Есть расхожее мнение, что советский легендарный танк Т-34 был лучшим во время войны. Надежным, неприхотливым грозным оружием, способным победить любой другой вражеский танк. Но тогда возникает резонный вопрос: почему, имея на 22 июня 1941 года 1300 «тридцатьчетверок», мы отступали перед 3500 немецкими танками? Ведь согласно этому утверждению, они должны были просто перещелкать всю немецкую бронетехнику. Давайте разберемся с мифами, которыми обросла «тридцатьчетверка». Почему же это танк стал легендарным и самым грозным оружием II мировой войны?
Развитие каждой модели оружия – это длинный путь доделок и усовершенствований. Чтобы сделать свой автомат надежным и лучшим в мире, конструктор Калашников работал 8 лет. Первые АК уже были на вооружении, а он продолжал его дорабатывать и совершенствовать. И сейчас, спустя много лет, его ученики и дети продолжают дорабатывать и совершенствовать все этот же автомат.
Будем откровенны. В первые два года войны Т-34 был весьма далек от совершенства. «Сырым», как выражаются конструкторы. Не отвечал требованиям производства. Но стране отчаянно требовались новые танки, и ради массовости производства требования к выпускаемой продукции снизились еще сильнее. К началу 1942 года дело улучшилось, но до знаменитой надежности было еще далеко. В апреле 1942-го в США прибыли «эталонные» Т-34 – лучшие образцы для оценки американскими испытателями. Первые поломки на полигоне начались уже после 60-го километра, а на 343-м «тридцатьчетверка» вышла из строя окончательно. Воздушный фильтр, согласно отчету американцев, «мог сконструировать только саботажник» – двигатель забился пылью и требовал капитального ремонта. Реальный ресурс двигателя Т-34 в первую половину войны редко превышал сотню моточасов.
Дело стало меняться к 1943 году. Страна перестала выживать. Военных стали занимать вопросы надежности – они планировали гнать немцев на Запад, а для преследования требовалась длительная работоспособность. К началу Курской битвы ресурс дизелей «тридцатьчетверок» был увеличен за счет незначительного понижения мощности до 300 моточасов. Т-34-85, поступившие в войска в 1944 году, были уже надежны по-настоящему, что сыграло большую роль на завершающем этапе войны.
В бою Т-34 был грозным оружием. Даже в первые годы войны. Но, к сожалению, не решающим. Да, он был гораздо лучше, чем немецкие образцы. Но открытые танковые бои случались довольно редко. В реальности происходил «общевойсковой» бой, когда подключалось всё что угодно. Грозными противниками «тридцатьчетверок» были «Юнкерсы Ju-87», славившиеся точностью бомбометания, и 88-мм зенитные орудия, поставленные на прямую наводку. Позднее их поставят в башню грозного «Тигра». Или же подкалиберные или надкалиберные снаряды для 37-мм и 50-мм пушек (в том числе и танковых), резко повышающие огневую мощь этих орудий.
Не особо помогали и рациональные углы наклона башни. Против обычных остроголовых бронебойных снарядов это как-то действовало, снаряды «соскользовали» с танковой брони. Но ведь и артиллерийское вооружение не стоит на месте. У немцев появился бронебойный снаряд с тупым наконечником. Нос этого наконечника был мягче, чем корпус снаряда, но достаточно твердым, чтобы «закуситься» за броню одним из своих острых углов. После того, как это происходило, сам снаряд доворачивался в сторону наклона, входя, таким образом, в танковую броню под наиболее рациональным, почти 90-градусным углом.
К лету 1943 года у немцев появились грозные «Тигры» и «Пантеры». Да и старые модели, танки Pz-III и Pz-IV, модифицировали, серьезно усилив броню – уничтожать их стало гораздо сложнее. Т-34 потерял былое преимущество. 76-мм орудие «тридцатьчетверки» не пробивало лоб «Тигра» даже в упор. Какие-то шансы давал заход сбоку под хорошим углом, но обычным бронебойным снарядом борт «Тигра» пробивался только с каких-то 50-100 метров. В реальном бою этого было явно недостаточно. Т-34 становился почти беспомощным против грозного «Тигра».
Но тут пришел на помощь вражеский опыт. Весной 1943 советская промышленность стала выпускать подкалиберные снаряды – те самые, что помогали немцам против Т-34, когда преимущество было не на их стороне. Это было дорогое решение – такие боеприпасы требовали вольфрамовых сердечников, а этот металл для СССР был крайне дефицитным. Тем не менее, в преддверии Курской битвы почти весь свободный вольфрам был пущен на производство подкалиберных снарядов. Это позволяло поражать борта тех же «Тигров» уже с 400 метров. Может, маловато, но уже кое-что. Из нескольких «тридцатьчетверок» формировались «охотничьи команды», которые старались заходить к неповоротливому «Тигру» с разных сторон. А затем появился Т-34-85. Его мощное орудие при удачных обстоятельствах могло пробивать лоб «Тигра» почти с километра.
Если брать каждый из боевых параметров в отдельности, то Т-34 не был лучшим танком. Он был тесным, шумным (слышно было за километры), поднимал жуткую пыль, что приводило к быстрому обнаружению, топливные баки находились в моторном отсеке и по бортам. Любое его пробитие было фатальным. Вход и выход из танка был медленным и сложным, башня была только двухместной, то есть, для стрелка и командира, которому также приходилось выполнять функцию заряжающего, а, кроме того, из башни был очень плохой обзор. Большинство Т-34 не оснащались радиостанцией, поэтому связь приходилось поддерживать с помощью сигнальных флажков. Конструкция дизельного двигателя была очень прогрессивной, однако из-за низкого качества производства он часто ломался и мог прослужить недолго. Официально заявлялось о двух тысячах километров, но на практике его хватало на значительно меньшее расстояние. Еще одой крупной проблемой была громоздкая коробка передач. Она имела низкую надежность и требовала чрезмерных усилий для переключения, иногда механики использовали молоток. По бронебойности и огневой мощи он уступал немецким «тиграм» и «пантерам», советским КВ и ИСам и даже некоторым американским и английским танкам, тому же «Шерману». И система прицельного наведения тоже оставляла желать лучшего. Все эти фильмы в которых Т-34 на ходу поражает цели – фантастика. В реальности чтобы по нормальному прицельно выстрелить «тридцатьчетверка» должна была остановится
Говоря школьным языком, Т-34 был твердым троечником. По всем дисциплинам у него были «тройки». Но каждый знает, что именно троечники добиваются наибольших успехов в жизни. Если суммировать все показатели, то Т-34 в целом не уступал никакому другому образцу, как немецкому, так и отечественному. Бронебойность ниже, чем у «Тигра», зато проходимость гораздо выше. Чтобы перевезти тот же «Тигр», требовались специальные платформы, а переправить этот танк через реку была вообще сложная задача – ни один мост не выдерживал многотонного монстра.
И главный плюс Т-34, ставивший его в положение лидера войны, это не вооружение, не толщина и рациональные наклоны брони, не сравнительно малые габариты. Главное преимущество «тридцатьчетверки» – технологичность и простота производства. Хваленая немецкая промышленность сделала за годы войны 1354 «Тигра» (по сути, штучный и эксклюзивный товар) и 8700 средних Pz-IV. Количество же произведенных Т-34 (как с 76-мм, так и с 85-мм орудиями) к концу 1945 года достигло 55 тысяч машин. Результат очевиден, одна «Пантера» с легкостью справлялась с одним танком Т-34, а с двумя и тремя весьма проблематично. Но четыре «тридцатьчетверки» жгли ее напрочь. Десять «Тигров» могли остановить наступление пятидесяти Т-34, но на другом участке, где этих грозных «тигров» и пантер» не хватает, сотня «тридцатьчетверок» прорвет фронт и отрежет хваленые немецкие танки от подвоза топлива и боеприпасов. Итог ясен, именно простые «троечники» Т-34 станут победителями. И стали!