Аннотация: Критический обзор произведений Л. Минделя и В. Щепака
"В лесу много партизан и все они без "башни" ..." Владимир Карлович Щепак
Видимо, такая уж наша партизанская доля - постоянно опаздывать к основным разборкам. Пробираемся по тылам, идем на запах дыма, но всякий раз выходим лишь к остывшим пожарищам.
Звездная ночь. Бомбовые воронки, остатки орудий, развороченная полковая кухня. Поздно. Нет живых. Кладбища промерзшие. Редкие виселицы в отсветах луны и звенящие на ветру веревки - заледенели. Даже волки, и те молчат. То ли поубивало их, то ли бойцы подъели.
Вот и произведение под стать настроению:
Миндель Леонид Александрович, "Род Хаима Ёсси".
Это тот редкий случай, когда я сначала прочел комментарии, и только потом сел писать отзыв. Очень сложно критиковать подобные вещи. Как я понял, эта история основана на реальных фактах, к тому же, имеющих непосредственное отношение к семье автора? В таком случае, не буду трогать форму, спрошу лишь по содержанию.
"Но было поздно, немцы высадили десант, отрезав пути к отступлению. Обоз Хаима попал в самое пекло, была бомбёжка, потом бой. В общей суматохе Ханна Рейза с дочерью старшей сестры Риточкой потерялись. Остальной обоз завернули и отконвоировали обратно в Прилуки. Там за городом на обрыве их и расстреляли".
Кто с кем бился? Немцы с обозом безоружных жителей? Какой там бой ... Скорее уж, бойня :(. И потом, "обоз завернули и отконвоировали". Что там было заворачивать после бомбежки?
На этом все. Тема слишком деликатная. Скажу только, что разрозненные факты никак не складываются воедино. Одни лишь ниточки, обрывки судеб. История рода не прослеживается.
Лучше я поругаю другое произведение данного автора.
Миндель Леонид Александрович, "Лучшая песня о любви"
Когда натыкаешься на рассказ, названный столь претенциозно, невольно настраиваешься на веселый лад. Либо это нечто душещипательно-женское, либо очень комично-пародийное, вроде "лучшей песни про хомячков".
Итак. Автор рисует перед нами предельно ясную картину черными и белыми красками. ОН - великодушный, но бедный, ОНА - негодяйская, неблагодарная попрыгунья-стрекоза. Другой ОН - совратитель-искуситель в образе Нового Русского. Персонажи лубочны и нереальны. Так и хочется капнуть растворителем в этот черный треугольник на белом фоне. Ну ладно. Начнем с первого диалога.
"Лиза стояла на остановке и куталась в старое пальто.
- Сколько ждать-то можно? - Лиза захлопнула за собой дверь и чмокнула Лёшу в щёку, оставив на ней помадный след.
- Лизыч, извини, уже к концу дня мерина пригнали на переборку, пришлось остаться и посмотреть.
- Вредина ты, Леший, я тут чуть к бордюру не примёрзла.
- Лизка, ну прости, - Лёша, не отрывая взгляда от дороги, погладил девушку по руке. - Зато когда я этому мерсу движок переберу, мы тебе новую шубу купим.
- Не надо мне новой шубы, лучше тебе ботинки зимние и шапку.
- Мышонок, да зачем мне ботинки, домой я на машине езжу, а в ней тепло".
Голубки, да и только. Если на этом закончить рассказ, содержание будет соответствовать названию. А вот продолжение диалога:
"- Тоже мне машина - шестёрка.
- Ну не скажи, не скажи".
Правильно, Леха, не соглашайся с девицей! Что это за наезд такой - "шестерка"?! Более чем странная логика для девушки, которая "кутается в старое пальто", и чей жених не имеет шапки и ботинок. Вот если бы она сказала "восьмидесятого года выпуска", тогда да.
Парень на полном серьезе (с заработка) собирается покупать девице шубу, не имея обуви. Такое бывает. Согласен, что изредка попадаются дамы, которые этого не ценят. Но давайте проследим за развитием сюжета:
Леша и Лиза любят друг друга и снимают квартиру в хрущевке. При этом Леша - нищий московский автомеханик, способный качественно перебрать движок мерса. Прошу отметить - нищий. Живут они себе, воркуют, но тут появляется (тоже не жизненный) образ нового русского Бори. Знаете, этот Борис вообще хам. В московском автосервисе перебрать движок мерса за пятьсот баксов? Это весьма по-божески. Более чем. Но уж точно мало для того, чтобы заказчик, здороваясь, кивал, не оборачиваясь. Хочется его стукнуть по голове. С ноги в пятак. Или монтировкой.
Методом нехитрых вычислений мы узнаем, что героине двадцать один год (если только она не второгодница). Что же, вполне зрелая дама. И вот этот Боря, бывший одноклассник Лизы, приглашает девушку на ужин, после чего вдруг оказывается, что Боря очень Лизу любит (видимо, все те пять лет, что они не виделись, он тайно страдал). И она верит, естественно. И уходит к искусителю, не переставая любить Лешу. Но Леша не идет мочить Борю, отнюдь. Вместо этого он (видимо, тоже крыша поехала) меняет в своем жигуленке все, кроме корпуса, и устраивает с Борисом гонки по Москве. На Кузнецком. После часовой гонки Леша разбивается. Сзади в него влетает Боря, но отделывается ссадинами и пятью тысячами долларов. Ему повезло, учитывая:
1) На какой скорости он ехал;
2) То, что его действия попадают под классификацию "несоблюдение дистанции, повлекшее за собой человеческие жертвы";
3) Да тройная авария, да летел на красный свет ...
Как он не сел на пару лет - загадка. Уж точно пятью тысячами бы не отделался. Ну да ладно, разве в этом дело? Это я так, ворчу. У нас же главное - взаимоотношение героев. А дальше взаимоотношения таковы: Лиза выходит за Борю, рожает ему ребенка и, цитирую:
"Каждый день рождения Лиза ждёт мужа с работы, а когда он приходит, спрашивая как прошёл день, мучительно хочет услышать в ответ: Ты представляешь, меня сегодня жигуль обогнал".
Скажу честно, концовку я не понял. Она чего ждет? Чтобы кто-то оказался круче Бори? Чтобы Леша из мертвых восстал? Нет, правда, я не уловил идею ...
* * *
Ну что сказать.
Сказка, конечно. Видятся кадры из фильма "Хочу в тюрьму". Поправьте меня, если ошибаюсь, но думаю, что никакой жигуленок, пускай и перекроенный, не уделает мерседес. И дело тут не в движке или дисках. Жигуленок проиграет по сотне показателей, от аэродинамических до ходовых.
"Борис пребывал в сильнейшем недоумении. Уже около часа он носился по Москве за синими жигулями, но не мог не то, что обогнать, а даже поровнятся. Больше всего выводило из себя то, что, оторвавшись вперёд шестёрка, притормаживала, что бы подождать не поспевающего Бориса.
Машины летели по Кутузовскому в сторону области, маневрируя в потоке".
Я не представляю себе описанные гонки. Чем брал этот синий монстр? Тем, что с места рвал? Или это был очень старый мерседес? В Крылатском по кругу - да. Но "носился по Москве"? Это где так можно, если не секрет? Летели по Кутузовскому?! На каком отрезке?! Там такой плотный поток, а движение столь агрессивное, что даже прожженные московские таксисты крякают!
Ладно, пусть у него "сто тридцать лошадей" (что не так уж и много), но там светофоры один на другом.
Резюмирую: парня жалко. И еще жалко сына этой девицы. Что-то из него вырастет. А вот автомобильные вставки хороши. Эдакая мрачная педантичность оскорбленного в лучших чувствах джигита.
* * *
Ладно, перейдем к другому автору. Хватит ругать Леонида Александровича, тем более, что у него есть замечательные вещи. Те же "Слоники", например. Вот это понравилось, рекомендую. Но мы не хвалим. Мы специализируемся на тех, что послабее.
Наша следующая цель - Щепак Владимир Карлович. Или как он себя называет - бравый солдат Швейк. Он наш соратник, вроде как? Путаницу внес, народ смутил. Нехорошо-с. Ну да ладно. Бей своих, чтоб чужие боялись!
Сразу вносим коррективу. Мы те партизаны, что орудуют исключительно в тылу. Мы вышли из темного леса, мы дикие и неприрученные, хвалить не умеем и никому свою точку зрения не навязываем.
Ух ты! 11,999 посетителей! Ай да Владимир Карлович! Двенадцать тысяч маленьких, умненьких, читающих. Кстати, что странно, при таком огромном количестве посетителей, так мало оценок. Идем в статистику и видим: тучными стадами идут читатели в раздел, но ничего не читают. Вернее, читают, но мало. Ладно, не наше это дело. Но стало интересно, что же бравый солдат пишет, если его так любят? А пишет он следующее:
Щепак Владимир Карлович, "Триста триллионов лет назад".
В аннотации сказано: Сказка-притча, запчасть от Проекта "Юпитер"
Ска-азки ... Мы любим слушать сказки! Очень любим, особенно, сидя у костра. Я не знаком с проектом "Юпитер", но то, что это запчасти, вижу сразу. Первая строчка бьет, как болванкой по затылку:
"Появился новорожденный на свет. Он был рожден в муках"
Так и хочется добавить "рожавшей роженицей".
Пойдем по сюжету:
Мама-энергия страдает манией величия, вынашивая сыночка - голубого гиганта. С чего-то она взяла, что ее отпрыск устроит всем козьи рож ... искривление пространства и вообще, станет центром галактики. Понятное дело, кому такая наглость понравится? И злобный сосед, желтый карлик, заманивает новорожденного сыночка в ловушку. Матушка думает о мести, да руки у нее коротки, несмотря на то, что никто "не обладает такой напряженностью поля как она". Почему? А черт его знает. Но мама дает сыночку всякие вредные советы (еще та семейка! чему автор учит детей?), как то: бросаться камнями. Сначала я думал, что голубой гигант - это Земля. Но я ошибся. Гигант кидает спутник "на третью планету", который летит "коротким метеоритом". Да, там так и написано. От этого зародилась жизнь. Карлик просек фишку и выбросил мощный поток энергии (но ведь энергия - это мама), в результате чего появились мутанты, способные мыслить. То есть мы с вами. Ммм ... Вроде все.
Теперь ощущение от прочитанного: сказка есть, но сказка, рассказанная ребенком в детском садике сверстникам. Ограниченный словарный запас. Постоянные повторы и штампы. Алогичность рассуждений.
Ви хочите примеров? Их есть у меня! По порядку:
"в ближайших окрестностях" - тавтология.
"Да, он сможет стать голубым гигантом, да, он сможет диктовать условия соседям - если ничего не произойдет за время, когда он будет расти и мужать."
Мужать. То есть, ваш голубой гигант точно станет мужчиной. Хотелось бы узнать поподробнее, как это произойдет. Если это будет описано в проекте "Юпитер", то я - первый в очереди на прочтение!
"Но, на беду, очень близко по соседству жил злобный желтый карлик. Он знал, что, если потерять время, то ему первому достанется от будущего императора Галактики".
Что достанется? Из следующего предложения понятно, что именно, но последовательность цепочки нарушается.
"Она страшна в гневе и она сильна, никто в Галактике не обладает такой напряженностью поля как она, кроме центра."
Весьма путано, к тому же, нарушен порядок слов ("кроме центра"). "Никто ... кроме центра". Центр - это нечто живое?
"Ждать пришлось недолго: не успела третья планета сделать вокруг карлика и миллиона оборотов - закипела, забурлила жизнь на ней. Она оказалась самой благоприятной для углеродной жизни, а магический талисман оплодотворил ее и благословил на существование."
Бог с ней, с загруженностью однокоренными словами (благоприятной, благословил) и повторами, - но скажите по-человечески, кто(что) на ком(чем) закипел и оплодотворил?! И при чем тут "магический талисман"? Это тот самый камушек? Бр-р ...
"Малыш начал экспериментировать над понравившимся видом, многие поколения проводил селекцию, пытаясь вдохнуть в них разум."
Разум в поколения. А еще ум, честь и совесть ...
Напоследок я приведу пять заключительных абзацев, очень уж понравились:
"По планете пронеслись ураганы и катастрофы. Разломились материки, вспучилась вода и полилась огненная лава из недр планеты. У матери сжалось сердце. Но углеродная жизнь выжила, она цеплялась и боролась за существование. Выжили и смешные вертикально ходящие существа. Жизнь подверглась уродливой мутации. Например, у двуногих облезла шерсть."
"По планете, из недр планеты ..." - неужели так сложно избегать повторов?
"смешные вертикально ходящие существа" - это сильно. No comments.
"Но карлик сам не подозревал, что совершил - он создал мутантов, способных мыслить! Малыш это сразу понял, когда увидел одного двуногого, схватившего палку, чтобы в злобе ударить другого двуногого. Он стал осторожно развивать эту особенность двуногих."
Что сделал карлик? Устроил ураганы и катастрофы. При чем тут разум? Или разум есть следствие учиненного безобразия? Что стал развивать малыш? Злобу? Способность схватить палку? Способность ударить?
"Карлик осознал свою ошибку, но больше не рискнул применять экстраординарные действия. Он решил бороться за разум, который невольно сам создал. Наконец, он понял, что матери-энергии зачем-то нужны разумные существа."
Угу. Карлик осознал, раскаялся, искупил. Его поведение было недостойно звания желтого карлика. Он еще и догадливый: понял, что "зачем-то нужны существа". Как Штирлиц, пораскинул мозгами.
"Борьба за умы ужесточилась и продолжается до сих пор. Кто кого победит? Будущее покажет."
Разум и ум - вещи разные. И борьба за умы, несомненно, продолжается, но сказка не акцентирует на этом внимание.