Kuršių marių ir apylinkių 1887 m. žemėlapis. Parodytas ir Karaliaus Vilhelmo kanalas (vok. König-Wilhelm-Kanal)
Karaliaus Vilhelmo kanalas (arba Klaipėdos kanalas) – 1863–1873 m. tiesiogiai sujungęs Klaipėdos uostą ir Miniją (o per ją ir su Nemunu), šitaip aplenkiant Kuršių marias. Ilgis siekia 25–27 km, plotis 28–30 m, vidutinis gylis 1,7 metro. Po Antrojo pasaulinio karo kanalas buvo pervadintas Klaipėdos kanalu.
Kanalo pradžia yra ties Lankupiais, kur jis atsišakoja iš Minijos. Tada eina į šiaurės vakarus, pro Dreverną, galiausiai pasiekia Klaipėdą, kur susijungia su Malkų įlanka ties Konteinerių terminalu ir „Vakarų laivų gamykla“. Pripažintas hidrogeologinis draustiniu.
Istorija
Tiesti buvo planuojama dar XVIII a. viduryje, tačiau dėl finansinių sunkumų projektas atidėtas. Tuo metu Nemunu į Klaipėdą buvo plukdoma vis daugiau medienos, o vėjuotoje Ventės rago akvatorijoje neretai sieliai būdavo išblaškomi ir dėl to medienos pirkliai patirdavo nemažų nuostolių. Siekiant apeiti Kuršmares ir nuspręsta Miniją ties Lankupiais sujungti su Klaipėdos uostu.
Nuo Minijos žiočių iki Drevernos pradėta kasti 1863 m. vasarą, darbai truko apie 10 metų. Kanalo statybai vadovavo vokiečių inžinieriai Degneris ir Mohras. Kanalo 8 kilometrų ruožas buvo iškastas ir paruoštas naudoti 1865 m. spalio 16 d. Vandens lygio skirtumams pašalinti kanalo pradžioje taip pat pastatytas ir įrengtas Lankupių šliuzas (Lietuvos technikos paminklas). 1865 m. lapkričio 27 d. kanalas buvo oficialiai pavadintas Karaliaus Vilhelmo kanalu – tuo metu Prūsiją valdžiusio karaliaus Frydricho Vilhelmo I garbei. Kanalo kasimo darbai buvo tęsiami toliau. Paskutinę atkarpą nuo Drevernos iki Smeltės ir toliau kasė vietos gyventojai. Po Prancūzijos ir Prūsijos karo (1870–1871), Prancūzijai pralaimėjus, paspartinti kanalo kasimo darbams nuo 1870 m. paskutiniojo metų ketvirčio buvo atsiųsta apie 690 prancūzų karo belaisvių. Jie pradėjo kasti kanalą nuo Smeltės iki Stariškės (vok. Starrischken) kaimo, o kita grupė vietos gyventojų jau penketą metų kanalą kasė nuo Drevernos Smeltės link. Prancūzų belaisviai kanalą kasė apie trejus metus.
1902–1904 m. kanalo krantai sujungti dešimčia lengvų metalinių tiltų.
Канал Вильгельма
Куршский залив и его окрестности в 1887 году карта. Канал короля Вильгельма (Кениг-Вильгельм-Канал)
Канал короля Вильгельма (или Клайпедский канал) - 1863–1873 гг. напрямую связал порт Клайпеды и Миньи (и через него с Нямунасом), минуя Куршский залив. Длина 25–27 км, ширина 28–30 м, средняя глубина 1,7 м. После Второй мировой войны канал был переименован в Клайпедский канал.
Начало канала в Ланкупяй, где он лает из Миния. Затем идет на северо-запад, через Древерн, в конце концов достигает Клайпеды, где соединяется с заливом Малку на Контейнерном терминале и Западной верфи. Признан гидрогеологическим заповедником.
история
Его планировалось построить в 18 веке. но из-за финансовых трудностей проект был отложен. В то время все больше и больше древесины доставлялось к реке Нямунас в Клайпеде, а в ветреной области Вентского рога души часто рассыпались, и лесопромышленники терпели значительные потери. Чтобы обойти Куршскую косу, было решено подключить Минию к Ланкупяю с Клайпедским портом.
В 1863 году устье Минии было доставлено в Древерн. Летом работа длилась около 10 лет. Строительство канала вели немецкие инженеры Дегнер и Мохрас. 8-километровый участок канала был вырыт и готов к использованию в 1865 году. 16 октября Замок Ланкупяй (Технический памятник Литвы) был также построен и установлен в начале канала, чтобы устранить перепады уровня воды. 1865. 27 ноября Канал был официально назван каналом короля Вильгельма - в то время в честь прусского короля короля Фридриха Вильгельма I. Рытье канала было продолжено. Последний участок от Древерне до Смелте продолжал перевариваться местными жителями. После Франции и прусской войны (1870-1871) Франция потеряла канал, чтобы ускорить горные работы с 1870 года. Около 690 французских военнопленных были отправлены в последнем квартале прошлого года. Они начали рыть канал из деревни Старришкен в Смелте, а другая группа местных жителей уже вырыла пятилетний канал из Древерна в Смелте. Французские заключенные вырыли канал около трех лет.
1902-1904 м. Берега канала соединены десятью мостами из легких металлов.
König-Wilhelm-Kanal
Zur Navigation springen
Zur Suche springen
Verlauf des König-Wilhelm-Kanals
Der König-Wilhelm-Kanal (litauisch Karaliaus Vilhelmo kanalas bzw. Vilhelmo kanalas, früher Klaipėdos kanalas) ist ein Kanal an der Nordküste des Kurischen Haffs im heutigen Litauen, der 1873 fertiggestellt wurde.[1] Er diente dazu, die Memel direkt mit der Hafenstadt Memel/Klaipėda zu verbinden und somit die zuvor notwendige, teilweise gefährliche Fahrt über das Haff zu umgehen. Dazu verbindet er die Minge (lt. Minija), die ihrerseits in das Memeldelta mündet, direkt mit dem Hafen Klaipėdas. Der Kanal wird heute nicht mehr für die Schifffahrt genutzt.
Inhaltsverzeichnis
1 Geschichte
2 Verlauf
3 Literatur
4 Weblinks
5 Einzelnachweise
Geschichte
König-Wilhelm-Kanal, am nördlichen Ostufer des Kurischen Haffs und südlich der Stadt Memel, auf einer Landkarte von 1910 (siehe Anschlusskarte rechts unten im Bild).
Eine bedeutende Rolle spielte in früheren Zeiten auf der Memel die Flößerei. Das im Oberlauf geschlagene Holz wurde die Memel hinab transportiert und am Unterlauf teilweise vorverarbeitet. Große Mengen mussten in die damaligen Zentren Königsberg und Memel/Klaipėda transportiert werden, über die der Weitertransport (vor allem von Klaipėda aus auch auf dem Seeweg über die Ostsee) organisiert wurde.
Nach Klaipėda bestand von der Mündung aus ein natürlicher Wasserweg über das Kurische Haff. (In Richtung Königsberg bestand eine solche natürliche Verbindung nicht, weswegen bereits wesentlich früher eine künstliche Wasserstraße, das Friedrichsgraben-System, erbaut wurde.) Allerdings war der Weg über das Kurische Haff recht unsicher, weil auf ihm das Windenburger Eck umrundet werden musste. Hier zieht sich eine Moräne weit ins Haff hinein. Bei Süd- und Südwestwind lief man Gefahr, auf die unter Wasser lauernde Stein- und Schotterbank geworfen zu werden; bei Nordwest- und Nordwind konnte man im Schutz der Landzunge aufs Haff fahren, geriet dann aber auf Höhe des Leuchtturms in den Seegang des offenen Wassers, der sich über 20 – 30 km Windweg aufbauen konnte.
Die Stelle galt als problematisch und konnte je nach Wetterbedingungen den Transport behindern oder zu teilweise erheblichen Verlusten bei der Flößerei führen. Da es keine Versicherung auf Holzflöße gab, entstanden den Kaufleuten hohe Risiken; so scheiterten in den Herbststürmen des Oktober 1862 Flöße im Wert von ca. 70 000 Thalern an dieser Stelle.[1] Auch für die normale Schifffahrt galt das Windenburger Eck als gefährlich.[2]
Um diese Stelle zu umgehen, wurde bereits im 18. Jahrhundert ein erster Kanal geplant, jedoch aus finanziellen Erwägungen nicht erbaut, da manche Kaufleute es vorzogen, ihre Schneidemühlen ins Memeldelta zu stellen. Erst im 19. Jh. war der Bedarf an Schnittholz so gestiegen, dass wieder ein Bau diskutiert wurde.[3]
Eine weitere Planung aus dem Jahr 1858 sah zuerst einen Kanal bis Dreverna vor; 1860 wurde die Planung aber direkt bis zum damaligen Holzhafen Klaipėdas bei der Ortschaft Schmelz/Smeltė erweitert.[4]
1863 wurde mit dem Bau des Kanals begonnen, bis 1865 war der erste Planungsabschnitt von der Minge bis zur Dreverna fertiggestellt.[3] Insgesamt dauerte der Bau zehn Jahre und wurde nach 1870 durch den massiven Einsatz französischer Kriegsgefangener zum Abschluss gebracht. Der Bau kostete eine knappe Million Thaler.[1] Benannt wurde die Wasserstraße nach dem preußischen König und späteren deutschen Kaiser Wilhelm I.
Anfangs wurden Flöße und Schiffe hauptsächlich getreidelt, wozu ein Treidelpfad entlang des östlichen Minge- und des westlichen Kanalufers diente.[3] 1902 wurde der Kanal dann vertieft, um ihn auch für größere Dampfschiffe nutzbar zu machen.[4]
Im Laufe der Zeit verlor der Kanal an Bedeutung und ist heute nicht mehr als Wasserstraße in Betrieb. An der Mündung bei Klaipėda erinnert ein Denkmal an die französischen Kriegsgefangenen, die beim Bau des Kanals starben.
Wilhelm-Kanal, Blick nach Süden
Wilhelm-Kanal im Jahr 1944
Verlauf
Der Beginn des Kanals befindet sich beim Ort Lankupiai an der Minija, ca. 17 km von deren Mündung in die Atmata (einem Mündungsarm der Memel). Dort befindet sich die einzige Schleuse Litauens. Diese diente vor allem dazu, das Frühjahrshochwasser vom Kanal abzuhalten, ist heute jedoch außer Betrieb.
Nach ca. 13 Kilometern besteht über die Dreverna bereits eine Verbindung zum Haff – an dieser Stelle hat man das Windenburger Eck bereits umfahren. Nach weiteren neun Kilometern mündet der Kanal dann in das Hafengebiet von Klaipėda. Heute ist der Kanal durch einen Wall vom Haff abgetrennt und dient als Wasserreservoir für die Stadt.
Literatur
Mohr: Der König-Wilhelm-Kanal bei Memel. In: Deutsche Bauzeitung. Ausgabe vom Donnerstag, dem 29. Februar 1872. Band 4, Berlin 1872, S. 67–69.
Uwe Rada: Die Memel. Kulturgeschichte eines europäischen Stromes. Siedler Verlag, Berlin 2010. ISBN 978-3-88680-930-1.
(Enthält hauptsächlich Informationen zur Flößerei auf der Memel, der Kanal selbst wird dort nicht thematisiert.)
Ernst Thomaschky: Nördliches Ostpreußen und Memelland. Wasserwanderführer im Selbstverlag 1933, Reprint beim Verlag Gerhard Rautenberg, Leer 1989 (Nachdruck 1993), ISBN 3-7921-0420-2, S. 53–55 (Kurzbeschreibung und Kilometrierung des Kanals für Paddler und Ruderer; deutsche Ortsnamen und Frakturschrift)
5000/5000
Максимальное количество символов: 5000
Король Вильгельм канал
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Курс канала короля Вильгельма
Канал короля Вильяма (литовский канал Karaliaus Vilhelmo kanalas или канал Vilhelmo kanalas, ранее Klaipėdos kanalas) - это канал на северном побережье Куршского залива в Литве, который был завершен в 1873 году. [1] Он служил, чтобы соединить Мемель напрямую с портовым городом Мемель / Клайпедой и, таким образом, избежать ранее необходимой, иногда опасной поездки через лагуну. Для этого он соединяет Minge (согласно Minija), который, в свою очередь, впадает в дельту Мемель, прямо в Клайпедский порт. Канал больше не используется для доставки сегодня.
содержание
1 история
2 курса
3 литература
4 веб-ссылки
5 индивидуальных доказательств
история
Канал короля Вильгельма, на северо-восточном берегу Куршского залива и к югу от города Мемель, на карте 1910 года (см. Карту подключения в правом нижнем углу рисунка).
Важную роль в ранние времена играл рафтинг на Мемеле. Древесина, которая была вырублена в верховьях, была транспортирована вниз по реке Неман и частично предварительно обработана в нижнем течении. Большие объемы пришлось перевезти в бывшие центры Кенигсберга и Мемеля / Клайпеды, через которые был организован дальнейший транспорт (в основном из Клайпеды, также по морю через Балтийское море).
После Клайпеды из устья Куршского залива шел естественный водный путь. (В направлении Кенигсберга такой естественной связи не существовало, поэтому искусственный водный путь, система Фридрихсграбена, был построен гораздо раньше.) Однако маршрут через Куршский залив был довольно неопределенным, потому что по нему нужно было обходить Винденбургский угол. Здесь морена простирается далеко в лагуну. В южных и юго-западных ветрах один рискует быть брошенным в камень и гравийный берег, скрывающийся под водой; При северо-западном и северном ветре вы могли проехать в защиту мыса на лагуне, но затем вышли на высоту маяка в море, в состояние открытой воды, которое можно было построить на 20-30 км ветровой трассе.
Место считалось проблематичным и могло препятствовать транспортировке в зависимости от погодных условий или иногда приводило к значительным потерям при рафтинге. Поскольку на деревянных плотах не было страховки, купцы подвергались высоким рискам; Так не получилось во время осенних штормов октября 1862 года плоты стоимостью около 70 000 талеров на данный момент. Также для обычной доставки, Windenburger Eck считался опасным.
Чтобы обойти эту точку, первый канал был запланирован еще в 18 веке, но не был построен по финансовым причинам, так как некоторые торговцы предпочитали размещать свои мельницы в дельте Мемель. Только в 19 веке потребность в пиломатериалах возросла настолько, что здание снова обсуждалось. [3]
Другой план с 1858 года сначала предусматривал канал до Древерны; В 1860 году, однако, планирование было распространено непосредственно на тогдашний деревянный порт Клайпеды около деревни Шмельц / Смелте. [4]
В 1863 году началось строительство канала, и до 1865 года был завершен первый этап планирования Minge to Dreverna. В целом, здание заняло десять лет и было завершено после 1870 года массовым использованием французских военнопленных. Строительство обошлось в миллион миллионов талеров. Водный путь был назван в честь прусского короля, а затем немецкого императора Вильгельма I.
Первоначально плоты и корабли в основном паслись, в том числе вдоль буксирной тропы вдоль восточного Минге и западного берега канала. В 1902 году канал был углублен, чтобы его можно было использовать для более крупных пароходов. [4]
Со временем канал утратил свое значение и больше не функционирует как водный путь. В устье возле Клайпеды установлен памятник французским военнопленным, погибшим при строительстве канала.
Канал Вильгельма, вид на юг
Канал Вильгельма в 1944 году
курс
Начало канала находится в Ланкупяй на Миния, примерно в 17 км от его устья в Атмате (устье Мемеля). В Литве есть единственный замок. Это в основном использовалось для предотвращения весеннего паводка в канале, но сейчас не работает.
Примерно через 13 километров уже есть соединение с лагуной через Древерну - на данный момент вы уже обошли угол Винденбурга. Еще через девять километров канал затем впадает в район порта Клайпеды. Сегодня канал отделен стеной от лагуны и служит водохранилищем для города.