога. Пользуясь тем, что читаю в бумажном варианте, кое-что посчитала: слово 'придурок' и его варианты встречается девять раз и еще два раза заменяется - один раз на 'кретин', а второй раз - на 'дебил'. Нет, это отнюдь не самые плохие слова. Просто на пятом попадании они почему-то резко начинают вызывать идиосинкразию... Особенно когда понимаешь, что 'придурок' - это синоним к 'человек'...
Общее впечатление: слабо-положительное.
-Azazel- Вампирская история из похоронного бюро
Не знаю, как насчет идеи вампиризма, были в конкурсы варианты и более оригинальные, чем 'застенчивый вампир', но вот идея непрошенных советов и советчиков в финале реализована блестяще! Поневоле задумаешься, стоит ли в следующий раз советовать: А вот Вы бы вот так бы лучше написали бы...
Если серьезно, то рассказ понравился. Единственно, не слишком понятно, зачем в первой половине (а то и двух третьих) рассказа детально описывались будни похоронного бюро, если дальнейшие события и непосредственно сам финал с ним связаны достаточно слабо. Возникает впечатление (опять-таки совершенно субъективное), что автор, начиная писать рассказ, задумывал одно, а в результате текст его вывел на совершенно другую идею.
Общее впечатление: умеренно-положительное.
Э.К. С. Ментоморфозы
Одна из как минимум двух аранжировка идеи 'оборотни в погонах' (может, есть больше, пока не читала). Вполне законопослушный оборотень, так сказать 'в трех лицах', перекидывается при взгляде в зеркало, внешне для окружающих не изменяется. Хорошая идея, но хотелось бы больше остановиться на ее реализации.
Большинство рассказов конкурса имеют структуру 'завязка - событийная часть (как вариант - философская) - финал'. Если есть загадка или интрига, то она ставится чаще всего в завязке, и в финале благополучно разрешается ('Первая соната', 'Лесная ведьма', 'Униженные'....). Иногда автор переставляет местами завязку и финал (редко). Иногда использует элементы круговой структуры ('Лесная ведьма', 'Вторая соната полуночи'). В данном рассказе загадки ставятся по мере ослабевания интереса читателя.
Первая: (сразу же) - что за такой необычный полицейский. Потихоньку проясняя этот вопрос, тут же ставим следующий - кто это за ним охотится. Когда и с этим понятно, выясняется, что оборотень - результат генетического эксперимента. И этого тоже недостаточно - оказывается, что иногда оборотни почему-то становятся просто людьми. Интересная перспективная структура. Вот только жаль, что автор, явно увлекшись, даже в финальную сцену записал не отгадку, а очередную загадку... Но это так, с точки зрения читателя жаль.
'Царапок' почти нет. Единственно 'улыбнула' заботливо положенная автором в нужном месте зеркальная плитка. Т.е. нам ее сначала показали торжественно - вот она, лежит себе, а потом, как бы ненароком, 'посмотрели' в нее главного героя - а то он перекинуться иначе не мог.
Общее впечатление: положительное.
Никитич Кем Быть
Так получилось, что сразу же попался второй вариант 'оборотня в погонах'. Если честно, то первый понравился больше (чур, камни не бросать - обзор читательский, предупреждала).
Основная идея - 'лингвистическое' перекидывание нормального себе среднестатистического бизнесмена в... 'крысу'.
Написано хорошо, есть очень удачные пассажи: про смех Мурзина 'будто он подавился рыбьей костью и теперь пытался вытолкнуть ее из горла', 'будем мы в самом начале славного пути золотой курочке по яйцам бить', 'по галстуку вижу, что на хорошую'.
'Царапок' не нашла, йод и йад не понадобились.
Общее впечатление: положительное.
Nara H. Охотник и жертва
'Пассивный курильщик получает 60% дыма'. Познавательное начало, но не слишком захватывающее. Затем текст выправляется. Интересно показан психологический механизм подавления эмоций в противостоянии вампира и Охотника. Кстати, сам дуэт по духу несколько напомнил 'Ночной дозор', правда, название оказалось другое 'Охотничий патруль'. Но дальше появилось третье действующее лицо (извините, третья действующая морда оборотня) и схожесть пропала.
Сцене сражения не хватает динамики. Демонстрирую: на Нару накидывается оборотень. 'Зря я это сделала', - подумала Нара. А потом еще и 'ой, зря'. Не думаю, что у героини было на это время.
Интересно затронута тема постепенной интеграции 'гемоглобинозависимых и зооморфных' в 'обычную жизнь'.
Финал достаточно предсказуем, охотник в благодарность за спасение жизни делится с вампиром своей кровью. Тем не менее, в финале появляется новая загадка - лаборатория 'Черное Солнце', так что рассказ вполне может служить хорошей завязкой для более крупной формы.
'Царапок' почти нет. 'Ночь шла зазря', 'мерцающие собственным зеленоватым светом глаза', 'и вдруг рывком поняла'.
Общее впечатление: умеренно-положительное.
паук Объятия паука
Очень радует, когда автор предусмотрительно концентрирует основную идею рассказа в двух предложениях. 'Если вы думаете, что лишь мужчины способны лишить девственности, то абсолютно не правы. Похищение жизни и крови куда более эротично и проникновенно'