Архив Эксперикон : другие произведения.

Н-2-О_Обзоры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  • © Copyright Эксперикон(experiment-konkurs@yandex.ru)
  • Добавление работ: Хозяин конкурса, Голосуют: Любой посетитель
  • Жанр: Любой, Форма: Любая, Размер: от 1 до 10M
  • Подсчет оценок: Среднее, оценки: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
  • Аннотация:
  • Журнал Самиздат: Эксперикон. Ежеквартальный Экспериментальный Конкурс
    Конкурс. Номинация "Обзоры" ( список для голосования)

    Список работ-участников:
    1 Левин Б.Х. Обзор конкурса "Нотка соблазна"   36k   "Статья" Литобзор
    2 Бурель Л.Л. Соблазн от "до" до "си" и обратно   8k   "Эссе" Лирика

    1


    Левин Б.Х. Обзор конкурса "Нотка соблазна"   36k   "Статья" Литобзор


    ОБЗОР КОНКУРСА "НОТКА СОБЛАЗНА"

      
       Как всегда, при оценивании литературных произведений буду пользоваться не пролетарским чутьём, а конкретным набором критериев. Вот они:
       - степень соответствия теме (чем больше тематического соблазна-искушения, тем выше оценка);
       - увлекательность чтения (литература без этого превращается в технический текст);
       - привлекательность идеи (идеи двигают миром, и куда тянет читателя литературное произведение, мне не всё равно);
       - литературность произведения (коль произведение - литературное, то качественность текста имеет значение: это не столько грамотность, сколько то, как раскрыта тема и идея).
       Оценивать буду по старой доброй школьной пятибальной системе, понятной всем: за каждый критерий максимум пять баллов. Авторов и их болельщиков прошу особо не обращать внимания на величины оценок, в крайнем случае, на их направленность к минимуму и максимуму. Оценки нужны мне, чтобы распределить рассказы по местам и сравнить потом с решением жюри.
       Рецензии расположены в порядке расположения рассказов в конкурсном списке. В конце обзора - распределение рассказов по местам в соответствии с баллами.
      
      
      
       1. Сладкоежка. Как с пользой провести субботу
      
       Незамысловатый рассказ о соблазнении подруги подругой на шопинг за кофе с пирожным, с тайным замыслом познакомить её с парнем.
       Тема раскрыта полностью и, в общем-то, вокруг соблазнения пирожным и крутится всё содержание. На втором плане - попытка знакомства, как бы соблазнения тоже. Но она столь неестественно выглядит (со стороны парня-официанта), что кажется лишней. Хотя замысел был совсем неплох. Особенно на фоне крыса, который мог бы и больше оживить сюжет. Но и на том спасибо, что крыс оказался говорящим. Хотя, с другой стороны, ничто не предвещало "фантастики", пусть даже и шутливой. То есть получилась смесь жанров, причём плохо перемешанная.
       Читается легко. Есть интрига.
       Вот, не хотела же героиня соблазняться, обоснованно предполагая от подруги подвох, в чём в очередной раз убедилась. А нам урок: умейте говорить "нет!" В этом, по-видимому, идея.
       Рассказ написан простым, ясным языком.
       Остался вопрос: почему от кофе липкие пальцы - его пальцами едят, или пальцами сахар перемешивают? Говорящий крыс не так заинтриговал, как это...
       Тема 5
       Увлекательность 5
       Идея 5
       Литературность 3
       Итого 18
      
      
       2. Спай. Нейромантика
      
       Рассказ позиционирован автором как киберпанк. Дословно это - кибернетический мусор, и означает что-то вроде упадочности цивилизации в недалёком будущем.
       Тема конкурса никак не раскрыта, разве что есть упоминание и описание привлекательности "малышки". Что называется, красной нитью проходит симпатия героя к ней. Но это - не соблазнение, не искушение, а просто фиксация факта. На мои читательские чувства совсем не подействовало.
       Много диалогов, много описательности, мало действий. Похоже на отрывок чего-то большого. И - что? Как оценивать мазок с картины, состоящей из тысяч таких мазков?
       Ни увлекательности чтения, ни идеи - скучно. Для киберпанка это, может, и хорошо... Но если автогонщику нравятся "Запорожцы", то это его проблема, что он заведомо проиграет гонку.
       Литературная составляющая не вызывает особых вопросов. А идеально составленная очень многозначительная фраза про "коня" выдаёт в авторе мастера слова - так зачем было тратить свой талант на киберпанк, мусор, хоть и кибернетический?
       Тема 1
       Увлекательность 1
       Идея 1
       Литературность 3
       Итого 5
      
      
       3. Эмбер. Водитель для Веры
      
       Рассказ о том, как "встретились два одиночества": баба-ягодка-опять и её молодой водитель. Всё действие и происходит в её личном авто: от и до...
       Тема раскрыта на все сто, да так, что при чтении сердце билось всё сильнее, и даже проехал свою остановку в метро (но дочитал!), хотя, казалось бы - женское чтиво!
       Идея? Если женщина хочет - вот и вся идея.
       Написано весьма профессионально, даже сказал бы - агрессивно профессионально: чувствуется ритм, плавность, вкрадчивость текста, как будто подпадаешь под гипноз. Обладая такими способностями, можно написать что угодно, и будут читать (и давать первые места в конкурсах). Поаккуратнее с такими способностями, а то форма превратится в самоцель! Ведь гипноз проходит, мозг включается, и задумываешься: а что это было? Вот, например, страсть между женщиной и мужчиной рассмотрена только с одной стороны, женской, а мужчина, даже когда проявил активность, остался статистом. Какой-то резиновый мужчина! Неубедительна его страсть. особенно на фоне преподробнейше обоснованной страсти женщины. Будь учтено это, получился бы шедевр.
       Тема 5
       Увлекательность 5
       Идея 2
       Литературность 3
       Итого 15
      
      
       4. Ф.В.М. Когда ты есть... 
      
       Миленький анекдот о том, что чайка (перевод имени Лариса) в квартире лучше стаи других, более привлекательных, птичек в воображении, а грудастые-ногастые - вообще, фи (надо полагать, Лариса, слава богу, не такова)! Типа, по Сеньке и шапка.
       Да, именно анекдот, так как нет никаких причинно-следственных связей для заявленных действий героев, даже ангина проходит по мановению руки, нет - ручки, нет - клавиатуры автора (точно так же как она и появляется - только, чтобы потом исчезнуть по мановению... ну, это я уже сказал). Даже главное: чем Лариса лучше других - не показано.
       Что там ангина, когда футбольный фанат, обвинённый в неумении "связать пару слов" и реально так их и не связавший, рассуждает настолько высоким штилем о музах разного калибра, что голова кругом идёт от этого словесного... потока. Однако, это есть самая замечательная, прекрасная часть рассказа, которую хочется читать и перечитывать. Она как раз и есть то, что соответствует теме: соблазнение-искушение. Да, героя и грудастой "царицей соблазняли, но не поддался" он. Ну, разве это не анекдот: такая явная аллюзия на фильм "Иван Васильевич меняет профессию"?
       Идея, конечно, есть, как во всяком анекдоте. Здесь это, как сказано - по Сеньке и шапка. И раскрыта эта идея доходчиво. Но схематично, неубедительно. И читается без интереса, хотя интрига есть: напишет - не напишет стихи? В общем, двойственное впечатление о рассказе.
       Слог хорош, лёгок, поэтичен.
       Тема 5
       Увлекательность 3
       Идея 5
       Литературность 3
       Итого 16
      
      
       5. Днепровский А.А.  Соблазнение Нимфы
      
       Уже названием рассказ настраивает на юмористический лад: согласно мифологии, нимфы соблазняют, а не их соблазняют. Кроме того, по отношению к герою рассказа нимфа оказалась ещё и нимфеткой.
       Итак, тема конкурса раскрыта полностью: на протяжении всего рассказа герой соблазняется-искушается внешним видом Нимфы. Если он и соблазняет-искушает Нимфу, то лишь своим назойливым присутствием. Правда, внутренний мир Нимфы оказался не столь привлекательным, как внешний блеск. Ещё более правда то, что Петровичу на него наплевать. Но вот, надолго ли его хватит, одинокому в браке, быть одиноким ещё и с любовницей? Ведь и Нимфе на Петровича наплевать: успеть бы попользоваться его лопоухостью.
       Читается легко, есть интрига.
       Идея - несоответствие внешности внутреннему содержанию (Аркадий Райкин: "Слушай, внутри средневекового рыцаря - наши опилки! Ой, дурят нашего брата..."). Но наш брат "обманываться рад". Есть о чём задуматься...
       Написано простенько, без затей, выглядит как литературно оформленный анекдот, зато с оживляющим повествование юмором (например, "конец света... не начинался"). Тоже - контраст: видимый глазу юмор, и подсознательная грусть от одинокости героя.
       Тема 5
       Увлекательность 5
       Идея 5
       Литературность 4
       Итого 19
      
      
       6. Вася-рыбачок. Три желанья  
      
       Женско-эмансипационный вариант сказки А.С. Пушкина о золотой рыбке.
       По одёжке встречают. С самого начала - неувязочка: "по нагревающемуся котлу и многозначительно окинула взглядом закипающую воду" - котёл ещё только нагревается, а вода уже закипает. От такой физической задачки мозги могут закипеть! Закипает - это, когда температура воды близка к 100 градусам по Цельсию, и нагреться котёл (его дно и стенки) больше не может, пока в нём есть вода. Так что, пока рыбка, сидя на краю котла, "наблюдала", как котёл "нагревается", её седалище уже поджаривалось, а её хвост, понятное дело, горел в аду... ой, костре, который, наверняка, был под котлом.
       Судя по такой "логике", когда возможно то, что в принципе невозможно, автор - женщина.
       Впрочем, по такому посылу сразу можно было понять, что история не просто сказочная, а сказочно нереальная. Но если бы только это...
       Ладно, форма, но - по сути. Почти с самого начала, когда "ехидная" (цитирую) рыбка, находящаяся всецело во власти рыбака, раз за разом "снисходительно" и "назидательно" (цитирую) диктует ему свою волю, вспомнил анекдот.
       Анекдот. Приходит женщина к врачу. "На что жалуетесь?" "На нервы. Всё раздражает!" "Могу предложить радикальное средство - расслабитесь капитально" "Какое?" "Секс..." "Да? Никогда не пробовала. Все мужики меня раздражают!" "Ну, давайте со мной, я всё-таки врач" "Ладно..." "Ну, как - расслабляетесь?" "Доктор, вы не могли бы или туда, или сюда - раздражает!"
       Раздражает, что рыбка, которую ничего не стоит сварить, снисходительно и назидательно делает из мужчины тюфяка. Правда, в конце рассказа справедливость восторжествовала: наглая рыбина была сварена. Но до этого конца ещё дочитать надо было - настолько раздражали неоднократные (ни пальцев на руках не хватит, ни плавников) издевательства рыбки, описанные с нескрываемым авторским садизмом.
       Тема соблазна раскрыта в образе той, которая и сварила рыбку. И правильно: мужчину не поучать надо, а соблазнять! Стервозная рыбка пыталась помешать простому мужчинскому счастью "созерцания бухгалтерских форм", ворча, что "у мужиков только одно на уме". А ведь могда бы поворчать, что дважды два четыре... Такую рыбку не варить надо, а сразу, минуя желудочно-кишечный тракт - на помойку. Она ж ядовитая!
       Для разрешения неразрешимой задачи совместить стервозную рыбку с темой конкурса (рыбка - стерва, но кто-то же должен кого-то же соблазнить!) автором использован примитивнейший писательский приём, гласящий: если не знаешь, как логически объяснить действия героев, напиши, что это происходило у них во сне. Итак, говорящая рыбка герою привиделось, причём в кошмаре, а соблазнительная бухгалтерша была и есть наяву. Откуда взялся кошмар - история и фантазия автора умалчивают. Раздражает! Зато, наконец-то, стало понятно, почему у рыбки хвост не обуглился.
       Идея рассказа, вероятно, в том, что не надо фантазировать невыполнимые желания, когда оно, по крайней мере, одно, под боком: в образе бухгалтерши с соблазнительными формами. А что? Завтра же пойду посмотреть на формы нашей бухгалтерши! Главное, чтобы она рассказов не писала...
       Кстати, этот рассказ написан живым, ярким языком, читается легко, но ужасно затянуто. А ведь чувствуется рука мастера; так неужели ж надо пихать в произведение всё, что в голову придёт? Например, Северный полюс вставлен в рассказ явно по такому принципу... Мастер ведь должен безжалостно отсекать всё лишнее - только тогда останется шедевр. Но автору, по-видимому, главное - выговорится, а каково читателю - неважно. Она, как та рыбка, забывает, что сидит на краю котла, и одно неверное движение...
       Тема 4
       Увлекательность 3
       Идея 5
       Литературность 3
       Итого 15
      
      
       7. Пикап. Соблазнение 
      
       Типовая женская (в уме произнёс - бабская) история "она его любит, он её - нет", коих на российском ТВ пруд пруди: и в шоу, и в сериалах. Конкретно (включайте соображалку!): любовь к отчиму подруги, которую после смерти матери тот полюбил, но чёрствая падчерица сбежала из дому, и довольная подруга легла к пьяному отчиму, после чего они зажили долго и счастливо, так как безутешному отчиму было пофиг с кем спать, да вот падчерица пытается вернуться домой и разрушить эту идиллию, чему подруга препятствует без ведома отчима. Уфф... Вот, как закручено!
       Конкурс называется "Нотка соблазна", и рассказ - "Соблазнение"... К тому же имя себе автор придумал не простое: "пикап", то есть знакомство с целью соблазнения. Какие случайные совпадения! А без шуток, каждый опытный участник конкурсов знает, что такие "совпадения" - верный признак сомнительного соответствия произведения теме конкурса. Автор как бы подсознательно пытается компенсировать, подменить названием суть. Но ещё Козьма Прутков сказал: "Если на клетке слона прочтёшь надпись "буйвол", не верь глазам своим". На некоторых конкурсах даже запрещено правилами использовать слова из названия темы. Так что говорящее название - лишь повод повнимательнее присмотреться к соответствию рассказа теме. Да, и гордое звание пикапера надо бы автору подтвердить. Настоящими трусиками соблазнённой им Дульсинеи похвастать в виртуальном мире невозможно, а вот чтобы у читателя слюна закапала, (запятая) на худой конец... Итак, что же мы видим? (вопросительный знак)
       А сразу видим, что в вопросительных предложениях отсутствуют вопросительные знаки. Например: "Это квартира Саниных."; "Неужели столько усилий пропадёт даром."; "Что она видела в своей жизни."...
       Тема конкурса раскрыта поверхностно: лишь фактом залегания героини в постель к пьяному отчиму подруги. Других фактов соблазнения в рассказе нет, не обнаружено. Есть рассуждения, но не действия...
       Да, и что это за соблазнение! Залегание в постель к полубесчувственному телу - это уже результат, а не процесс! Но - зачёт.
       Идея... Идея... Может, это: выживание любой ценой? Выживает тот, кто выживет из квартиры другого? Такова жизнь? Так она всегда, в любом случае, "такова"... А о цене ещё Ф.М. Достоевский всем школьникам объяснил доходчиво: за преступлением следует наказание.
       Читается с трудом. Ну, просто баб... женские историйки меня не интересуют в принципе: кто кого с кем... Но я - один, а тех, кого они интересуют - миллионы.
       Читается с трудом. Ну, просто русский язык - великий и могучий, а тут какой-то... Впрочем, всем жить надо. Кому-то и такой язык в самый раз - ну, да, тем самым ба... женщинам подобного мировоззрения: "Семён для тебя - лучшая партия. Мужик работящий, непьющий почти. Нестарый ещё - он же младше твоей матери лет на десять. Будешь как сыр в масле кататься." Понятно, что это не мысли автора, а героини рассказа, и что в жизни такого, действительно, много, да и похуже есть. И весь рассказ написан как бы от имени косноязычной ба... женщины. Но это не утешает. Так как написано, как пример для подражания: вот, мол, как бывает, и ничего за это не будет.
       Тема 1
       Увлекательность 2
       Идея 1
       Литературность 2
       Итого 6
      
      
       8. Цербер. Жажда Жизни   
      
       Рассказ такой силы, с такой идеей, так качественно и вкусно написан, интеллигентно, с чувством меры, что и какой-нибудь классик из прошлого времени, то есть настоящий писатель, не побрезговал бы его написать. Пересказывать его нельзя, его надо читать.
       Соблазнение по теме - стопроцентное, нет - тысячепроцентное! Не только литературный герой поверил другому герою, и был введён в искушение, но и я, читатель, взявшийся оценивать свысока (сидя на горе и наблюдая за борьбой двух тигров), со стороны, был искушён, искусан, изжёван и выплюнут автором. Ай, да Цербер, ай да сукин сын (почему бы и нет: ведь Цербер - хоть и мифический, но пёс, и мать его - ещё хуже: змееподобна)!
       Всё думал, когда же, где же искушение? Даже намёк на могилу понял лишь как желание старика умереть, никого не обременяя... А вышло по-другому, неожиданно - так как рассуждения старика можно было, как оказалось, понять двояко. Я пошёл по проторенному пути, автор - по своему. Это большая редкость, браво!
       Читается на одном дыхании. Герои объёмные, живые (даже мёртвая "цыганка"). Причём, в пропорции, соответствующей их роли в рассказе.
       Поначалу сцена в туалете, хоть и написана тактично, аккуратно, но вызывала неприятие из-за натурализма. Но когда карты были раскрыты, стало ясно, что так был показан цинизм старика: тот, подобно известному литературному герою, считает, что "право имеет" на всё. Ещё раз браво!
       Идея вынесена в заголовок, раскрыта в рассказе, но не решена за читателя. Автор не симпатизирует ни искусителю, ни искушённому: каждый читатель вынужден выбрать свой путь. Но ясно, что искуситель - гад, а искушённый - "обманываться рад". Вор у вора дубинку украл. На ум приходит ещё одна ходячая цитата: "Пока на свете живы дураки обманом жить нам, стало быть, с руки". Не могу не упомянуть, что на тему искушения, подобную раскрытой в рассказе, есть "Сказка о глупости" Ивана Франко - очень поучительная вещь!
       Удивительно, но мистика, имеющая в рассказе фактически решающее значение, не выглядит таковой, она - лишь акцент, лёгкий намёк, превращающий реалистический рассказ в притчу, превращающий неожиданно, и потому - очень сильно. И ещё раз: браво!
       Есть одно замечаньице по логичности. Старик ходит в туалет не раз в день. А зеркало там будто впервые за тридцать лет увидел. Даже для старческого склероза - слишком. Тем более на фоне его выдающихся умственных способностей. Можно было бы обыграть сцену с зеркалом чуть по-другому, обойдя эту нелогичность.
       И ещё. Автор явно ехидно вставил ни к месту "нефритовый лотос" оргам назло. Спасибо! А то ишь, чего удумали: диктовать гениальным писателям, как писательствовать...
       Тема 5
       Увлекательность 5
       Идея 5
       Литературность 5
       Итого 20
      
      
       9. Гор. Звонкие каблучки  
      
       Ух, ты - автор, студент-гуманитарий, решил потягаться с признанным класиком мировой литературы, да ещё несмотря на предупреждение уважаемого им человека: "Не влезай, убъёт!" Разумеется, после этакого заявления рассказ можно было не читать. Но долг превыше всего: надо же узнать, на кол или всё же на двоечку справился наш герой. Сравнивать-то мы будем с классикой - сам напросился!
       Рассказ-типа-ужастик о том, что утонул мальчик из-за беспечности других детей постарше. И виновные (точнее, виновный) переживают до галлюцинаций.
       Учитесь взрослые, как надо... переживать. Другого-то дети всё равно ещё не умеют: ни предусмотреть опасность, ни избежать её, ни выручить товарища из беды.
       Но автор суров: мучайся, гадёныш - из-за тебя утонул мальчик!
       Требовать геройства от каждого - любимая забава всех. Куда сложнее организовать дело так, чтобы герои не нужны были вовсе.
       Но - ближе к оцениванию рассказа...
       Тема искушения-соблазнения в чём здесь? Искушение не отвечать за свои плохие поступки? Соблазнение грудями подружки? А потом - и всею ею? Положим, так. Но всё это как-то вскользь...
       А идея? Преступление и наказание? Наверное. Но по отношению к ребёнку четырнадцати лет, который только с четырнадцати лет (по российскому уголовному праву) несёт ответственность лишь за некоторые, причём, умышленные действия , а полная ответственность наступает в 16 лет - это слишком, это глупо, да просто - нарушение УК РФ.
       Ну, и что (тема, идея) - главное-то не состоялось: громко проанонсированного ужастика не получилось. Вышел еле слышный пшик... Проще говоря, читать не интересно. Я даже не понял, где меня пугают. Где, из какой стенки вылазит пресловутая чёрная-чёрная рука? Нет элемента неожиданности, необходимого для того, чтобы испугать.
       Технически написано на таком же уровне. Хотел написать: "на уровне школьного сочинения, как я провёл лето", но это за меня написал сам автор: "почти детский рассказ" (имея в виду, конечно, не форму, а суть, но вышло и по форме). Вот парочка примеров простого, как разговор, стиля: "Витьку накрыло" (медным тазиком, или чем?); "всю дорогу пропадал по командировкам" (выхожу один я на дорогу, и иду по ней в командировку?). А "ребятня и взрослые" (узнаваемые слова песенки из "Бриллиантовой руки"), которые смотрели на труп - это юмор, аль чо?
       Вопрос: почему некоторые авторы разрешают себе пещерно-подворотный стиль, когда в остальном пользуются всеми благами цивилизации, сделанными отнюдь не топорно? Я и от литературы хочу получать удовольствие на высоком уровне современной цивилизации.
       Отговорку, что это, мол, стилизация под литературно безграмотную, дворовую речь ребёнка-семиклассника, не рассматриваю, так как автор грозился написать на уровне классики, а не седьмого класса.
       Тема 3
       Увлекательность 2
       Идея 4
       Литературность 1
       Итого 10
      
      
       10. Эльванелла. Фактор чувствительности  
      
       Рассказ о соблазнении мужчиной любовницы на предательство своей подруги, как часть эксперимента по социализации роботов, коими являются не только эта сладкая парочка, но кто знает, может, и все-все-все, включая и автора рассказа, да и читателя, пожалуй, то есть меня... А робот роботу чип не вывинтит, но по дури правду впаяет!
       Тема соблазнения, как сказано, присутствует: на ней держится сюжет и интрига. Конечно, прикольно, что робот любит робота по-человечески (но это стало ясно только в конце рассказа). Но процесс соблазнения не показан вообще: мужик сказал, баба сделала. Не потому что он её как-то охмурял, а просто потому что была влюблена в него. Есть лишь логические уговаривания девушки самой себя: будет война, погибнут люди, деньги не помешают и т.д.
       Интрига не увлекает, так как она очевидна, поскольку раскрыта сразу. Ясно было, что женщина выполнит "задание". Интерес появился только тогда, когда герои оказались роботами. Но это был краткий миг: дальнейший диалог ничего особо нового не прибавил, и потому скучен.
       Идея вовлечения роботов в человеческую жизнь - сама по себе ценности давно в литературе не представляет, так как стара. А вот как это скажется на людях? Тут каждый автор, использующий эту идею, волен пофантазировать. В рассказе это - то, что робот влюбляется. Возможно, ошибаюсь, но и это - не ново. Главное же, каковы последствия этого для человечества - не рассмотрены, дан только сам факт. Но литературное произведение - не отчёт о научных исследованиях, не перечисление фактов...
       Написано простым, разговорным языком. Царапнули парочка неточностей, которые касаются мимики женщины при общении с любимым мужчиной: "хихикнула" и "скривилась". Странно: девушка хочет нравиться парню, и - хихикает и кривится. А вот ещё такое же: "Роман пробормотал что-то про себя, искривился и через раздвижную дверь покинул лабораторию". "Искривился" буквой зю, что ли? Или вот это: "в её голову проникла мысль". Во-первых, в голову (а не в ... куда?), во-вторых, проникла извне в голову: наверное, через рот, или через нос, или через уши...
       Открою секрет опытных роботов-писателей. Чтобы писатели-люди приняли вас за своего, следует представлять в воображении и чувствовать всё, что пишете. Если автор всё же человек, то повторю: представлять в воображении и чувствовать всё, что пишете (в этой фразе каждое слово важно!). Тогда никто не искривится, и мысль ни откуда не проникнет.
       Да, чтобы не подумали, что я придираюсь, признаюсь, что примеры взял, ткнув взгляд наугад, а не тщательно анализируя текст. Если бы придирался, то посчитал бы ошибкой "иммигрирующего", а так, просто говорю: исправьте опечатку - на "имитирующего".
       Тема 1
       Увлекательность 3
       Идея 2
       Литературность 2
       Итого 8
      
      
       11. Temptation.  Шикага-Га  
      
       Легко написанный и читабельный чувственный рассказ ни-о-чём. Несколько несвязанных эпизодов из жизни крутого русского в ещё более крутой Америке. Или я чего-то не понял, или это литературный чёрный квадрат, ну, то есть модный среди модников пост-модернизм.
       Стремительные "олимпийские состязания" героя с афроамериканкой напомнили сцену страсти между евреем и палестинкой у Э. Севелы "Остановите самолёт - я слезу!" А её претензии к русскому - зеркало для М. Задорнова. Ну, точно - постмодернизм с его аллюзиями!
       Но разберём этот квадрат на грани, согласно плану оценки. Отмоем его до гренландско-сибирской белизны, чтоб блестел, как у Мартовского Кота - глаза...
       Тема соблазнения раскрыта не столько в рассказе, сколько за его пределами: действует не через наблюдение за героями, а непосредственно на читателя. Ну, как не соблазниться этаким вкусным, ароматным, осязаемым описанием: "Округлые плечи гибкой спиной переходили в объемную женскую красоту, сидевшую на соседней скамейке"? Дал прочитать жене - она, улыбнувшись, невольно провела рукой по воздуху воображаемую кривую плеч, спины и далее... Далее...
       Написано настолько легко и непринуждённо, что оторваться, читая даже эту явную бессмыслицу, невозможно - увлекает не ожидаемый результат, а процесс смакования ("чавкала от восторга").
       Идея? Расслабьтесь и получите удовольствие от чтения, "почувствуй боль минутного восторга..." - вот и вся идея. Ну, и что: вот, минута пролетела - и, ага?
       Литературная составляющая, как сказано, безупречна: "Заросший магазинами бульвар", "голос пел", "за сцену, которая больше Земли"...
       Тема 5
       Увлекательность 5
       Идея 2
       Литературность 5
       Итого 17
      
      
       12. В. В прошлом веке  
      
       Анекдотичная история о том, как не совсем молодой, но привлекательный мужчина был приглашён старым знакомым в гости, где его с вожделением ждала знойная красавица, а он заявился с женой... Правда, история неправдоподобна изначально: гость сказал, что приехал с сыном, почему-то не упомянув о жене, а соблазнительницу почему-то не смутило наличие сына и неизвестность с семейным положением объекта. Хотя эти условности и вписываются в рамки жанра, о котором сделано предупреждение сразу: водевиль.
       Тема соблазнения раскрыта так хорошо, что я сам было... Но я тоже женат, и воздержусь от подробностей...
       Читается легко, чувствуется какая-то недосказанность, интрига, но она быстро разрешается, хотя, к сожалению, не до конца - интересно было бы узнать, чем закончилась встреча. Хозяин мог выкрутиться: "Вот, вы продукты нам принесли, а мы вас женщиной обеспечили: баш на баш". Ну, типа, вы считаете нас бедными на это, а мы вас - на это.
       Идея? По-моему, автор не заморачивался какими-то идеями, просто описал прикольную ситуацию.
       Написано нормальным, добротным языком, практически литературным. Только слово "подоплёка" не точно выражает суть в контексте, а так - никаких претензий.
       Тема 5
       Увлекательность 4
       Идея 1
       Литературность 4
       Итого 14
      
      
       13. Voice. Ангел 
      
       Расссказ о том, как однажды сломленный государством молодой парень (оно использовало его как пушечное мясо) ищет опору, чтобы выпрямиться, не в себе (он же сломлен!), а в ангельском голосе женщины из радио. Весьма убедительное живописание ломания занимает большую часть объёма рассказа. Следующую (но первую по ходу действия) - стандартный текст стандартной радиопередачи. И - немного слов в конце о том, что герой считает женский голос из радио - ангельским, из-за чего прекращает приём снотворного, решая, что "ангел" теперь принадлежит лично ему, и ему поможет (вместо таблеток).
       Если считать отказ от приёма лекарства, прописанного врачом, результатом прослушивания радиопередачи, то это и можно считать соблазнением. Кашпировский и не такое проделывал - всю страну соблазнял. Так что тема конкурса решена реалистично.
       Поскольку рассказ участвует в конкурсе "Нотка соблазна", а описание боевых действий явно не относится к соблазнению, то данную часть рассказа, написанную наиболее убедительно и ярко, читать не интересно, и я это делал, скрепя сердце. Ну, это как в миниатюре Полунина "Асисяй": если нужна "детектива", то "лубоф" не нужна, и - наоборот. Или другой пример. Французские детективы обязательно включают описание душевных переживаний героев. Их я обязательно пропускаю при чтении. В английских, или американских такой ерунды нет. Если я захочу переживаний, то для этого есть другие жанры литературы...
       Идея, получается, в том, что сломленного мужчину починить может только женщина, хочет она этого, или не хочет - герой даже спрашивать её не собирается; он решил, что она "его персональный ангел" и что "скоро она будет с ним", и всё тут! Мужик решил - мужик сделал! Да, с государством не потягаешься... С ангелом - плёвое дело...
       Но - не верю! Память дана человеку для того, чтобы забывать. Если человек сознательно не хочет забывать, получая удовольствие в страданиях и жалости к себе, любимому, то ему никакой ангел не поможет - он ещё и ангела замучает до смерти!
       Написано нормальным, точным языком - никаких претензий по качеству текста. Но вот убедительности в ангельскости "ангела" нет. Есть лишь слова об этом: "Только у ангела может быть такой голос, зовущий, искушающий, эти чарующие, божественные звуки бальзамом ложатся на его иссушенную душу".
       Повторю, до этого с десяток строк рассказа занимает текст радиопередачи, и - ни слова об оценке героем голоса радиоведущей! Потом - описание войны. И вдруг, ни с того ни с сего читателю сообщается, что голос в первой половине рассказа БЫЛ ангельский.
       В начале рассказа он назван лишь "томным". Но в этом слове есть подтекст неискренности, желания понравиться, то есть контекст отрицательный. Прослушав радиопередачу, герой и не подумал как-то прокомментировать его ангельскость. И только на фоне воспоминаний о войне решил, что голос - ангельский. Ну, на фоне дерьма всё будет конфеткой! Потому и не верю! Не верю, что голос ангельский, не верю, что ангел будет его, не верю, что ангел ему поможет забыть войну. Человек сам должен приложить усилия... Хотя сам по себе этот рассказ - уже такая попытка.
       Тема 3
       Увлекательность 3
       Идея 3
       Литературность 4
       Итого 13
      
      
       14. Возвращенка. Дух дома, аромат странствий  
      
       Рассказ-зарисовка без сюжета и действующих лиц на тему "здесь русский дух, здесь Русью пахнет", представляющий собой, вероятно, отрывок большого произведения, о чём говорят невесть откуда взявшиеся личности, рассчитан на читателей-гурманов, книгоманов (по аналогии с меломанами - любителями слушать музыку).
       Тема соблазнения решена агрессивным напором на чувства читателя описаний всевозможных ароматов и всякой ностальгической всячины. Многочисленные многозначительные бессмысленные предложения должны воздействовать на податливые души. Например: "Когда Андрей взялся ухаживать за моей дочкой, время внезапно устремилось вперёд и унесло на своей вздыбленной хребтине мои любимые букеты." Замечательно! Красиво! Но кто такой Андрей? И чо за дела такие: Андрей перестал маме букеты дарить и стал дарить их дочке (восемнадцать её уже)? Ах, нет - все букеты, и старые, и новые, унесло на хребтине какой-то. Самую впечатляющую вздыбленную хребтину я видел на фото скелета диплодока из музея динозавров. На этой унесло? На такой - может...
       Меня, понятно, такое не увлекает. Это - на любителя, на гурмана, элитарное произведение.
       Идея? Ну, предположим (хочется всё же найти её!), любовь к малой родине, родному дому: "родные детские запахи сначала прихлынули волной, затем утекли мелкими струйками и, наконец, к сухости перекалённой земли примешалось вольное дыхание трав, цветов, скал и моря".
       Литературность выше всяческих похвал, снимаю шляпу. Написано вкусно, ёмко, зримо. Однако, на мой практический вкус, на который не стоит обращать никакого внимания, затянуто и порой слишком профессионально-технически описаны ароматы (всякие ноты трёх уровней).
       При таких словесных вывертах, коими изобилует произведение, неизбежны травмы смысла. Вот одна: "разумней, чем пытаться вызвать машину по заглохшему мобильнику". Когда мобильник заглох (то есть его, считай, нет), то по нему, конечно, можно вызвать машину, но разумнее (коль есть разум!) всё же не вызывать - ведь он заглох (мобильник заглох, а не разум).
       Тема 4
       Увлекательность 4
       Идея 4
       Литературность 5
       Итого 17
      
       РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО МЕСТАМ (в скобках - баллы)
      
       1. (20) Цербер. Жажда Жизни   
      
       2. (19) Днепровский А.А.  Соблазнение Нимфы
      
       3. (18) Сладкоежка. Как с пользой провести субботу
      
       4. (17) Temptation.  Шикага-Га  
      
       5. (17) Возвращенка. Дух дома, аромат странствий  
      
       6. (16) Ф.В.М. Когда ты есть... 
      
       7. (15) Вася-рыбачок. Три желанья  
      
       8. (15) Эмбер. Водитель для Веры
      
       9. (14) В. В прошлом веке  
      
       10. (13) Voice. Ангел 
      
       11. (10) Гор. Звонкие каблучки  
      
       12. (8) Эльванелла. Фактор чувствительности  
      
       13. (6) Пикап. Соблазнение 
      
       14. (5) Спай. Нейромантика
      
      
      
      

    2


    Бурель Л.Л. Соблазн от "до" до "си" и обратно   8k   "Эссе" Лирика

      
      В конкурсе приняли участие 14 рассказов, 14 ноток соблазна.
      Хороши все, на мой вкус, каждая по-своему.
      
      Сладкоежка
       Н-2-О: Как с пользой провести субботу
      
      Субботняя нотка соблазна дробится на кванты: подольше поваляться в постели,посмотреть сериал,
      погулять с хвостатым питомцем, обнулить незавершённые домашние дела.
      Но дружеский долг - прежде всего, и это похвально, ведь чашка кофе с пирожным не тянут на нотку соблазна.
      Второй слой соблазна - коварный план подруги познакомить с барменом.
      Из лучших побуждений, конечно, ведь Олежка, дарящий крыса, пусть и симпатичного,
      и служащий на Северном флоте, не лучший,по её мнению, объект для любви.
      План не сработал, возможно, в этом виноват Витюня, предусмотрительно подаренный моряком.
      Есть ещё вариант: вечерний сериал интересный, но это, конечно, менее вероятно.
      В общем, нота соблазна прозвучала, но эха в виде результата не получилось.
      Да это и не важно: главное - процесс. А он описан достоверно, легко,
      с неожиданными поворотами и фантастическим финалом.
      
      Спай
       H-2-O: Нейромантика
      
      Фантастика, любимый жанр. И герои такие симпатичные. Вчитываюсь и понимаю, что тут -
      две нотки соблазна с противоположными знаками и они стремятся навстречу друг другу,
      как и положено разно заряженным частицам.
      Думаю, результат не слишком заставит себя ждать.
      Автор очень прозрачно и умело намекает на это.
      
      Эмбер
       Н-2-О: Водитель для Веры.
      
      Классический вариант соблазна в полный рост. Как умело автор разворачивает сюжет,
      то закручивая ткань повествования, то отпуская. Где-то на периферии маячит слово "альфонс",
      но как-то робко и не настойчиво. Ведь весна.
      
      Ф.В.М.
       Н-2-О: Когда ты есть...
      
      Читая чужие стихи легко соблазниться мыслью о лёгкости написания своих,
      особенно, если тема будущих шедевров - любовь.
      Выбирая себе музу, герой рассказа проявил завидную осведомлённость
      в жанрах поэзии, то есть, теоретически вполне подкован.
      А на практике - выбранная Муза жестоко, по-адски, подшутила,
      извлекла из памяти прекрасные, но чужие строки.
      Хвала герою, что он избежал соблазна их присвоить.
      И награда не замедлила быть: вернулась любимая,
      способная реально вдохновить. Просто надо правильно выбрать на что.
      
      Днепровский Андрей Александрович.
       Н-2-О: Соблазнение Нимфы
      
      Процесс соблазна развивался по обычному сценарию, протекал ни шатко ни валко: увидел,
      неодолимо возжелал, нафантазировал кучу вариантов с нужным финалом.
      И, внезапно, поворот на 180 градусов - соблазнитель превращается в соблазнённого.
      Браво, автор!
      
      Вася-рыбачок
       Н-2-О: Три желанья
      
      Какой сложный сказочный путь соблазна! Объект попался на редкость твердокаменный.
      Золотые рыбки исполнили три желания в кубе, чтобы клиент, наконец-то,
      дошёл до нужной кондиции.
      От радости хочется спеть в хоре с рыбками:"Ах, эти чёрные глаза".
      
      Пикап
       Н-2-О: Соблазнение
      
      Плановое соблазнение. Длительное и основательное. Героиня - очень целеустремлённый человек.
      Но как то грустно. Нотка соблазна робкая и тихая. Слишком жизненная, сто ли.
      Тревожно за героиню, обретшую такое долгожданное счастье.
      
      Цербер
       Н-2-О_Жажда Жизни
      
      Мистика. Я бы добавила, мистический триллер. Неравная борьба двух соблазнов:
      желания получить "на халяву" и жажда продлить жизнь за отмеренный судьбой срок.
      Автор - мастер высокого класса. Все детали проработаны и не случайны.
      Послевкусием остаётся вопрос:"Что там за переходом?"
      
      Гор
       H-2-0: Звонкие каблучки
      
      Сразу хочу сказать: проба автору удалась.
      Страшно это, поддавшись соблазну, утаить правду,
      а потом мучиться осознанием вины и слышать звонкие каблучки совести.
      
      Эльванелла
       Н-2-О_Фактор чувствительности
      
      Любимая фантастика. Дочитав рассказ, поймала себя на мысли, что в нём роботы действуют,
      как люди, а люди - как роботы.
      Парадоксальная ситуация.
      
      Temptation
       H-2-O: Шикага-Га
      
      Практически утонула в обилии соблазнов большого города, насытивших рассказ.
      И лишь вездесущая Глория помогла удержаться на плаву.
      Яркий красочный рассказ, вот только рабский поцелуй колена в финале слегка озадачил:
      не ожидала такого от нашего туриста.
      
      В.
       H-2-O: В прошлом веке
      
      Нота соблазна, прозвучавшая по ошибке. И такое бывает.
      Зато как красиво длилась!
      
      Voice
       Н-2-О: Ангел
      
      Сложная тема у рассказа. Сон-воспоминание о кровавой войне, который превращает жизнь в кошмар.
      И голос, который принадлежит реальной женщине, но воспринимается как глас ангела.
      Это спасение или только очередной соблазн поверить в спасение?
      
      Возвращенка
       H-2-O:Дух дома, аромат странствий
      
      Магия ароматов. Даже просто читающему невозможно не соблазниться и не захотеть
      в реальности оказаться рядом с героиней на берегу Белого моря.
      Замечательный рассказ!
      
      
      Спасибо всем участникам за чудную мелодию конкурса,
      в которую слились нотки соблазна рассказов. И - удачи!

     Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список

    Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"