М18 Природные катастрофы и пришельцы из космоса: Пер. с чеш./Ред. и послесл. Л. В. Лескова. — М.: Прогресс, 1993. — 352 с.: ил. — (Великие загадки Земли).
Посещали ли Землю в прошлом разумные существа с других планет и не является ли современный человек продуктом их генных манипуляций? Чьими руками возведены египетские пирамиды и статуи острова Пасхи? Кто переместил камни Стонхенджа и о чем рассказывают рисунки в пустыне Наска? Был ли правитель майя космонавтом и как попал в Баальбек «камень беременных»? Почему внезапно исчезли мамонты и куда подевалась Атлантида? И не является ли шумерский эпос о Гильгамеше первым репортажем с космической орбиты?
На эти и многие другие вопросы пытаются найти ответы Рената и Ярослав Малиновы, искусствовед и археолог из Чехо-Словакии.
М 1905020000 — 015 43-92 ББК 63.4+26.8
006(01) — 93
Издательская фирма «Прогресс-Пангея»
Директор фирмы О. Д. Катагощин
No Renata a Jaroslav Malinovi, 1988
Photographs No Drahoslava Kukalova
Jaroslav Malina
Karel Pacner
Pavel Pavel
Evzen Strouhal
Vaclav Sole, Archiv autoru, 1988
No Перевод на русский язык И. И. Попа и Ю. И. Ритчика, редакция, послесловие и примечания Л. В. Лескова, 1993.
ISBN 5 — 01 — 003295 — 3
От авторов
Сначала мы хотели встретиться у нас дома за чашкой чая и поговорить о том, что интересовало человека с незапамятных времен и, по всей вероятности, будет продолжать интересовать его в будущем, — как возникли мир и человек и какими путями развивалась человеческая цивилизация. Мы хотели пригласить видных ученых: археологов — Эррета Каллахана, Джона Коула, Глена Дэниела, Бетти Меггере, Сергея Семенова и Джона Уайта, астрономов — Иржи Григара, Джеральда Хокинса и Эдвина Крупна, антропологов — Яна Бенеша и Эвжена Строугала, известного путешественника Тура Хейердала, биохимика Владимира Карпенко, геолога Зденека Кукала, математика Марию Райхе, этнографа-американиста Вацлава Шольца, индолога Душана Збавителя и многих других специалистов.
Мы, конечно, пригласили бы также Эриха фон Дэникена, Джозефа Бламрича, Уолтера Дрейка, Александра Горбовского, Стюарта Грин-вуда, Робера Шару, Льюиса Пауэлса и Жака Бержье, Джене Филлипса, Людвика Соучека, Эммануэля Великовского и других фантастов и предоставили бы им возможность защищать право на существование их взглядов и теорий в споре со специалистами. Однако осуществить такую встречу практически невозможно. Поэтому мы провели дискуссию заочно.
Ученых и фантастов мы попросили дать письменные ответы. Мы поставили перед ними конкретные вопросы, а они прислали конкретные ответы. Поэтому все теории и факты, упомянутые и процитированные в книге, точны и даны в их истинном значении. Указанные ученые и писатели-фантасты предоставили нам право использовать их высказывания исключительно для этой книги. Они отражают их позиции, относящиеся к 1983 — 1984 годам. Мы стремились воспроизвести их с исключительной точностью. Иначе говоря, мы действовали в полном соответствии с требованиями научной обработки документального материала, получив необходимые разрешения авторов, которые храним в своем архиве. Сведения, взятые из опубликованных работ, приводим в соответствии с принятыми правилами, то есть с указанием библиографических данных.
Таким образом, мы хотим познакомить читателей с новейшими взглядами на возникновение и развитие мира, человека и его культуры на основании скрупулезного изучения материала, не допуская никакого вымысла. Без всякой предвзятости и иронии по отношению к тем, кто придерживается иных точек зрения.
Ярослав Малина, археолог
Рената Малинова, историк и искусствовед
Брно, 1 января 1985 года
I
Теории о влиянии
космических пришельцев
и природных катастроф
на развитие
человечества
Пролог
Как возникли и развивались космос, мир, жизнь, человек и его культура? Вопросы эти очень важны, поскольку ответ на них в той или иной мере влияет на поведение человека. Эти вопросы интересовали и волновали как охотников эпохи палеолита, так интересуют и нас, людей XX века.
Одни отвечают на них так же, как и наши древние предки, связывавшие свое происхождение и судьбу с богами.
Другие склоняются к ответу, обусловленному современным развитием космонавтики и атомной физики, и предполагают, что люди, их культура и цивилизация созданы космическими пришельцами. По крайней мере, считают они, развитие человечества не было плавным и непрерывным, поскольку в далеком прошлом существовали высокоразвитые технические цивилизации, которые исчезли в результате ядерных межконтинентальных, а возможно, даже звездных войн или в результате природных катастроф.
Третьи рассматривают мир и человека в нем как следствие поступательного и независимого развития. Эту точку зрения считаем правильной и мы и попытаемся отстоять ее в нашей книге, что представляется не такой уж легкой задачей.
Достаточно вспомнить, что сторонники иных теорий видят многочисленные доказательства своей правоты в нарушениях движения космических тел, в чешских влтавинах, в шумерских, египетских, индийских, китайских и индейских мифах и легендах, в египетских пирамидах и пирамидах майя, в гигантских каменных статуях острова Пасхи и Перу, в старинных тибетских и турецких картах или в древнейших наскальных рисунках Сахары и Австралии. Каким же образом изучать и правильно интерпретировать все эти сложнейшие астрономические и геологические явления, находки останков человека, материальные и письменные памятники со всех концов земного шара, являющиеся предметом исследования астрономии, геологии, палеонтологии, антропологии, археологии, этнографии, мифологии, шумерологии, египтологии и многих других наук?
Для решения этих вопросов эрудиции археолога и искусствоведа недостаточно. Поэтому мы обратились за помощью к представителям других наук.
Сначала мы изложим суть и развитие теорий наших противников, а потом предоставим слово их самым видным представителям. Они расскажут о современном состоянии своих исследований.
И лишь после этого мы начнем полемику с ними и развернем собственную систему доказательств.
1. Человек —
создание космических
пришельцев
Основная предпосылка теории влияния на развитие человечества космических пришельцев (теория палеоконтактов) — наличие самих космических пришельцев — была сформулирована давно. Четкую ее формулировку мы находим у древнеримского поэта и философа Тита Лукреция Кара в его поэме «О природе вещей»:
...остается признать неизбежно,
Что во Вселенной еще и другие имеются земли,
Да и людей племена и также разные звери.
Но Лукреций Кар не был первым. Ту же мысль задолго до него высказывали многие греческие философы. Не исключено, что она интересовала и охотников палеолита 25 тысяч лет назад, отмечавших простыми черточками на камне и кости результаты своих наблюдений за движением небесных тел.
После переворота, совершенного в науке Николаем Коперником, разрушившим древние птолемеевские и христианские представления о том, что Земля является центром Вселенной, многие мыслители эпохи Возрождения вернулись к идеям античности. Джордано Бруно писал: «Существует бесчисленное количество солнц, как и бесчисленное количество планет, подобных Земле, которые вращаются вокруг своих солнц, как и наши семь планет вокруг нашего Солнца. В тех мирах также живут разумные существа». Эти теории в дальнейшем развивали философы нового времени, такие, как Вольтер и Иммануил Кант. В XIX веке довольно широко были распространены мнения о существовании разумных существ на Луне и Марсе, что нашло отражение и в литературе (например, в «Космических песнях» чешского поэта Яна Неруды).
В XIX веке появилась основа и второй предпосылки теории палеоконтактов — идея о влиянии космических пришельцев на развитие человечества. В 1898 году английский писатель Герберт Уэллс написал научно-фантастический роман «Война миров» о нападении на Землю марсиан, возникший под влиянием рассуждений астрономов о возможности жизни на Марсе.
Родоначальником теории палеоконтактов является американец Чарлз Хой Форт. Всю свою жизнь он неустанно собирал данные, которые, как ему казалось, разрушают общепринятые научные теории. («Защитим науку от ученых» — вот его девиз.) Он опубликовал четыре книги: «Книга проклятых», «Новые земли», «Смотри!» и «Неукротимые таланты». С 1931 года данные, собранные в архиве Форта, стало публиковать общество «Fortean Society» в своем журнале «Fortean Society Magazine» (недавно этот журнал был переименован, и сейчас он называется «Doubt» — «Сомнение»; выходит также журнал «The International Fortean Organization Journal»). Во всех книгах Форта присутствует его основная идея о всемогущих космических существах, для которых мы и наш мир являемся чем-то средним между опытным террариумом и научной лабораторией. В 1919 году в «Книге проклятых» Форт писал: «Я полагаю, что мы являемся чьей-то собственностью. Мне кажется, что Земля когда-то была ничейной, но потом ее исследовали, колонизовали, а затем за ее обладание стали соперничать обитатели иных миров. В настоящее время нами правят самые развитые из них. Это известно уже несколько столетий тем из нас, которые являются особой частью какого-то тайного ордена или сторонниками какого-то культа, чьи члены как рабы особого класса руководят нами в соответствии с полученными ими указаниями и побуждают нас к нашим таинственным действиям»1*.
* Перечень цитируемых работ приведен в конце книги. — Прим. ред.
Продолжателями дела Форта в Европе стали два французских исследователя — известный физик и химик Жак Бержье, а также философ и журналист Льюис Пауэлс. Девиз Форта они взяли в качестве эпиграфа для своего журнала «Planete», который начал выходить в свет в конце 50-х годов в Париже. На страницах журнала они печатали статьи и материалы на самые разные темы: по проблемам окружающей среды и борьбы с голодом, пирамидологии, атлантологии, о таинственных археологических находках, по вопросам религии, мистики, магии, включая демонологию, о неопознанных летающих объектах (лавину статей и заметок об НЛО вызвало появление в 1953 году книги Д. Лесли и Г. Адамского «Летающие тарелки приземлились»2), о посещении Земли пришельцами из космоса и об их влиянии на развитие человечества. Свои взгляды Бержье и Пауэлс обобщили в изданной в 1960 году книге «Утро чародеев»: «Мы не отвергаем предположения о визитах пришельцев из космоса, об исчезнувших без следа атомных цивилизациях, не отвергаем возможности наличия у цивилизаций прошлого знаний и техники, которые можно было бы сравнить с нашими, следы научных достижений, погруженных в разные формы того, что мы называем эзотеризмом, и практических достижений в том, что мы относим к практике магов»3. Позже они углубили и расширили свою теорию за счет новых данных в нескольких совместных и отдельно написанных книгах.
По следам Бержье и Пауэлса пошел и их земляк, журналист Робер Шару, издавший в 1963 году книгу «Сто тысяч лет непознанной истории человечества»4, которая представляет собой смесь рассуждений, гипотез и некритически воспринятых данных об исчезнувших цивилизациях, космических пришельцах и их влиянии на историю человечества. Книга имела большой успех. После нее Р. Шару издал еще несколько публикаций подобного рода.
В 60-х годах в поддержку теории палеоконтактов выступили итальянец Петер Колосимо, издавший в 1964 году книгу «Загадочная Земля»5, и британский исследователь и писатель Уолтер Раймонд Дрейк, книга которого «Боги или космонавты?»6 тоже была опубликована в 1964 году.
Давнюю традицию теория палеоконтактов имеет в Советском Союзе. В первые десятилетия нашего столетия основатель космонавтики К. Э. Циолковский (1928, 1929)7 писал о космической экспансии высокоразвитых цивилизаций и прямых контактах между ними, а также о посещениях Земли из космоса. В это же время Николай Рынин обратил внимание на совпадение отдельных фактов и сюжетов в легендах разных народов, разделенных океанами и пустынями, в которых говорилось о посещении Земли в давние времена обитателями других миров. Н. Рынин допускает наличие зерна истины в этих легендах. Новый импульс дискуссии по данной проблеме придало появление в 1961 году статьи физика Матеста Агреста «Космонавты древности»8. М. Агрест находит подтверждение контактов космических пришельцев с людьми в геологии, археологии, в истории искусств, в письменных источниках. В течение последующих двух десятков лет в Советском Союзе в различных научно-популярных журналах и газетах было опубликовано свыше двухсот работ по проблемам палеоконтактов. В последнее время философ Владимир Рубцов совместно с филологом Юрием Морозовым и другими авторами9 пытаются создать так называемую «палеовизитологию» как отрасль науки, первоочередной задачей которой должно стать исследование реальности контактов космических пришельцев с Землей.
И наконец, Эрих фон Дэникен в 1968 году в книге «Воспоминания о будущем»10 изложил теорию палеоконтактов в обобщенном виде, обосновав ее многочисленными данными из области археологии, мифологии и истории искусств. В отличие от других сторонников палеоконтактов Э. фон Дэникен сумел внедрить свои идеи в широкие массы, сделав по своей книге фильм. Кроме того, его работа была опубликована в многочисленных переводах в разных странах. Произведения Э. фон Дэникена вызвали широкий отклик в научной среде. Появилось множество его сторонников, которые стали изучать приведенные им факты, собирать новые и искать доказательства в пользу теории палеоконтактов.
Идеи Дэникена захватили американского юриста Джене Филлипса, который 14 сентября 1973 года основал в Чикаго «Общество по изучению астронавтики древности» (Ancient Astronautics Society — AAS). Дж. Филлипс писал: «Идея создать организацию, которая занималась бы исследованием такой важной темы, как влияние космических пришельцев на развитие человечества, а также изучением существования высокотехнизированных цивилизаций в доисторическую эпоху, возникла у меня во время просмотра телевизионной передачи по книге Э. фон Дэникена «Колесницы богов?» (так книга называлась в английском переводе. — Прим. авт.]. Мне показалось, что провокационные вопросы, которые Дэникен ставил перед учеными, по-своему логичны, а его интерпретации проблем происхождения жизни и основ верований дают больше удовлетворительных ответов, чем всевозможные научные объяснения. В результате я пришел к выводу, что новая организация при исследовании этих проблем не должна быть перегружена традиционной археологической и иной научной методологией, ибо она должна посмотреть на старинные постройки, предметы и иные свидетельства древности с точки зрения современного уровня развития техники»11.
Общество AAS объединяет специалистов из разных стран, в том числе из Чехословакии, Польши и Советского Союза. Под руководством Э. фон Дэникена создан его европейский филиал с центром в Фельдбруннене (Швейцария). AAS проводит ежегодные конференции и издает один раз в два месяца журнал «Древний горизонт» на немецком и английском языках, в котором публикуются статьи и информация о развитии исследований в данной области. На страницах журнала печатают свои работы почти все известные авторы, в той или иной мере занимающиеся проблемами космических пришельцев и исчезнувших высокоразвитых цивилизаций, а именно: Дж. Бламрич, Э. фон Дэникен, У. Р. Дрейк, С. Гринвуд, Ю. Морозов, Дж. Филлипс, В. Рубцов, Э. Томас и другие, тиражи книг которых достигают миллионов экземпляров. Обществом AAS были также изданы и две книги. Первая из них — «Книга о древних астронавтах»12, составленная Ж. Бержье и Дж. Галле, — содержит доклады участников конференции в Цюрихе. Вторая — «Новые доказательства существования древней астронавтики»13 — является сборником статей по материалам конференции, состоявшейся в Мюнхене в 1979 году.
Книги сторонников и противников теорий палеоконтактов и природных катастроф и их роли в возникновении и развитии Земли, человека и цивилизации.
Итак, общество AAS является создателем и защитником теории палеоконтактов в ее самом современном виде. Именно поэтому мы попросили наиболее известного сторонника этой теории, Эриха фон Дэникена, написать для нашей книги небольшой очерк о его понимании данной проблемы14.
Боги мифов — пришельцы из космоса
Эрих фон Дэникен, 19 декабря 1983 года
Моя теория:
1. В древние времена Землю несколько раз посещали существа из космоса.
2. Эти неизвестные существа путем целенаправленной искусственной мутации развили у живших тогда на Земле гоминидов человеческий интеллект.
3. Следы появления космических пришельцев на Земле отражены в древних верованиях, традициях, сказаниях, легендах и сказках, их можно найти в отдельных культовых постройках и предметах.
Данную теорию я разработал в 1954 году, тогда же опубликовал первые статьи на эту тему. Впоследствии я развил ее в одиннадцати книгах15.
Объективных доказательств правильности этой теории до сих пор представлено не было. Мне пока не удалось найти на Земле предмета космического происхождения, не нашел я ни заспиртованной мумии космического пришельца, ни каких-либо иных останков существ из другого мира. Почему? Разве не логично было бы предположить, что космические пришельцы оставили на нашей планете какой-то мусор? Может быть, монтировочный ключ или испорченную машину? Разве американцы и русские не оставили следов на Луне? Так где же объективные следы космических пришельцев?
Если мы взглянем на поверхность нашей планеты, то увидим, что шансы обнаружить подобные следы незначительны. Две трети поверхности планеты заняты водой, остальное покрывают льды (на полюсах), пустыни и пространства, поросшие зеленью. Под водой, на полюсах и в пустынях целенаправленные поиски внеземных следов нереальны. В лесах же любой предмет, большой или малый, исчез бы бесследно. Он стал бы столь же незаметным, как и города культуры майя в джунглях Гватемалы.
Космические пришельцы это прекрасно понимали. Поэтому перед ними встал вопрос, каким образом оставить будущему, технически развитому человечеству доказательство своего пребывания на Земле? Каким должно быть это доказательство? Какой-нибудь компьютер? Пиктографические письмена? Информация в виде математических формул? Закодированное в генах или хромосомах послание? Каким бы ни было завещание космических пришельцев, перед ними прежде всего вставал вопрос о «сейфе». К примеру, пиктографическое письмо нельзя поместить где попало — в каком-нибудь храме, захоронении или на вершине горы.
Космические пришельцы понимали, что путь человечества лежит через войны, в которых святыни будут уничтожены; они знали, что микроорганизмы и растения могут разрушить их завещание, а землетрясения и наводнения — поглотить без остатка. Кроме того, они должны были придать своему завещанию такую форму, чтобы оно попало в руки того поколения, которое будет в состоянии оценить подобную информацию. Если бы, к примеру, космический предмет нашли воины Юлия Цезаря, они не знали бы, что с ним делать, даже если бы эта информация была на латинском языке. Во времена Юлия Цезаря люди не знали такого понятия, как «путь в космос». Они ничего не знали об экспериментах в области генетики, об эффекте сдвига во времени, о двигательных системах и межзвездных пространствах. Поэтому космические пришельцы должны были воспрепятствовать тому, чтобы доказательство их существования, их завещание, было случайно открыто поколением людей, которое бы его не поняло. Как же решить эту проблему?
Мы обсуждали этот вопрос в «Обществе по изучению астронавтики древности», в этой полезной общественной организации, интересующейся моими теориями, и рассматривали различные варианты. Может быть, послание космических пришельцев закодировано в человеческих генах? На этот вопрос ответит будущая генотехнология. А может быть, космические пришельцы оставили свое послание на какой-нибудь из соседних «мертвых» планет? Этот вопрос будет решен во время будущих межпланетных полетов. На Луне есть загадочные скальные образования внутри кратера Кеплера (НАСА — фото № 67-Н-201) и образования, похожие на пирамиды, в кратере Любнике (НАСА — фото № 72-Н-1387). О них писал американец Джордж Леонард16. Известны также скальные образования на Марсе, которые специалисты называют «Лицо Марса» и «Пирамида на Марсе»17. Даже в настоящее время мы не можем дать однозначного ответа на вопрос о том, являются ли эти скалы геологическими образованиями или искусственными сооружениями.
А нет ли следов пришельцев в поясе астероидов? Профессор Майкл Папагианнис из университета в Бостоне допускает такую возможность18. Об этом он говорил на XXXIII конгрессе Международной астронавтической федерации в Париже.
А может быть, космические пришельцы установили в нашей Солнечной системе какие-нибудь спутники, которые передают различные послания — записывают радио- и телевизионные программы и фиксируют испытания атомного оружия? Британский астроном Дункан Ланэн написал об этом обширную статью19.
А что, если космонавты оставили свое послание на маленьких спутниках, находящихся на особых орбитах вокруг Земли? Такую возможность исследовал американский астроном Джон Бэгби20.
Существуют ли на Земле такие места, которые с точки зрения логики или математики могли бы быть «сейфом» для послания космических пришельцев? Например, полюса Земли? Центр тяжести континентов? Каменный храм на экваторе? Почитаемое на протяжении тысячелетий священное место какой-нибудь религии?
Все указанные варианты имеют нечто общее: они скрыты и человек должен их искать. Они расположены таким образом, что не могут случайно попасть в руки нежелательного поколения. Созданы так, что не могут быть без остатка уничтожены ни микроорганизмами, ни войнами, ни землетрясениями, ни наводнениями. Но не могло ли возникнуть у космических пришельцев опасение, будет ли поколение будущего, к которому адресовано их послание, искать его, возникнет ли у него такая идея? Если я не знаю о существовании чего-то, то меня это и не волнует. Никто не станет искать клад на поле соседа, если у него нет каких-либо оснований предполагать, что клад может быть именно там. Мне кажется, что космические пришельцы должны были сознательно оставлять в различных местах знаки, которые впоследствии подталкивали бы людей будущего технического общества к мысли о том, а не посещали ли Землю космические пришельцы? Нет ли где-нибудь скрытых объективных доказательств их посещения?
Именно на этой стадии мы и находимся сегодня. В своих книгах я привел примеры многочисленных знаков, наводящих на эти вопросы. Делалось это умышленно. Космические пришельцы намеренно рассеивали знаки о своих посещениях таким образом, чтобы побудить будущие поколения к размышлениям. Они стремились к тому, чтобы сведения об их посещениях Земли попали в. священные книги. Они знали, что потомки тех примитивных человечков, которых они посетили, в один прекрасный день сами окажутся в веке техники, сами будут строить летающие корабли, конструировать скафандры и вертолеты. И только после этого они прозреют. И поймут, что священные тексты рассказывают вовсе не о явлениях святых, не о природных катастрофах или племенных обрядах, а содержат в себе сведения о действительно происшедших когда-то совсем иных событиях. Все это вместе с загадочными постройками, культовыми предметами и скульптурами рано или поздно должно будет породить вопросы: а не посещали ли нас пришельцы из космоса и где найти доказательства этому?
В своих книгах я привел множество свидетельств о таких знаках. Я не стану утверждать, что все они приемлемы и правильны. Может быть, я поспешил или воспринял что-то слишком эмоционально. Тем не менее остается очень много надежных и трудноопровергаемых свидетельств. Они могли бы серьезно помочь нам в поисках объективных доказательств посланий «богов».
* Артефакт — предмет искусственного происхождения. — Прим. ред.
К сожалению, проект SETI (Search for Extraterrestrial Intelligence — Поиски внеземного разума) до сих пор не дал положительных результатов, но одновременно с ним должен был быть начат проект SETA (Search for Extraterrestrial Artefacts — Поиски внеземных артефактов *). Роберт Фрейтас в статье, опубликованной в журнале «Journal of the British Interplanetary Society», предлагает начать поиски космических предметов в нашей Солнечной системе21. Он полагает, что космические пришельцы, возможно, оставили следы на других небесных телах нашей системы. Я разделяю его точку зрения, но проект SETA, no моему мнению, должен предусматривать поиски и на Земле. Мне кажется абсурдным предполагать, что космические пришельцы могли толпиться в поясе астероидов или на другой планете нашей системы, а той единственной планеты, где процветает жизнь во всем ее разнообразии, всячески избегали. На Земле есть достаточное количество исходных точек, для того чтобы проект SETA осуществлялся и у собственного порога.
А как обстоят дела с таинственными листами соглашения израэлитов? Согласно мифологической традиции, они находятся сейчас глубоко в земле под кафедральным собором Св. Марии в эфиопском городе Аксум. И что такое Кааба, священный камень мусульман, который, согласно легенде, принес на Землю архангел Гавриил? А загадочное «металлическое зеркало», которое в 660 году до н. э. подарила богиня Солнца Аматэрасу основателю японской империи Дзимму? Зеркало, завернутое в несколько слоев материи, находится сейчас во внутреннем хранилище храма города Исе на острове Хонсю.
О чем говорят таинственные мегалитические культуры Англии, Шотландии и Мальты? Какое послание несут в себе тысячи и тысячи менгиров, строгими рядами возвышающиеся во французской Бретани? Какая сила древности построила гигантские мегалитические подземные лабиринты, так называемый Чинканас, под перуанским городом Куско? Известен по крайней мере один из входов в это сложнейшее подземелье под церковью Санто-Доминго, однако для его исследования ничего не предпринимается. Какие загадочные, могущественные постройки возвышались когда-то над крепостью инков Саксауаман возле Куско? Сегодня на холмах мы находим либо отполированные и ограненные, либо вновь ушедшие в землю блоки необычной формы. Об этом я писал в книге «Путешествие в Кирибати».
Зачем люди разных культур, не контактировавших между собой, делали гигантские наземные рисунки, которые целиком можно увидеть только с воздуха? Широко известна равнина Ласка с рисунками и образованиями, напоминающими взлетные полосы, далеко не единственное место на планете, где люди создали «знаки для богов». Существует множество рисунков на побережье Чили и Перу. Вблизи южноперуанского города Мольендо (в 400 километрах воздушным путем от Наски) тянется внутрь пустыни и дальше в горный массив чилийской провинции Антофагаста серия знаковых рисунков на скалах, смысл которых до сих пор остается неясным. Под ними изображены фигуры, напоминающие роботов, высотой 121 метр. Юго-восточнее Лос-Анджелеса, неподалеку от города Блайта, на берегу реки Колорадо находятся огромные изображения людей и животных. От реки Колорадо к югу до границы с Мексикой, а также от Скалистых гор до Аппалачского плато рассеяно около пяти тысяч так называемых маундов, индейских курганов, по форме напоминающих бизонов, птиц, змей, медведей и ящериц. Некоторые из этих искусственно созданных образований иногда действительно являются захоронениями. Но что самое главное, их форму, как и рисунки в долине реки Наска, целиком можно увидеть только с птичьего полета, с определенной высоты. Есть маунды, чаще всего насыпанные из гравия, в форме человеческой фигуры, к примеру фигура в Уайт-Шелл, в 200 километрах северо-восточнее Виннипега (Канада, штат Манитоба). Гигантскими знаками, обращенными к небу, покрыты также обширные лавовые поля в пустыне Сонора в Мексике.
Знаки подобного типа обнаружены не только на Американском континенте. Создается впечатление, будто по континентам путешествовал какой-то цех рисовальщиков.
В Англии, в графстве Беркшир, возле Аффингтона, есть знаменитый рисунок «Белая лошадь» длиной 110 метров, созданный путем устранения дерна на вершине мелового холма. Рисунок возник в конце 1-го тысячелетия до н. э. В графстве Суссекс есть рисунок длиной 70 метров, так называемый «Уилмингтонский человек», а в графстве Дорсетшир пятидесятиметровый «Гигант Серн Эббас». Но на этом перечень подобных рисунков не кончается. В Саудовской Аравии, в 200 милях южнее Табука, в каменистую почву пустыни врезан и обложен камнями рисунок гигантского треугольника в форме пирамиды, переходящего в своей вершине в сооружение типа дымохода, разделенного на пять одинаковых секторов. На «дымоходе» помещен большой черный круг диаметром больше основания пирамиды. В центре круга располагается большая черная точка. Никто не знает, кто создал это загадочное сооружение в выжженной пустыне и для чего. И лишь одно бесспорно: целиком этот рисунок можно обозреть только с высоты птичьего полета.
А как объяснить многочисленные легенды, мифы и священные книги разных народов, повествующие о явлениях «небесных существ»? Почему мы игнорируем эти свидетельства? Почему их не замечают ученые, изучающие древнейшую историю, и предоставляют их теологам? Используя факт, упоминаемый профессором Луисом Навиа, я хотел бы объяснить, о чем конкретно идет речь.
«Это произошло в 15 000 году до н. э. в каком-то месте на Земле, там, где охотились в лесах люди каменного века. В один прекрасный летний день в небе появился непонятный предмет и величественно приземлился на поляне. Сначала он был весь в огне и грохоте, затем все внезапно утихло. Предмет стоял, неподвижный и грозный. Находившиеся поблизости древние охотники, наблюдавшие приземление таинственного предмета, в панике убежали в свои пещеры искать спасения. Вскоре об этом событии узнали сотни других охотников: произошло что-то страшное, чего они не могли описать своим примитивным языком, а тем более понять, что это такое. Что же это могло быть? Старейшины племени, к которым они обратились, тоже ничего не знали. Жрецы, приглашенные на совет, и те не могли ничего объяснить. Идолы и тотемы молчали.
Рассказы очевидцев множились, но от этого общая картина не только не прояснялась, но становилась еще более запутанной. Страх мешал памяти, и описания становились противоречивыми. Наконец победило любопытство, и перепуганные охотники небольшими группами начали возвращаться к месту грозного события. А предмет по-прежнему стоял неподвижно. Люди наблюдали за ним из лесной чащи и своим примитивным умом пытались найти ему объяснение, однако все их попытки были напрасными: предмет оставался грозным и непонятным. В головах и сердцах людей страх перемежался с надеждой. Опасения их нарастали с каждой минутой. Что может сделать этот предмет, чего от него можно ожидать, спрашивали они себя.
Наступил вечер, но охотники не покидали своих постов. В эту ночь они и не помышляли о возвращении к своим племенным очагам, к женам и детям, ночным обрядам и жертвоприношениям.
На заре их волнение достигло предела. Они не поверили собственным глазам, когда увидели, что из утробы страшилища вышла группа живых существ, похожих на них самих и в то же время очень от них отличавшихся. Первым побуждением древних людей было бежать, спрятаться, что большинство из них и сделало. Другие стали истошно кричать, иные в страхе зарыдали. Однако спустя некоторое время любопытство победило вновь, и они вернулись к страшному месту.
Последовавшие за этим события можно реконструировать по-разному. По всей вероятности, древние люди и космические гости нашли пути к взаимному пониманию и сближению. Возможно, пришельцы стали жить вместе с охотниками, стали их учителями, а может быть, местные племена посчитали их богами. Но настало время, когда гости из космоса, сопровождаемые плачем дикарей, вернулись к своей большой огненной птице и улетели.
После их отлета древние люди всячески старались сохранить память о них в своих сердцах и мыслях. Все, чему они научились у небесных пришельцев, заботливо передавалось следующим поколениям. Почитались и обожествлялись те несколько предметов, которые оставили после себя пришельцы. В предвестии их будущего посещения люди ожидали спасения.
Из поколения в поколение передавали, что боги обещали вернуться. Но со временем оставалось все меньше тех, кто видел пришельцев и общался с ними, и появлялось все больше тех, кто их не видел и знал о них только из рассказов старших. Одно поколение уходило за другим, и вскоре не осталось никого, кто воочию видел пришельцев из космоса. Характер человеческих воспоминаний, отсутствие письменности, жестокая борьба за существование, недоверие сомневающихся — все это превратило реальное событие в миф, детали которого имели очень мало общего с действительным посещением космических пришельцев. В конечном итоге остались лишь рисунки на закопченных стенах пещер, предание об огненной птице, появившейся с неба, и смутное сознание того, что там, наверху, должны обитать высшие существа. Вот и все»22.
Разве подобный рассказ кажется столь уж бессмысленным, гротескным, нелепым? И вообще, разве ничего подобного не происходило? Разве в настоящее время люди реагировали бы иначе? Наш опыт показывает, что люди реагировали бы именно так, а не иначе!
В XXвеке на планете почти не осталось мест, куда не проникла бы современная техника. Такие места есть сейчас лишь в джунглях Южной Америки, меньше — в Африке (пустыня Калахари) и больше всего на западнотихоокеанских островах Меланезии и Микронезии. Наблюдательный швейцарский библиотекарь Ульрих Допатка убедительно доказал, что обитатели этих мест ведут себя при первом контакте с нашей техникой точно так же, как и вымышленные нами древние люди23. Без особых усилий можно также доказать, причем и для близких нам исторических эпох, что люди более примитивной культуры, особенно в том случае, если они не знали техники в нашем понимании этого слова, почитали
более высокую культуру как нечто божественное. В подтверждение этого тезиса приведем несколько примеров.
Условия жизни на небольшом меланезийском острове Танна по сравнению с нашим техническим уровнем примитивны. Весьма интересна религия островитян. Она сконцентрирована исключительно на таинственном существе, боге по имени Джон Фрум, которого, разумеется, среди жителей острова нет. Тела некоторых островитян украшены татуировкой, прочитать которую они не могут: USA. Они рассказывают, что давным-давно их посетил король из далекой страны Америки. Этот бог называл себя Джоном Фрумом и обещал, что когда-нибудь вернется и улучшит их жизнь. Фрум действительно был американцем, случайно попавшим на остров Танна и подружившимся с островитянами. Он их кое-чему обучил, подарил монеты, бумажные деньги, шлем и разные мелочи. Дал им даже фотографию, на которой изображен он или кто-то другой. Островитяне считают, что USA означает не что иное, как «земля обетованная». Бог Фрум знал тайны природы, объяснил, отчего бывают молнии и гром, ветер и небесные явления. Он знал также способы лечения некоторых болезней. Но прежде всего он выглядел иначе, чем островитяне: был высоким, светлокожим, говорил по-другому, у него были какие-то странные привычки. По сообщению К. Мюллера, путешественники, недавно посетившие остров, обнаружили, что жители Тонны ждут возвращения своего бога Джона Фрума24. Итак, в течение нескольких десятилетий возникла новая религия. Подобным образом действие могло происходить и в далеком прошлом при появлении загадочных пришельцев.
16 октября 1978 года по каналу Би-би-си показывали телевизионный документальный фильм в рубрике «Панорама-фильм» о старте ракеты с космодрома в Заире (Африка). Оператор показал также группу местных жителей, наблюдавших за этим событием. Переводчик спросил одного из них, что он об этом думает. Тот ответил: «Это наши сильные друзья, которые посылают огонь к богам». И кто знает, может быть, в недалеком будущем, когда отсюда уйдут специалисты по космической технике, здесь появится «культ ракет».
Когда группа этнографов впервые на вертолетах прилетела в селение племени тасадеев на Филиппинах, одна пожилая женщина, дрожа всем телом, бросилась на землю и закрыла лицо руками. Остальные наблюдали за небесным страшилищем на безопасном расстоянии. После первых осторожных контактов ученые установили в одной из жилых пещер тасадеев магнитофон, чтобы записать их реакцию на свое прибытие. «Предмет, который крадет голос», как назвали члены племени тасадеев магнитофон, записал их разговоры, в которых звучало опасливое уважение к «большой птице», принесшей им столько ценных подарков. Они полагали, что все время будут наслаждаться удивительными предметами, если им удастся установить хорошие отношения с обитателями «большой птицы».
Пример племени тасадеев показывает, что при первом контакте с чужими техническими средствами людьми овладевает одновременно и страх и любопытство. Предметы техники люди пытаются отождествлять с понятиями, известными им из их окружения. Индейцы в свое время называли паровоз «огненной лошадью», а телеграфные провода «поющей проволокой». Папуасы Новой Гвинеи назвали первый увиденный ими гидроплан «дьяволом, который прилетел с неба», а первый пароход описали следующим образом: «Там плывет бог Тибуд Анут и курит длинную сигару».
Первобытные люди иногда пытаются воспроизвести технические средства высокоразвитой цивилизации. Фрэнк Хёрли заметил во время своей экспедиции на Новую Гвинею в 20-х годах, что жители селения Каимари сделали модель его гидроплана в виде игрушки, причем повторили все мельчайшие детали. Такая игрушка имелась в каждой хижине.
Жители же восточной части Новогвинейской возвышенности «построили» в начале 20-х годов «радиостанции». Длинные бамбуковые шесты должны были изображать антенны станции «Пёшн ойл компани» и «распространять» призывы к возврату райских времен, когда товары раздавали даром (gratis cargo). Стремление получить как можно больше красивых вещей заставляло жителей тихоокеанских островов расчищать джунгли и строить аэродромы, для того чтобы на них могли приземлиться воображаемые божества. Они узнали, что для посадки самолета нужна посадочная полоса. Так, жители небольшого островка возле Новой Гвинеи построили настоящий аэродром, чтобы к ним могли прилететь духи. Они видели, как готовили площадки японские оккупанты, и после их ухода принялись за дело сами.
Интереснейший случай возникновения современного мифа записала этнограф из Венесуэлы Л. Барцел. Она изучала индейское племя пемонов в области Гран-Сабана. Согласно легендам пемонов, основателем их культуры был бог Чирикаваи, который, выполнив свои земные дела, улетел к звездам, пообещав когда-нибудь вновь вернуться на Землю. Изучая рисунки пемонов, Л. Барцел с удивлением обнаружила, что индейцы дорисовали в небесном обиталище бога Чирикаваи какой-то инородный предмет. Она спросила главного жреца, что это такое, и получила лаконичный ответ: «Это русские». Что же заставило индейцев поместить «русских» на небо к своему богу?
Кто-то из племени пемонов услышал, что русские запустили в космос спутник — небесную колесницу. Пемоны решили, что через «русских» они могли бы передать своему древнему богу Чирикаваи послание. Трое грамотных пемонов написали письмо «русским» и попросили миссионеров передать его адресату. В результате мы имеем самый удивительный пример отношения первобытных людей к технике: просьбу к «русским» передать послание богу Чирикаваи.
Подобных примеров поведения людей менее развитых культур перед лицом превосходящей силы можно найти множество в период так называемых «географических открытий».
«Они встречали нас так, будто мы явились с небес», — записал Колумб в судовом журнале после посещения одного из Багамских островов. Его испанские последователи Кортес и Писарро уже без всякого стыда использовали это явное недоразумение. Кроме того, им помогало то, что жители империй ацтеков и инков именно в это время ожидали возвращения своих богов, Кецалькоатля и Виракочи.
Когда английский мореплаватель Джеймс Кук бросил якорь на Таити, островитяне приняли его за вернувшегося бога Ронго, который когда-то покинул островной рай на облачном корабле. Североамериканские индейцы из Виргинии торжественно встретили Уолтера Рэли. А португальский мореплаватель Кабрал, первооткрыватель Бразилии, с трудом спасся от горячих объятий туземцев. Как жаль, что в те времена не было фотоаппаратов и магнитофонов! Изучение истории вообще и истории религии, возможно, пошло бы иным путем, и многие маститые психологи вынуждены были бы признать, что их рассуждения о поведении первобытных людей слишком абстрактны и даже смешны. Поведение людей примитивных культур при контактах с высокоразвитой цивилизацией не было иным и в далеком прошлом, насчитывающем тысячелетия. А психологические ухищрения ничего не проясняют и служат лишь для самоуспокоения, обходя большими кругами требуемую научную истину.
Немецкий летчик Ганс Бертрам сохранил себе жизнь в 1932 году исключительно благодаря наскальным рисункам австралийских аборигенов. Последние миролюбиво встретили летчика и его товарища только потому, что на них были большие очки. Аборигены помнили, что нечто подобное было у их богов, изображенных на наскальных рисунках. И если у пришельцев имелось на глазах что-то похожее, значит, они наверняка были связаны с богами.
Из всей неисчерпаемой кладовой мифов и легенд я хотел бы в качестве примера взять лишь один, но он позволяет сделать весьма далеко идущие выводы.
Одной из частей Библии, в знакомстве с которой нам отказано, является Книга Еноха (Енох в переводе с древнееврейского означает «посвященный», «ведающий», «знающий»). Согласно Моисею, Енох был одним из праотцев, патриархом эпохи до потопа, сыном Иареда. Уже в течение тысячелетий он находится в тени своего сына Мафусаила, который прожил, согласно писанию, 969 лет.
Этот Енох — мой друг, и я иду по его следам. У меня особый нюх на всяких загадочных личностей, тем более что эта личность упоминается в Ветхом завете только мимоходом. В Первой книге Моисеевой, в главе 5, стихи 21 — 24, говорится:
«И жил Енох шестьдесят пять лет, и родил Мафусаила. И ходил Енох перед Богом, по рождении Мафусаила, триста лет, и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох перед Богом; и не стало его, потому что Бог взял его».
Это все, что мы знаем из Ветхого завета о Енохе. Но он не заслуживает того, чтобы быть просто так забытым, поскольку является автором волнующей книги. Отцы церкви, включавшие древние тексты в Библию («канонизировавшие» их), ничего не поняли из этих древних каракулей, и в результате Енох не был включен в Священное писание. Большинство современных исследователей Библии придерживается мнения, что Книга Еноха существовала на древнееврейском или арамейском языках, но этот первоначальный текст был утерян и не найден до сегодняшних дней. Однако эфиопы в древности сделали перевод текста с греческого. Затем, еще на начальном этапе истории христианства, эта версия Книги Еноха была включена в ветхозаветный канон эфиопской церкви и с тех пор считается одной из священных книг.
О существовании Книги Еноха стало известно в Европе в первой половине XVIII века. Британский путешественник и родоначальник изучения Эфиопии Джеймс Брюс (1730 — 1794) открыл не только истоки Белого Нила, но и привез в Европу три экземпляра Книги Еноха. Вначале они были весьма посредственно переведены на английский язык будущим архиепископом Кашельским, профессором Ричардом Лоуренсом. И только германскому востоковеду, протестантскому теологу Аугусту Диллману (1823 — 1894) удалось сделать научный перевод Книги Еноха и превратить ее тем самым в предмет научной дискуссии. Этот перевод вышел в свет в 1851 году *. С тех пор в него неоднократно вносились дополнения из других тридцати найденных эфиопских текстов и было проведено сравнительное исследование с греческой версией.
Книга Еноха относится к апокрифам**. Специалисты-теологи считают, что основа Книги Еноха принадлежит одному автору, а ее окончательный вариант сложился лишь ко II веку до н. э. Это вполне возможно. Установить же точную дату возникновения очень трудно, поскольку тексты неоднократно переписывались и перерабатывались в монастырях, где они хранились. Некоторые теологи считают, что Енох никогда никаких книг не писал, а существующие тексты вымышлены. Не знаю, что привело их к такому выводу, ибо Енох не оставил никаких сомнений в том, кто является автором книги.
* Первый русский, перевод Книги Еноха был издан в 1888 году в Казани. — Прим. ред.
** Апокрифы — тайные или вымышленные произведения иудейской или раннехристианской литературы, не включенные церковью в канон. — Прим. ред.
«Когда мне исполнилось 365 лет, одного дня второго месяца я оставался дома один... Тут появились два великих мужа, которых я никогда на Земле не видел. Их лица светились, как Солнце, их глаза были, как горящие факелы. Из уст их исходил огонь, их одеяния и пение были прекрасны, их руки были подобны золотым крыльям. Встали они у изголовья моего и произнесли имя мое. Я проснулся и поднялся с ложа своего; побледнев от страха, низко поклонился им. И тут оба мужа произнесли следующие слова: “Успокойся, Енох, изгони страх свой! Вечный Господин послал нас к тебе, ты должен сегодня вознестись с нами на небо. Отдай приказания сынам своим и челяди своей, что они должны делать в доме твоем! Но никто из них пусть тебя не ищет, пока Господин вновь не приведет тебя к ним”...»
В религиозных текстах неоднократно повторяется, что нашему предку из допотопных времен было какое-то явление или видение. К вящему неудовольствию скептиков, сообщение Еноха слишком точно, а потому не допускает никаких толкований. Ведь Енох просыпается и в соответствии с пожеланием обоих мужей отдает распоряжения, что нужно делать во время его отсутствия. После своих «видений» Енох возвращается веселый и бодрый к своим близким и живет с ними дальше, но однажды вместе со «стражами неба» таинственным образом исчезает. Но, слава богу, он оставил нам книги, которые ему продиктовали пришельцы, и напутствовал своего сына Мафусаила (Книга Еноха, глава 82): «Господин сказал мне: “О Енох, гляди на письмена небесных скрижалей, читай, что на них написано, и запоминай все до мельчайших подробностей”. Вглядывался я в небесные скрижали, читал все, что там было написано, все запоминал и читал книгу.
Это целая наука о правде, написанная Енохом, писарем, которая заслуживает того, чтобы все люди ее восхваляли, и является судьей всей Земли.
А сейчас, сын мой Мафусаил, я буду тебе все рассказывать и напишу все это для тебя; я раскрыл тебе все и передал тебе книги, которые всего этого касаются. Сохрани, сын мой Мафусаил, эти книги из рук твоего отца и передай их будущим поколениям».
Что же написано в Книге Еноха?
В главах с 1-й по 5-ю говорится о суде над миром. Указывается, что Бог небесный оставит свое небесное жилище. В главах с 6-й по 16-ю описывается падение «падших ангелов», указываются имена тех ангелов (то есть космонавтов), которые вопреки приказу своего бога (то есть командира космического корабля) сожительствовали с дочерьми человеческими. В главах с 17-й по 36-ю ведется рассказ о путешествиях Еноха в другие миры и к отдаленным небесным сводам. Главы 37 — 71 содержат так называемые «образные речения», всевозможные притчи, которые пророку сообщили боги: Енох получил приказ передать их дальше, поскольку люди его эпохи еще не могли понять сообщенное им, в особенности из области технических достижений. Они предназначались будущим поколениям. В главах с 72-й по 82-ю указываются исключительно точные данные об орбитах Солнца и Луны, о високосных годах, о звездах и небесной механике. Многие страницы заполнены одними цифрами. В остальных главах приведены беседы Еноха с сыном Мафусаилом, в которых есть и предсказание будущего потопа. Весьма удивительно, если следовать Ветхому завету, что о запланированном потопе первым узнал Ной. В действительности же о потопе был предупрежден Енох, живший за четыре поколения до Ноя.
Приводя ниже отрывки текстов, я хотел бы таким образом познакомить вас с Книгой Еноха, поскольку в этом нам отказали отцы церкви, и указать на те пассажи, через которые проходит красная нить, ведущая к «Стражам небес», «Сынам божьим», «пришельцам» (Книга Еноха, глава 6).
«После того как дети людские размножились, у них родились прекрасные, очаровательные дочери. Когда их увидели ангелы, сыны небес, они затосковали по ним и говорили между собой: “Давайте выберем себе жен среди дочерей людских и произведем себе детей”. Но Семиазас, самый главный из них, сказал им: “Боюсь, что вы это не сделаете и наказание за этот большой грех придется нести мне”. Но тут все в один голос ему ответили: “Мы все клянемся перед тобой и друг перед другом, что от своего намерения не откажемся и задуманное выполним”. Все поклялись вместе и в отдельности друг перед другом. Было их двести, тех, кто во дни Иареда взошли на вершину горы Хермон. И назвали они эту гору Хермон, ибо здесь они приняли клятву и заклинали друг друга. Вот имена их предводителей: Семиазас, самый главный, Уракиб, Арамиел, Акибиел, Тамиел, Рамиел, Даниел, Езекиел, Саракиал, Асаел, Армерс, Бапграал, Анани, Закебе, Самфавиел, Туриел, Юмиел, Арасиал.
Они и все остальные с ними познали женщин; каждый из них выбрал себе одну, и начали они к ним входить и осквернять себя с ними».
Не нужно никакой фантазии, чтобы понять, что эти двести «падших ангелов» никакими ангелочками не были. Ни одна из особенностей, указанных Енохом, не отвечает таким чертам, как доброта и желание помочь, приписываемые библейским ангелам. Последние не плодили детей, не совращали земных женщин, не клялись друг перед другом *. Поэтому в изображенных здесь ангелах мы легко узнаем бунтовщиков против своего господина. Очевидно, восстал против командира довольно многочисленный экипаж, насчитывавший двести членов. Жаль, что Енох не указывает причин бунта.
* В Библии (книга «Бытие», гл. 6, ст. 1 — 4) рассказывается, что ангелы, сыны Божий, брали в жены дочерей человеческих и имели от них детей. — Прим. ред.
В последующих главах Енох перечисляет даже функции, или профессии, этих особых «ангелов» (Книга Еноха, глава 69).
«Имя первого, который привел ангелов вниз на твердую землю и совратил детей человеческих, Иекун. Второго зовут Асбиел; он давал плохие советы, чтобы они осквернили свои тела с дочерьми людскими. Третьего зовут Хадриел; он показал детям человеческим различные смертельные удары, а также разные орудия убийства — панцирь, щит, боевой меч и вообще всякое смертоносное оружие. Четвертого зовут Пинемуе; этот научил детей человеческих различать горькое и сладкое, а также открыл им все тайны мудрости. Научил людей письму... Пятого зовут Касдея; он научил детей человеческих различным злым ударам: как убить зародыш во чреве матери, чтобы вызвать выкидыш, ударам душевным, удушению змеи, удару, который возникает в полуденную жару...»
Указанные имена не тождественны тем, которые приведены в главе 6 Книги Еноха. Но не следует забывать, что в главе 6 Енох перечисляет лишь имена руководителей из общего числа двухсот мятежников. Нам кажется, что и эти командиры не оставались безучастными, когда речь шла об обучении людей. В главе 8 они уже фигурируют в качестве учителей: Асаел научил людей изготовлять боевые ножи, оружие, щиты, броневые жилеты, показал им металлы и обучил их обработке, познакомил с украшениями, браслетами, драгоценными камнями, научил их красить лица, глаза, создавать всякие краски... Семиазас учил людей заклинаниям и сбору кореньев, Армарос — противодействию заклинаниям, Баракел — «астрономии», Кокабел — «асторологии», Езекиел — метеорологии, Аракиел — знамениям Земли, Самсавиел — знамениям Солнца, Сериел — знамениям Луны.
Принимая во внимание эти точные данные (относительно имен и функций), я задаюсь вопросом, какие теологические умы могли прийти к столь извращенному выводу, что в Книге Еноха речь идет о «видении»? Видения и явления не бывают такими точными, они не содержат таких детальных описаний. Шляпы у видений иные!
Если попытаться реконструировать данное событие, устранив из сообщения Еноха позднейшие наслоения, то можно сказать, что в те давние времена случилось следующее.
Командир космического корабля, именуемый Енохом «Наивысший», «Старший», а в некоторых случаях и «Бог», высадил на Землю двести специалистов, которые должны были исследовать самые разные области земной жизни. Пока специалисты изучали Землю, основной космический корабль покинул орбиту Земли, возможно, с целью исследования иной планеты Солнечной системы. Енох называет этих внеземных специалистов «Стражами небес» или «Падшими ангелами». Но в отсутствие командира двести пришельцев подняли бунт и познали дочерей земных. И когда космический корабль с «Наивысшим» возвратился, двести космонавтов испугались, ибо они знали, что командир космического корабля обладает такой системой оружия, которая может уничтожить все проявления жизни на Земле. Енох предстает перед нами со страниц своей книги как мудрый и ученый муж. Он был одним из исследуемых космическими пришельцами объектов. Напуганные бунтовщики приняли решение просить Еноха, чтобы он написал нижайшее прошение и хлопотал перед командиром о понимании и снисходительности в отношении «Стражей небес». В результате Енох попадает в космическом корабле на орбитальную станцию (Книга Еноха, глава 14).
«...Ветры в видении даровали мне крылья и подняли меня вверх. Они несли меня на небо. Я вошел, приблизился к стене, которая была сложена из хрустальных камней и окружена пламенем; душа моя наполнилась страхом. Я вошел в пламя и приблизился к большому дому, построенному из хрустальных камней. Стены этого дома были похожи на пол, выложенный хрустальными камнями, а его пол был из хрусталя. Потолок был подобен мерцающим звездам и молниям, между ними летали херувимы, а их небо было из воды. Огненное море окружало стены дома, и двери его горели огнем. И я вошел в тот дом, который пылал, как огонь, и был холодным, как снег... Но тут стоял и другой дом, больше, чем первый; все его двери были открыты для меня, и построен он был из языков пламени. Во всех отношениях, своей красотой, великолепием, величиной он блистал так, что я не могу его описать. Пол его был как бы огненным, верхнюю часть образовывали молнии и движущиеся звезды, а его потолок был подобен горящему огню. Посмотрел я и увидел в нем высокий трон. Выглядел он обычно; вокруг не было ничего такого, что было бы похоже на светящееся Солнце и напоминало бы херувимов... На нем восседал Его Величество; одеяния его светились ярче Солнца и были белее снега...»
Енох зачитал Его Величеству свою петицию, но получил холодный ответ (Книга Еноха, глава 15):
«Иди и передай Стражам небес, которые тебя сюда послали, чтобы ты за них просил: “Вы сами должны были бы просить за людей, а не люди за вас. Зачем вы оставили высокое святое небо, спали с женщинами, осквернили себя с дочерьми людскими, брали их в жены, как это делают земные дети, и породили сынов-великанов?”»
Отрывок этот однозначен. «Наивысший» четко различает в своем ответе «земных детей» и «Стражей небес».
И наконец, Еноху велят, чтобы он описал все то, что увидел. В своем описании он отмечает удивительные вещи (Книга Еноха, глава 41).
«...Там видели мои глаза тайны молнии и грома, тайны ветров и то, как они разделяются, чтобы дуть над Землей, тайны облаков и росы... дальше увидел я путь Солнца и Луны, откуда они выходят и куда возвращаются, чем отличаются одно от другого и как их пути не пересекаются... (я видел) невидимый и видимый путь Луны, и она выполняет его неизменно днем и ночью... (глава 43); видел я молнии и звезды на небе и видел, как их все называли по их именам и как они слушали. И видел я, как они взвешивались справедливыми весами, согласно силе их света, согласно длине их пространств и согласно дню их открытия...»
Может ли какой-либо ученый объяснить мне, каким образом Енох (задолго до потопа!) пришел к тому, чтобы говорить о «невидимом пути Луны»? Николай Коперник издал свой основной труд «Об обращениях небесных сфер» в 1543 году. Галилео Галилей только в 1610 году открыл с помощью сконструированного им телескопа фазы Венеры и спутники Юпитера. Но ведь таких сведений у праотца Еноха не было! Его данные об «именах звезд» сверхсовременны, астрономы действительно классифицируют звезды согласно их порядковой величине («взвешивались справедливыми весами»), яркости («согласно силе их света»), расположению («длине их пространств») и в соответствии с первым днем их наблюдения («дню их открытия»). Кто обучил всему этому доброго Еноха? Духи? Видения? Извержения вулканов? Силы колдовства примитивных верований?
Главы 72 — 79 содержат математические данные, которые я не хочу и не могу оценивать, поскольку сам их не понимаю. Речь идет о восходе Солнца и Луны, о равноденствии, о високосных годах и днях. Например: «Книгу о движении небесных светил, все, что относится к ним согласно их классам, их власти и времени, согласно их именам, первоначальному месту и месяцам, которую мне показал их предводитель святой ангел Уриел, говоря: “...Того дня Солнце восходит во вторых вратах и заходит на западе, возвращается на восток и восходит в третьих вратах тридцать первого утра и заходит на западе небосклона. В тот день уменьшается ночь, которая имеет девять частей, и ночь равняется дню, а год имеет ровно триста шестьдесят четыре дня. Длина дня и ночи и краткость дня и ночи, их различия возникают в результате обращения... если речь идет о малом светиле, которое называется Луна. Каждый месяц его восход и закат разные; его дни, как дни Солнца, и когда его свет равномерный, Солнце делает его седьмую часть светлой и таким способом восходит... одна его половина выступает одной седьмой, а остальной диск пуст и без света, за исключением одной седьмой и одной четырнадцатой половины его света... в тот день ночь длиннее и состоит из двенадцати частей, а день из шести частей. Солнце прошло главный отрезок и вновь возвращается на тот основной отрезок, и проходит тридцать раз утро в каждые врата и заходит также на западе напротив...”»
Вполне естественно задать вопрос: не выдумал ли Енох все это сам или не почерпнул ли все это из какого-нибудь более древнего источника? Такое предположение вполне возможно, ибо в древних текстах нет ничего невозможного. Но если мы будем подозревать Еноха, что он все это придумал, то мы должны откровенно заявить, что он лжец, поскольку он ясно сказал, кто ему эти данные диктовал. В последних фразах главы 75 он даже утверждает, что видел небесную колесницу и какую-то «орбитальную станцию».
«Я видел колесницу на небе, бегущую по небосводу, над теми тронами, в которых движутся звезды, никогда не заходящие. Один из них больше, чем все остальные, и облетает весь мир»25.
Это лишь краткие отрывки из Книги Еноха. Я выбрал из нее только то, что может служить в качестве свидетельства внеземного визита, и многое опустил. Это можно было сделать только путем разбора очень большого материала.
На примере Книги Еноха я хотел показать, что наши исследователи в области теологии и мифологии упустили нечто весьма важное в своих анализах. Все древние тексты переводились и интерпретировались слишком односторонне, только с точки зрения религии. Полагаю, что следовало бы сделать новые переводы, с новым, современным взглядом на вещи!
Меня очень часто спрашивали, а зачем на Земле должны были приземляться космические пришельцы? Какую цель они преследовали в своем путешествии? Почему они прилетели именно тогда и только к нам?
Спекуляция на понятии «именно тогда» бессмысленна, ибо «тогда» вошло в наше сознание лишь в период существования Homo sapiens. Если бы космические пришельцы приземлились десять миллионов лет назад и создали бы тогда посредством целенаправленной искусственной мутации разумное существо, то это существо ставило бы тот же вопрос: почему «именно тогда»? То же самое относится и к выражению «только к нам». Потому что в настоящее время у нас нет контакта с другими разумными формами жизни в космосе, вот счастье и выпало «только нам». На самом деле мы не знаем, какие солнечные системы, кроме нашей, посетили космические пришельцы.
Почему они это сделали? На этот вопрос у меня имеется двадцать восемь ответов. Какой из них правильный, в настоящее время сказать невозможно. Все же я полагаю, что одним из основных побудительных мотивов было заселение космоса, с тем чтобы нас было много и в конечном итоге в космосе можно было бы установить взаимную связь. Д-р М. Таубе, ученый из Цюрихской высшей технической школы, рассчитал срок возможного заселения нашей Галактики26. Полученные результаты — около пяти миллионов лет, на удивление небольшой срок. Такие же расчеты провел и немецкий астроном Н. Фогт, работающий в Мюнхенском университете27.
Но на два вопроса я до сих пор не ответил. Разве космические пришельцы должны быть похожи на людей? И противоречит ли моя теория эволюционной теории Дарвина?
Известный английский астрофизик Фред Хойл в своей книге «Эволюция из космоса» выдвигает предположение, что и жизнь и разум возникли не на Земле28. Хойл считает, что человек является вновь созданным образованием ранее существовавшей разумной формы жизни. Этот чужой интеллект распался наподобие детских кубиков и оказался рассеянным на большом пространстве. «Кубики» содержали основные биологические материалы, из которых возникает жизнь, какой мы ее знаем. Когда этот молекулярный или биологический строительный набор попал на Землю, он раскрылся, согласно предопределенному способу, так же, как из семян определенного плода вырастает только строго определенное растение.
Лауреат Нобелевской премии Фрэнсис Крик, создавший структурную модель ДНК (двойную спираль), считает, что космические корабли передвигаются слишком медленно, для того чтобы рассеять жизнь в Галактике, и высказывает свое предположение: «Не проще ли было посылать организмы, которые легко перенесли бы долгое путешествие, были бы просты для транспортировки и для которых лучшей средой размножения был бы древний океан? Для этой цели лучше всего подошли бы бактерии. А поскольку они очень маленькие, их можно послать очень много. Кроме того, они сохраняют жизнеспособность даже при самых низких температурах, и первичный океан был бы идеальной средой для их размножения. Может быть, не случаен тот факт, что самые ранние из открытых геологами окаменелостей относятся именно к этому типу?»29.
А какую это имеет связь с вопросом о том, похожи ли космические пришельцы на человека?
Несомненно, что какая-то разумная форма жизни возникла в космосе в качестве первичной. Если подойти к этому вопросу чисто теоретически, то такой формой жизни могли бы быть и мы сами, если бы не было многочисленных признаков, свидетельствующих о визите на Землю космических пришельцев. Эта первичная форма послала «кассеты» с миллиардами ростков жизни во все уголки Галактики. Многие из таких «кассет» не достигли желаемой цели: одни превратились в вечных странников космоса, другие сгорели у какого-нибудь солнца. Третьим выпало достигнуть подходящей планеты, на которой, в соответствии с законами эволюции, смогли развиться существа «по образу и подобию». А дальше развитие шло по принципу снежного кома — неудержимо и до бесконечности.
Следовательно, источник жизни не нужно искать на Земле. Мы являемся лишь «отростком» какой-то иной системы. Поэтому вопрос «похожести» объясняется просто.
Но этот современный взгляд вовсе не исключает того, что космос может быть переполнен иными формами жизни, причем зачастую такими, которые мы не в состоянии представить себе даже при наличии самой буйной фантазии. Однако «ростки жизни» таких чуждых существ на Земле не взошли бы, не смогли бы развиться.
А как быть с теорией Дарвина?
Давным-давно на Землю приземлился космический корабль. Это могло случиться двадцать, пятьдесят или сто тысяч лет тому назад, а может быть, и больше. Из числа живших в то время на Земле гоминидов, развивавшихся в соответствии с теорией Дарвина, космонавты выбрали один экземпляр. У этого «прачеловека» они взяли клетку, генетически изменили ее и поместили в питательный раствор, чтобы выросла яйцеклетка. Эту яйцеклетку они затем искусственно имплантировали женской особи. Через несколько месяцев самка родила детеныша, который, конечно, имел все признаки своих предков гоминидов, но в результате искусственной мутации приобрел то, что отсутствовало у его родителей, — разум. Возможно, он также приобрел способность говорить, накапливать информацию и преобразовывать ее. Это дало ему гигантские преимущества в среде соплеменников. Разумеется, подобный эксперимент должен был быть осуществлен по крайней мере дважды (мужской индивид и женский индивид), чтобы могла развиться популяция. Таким образом, мы вновь оказываемся у истоков древней легенды об Адаме и Еве.
Описанная модель не противоречит ни эволюции, ни религии. В общих чертах сохраняет свою силу и теория Дарвина. Однако missing link, то есть недостающим связующим звеном, выступает не естественный отбор, а целенаправленная мутация.
Если бы наша наука наконец всерьез отнеслась к космической теории, многие загадки были бы уже объяснены, в том числе загадка возникновения жизни и создания разумного существа, а также религиозные догмы, согласно которым «бог» создал человека «по своему образу и подобию».
2. Человек —
жертва катастроф
Жорж Леопольд де Кювье, естествоиспытатель и профессор анатомии из Сорбонны, в 1824 году опубликовал свой труд «Исследование ископаемых костей четвероногих», легший в основу сравнительной анатомии позвоночных. Ж. Л. де Кювье разработал также знаменитый корреляционный метод. «Дайте мне одну-единственную кость, и я с ее помощью восстановлю весь скелет»,— говорил барон де Кювье и с успехом это демонстрировал. С помощью корреляционного метода Кювье успешно реконструировал вымерших копытных, птеродактиля — летающего ящера третичного периода — и других животных. Но еще большую известность он приобрел благодаря геологическому разделу, предварявшему его книгу, который он впоследствии издал отдельным трудом под названием «Рассуждение о переворотах на поверхности земного шара», изложив в нем новую теорию истории Земли и жизни на ней. Первоначально живые существа на Земле были иными и погибли в результате гигантской катастрофы, катаклизма. Затем появились другие живые существа, более совершенные, чем существовавшие в предшествующую эпоху, но и они погибли в катастрофе. Таких катастроф в истории Земли было несколько, последней из них был потоп.
Теория Кювье о катаклизмах (катастрофизм) до 1830 года успешно конкурировала с другими глобальными или частными теориями о происхождении и развитии мира — нептунизмом, плутонизмом, первыми ростками актуализма. В 1830 году английский геолог Чарлз Лайель издал первую часть своей книги «Основы геологии», в которой детально обосновал актуализм. Он отрицал возможность внезапных и глобальных катастроф; все крупные изменения, имевшие место на Земле в прошлом, были вызваны теми же силами, которые действуют и в настоящее время, то есть их действие растянуто на очень длительный срок. По мнению Лайеля, в прошлом происходили те же процессы, что и в настоящее время, они как бы униформны. Униформизм, или актуализм, с тех пор стал основной теорией геологии, которая затем постепенно модифицировалась. В настоящее время допускается наличие и экстремальных явлений, несоизмеримых с человеческим опытом, в том числе и катастроф.
Но актуализм не смог победить катастрофизм полностью и окончательно. Время от времени последний всплывает вновь как основа общей теории возникновения и развития Вселенной, мира и человека или хотя бы в качестве основной причины некоторых важных событий в человеческой истории.
«Меня вдруг осенило, когда я, молодой инженер, наблюдал однажды, как расплавленная сталь разливается по влажной земле, покрытой снегом. Земля взорвалась с некоторым опозданием, но при этом чрезвычайно резко». Этот толчок позволил Гансу Гёрбигеру (инженеру и астроному-любителю, как указано на титульном листе одной из его книг) развить всемирную теорию взаимодействия льда и огня. Он обосновал ее в книге, опубликованной в 1913 году30.
Гёрбигер полагал, что космос, Земля и ее обитатели представляют собой единый взаимосвязанный организм, управляемый изменчивостью постоянной борьбы между льдом и огнем, силой отталкивания и притяжения. Такое состояние возникло уже в момент зарождения Вселенной, когда в пространстве пылало огромное космическое тело, в которое проник гигантский объект, состоявший из космического льда. Длительное время царила тишина, но затем водяные пары вызвали взрыв такой силы, что он разбросал в холодное пространство огромные куски материи. Некоторые из них превратились в планеты нашей Солнечной системы и моментально оказались скованными холодом, покрылись льдом и умерли; и только на Земле продолжалась борьба льда с огнем. Однако все планеты подчинены действию первоначальных и слабеющих сил взрыва и гравитации, которая в определенный период постоянна. Поэтому каждая планета по спирали приближается к своему соседу с большей массой, пока наконец вся система не падает огромной ледяной глыбой на Солнце, чтобы затем дождаться нового взрыва и нового начала.
За свою историю Земля таким образом втянула в свою орбиту три спутника, наша Луна является четвертым. Следствием этого явилась смена четырех геологических эпох, характер которых определило расстояние Луны от Земли: в период наибольшего отдаления и соответственно малого гравитационного воздействия Луны на Земле появились животные средней величины и средних умственных способностей и тогда же, в конце третичного периода, появились и наши предки. При наименьшем отдалении и соответственно самом сильном гравитационном воздействии Луны появились гигантские существа с выдающимся интеллектом, отличавшиеся долголетием и культурными способностями (память о них будто бы сохранилась в многочисленных мифах, и, как установил один из сторонников Гёрбигера Ханс Шиндлер Беллами, сохранились также и материальные доказательства культурной деятельности последних гигантов мезозоя среди людей третичного периода — монументальные постройки в Тиауанако в Андах). В те периоды, когда у Земли не было спутников типа Луны, ее населяли мелкие животные. Но воздействие Луны при ее спиралеобразном приближении, по мнению Гёрбигера, проявляется в различных районах Земли по-разному, поэтому сегодня на Земле живут разные по своему физическому, психологическому и культурному уровню люди («сверхлюди» способны своей энергией оказывать влияние даже на космические силы).
Концепцию Гёрбигера использовали в своих целях нацисты *.
* Лженаучная «теория мирового льда» Гёрбигера широко рекламировалась в нацистском рейхе, где ее автора называли «современным Коперником».— Прим. ред.
В 1950 году оригинальную теорию катастроф опубликовал американский исследователь Эммануэль Великовский. Его книга «Борющиеся миры» вскоре стала бестселлером. В Чехословакии она мало известна, хотя ее упоминают Людвик Соучек в своей книге «Предчувствие теней» и авторы некоторых статей. В США Э. Великовский так же популярен, как и Эрих фон Дэникен.
Э. Великовский построил свою теорию на текстах из Ветхого завета, воспользовавшись также некоторыми данными из астрономии, геологии, археологии, истории и мифологии, что позволяет ему считать свой подход «междисциплинарным». Он исходит прежде всего из убеждения, что действия людей и происходящее в космосе, видимо, влияют друг на друга: Солнце действительно могло остановиться на небосводе, если этого хотел Иисус Навин**.
** Иисус Навин — древнееврейский полководец, который, согласно Библии, приказал Солнцу остановиться на небе, чтобы засветло завершить победой очередную битву.— Прим. ред.
Исходным в гипотезе Великовского является предположение о том, что 3500 лет назад Венера приблизилась к Земле на очень опасное расстояние. Это точно совпадает со временем исхода израильтян из Египта. В результате приближения Венеры на Земле произошла страшная катастрофа, которую Э. Великовский описывает следующим образом:
«В один ужасный миг погибли цивилизации. Животный мир был уничтожен морскими волнами, катившими по материкам груды камней и ила. Волны небывалого прилива убили даже самых крупных животных и смели их кости в слои, которые затем перекрыли другие осадочные породы. В Сибири замерзли мамонты. Одновременно Египет залило морской водой, а армия фараона утонула в Красном море, когда воды Красного моря сначала ушли, а потом вернулись вновь. Земля погрузилась во тьму. Затем Венера успокоилась и удалилась. Через 52 года она вернулась к Земле опять и произошла следующая катастрофа. Все это случилось при жизни Иисуса Навина. Земная ось наклонилась, и Солнце неподвижно застыло на небосводе, как говорится в Ветхом завете***. Прошли века. Венера воздействовала на Марс, он изменил свою орбиту, что привело к опасному влиянию на Землю. Произошли новые катастрофы, о которых говорится в Библии, а также в мифах народов Ближнего Востока»31.
*** Остается думать, что в пылу сражения воины Иисуса Навина не заметили ни одной из этих чудовищных катастроф, за исключением остановки Солнца на небосводе.— Прим. ред.
Подобных теорий катастроф существует несколько.
Жак Бержье и Льюис Пауэлс писали в 1960 году, что, по их мнению, в далеком прошлом существовали весьма развитые цивилизации, использовавшие эзотерические принципы и высокоточные технологии и, возможно, ставшие их жертвами. «Нет ничего проще, чем освобождение атомной энергии. Достаточно растворить соль чистого урана в тяжелой воде. А тяжелую воду можно получить путем повторной дистилляции обычной воды в течение 25 или 100 лет.
Устройство по предсказанию приливов лорда Келвина (1893), этот прапредок современных аналоговых ЭВМ и всей кибернетики, было сооружено из роликов и кусочков нити. Его могли сделать и шумеры.
Такая точка зрения позволяет по-новому взглянуть на проблему исчезнувших цивилизаций. Если в прошлом на Земле обитали люди, достигшие состояния прозрения, и если свои способности они применяли не только в области религии, философии и мистики, но и в области объективного познания и техники, то вполне можно допустить, что они могли творить «чудеса» даже с помощью самых простых средств»32.
Советский исследователь и публицист Александр Горбовский в 1966 году издал книгу «Загадки древнейшей истории», которая сразу же исчезла с прилавков книжных магазинов. Спустя пять лет она была переиздана с дополнениями33. Основываясь на данных астрономии, географии, геологии, палеонтологии, археологии, истории, этнологии, мифологии и др., А. Горбовский «реконструировал» некую развитую цивилизацию (сравнимую с нашей). Он предполагает, что она исчезла в результате всемирной катастрофы, начавшейся где-то в 11 650 году до н. э. и окончившейся в 11 542 году до н. э. Эта катастрофа изменила не только судьбы человечества, но и очертания материков. Люди выжили лишь в самых отдаленных уголках, причем наименее развитые, из среды же цивилизованных в живых остались единицы. Но именно они сохранили важнейшие знания и принялись распространять их среди выживших и развивать новую цивилизацию. Об этом, по мнению А. Горбовского, свидетельствуют сохранившиеся определенные технологические процессы и знания, которые имеются во многих культурах. Объяснить их появление, исходя только из их внутреннего развития, невозможно*.